Развитие чувства цвета у младших школьников, умений эмоционально воспринимать цвет в окружающем мире, изучить значение цветового спектра, посредством которого определяется психологическое состояние человека, а так же экспериментально определить психологическое состояние учеников в моём классе, научиться выражать своё отношение к цвету.
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_tsveta_v_zhizni_cheloveka._dok.docx | 84.76 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа № 92
с углубленным изучением отдельных предметов»
19-я научно-практическая конференция «Мы – будущее России»
Секция «История, Социология, Психология, Искусство»
Тема: «Значение цвета в жизни человека»
Работу выполнила:
Тилина Надежда Дмитриевна,
4 «Б» класс
Научный руководитель:
учитель психологии
Королькова Светлана Валерьевна,
педагог-психолог
Научный консультант:
Сухих Александр Витальевич,
доцент кафедры «Психология образования» КемГУ.
Кемерово, 2012
Воздействие цветов хорошо известно и признается большинством людей. Оно часто исследовалось в серьезных научных экспериментах.
Цвет действует на настроение, усиливает эмоции, влияет на поведение, физическое состояние. По тому, какой цвет мы предпочитаем в тот или иной момент времени, каким цветом хотим окружить себя, можно многое рассказать о нас.
Цветовые предпочтения зависят от многих причин. Среди них можно назвать возраст, пол, культурный уровень, образование, особенности темперамента и характера и др. Так, например, чистые яркие цвета предпочитаются людьми со здоровой психикой, среди них – дети и молодежь. Смешанные, сложные цвета вызывают неоднозначные эмоции. Эти цвета предпочитаются чаще всего людьми с утомленной нервной системой.
На основе цветовых предпочтений построены цветовые личностные тесты, среди которых наибольшее распространение получил цветовой тест швейцарского психолога Люшера, позволяющий по цветовым предпочтениям делать вывод о характере человека, его самооценке и самовосприятии.
Цель исследования: выяснить значение цветового спектра, посредством которого определяют психологическое состояние человека, а так же экспериментально определить психологическое состояние учеников в моём классе.
Гипотеза исследования: узнав об эффектах воздействия цвета, мы сможем использовать его положительные свойства, открыть в себе творческие способности, улучшить окружающую действительность, самочувствие и свою жизнь.
Задачи исследования:
В качестве методов исследования я использовала:
Символика цвета имеет давнюю историю. Так, люди с древности проявляли особый интерес к красному цвету. Красный цвет прежде всего ассоциируется с кровью и огнем. Его символические значения очень многообразны и, порой, противоречивы. Красное символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой стороны — вражду, месть, войну. Красный цвет издревле связывается с агрессивностью.
Красный цвет на знамени символизирует бунт, революцию, борьбу. Интересно, что у многих племен Африки, Америки и Австралии воины, готовясь к схватке, раскрашивали тело и лицо в красный цвет. Карфагенцы и спартанцы носили во время войны красную одежду. В древнем Китае повстанцы называли себя «красные воины», «красные копья», «красные брови».
Красное обозначает также власть, величие. В Византии только императрица имела право носить красные сапожки. Император подписывался пурпурными чернилами, восседал на пурпурном троне. У многих народов красный цвет символизирует юг, пламя и жару.
Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом. С белизной связано представление о явном, общепринятом, законным, истинном.
В Древнем Риме весталки носили белые платья и белые вуали. Еще с античности белый цвет имел значение отрешенности от мирского, устремления к духовной простоте. В христианской традиции белое обозначает родство с божественным светом. В белом изображаются ангелы, святые и праведники. У некоторых народов белую одежду носили цари и жрецы, что символизировало торжественность и величие.
Однако белый цвет может получать и противоположное значение. По своей природе он как бы поглощает, нейтрализует все остальные цвета и соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным молчанием и в конечном итоге — со смертью. Славяне одевали умерших в белую одежду и покрывали белым саваном. У некоторых племен Африки и Автралии принято раскрашивать тело белой краской после кончины кого-нибудь из близких. В Китае и в некоторых других странах Азии и Африки белый является цветом траура. В старину белый траур использовался и у славян.
Черный цвет, как правило, символизирует несчастье, горе, траур, гибель. Так, в Древней Мексике при ритуальном жертвоприношении человека лицо и руки у жрецов были окрашены в черный цвет. Черные глаза и поныне считаются опасными, завистливыми. В черное одеты зловещие персонажи, появление которых предвещает смерть.
Но, черное может иметь и благоприятное значение. Оно воспринимается так, например, в засушливых районах Африки, где мало воды и черные тучи сулят плодородие и изобилие. Духам-хранителям, посылающим дождь, приносят в жертву черных быков, коз или птиц, а жрецы при этом тоже облачаются в черное.
Желтый — цвет золота, которое с древности воспринималось как застывший солнечный цвет. Это цвет осени, цвет зрелых колосьев и увядающих листьев, но также и цвет болезни, смерти, потустороннего мира.
У многих народов женщины отдавали предпочтение желтой одежде. Нередко желтый цвет служил отличительным признаком знатных особ и высших сословий. Например, монгольские ламы носят желтую одежду с красным поясом.
С другой стороны, у некоторых народов Азии желтый цвет является цветом траура, скорби, печали. В Европе желтый или желто-черный флаг обозначал карантин, а желтый крест — чуму. У славянских народов желтый цвет считается цветом ревности, измены, а на Тибете ревность называют буквально «желтый глаз». Вспомним также «желтую прессу» и «желтый дом».
Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность. Он также может символизировать доброту, верность, постоянство, расположение. «Голубая кровь» говорит о благородном происхождении.
Кроме того, синий цвет близок к черному и получает сходные с ним символические значения. Он считался траурным в Древнем Египте и у некоторых народов Южной Африки. Французы называют ужас «синим страхом» (вспомним сказку о «синей бороде»). У славянских народов синий служил цветом печали, горя, ассоциировался с бесовским миром. Старинные предания описывают черных и синих бесов.
Зеленый — цвет травы и листьев. У многих народов он символизирует юность, надежду, веселье, хотя порой — и незрелость, недостаточное совершенство. Зеленый цвет предельно материален и действует успокаивающе, но может производить и угнетающее впечатление (не случайно тоску называют «зеленой», а сам человек «зеленеет» от злости).
У иранцев зеленый цвет ассоциируется как с бурным ростом и свежестью, так и с несчастьем, печалью, скорбью, поэтому о злополучном человеке говорят «зеленая нога», а о кладбище — «зеленый дом». В средневековой Европе шуты носили зеленую с желтым одежду, а банкроты в Германии должны были надевать зеленые шапки.
Древняя символика красок и их интерпретация в различных культурах находит свое подтверждение в современных теориях взаимосвязи цвета и эмоционально-волевых состояний не только отдельного человека, но и целых общностей. Соответствие цвета и доминирующего психологического состояния изучали М. Люшер, И. Гете и другие психологи.
Сегодня символика цветов широко используется в бизнес-рекламе. Психологи установили, что синий, золотой, белый, черный, красный — цвета, которые можно использовать для отождествления товара с элитным сегментом, поскольку это — «дорогие» цвета, испокон веков отождествляющиеся с элитой общества. И действительно, в товарах верхнего ценового диапазона очень распространено сочетание синего или черного с золотым. Черный цвет позволяет эффектно выделить логотип (выполненный, например, золотом) или изображение самого продукта. Это делается для того, чтобы сконцентрировать внимание потребителя не на упаковке, а на самом продукте, показать его значимость и престижность.
Соединение красного цвета с желтым, напротив, связано с ощущением радости, теплоты, веселья. Не случайно эти два цвета используют «народные» рестораны McDonald's и чай Lipton. Свои ассоциации есть у зеленого и голубого, которые считаются цветами майского утра. Их принято использовать для того, чтобы показать свежесть продукта.
Существуют также цвета, которые категорически запрещено сочетать друг с другом, поскольку они вызывают негативные эмоции у потребителя. Например, соединение фиолетового с оранжевым говорит о безысходности. Тот же эффект вызывает надпись, написанная, например, белыми буквами на глухом черном фоне.
На основании предпочтения того или иного цвета каждый человек может сделать вывод о своих психологических особенностях. Исследования, проведенные российскими психологами В.Ф. Петренко и В.В. Кучеренко, подтверждают имеющуюся взаимосвязь между эмоциональными состояниями человека и выбором им определенных цветов в качестве предпочитаемых.
Ниже приводится описание основных цветов:
О психологических особенностях состояния человека могут поведать и другие цвета. Так, оранжевый — любимый цвет людей, обладающих интуицией, и страстных мечтателей. Розовый — это цвет жизни, всего живого. Он говорит о необходимости любить и быть добрее. Те, кому он нравится, могут разволноваться по самому незначительному поводу. У людей же излишне прагматичных этот цвет вызывает раздражение. Фиолетовый цвет символизирует присущую человеку инфантильность и внушаемость, потребность в поддержке, опоре. В этом смысле выбор или отрицание фиолетового цвета выступает своеобразным индикатором психической зрелости.
Вывод: замечено, что цветовые ассоциации и предпочтения могут нам многое рассказать о характере человека.
Красному цвету отдаёт предпочтение, человек который, обладает лидерскими качествами. Ему присуща энергия, настойчивость, упорство в достижении цели, однако следует опасаться, чтобы решение собственных проблем не причиняла вреда окружающим, направлять энергию в нужное русло, учить адекватному восприятию действительности.
Тот, кто любит жёлтый цвет, обладает широким кругозором, любит учиться. Терпеливый к окружающим, общительный, творчески подходит к решению проблем. Любят поговорить, вербальное общение не только доставляет им радость, но и помогает чётко сформулировать самые сложные задачи.
Считается, что выбирающие зелёные цвета, скорее всего люди практичные. Для них важнее всего ощущение безопасности, защищенности. Они тактичны и общительны. Умеют быть экономными и бережливыми.
Выбор голубого цвета, говорит о человеке честном, заслуживающем доверие. Ему следовало бы быть более терпимым к людским недостаткам, не копить обид по отношению к окружающим, а высказывать их, проясняя ситуацию и отношения.
Фиолетовый цвет, это цвет, характеризующий человека внимательного, покровительствующего, дающего другим. Он легко справляется с трудными ситуациями, в которых другие люди теряются. Он может казаться выскочкой, везунчиком, но на самом деле его достоинства- следствия большой внутренней работы над собой.
В настоящее время учеными делаются активные попытки использовать влияние цвета на психофизиологию человека в коммерческих и бытовых целях. При этом, как уже отмечалось, каждый человек воспринимает цвет по-своему. Поэтому декораторы и дизайнеры, конструируя интерьер помещений, всегда должны учитывать такие особенности как пол, возраст, профессию и т.д. Однако имеются и некоторые общие характеристики воздействия цветов на человека. Преобладание какого-либо цвета (или сочетания цветов) в оформлении помещения создает определенную эмоционально-деловую среду.
Так, голубой цвет способствует лучшему усвоению информации и установлению дружеских взаимоотношений. А, казалось бы, близкий к нему синий, наоборот, рассеивает внимание и снижает работоспособность.
Зеленый цвет успокаивающе действует на нервную систему, снимает головную боль, усталость, раздражительность, снижает кровяное давление. Красный увеличивает содержание адреналина в крови, повышает работоспособность и поэтому особенно рекомендуется для медлительных, вялых людей. Однако избыток красного и зеленого на уровне подсознания пробуждает в человеке жажду наживы, а красный, помимо прочего, повышает агрессивность.
Фиолетовый цвет улучшает работу сердца и легких, увеличивает выносливость организма. И тем не менее им не стоит злоупотреблять: этот цвет является подпороговым катализатором усталости.
Переход в помещении от желтого цвета к синему успокаивает. По розовому полу ходят с опаской, по коричневому — уверенно.
Белый люминесцентный цвет раздражающе действует на нервную систему, а желто-оранжевый свет ламп способствует творческому мышлению и хорошему настроению.
Подмечено также, что в общественных местах, где окраска ограничивается белым, черным и серым, люди без слишком большой необходимости не задерживаются. Цвета могут визуально расширять помещения (например, желтый и желто-зеленый) или сужать их (красно-оранжевый). При этом в красной комнате кажется на 3-4 градуса теплее, чем в оранжевой, а в оранжевой — на 3-4 градуса теплее, чем в сине-зеленой.
Каждый из цветов несет свою эмоциональную нагрузку, которую необходимо учитывать при стимулировании трудовой деятельности. Так, сочетание красного и сине-зеленого цвета стимулируют общую работоспособность. Желтый или желто-зеленый с оранжевым снимают умственное утомление, а желтый цвет отдельно способствует умственной деятельности. Голубой цвет рекомендуется в комнатах детского труда, розовый — в сварочном цехе, синий — в токарном. В целом, во время работы наиболее оптимальны желто-зеленые тона в различных сочетаниях и оттенках. Во время еды предпочтительны оранжево-красные тона, а в часы отдыха важен не столько тон, сколько динамика красок.
В экспериментальной части своего исследования я поставила задачу определить психологическое состояние учеников в моём классе.
На первом этапе эксперимента я протестировала учащихся своего класса, используя компьютерный вариант теста Люшера.
Цветовой тест Люшера — психологический тест, разработанный швейцарским психологом Максом Люшером в конце 1940-х годов. Цветовая диагностика Люшера позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, активность и коммуникативные способности. Поскольку выбор цвета основан на бессознательных процессах, он указывает на то, каков человек на самом деле, а не на то, каким он себя представляет или каким бы он хотел быть, как это часто случается при использовании опросных методов.
Тест Люшера может быть проведён с помощью цветных карточек с последующей обработкой результатов по специальным ключам. Другой вариант – использование компьютерного теста «Полный цветовой тест Люшера 2.0». В ходе тестирования испытуемым предлагается выбрать из двух цветов наиболее приятный цвет в данный момент. Эта процедура повторяется несколько раз с разным сочетанием цветов.
Особенности программы «Полный цветовой тест Люшера 2.0»:
После прохождения теста, компьютер выдаёт результат тестирования с подробным описанием психологического состояния испытуемого.
Цветовой тест Люшера, несмотря на быстроту и легкость выполнения, представляет собой глубинный психологический тест, разработанный для психиатрии, психологии, медицины и других областей науки.
В таблице 1 представлен список ребят, прошедших тестирование.
Таблица 1
Фамилия (мальчики) | № п/п | Фамилия (девочки) | |
1 | Агеев | 12 | Белова |
2 | Беляев | 13 | Карманова |
3 | Гарин | 14 | Ковалёва |
4 | Горчаков | 15 | Колпинская |
5 | Гурьянов | 16 | Косинова |
6 | Давыденко | 17 | Смирнова |
7 | Захаров | 18 | Спиранская |
8 | Караваев | 19 | Тилина |
9 | Кирюшин | 20 | Чупа |
10 | Корольков | 21 | Юминова |
11 | Чернышов | 22 | Яцышина |
На втором этапе эксперимента результаты тестов были проанализированы по следующим критериям: агрессивность (возбуждение – не возбуждение), общение (активность – не активность), эмоциональность (высший уровень – низкий уровень), самоутверждение (лидер – подчинённый).
Под агрессивностью следует понимать враждебность; это свойство или черта человека, способного причинять неприятности, нападать, наносить вред другим людям и окружающему миру. Таким образом, высокоагрессивный ребенок вызывает враждебное к себе отношение со стороны окружающих людей.
Общение - это взаимодействие людей, при котором они познают друг друга. Активность в общении проявляется в умении самовыражаться, убеждать собеседника в чём-либо, получать нужную информацию от других людей.
Эмоциональность - это выражение чувств. Высокий уровень эмоциональности свойственен людям, бурно реагирующим на обстоятельства: вспыльчивость, восторженность, жизнерадостность, впечатлительность.
Самоутверждением называется стремление человека к высокой оценке и самооценке своей личности. Активной формой самоутверждения в группе является стремление стать лидером.
В таблице 2 представлены результаты мальчиков, а в таблице 3 – девочек.
Таблица 2
№ п/п | Агрессивность | Общение | Эмоциональность | Самоутверждение | ||||
возбуждение | не возбуждение | активность | не активность | высокий уровень | низкий уровень | лидер | подчиненный | |
1 | + | + | + | + | ||||
2 | + | + | + | + | ||||
3 | + | + | + | + | ||||
4 | + | + | + | + | ||||
5 | + | + | + | + | ||||
6 | + | + | + | + | ||||
7 | + | + | + | + | ||||
8 | + | + | + | + | ||||
9 | + | + | + | + | ||||
10 | + | + | + | + | ||||
11 | + | + | + | + | ||||
5 | 6 | 5 | 6 | 5 | 6 | 5 | 6 |
Анализируя полученные данные таблицы 2 можно отметить, что:
На диаграмме 1 наглядно представлены полученные данные по тестированию мальчиков.
диаграмма 1
Таблица 3
№ п/п | Агрессивность | Общение | Эмоциональность | Самоутверждение | ||||
Возбуждение | Не возбуждение | Активность | Не активность | Высокийуровень | Низкий уровень | лидер | подчиненный | |
12 | + | + | + | + | ||||
13 | + | + | + | + | ||||
14 | + | + | + | + | ||||
15 | + | + | + | + | ||||
16 | + | + | + | + | ||||
17 | + | + | + | + | ||||
18 | + | + | + | + | ||||
19 | + | + | + | + | ||||
20 | + | + | + | + | ||||
21 | + | + | + | + | ||||
22 | + | + | + | + | ||||
3 | 8 | 6 | 5 | 6 | 5 | 5 | 6 |
Результаты, полученные после тестирования девочек оказались отличными от результатов ребят.
На диаграмме 2 наглядно представлены полученные данные по тестированию девочек.
диаграмма 2
На третьем этапе эксперимента я провела сравнительный анализ показателей мальчиков и девочек нашего класса по выделенным критериям (агрессивность, общение, эмоциональность, самоутверждение) высокого уровня.
Оказалось, что мальчики больше склонны к проявлению агрессивного поведения (на 40% больше, чем девочки), а девочки нашего класса активнее проявляют себя в общении и эмоциональном выражении ( на 17% больше, чем мальчики по каждому критерию). А стремление мальчиков и девочек стать лидером в классе имеет одинаковый показатель. Результаты анализа представленны на диаграмме 3.
диаграмма 3
Для проверки достоверности полученных результатов через две недели я провела исследование эмоционального состояния учащихся 4 «б» класса по методике Э.Т. Дорофеевой. Подробное описание хода обследования представлено в приложении к работе.
Результаты исследования приведены в таблице 4.
Таблица 4
№ п/п | Фамилия (мальчики) | Сдвиги цветов | Характеристика эмоций | № п/п | Фамилия (девочки) | Сдвиги цветов | Характеристика эмоций |
1 | Агеев | 12 | Белова | С-З-К | - (ФТ) | ||
2 | Беляев | З-К-С | * (ФР) | 13 | Карманова | С-К-З | - (АТ) |
3 | Гарин | 14 | Ковалёва | С-З-К | - (ФТ) | ||
4 | Горчаков | С-З-К | - (ФТ) | 15 | Колпинская | З-С-К | * (ФН) |
5 | Гурьянов | З-К-С | * (ФР) | 16 | Косинова | З-К-С | * (Ф Р) |
6 | Давыденко | З-С-К | * (ФН) | 17 | Смирнова | ||
7 | Захаров | З-К-С | * (ФР) | 18 | Спиранская | С-З-К | - (ФТ) |
8 | Караваев | З-С-К | * (ФН) | 19 | Тилина | З-С-К | * (ФН) |
9 | Кирюшин | З-К-С | * (ФР) | 20 | Чупа | С-К-З | - (АТ) |
10 | Корольков | З-К-С | * (ФР) | 21 | Юминова | З-С-К | * (ФН) |
11 | Чернышов | С-З-К | - (ФТ) | 22 | Яцышина | К-З-С | + (ФВ) |
Большинство мальчиков имеют нейтральные эмоциональные состояния, причём у 55 % (5 чел) мальчиков отмечается отсутствие выраженных переживаний, их состояние оценивается как спокойное, устойчивое, самое оптимальное для реализации человеческих отношений, контактов, различных видов деятельности, где не требуется напряжения. Равное количество процентов 22 % (2 чел) замечено у мальчиков по двум показателям: 1. Характеризующий состояние функциональной напряжённости, настороженности, состояние которое является оптимальным вариантом функционирования системы, выражается активностью и повышенным вниманием.
2. Характеризующий состояние функционального аффективного торможения у двух мальчиков, которое характеризуется доминированием отрицательных эмоций неудовлетворением потребностей (печаль, тоскливость, напряжённость).
Девочкам же в большей степени свойственны отрицательные эмоциональные состояния у 50 % (5 чел), в основном это состояния торможения, которые характеризуются неудовлетворением потребностей, а так же депрессиями. У 40 % (4 чел) девочек отмечается нейтральные эмоциональные состояния, и только у 1 девочки отмечено – положительное эмоциональные состояния.
Необходимо отметить, что результаты исследования подтверждаются данными, полученными в ходе наблюдения за ребятами: действительно, мальчики во время обследования в основном вели себя спокойно, сдержанно, а девочки проявляли состояния растерянности, озабоченности, что характерно для состояний торможения.
Таким образом, можно обобщить полученные результаты и сделать вывод что, исследование эмоционального состояния учащихся 4 «б» класса по методике Э.Т. Дорофеевой подтверждает достоверность полученных результатов полученных в ходе проведения компьютерного варианта теста Люшера: девочки
в возрасте 10-11 лет по оценке изменения эмоционального состояния проявляют большую чувствительность к проявлению эмоций, частые смены настроения могут преобладать у всех, но мальчики могут быть более сдержанными в проявлении эмоций.
В результате теоретического изучения значения цветового спектра в жизни человека было установлено, что люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», которое нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. У разных народов сложилась определенная символика красок. Сегодня же символика цветов широко используется в бизнес-рекламе.
Каждый человек отдает предпочтение какому-то одному цвету, по крайней мере, не больше чем двум-трем. Приятное или неприятное чувство, которое вызывает тот или иной цвет, может меняться с течением времени. Но в любом случае цвет, которому мы отдаем предпочтение, многое может рассказать о нашем характере и эмоциональном складе. Так, в ситуациях радости, веселья особое предпочтение вызывают энергонасыщенные цвета (желтый и красный). Для ситуаций, когда человек испытывает чувство вины за различные поступки, характерно предпочтение серого и синего цветов. В ситуациях, представляющих для человека какую-либо опасность, характерно предпочтение зеленого цвета, связанного с волевым напряжением.
Кроме этого, я выяснила, что эмоциональную нагрузку, которую несет каждый из цветов, необходимо учитывать при стимулировании трудовой деятельности. В целом, во время работы наиболее оптимальны желто-зеленые тона в различных сочетаниях и оттенках. Во время еды предпочтительны оранжево-красные тона, а в часы отдыха важен не столько тон, сколько динамика красок.
Эксперементальная проверка психологического состояния учеников 4 «б» класса позволяет сделать следующие выводы:
По результатам исследования были составлены индивидуальные карты по каждому ребёнку о его психологическом состоянии, которые помогут каждому ребёнку понять особенности своего характера, психологический настрой, открыть в себе творческие способности, улучшить самочувствие и свою жизнь.
Для себя я поняла, как на основе полученных результатов лучше построить общение со своими сверстниками.
Методика исследования эмоционального состояния
(по Э. Т. Дорофеевой)
Стимульный материал: три карточки разного цвета (красная, синяя, зелёная) размером 7Х7 см.
Ход обследования: выявляется изменение чувствительности по трём основным цветам, что связано с изменением эмоционального состояния. Процедура повторяется три раза. При первом предъявлении ребёнку говорят: «Посмотри внимательно. Перед тобой лежат три карточки разного цвета – красная, синяя и зелёная. Выбери из них ту, которая тебе больше нравится». Когда выбор сделан, ребёнка спрашивают: «А теперь какую ты выберешь по цвету?». Третья, последняя карточка, также фиксируется в протоколе. При втором и третьем предъявлении инструкция не изменяется: «Выбери из трёх предложенных тебе карточек ту, которая тебе больше всего нравится по цвету. А из этих двух оставшихся какая больше нравится?»
Обработка данных. Оценка эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности.
Таблица 5
№ п/п | Порядок расположения цветов | Название эмоционального состояния | Характеристика эмоционального состояния |
1 | К – З – С | Активные аффекты. Состояние аффективного возбуждения (АВ). | Диапазон изменений от переживания, чувства нетерпения, возмущения до состояния гнева, ярости. В клинике у психически больных (дисфория). |
2 | К – З – С | Переживание состояния функционального возбуждения (ФВ). | Эмоции, связанные с удовлетворением потребности. Диапазон – от переживания чувства удовлетворения до восторга. Доминирование положительных эмоций. |
3 | З – К – С | Состояние функциональной расслабленности (ФР). | Отсутствие выраженных переживаний. Оценивается человеком как спокойное состояние, устойчивое, самое оптимальное для реализации человеческих отношений, контактов, различных видов деятельности, где не требуется напряжения. |
4 | З – С – К | Состояние функциональной напряжённости, настороженности (ФН). | Ориентировочные реакции характеризуются повышением внимания, активностью, встречаются в тех ситуациях, где требуется проявление подобных качеств. Оптимальный вариант функциональной системы. |
5 | С – З – К | Состояние функционального торможения (ФТ). | Неудовлетворение потребностей (печаль, тоскливость, напряжённость): от состояния грусти до подавленности, от озабоченности до тревоги. Полярно ФВ. Доминирование отрицательных эмоций. Перенапряжение всех систем организма. |
6 | С – К – З | Состояние аффективного торможения (АТ). | Встречается в основном в клинике при глубоких экзогенных депрессиях. Диапазон: от состояния растерянности, психического дискомфорта до страха. Полярно АВ. Доминирование сильных отрицательных эмоций. |
Соответствие эмоционального состояния типу сдвига цветовой чувствительности.
Таблица 6
Сдвиги цветов | Названия сдвигов | Характеристика эмоций |
К – С – З К – З – С | Аффективное возбуждение (АВ). Функциональное возбуждение (ФВ). | Положительные эмоциональные состояния (+) |
З – К – С
З – С – К | Функциональная расслабленность (ФР). Функциональная напряжённость, настороженность (ФН). | Нейтральные эмоциональные состояния (*) |
С – З – К С – К – З | Функциональное торможение (ФТ). Аффективное торможение (АТ). | Отрицательные эмоциональные состояния (-) |
Воздух - музыкант
На горке
Учимся ткать миленький коврик
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой