Данная работа освещает народные традиции воспитания детей в мордовских семьях.
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_traditsii_vospitaniya_detey_u_mordvy.doc | 992 КБ |
МОУ « Средняя общеобразовательная школа № 27»
Городская научно-практическая конференция учащихся
ученическая исследовательская работа
на тему:
НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ У МОРДВЫ.
Выполнил: Комаров Михаил
ученик 11 класса школы № 27
Научный руководитель: Лещева О.Н.
учитель истории
Содержание
С
Введение 3
Глава I. Родильные обряды 4
Глава II. Обряды включения новорожденных в социальную
структуру 5
Глава III. Особенности возрастного воспитания у детей
мордвы 7
Глава IV. Традиции физического воспитания 9
Глава V. Традиции трудового воспитания 11
Глава VI. Развитие умственных способностей 12
Глава VII. Нравственное воспитание детей 29
Заключение 30
Библиография 31
Введение
Среди богатого и своеобразного культурного наследия мордвы важное место занимают традиции, связанные с рождением и воспитанием детей. Не зная, как тот или иной народ воспитывает своих детей, невозможно понять ни его образа жизни, ни особенностей его социальной истории. Особо важное значение приобретает переосмысление народного педагогического опыта в условиях возрождения и развития духовной культуры этноса. Его изучение является важным источником и для решения различных социальных проблем, разработки новых концепций становления и развития национальной школы. Это необходимо также для лучшего взаимопонимания и межнационального согласия. С изменением всей ситуации в стране произошла переориентация взглядов на роль обычаев и обрядов, пришло понимание их исключительной важности в жизни детей. Обычаи, обряды устно-народного творчества составляли основу культурного воспитания. С их помощью каждый этнос воспроизводил себя, свою духовную культуру, свой характер, психологию. Воспитание органически связано с семьей, которая служит первым источником социальных идеалов образцов поведения. На наш взгляд, важным является использование этого положительного опыта, который имел значение в передаче детям лучших достижений культурного наследства, в выработке ценнейших ориентаций в трудовом, нравственном воспитании ,в укреплении семьи и семейно- родственных отношений.
Глава I. РОДИЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ
Ой, мокшанин, мокшанин богатый,
Ой, мужик, мужик он зажиточный,
Ой, и чем же мужик богат?
Ой, и чем же мокшанин славен?
Не хлебом мужик богат,
Не солью мокшанин славен.
Дочерьми мужик богат,
Ой, детьми мокшанин славен.
Мордовские семьи были многодетными. В народе счастливая семья определялась большим количеством детей. «Дом с детьми- счастливый дом», «Плохо жить без дома, еще хуже –без детей»-говорится в пословицах. Рождение ребенка было важным событием в жизни молодой семьи. Его с нетерпением ждали, к нему готовились.
Рождение ребенка издавна обставлялось разнообразными обрядами, основной смысл которых заключался в стремлении обеспечить безопасность новорожденному и роженице, оказать благоприятное воздействие на нового члена семьи и его приобщение к эталонам соответствующего бытового уклада.
О будущем потомстве начинали заботиться с момента вступления в брак. В свадебный цикл вплетались обряды, направленные на деторождение: обсыпание молодых зерном, хмелем, сажание на колени невесте мальчика. Последний обычай связан с тем, что в мордовских семьях предпочтение отдавалась рождению именно мальчиков, они - продолжатели рода, семьи, её традиций, а девочки считались обузой. Это подтверждает следующая поговорка: «Отца, мать кормлю- долг плачу, сыновей в люди вывожу- взаймы даю, дочь снабжаю – за окно бросаю». Когда дети спрашивали, откуда в семье появился маленький ребенок, то при рождении мальчика им отвечали: « Ведь – ава подарила», если рождалась девочка : « Ведь – ава бросила». Наиболее желанным было рождение сына . Говорили: « Сына корми- себе сгодится, дочь корми- людям спонадобится», «Сын домашний гость, дочь в люди пойдет».
Забота о будущем благополучии ребёнка начиналась задолго до его появления на свет, что выражалось в ряде ограничений, запретов, относящихся к будущей матери и даже будущему отцу. Предосудительным, например, считалось отказать беременной женщине в желанной пище, ибо отказ мог отразиться на развитии плода, так как ребенок якобы всю жизнь будет ощущать недостаток в этой пище. Будущей роженице запрещалось бить животных, смотреть на калек, нищих, посещать больных, присутствовать на похоронах, так как считалось, что она в этих случаях может родить калеку, урода, или ребенок будет болезненным или скоро умрёт. Нельзя было также класть за пазуху яйца - «ребенок будет золотушным», семечки- «ребенок может заболеть корью», орехи –«у ребенка будут шишки». Некоторые из этих запретов были продиктованы опасениями за здоровье беременной женщины, а следовательно, и будущего ребенка. Действительно, увидев калеку или присутствуя на похоронах, будущая мать
могла испугаться или сильно разволноваться, а, ударив животное, могла получить ответный удар.
Глава II. Обряды включения новорожденных в социальную структуру
Вплоть до крестин ребёнка оберегали от «дурного глаза», поэтому старались не показывать его посторонним. Самыми опасными для ребенка считались первые шесть недель его жизни. Большую роль в борьбе со злыми силами отводили воде. Сразу после родов топили баню, куда молодая мать вместе с новорожденным и повитухой ходили мыться. Перед обмыванием повитуха совершала молян в честь Ведь- авы( богине воды) и покровительницы бани Бань-азыр-авы. Если рождалась двойня, то топили баню шесть дней, иначе, по поверью, душу одного из близнецов могла взять к себе Ведь-ава.
Хорошим защитным средством считались также ветки от веника, которым повитуха парила ребёнка в бане. Их хранили в люльке новорожденного 40 дней.
Для предотвращения смерти детей практиковались различные обряды «купли–продажи», которые должны были ввести в заблуждение «нечистую» силу и лишить её возможности нанести вред ребёнку. Например, после третьей бани повитуха «продавала» младенца матери. Ребенка продавали и первому встречному или нищему, подавая его через окно. Затем мать выкупала своё дитя за 2-4 копейки. Применялся и так называемый «обман» ребенка. Ожидали первого встречного человека (обычно заранее подготовленного), отдавали ему новорожденного, которого этот человек относил во двор и клал в конскую колоду. После этого он звал отца ребенка взять якобы случайно найденное дитя.
Кроме обрядов, которые должны были уберечь новорожденных от «нечистых» сил, у мордвы совершались обряды, которые якобы обеспечивали им долгую, счастливую жизнь. Уже при первом обмывании ребенка повитуха клала в воду деньги- чтобы он был богат, парила его рябиновым веником- чтобы вырос здоровым и красивым.
В день рождения ребенка устраивали моление над хлебом. На стол клали яйца, кашу, и повитуха или свекровь молодой матери поднимала хлеб и молила Норов–аву ( богиню плодородия) беречь младенца, дать ему счастья и здоровья:
Пусть будет счастлив ребёнок,
Вырастет большим,
Найдет себе пару.
Во все времена одним из самых торжественных обрядов детского цикла было крещение. Этот обряд означает приобщение человека к церкви( младенца погружают в воду, обливают и кропят водой). К нему готовились все родственники новорожденного. Важная роль в проведении крестин отводилась крестным родителям: крестной матери и крестному отцу. Кума готовила подарки ребёнку: рубашку, крест, шапочку, пояс, риску(пеленку), в которую принимали младенца от попа после купели, причем девочку принимала кума, а мальчика- кум. Так продолжают крестить младенцев и в наше время.
Раньше в мордовских семьях младенца крестили в течение шести недель после рождения. Но если ребёнок рождался слабым, недоношенным, то его старались
окрестить в первые же часы появления на свет, чтобы он не умер некрещеным. По поверьям душа такого младенца будет блуждать по ночам, не знать покоя, плакать днём и ночью. Крестили такого младенца повитуха или сама мать. Если он все же умирал некрещеным, то несли в церковь 40 крестиков на лентах как подаяние от него. В одних селах их оставляли в церкви, а в других- раздавали пришедшим на похороны близким родственникам, один крестик клали в гроб.
После крещения в течение 3-7 дней знакомиться с новорожденным приходили родные, соседи, знакомые. Идти знакомиться полагалось с угощением, иначе жизнь ребёнка будет необеспеченной. Перед уходом гости обычно мылись в бане, так как считалось, что в первое время после родов роженица была «нечистой», а следовательно, «нечистыми» были и те , кто так или иначе соприкасался с ней.
Важными моментами в жизни ребёнка считались появление первого зуба, первые шаги, первая стрижка волос. Все они отличались определенными обрядами. Так, тем детям, которые обнаруживали у младенца первый зуб, дарили подарки: девочке- платок, а мальчику- рубашку.
Когда ребёнок начинал ходить, то совершали обряд «разрезания пут». Для этого ребенка ставили на середину стола и три раза проводили ножом между ног, при этом приговаривали: «Путы разрезаю».
Одним из последних обрядов детского цикла была стрижка волос. По народным поверьям, чтобы ребенок беспрепятственно рос, нельзя было у него до года стричь волосы и обрезать ногти. К обряду первой стрижки приглашались близкие родственники и обязательно крестные родители, которые и выполняли его. Мальчика стриг наголо крестный отец, а девочку- крестная мать.
В настоящее время родильные обряды мордвы претерпели значительные изменения. Сохранившиеся же обряды во многом трансформировались. Например, повсеместно сохраняется обычай топить баню и мыть роженицу и ребенка после возвращения из роддома. Но если ранее это омовение считалось очистительным магическим действием , то в настоящее время оно делается в гигиенических целях. Родственники приходят навещать новорожденного , беря с собой по традиции кашу, пироги и другие кушанья. Прочно сохраняется и кумовство. Но, в отличие от прошлого, в современных мордовских семьях в крестные отцы и матери нередко берут близких друзей по работе или учебе.
Из старых обычаев, связанных с начальным периодом жизни, изредка можно встретить такие, как первая стрижка волос, манипуляции с молочным зубом. Однако они рассматриваются не как магические действия, а как шуточные церемонии, дающие родителям удобный повод пригласить гостей.
Глава III. Особенности возрастного воспитания у детей мордвы
В воспитании детей у мордвы условно выделялось четыре возрастных периода, каждый из которых характеризовал определенный этап в жизни ребенка.
Первый период охватывает возраст с момента рождение и до 2-3 лет. Главная цель - сохранить жизнь и здоровье детей, привить им двигательные навыки, научить понимать разговорную речь и разговаривать. Ребенка этого возраста называли потиця эйкакм, потяй идь (м)- грудной ребенок. Воспитание грудных детей полностью лежало на матери.
Повседневный уход сводился к кормлению и купанию. Однако в крестьянской семье мать должна была заниматься хозяйственными работами, и поэтому чуть ли не с первых месяцев малышу давали соску с жеваным хлебом. Для обучения ребенка ходьбе изготавливали специальные скамейки – стоялки и тележки – каталки. После того, как мать отнимала дитя от груди, оно переходило под присмотр старшего поколения или сестренки. Уход и присмотр за маленькими были одной из обязанностей 7-9 летних девочек.
Второй период охватывал возраст с 3 до 5-7 лет. Детей этого возраста называли эйде (э), тетьмак (м)- маленький ребенок. На этом этапе закладывались основы поведения, взаимоотношений с родителями, другими членами семьи, родственниками, соседями. Детей начинали приучать к труду. Т.к. родители ребенка были заняты в хозяйстве, то дети больше общались с бабушкой и дедушкой. Нередко роль их приравнивалась по значению к роли матери и отца. В народе часто говорили: « Родили мать с отцом, а воспитали бабушка с дедушкой». Существенную роль в жизни детей начинало играть общество сверстников. Мальчики и девочки играли вместе. Им было предоставлено больше самостоятельности. Их жизнь в семье и вне её ещё не регламентировалась какими- то запретами.
Третий период начинался с 5-7 и продолжался до 13 лет. В этом возрасте детей называли эйкаким (э), идьмор (м) – взрослый ребенок. Кроме того, начиналось дифференцированное деление по полу: девочку называли - стирьшаба (м), тейтерьне (э); мальчики - церашаба (м), церыне (э). Положение детей изменялось заметно как в семье, так и в обществе. Они лишались своих былых привилегий. Им уже не прощались многие проступки, шалости. Часто прибегали к физическим наказаниям. С 13лет подростки могли выйти на посиделки, попеть песни, поплясать, водить хороводы. Более четкой становилась половая дифференциация детей. Процесс приобщения к жизни девочки находятся в руках женщин и, прежде всего, матери. Она отвечала за её поведение перед семьей и обществом. Мальчик выходит из - под попечения матери, бабушки и переходит под контроль отца, старших братьев. С этого момента они брали на себя ответственность за его воспитание, формировали его характер, готовили к самостоятельной жизни. Важную роль в социализации начинают играть родственники, соседи. У мордвы любой житель села имел право вмешиваться в дела и поступки детей, наставлять их, сделать замечания и даже наказывать.
Следующий возрастной рубеж- с 15 до 17 – 18 лет. Это время половой зрелости и возмужания, период совершеннолетия. Юношу называли од цера (м, э) - молодой парень, девушку - од стирь (м), од тейтерька (э) - молодая девушка. Положение молодых в семье и обществе заметно менялось. Они становились равноправными членами семьи, за ними закреплялись определенные права и обязанности. Девушки получали право готовить себе приданое. По вечерам ходили на посиделки, которые были местом труда, общих увлечений, местом возможных встреч и знакомств молодежи друг с другом. За поведением дочери устанавливался более строгий контроль как со стороны родителей, так и со стороны общества. Юноши получали право посещать общественные места, присутствовать на общественных собраниях и т. п. Отец чаще советовался со старшим сыном, делился с ним своими заботами и бедами.
К 17-18 годам молодое поколение было подготовлено к той жизни, которою им предстояло вести в обществе. Однако лишь с вступлением в брак и с рождением первенца молодежь получала все права , доступные данной социальной группе.
Глава IV. ТРАДИЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Народная система воспитания была направлена на формирование необходимых в жизни практических умений и навыков, моральных качеств, развитие умственных способностей, укрепление здоровья детей.
В формировании физического типа мордвы большую роль играли народные средства укрепления здоровья детей. В повседневной жизни укрепления физических качеств связывалось с созданием здорового быта детства. Важнейшим условием воспитания здорового ребенка являлся четкий распорядок жизни. Считалось необходимым приучить его к строго чередующемуся приему пищи, сну, отдыха, бодрствования. Огромное значение придавалось сну малыша. Основополагающим фактором, влияющим на развитие и здоровье детей, считали обеспечение их сытным и разнообразным питанием. Об этом говорят и мордовские пословицы: «Как ест, так и растет», «Таким будет, как ест, так и работает». Основу питания составляли продукты земледельческого труда. Любимое блюдо-блины из ржаной, пшенной, пшеничной, гороховой муки. Повседневным кушаньем была каша. Ведущее место занимали продукты животноводства-молочные продукты, мясные блюда. Особое место отводилось продуктам охоты, рыболовства. Среди мордвы распространены поговорки: «Где рыба, там и мордва», «Какой мордвин не любит рыбу». Велика роль продуктов огородничества и садоводства: ели капусту, репу, тыкву, свеклу, огурцы, яблоки, различные ягоды. Поистине вторым хлебом стала картошка - ее варили, жарили. По традиции пищу принимали три раза в день. Маленьких детей кормили чаще. С 3-х лет ребенка приучали соблюдать общее правило - за стол садиться вместе со всеми.
Основными средствами физического развития служили игры. С их помощью дети получали первоначальное физическое развитие, учились ходить, вставать, садиться, бегать. Многие игры выполнялись с игрушками: с мячиком, куклой, специальными палочками, камушками и т. д. Среди детей младшего возраста самыми распространенными играми были: «В платочки», «В коровку», «В слепую старуху», «В ямки», «В ворону», «В петушка», « В белочек», « В прятки» и др. Во время игры дети выполняют несложные физические упражнения, развивая такие качества, как подвижность и быстрота реакции, находчивость и сообразительность, внимательность и наблюдательность, получая при этом и эмоциональное удовольствие. Игры проходили в основном на свежем воздухе: в поле, на лугу, в лесу или просто на улице. Во многих играх отразились трудовые процессы. Например, играя « В ленок», дети копировали процесс посева и уборки льна. Игра «Тканье полотна» имитировала процесс ткачества. В эту игры играли в основном девочки. Игры мальчиков основывались на выработке у них ловкости, глазомера, подвижности, силы, выносливости, умения владеть игровым предметом. Среди подростков широко было распространено метание мелких камней на дальность и в цель, стрельба из лука, борьба. Важно отметить, что помимо детей в играх принимали участие юноши и девушки и даже взрослые мужчины. Важное место в закаливании детского организма занимали солнце и вода. «Чистый воздух – враг болезней», «Где солнце , там и здоровье» - говорят пословицы и поговорки. Большинство маленьких детей летом ходило нагишом, отчего кожа за это время так загорала, что загар не исчезал даже зимой . 5-7- летние ребятишки начинали учиться плавать, наблюдая за взрослыми ребятами. Те в свою очередь помогали им в этом. А обучение сводилось к тому , что мальчика или девочку , не умеющую плавать , отводили подальше от берега ,чтоб ноги не доставали до дна, и отпускали. Если тот начинал захлебываться, вытаскивали, а потом все начиналось заново. И это продолжалось до тех пор, пока ребенок не научится самостоятельно держаться на воде. Первоначально учились самому простейшему способу плавания - «по собачьи» - «Пинске» (м), «кискакс» (э) Среди детей популярно было плавание под водой. Были распространены прыжки в воду. Для этого ребята сами строили трамплины -«комотяма», «чепафнема»(м) из досок или возводили земляной вал на берегу . Ведущую роль в физическом воспитании детей играли зимние забавы: «катание на ледянке» на салазках , на лыжах , на коньках. Средством физического воспитания были танцы, пляски, которые требовали хорошей физической подготовки, ловкости, быстроты движения. Обучаться танцам дети начинали с 5-7 лет. Однако раннее включение детей в трудовую жизнь оставляло мало времени для отдыха и развлечений . Поэтому игры и забавы устраивались в основном в свободное время при пастьбе лошадей и скота ,во время отдыха на сенокосе , в дни праздников.
ГЛАВА V. Традиции трудового воспитания
Венцом всей системы воспитания было трудовое воспитание. Первостепенное место в трудовом воспитании занимал сельскохозяйственный труд, хлебопашество, огородничество, животноводство. Любовь и преданность земле вырабатывали в каждом с самого детства . Отсюда начинались и истоки трудолюбия . Недаром в народе говорили , что деревенский ребенок , едва начинает ходить , ступает одной ногой на пол ,другой – на борозду , мальчики и девочки ç 6-8 лет начинали работать вместе со взрослыми и в поле, на огороде. Вместе с взрослыми они очищали пашню от мусора, собирали и сжигали остатки соломы, ботвы. Пахоте начинали учить на 10-11 году жизни, а с 13-15 лет подростки могли заменять уже своих отцов и часто выполняли эту работу самостоятельно. После сева производили боронование, которое в основном выполнялось мальчиками 8-9 лет. С началом жатвы взрослые вместе с детьми трудились в поле. Девочки 8-10 лет учились жать, вязать снопы и складировать их. А с 13-15 лет они работали наравне с взрослыми, выполняли все полевые работы. Мальчики привозили на лошади снопы для молотьбы, подавали их на скирды. Трудовое воспитание детей проходило в неразрывной связи и с уходом за скотиной. Летом ребятишки 5-7 лет кормили цыплят, гусят, утят, стерегли и пасли их. Пастьба скота и лошадей была обязанностью мальчиков-подростков. Детский труд широко использовался при заготовке кормов для скота. Работали на сенокосе все: малыши подносили свежую воду, подростки вместе со взрослыми косили траву, ворошили и сгребали сено, складывали в копны.
Трудовое воспитание включало также обучение различным ремеслам. Каждая семья считала своим долгом к 17-18 годам научить юношу строить дома, изготавливать орудия труда и домашнюю утварь, научить искусству резьбы по дереву. Трудовое воспитание девочек включало обучение навыкам изготовления одежды. Девочек учили прясть, ткать, отбеливать холсты, вязать. Одним из достоинств молодой девушки у мордвы считалось уметь вышивать . Первым приемом обращения с иглой девочку обучали с 6-7 лет, первоначально показывали ей простейшие виды швов, учили переснимать рисунок. А к 13-14 годам она знала уже всю технику вышивания. Широкое распространение имело у мордвы шитье бисером. Трудовая подготовка не ограничивалась рамками семьи. Огромную роль в этом процессе играла община. В приобретении различных трудовых навыков важное место занимало участие детей в коллективных формах труда: в помощи при постройке дома, в очистке колодцев и т.д.
Глава VI. Развитие умственных способностей
Видное место в педагогике народа занимало развитие умственных способностей у детей. Первоначальным средством сообщения знаний об окружающем мире были колыбельные песни. Уже в первый месяц жизни ребенку доступна несложная ритмическая смена звуков, поэтому простая нежная мелодия колыбельных песен успокаивает, усыпляет малыша. В традиционных текстах колыбельных поется о птицах, о животных, о предметах домашнего обихода. Большинство песен построено на обращении к ребенку. В песнях, в которых мать поет о будущем своего ребенка, женщина выражала свои мечты увидеть сына сильным и ловким в любой работе, а дочь - проворной рукодельницей, быстро управляющейся по хозяйству, о занятиях родителей.
Вот некоторые колыбельные песни, которые пели мордовские женщины своим детям:
Миг-миг, глазок,
Миг-миг, другой
Закрылся-заснул.
А, баву, баву, баву,
Маленький сынок мой пусть заснет,
Маленькая крошка пусть уснет.
Один глазок засни, засни,
И другой закройся.
Ложись-ка, доченька,
Ложись-ка, лапонька,
Под головку положу высокую подушку,
Постелю тебе мягкую постельку.
Приходи, кисонька, спать,
Моего ребенка качать,
А я с тобой расплачусь-
Дам кувшин молока.
Отец пойдет на базар,
Тебе купит колокольчик,
Сюда качну - бом- бом,
Туда качну - бим – бим.
С возрастом ребенка менялись и средства умственного воспитания. Ухаживая за ребенком, взрослые сопровождали действия разными словами. Это пестушки, потешки и прибаутки. Пестушками сопровождаются различные движения ребенка, начиная с самых простых. Когда дитя просыпается, взрослые, поглаживая его по животику, приговаривают:
А каким большим ты вырос, мой сынок!
А каким большим ты вырос, моя лапонька!
Эти тексты сопровождают простейшие комплексы физических упражнений. Пестушки помогают детям учиться потягиваться, ходить, сидеть. Существует у мордовского народа немало произведений, побуждающих малыша смелее двигаться, тверже держаться на ножках. Широко распространена у мордовского народа любимая забава детей: качаться у взрослых на ноге. Взрослый при этом произносит ритмически построенный текст, который помогает движению, организует его. Забавы по мере роста детей постепенно усложняются. Пестушки начинают уступать место потешкам. Потешками взрослые развлекают ребенка. С потешек начинается и обучение детей счету. Народ уже на втором году жизни начинает учить малышей счету. У мордовского народа для этого используются различные игры с пальчиками детей. Взрослый берет левую руку ребенка и водит по ладошке указательным пальцем другой его руки, приговаривая:
Тьфу, тьфу, желудь,
Ядрышко желудя-орешка,
Малиновая веточка,
Уточкино перышко.
Затем тем же пальцем, которым водил по ладошке ребенка, взрослый начинает сгибать по очереди пальцы левой руки ребенка и приговаривает:
Это- дедушка,
Это-бабушка,
Это- доченька,
Это-сыночек,
Это-сношенька.
Велика роль игры в познании окружающего мира. Быт, верования, воззрения народа ярко и наглядно проходят в играх детей. Игра – одна из значительных сторон человеческой деятельности. Детские игры отличаются непосредственностью, бескорыстием и простотой. Вместе с тем в простых по форме и на первый взгляд наивных по содержанию играх дети постоянно изображают труд взрослых, их взаимоотношения в процессе труда. В молодежных играх преобладающей является тема взаимоотношений между юношами и девушками. В их же подвижных играх силен дух состязательности. По содержанию и времени бытования игры делятся на несколько групп:
1.Игры весенние и летние, проводимые на улице. В них, опираясь на свои наблюдения, дети выражают собственное отношение к окружающей природе, отождествляют зверей и птиц, домашних животных с добрыми и злыми силами людей и лесов, изображают в лицах содружество или борьбу человека с этими силами (« В белочку», «В ворону» и др.).
2. Зимние и весеннее-летние подвижные и спортивные игры. Они направлены на воспитание в детях силы, смелости, ловкости, сметливости, гибкости и точного глазомера («В колесики», « В коку», «Наша гора» и др.).
3.Театрализованные игры. Здесь детьми воссоздаются всевозможные бытовые эпизоды. Играющие, используя разные средства, стремятся передать в изображаемых героях- в людях, зверях - их характерные черты: манеру двигаться, разговаривать, род занятий, душевные качества ( «Журавли», «В петушки», « На ярмарку» и др.).
4.Игры в закрытом помещении. Преимущественно это позднеосенние или зимние игры («В мышку», « В жмурки», «Сеем, сеем мы горох» и др.).
Вот некоторые игры, в которые играли мордовские дети.
КЛЁК
Для игры требуются биты – палки длиной 70 – 80 см (по количеству играющих) и одна чурка, клёк, в виде городка. Количество играющих – до 10 человек.
Описание. На площадке чертят квадрат размером 1x1 м, внутри него – второй квадрат размером 15x15 см. От центра квадратов на расстоянии 8 – 10 шагов выкапываются небольшие полукруглые лунки (по количеству игроков, исключая сторожа, который дежурит у клёка).
Устанавливается, кто будет сторожем. Взяв свою биту, каждый из игроков выбирает себе лунку и становится в неё одной ногой (пяткой). Сторож во время игры следит за тем, чтобы все стояли так. Если кто – то будет стоять вне лунки, сторож может занять его место, и оставшийся без места становится сторожем.
Игроки бьют по очереди по клёку, стараясь выбить его из кона (квадрата). Сторож бежит за вылетевшим клёком, а выбивший его бежит за своей битой. Сторож стремтся схватить клёк, поставить его на место и занять лунку пробившего, если тот еще не вернулся с битой. Если бросок был неудачным (клёк не сбит или бита упала близко от сторожа), пробивший может не бежать за битой, а ждать следующего удачного броска.
Правила те же, что и в игре «Шлыган», и дополнительные следующие: 1. Если игрок вынет биту из ямки, сторож может занять ямку, и тогда меняется ролью с игроком; 2. Если сторож займёт лунку, не успев поставить клёк на место, он может бросить клёк на кон, стоя в лунке.
МЯЧ ОБ УЗКУЮ СТЕНКУ
В игре участвуют школьники среднего возраста, мальчики и девочки. Количество играющих – 4 и более человек. Для игры требуются резиновый мяч диаметром до 10 см, плоская бита длинной 60 см, шириной 12 см и доска размером 200x30 см или щит размером 100x30 см, прибитый к палкам, врытым в землю.
Описание. На площадке чертятся 2 линии (два кона) на расстоянии 15 – 20 см одна от другой. В центре первого кона ставится доска или щит. Один из играющих (по жребию) становится в 1 м от щита, не выходя за линию кона. Остальные участники свободно располагаются в поле за вторым коном. Из числа играющих можно выделить судью – учётчика очков. Игрок, стоящий у щита (водящий), сильным ударом биты посылает мяч в поле, остальные игроки стремятся поймать его. Поймавший мяч подходит к линии второго кона и бросает его в щит. Если он достигнет цели, то заменяет первого игрока, пославшего мяч в поле, а тот присоединяется к остальным участникам. Если мяч не пойман или не попал в щит, водящий получает очко. Каждый игрок, поймавший мяч и попавший в щит, тоже получает очко. Выигрывает тот, кто сумел получить большее количество очков.
Если играют две команды, то бьют все время капитаны, остальные ловят мяч в поле и бросают в щит. Выигрывает команда, получившая больше очков.
Правила. 1.При ударе битой по мячу заходить за линию кона нельзя. 2. Если водящий промахнулся и не отбил мяч, бьет второй раз. Если и второй раз промахнулся, то меняется ролью с очередным игроком поля. 3. Бросать мяч в щит можно только из – за линии кона.
НАША ГОРА
«Наша гора» - зимняя игра. Место её проведения – искусственная гора или большой снежный утрамбованный сугроб. Участвуют в иге в основном подростки, 10 – 30 человек. Для игры требуется шест высотой 2,5 – 3 м с флажком любого цвета. Шест ставится на вершине горы (сугроба).
Описание. Выбираются два капитана (матки). Все играющие делятся на две команды. По жребию одна из них идет на гору защищать флаг, другая произвольно размещается у её подножия, готовясь наступать на гору для захвата флага. Команда, находящаяся на горе, ставит одного часового у флага для его защиты, остальные размещаются так, чтобы защищать уязвимые места при подходе к флагу.
По сигналу, установленному играющими (свисток), наступающая команда пытается пробиться к флагу. С этой целью игроки отвлекают внимание защищающей команды, стараются сталкивать игроков этой команды вниз в борьбе один на один. Игроки же защищающей команды не допускают нападающих к флагу, образуют вокруг него цепь. Наступающая команда стремиться разорвать цепь и подойти к флагу.
Если кто – либо из нападающей команды прорвётся к флагу и дотронется до него, то его команда считается победившей, и участники, поменявшись ролями, проводят игру второй раз. Побеждает команда, быстрее завладевшая флагом.
Правила. 1. Нельзя допускать грубых приемов при спускании игрока команды соперника вниз с горы (например, хватать за одежду, толкать ногами и т.д.). За грубость выводятся из игры. 2. Разрешается перетягивать соперника, отталкивать его туловищем, но только в схватке один на один.
Вариант игры – без разделения на команды: выбирается один часовой а все остальные игроки – наступающие. Такая игра проводится при участии 3 - 6 человек
ПЕТУШОК
Действующие лица.
ПЕТУШОК (на голове конусообразная шапка, сплетенная из тонких ивовых прутьев, хвостик из колосьев).
КЛУШКА.
ЦЫПЛЯТА.
Петушок, Клушка выбираются из наиболее находчивых и активных ребят.
Содержание и условия игры
Играют дети 6 – 12 лет в количестве 10 – 12.
На игровой площадке отгораживается цыплятник для плененных цыплят. Им может быть начерченный домик с дверью, закрываемой засовом – веткой. По условиям игры, входить и выходить из цыплятника можно только приподняв, а затем опустив засов. Клушка, квохча, выводит своих пищавших цыплят на лужок. Цыплята держат друг друга за талию. Так Клушка доходит до петушка, который, присев на корточки, роет палочкой ямку, сам с удовольствием громко напевает: «Ко – ко – ко! Ко – ко - ко!».
КЛУШКА, Петушок, что ты роешь?
ПЕТУШОК. Ямку.
КЛУШКА. Что ты в ней ищешь?
ПЕТУШОК. Камешек.
КЛУШКА. На что тебе камешек?
ПЕТУШОК. Чтоб носик точить.
КЛУШКА. Зачем тебе носик точить?
ПЕТУШОК. Чтоб цыплят твоих бить!
С последними словами петух бросается на цыплят и старается поймать более крепкого цыпленка, так как, по условиям игры, пойманный цыпленок должен помогать петуху ловить своих собратьев.
Клушка защищает своих цыплят, широко расставив крылья. Пойманные цыплята запираются в цыплятнике. Игра идет до тех пор, пока все цыплята не будут переловлены.
Оставшись одна, Клушка горестно квохчет и хлопает крыльями. Игра может быть и более сложной. На голову пойманного цыпленка – помощника петушок надевает такую же шапку из прутьев. Это специальный опознавательный знак, чтобы петушку легко было следить за его действиями, а цыплятам – бегать от него.
Цыпленок – помощник по своему усмотрению может вести двойную игру: помогать петушку и в то же время стараться ослабить его бдительность. В удобный момент он выпускает из цыплятника пойманных. Соблюдая правила игры – выводить плененных только через открытые двери.
Петушок, обнаружив предательство, снимает с помощника шляпу, надевает на другого цыпленка, а виновника запирает в цыплятник.
Как будет вести себя второй помощник, зависит от его желания. Петушок стремится не выпускать из поля зрения своих помощников, чтобы вовремя предотвратить бегство плененных цыплят.
ШЛЫГАН
Играют в «Шлыган» дети школьного возраста (в основном мальчики), от 3 до 10 человек.
Название игры происходит от названия основного её инвентаря, сделанного из дерева, - Шлыган (имеющий вид крючка); длина его – 10 – 12 см.
В некоторых селениях вместо деревянного крючка ставится деревянная, конусообразной формы фигура . Для игры требуются биты – палки длиной 70 – 80 см, диаметром до 5 см, с затесанным концом вместо ручки. Количество бит должно соответствовать числу игроков.
Кроме шлыгана и бит нужен ещё колышек высотой 50 – 70 см. Его забивают на ровной площадке размером 1 кв. м. На колышек вешается Шлыган.
Описание. На земле на расстоянии 5 м от колышка чертят линию (так называемый 2 кон), а на расстоянии 10 м – ещё одну линию (1 кон).
В начале игры ребята становятся спиной к колышку, и каждый через голову бросает свою биту как можно дальше. Тот, чья бита окажется ближе всех, становится сторожем возле колышка. Игрок, бита которого полетит дальше других, бьет первым с 1 кона битой по колышку со шлыганом и сразу бежит за ней. Он стремится поскорее вернуться с битой на свое место. Сторож бежит за сбитым шлыганом и торопится поставить его на колышек, пока пробивший игрок на успел еще вернуться с битой на свое место (1 кон). Если сторожу это удастся, то он меняется с пробившим игроком местом и ролью.
Если же шлыган улетел недалеко и сторож успел поставить его на колышек, то игрок, сбросивший шлыган, добежав до своей биты, остается возле нее на месте, а следующий за ним (по порядку) бьет в шлыган и также стремиться добежать до своей биты, поднять ее и вернуться обратно. Игрок, оставшийся ранее у своей биты, возвращается с нею на 1-й кон, а сторож в это время бежит снова за шлыганом, стараясь опередить очередного игрока и успеть поставить шлыган на место. И так игра продолжается. Случается, что все игроки, бросившие биты в шлыган, кроме последнего, не успевают опередить сторожа и остаются у своих бит. Тогда последний игрок-выручатель идет на 2-кон и с расстояния 5 м сильным ударом биты старается подальше выбить шлыган с колышка. Все бегут на 1-й кон, и игра продолжается. Если выручатель промахнулся, то сторож отбирает биты у остальных игроков, находящихся в поле, и с 1-го кона бьет по колышку сам. Тот, чьей битой будет сбит шлыган, меняется со сторожем местом и ролью.
Игра проходит в очень быстром темпе, и сторожу иногда приходится водить много раз подряд. В этом случае разрешается заменить его по договоренности.
Заканчивается игра по желанию по договоренности.
Правила. 1. Бить битой можно только не заходя за линию кона. В противном случае попадание не засчитывается. 2. Во время бросков биты сторож должен находиться сбоку квадрата в таком месте, где биты не могут попасть в него. 3. При удачном броске по шлыгану игроки, оставшиеся в поле у своих бит, имеют право вернуться бегом на свои места, если сторож не успеет поставить шлыган на колышек. 4. В случае, если вместе со шлыганом будет выбит и колышек, сторож обязан воткнуть колышек в прежнее место со шлыганом.
Большая роль отводилась загадке. Она способствует развитию сообразительности ребенка, вырабатывает у него поэтическое восприятие окружающей действительности. В ней привлекает ребенка игровой элемент. Дети устраивают своеобразные соревнования, кто быстрее, кто больше отгадает загадок. Они «заражаются» игрой в загадки и не замечают, что она переходит у них в настоящее состязание в сообразительности и внимательности.
Приведем примеры мордовских загадок
Без ног, а идет,
Без рта, а дует. (Ветер)
Стоит Васька у плетня,
Кто его тронет (возьмет)-
Тот руку сожжет. (Крапива)
Сам небольшой,
Больше себя ношу несет. (Муравей)
В воде живет, Вне воды умирает. (Рыба)
В озере певучие девицы. (Лягушки)
Лицо железное, Тело деревянное. (Топор)
У меня есть свинья,
все поле изрыла. (Соха)
Белый платок на ней,
Сорок заплаток на ней. (Капуста)
Шапка соломенная,
Стан деревянный. (Дом)
На стене дедушка,
Каждое утро его поцелую. (Полотенце)
Важной частью народной педагогики была сказка. Она пленяет детей своей красотой и занимательностью. Они усложняются соответственно возрасту ребенка. Сказочное произведение воздействует на ум и сердце ребенка, формирует миропонимание, эстетические вкусы, содействует развитию фантазии, обогащает представление детей яркими сказочными образами, язык детей - меткими и красочными эпитетами и оборотами, образными, красочными выражениями.
Подлинной энциклопедией народной жизни для детей были песни, которые исполняли везде: на работе, праздниках, посиделках. В песнях ярко отображается семейно-бытовая, хозяйственная и трудовая жизнь народа. В них нашли свое художественное выражение правовые нормы, нравственные и эстетические требования народа, интимные переживания, все многообразие чувств, связанных с повседневной жизнью человека.
Вот лишь самая малая часть мордовских песен.
СВАДЕБНАЯ
Песню свадебную спою –
Сказку славную расскажу;
У околицы, на краю,
На избу гляжу я, гляжу;
В той избе народу полно,
Разнаряженный весь народ.
Старики сидят, пьют вино,
Древним бабкам на печке почёт.
Посредине избы стоит,
Ой, невеста, кажет наряд;
На невесте пулай блестит,
Сапоги как гармонь сборят,
Нежным шёлком фата плывёт,
Руки белые словно снег,
Серебро браслетов цветёт,
Кольца блещут на пальцах всех…
Парни-молодцы у стены…
И девчата с парнями тут.
Ой, девчата, счастьем полны,
О невесте песню поют:
– Ой, высоко летят в небесах,
Ой, высоко – рукой не достать;
Впереди всех отважный гусак,
А за стаей – гусынюшка-мать.
Белокрылые стали тужить;
Ой, далёк нескончаемый путь,
Ой, кормилица мать, прикажи
Нам на ближнем лугу отдохнуть.
– Ой вы, деточки, детки-годки,
Материнских послушайте слов;
Недалече до Волги-реки,
Недалече до волжских лугов.
Там насытимся волжской травой,
Там и крыльям дадим отдохнуть,
Там напьёмся воды ключевой
И на зорьке отправимся в путь…
Опустились на волжском лугу,
Ой, наелись, легли в полукруг.
Ой, заснул в белокрылом снегу,
На закате, зелёненький луг…
Ой, гуляет – ни туча, ни гром, -
Бродит молодец парень в цвету,
Ой, охотничек с метким ружьём,
Что без промаха бьёт на лету.
Приложил ружьецо он к плечу,
Мол, гусыню на мушку возьму…
Вдруг гусынюшка шею-свечу
Подымает и молвит ему:
– Ой, охотничек, суженый мой!
Не стреляй, не губи, пожалей!
Под венец я согласна с тобой…
Быть женою согласна твоей. –
И явилась красавица вдруг,
С золотою девичьей косой…
Как ромашка, что вырастил луг,
Вся умытая свежей росой…
Тут охотничек понял судьбу,
Ой, наполнился радостью он…
Ой, привёл он невесту в избу,
К старикам на семейный поклон.
КРАСАВИЦА
Вот боярыня, пава-девушка,
Вот хозяюшка домовитая,
Домовитая, и красивая,
И красивая, и нарядная.
Ходит павушка, ходит девушка,
В щегольских котах, новых, кожаных,
В пале новенькой, что как радуга,
Шитой в шесть рядов ниткой шёлковой,
В руце новенькой, с восьмирядною,
С восьмирядною яркой вышивкой.
Опоясана пава, стянута
Людям на диво новым поясом,
Как заря на ней лента алая
И платок светлей звезды утренней.
Далеко молва шла про девушку,
Про хозяюшку, ой, про павушку:
Про красу её знали за лесом,
Про красу её знали за полем,
И со всех сторон понаехали
Сватать девушку сваты важные,
И сосватали, сговорилися,
Скоро отдали замуж павушку.
ПТИЧКА
Птичка добрая,
Красногрудая,
Птичка славная,
Птичка быстрая,
Хочет свить себе
Гнездо тёплое,
Устелить его
Пухом, травкою.
– Я б свила себе
Гнездо тёплое
За стропилами
У богатого,
Только боязно
Глупых мальчиков –
Разорят гнездо,
Пропадёт мой год.
Я б свила себе
Гнездо тёплое
Под застрехою
У бездольного,
Только боязно
Ветра буйного –
Унесёт гнездо,
Пропадёт мой год.
Я б свила себе
Гнездо тёплое
По-над речкою,
Возле мостика,
Только до смерти
Пастуха боюсь –
Будет стадо гнать,
Разорит гнездо.
Я б свила себе
Гнездо тёплое
Прямо на поле,
На ржаном жнивье,
Только до смерти
Боюсь пахаря –
Привалит землёй мое гнёздышко.
Я б свила себе
Гнездо тёплое
В дальнем поймище,
Средь густой травы,
Только до смерти
Косарей боюсь –
Разорят гнездо,
Пропадёт мой год.
Я б свила себе
Гнездо тёплое
В бережке крутом
Возле заводи,
Только до смерти
Рыбака боюсь –
Разорит гнездо,
Пропадёт мой год.
Я б свила себе
Гнездо тёплое
В гущине лесной,
На большом дубу,
Да боюсь грозы,
Боюсь града я –
Разорят гнездо,
Пропадёт мой год.
Я б свила себе
Гнездо тёплое
На проселице,
При дороженьке,
Да прохожего
Боюсь молодца –
Разорит гнездо,
Пропадёт мой год.
У СТАРУШКИ ТРИ ДОЧЕРИ
Воспитала старушка детей,
Трёх красавиц – трёх дочерей.
Одинаково любит она
Белокурую старшую дочь
И вторую – с бровями как ночь,
Синеглазую младшую дочь.
Любит их всей душою своей,
Потому и три боли у ней,
Три заботы на сердце лежат,
Три заботы у старой теперь,
Три заботы закрыли дверь,-
Отопри, рассуди, измерь.
У старушки серьги одни –
Стали в тягость старушке они,
Ой, не знает старушка, кому
Подарить серебро для ушей,
Кто из дочек милей и родней,
Кто любимей, кто ласковей с ней?
Белокурой бы старшей отдать –
Будет средняя дочка рыдать.
Если средней своей подарить –
Ой, обидится младшая дочь,
Будет плакать, не спать всю ночь…
Если младшей подарок отдать –
Будет старшая дочь горевать…
И решила старушка мать,
На базаре три чашки купить…
И купила для старшей, в дом,
Чашку-блюдо, с медовым цветком,
А для средней – поменьше дном,
С голубою каймой кругом.
А для младшей – подарок простой –
Питьевую чашку с резьбой.
…И послала трёх дочек мать
В лес за ягодой ясным днём;
Старшей выдала блюдо с цветком,
Средней – блюдо, что с меньшим дном,
Младшей выдала старой рукой
Питьевую чашку с резьбой.
И пошли красавицы в лес…
Ходит старшая в глуби лесной –
Нету ягод в чащобе той…
Дочка средняя шарит ногой,
По пригоркам лесным идёт…
Ходит младшая, ягоды рвёт
Посредине пахучих низин,
И пришла к сестрицам на зов
С чашкой, полной до самых краёв.
Повстречали сёстры без слов,
Без улыбки меньшую сестру,
Отвернулись, не подали рук;
Ой, досада и зависть сильна –
Злой у старшей блеснул огонёк,
Ой, у средней пылание щёк –
Ой, у младшей румянец поблёк;
Навалилась вторая сестра
На меньшую, как будто гора…
Ой, от пальцев старшей сестры
Гаснут младшей глаза-васильки…
Схоронили у старой ольхи,
Недалече от Мокши-реки…
– Где же младшая ваша сестра? –
Их спросила мать у двора.
– Мы не знаем, где скрылась она,
Мы искали, искали везде,
Мы кричали, кричали весь день,
Не нашли мы сестричку нигде…
Потеряли мы голос, крича,
Ноги мы посекли сгоряча… -
И заплакала старая мать,
Страшен был материнский крик…
А у дочки, на холмике, вмиг
Приподнялся высокий тростник…
И однажды, в вечерний часок,
На могилу набрел паренёк;
Увидал он высокий тростник,
Улыбнулся, под корень срубил,
И свирель из него смастерил,
И свирелью весь лес огласил.
Словно хлынула с листьев капель,
Серебром зазвенела свирель,
Человечьи сказала слова:
– Не забыть мне, сестричка моя,
Как схватила ты сзади меня…
Не пришлось мне на свете пожить,
Пальцев старшей сестры не забыть…
Загубили девичью красу, -
Под ольхой закопали в лесу.
ЛАСТОЧКА
– Пташка, ласточка, касатка,
Злополучная пичужка!
Где ты гнёздышко свивала,
Где ты гнёздышко слепила?
– У богатого под крышей,
У богатого под стрехой.
Поднял семь сынов богатый,
Семь невесток взял за ними,
У него в дому семь зыбок,
В семи зыбках по внучонку.
Семь внучат гнездо сломали,
По пушинке разобрали.
Пташка бедная горюет,
Тужит бедная касатка,
Глазки-бисеринки плачут,
В скорби слёзы проливают.
– Где свила гнездо, касатка,
Где ты тёплое слепила?
– У бедняги под навесом,
У бездольного под крышей.
У него один сыночек,
У него одна невестка,
Лишь одна у бедных зыбка,
Лишь один в той зыбке внучек.
Как бедняк гнездо заметил,
Как бедняк гнездо увидел,
С головы сорвал он шапку,
Поклонился пташке низко:
– Пташка, ласточка, спасибо,
Что почет мне оказала!
СЫН МОРДОВСКИЙ
На опушке сын мордовский
Рубит лес.
Топором удалый парень
Валит лес.
Раз ударит и тревожно
Дважды взглянет он.
Взяли отчий край, родимый,
Ой, враги в полон!
Вдруг без ветра все деревья
Закачалися.
На дубах листы-листочки
Зашепталися.
Без росы трава лесная
Пригорюнилась.
И без тучек стало небо
Тёмным-тёмное.
Глянул вправо: полем скачет
Полк ногайцев злых.
Глянул влево – чёрной тучей
Полк губанцев злых.
Жгут селенья, убивают –
Льётся кровь рекой.
Плачет мать-земля сырая
От беды лихой.
И куда укрылся парень
От врагов своих,
Где он спрятался, удалый,
И, как лист, притих?
Под шатёр ветвей зелёных
От беды залез.
Принакрыл его ветвями
Сверху тёмный лес.
Все ногайцы проскакали –
Не заметили.
Все губанцы миновали –
Не приметили.
Лишь один ногаец лютый
От орды отстал.
Ой, на свежий пень дубовый
Его взгляд упал.
Он заметил, злой ногаец,
Под большим шатром:
Чуть видна пола кафтана,
Ой, под лопухом.
Парня вытащил ногаец
За его полу.
Сыромятными ремнями
Прикрутил к седлу.
В степь ногайскую, глухую,
Лютый злой полон,
Ой, увез, увёз мордвина
На несчастье он.
Приезжает и довольный
Ухмыляется
Пред невольницей женою
Похваляется:
– Ты встречай меня, хозяйка,
Выходи скорей.
Я привёз земли кусочек
От твоих полей.
Не песчинку золотую
С дна Суры твоей,
А раба привёз живого
Для жены своей.
Будет мне пасти стада он,
Табуны мои.
Будет сына он мне нянчить,
Кобылиц доить.
Будет песни петь степные,
Будет тешить нас.
В дни веселья в нашей юрте
И в унынья час.
День за днём пасёт ногайцу
Во степи глухой
Табуны коней ретивых
Сын мордвы лесной.
Сохнет, тает сын мордовский –
Белый свет не мил.
Высох, словно колосочек,
Бледен, жёлт и хил.
Ночь за ночью нянчит сына
Своему врагу,
Как горошинки, проклятья
Осыпая с губ:
– Улю-баю, сын ногайский,
Тюли-балю-ли,
Улю-балю, враг мой кровный,
Тюли-балю-ли!
Я качну тебя направо,
Чтоб глупцом ты рос,
Я качну тебя налево,
Чтоб уродом рос.
Чтоб не знал родни ты, враг мой,
И родной земли,
Чтоб зачах, ты, иссыхая,
И к земле поник!..
Подошла к нему ногайка,
Молода жена,
И спросила, озираясь,
Молодца она:
– Ты откуда будешь родом,
Чьего семени,
Чей ты будешь сын, скажи мне,
Родом-племенем?
Важным средством передачи культурных традиций, формирования психического склада были семейные и общественные обряды и праздники. Дети выступали часто в качестве обязательных зрителей многих церемоний. Участие детей в обрядах и праздниках являлось важным средством приобщения к основам жизни народа. В совокупности знаний, передаваемых детям, определенное место занимали медицинские знания, в основу которых лег многолетний опыт о действии трав. В практике народного врачевания растения использовались как свежими, так и в сушеном виде. Чаще всего употреблялись отвары трав. Большими целительными силами наделялись лечебные средства, приготовленные из меда. Широко применялись жиры. Гнойнички, ожоги, нарывы смазывали топленым маслом, гусиным жиром. Детей учили оказывать первую помощь при ожогах, при кровотечении, знакомили с лекарственными травами и ягодами. Особое место уделяли обучению их в оказании помощи утопающему. Знания развивались и распространялись под влиянием практических потребностей и усваивались в процессе трудовой деятельности. Дети, работая в поле с взрослыми, узнавали сроки посева и уборки сельхозкультур. Ухаживая за скотом, подростки учились разбираться в возрасте лошадей, коров. Словом, изучали на практике животный и растительный мир.
Глава VII .Нравственное воспитание детей
Среди нравственных качеств, которые воспитывались у детей, большое место занимало воспитание доброты и справедливости. «От зла стареешь, от добра молодеешь»- утверждает мордовская пословица. С ранних лет детей учили делать людям добро, помогать им. В традициях мордвы было оказание помощи одиноким старым людям в уборке жилища на праздники. Эту работу выполняли девочки-подростки. Важное место в требованиях мордвы к детям занимало воспитания почтения и уважения к родителям, старшим. «Где уважение, там и любовь», «Людей не почитаешь - себя не уважаешь», «За любовь любовью платят» - утверждают мордовские пословицы. Неуважение и непочитание родителей считалось безнравственным поступком. Не было случая, чтобы дети отказывались давать содержание своим родителям, так как на такого человека такой факт навлек бы всеобщее презрение. Мордва высоко ценила чувство к матери-женщине. «Дом красен женщиной.»,«Женщина-пава, о ней хорошая слава» - говорят пословицы. Детей учили почитать не только родителей, бабушек и дедушек, но и уважать старших, братьев и сестер. Большое значение в нравственном воспитании девушек придавалось половому воспитанию. Случаи деторождения до замужества у мордвы были весьма редки. Они накладывали позорное пятно и на девушку, и на весь ее род. Родившую девушку, как бы она ни была красива, ни один парень не соглашался взять замуж. И если ей все же удавалось выйти замуж, то не устраивали никакой свадьбы, да и выпускали ее со двора не в ворота, а через забор. По мнению мордвы, если выпустить через ворота, то все несчастья ее останутся в доме родителей, а если выпустить через забор, то несчастья уйдут с ней. Многие исследователи отмечали доброе отношение мордвы к гостям, их радушие и гостеприимство. Все, что было самое вкусное в доме, ставили на стол. У мордвы был обычай припасать продукты для гостей. Во многих этнографических материалах отмечается, что честность и правдивость является одним из нравственных качеств мордвы. В селах дома никогда не закрывались на замок. На воровство всегда смотрели как на страшное зло. Позор же от такого поступка падал и на членов семьи и на весь род. У детей воспитывались неприятие, презрение к скупости, зависти, которые осуждались народом. Нарушение традиций осуждалось и наказывалось. Например, за отказ содержать престарелых родителей, непослушание им община могла выгнать виновных их села или применить физическую меру воздействия. Нравственные поступки и поведение старших, их честность, трудолюбие, доброта были наглядным образцом для подражания. Мордва чрезвычайно дорожит семейным благополучием. Отец всегда сумеет до такой степени заставить уважать себя, что и 30- летние сыновья не выходят из-под его воли. Но и по истечении этого срока нравственная опека не прекращается никогда. Отец всегда обязан руководить посредством советов и указаний. По обычаю, при заключении брака всегда учитывали нравственные качества не только родителей, но и рода: «Каков род, таково и потомство», «Каков отец, таков и сын», « Смотри на мать, когда берешь ее дочь»- говорил мордовский народ.
Заключение
Мордовский народ создал целенаправленную систему воспитания и развития детей. Она определена природно-географическими и социально-экономическими условиями, а также нормами обычного права. Народ сознавал, что самое трудное и ответственное связано не столько с рождением ребенка, сколько с его воспитанием. «Детей воспитывать - не то, что рожать», «Детей родить-воспитывать - надо всю душу отдать»- говорят мордовские пословицы.
Один из основополагающих аспектов народной педагогики - раннее включение детей во все сферы жизни. Дети учились не столько слушая и наблюдая, сколько участвуя непосредственно. В педагогической практике народ использовал широкий спектр воспитательных методов и приемов. Наиболее действенными способами считались личный пример родителей, взрослых, строго продуманная организация жизни детей. Народные традиции воспитания имеют демократический характер, который обеспечивает воспитанию преемственность его основных идей, форм и средств. Мы обращаемся к традициям воспитания не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли, но и потому, что это наши корни, забывая о которых, мы разрываем связь времени и поколений. Разрабатывая программу воспитания на современном этапе, необходимо учитывать все ценное, добытое трудом поколений, выдержавшее проверку временем.
Библиография
1.Беляева Н.Ф. Традиционное воспитание детей у мордвы. Саранск Мордов. гос. пед.ин-т. 2000. 260 с.
2.Брыжинского В.С. Серебряные цепочки.Саранск Мордов. кн. изд-во. 2002. 277 с.
3.Кироллов П.С. Мордовские народные песни. Москва. Из-во худож. лит-ра. 1957. 272 с.
4.Мордовские загадки / Сост Самородова К.Т. Саранск. Мордов. кн. изд-во. 1987. 288 с.
5.Мордва: историко-культур. очерки/ под. редакцией Балашов В.А. Саранск Мордов. кн. изд-во. 1995. 624 с.
6.Мордовские народные игры./ под. редакцией Брыжинского В.С. Саранск. Мордов. кн. изд-во. 1996. 16 с.
7.Мордовское народное устно-поэтическое творчество./под. Редакцией Померанцевой Э. В. Саранск .Мордов. кн. изд-во. 1975. 432 с.
8.Одинокова Т.И. Мордовский музыкальный фольклор в школе. Саранск. Мордов. кн. изд-во.2004. 424 с.
9.Песни Мордовии. / под. редакцией Бояркина Н.И. Саранск. Мордов. кн. изд-во. 1987. 127 с.
10.Самородов К.Т. Мордовские пословицы и поговорки. Саранск Мордов. кн. изд-во. 1968. 88 с.
11.Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Т.8. Саранск Мордов. кн. изд-во. 1978. 300 с.
12.Федькин Р.Вам, мои ребятки, сказки и загадки. Саранск. Мордов. кн. изд-во. 1973. 56 с.
Сторож
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Рисуем акварельное мороженое
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Сочные помидорки