Что такое счастье? Что такое счастье для детей младшего подросткового возраста? Может общение, а может учёба! На эти вопросы попыталась найти ответ Медведкова Алёна, ученица 7 класса, в своей исследовательской работе "Когда счастливы дети"
Вложение | Размер |
---|---|
kogda_schastlivy_deti.docx | 49.78 КБ |
Районная научно-практическая конференция «Шаг в науку» - 2013
Тема: «Когда счастливы дети»
Автор:Медведкова Алёна Олеговна, ученица 7 класса муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Засопка муниципального образования Читинский район
Руководитель:Фаркова Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Засопка муниципального образования Читинский район
2013 год
Когда счастливы дети.
Медведкова Алёна Олеговна,
ученица 7 класса муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Засопка муниципального образования Читинский район
Аннотация
Цель работы: на основе изучения литературы и опроса учащихся школы выявить, в чём видят себя счастливыми младшие школьники и подростки.
Методы исследования: анализ, анкетирование, сравнение, обобщение.
Выводы: Каждый понимает счастье по-своему, у каждого “свое” счастье.
– Почему же быть счастливым полезно в первую очередь для себя самого?
Счастье – это положительные эмоции. Чем чаще человек испытывает их, тем меньше нервного напряжения возникает в его организме, а значит, тем он здоровее. Известно, что больше всего долгожителей в горных селениях. Там встречаются старцы, которым 100 и более лет. Что же так благотворно действует на людей? Ученые долго искали причину этого явления и пришли к выводу, что главное здесь – добросердечность, доброжелательное отношение к окружающим.
– Вспомните ситуации в вашей жизни, когда неудача стала причиной успеха.
1)В комнате прохладно, но зато... (так легче думается).
2)С утра не кончается дождь, но мне кажется это замечательным, потому что... (в такой день хорошо сочиняются стихи).
3)К уроку мне надо перечитать огромную кипу книг, но это хорошо тем... (что я узнаю много нового).
Послушайте старую восточную легенду. После того как боги сотворили Вселенную, Землю, звезды, Солнце; после того как они сотворили Природу – горы, моря, океаны, леса; после того как они сотворили Человека – они создали Счастье. Боги не хотели, чтобы Счастье досталось Человеку даром, без труда. Он должен был сам достичь, открыть его. Боги задумались, где же спрятать Счастье. Сначала они хотели спрятать его на вершине самой высокой горы, потом – в самом глубоком месте океана, затем на самой далекой звезде. Но все эти места казались им слишком доступными. И тогда они решили: “Спрячем Счастье в сердце человека, он станет искать его на земле и на небе, в лесах и в воде, даже не подозревая, что все время носит его с собой”.
Когда счастливы дети.
Медведкова Алёна Олеговна,
ученица 7 класса муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Засопка муниципального образования Читинский район
План исследований
Цель работы: На основе изучения литературы и опроса учащихся школы выявить, в чём видят себя счастливыми младшие школьники и подростки.
Задачи работы:
1) узнать в специальной литературе, что такое счастье.
2) провести анкетирование учащихся школы с целью определения счастья для разных возрастных групп.
3) проанализировать результаты исследования, сделать выводы.
4) выступить на родительском собрании с результатами исследования.
Объект исследования: человек.
Предмет исследования: психология.
Участники исследования: учащиеся МОУ СОШ с. Засопка – 2а, 4а, 4б, 6, 7 кл.
Гипотеза исследования: если верить данным возрастной психологии, то младшие школьники счастливы, когда хорошо учатся, а подростки, когда у них хорошие друзья.
Методы исследования: анализ, анкетирование, сравнение, обобщение.
Список использованной литературы:
1. Д.Н. Ушаков. «Толковый словарь современного русского языка» в 4 т; М. «Просвещение» 1995г
2. М Фасмер. «Этимологический словарь русского языка» в 4 т. М; «Прсвещение», 1997г
3. В. Ляшенко «Поговорим о счастье» СПБ: 2005г
Когда счастливы дети.
Медведкова Алёна Олеговна,
ученица 7 класса муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Засопка муниципального образования Читинский район
Введение
Часто случается, что человек считает счастье далёким от себя,
А оно неслышными шагами уже пришло к нему.
Джованни Боккаччо
Возможно ли счастье? Где его искать и как? Да и что такое вообще – счастье? В данной статье я воздержусь от каких-либо рецептов, а ограничусь пока лишь тем, что попробую разобраться в смысле слова счастья, а через него – в смысле соответствующего явления.
Тема счастья близка каждому. Она близка настолько, что кажется, будто она сама собой разумеющаяся. Однако почему о счастье столько разговоров, а оно все никак не дается в руки, неуловимо, как скользкий лещ? Быть может, потому, что одурманенные словами, мы перестали вникать в их смысл и значение, а через это перестали понимать и самих себя?
И я, пожалуй, начну свои размышления о счастье с азов – с самого слова счастье. Что нам о нем говорит толковый словарь русского языка?
СЧАСТЬЕ:
1) Состояние довольства, благополучия, радости от полноты жизни, от удовлетворения жизнью;
2) Успех, удача (преимущ. случайная);
3) Участь, доля, судьба. Всякому свое счастье;
4) Им. п. счастье употр. также как сказуемое главного предложения в знач. очень хорошо, крайне приятно (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова).
СЧАСТЬЕ по М.Фасмеру: укр. щастя; ц-слав. съчстьнъ «причастный»; праслав. sъcestьje объясняют из sъ- : др.-инд. su- «хороший» + cestь «часть», т. е. «хороший удел».
Этимология как будто недвусмысленно выводит счастье – как соединение с частью: с-частье, со-частье. Однако здесь не все так однозначно, как может показаться, ибо и это соединение можно понимать по-разному. Сейчас мы как-то легко забываем, что в те далекие времена образования слов Мир для людей был, мягко говоря, немного другой, и жили люди не так, как живем мы. Забывать об этом – значит отказываться понимать и заниматься не пониманием действительного, а утверждением того, что хочется утвердить.
Первое счастье.
Счастье (назовем его первым счастьем), таким образом, было установлением и поддержанием связей с богами. В разных культурах эта связь представлялось по-разному: например, в Библии говорится о «Заветах» Бога, а в Ведах – о всеобщем мировом законе Рита. Связи эти устанавливались, поддерживались и восстанавливались через обряды и жертвоприношения.
Второе счастье.
Это то счастье, как мы его понимаем сейчас и о котором вещает нам словарь Ушакова. Предположу, что это понимание счастья начало зарождаться вместе с убийством богов, а оформилось вполне – с уничтожением последнего из оставшихся в живых – Единого Бога. И в жизни не осталось места священному.
Третье счастье.
Понимание третьего счастья рождается из понимания счастья как установления связи без ожидания обратного вознаграждения. Это, как мы понимаем, вторая часть отколовшегося Мира от некогда единого сакрально-материального или духовно-бытийного первого счастья. При таком понимании счастья, моя забота – лишь установление своей связи, мое присоединение.
Практическая часть
Как я проводила исследование:
Исследование 1.
Я разработала анкету:
1.Как ты думаешь, что такое счастье?
2. Что тебе нужно для полного счастья?
3. Чтобы быть счастливым, нужно жить одному и для себя, или же с кем- то и ради кого- то?(пояснить)
Затем я провела социологический опрос учащихся нашей школы младших классов и подростков. В анкетировании принимало участие 96 учащихся.
Результаты анкетирования:
-Когда все здоровы. (20%)
- Другое (18%)
2.Что тебе нужно для полного счастья?
Младшие школьники | Подростки |
Хорошо учится (60%) | Богатство(19%) |
Родители и друзья(17%) | Здоровье себе и родным(47%) |
Разные потребности(23%) | Разные потребности(34%) |
3. Чтобы быть счастливым, нужно жить одному и для себя, или же с кем- то и ради кого- то?(пояснить)
Младшие школьники | Подростки |
С кем-то! С родителями(79%) | С кем-то! С друзьями и близкими(83%) |
С кем-то! С животными(7%) | Можно и одному(6%) |
Другое(14%) | Другое(11%) |
Заключение.
Таким образом, гипотеза, которую я выдвинула, что если верить данным возрастной психологии, то младшие школьники счастливы, когда хорошо учатся, а подростки счастливы, когда у них хорошие друзья, подтвердилась.
Первоклассник счастлив, когда у него получаются написанные им с таким трудом буквы и цифры. Как он горд, когда учительница говорит ему: «Молодец! У тебя всё замечательно!». Ученик 2 класса тянет руку, чтобы правильно ответить и огорчается, что его не спросили. Учащийся 3 класса несёт с гордостью домой дневник, в котором пятёрки.
И таких примеров множество. Задача родителей и учителей - создать для ребёнка такие минуты счастья, ситуации успеха. Давно замечено, что если ребёнок счастлив в начальной школе, то чаше всего он успешен в жизни!
Подростки – это такие дети, которые хотят уже быть взрослыми. В этом возрасте они учатся общаться со своими сверстниками, строить отношения со взрослыми. Счастливы, когда у них есть настоящие друзья, которые готовы и в огонь, и в воду за друга. И огорчаются, если ссорятся с друзьями. Чётко имеют представление о настоящем друге и просто о товарище.
Приложение
Приложение 1
Анкета
Как ты думаешь, что такое счастье?
_________________________________
____________________________________________________________________________________________
Что тебе нужно для полного счастья?__________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Чтобы быть счастливым, нужно жить одному и для себя, или же с кем то и ради кого-то
Рисуем домики зимой
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Учимся ткать миленький коврик
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
В какой день недели родился Юрий Гагарин?