Цель моей работы: узнать, почему открываются и закрываются сосновые шишки.
Задачи:
1. Собрать сведения о хвойном дереве сосна.
2. Понаблюдать за сосновыми шишками в природе.
3. Установить опытным путем, почему закрываются и открываются сосновые шишки и найти практическое применение.
4.Изготовить гигрометр из сосновой шишки.
5. Результатами своих исследований поделиться с друзьями.
Гипотезы:
1. Предположим, что влажность окружающей среды влияет на состояние чешуек сосновой шишки.
2.Я предположила, что по состоянию шишки можно предсказать, какая погода ожидает нас в ближайшие дни: шишка раскрыта к сухой и ясной погоде, а если закрыта к дождю.
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 80.09 КБ |
Российский конкурс детских научных работ "Совенок - исследователь" Секция: Окружающий мир Тема: "Почему открываются и закрываются шишки?" Автор работы: Кошина Аделина Олеговна Возраст: 6 лет Место выполнения работы: МАДОУ ЦРР д/с № 23, Россия, г. Ишим Научный руководитель : воспитатель - Кошина Ольга Ивановна 2013 |
Краткое описание исследовательской работы
Название | Исследовательская работа «Почему открываются и закрываются шишки» |
Выполнена автором или творческим коллективом | Кошина Ольга Ивановна |
Исследовательская работа посвящена изучению | Цель моей работы: узнать, почему открываются и закрываются сосновые шишки. Задачи: 1. Собрать сведения о хвойном дереве сосна. 2. Понаблюдать за сосновыми шишками в природе. 3. Установить опытным путем, почему закрываются и открываются сосновые шишки и найти практическое применение. 4.Изготовить гигрометр из сосновой шишки. 5. Результатами своих исследований поделиться с друзьями. Гипотезы: 1. Предположим, что влажность окружающей среды влияет на состояние чешуек сосновой шишки. 2. Я предположила, что по состоянию шишки можно предсказать, какая погода ожидает нас в ближайшие дни: шишка раскрыта к сухой и ясной погоде, а если закрыта к дождю. |
Откуда возник интерес к этой проблеме, вопросу? | Я живу в городе Ишиме, недалеко от Ишима находится сосновый бор, богатая природа щедро одарила это замечательное место. Наша семья любит гулять там по выходным. Однажды летом вместе с сестрой мы собрали сосновые шишки. Чешуйки в шишках были закрыты. А когда шишки полежали дома, чешуйки у них раскрылись. Мне стало интересно узнать, почему закрываются и открываются шишки. |
Где вы искали информацию для ответа? | Опрос взрослых, изучение познавательной литературы, наблюдение в природе. |
Использовали ли вы следующие (или другие методы) исследований для проверки своих гипотез? Опросы (кого и о чем расспрашивали) | Спросила родителей, почему открываются и закрываются сосновые шишки, понаблюдала в природе за сосновыми шишками в сухую и дождливую погоду, летом и осенью. Из справочной литературы узнала, что существует прибор, который определяет влагу воздуха – называется гигрометр, если влажность воздуха увеличивается, то летом пойдет дождь, а зимой снег. |
Эксперименты | 1. В стакан с водой я опустила открытую шишку и стала наблюдать за происходящим. Через некоторое время, примерно через 2 часа, шишка в воде закрылась. Когда я достала шишку из воды, то заметила, что через какое-то время она стала высыхать и понемногу закрываться. 2. Для следующего эксперимента я взяла 2 стакана воды – одну шишку опустила в холодную воду, а вторую в теплую и стала наблюдать. Шишка, которая находилась в стакане с теплой водой, закрылась быстрее. Таким образом, я пришла к выводу, что скорость закрывания шишки зависит от температуры воды, чем температура выше, тем быстрее закрывается шишка. |
Другие методы (укажите какие именно) | 1.Наблюдение в природе. 2.Эксперимент. 3.Изучение познавательной литературы. 4.Беседа. |
Как вы обобщали полученные данные? | Обсуждали информацию, полученную из книг, бесед со взрослыми, результаты экспериментов. С папой изготовили природный гигрометр из сосновой шишки. Подготовили компьютерную презентацию. |
К каким выводам пришли? | Из наблюдений в природе, изучения познавательной литературы, бесед с взрослыми, в ходе экспериментирования сделали вывод о том: 1. Наше первое предположение верно: Предположим, что влажность окружающей среды влияет на состояние чешуек сосновой шишки. 2. Предположение о том, что по сосновой шишке можно предсказать состояние погоды подтвердилось. |
Для оформления результатов исследования вы использовали: схемы, рисунки, макеты, фотографии, другое. | Фотографии, таблица работы природного гигрометра за сентябрь месяц. |
Текст выступления на конкурсе подготовлен в виде доклада, компьютерной презентации, напечатан в виде брошюры или книжки, другое. | Доклад и компьютерная презентация. |
Оглавление
I Введение…………………………………………………………………………...3
II Основная часть (гипотезы)…………………………………….......................…4
1. Предположим, что влажность окружающей среды влияет на состояние чешуек сосновой шишки……………………………………………..…………....4
2. Я предположила, что по состоянию сосновой шишки можно предсказать, какая погода ожидает нас в ближайшие дни: шишка раскрыта к сухой и ясной погоде, а если закрыта к дождю.....…………………………………….....…….….5
III Заключение………………………………………………………………….…...7
IV Список использованной литературы………………………………................8
I Введение
Я живу в городе Ишиме, недалеко от Ишима находится сосновый бор, богатая природа щедро одарила это замечательное место. Наша семья любит гулять там по выходным. Однажды летом вместе с сестрой мы собрали сосновые шишки, чешуйки в шишках были закрыты. Когда шишки полежали дома, чешуйки у них раскрылись. Мне стало интересно узнать, почему закрываются и открываются шишки. Это стало целью моей исследовательской работы.
В ходе работы были поставлены следующие задачи:
Объект исследования: сосновая шишка.
Методы исследования:
II Основная часть
Гипотезы
Хвойный воздух очень полезен всем без исключения, особенно тем, у кого проблема с дыхательными путями. Оказывается, аромат сосны очищает, обеззараживает воздух в жилых помещениях. Из энциклопедии «Народные приметы о погоде» я узнала, что люди издавна заметили, что атмосферные явления, поведение птиц, зверей, насекомых, состояние растений связаны с погодой.
Одним из видов растений, реагирующих на изменение погоды, являются хвойные деревья, а точнее их плоды - шишки. Мы рассмотрели сосновую шишку и увидели, что она округлой формы, покрытая чешуйками.
1.Предположим, что влажность окружающей среды влияет на состояние чешуек сосновой шишки.
Вместе с мамой мы взяли несколько сосновых шишек, чтобы исследовать это явление. В стакан с водой я опустила открытую шишку и стала наблюдать за происходящим. Примерно через 2 часа шишка в воде закрылась. Когда я достала шишку из воды, то заметила, что через какое-то время она стала высыхать и понемногу закрываться. Этот эксперимент я провела несколько раз и обнаружила удивительную способность чешуек шишки закрываться от воздействия влажности.
Мне стало интересно, а может ли влиять температура воды на скорость открывания и закрывания сосновой шишки. Для этого мне понадобилось провести еще несколько экспериментов. Для следующего эксперимента я взяла 2 стакана воды – одну шишку опустила в холодную воду, а вторую в теплую и стала наблюдать. Шишка, которая находилась в стакане с теплой водой, закрылась быстрее.
4
После проведенных экспериментов, я пришла к выводу, что скорость закрывания шишки зависит от температуры воды, чем температура выше, тем быстрее закрывается шишка.
И действительно, наблюдая за сосновыми шишками в природе, мы увидели, что летом, когда идет дождь, шишка закрывается быстрее, чем осенью, потому что летом дождь теплый, а осенью погода холодная и дождь идет холодный.
Вывод: наше первое предположение верно: влажность окружающей среды влияет на состояние чешуек шишки.
Меня заинтересовала следующая проблема, как найти практическое применение сосновой шишки в быту. Я обратилась к папе за помощью. В энциклопедии "Я познаю мир" мы прочитали, что существует прибор, который определяет влагу воздуха – называется гигрометр, если влажность воздуха увеличивается, то летом пойдет дождь, а зимой снег. Я задумалась, можно ли из сосновой шишки изготовить гигрометр.
2. Я предположила, что по состоянию сосновой шишки можно предсказать, какая погода ожидает нас в ближайшие дни: шишка раскрыта к сухой и ясной погоде, а если закрыта к дождю.
Для изготовления гигрометра нам понадобились: 2 деревянные дощечки, сосновая шишка, шкала обозначений сухой и дождливой погоды, сухая соломинка с бумажной стрелочкой на конце. Дощечки соединили, к основанию прикрепили крупную сосновую шишку, шкалу с обозначением сухой и дождливой погоды. К одной из чешуек прикрепили сухую соломинку с бумажной стрелочкой на конце. Установили за окном и стали наблюдать.
Изменений некоторое время не происходило, я уже подумала, что мой опыт не удался. Вдруг, придя из детского сада, я приятно удивилась, когда
5
увидела, что чешуйки шишки стали понемногу закрываться и стрелка стала отклоняться в сторону дождливой погоды. Утром я продолжила свои наблюдения и увидела, что стрелка еще больше отклонилась в сторону дождливой погоды, через несколько минут пошел дождь.
Вывод: предположение о том, что по сосновой шишке можно предсказать состояние погоды подтвердилось.
Мое исследование на этом не закончилось. Я решила понаблюдать, как работает мой прибор. Мама предложила мне сравнить, предсказание синоптиков, фактическое состояние погоды и что показывает мой природный гигрометр. Свои наблюдения я провела в сентябре и зафиксировала в таблицу (см. приложение 1). Прошел сентябрь, и я проанализировала свои наблюдения. Природный гигрометр меня ни разу не подвел, а вот показания синоптиков с фактической погоды несколько дней разошлись.
6
III Заключение
В результате своей исследовательской работы я узнала, почему открываются и закрываются сосновые шишки, результатами своих исследований поделилась с друзьями.
Шишка – это уникальное явление в природе, ей только нужно научиться пользоваться. Вместе с папой мы изготовили еще один гигрометр для детей из детского сада. Теперь не только наша семья умеет определять погоду на ближайшие дни, но и ребята из моей группы.
Если у вас еще нет гигрометра, вы можете сделать его из сосновой шишки и без синоптиков определить состояние погоды на ближайшие дни.
Еще я хочу продолжить свои наблюдения за работой гигрометра в зимнее время года.
Удачи вам! Я думаю, что эти знания помогут мне и ребятам в дальнейшей жизни.
7
IV Список использованной литературы
1. Времена года: флора и фауна России. - Москва: "Махаон", 2006 - 95 г.
2. Еловая шишка - гигрометр
http://canegor.urc.ac.ru/D/samodelnij_gigrometr.html
3. Кабанов Н.Е. "Хвойные деревья и кустарники" - М.: Наука, 1997 г.
4. Колмыков В.И. Жизнь леса: Очерки. - Саранск: Мордов. кн. из-во, 1998 - 256 с.
5. Народные приметы о погоде http://imya-sonnik.ru/primeta/narodnie-primeti-o-pogode.html
6. Я познаю мир: Дети. Энцикл.: Растения. - М.: ООО "Фирма Издательство АСТ, 1998 - 512 с.
8
Словарь
Приложение 1
Мои наблюдения
Дата наблюдения | Показания природного гигрометра | Предсказания синоптиков | Фактическое состояние погоды |
1.09.2013 | |||
2.09.2013 | |||
3.09.2013 | |||
4.09.2013 | |||
5.09.2013 | |||
6.09.2013 | |||
7.09.2013 | |||
8.09.2013 | |||
9.09.2013 | |||
10.09.2013 | |||
11.09.2013 | |||
12.09.2013 | |||
13.09.2013 | |||
14.09.2013 | |||
15.09.2013 | |||
16.09.2013 | |||
17.09.2013 | |||
18.09.2013 | |||
19.09.2013 | |||
20.09.2013 | |||
21.09.2013 | |||
22.09.2013 | |||
23.09.2013 | |||
24.09.2013 | |||
25.09.2013 | |||
26.09.2013 | |||
27.09.2013 | |||
28.09.2013 | |||
29.09.2013 | |||
30.09.2013 |
Денис-изобретатель (отрывок)
За еду птицы готовы собирать мусор
За чашкой чая
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Круговорот воды в пакете