Вложение | Размер |
---|---|
zakalivanie.docx | 286.11 КБ |
Кафедра физической культуры и ОБЖ
Личная гигиена и закаливание как вспомогательные средства физического воспитания
Работу проверила:
Фурасева Светлана Ивановна
МБОУ «СОШ № 59»
Чебоксары-2013
Содержание
Введение
Глава1. Закаливание школьников
Глава2. Использование физических упражнений в естественных условиях для физического воспитания школьников
2.1.Спортивные упражнения на воздухе зимой
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность
Значение физического воспитания детей резко возросло в наши дни. Это вызвано существенным изменением характера заболеваемости людей.
Сегодня все большее распространение получают хронические,неинфекционные заболевания,такие, как сердечно-сосудистые,онкологические,нервно-психические,болезни органов дыхания, В их профилактике важное место принадлежит сознательному,высококультурному отношению людей к своему здоровью,правильному образу жизни и физической культуре.
В связи с этим резко возрастает роль гигиенического и физического воспитания детей.
Способствуяформированию двигательных навыков, совершенствованию таких качеств,как быстрота,сила, выносливость,ловкость, оно формирует ряд морально-волевых качеств: смелость, решительность, настойчивость.
Проблема:
В последнее время отмечается прогрессирующая гиподинамия у молодежи, что обусловлено большим объемом учебных занятий не только в аудиториях,но и дома.
Физические упражнения в системе физического воспитания по своему биологическому механизму воздействия на человека предоставляют широкие возможности достичь значительного оздоровительного эффекта. То же самое относится и к используемым в оздоровительных целях естественным факторам природы(солнечной, водной и воздушной средам) и оптимальным гигиеническим условиям.
Глава1. Закаливание школьников
В процессе физического воспитания используются разработанные комплексы физических упражнений в сочетании с естественными силами природы и гигиеническими факторами для формирования двигательных умений, специальных знаний, воспитания физических качеств и разностороннего морфофункционального совершенствования организма в соответствии с требованиями общества.
Гигиенические факторы являются решающими в реализации принципа оздоровительной направленности системы физического воспитания.Их задача —сделать занятия физическими упражнениями органической частью жизнедеятельности человека. Как бы хорошо ни был организован педагогический процесс, он никогда не даст желаемого эффекта при нарушении,например, режима питания и сна,если занятия будут проходить в антисанитарных условиях.
Гигиенические факторы представляют собой обширную группу разнообразных средств, условно разделяемых на две группы:
Средства, которые обеспечивают жизнедеятельность человека вне процесса физического воспитания: нормы личной и общественной гигиены труда, учебы, быта, отдыха, питания, т. е. все то, что обеспечивает предпосылки для полноценных занятий физическими упражнениями.
Средства, непосредственно включаемые в процесс физического воспитания: оптимизация режима нагрузок и отдыха в соответствии с гигиеническими нормами, специальное питание на дистанции, создание внешних условий (чистота воздуха, достаточная освещенность, искусственная аэроионизация, исправность инвентаря, удобство одежды и активизация восстановления организма (массаж, баня, ультрафиолетовое облучение и т. п.).
Метеорологические факторы составляют ту группу факторов, познав закономерности воздействия которых можно определить оптимальные условия для достижения наибольшего эффекта от физических упражнений.Человек находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой: влияет на нее и приспосабливается к ней. Постоянно изменяющиеся солнечное излучение, температура воздуха и воды, осадки, движение и ионизация воздуха, атмосферное давление вызывают существенные биохимические изменения в организме,приводящие к физиологическим и психическим реакциям: к изменению состояния здоровья,работоспособности человека и эффективности физических упражнений.Все это сказывается на технике и тактике физических упражнений и может повышать опасность травмирования. Следовательно, необходимо учитывать и специально организовывать влияние внешних факторов на ученика при выполнении им физических упражнений.
Использование естественных сил природы в процессе физического воспитания осуществляется по двум направлениям:
Естественные силы природы как сопутствующие факторы, создающие при грамотном учете их действия наиболее благоприятные условия для физических упражнений. Они дополняют и усиливают эффективность воздействия движений на организм человека.
Естественные силы природы как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания в виде солнечных, воздушных и водных ванн. При оптимальном воздействии эти процедуры, включенные в режим трудовой и учебной деятельности, становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления.
Одним из главных требований к использованию естественных сил природы является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями.При определении рациональной дозы следует учитывать особенности учеников и характер педагогических задач. Это позволит,во-первых,реализовать перенос эффекта закаливания,т. е. использовать приобретенный учеником в процессе физического воспитания эффект закаливания в трудовой и учебной деятельности;во-вторых, создать возможности для применения более высоких нагрузок, а следовательно,повышения работоспособности;в-третьих, повысить сопротивляемость организма к действию перегрузок,вибрации, укачивания и пр.; в-четвертых,на более высоком уровне проявить волевые качества.
Очень важен гигиенический режим занятий: систематичность, регулярность, разносторонность и постепенное увеличение физических нагрузок.
Питание— один из основных гигиенических факторов внешней среды, непрерывно воздействующих на организм.
Питание служит одним из средств активного целенаправленного воздействия на организм,сохранения,формирования и укрепления здоровья человека.
Обеспечение нормальной жизнедеятельности возможно при условии снабжения организма необходимым количеством энергии, белков,углеводов,жиров, витаминов,минеральных веществ, воды в нужных для организма соотношениях.
Из оздоровительных средств эффективно закаливание в сочетании с аэроионизацией воздуха, а также с баней, массажем.
Закаливание—обязательный элемент физического воспитания, имеющий большое значение для укрепления здоровья, повышения сопротивляемости инфекциям и увеличения работоспособности.
Сущность закаливания заключается в тренировке терморегуляторного аппарата, в развитии защитных реакций организма к повреждающему действию тех или иных факторов окружающей среды. В результате закаливания повышается устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям погодных факторов.
При закаливании используют природные факторы: воздух, воду и солнце. Эффективность закаливания зависит от правильности методики его применения.
При закаливании должны соблюдаться основные принципы:
Принцип постепенности.Силу раздражителя нужно повышать постепенно.Так, приступая к водным процедурам,надо начинать с прохладных и затем переходить к холодным. Закаливающие процедуры следует принимать регулярно, так как адаптация на действие раздражителя вырабатывается и развивается должным образом только при многократном его повторении.Уже через 2 мес.после прекращения занятий состояние закаленности почти полностью исчезает. Поэтому при вынужденных перерывах закаливание возобновляют с более слабых процедур по сравнению с последними;разнообразием средств закаливания достигается не только тренировка к разным факторам,но и нарастает степень закаленности,так как исключается привыкание.Кроме того,тренируются различные механизмы адаптации, что возможно даже при действии одного и того же фактора. Так, короткие по времени, но интенсивные холодовые процедуры сопровождаются выраженными терморегуляторными реакциями со стороны механизмов теплоотдачи. Каждая закаливающая процедура должна проходить на положительном эмоциональном фоне. Ребенок или подросток должен подходить к ним в хорошем настроении,испытывать при этом удовольствие.Положительные эмоции почти полностью исключают негативные эффекты охлаждения.
Тренировать к холоду можно как местными,так и общими закаливающими процедурами.
Рекомендуется ограничивать дозу закаливающей нагрузки после стрессовых и непривычных ситуаций.
Закаливание воздухом. Воздушные ванны наиболее«щадящие» и безопасны. С них и рекомендуется начинать систематическое проведение закаливающих процедур.
Положительное влияние воздушных ванн зависит от температуры,влажности,подвижности,чистоты и ионизации воздуха. Если занятия физической культурой проводятся круглогодично на открытом воздухе, то нет необходимости в специальном приеме воздушных ванн. В летнее время года эффект закаливания в процессе занятий физкультурой и спортом выражен слабее из-за меньшего термического раздражения, оказываемого воздухом.
Закаливание воздухом следует начинать при15—20 °С и по мере адаптации к этому уровню переходитьк 10 °С, начиная с 15—20 мин в сочетании с физическими упражнениями.Закаленные учащиеся могут принимать воздушные ванны даже при температуре ниже 0°С (не более5—10 мин), конечно же, в сочетании с физическими упражнениями.
Холодные воздушные ванны можно заканчивать растиранием тела и теплым душем. В сырую и ветреную погоду продолжительность ванн сокращается.Одной из форм закаливания холодным воздухом зимой является сон при открытой форточке.
Закаливание водой. Вода обладает большой теплопроводностью и оказывает большее термическое воздействие,чем воздушная ванна той же температуры.Главными факторами гидропроцедур являются температура,продолжительность воздействия,механическое(массирующее)давление и гидроудары,особенно при плавании и приеме душа. Это улучшает лимфо- и кровообращение.
Для закаливания необходима прохладная(33—20°С)и холодная(ниже 20 °С) вода.Температура окружающего воздуха в начале закаливания должна быть17—20 °С,
При водных процедурах всегда следует добиваться активной кожной реакции — покраснения и ощущения разогрева.Лучшее время для закаливающих водных процедур—после утренней зарядки. Холодовые процедуры перед сном не рекомендуются,так как они возбуждают нервную систему, ухудшают сон. Утренние водные процедуры способствуют переходу организма в активное состояние и создают бодрое настроение.
Закаливание водой начинают с обтираний— наиболее мягкие водные процедуры (с помощью губки или полотенца,смоченного водой). Обтирают сначала верхнюю половину тела,насухо вытирают ее и растирают сухим полотенцем до красноты,затем то же делают с нижней половиной тела.Конечности растирают от пальцев к телу,туловище —круговыми движениями по направлению к подмышечным и паховым впадинам. Продолжительность процедуры 4-5мин.
Обливание туловища. Его производят из кувшина или лейки, держа их не дальше20—25 см от тела,чтобы избежать сильного механического воздействия потока воды,в следующем порядке: спина,грудь, живот,левая, правая рука, левая,правая нога.Голову обливать не рекомендуется.Начальная температура воды для младших школьников зимой не ниже30°,летом 28°, а конечная(предельная)соответственно20 и 18°С. Ее снижение производят постепенно через каждые10 дней. Для школьников средних и старших классов начальная температура воды зимой 28°,летом —24°, конечная соответственно18 и 16°С. Для старших школьников начальная температура зимой 26°, летом— 24 °С, конечная соответственно20 и 15 °С. Общая длительность процедуры —60—90 с. После обливания надо насухо вытереть тело. Еще более закаливающее действие оказывает холодный душ.Здесь механический напор воды достигает 4атм. Температура,душа в начале закаливания около 30—32°С,продолжительность приема не более1 мин. Далее температуру следует снижать примерно на1 °С через каждые3—4 дня, а продолжительность процедуры увеличивать до 2 мин.
При высокой степени закаленности применяются контрастные души, попеременно холодной и теплой водой.
Купание в естественных водоемах —комплексная закаливающая процедура, где,помимо термического раздражителя,действуют гидроудары,химический состав воды(речная, морская и т. д.), солнечныеи воздушные ванны, а также физические движения. Купание следует начинать при температуре не ниже 18—20 °С.Купание в открытых водоемах. Это очень эффективное средство закаливания(и укрепления здоровья), так как при этом на организм одновременно воздействуют солнце, воздух и вода.
Место купания должно быть с ровным и чистым дном, без камней и коряг, без ям и водоворотов, со спокойным, медленным течением. Купаться можно не раньше чем через 1—1,5 ч после еды и не позже чем за 1 ч до нее. Нельзя купаться натощак. Его лучше проводить в послеполуденные часы, когда вода успеет прогреться.В воде рекомендуется активно двигаться: плавать, играть в мяч и в другие игры.Во время купания необходим контроль за самочувствием. При первых признаках переохлаждения — бледность и синюшность кожи, «Гусиная» кожа, озноб и сильная дрожь — немедленно прекратить купание.После купания надо обтереть тело досуха, одеться и отдохнуть в тени.
Повышают устойчивость организма к простудным заболеваниям такие простые и доступные водные процедуры,как обмывание стоп и полоскание горла холодной водой. Особенно полезен такой вид закаливания тем, кто предрасположен к заболеваниям носоглотки. Обливание стоп. Производится из лейки или кувшина. Воду льют на нижнюю треть голеней и на стопы.Длительность обливания —25—30 с. Температура воды вначале28—27°, через каждые10 дней ее снижают на 1—2°; конечная температура не должна быть ниже 10°С. После обливания ноги тщательно вытирают досуха,особенно между пальцами. Эту процедуру рекомендуется проводить вечером не позже чем за1 ч до отхода ко сну.
Ножные ванны. Ноги погружают в ведро или таз с водой. Начальная температура воды — 30—28, конечная—15—13°;она снижается через каждые10 дней на 1—2°.Длительность первых ванн— не долее 1 мин,а в конце—до5мин; она возрастает постепенно.Во время ванны рекомендуется слегка двигать ногами, выполняя«топтание»в воде, движения пальцами и стопами.Контрастные ножные, ванны.В одно ведро(можно и в таз)наливают горячую(38—40°), а в другое— холодную(30—32°) воду. Сперва ноги погружают в горячую воду на 1,5—2 мин, а затем,не вытирая,переставляют в холодную на5—10 с. Такую смену произвести4—5 раз. Через каждые 10 дней температуру холодной воды снижают на 1—2°и к концу курса закаливания доводят до15—12°. Температура горячей воды остается неизменной,так же как и длительность погружения в нее ног. Длительность погружения ног в холодную воду постепенно возрастает до 20 с. Количество смен горячей и холодной воды достигает постепенно8—10 раз за процедуру.Эффект этих ванн состоит в увеличении контраста температур и количества их смен. Их целесообразно проводить также незадолго до сна.
Хождение босиком рекомендуется для школьников поздней весной,летом и ранней осенью. Его длительность зависит от температуры земли. Особенно оно полезно по росе и после дождей, по воде.
Купание в ледяной воде,«моржевание»или зимнее плавание, —самая сильнодействующая процедура. Это очень сложный вид закаливания,требующий специальной подготовки и совета врача.
Бани.Они являются могучим средством укрепления здоровья и закаливания.Банная процедура оказывает влияние на весь организм, на все его функции.Объем и направленность возникающих в организме изменений под влиянием бани зависят от дозирования этих влияний— температуры и влажности,воздуха, длительности пребывания в ней. Чрезмерное увлечение банями в качестве средства укрепления здоровья и закаливания детей не оправдано.Использование бани для них требует очень строгого контроля,
Закаливающий эффект бани заключается в многократном воздействии контрастных температур.Это происходит при переходе из одного банного помещения в другое, при смене горячей и холодной воды. Контрастное закаливание расширяет диапазон устойчивости организма к воздействию низких и высоких температур.При этом в процессе сеанса сначала обливаются холодной водой(20 °С) в течение30 с, а затем теплой(35—36 °С) также 30 с.Всего в один сеанс проводят2—3 таких цикла.Постепенно разницу увеличивают на 1 °С через каждые 3 сут.,при этом температуру теплой воды повышают, а холодной понижают.Таким образом,через 1,5—2 мес.закаливания чередуют воду40—42° с 12— 15°С.
Как и при других видах закаливаний,в процессе контрастного необходим самоконтроль.При ухудшении самочувствия,нарушении сна,аппетита, повышенной раздражительности и других неблагоприятных симптомах следует уменьшить силу раздражителя и разовую нагрузку.
Закаливание солнцем — прием солнечных ванн,или точнее,воздушно-солнечные ванны.
Солнечные ванны. При их проведении нужно строго соблюдать основные правила и строго дозировать их интенсивность.Нельзя злоупотреблять солнечными лучами. Солнечные ванны принимаются не позже чем за 1ч до еды и не раньше чем через 1,5 ч после еды. Нельзя их принимать натощак.Во время солнечной ванны рекомендуется защитить голову от прямых солнечных лучей. Не следует для этого использовать резиновые плавательные шапочки или туго обвязывать ее полотенцем; это затруднит теплоотдачу с головы и создаст угрозу перегревания.Солнечные ванны лучше принимать в движении — ходьбе, работе в саду или огороде, гребле на лодках и т. п. Это облегчит работу механизмов терморегуляции.После солнечной ванны рекомендуется выкупаться или облить тело прохладной водой (20—25°С), а затем на 20—30 мин перейти в тень и отдохнуть.Нужно учитывать индивидуальные особенности каждого человека. Для людей со слабопигментированной кожей, с повышенной возбудимостью длительность солнечной ванны нужно сократить.Необходим контроль за самочувствием людей. Сильное покраснение кожи, обильное потоотделение служат сигналом неблагоприятной реакции; людей нужно немедленно перевести в тень и дать спокойно отдохнуть. В дальнейшем длительность ванн для них следует ограничивать.
Оптимальным временем для солнечных ванн являются утренние часы: в южных районах — от7 до 10, в средней полосе — от 8до 11, в северных районах — от9 до 12 ч. Главным условием их эффективности является дозирование.Для адаптации организма к солнечным лучам целесообразно первые 2—3 дня находиться в тени в обнаженном виде. После этого можно принимать солнечные ванны.
При определении длительности солнечной ванны для здоровых,физически развитых людей можно руководствоваться следующим правилом:длительность первой ванны— 5 мин, второй—10,третьей— 15 н т. д. Общая длительность непрерывной солнечной ванны не должна превышать1 ч. В период полового созревания длительность ванны школьникам сокращают до40— 20 мин.
Для людей с ослабленным здоровьем,перенесших длительные и тяжелые заболевания,с повышенной чувствительностью к солнечным лучам рекомендуются вначале местные солнечные ванны. В первый день воздействию солнечных лучей подвергаются- только стопы:длительность ванны — 5 мин.Во второй день стопы находятся под солнцем уже 10 мин, а голени— 5. В дальнейшем порядок выглядит так: 3-й день —стопы 15; голени—10,бедра — 5 мин;6-й день: стопы— 30, голени — 25,бедра — 20, живот—15,грудь—10, спина— 5 мин. Последовательное увеличение времени действия солнечных лучей на различные участки кожной поверхности исключает возникновение отрицательных явлений.
Соблюдение указанных правил важно потому, что злоупотребление солнечными лучами может вызвать нарушения в организме— солнечный и тепловой удары, ожоги,расстройства центральной нервной системы и т. п. Возникают головные боли,пропадает аппетит, расстраивается сон, резко падает работоспособность,человек испытывает общее недомогание. Противопоказаниями для приема солнечных ванн являются: повышенная температура тела, катары верхних дыхательных путей, острые воспалительные процессы в легких, гриппоподобные состояния острые воспаления придаточных полостей носа,воспалительные процессы в почках, острые расстройства желудочно-кишечного тракта, повышенная возбудимость центральной нервной системы, сильное истощение и малокровие и другие заболевания, требующие медицинского наблюдения.
Организация закаливающих процедур.Всистеме физического воспитания наиболее широко и регулярно закаливание можно сочетать с утренней гимнастикой.При этом для закаливания воздухом одежда должна быть легкой (обычно трусы и майка). Кроме закаливания воздухом, после утренней гимнастики рекомендуется проведение тех или иных водных процедур по выбору занимающихся и в зависимости от степени закаленности.На уроках физического воспитания преподаватель должен стремиться максимально использовать элементы закаливания.Это обусловлено тем, что плановые занятия наиболее полно охватывают контингент учащихся. При этом основным средством являются воздушные ванны. Надо стараться максимум занятий проводить вне помещений, что приведет к более интенсивному воздействию метеорологических факторов и позволит использовать солнечные ванны. Кроме того, у преподавателя появляется возможность дать установку для привития навыков закаливания и во внеурочное время.
Глава2. Использование физических упражнений в естественных условиях для физического воспитания школьников
2.1 Спортивные упражнения на воздухе зимой
Сочетание движений с воздействием свежего воздуха является эффективным средством закаливания детей. Повышается сопротивляемость организма ребенка к простудным и инфекционным заболеваниям.В природных условиях движения детей становятся более естественными,непринужденными.По мере совершенствования двигательных движений растет и интерес ребят к ним.
В холодное время года длительность пребывания детей на воздухе в значительной степени зависит от правильной организации их деятельности, создания необходимых условий для физических упражнений,веселых игр и развлечений.При оборудовании площадок для таких игр следует предусмотреть возможность для разнообразных движений. Для прыжков, упражнений в равновесии иметь снежные валы, для метания— нарисованные мишени. Постараться сделать снежные фигуры, помогающие закрепить двигательные умения ребят:лисе или медведю дать в лапы корзину, в которую забрасывают снежки, между ногами жирафа предусмотреть некоторое расстояние,чтобы ребенок мог проползать,колпак на голове снеговика дает возможность упражняться в меткости.Зима дарит детям и свои особенные радости, веселые забавы на снегу,на льду.
Ледяные дорожки
Упражнения на ледяных дорожках интересны детям, развивают у них чувство равновесия при скольжении,умение управлять своим телом во время движений.
Чтобы овладеть движениями по ледяным дорожкам, надо обязательно соблюдать правила: кататься в одном направлении;кататься с интервалом;быстро уходить с дорожки после скольжения,не перебегать ледяную дорожку.
Старшим дошкольникам в упражнения можно включать более сложные движения.
Примером игры на снежной площадке может быть игра «Не уступлю горку».Один ребенок забирается на небольшую горку. Другие дети по очереди пытаются его оттуда стащить.Тот, кто стащит,занимает его место. Можно устроить соревнование на время — кому удастся продержаться на горке дольше других.
Катание на санках
При катании на санках дети выполняют много разнообразных движений, получая от этого удовольствие,радостные переживания.Это бег с санками,влезание на горку и спуск с нее, приседания,наклоны, толкание санок с сидящим на них товарищем.
Катание на санках укрепляет силы детей, при этом развивается ловкость,координация,смелость и решительность,согласованность движений.
Кто скорее? Чертится большой круг.В середине трое-четверо детей с санками.Им предлагаются различные задания:
по сигналу быстро вывезти санки из круга, держась за их спинки. После этого каждому быстро сесть в свои сани;
при выезде из круга поменяться санками, сесть в них;
при выезде из круга бросить снежок в цель правой и левой рукой.
Проезжай— бери! Чертятся две линии на расстоянии6 м. От первой линии ребенок везет санки до второй, быстро собирает на санки снежки,разбегается,становится на колени на санки, скользит по инерции.Оставшееся пространство везет санки за веревку.
Помимо катания на санках по дорожкам обязательно следует организовать катание с горки.Это любимое и полезное для детей развлечение.Неоднократно поднимаясь на горку, ребята тренируют сердце и легкие.Съезжая с горки,они могут проделывать много дополнительных движений, развивающих ловкость, смекалку,решительность,мужество, координацию движений. Дети должны уметь падать при необходимости на бок. Не беда, если ребенок и упадет, снег и одежда оградят его от сильного удара.
2.2 Физические упражнения летом
В теплое время года значительно улучшаются условия для развития движений детей. Природа создает такое многообразие условий, что одни и те же движения могут быть выполнены в огромном количестве вариантов:например, ходьба и бег по узкой или извилистой дорожке, между деревьями, по песку, высокой траве, мелкой воде, с горки на горку, под низко опущенными ветками деревьев и т. п. Бросать вдаль или вверх шишки, палочки,мелкие камешки,картонные круги можно более разнообразными способами:из-за спины,из-за головы,снизу, сбоку,косо вверх.
Изменение привычных условий дает возможность варьировать разучиваемое движение. О хорошей степени владения движениями можно судить по тому, насколько эффективно дети используют их не только в привычной обстановке,но и в изменяющихся условиях среды.Например, сумеет ли ребенок пробежать по извилистой травяной дорожке,перепрыгнуть через канавку или камень,смело пройти по узкому мостику,спрыгнуть с пенька, подлезть под низко опущенные ветки кустарника.Нередко случается так, что дети,достаточно уверенно двигаясь на площадке,в природных условиях (на лугу, лесной поляне) теряют естественность движений, испытывают затруднения при необходимости преодолеть небольшие естественные препятствия,проявив смелость,решительность.
Использование природных условий эффективно еще и тем, что значительно расширяются двигательные возможности детей, обогащается их двигательный опыт, заставляющий применять разнообразные способы выполнения движений,целесообразные в данных сложившихся условиях. Например,очень интересно и полезно бросать мелкие камешки в пруд, выполняя бросок снизу,боку, а не только способом из-за головы. А для того, чтобы метнуть картонный диск или «летающую тарелку» как можно выше,надо широко размахнуться,сделать резкий бросок, косо направленный снизу вверх.
Не следует чрезмерно опекать детей,отстраняя от них доступные для преодоления препятствия.Способствует совершенствованию разнообразных двигательных умений, помогает воспитывать самостоятельность,смелость,находчивость,взаимопомощь,использование естественных препятствий.Обучение детей умению справляться с неожиданно или редко встречающимися трудностями в значительной мере снизит вероятность получения ими травм на прогулках в лесу, на лугу,на поляне. Кто бы ни запрещал прыгать с высоты,детей всех возрастов, даже и самых маленьких,неудержимо влечет возможность спрыгнуть с пенька, дерева,скамейки. И если не научить ребенка спокойному уверенному приземлению на обе слегка согнутые в коленях ноги,умению соразмерять свои усилия в соответствии с препятствием,не исключены нежелательные последствия.Такие же явления наблюдаются и при сбегании с горки — чаще всего при этом падают дети,бегающие неуверенно,боязливо, не имеющие достаточного опыта в таком естественном для ребенка движении.
В подборе упражнений необходимо соблюдать постепенность и последовательность,индивидуальный подход, страховку и помощь в необходимых случаях. Упражнения включают основные виды движений:
Ходьба и бег по траве,высоко поднимая ноги, по песку, по мелкой воде,по тропинке прямой и извилистой,на горку и с горки, между кустами и деревьями.Пройти по доске или бревну прямо и боком,по узкому мостику,земляному валу,перешагивать через палки.Идти по корням,перешагивая с одного на другой. Идти,приставляя пятку к носку.Бег за каталками,обручами, друг за другом. Медленный бег в спокойном темпе для детей3—4 лет — до 1 минуты,для детей 6—7лет — до 2—3 минут.
Лазанье:на четвереньках на горку и с горки; по доске,скамейке, бревну.Подлезть под низкие ветки;пролезть между рядом стоящими деревьями.Перелезть через дерево, бревно,заборчик. Влезть на пень. Обхватив дерево, обойти вокруг него.
Прыжки:на двух ногах вверх, дотягиваясь до ветки, ленточки.Прыжок с места и с разбега в длину через палку, небольшую канавку, лужу,невысокие кочки; прыжки в высоту с места и с разбега и др.
Многие дети любят подскоки в воде, прыжки на одной и двух ногах, продвигаясь вперед на 2—4м.
Метание в цель. Метание в горизонтальную и вертикальную цель — любимое занятие ребят.Метают на дальность шишки, палочки,мячи через куст, дерево,в воду, играя в игру «Кто дальше бросит?».Целесообразно использовать для метания вверх шишки,картонные диски, «летающие тарелки». С большим интересом проходят игры с катанием,бросанием и ловлей мяча.
Заключение
Здоровье- бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества.Здоровье помогает нам выполнять наши планы,успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется,то и значительные перегрузки.Доброе здоровье,разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком,обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
К сожалению,многие люди не соблюдают самых простейших,обоснованных наукой норм здорового образа жизни.Одни становятся жертвами малоподвижности(гиподинамии),вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых -сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать,отвлекаться от производственных и бытовых забот,вечно беспокойны,нервны, страдают бессонницей,что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.
Таким образом, комплексное использование средств физического воспитания(физические упражнения,естественные силы природы и гигиенические факторы) обеспечивают всестороннее развитие физических способностей человека.
То есть естественные силы природы и гигиенические факторы, используемые при занятиях физическими упражнениями,усиливают их эффективность и оздоровительный эффект на организм занимающегося.
В данной курсовой работе рассмотрены основные средства,виды и формы закаливающих процедур, их влияние на организм человека,принципы их применения.Показаны примеры использования физических упражнений в естественных условиях для воспитания дошкольников.
Список литературы:
Антропова М. В. Гигиена детей и подростков. М., 2002.
Бабина К. С. Комплексы утренней гимнастики в детском саду. М., Просвещение, 2007.
Баженов Ю. И. Термогенез и мышечная деятельность при адаптации к холоду. Л., 2010.
Бартон А., Эдхолж О. Человек в условиях холода. М., 2009.
Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. М., Просвещение, 2009.
Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. М., Просвещение, 2005.
Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 2006. – 128 с., ил.
Вайнабаум Я.С. и др. Гигиена физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Я.С. Вайнбаум, В.И. Коваль, Т.А. Радионова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.
Воронин Н. М. Основы медицинской и биологической климатологии. М., 2000.
Гриненко М.Ф. Путь к здоровью. – М.: «Физкультура и спорт», 1999. – 144 с.
Загрядский В. П., Сулимо-Самуйлло 3. К. Физические нагрузки современного человека. Л., 2000.
Майстрах Е. В. Патологическая физиология охлаждения человека. Л., 2000.
Осокина Т. И., Тимофеева Е. А.,Фурмина Л. С. Игры и развлечения детей на воздухе. М., Просвещение, 2009.
Почему Уран и Нептун разного цвета
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Рисуем подснежники гуашью
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Знакомые следы