Цель проекта: вовлечь пожилых людей в жизнь современного общества и создать возможности для их самореализации посредством обучения компьютерной грамотности.
Реализация проекта поможет людям пожилого возраста адаптироваться к реалиям и требованиям современного общества, не чувствовать себя одинокими, а так же будет являться очередной ступенью в формировании у школьников чувства гражданской ответственности.
Вложение | Размер |
---|---|
vam_veterany_nasha_zabota.docx | 528.71 КБ |
ПРОЕКТ
Цель проекта: вовлечь пожилых людей в жизнь современного общества и создать возможности для их самореализации посредством обучения компьютерной грамотности.
Задачи:
Введение
В нашем городе стартовала кампания по выборам будущего депутатского корпуса. От работы выбранных депутатов будут зависеть качество жизни и благосостояние народа. Выбирая депутатов, избиратели дают им наказ. В наказе жители избирательного округа информируют о своих проблемах, которые они хотели бы решить с помощью «своего человека» во власти. Свет, вода, школы, дороги и просто человеческая боль – все в наказ депутату. К сожалению, просто нереально разрешить все вопросы, предложенные избирателями, ведь выполнение некоторых из них требует длительного времени.
Одним из приоритетных направлений в работе депутатского корпуса и государства в целом является создание условий для качественной жизни пожилых людей, пенсионеров, ветеранов. Только тесное взаимодействие и конструктивный диалог государственных органов и структур гражданского общества позволят выстроить эффективную систему социальных гарантий и сформировать правильное отношение к старшему поколению, в основе которого, прежде всего, должны быть уважение, внимание и забота.
Поэтому наша инициативная группа решила остановиться на одной из наиболее актуальных проблем – проблеме обучения пенсионеров компьютерной грамотности, решение которой поможет формированию добрых взаимоотношений между подростками и пожилыми людьми.
Реализация проекта поможет людям пожилого возраста адаптироваться к реалиям и требованиям современного общества, не чувствовать себя одинокими, а так же будет являться очередной ступенью в формировании у школьников чувства гражданской ответственности.
Результаты анкетирования
ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ
№ | Наименование | Количество | Стоимость | Затраты в рублях |
1 | Ноутбук | 3 | 15000 руб. | 45000 руб. |
2 | USB-модем | 3 | 1000 руб. | 3000 руб. |
3 | Принтер | 1 | 1500 руб. | 1500 руб. |
4 | Ксероксная бумага | 3 | 200 руб. | 600 руб. |
5 | Ежемесячная оплата связи | 3 | 150 руб. | 450 руб. |
Итого: | 50550 руб. |
Для того чтобы в стоимость проекта не вошла аренда помещения, рекомендуем использовать читальный зал библиотеки имени Л.Н. Толстого.
Актуальность проблемы
С возрастом характер человека меняется. Он становится более ворчливым, придирчивым, обиженным, все ему не так и ничем ему нельзя угодить. Так считаем мы, молодые – их дети, внуки. В нашей стране, к сожалению, существует негативное отношение к старости. Молодежь воспринимает пожилого человека, как нуждающегося в постоянном уходе, являющегося лишь дополнительной ненужной нагрузкой для здоровых людей. Нам пока трудно найти положительные формы взаимодействия с ними.
Хотя незнание особенностей, сопутствующих поздней жизни, еще не означает плохого отношения к пожилым людям в целом. В молодых группах являются значимыми представления о том, что «старших нужно уважать», «пожилые вызывают жалость и сострадание», «необходима социальная защита пожилым».
Наряду с негативными характеристиками (консерватизм, критичное отношение к молодежи, занудство, ворчливость) у молодежи присутствуют и позитивные характеристики (забота о семье, доброта, наличие большого опыта, мудрость, духовная значимость пожилых для молодежи, пожилые прожили достойную жизнь).
В настоящее время научный прогресс двигается так быстро, что порой мы сами не поспеваем за всеми новинками, которые нам предлагают, а куда уж за нами угнаться пенсионерам, людям, которые не знают и половины того, что знаем мы. Не стоит забывать об их жизненном опыте, о многих философских изречениях, в которых ярко выражен опыт этих людей, сказано, что мы должны гордиться ими, уважать и ценить. Хотим вашему вниманию предложить лишь некоторые из них: «Неприятно стареть, но приятно мудреть», «Не стоит бояться старости, мы все зависим от нее», «Человеку столько лет, на сколько он сам себя чувствует».
Известный американский психолог Э. Эриксон считал старость стадией развития личности, на которой возможно либо обретение такого качества, как интегративность – целостность личности, либо переживание отчаяния от того, что жизнь почти кончена, но прожита она не так, как хотелось и планировалось.
Ни для кого не секрет что с выходом на пенсию вся жизнь пенсионера меняется, и, зачастую, не в лучшую сторону. Стоит немного подробнее остановиться на этих факторах: снижается материальное благополучие, ухудшается здоровье, появляется ощущение ненужности, дети выросли и больше не нуждаются в опеке, сбивается обычный ритм жизни, не надо рано вставать и идти на работу, появляется много свободного времени. Именно выход на пенсию для многих служит последним фактором для получения новых и обострения старых болячек. Здоровый старый человек должен развивать, в соответствии со своими интересами, привязанностями и потребностями, широкий диапазон различных форм активности: культурной, профессиональной, общественной, художественной, спортивной. Окружение должно оказать ему в этом помощь, не создавать барьеров между ним и собой. Старость ни в коем случае не должна быть пассивной вегетацией, она должна стать дальнейшим этапом реализации стремлений человека, удовлетворения его потребности быть значимым и самостоятельным. За границей с выходом на пенсию начинается новая жизнь «Я, может быть, только жить начинаю, на пенсию выхожу», они путешествуют и занимаются собой. Реалии же нашей жизни таковы, что до пенсионеров нет никому дела. Важно в этот момент найти новое хобби, неважно какое, приносящее пользу обществу и доставляющее радость себе. В настоящее время стало получать распространение открытие институтов для пенсионеров, танцы, клубы по интересам и т.д. И огромную роль играет совместная деятельность молодежи и пожилых людей. Мы считаем, что общей деятельностью можно изменить часто встречающееся отрицательное отношение молодежи к пожилым людям и наоборот, поэтому приняли решение обучать пенсионеров компьютерной грамотности.
Социологический опрос
Для уточнения правильности выбора проблемы мы провели социологический опрос учителей и учащихся школы.
Результаты представлены в таблице:
Категория респондентов | Количество |
Учащиеся школы | 110 |
Педагоги | 22 |
Технический персонал | 10 |
Всего | 142 |
Программа обучения пожилых людей работе на компьютере:
«Простые компьютерные уроки для пожилых.
Основы компьютерной грамотности»
Занятие № 1. Основные компьютерные понятия
Если вы пенсионер, человек пожилой или очень пожилой, знайте, что научиться пользоваться компьютером, освоить хотя бы основы компьютерной грамотности вам просто необходимо. Также будьте уверены, что усвоить компьютерные уроки в определённых пределах вам вполне по силам и доступно.
...Для того, чтобы научиться пользоваться возможностями интернета, нужно подружиться с компьютером, который умеет делать очень много полезных и приятных вещей. Освойте их – и ваша жизнь наполнится новым содержанием и увлечениями.
Занятие № 2. Поиск в интернете сайта по адресу или по запросу в поисковой системе.
В интернете можно найти всё. Поиск производится либо по известному вам адресу сайта либо по поисковому запросу в одной из поисковых систем. Чем точнее и грамотнее составлена поисковая фраза, тем более вероятно получение той информации, которая вам нужна. Поиск информации в интернете, чтение и просмотр полученной информации – занятие полезное и увлекательное.
Занятие № 3. Как на компьютере написать текст и
сохранить документ.
Любое действие, которое пользователь делает на компьютере, выполняет определённая программа, загруженная в электронную начинку системного блока. Написание текста можно производить с помощью различных компьютерных программ. Такие программы называются "Текстовый редактор".
Самая простая программа для написания текста входит в состав системы Microsoft Windows, то есть она уже имеется на вашем компьютере. Это текстовый редактор под названием "Блокнот". Возможности этой программы очень скромные, но мы начнём учиться писать текст пока что именно в этом текстовом редакторе.
Занятие№ 4. Как создать электронный почтовый ящик.
Почтовый ящик для электронных писем можно создать с помощью различных сервисов в интернете, которые предлагают эту услугу бесплатно. Существуют также платные электронные почтовые ящики, но они вам не интересны. Самыми надёжными сервисами в интернет-сети считаются Google и Яндекс. Создадим почтовый ящик на сервисе сайта Яндекс.
Занятие № 5. Как получить и отправить письмо с фотографиями по электронной почте.
Часто бывает удобнее сначала написать текст письма в текстовом редакторе. Например, в том случае, когда у вас ограничено время пользования интернетом. Тогда можно сколь угодно долго писать и редактировать письмо в редакторе, а затем скопировать текст, открыть почтовый ящик, вставить текст в большое белое поле, отправить письмо и отключить Интернет.
Занятие № 6. Безопасность в Интернете.
Возьмите себе за правило при получении письма внимательно смотреть вверху письма от кого оно. Если вы знаете этого человека лично или по переписке, то можно открывать вложения, приложенные к письму. В качестве таких вложений могут быть, например, фотографии. Если письмо от незнакомого, не открывайте вложений и не кликайте на ссылки предложений всяких благ.
Занятие № 7. Использование интернет-сервисов.
Создание личной страницы в интернете.
Для пользователя в сети интернет предлагается очень много различной информации для потребления, а также существуют различные сервисы, с помощью которых можно и самому поучаствовать в различных творческих процессах...
Личная страница предназначена для общения в сети интернет и предлагает возможности для написания дневника, отзывов и ответов на сообщения друзей, для создания своего фотоальбома и многое другое.
Занятие № 8. Настройка личной страницы на Яндекс.
Создание фотоальбома.
Личная страница используется для виртуального общения, создания записей, ведения дневника, создания фотоальбомов и хранения в них фотографий, общения с друзьями, просмотра личных страниц и фотографий других пользователей, участия в опросах и клубах. Здесь вы можете писать свои заметки, воспоминания, отзывы на чужие работы, поделиться интересными ссылками с друзьями.
Занятие№ 9. Создание почтового ящика в почтовой программе Google – Gmail.
В этом уроке попробуем создать свой аккаунт в самой популярной международной системе Google аналогично тому, как мы создавали аккаунт в российской системе Яндекс. Никто не запрещает иметь в интернете несколько почтовых ящиков с разными адресами. Наличие аккаунта в Google позволит вам в дальнейшем пользоваться разными полезными и интересными сервисами Google.
Занятие № 10. Общение в реальном времени (онлайн) текстом и голосом. Чат.
Имея компьютер, подключённый к сети интернет, вы можете звонить или отправлять мгновенные текстовые сообщения друзьям, знакомым и родственникам в любое время, в любую точку мира, совершенно бесплатно. То есть вы можете общаться с ними в реальном времени. Такую возможность предоставляет самая известная в мире компания Google с помощью одного из своих многочисленных сервисов Google Talk. Google Talk – это бесплатная и простая в использовании служба, с помощью которой можно общаться в реальном времени (онлайн) текстом и голосом.
Занятие № 11. Как на компьютере рисовать. Графический редактор Paint.
С помощью графического редактора Paint можно просматривать фотографии, копировать их, вырезать часть фото, нанести надпись, а также создать собственный разноцветный рисунок или картину (если у вас есть художественные способности), оформить персональную поздравительную открытку, начертить план садового участка и т. п.
Занятие№ 12. Как на компьютере подписать рисунок,
вставить в него фотографию или создать открытку.
В самом простом графическом редакторе Paint можно не только нарисовать рисунок, картину или эскиз, но также добавить надпись и любой текст. Редактор позволяет производить просмотр фотографий, загруженных в вашу папку с цифрового фотоаппарата, копирование фотографий из файла и вставку их на поле рисунка.
Занятие № 13. Как открыть фотографию, полученную
по электронной почте, просмотреть и сохранить.
Фотографию, полученную прикреплённым файлом к электронному письму на любой ваш электронный адрес в любом почтовом ящике, всегда можно открыть, просмотреть, сохранить на рабочем столе, или в папке "Мои документы". В данном уроке рассмотрен пример получения письма в почтовом ящике
Социально-психологические особенности пенсионного возраста
Постоянное возрастание доли пожилых во всем населении становится влиятельной социально-демографической тенденцией практически всех развитых стран.
Такой процесс обусловлен двумя причинами. Во-первых, успехи здравоохранения, взятие под контроль ряда опасных заболеваний, повышение уровня и качества жизни ведут к увеличению средней ожидаемой продолжительности жизни людей.
С другой стороны, процесс устойчивого снижения рождаемости, ниже уровня простого замещения поколений, уменьшения числа детей, рожденных одной женщиной, за весь ее репродуктивный период, приводит к тому, что уровень естественной смертности в нашей стране превысил уровень рождаемости. На смену каждому поколению приходит следующее поколение меньшей численности; доля детей и подростков в обществе неуклонно снижается, что вызывает соответствующий рост доли лиц старшего возраста.
Человечество стареет, и это становится серьезной проблемой, решение которой должно вырабатываться на глобальном уровне.
Помимо этого, многими специалистами отмечается, что пожилые люди пенсионного возраста, активно занимающиеся общественно-полезной деятельностью (работающие пенсионеры) живут намного дольше и страдают меньшим числом болезней, чем пенсионеры неработающие.
Всемирная организация здравоохранения выделяет три хронологических периода: возраст от 60 до 74 лет - признан пожилым, от 75 до 89 лет - старческим, от 90 лет и старше - возрастом долгожителей. Мы полагаем, что старение имеет конкретно-исторический характер и не может быть общемирового стандарта, периодизация должна коррелироваться со средней продолжительностью жизни в определенной стране. Соглашаясь с самим принципом трехэтапного деления, мы полагаем, что в нашей стране, учитывая пониженные показатели средней продолжительности, должны быть понижены и верхние значения каждого из этапов. По данным Отдела народонаселения и Статистического бюро ООН и национальных статистических органов средняя продолжительность жизни в Европе (1997 г.) для мужчин составляла - 71 год, для женщин - 79 лет, в мире соответственно 64 и 68, в России - 58 и 72. По нашим расчетам для России приемлема следующая градация: пожилые люди (60-69 лет), старые (70-84 года), долгожители (85 лет и старше). Причем, по нашему мнению, нет оснований для деления этих границ по половому признаку. Установившаяся в нашей стране традиция в статистических сборниках, отнесение женщин старше 55 лет к когорте пожилых, кроме юридических оснований (назначение пенсии), других аргументов не имеет. Нижняя возрастная граница старости (60 лет) постоянно отодвигается вверх под влиянием социально-экономических, научно-практических и культурологических факторов.
Говоря о социальной старости можно отметить, что она сообразуется с возрастом всего общества. Чем выше уровень старения населения в целом, тем дальше отодвигается индивидуальная граница старости. Наступление социальной старости регулируется, однако, не только демографическим старением населения, но и длинным рядом других социальных определителей, в числе которых условия труда и отдыха, санитарно-гигиенические условия, уровень здравоохранения и социального обеспечения, культуры и образования, экологической безопасности и развития общественного производства, удовлетворения материальных и духовных потребностей, уровень комфорта и благоприятный климат. Сюда же относится ряд чисто субъективных моментов: наличие или отсутствие вредных привычек, хронических заболеваний, травм, положительной наследственности.
Социальная старость есть определенный период социальной жизни.
Различные исследования показывают, что работающие пенсионеры чувствуют себя значительно лучше, чем неработающие - меньше болеют, более жизнерадостны, активны. Работа дает пенсионеру способ самовыражения, дисциплины, нужности обществу. Все свое свободное время пенсионер занят работой и у него не остается времени на философствования по поводу своего положения, участи, жалости к себе и воспоминаний о своей прекрасной юности.
У старого человека меняется мотивация трудовой деятельности. У него стремление к труду имеет не столько материальный, сколько эмоциональный мотив. Для его самоутверждения важна сама неутраченная способность к труду, а деньги выступают эталоном ее оценки.
За последние 100-150 лет поменялся сам вид Homo sapiens. Время обломовых закончилось. Появился новый вид - Человек работающий. Труд из средства жизни превратился в смысл жизни. Это оказало благотворное влияние на продолжительность жизни человека. Лишить современного нормального человека возможности самовыражаться в какой-либо деятельности, равносильно тому, что укоротить его жизнь. Не случайно, так болезненно, даже в самом прямом смысле этого слова, переживается переход на пенсию.
Для долгожительства необходимо, чтобы человек как можно дольше сохранял свою работоспособность. Старость и работоспособность это два антагониста: где есть работоспособность, там нет места старости. Труд есть жизненная потребность человека, но это не обязательно работа по найму, по экономическому принуждению. Надоевшая работа это каторга, изматывающая жизненные силы. Что же касается безработицы пенсионеров, то «выталкивание» пожилых людей на пенсию противоречит и международному и российскому праву. Ни в каком возрасте человек не теряет права на труд, если он по своим физическим и интеллектуальным возможностям способен выполнять определенную работу.
Итак, занятость пенсионеров в нынешнем стареющем мире становится глобальной проблемой.
Немного статистики
Такие цифры свидетельствуют о том, что нам необходимо в самое ближайшее время уделить особое значение инфраструктуре, которая создается для этих категорий граждан.
В Липецке открылся компьютерный клуб для пенсионеров. Теперь каждый желающий, достигший пенсионного возраста, может получить компьютерное образование абсолютно бесплатно.
Казанские транспортники бесплатно обучают пенсионеров компьютерной грамотности. Обучение проходит на базе Казанского техникума наземного и подземного электротранспорта.
В апреле 2009 года в ГУК ЦБС "Солнцево" была запущена программа "обучения пенсионеров компьютерной грамотности". Занятия проходят в центральной библиотеке № 239.
Перспективный план занятий в 2013 году
с первым потоком пенсионеров
№ п/п | Тема занятия | Вид занятия | Дата | Время | Ответственный |
1 | Основные компьютерные понятия | Теоретическое | 16.01.2013 | 16.00-17.00 | Зуйков Н. Король Д. |
Практическое | 18.01.2013 | 16.00-17.30 | |||
2 | Поиск в интернете сайта по адресу или по запросу в поисковой системе. | Теоретическое | 20.01.2013 | 16.00-17.00 | Хорев Е. Фадеева А. |
Практическое | 23.01.2013 | 16.00-17.30 | |||
3 | Как на компьютере написать текст и сохранить документ. | Теоретическое | 25.01.2013 | 16.00-17.00 | Кутумов М. Культина А. |
Практическое | 27.01.2013 | 16.00-17.30 | |||
4 | Как создать электронный почтовый ящик. | Теоретическое | 30.01.2013 | 16.00-17.00 | Асрян К. Басенцян А. |
Практическое | 01.02.2013 | 16.00-17.30 | |||
5 | Как получить и отправить письмо с фотографиями по электронной почте. | Теоретическое | 03.02.2013 | 16.00-17.00 | Зуйков Н. Король Д. |
Практическое | 06.02.2013 | 16.00-17.30 | |||
6 | Безопасность в Интернете. | Теоретическое | 08.02.2012 | 16.00-17.00 | Хорев Е. Фадеева А. |
Практическое | 10.02.2013 | 16.00-17.30 | |||
7 | Использование интернет-сервисов. Создание личной страницы в интернете. | Теоретическое | 13.02.2013 | 16.00-17.00 | Кутумов М. Культина А. |
Практическое | 15.02.2013 | 16.00-17.30 | |||
8 | Настройка личной страницы на Яндекс. Создание фотоальбома. | Теоретическое | 17.02.2013 | 16.00-17.00 | Асрян К. Басенцян А. |
Практическое | 20.02.2013 | 16.00-17.30 | |||
9 | Создание почтового ящика в почтовой программе Google – Gmail. | Теоретическое | 22.02.2013 | 16.00-17.00 | Зуйков Н. Король Д. |
Практическое | 24.02.2013 | 16.00-17.30 | |||
10 | Общение в реальном времени (онлайн) текстом и голосом. Чат. | Теоретическое | 27.02.2013 | 16.00-17.00 | Хорев Е. Фадеева А. |
Практическое | 29.02.2013 | 16.00-17.30 | |||
11 | Как на компьютере рисовать. Графический редактор Paint. | Теоретическое | 02.03.2013 | 16.00-17.00 | Кутумов М. Культина А. |
Практическое | 05.03.2013 | 16.00-17.30 | |||
12 | Как на компьютере подписать рисунок, вставить в него фотографию или создать открытку. | Теоретическое | 07.03.2013 | 16.00-17.00 | Асрян К. Басенцян А. |
Практическое | 09.03.2013 | 16.00-17.30 | |||
13 | Как открыть фотографию, полученную по электронной почте, просмотреть и сохранить. | Теоретическое | 12.03.2013 | 16.00-17.00 | Зуйков Н. Король Д. |
Практическое | 14.03.2013 | 16.00-17.30 | |||
14 | Итоговое занятие | Практическая работа | 16.03.2013 | 16.00-17.30 | Хорев Е. Фадеева А. |
Итого: теоретических занятий – 13 часов
практических занятий – 21 час
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Карандаши в пакете
Несчастный Андрей
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Бабочка