Задача построения середины отрезка, заданного своими концами, с помощью различных инструментов
ЗАДАЧА ПОСТРОЕНИЯ СЕРЕДИНЫ ОТРЕЗКА, ЗАДАННОГО СВОИМИ КОНЦАМИ, С ПОМОЩЬЮ РАЗЛИЧНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Путивская Юлия Олеговна,
ученица 9 класса МОУ «Зинаидинская
основная общеобразовательная школа»
Первые задачи на построение возникли в глубокой древности. Возникли они из хозяйственных потребностей человека. Уже древним архитекторам и землемерам приходилось решать простейшие задачи на построение, связанные с их профессией. Решения простейших геометрических задач на построение, которые помогали людям в их хозяйственной жизни, формулировались в виде «практических правил», исходя из наглядных соображений. Именно эти задачи и были основой возникновения наглядной геометрии, нашедшей довольно широкое развитие у древних народов Египта, Вавилона, Индии и др. Геометрические построения привлекли внимание древнегреческих математиков ещё в VI—V вв. до нашей эры. Первым греческим ученым, который занимался решением геометрических задач на построение, был Фалес Милетский (624—547 гг. до н. э.). Ими занимались почти все крупные греческие геометры: Пифагор (VI в. до н. э.) и его ученики, Гиппократ (V в. до н. э.), Евклид, Архимед, Аполлоний (III век до н. э.), Папп (III в. н. э.) и многие другие.
Математики из школы Пифагора уже сумели справиться с такой сравнительно сложной задачей, как построение правильного пятиугольника. В V в. до н. э. возникли знаменитые классические задачи о квадратуре круга, об удвоении куба, о трисекции угла (см. гл. VII). Эти задачи, которые, как оказалось впоследствии, не разрешимы с помощью циркуля и линейки, в течение многих веков вызывали живейший интерес различных исследователей. В IV в. до н. э. греческие мыслители разработали ту общую схему решения геометрической задачи на построение (анализ — построение—доказательство— исследование), которой мы пользуемся и поныне.
Вся история геометрии и некоторых других разделов математики тесно связана с развитием теории геометрических построений. Важнейшие аксиомы геометрии, сформулированные основоположником научной геометрической системы Евклидом около 300г. до н. э., ясно показывают, какую роль сыграли геометрические построения в формировании геометрии. «От всякой точки до всякой точки можно провести прямую линию», «Ограниченную прямую можно непрерывно продолжать», «Из всякого центра и всяким раствором может быть описан круг»—эти постулаты Евклида явно указывают на основное положение конструктивных методов в геометрии древних.
Изучая геометрию в 7 классе, я познакомилась с решением задач на построение с помощью циркуля и линейки. Передо мной возник вопрос: «А возможно ли выполнить решение этих простейших задач с помощью каких-либо других инструментов, и существуют ли они?» Обратившись с этим вопросом к учителю математики, я получила взамен следующую книгу: Геометрические построения на плоскости, Б.И. Аргунов и М.Б.Балк – Учпедгиз, 1955.
Прочитав многие её главы, я узнала, что наиболее употребляемыми инструментами геометрических построений являются: линейка (односторонняя), циркуль, двусторонняя линейка (с параллельными краями), прямой угол и некоторые другие.
Для конструктивной геометрии необходимо располагать точным и для математических целей полным описанием того или иного инструмента. Такое описание даётся в форме аксиом. Эти аксиомы в абстрактной математической форме выражают те свойства реальных чертёжных инструментов, которые используются для геометрических построений.
Сформулирую соответствующие аксиомы.
Аксиома линейки.
Линейка позволяет выполнить следующие геометрические построения:
а) построить отрезок, соединяющий две построенные точки;
б) построить прямую, проходящую через две построенные точки;
в) построить луч, исходящий из построенной точки и проходящий через другую построенную точку.
Аксиома циркуля.
Циркуль позволяет выполнить следующие геометрические построения:
а) построить окружность, если построены центр окружности и концы отрезка, равного радиусу окружности;
б) построить любую из двух дополнительных дуг окружности, если построен центр окружности и концы дуги.
Аксиома двусторонней линейки.
Двусторонняя линейка позволяет:
а) выполнить любое из построений, перечисленных в аксиоме линейки;
б) в каждой из полуплоскостей, определяемых построенной прямой, построить прямую, параллельную данной прямой и проходящую от неё на расстоянии h, где h — фиксированный для данной линейки отрезок
(ширина линейки);
в) если построены две точки А и В, то установить, будет ли АВ больше некоторого фиксированного отрезка (ширина линейки), и если AB>h, то построить две пары параллельных прямых, проходящих соответственно через точки А и В и отстоящих одна от другой на расстоянии h.
Аксиома прямого угла.
Прямой угол позволяет выполнить следующие геометрические построения:
а) все построения, выполнимые односторонней линейкой;
б) через данную точку плоскости провести прямую, перпендикулярную некоторой построенной прямой;
в) если построены отрезок АВ и некоторая фигура Ф, то установить, содержит ли фигура Ф точку, из которой отрезок виден под прямым углом, и если такая точка существует, то построить такую точку.
Задача на построение состоит в том, что требуется построить наперёд указанными инструментами некоторую фигуру, если дана некоторая другая фигура и указаны некоторые соотношения между элементами искомой фигуры и элементами данной фигуры.
Каждая фигура, удовлетворяющая условиям задачи, называется решением этой задачи.
Найти решение задачи на построение — значит свести её к конечному числу основных построений, т. е. указать конечную последовательность основных построений, после выполнения, которых искомая фигура будет уже считаться построенной в силу принятых аксиом конструктивной геометрии. Перечень допустимых основных построений, а, следовательно, и ход решения задачи существенно зависит от того, какие именно инструменты употребляются для построений.
В качестве примера рассмотрю следующую задачу:
Построить середину отрезка, заданного своими концами А и В.
Найдём решение этой задачи с помощью различных инструментов.
1. Циркулем и линейкой
(построение изучается в 7 классе, п.23 Примеры задач на построение)
Пусть АВ — данный отрезок. Построим две окружности с центрами А и В радиуса АВ (). Они пересекаются в точках Р и Q. Проведем прямую PQ. Точка О пересечения этой прямой с отрезком АВ и есть искомая середина отрезка АВ.
В самом деле, треугольники APQ и BPQ равны по трем сторонам, поэтому 1 =
2 (
).
Следовательно, отрезок РО — биссектриса равнобедренного треугольника АРВ, а значит, и медиана, т. е. точка О — середина отрезка АВ.
2. Циркулем (рисунок ниже описания)
Строим последовательно:
7) общую точку Е - точку пересечения окружностей с центром В радиусом ВА и с центром D радиусом DB, отличную от точки C;
Заметим, что точки А, В и Е расположены на одной прямой, причём АЕ = 2АВ. Строим далее:
8) окружность с центром Е радиусом ЕА;
9) окружность с центром А радиусом АВ пересекает окружность с центром Е радиусом ЕА в точках M и N
10) окружность с центром M радиусом MA;
11) окружность с центром N радиусом NA;
12) общую точку X - точку пересечения окружностей с центром M радиусом MА и с центром N радиусом NA, отличную от А.
Нетрудно усмотреть, что точка X расположена на прямой.
Кроме того, треугольник АМХ подобен треугольнику АЕМ, так как они равнобедренные и имеют общий угол МАЕ при основании. Поэтому АХ: AM = АМ :АЕ или АХ : АВ = АВ : 2АВ, так что
АХ = АВ и, значит, точка X искомая.
3. Двусторонней линейкой (рисунок ниже описания).
Строим последовательно:
1) прямую АВ;
2) прямую а, параллельную АВ и проходящую на расстоянии h от неё
(h — ширина линейки);
3) прямую b, параллельную а, отстоящую от неё на расстоянии h и отличную от прямой АВ;
4) точку С на прямой b;
5) прямые АС и ВС;
6) точки D – точку пересечения прямых а и АC и Е – точку пересечения прямых а и ВС;
7) прямые АЕ и BD;
8) точку Р – точку пересечения прямых АЕ и ВD;
9) Прямую СР;
10) точку Х - точку пересечения прямых СР и АВ.
Так как DE — средняя линия треугольника АСВ, то АЕ и BD — его медианы, а следовательно, и СР — медиана, так что точка X искомая.
4. Прямым углом (рисунок ниже описания)
1) Строим прямую АВ;
2) проводим прямые АА' и ВВ', перпендикулярные
прямой АВ;
3) выбираем на АА' произвольную точку С, отличную от А ;
4) через точку С проводим СС' АС.
Далее строим последовательно:
5) точку D - точку пересечения прямых CC' и BB';
6) прямые AD и ВС;
7) точку P - точку пересечения прямых AD и BC;
Точка X искомая.
Таким образом, рассмотрены различные способы решения одной и той же задачи на построение, с использованием различных инструментов.
Без сердца что поймём?
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Нечаянная победа. Айзек Азимов
В поисках капитана Гранта
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари