Работа написана учеником 5 "Г" класса МАОУ "Гимназия №33" г.Улан-Удэ
Вложение | Размер |
---|---|
gotol.doc | 42 КБ |
У любого человека должно быть
обязательно кроме родителей
четыре корня, как четыре матери:
родная земля, родной язык,
родная культура, родная история.
ВВЕДЕНИЕ
Буряты - один из самых многочисленных народов Сибири, проживающих на пяти субъектах Российской Федерации. Буряты компактно проживают на территории Монголии и Китая. История бурятского народа насчитывает не одно тысячелетие. Она и сложна, и интересна, и неоднозначна. Бурятский народ, разбросанный по регионам и странам, сумел сохранить свою самобытность.
Подобно другим народам Азии, буряты всегда чтили своих предков. В богатом и разнообразном мире бурят важное место занимает знание своей истории, родословной, истоков. Каждый ребенок должен знать потомков по нисходящей минимум до седьмого колена. Такие знания характеризуют человека как обладающего духовным богатством. Некоторые старики помнят свою родословную и перечисляют ее до 15 колена. Таких людей почитают и относятся к ним с уважением.
Если осуществить привязку всех бурятских родов не только по местам расселения, то можно обнаружить в конце концов общих потомков.
Есть легенды и предания о происхождении земли и жизни на ней, происхождении бурят, я же хочу рассказать предание о своем роде, который произошел от дочери Готола -Голохан. Место жительства нашего рода – улус Красная Буреть Боханского района Иркутской области. Готольские буряты – это, в основном скотоводы. Многие из них со скотом уходили в тайгу, жили сообща на заимке, пасли табуны лошадей и скот, занимались примитивным земледелием. Большинство хозяйств имели зимники – убэлжоон, и летники- зуhалан, перекочевки совершались два раза в год. Зимой сообща организовывали облавную охоту (зэгэтэ аба). Вечерами или на праздниках они рассказывали друг другу сказки и улигеры, пели песни, устраивали различного рода игры, состязания, самым любимым у молодежи было играть в хоровод (ехор). Среди жителей были некоторые люди, щедро одаренные талантами: целительства, ясновидения, исполнители улигеров и игры на народных инструментах. Почитание старших также было неотъемлемой частью культуры бурят.
Готольские буряты были всегда верны своим традициям: носили национальную одежду, жили в юртах, пасли скот и говорили на своем родном языке. С малого возраста детей постепенно приобщали к труду. Религией местных бурят было шаманство.
Готолы смогли установить на территории свой правопорядок, свой образ жизни, хозяйственный уклад, сбывали излишки своего хозяйствования, ездили за невестами в другие рода, также выдавали замуж своих дочерей. На протяжении почти 5 веков стабильно живут и процветают потомки прародителя Готола на территории Боханского района.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Готол
Давно-давно, в далекие хорошие времена, в зеленом солнечном краю счастливо жил Готол. У его юрты стояла резная коновязь (сэргэ). Женой его была мудрая женщина, хранительница домашнего очага и жилища, на плечи которой ложились заботы о доме, благополучии семьи и воспитание детей. Каждое утро она подносила богам и хозяину земли молоко, заклиная: “Пусть всем будет хорошо, пусть будут все здоровы, пусть растут овцы, пусть умножается скот”
Переехав с берега реки Зулхай Готол жил на берегу реки Куда, благополучно размножая свой скот. Когда начал стареть его оттуда выгнал Бухэ Шудер из рода Сэгэнуд, которому приглянулись пастбища. Заодно Бухэ Шудэр отобрал единственную дочь Голохан.
Помолившись родовым божествам, взяв с собою необходимое имущество, одежду и продукты, отправился Готол в путешествие. Долго искал Готол место для дальнейшего жилья, в итоге выбрал берег реки Ида, особенно ему понравилось, что поблизости не было воинствующих соседей. Когда он переезжал с ним были три маленьких сына. Отдохнув, семья начала обустраиваться на новом месте.
Голохан
Как-то три сына Худак Сагана проезжали мимо юрты Шудэра. Приметив красивую Голохан они отобрали ее у Шудэра. Самый младший брат Тогто Мэргэн был неженат, поэтому вместе с Голохан образовал семью. Когда три сына Готола выросли, стали сильными, то они, помолившись богам, поехали на реку Куда, вступили в единоборство с сыновьями Худак Сагана. Победив их, забрали старшую сестру у Тогто Мэргэна и привезли домой. К этому времени у Голохан уже был один сын, вторым сыном она была беременна. Сына, который родился по приезду, назвали Аргахан, первого звали Абаша.
Готол выделил дочери Голохан земли около реки Ангара, от ее сыновей образовался улус Красная Буреть.
От Абаши ведет счет наш род, уже 11 поколений родилось и выросло на благодатной бурятской земле.
Бурятская земля богата не только недрами, прошлой историей, красотой природы, она щедра талантливыми и знаменитыми уроженцами, прославившими малую родину.
Что такое родословная? Это перечень поколений одного рода.
Что такое род? Это ряд поколений, происходящий от одного предка.
А кто такой предок? Это древний родственник по роду.
Что такое семья? Семья- это группа родственников, живущих вместе.
Почему человек должен знать свою родословную? Фамильная гордость, интерес к своей родословной - все ветви одного дерева. Без родственных, фамильных связей любая семья- ветка, которую отломили от родного дерева. Укрепляя и изучая свой род, мы помогаем своей стране.
Бурятские семьи прививали детям любовь к родной стороне. Старики передавали им знания своей родословной по восходящей и нисходящей линиям вплоть до девятого поколения. Знание своей родословной обеспечивало знание не только истории своего рода и других племен, но историю этноса в целом, знаменательных событий в его жизни, лучших представителей, добрых дел, совершенных сородичами; во-вторых, от информированности в этой области история рода и этноса становилась ближе и дороже, человек чувствовал себя ее частью, понимал свою ответственность перед ней, старался следовать лучшим поступкам и делам своих предков; в-третьих, считалось, что духи предков оберегают живых продолжателей рода от бед и несчастий и им в установленные сроки воздавались положенные почести (обряды). Высокие нравственные нормы бурят наполняли жизнь добрыми помыслами и делами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В наши дни старшее поколение бурятского народа стремится оставить потомкам свои познания о прошлом своего рода и связи поколений, полагая, что они могут исчезнуть навсегда вместе с ними. И поступают совершенно правильно, так как мы уже много раз убеждались, что современные молодые люди, да и старше, не знают свои родословные. В лучшем случае далее дедушек и бабушек не могут назвать никого.
Нужно стремиться объединить всех бурят мира, для того чтобы возродить традиции и древнюю культуру, бурятский язык. Душа народа сохраняется в песнях, литературе, обрядах. Каждая нация хочет быть не только сытой, но и вечной. Для сохранения своего этнического разнообразия нужно качественное обучение бурятскому языку для коренного населения территории проводить начиная с дошкольных учреждений, восстановить свою письменность, вести просветительскую работу среди молодежи, стараться одевать национальную одежду, возрождать традиционное скотоводство, возвратиться к традиционной религии. Наша сегодняшняя задача: приложить все усилия, всколыхнуть забытые чувства принадлежности человека к своим корням, истокам, одновременно мы должны пожелать себе прогресса и развития. Только человек, знающий свои корни и истоки, будет уважать себя и окружающих его людей.
Ныне здравствующие потомки обязаны походить на своих могучих предков, чтобы мы могли гордиться тем, что мы буряты, это даст нам сил, согреет память. Мы должны жить на родной земле.
Мы - потомки великих кочевников вечной степи и священного синего неба.
Сейчас мы проживаем на территории Иволгинского района, село Нур-селение. Село новое, находится в 2 километрах от границы города Улан-Удэ, поэтому считается престижным местом, где поселилось много семей из разных родов.
ЛИТЕРАТУРА:
Газета “Буряад Yнэн” № 21 от 28.05.2008г.
Газета “Угай зам” № 25, май 2009г.
Д.Д. Амоголонова “Современная бурятская этносфера”, г.Улан-Удэ, 2008г.
Цветущая сакура
Девчата
На горке
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Рисуем пшеничное поле гуашью