Свою деятельность я определяю, как деятельность «юного следопыта», и ставлю перед собой цели и задачи:
Цель учебной – исследовательской работы:
Изучить природно - исторические условия формирования населения Верхотурского уезда в период с XII века по XX век.
Важным побуждением, повлиявшим на выбор темы моего исследования, стала богатая история моей Малой родины, и мне предстоит открыть «Павду – Историческую», пройти по «следам» и «дорогам» наших предков. Изучать опыт прошлого, извлекать из него практическую пользу, например, изучение опыта успешного «социального проектирования» Бабиновской дороги, в зоне которой мы живем, нашими предками. Использование исторического опыта при создании современных проектов имеет большое значение, например - «Воссоздание Бабиновской дороги, как культурно – исторического памятника». Территория Павды и её окрестностей почти два века относилась к Верхотурскому уезду, связана с Верхотурьем исторической Бабиновской дорогой. Истории «следы» ведут в Верхотурье, а так как дорога имеет два «направления» обратная связь – духовная, и она существует. Это дань памяти духовным и трудовым подвигам наших предков.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Павдинская СОШ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«Формирование населения северной части Верхотурского уезда»
Работу выполнила: Ширманова Елена ученица 7класса
Руководитель: Стольникова Е.В. - учитель географии I кв. кат.
п.Павда 2013год
Содержание
Введение………………………………………………………………… 1-5 Глава I. Первый этап. Формирование население северной части Верхотурского уезда.……………………………………………………...6 1.1. Местное население (манси, ханты), и его роль в хозяйственном освоении края………………………………………………………………6 1.2. Переселенческая политика государства. Населенные пункты, возникновение которых повлекло строительство Бабиновской дороги. Верхотурье, Ирбитская слобода, Лялинский караул, Павда……………8 1.3 Бабиновская дорога…………………………………………………...11 Второй этап. 1.4. Промышленное освоение края. Заводы Походяшина – Николае – Павдинский железоделательный и медеплавильный завод. Павда – заводской поселок. Формирование населения вокруг завода. ………..13 1.5. Золотодобыча………………………………………………………...14 1.6.Освоение лесных ресурсов………………………………………......16 Глава II. Страницы истории Павды………………………………….18 2.1.Особенности Географического положения…………………………18 2.2. Экологическая и социальная комфортность условий проживания населения Павды и ее окрестностей……………………………………..19 Заключение ……………………………………………………………….21 Литература ………………………………………………………………..26
Приложения: №1,№2,№3,№4,№5,№6.
«Структура связей проекта с областями знаний»
Введение
Свое выступление я начну со слов из стихотворения - «Живи и процветай, родной поселок…»
Наш край всегда был и остаётся богат своей историей, достопримечательностями, именами наших земляков, стоящих у истоков строительства Бабиновской дороги. История любой страны, любой земли – это история народа. То, что осталось – это огромное богатство, историческое наследие, которое необходимо сберечь. Поколения уходят, а память и памятники остаются – живая нить, связывающая прошлое с настоящим. Познавая свой край, и открывая в нем новые «страницы» истории - богатой и удивительной, мы учимся любить свой край. С этого начинается Родина для каждого человека.
Краеведческая деятельность воспитывает в человеке высокое чувство патриотизма и гордости за свою Родину.
Без прошлого нет настоящего.
Изучать замечательные «истории следы» целых поколений - одна из главных задач краеведения.
Важным побуждением, повлиявшим на выбор темы моего исследования, это богатая история моей Малой родины, и мне предстоит открыть «Павду – Историческую», пройти по «следам» и «дорогам» наших предков. Изучать опыт прошлого, извлекать из него практическую пользу, например, изучение опыта успешного «социального проектирования» Бабиновской дороги, в зоне которой мы живем. Использование исторического опыта при создании современных проектов имеет большое значение, например - «Воссоздание Бабиновской дороги как культурно – исторического памятника». Территория Павды и её окрестностей почти два века относилась к Верхотурскому уезду, связана с Верхотурьем исторической Бабиновской дорогой. Истории «следы» ведут в Верхотурье, а так как дорога имеет два «направления» обратная связь – духовная, и она существует. Это дань памяти духовным и трудовым подвигам наших предков. Если родина хорошо исследована, если она дает возможность своим сынам пользоваться всеми естественными и культурными богатствами, если в ней развиты наука, искусство, торговля, промышленность, что обеспечивает высокий комфортный социальный уровень жизни населения. Мы гордимся нашей Родиной, и её богатой и славной историей!
Свою деятельность я определяю, как деятельность «юного следопыта», и ставлю перед собой цели и задачи:
Цель учебной – исследовательской работы:
Изучить природно - исторические условия формирования населения Верхотурского уезда в период с XII века по XX век.
Задачи: - Изучить архивные документы и краеведческую литературу; - Изучить основные этапы формирования населения в крае. Основные занятия, ремесла, промыслы, быт и культура жителей края в разные периоды истории.
- Изучить исторические этапы Русской колонизации Урала – пройти (по карте) дорогами первопроходцев – переселенцев. - Изучить «феномен Бабиновки». Трудовой «подвиг» первопроходцев. Бабиновская дорога – главный тракт, соединяющий Европейскую Россию с уральскими землями и Сибирью.
- Уральская топонимика – основа при создании географических карт.
- Составить словарь топонимов.
- Изучить особенности экологической комфортности проживания населения в сельском поселке Павда и его окрестностях. – Провести исследование окружающей среды в Павде и ее окрестностях.
– Провести социологический опрос – беседу с жителями, с целью уточнения исторических фактов, дат, событий. Проблема: Что значат для русского человека исторические корни?
Гипотеза: Изучая архивные документы и литературные статьи, размещенные на электронных сайтах, мы убедились в том, что не все знают правдивую и славную историю населения нашего края. В связи с этим допускаются упрощенные характеристики, или смысл сводится к тому, что население формировалось из бывших каторжан. Я попытаюсь опровергнуть эту гипотезу.
Объект исследования: Исторические этапы заселения территорий, прилегающих к Бабиновской дороге.
Предмет исследования: Социальная, историко – культурная, экологическая обстановка, перспективы развития районов, прилегающих к зоне Бабиновской дороги.
При выполнении учебно – исследовательской работы по краеведению мной были использованы следующие
Методы:
- Работа с краеведческой литературой и др. литературными источниками;
- Опрос – беседа;
- Картографический;
- Метод статистического анализа;
- Сбор, обработка научного материала и архивных документов;
- Метод сравнения;
- Работа с компьютером и Интернет-ресурсами;
- Наблюдение и др.
Глава I. Формирование населения северной части Верхотурского уезда
В 400-летней истории формирования русского населения на данной территории можно выделить несколько периодов. Хронологические границы первого периода укладываются в рамки с конца XVI века и связано со строительством и началом эксплуатации Бабиновской дороги – 1598 и по 1757 год, когда, благодаря усилиям верхотурского купца М.М. Походяшина, начинается промышленное освоение края и второй период формирования населения.
1.1 Древняя история населения изучаемых нами территорий, до сих пор мало изучена. Задолго до прихода русских, строительства Верхотурья и появления других русских поселений эти места населяли манси. Предки манси были носителями юдинской культуры, выделяемой археологами на основе раскопок Юдинского городища (возле д. Юдино в Ирбитском районе) и Ликинского могильника (возле д. Ликино в Гаринском районе) и распространявшейся X – XIIIвв. на все горно – лесное Зауралье.
В "Ясашной книге Верхотурского уезда 1626 г." ясачное население было поделено на сотни: 1-я и 2-я Лялинские сотни располагались на реке Ляле, юрты Сосьвинской находились на реках Сосьве, Турье, Вагране, Лангуре и Моче, юрты Лозьвинской сотни - на реке Лозьве, юрт косьвинских вогулов - на реке Косьве. Всего в количестве 124 человек. В "Крест приводной книге Верхотурского уезда 1682 г." у ясачных людей уже можно отметить появление фамилий, которые в 1800-1801 годах зафиксированы в исповедных росписях. Это Денешкины, Моросковы, Анисимковы, Антипкины, Есаулковы. Всего по исповедным росписям этих лет выявлены 25 фамилий ясачных вогулов. Между ясачными вогулами Лялинской и Сосьвинской волостей, с одной стороны, и стрельцами и посадскими, с другой, составлялись закладные кабалы, которые оформляли выдачу в долг денег под залог земельных угодий, в том числе пашенных земель, сенных покосов, гаревых и дубровных мест, юртовых и дворовых мест вогульских вотчин. В основном деньги не возвращались, и новыми хозяевами земель становились стрельцы и посадские. Если в южной части Верхотурского уезда в XVII веке население формировалось в основном пашенными крестьянами, то в северной - служилыми и посадскими людьми и незначительно оброчными крестьянами.
Всего зафиксировано 8721 житель. Это приходы церквей, в том числе Спасской Николае-Павдинского завода (ныне п. Павда Новолялинского р-на) Богоявленской Лялинского погоста (ныне с. Караульское Новолялинского р-на), Максимовской Турьинских рудников (ныне г. Краснотурьинск), Петропавловской Петропавловского завода (ныне г. Североуральск), Спасской Николае-Павдинского завода (ныне п. Павда Новолялинского р-на), Введенской Богословского завода (ныне г. Карпинск) и часть территории относилась к приходу Воскресенской церкви города Верхотурья. Время основания Н.-Павдинскаго прихода достоверно не известно, но вероятно возникновение его современно построению завода, основан в 1760 г., по близости к реке Павде и Павдинскому камню и по храму стал называться Николае-Павдинским. Ранее-же этого времени в течение 48 лет жители этого края были прихожанами Спасской церкви, построенной в 1712 г. в нынешней деревне Юрты, в настоящее время уже не существующей. Прихожане почти все русские; есть только четыре семейства вогул в д. Юрты, но и те почти ничем не отличаются от русских. Ни раскольников, ни сектантов в приходе нет. Приход состоит из Н.-Павдинскаго и Сухогроскаго заводов и дер. Юрты. Самым населенным пунктом прихода является Н.-Павдинский зав.; в Сухогорском заводе, расположенным в 26 в. от Н.-Павдинскаго, всего только двенадцать домов, а в дер. Юрты, находящейся от Н.-Павдинскаго зав. В 12 в., всего только четыре дома. Все прихожане бывшие горнозаводские крестьяне. Численность их простирается до 2,000 душ обоего пола. Главным занятием их служат приисковыя работы, добывание золота и платины, пушной промысел, охота, сбор кедровых орехов и пр. Работы на приисках нередко на целые месяцы лишают жителей возможности бывать в храме и слышать церковное богослужение и пастырское назидание; это конечно не может не отражаться печально на их религиозно-нравственном состоянии; но при всем том они все-таки
1. 2. Переселенческая политика государства. Населенные пункты, возникновение которых повлекло строительство Бабиновской дороги. Верхотурье, Ирбитская слобода, Лялинский караул, Павда… Дальнейшее появление здесь поселений было также связано с транспортными путями. Ведь знаменитая Бабиновская дорога проходила по территории современных Карпинского и Новолялинского районов.В 1600 году верхотурские ямщики подают Борису Годунову челобитную, говоря о том, что дорога от Верхотурья до Соликамска дальняя, а корм для лошадей с собой не повезешь, просят разрешения косить сено по дороге на реках Кырье, Косьве и Яйве. На что получили ответ: "...сено косить не помногу, по десяти копен меньших человеку, для своей нужи, а не на продажу..."Сама жизнь говорила о том, что на такой длинной дороге должны жить люди, которые могли бы обеспечивать проезжающих лошадей кормом. Прошло 20 лет, и в 1621 году в "Дозорной книге Ф.Тараканова" мы встречаем запись: "Да в Верхотурском же уезде на Сибирском волоку на Косве реке двор, а в нем живет Ивашко Зенков. Пашни нет, потому что Камень. А сенных покосов у него подле Косву реку и на лугех, и на Камени шестьсот копен. А оброку он с тех сенных покосов платит на Верхотурье в государеву казну по рублю на год. А с вогуличи торгует и зверь всякой ловит, а пошлины на Верхотурье не дает, а емлют с него пошлины у Соли Камской, что продает у Соли. На том же Сибирском, на половине, волоку на Растесе на Кырге реке двор, а в нем живет Тренка да Первушка Усольцы. А сенных покосов косят четыреста копен, а оброку с тех сенных покосов нет". Постепенно население на Усольском волоку растет. К 1652 году в Растесе строится церковь, к приходу которой относятся деревни Косьва и Кырья. По переписи Льва Поскочина, в 1680 году здесь уже было 39 дворов и проживало 88 оброчных крестьян. В начале XVIII века, при делении территории России на губернии, эта часть Верхотурского уезда вошла в состав Соликамского. Пройдет более 200 лет, и только в середине ХХ века эта территория войдет в состав уже современной Свердловской области. Примерно в это же время, наверное, впервые взор был обращен на земли, находившиеся севернее Верхотурья. Так 15 апреля 1660 года верхотурские вогульский толмач Данила Степанов - сын Шавков, и ямской охотник Юрий Иванов - сын Колода, продают землю и рыбную ловлю по реке Ляле верхотурскому стрельцу Зиновию Никифорову. Особенно интенсивно процесс заселения рек Ляли и Сосьвы проходил во второй половине XVII века. К 1680 году, по переписи Л.Поскочина, здесь располагались 17 деревень, в которых было всего 29 дворов. Ко времени проведения первой ревизии, в 1719-21 годах, количество деревень увеличилось незначительно. Их стало 22. А вот количество дворов увеличилось почти в три раза, до 80. В 16 из них жили оброчные крестьяне, а остальные были казачьи, солдатские и посадских людей. Для безопасности движения по дороге от Верхотурья до Уральского хребта и законность провоза товаров в том месте, где дорога пересекала реку Лялю, «был учрежден «караул» - сторожевой пункт с таможней. Первоначально поселение именовалось Лялинский караул.
Правительство Годунова в 1600г. приняло решение передать ямскую гоньбу по сибирской дороге в руки русских ямщиков – «ямских охотников», добровольно приходивших на эту службу из разных областей Европейской России. Заболоченность многих мест и обилие небольших речек затрудняло передвижение летом, если оно не было засушливым. Интенсивность передвижения по дороге, в разные годы была различной: по данным Тобольской таможни, крупнейшей в азиатской части России, в 1639/40г. «с Руси» по этой дороге прибыло1350 чел. (не считая тех, кто остался на Среднем Урале и в Зауралье), в период с 1639 по 1671гг. на долю Бабиновской дороги приходилось 50% всего торгового и «промышленного» движения через Тобольск. Можно с уверенностью утверждать, что предки большинства коренных уральцев, появившихся на Урале XVII – середине XVIIIвв., не могли миновать на своем пути за Уральский хребет Павдинскую заставу и Лялинский караул, Верхотурскую таможню. В ходе реформы системы государственного управления и упорядочения действий всех его звеньев в центре и на местах, проводившейся в первой четверти 18 века по инициативе и при деятельностном участии Петра I, обращено было внимание и на улучшение почтового сообщения Европейской России с Сибирью. По указу 1720года для удобства измерения расстояний между почтовыми станциями и городами прежние тысячные версты (в одной версте – 1000 саженей, или 2160м) были заменены на пятисотные(1080м). На трассе от Тобольска до Верхотурья и от Верхотурья до Соликамска велено было установить почтовые станции на расстоянии 40 новых верст одна от другой, причем на каждой станции должно было содержаться по четыре почтовых. На расстоянии от Верхотурья до Растеса полагалось две подставы (смены лошадей), предоставлять почтовых лошадей следовало только на основании подорожной и брать за каждую версту по деньге (полкопейки) с лошади. Сбором денег занимались местные ямщики – таким образом, охранялись их исключительные права на обслуживание ямской гоньбы. Установленный порядок и меры по контролю за его соблюдением обеспечивали бесперебойную почтовую связь местной администрации Урала и Сибири с центральными органами управления. Отныне перевоз товаров, продуктов и людей осуществлялся в основном по зимнику – санному пути, действовавшему с ноября по март. В развитии пушной торговли России, когда на рынках Европы и Востока возрос спрос на русские меха, наряду со старыми ярмарками – в Соли Вычегодской и Нижегородской (Макарьевой) – начинает играть большую роль новая - Ирбитская, узаконенная в качестве общероссийского торга в 1638 году и оказавшая впоследствии немалое влияние на развитие экономики края. Как писал историк XX века Василий Денисов «Ярмарка способствовала сближению отдаленной и полудикой Сибири с Московским государством, эта ярмарка прогрессировала в своем развитии вплоть до 70 – х годов XIX столетия, когда достигла максимальных оборотов – уровня 65 – 70 миллионов рублей». После того, как Ирбитская слобода (основана в 1631г.) во второй половине 17 века стала местом проведения второй по товарообороту ярмарки в России, на протяжении столетия все товары, привозимые на ярмарку из Европейской России и вывозимые с неё в Европейскую Россию, должны были согласно закону, проходить через Лялинский караул и Верхотурскую таможню, через нее шла вся торговля Европейской России с Сибирью. Велика роль Верхотурья как важного транзитного пункта и во всей последующей колонизации Зауралья. Наиболее массовым «контингентом» проходившим по Бабиновской дороге в XVII – первой половине XVIII века были обедневшие крестьяне северных уездов России, разоренных шведскими и польскими интервентами. Нещадная эксплуатация вынуждала русских крестьян покидать насиженные места и отправляться к далекому Камню. В связи с разрешенным правительством переселением, в поисках лучшей жизни, «с Руси» на Урал устремлялись крестьяне, служилые люди, служители церкви, торговцы. Купцам правительство предоставляло льготы в ведении торговли. Таким образом, Бабиновская дорога на двести лет стала единственным маршрутом, соединявшим Европу с Азией. По ней через Уральские горы, тайгу и реки везли царские указы, денежную казну, проезжали посольские делегации, почтовые кареты и научные экспедиции. Тысячи русских крестьян, заселявших Прикамье, прошли этим путем в поисках свободных, пригодных для жизни земель. Там, где раньше лишь изредка проходили манси – охотники, поселились русские люди, выросли деревни на расстоянии не более дневного перехода (18 – 20 км) одна от другой. Раскорчевали площади под огороды и пашни, построили постоялые дворы. Новая дорога значительно сократила время пути. Надежная, сухопутная, прямая дорога в Сибирь в конце XVI века стала просто необходимостью. Недаром ее строительство и дальнейшее обустройство было прописано в специальных указах русских царей Федора Иоанновича, Бориса Годунова, Михаила Федоровича.
1.3.Бабиновская дорога
Государева Дорога («Бабиновская») – одно из удивительнейших явлений эпохи Великих географических открытий (XVII-XVIIIвв.), воссоединившая в единое целое Святую Православную Русь и обширнейшие пространства Сибири, Арктики, Дальнего Востока и Америки.
Первая дорога, имеющая в то время официально – государственный статус.
11 января 1598 года – исторически зафиксированная дата начала эксплуатации первого сухопутного тракта, ведущего из европейской части Московского царства в его новую – сибирскую часть.
Начиналась в Москве. Проходила через Ярославль, Вологду, Тотьму, Великий Устюг, Лальск, Кайгород, Соликамск, Верхотурье – первую историческую столицу Урала, Ирбит, Туринск, Тюмень.
Заканчивалась в столице Сибири того времени – Тобольске. Укладывалась всего в 273 версты вместо прежних долгих и трудных путей по рекам. Благодаря этому пути за сравнительно короткий, - столетний - исторический период, была заселена Сибирь и Дальний Восток, установилась торговля с Китаем и Индией, перманентно осваивались Русский Север и Америка.
«Бабиновская дорога» или «Чрезкаменный путь» наиболее труднопроходимый и ответственный участок транс – континентальной Государевой дороги.
Легендарная дорога, проложенная по Указу, последнего из Рюриковичей, царя Федора, через Уральские горы в 1597 – 1598 г. под руководством землепроходца и дорожного строителя Артемия Бабинова, стала более чем на полтора века, вплоть до утверждения 1763г. в качестве официального Сибирского тракта, проходившего через Екатеринбург, главной магистралью, связывавшей Европейскую Россию с Сибирью.
С 1598 года, со времени постройки города Верхотурья, и по 1763 год, когда был открыт сибирско-московский тракт на Екатеринбург, Бабиновская дорога именовалась официальным путем в Сибирь. Отчего таможенному городу Верхотурью на реке – Туре Слава да богатство. Многие исторические личности проследовали по ней, кто судьбой ссыльных, кто по особому царскому поручению.
В начале семнадцатого столетия прошел «чрез каменным путем» необычный Странник. Скромность и простота одежд его не могли сокрыть высокого достоинства, а взгляд выдавал просвещенный ум и умение сострадать. Святой Праведный Симеон Верхотурский Чудотворец Небесный покровитель Урала и Сибири. Духовный подвиг «не стяжателя мирских благ» Верхотурского Чудотворца для многих поколений будет путеводной звездой. А Образ Уральского Святого в веках останется надежной Духовной защитой и Священным оберегом Урала и Сибири. По Бабиновской перемещались не только пассажиры и грузы, но и.. представители известных фамилии. Дорога жила, пульсировала. Люди, встречаясь на ней, знакомились, а то и роднились, гостили в деревнях, оседали на новом месте. В 1733 году по Бабиновской дороге проследовала научная экспедиция, возглавляемая Витусом Берингом. В ее состав входили академик астроном Людовик Кройтер, натуралист Иоганн Гмелин, историк Герард Миллер и пять студентов, в числе которых - Степан Крашенинников, будущий исследователь Камчатки. Наиболее подробное описание Бабиновской дороги оставил академик Иван Лепехин, одолевший уральские перевалы в 1771 году. Годом раньше в этих местах побывал естествоиспытатель, географ и путешественник, член Санкт-Петербургской Академии наук Петр Паллас. Ныне исторический путь через Уральские горы почти забыт. Значение широтного сухопутного хода - Бабиновской дороги: Устройство дороги было одним из самых масштабных строительным проектов своего времени. Отсутствие технологий в дорожном строительстве России 17 века, использование тяжелого ручного труда, не помешали в кратчайшие сроки справится с задачей строительства дороги. Прокладка и поддержание её в хорошем состоянии требовало постоянных усилий большого количества людей. Как будет выглядеть Урал в XXI века? Удастся ли вернуть завоеванный авторитет «опорному краю державы», и для этого у нас есть славная героическая история. Поколения сменяют друг друга, а трудовой подвиг первых уральцев , опыт «успешного социального проектирования» по достоинству оценят потомки – это закон истории. Посёлок Павда, судьба которого связана с Бабиновской дорогой и по сей день живёт и здравствует. В историю Урала Павда вошла как «Жемчужина» Бабиновской дороги.
1.4. Промышленное освоение стало основой второго этапа в формировании населения этого региона.
Бурное развитие металлургической промышленности на Урале в первой половине XVIII века не оставило в стороне и северную территорию.
В 1757 году верхотурский купец Походяшин подает в Канцелярию Главного заводов правления доношение, в котором просит разрешения построить завод на реке Колонге. За десять лет были построены три завода: Петропавловский, Богословский, Николае-Павдинский (совместно с тульским купцом Ливинцовым), открыты Туринские рудники. Максим Походяшин - Заводовладелец в кафтане, основал самые северные заводы на Урале — Богословские. В 1758 году — Петропавловский. В 1760 году — железоделательный и медеплавильный Николо-Павдинский. Казенные заводы вблизи строгановской уральской столицы Новое Усолье, деревни Западного Урала – Лялинский медеплавильный завод и Николае – Павдинский в поселке Павда, являлись основными производителями меди, железа и железных изделий. Медь выплавлялась для Москвы, а железо – для своего хозяйства и дальнейшего освоения Урала и Сибири. Завод был расположен по близости к реке Павде и Павдинскому камню. Переселенцы из Сибирской, Казанской и Архангельской губерний оставались на заводе в качестве рабочих «вольно поселившихся». Заводы Походяшина на Северном Урале до 1767 г. строились и работали в первые годы на вольнонаемном труде.
По данным 1766 г., Николо-Павдинский завод был целиком укомплектован наемными работниками, что позволяет сделать выводы о развитии капиталистических отношений на горнозаводском Урале в первой половине XVIII века, наряду с развитием капитализма в Европе.
Завод дает рабочие места, особенно, когда наблюдается высокая рождаемость при ограниченных сельхозугодиях. Кроме того, именно развитие крестьянской металлургии до начала массового строительства крупных заводов в XVIII веке является особенностью Урала. Русская крестьянская колонизация дала толчок к дальнейшему развитию металлургии, существовавшей на Урале тысячелетия.
Известный горный инженер Н.Штейнфельд высказал свое мнение о роли уральской экономики в жизни России: «В течение двухсот лет вся Россия пахала и жала, ковала и рубила изделиями уральских заводов. Она носила на груди кресты из уральской меди, ездила на уральских осях, стреляла из ружей и пушек уральского металла, пекла блины на уральских сковородках, бренчала уральскими пятаками в кармане.
1. 5. Экономика Урала во второй половине XIX века. Пореформенное время. Реформа 1861года. Использование ископаемых богатств, добываемых на Урале: Золото – добыча к концу века удвоилась. Не обошла «золотая лихорадка» и Павду. В окрестностях посёлка были открыты россыпные месторождения золота и платины. Возросший спрос европейской промышленности, особенно химической и электротехнической, на платину привел к тому, что Урал, располагавший чуть ли не единственным в мире месторождением этого металла, стал давать в два с лишним раза больше платины в год, чем накануне реформы. Пик добычи золота пришёлся на 1915—1917 годы, в то время увеличивается население. В посёлке начали строить двухэтажные дома. После спада добычи некоторые дома так и остались недостроенными и до сих пор в них используются только первые этажи. Как свидетельствуют семейные воспоминания, Павда жила не бедно. Но самородки здесь с неба не падали. Источником благополучия всегда был труд в поте лица: на приисках, в артелях, также был распространен индивидуальный старательский промысел. Добытое золото сдавали государству в обмен на боны. На боны можно было отовариться в «лавке» - продуктами и дефицитными товарами.
1.6. История развития лесозаготовительных предприятий (леспромхозов) на Среднем Урале Промышленное освоение лесов бассейна Ляли относится к началу XX века и связано с именем астраханского рыбопромышленника К.П. Воробьева, выкупившего у казны Николае – Павдинский горный округ. Построенные им в 1904 году лесопильные заводы на реке Ляля (пос. Старая Ляля), узкоколейная железная дорога от лесозаводов до железнодорожной станции Выя и ввод в действие Богословской железной дороги, вовлекли в эксплуатацию богатейшие запасы хвойных лесов и обеспечили рост заготовки древесины, её переработки и сбыта. На заготовке работали местные жители, рабочие лесных поселков Павда, Старая Ляля, Юрты, Караул и т. д....1934 год – организовано современное предприятие Новолялинский леспромхоз – пополняется рабочими кадрами. Постоянные рабочие и спецпереселенцы обеспечивали лишь четвертую часть выполнения годового задания, остальные 75% приходилось на вербованных. В окрестностях Павды были организовано несколько поселений для спецпереселенцев (репатриированных немцев) - поселок Байковка, Елва, Шора. Постепенно поселения прекратили свое существование, спецпереселенцев освободили в результате амнистии 1953 года. 1950 год – прибывает 250 семей из республики Мордовия, и других областей центральной России. 1.6.Страницы Истории поселка Павда.
Павда входит в состав Новолялинского городского округа Территория — 6 220,40 км2. Население — 23,00 тыс. жителей. Административный центр – город Новая Ляля. Павда основана в 1599 году, сначала это была застава, ямская станция – государево заведение на государевой дороге. Поселок Павда был центром Николае - Павдинской волости, входившей в Верхотурский уезд. В1919году уезд вошел в состав Екатеринбургской губернии, был образован Павдинский сельсовет. В 1923году Павда – центр вновь образованного Кытлымского района. При ликвидации окружного деления в1930году район вошел в уральскую область, в1931году вошел в состав Нижнетуринского района, который преобразован в Исовской район. В1948году в поселок Павда получил статус рабочего поселка с образованием Павдинского поссовета. В1959году Павдинский поссовет был переведен в Новолялинский район. С 2004года поселок Павда снова стал сельским населенным пунктом. Немного статистических данных. Расположение поселка - на реке Павда, близ её впадения в р. Ляля (бассейн Оби), в 110 км к С.-3. от ж.-д. Станции Ляля (на линии Нижний Тагил — Серов, Свердловская область). Его географические координаты 59?1501"с.ш., 59?3030" в. д. Климат - континентальный, что сказывается в более резких сменах температур. Население – 480 чел., в т.ч. рабочие – 144 чел., пенсионеры – 216 человек. Население Павдинской и Старолялинской территорий примерно 1000 тыс. человек. В верховьях Павды – гора Павдинский Камень, по-мансийски Пауто-Нёр – «Павдинский Урал». Употребление топонима Павдинский камень в столь широком значение возможно связано с тем, что недалеко от горы в 17веке проходил важнейший путь через Урал – Бабиновская дорога - Соликамск – Верхотурье. Бабиновская дорога стала, можно сказать, судьбой нашего поселка. Сначала здесь была только ямская станция – государево заведение на государственной дороге. Потом, почти два века спустя, возник завод. Он просуществовал чуть более столетия. Многие поселения давно утратили свое былое значение, а некоторые из них даже оказались стертыми с лица земли. Однако, и в наши дни, в культурно-историческом наследии России, некоторые продолжают выполнять роль своеобразных «культурных магистралей», несущих в себе следы жизни давно минувших эпох. Таким местом является поселок Павда. Для четырехсотлетней истории Павды завод – лишь эпизод, а дорога – сама вечность. Многие десятилетия павдинцы встречали и провожали обозы. Из – за хребта, по дороге везли хлеб, а на запад – рыбу и «мягкую рухлядь». Бабиновская дорога - это объект не поселкового, не районного и даже не областного значения. Это достояние отечественной истории, важный рычаг собирания российских земель. Хозяйственное значение дороги сейчас утрачено. Нельзя, чтобы она вообще ушла в небытие. - В туристском паспорте Новолялинского городского округа Бабиновская дорога занимает достойное место. Это часть Бабиновской дороги вдоль реки Ляли до Павды. В нашем посёлке можно сходить в краеведческий музей, осмотреть место бывшего металлургического завода. Увидеть, как сохранил свой исторический первозданный облик старинный уральский посёлок.
Наш посёлок раскинулся среди живописных горных, лесных и водных ландшафтов. Павда - перекрёсток, даже узел дорог. Бывшая улица Сталина, ныне Ломоносова, пересекая улицу Революционную (в прошлом Могильную) выходит - за околицей бывший Соликамский тракт. Немного севернее уходит путь на старинный приисковый посёлок Кытлым. На востоке разветвляются пути на две Ляли - Старую и Новую. Павда - самый крупный населенный пункт (в сторону Верхотурья) исторической Бабиновской дороги. В современной инфраструктуре дороги и их состояние играет важную роль, поэтому заброшенные дороги утрачивают свое значение в экономике края, но остаются духовными магистралями между поколениями. Жизнь, некогда бившая ключом на дорогах, затихает и они, как живые свидетели вечности, памятники истории – могут помочь туристам, геологам, краеведам, готовым к деятельности в экстремальных условиях, примером служит Бабиновская дорога, ставшая культурно - духовной магистралью для современников. 2.1.Особенности географического положения Павды Самые высокие вершины Среднего Урала находятся ближе к границе с Северным Уралом: - В Пермском крае: гора Ослянка – 1119м, хребет Басеги с вершиной Средний Басег – 994м и - В Свердловской области - Павдинский камень – 941 м, находится в 15 км от Павды. Одно из красивейших мест Уральских гор – Павдинский Камень. С вершины Камня открывается захватывающий вид на окрестности. - Граница между двумя частями света Европой и Азией (проходит в сорока километрах от Павды). - На западе Свердловская область граничит с Пермским краем, административная граница между субъектами РФ проходит по павдинской территории. Ближайший населенный пункт этого края – поселок Усьва в 30км от Павды. - Павдинский камень является естественной границей между Средним и Северным Уралом.
Таким образом, уникальное географическое положение Павды, историческая связь с Бабиновской дорогой, восстановление достопримечательностей в поселке (Павдинский пруд), строительство еще одной базы отдыха, быстро развивающийся сельский экологический туризм, делают Павду и её окрестности привлекательной и перспективной для развития туризма, а это большой прорыв для Павды.
Через Павдинскую территорию проложены газ трассы – Уренгой – Помары – Ужгород; Ямбург – Тула - 1; Ямбург – Тула – 2; объединены в Елецкую газопроводную систему.
Своей историей, своими устоями, своими людьми, Павда пока прочно стоит на земле.
В Павде есть все условия для активного отдыха: чистый лесной воздух и вода, горные тропы (с инструкторским сопровождением) богатейшие дары леса - в урожайные годы в лесах полно черники и брусники, на болотах - клюквы.
Утвержденные правительством Свердловской области - Особо охраняемые природные территории, расположенные на территории Муниципального образования - Новолялинский район:
Павдинский естественный горный кедровник.
Озеро «Спайское» - Гидрологический и ботанический памятник природы.
Павдинское лесничество - в окрестностях п. Павда.
2.2. Поселок Павда является объектом историко – культурного достояния Государевой Бабиновской дороги.
В таёжных лесах вокруг Павды ещё достаточно много – кедровников.
В общении с природой человек понимает, сколько сил и вдохновения дает природа. Леса, которые не обойти, море ягод и грибов, рыбалка в тишине, без посторонних глаз, все это приносит много радости.
Главное богатство окрестностей Павды – уникальная природа и люди. Благодаря ей крепко держится наш поселок четыре столетия. Из поколения в поколение передается любовь к нашей неповторимой павдинской природе, и благодаря этому живут и трудятся в нашем поселке знаменитые трудовые династии. У нас достаточно молодежи и детей, есть общеобразовательная школа, детский сад, ДК. На летнее время значительно увеличивается население нашего поселка, а именно, имеет место гостевой туризм. Очевидцы, хоть раз побывавшие в Павде, никогда не забудут царящую здесь атмосферу спокойствия и гармонии окружающей природной среды.
Богатая история, неповторимая природа, гостеприимство жителей, эти достоинства Павды – лучше любой рекламы для туристов и гостей, в этом Вы убедитесь, когда посетите Павду. Павда – одно из удивительных мест.
Добро пожаловать в Павду!
1. Павда связана транспортным сообщением с магистралью Екатеринбург – Серов, имеются несколько продуктовых магазинов, медпункт, средняя общеобразовательная школа, СДК, база активного отдыха «Таёжная рось».
2012 год, сентябрь – начаты восстановительные работы, а точнее строительство новой плотины на реке Павда.
Разработаны семь тематических проектов они входят в «Серебряное кольцо Урала», которые активно продвигаются на российский уровень.
Один из них - «Симеонова тропа». «Симеонова тропа» - паломническая рекреационная туристская зона «Верхотурье – духовный центр Урала». Павда связана с Верхотурьем географической и исторической нитью «Бабиновской дорогой», Без прошлого нет настоящего, без знания родной истории и географии не может развиваться духовная жизнь общества. Жители Павды, поистине ценят и гордятся богатой историей своей Малой Родины. Туристические маршруты, проходящие через Павду достойны этого «серебряного» списка.
Наряду с развитием крупных проектов, а точнее их частью, должны стать сельские маршруты. Достоинство этих маршрутов в том, что они проходят в экологически чистой зоне, порой не затронутой цивилизацией.
Уникальная природа, дает возможность развивать одно из наиболее ценных направлений – оздоровительный туризм, мощными факторами здесь выступают – естественные природные, горно - таежные ландшафты (ландшафт терапия), чистый лесной горный воздух и природные воды.
Особым спросом у гостей из города пользуется «тишина окружающей среды». Отсутствие городского шума и суеты, творят чудеса - заставляют забыть о будничных делах и заботах, создают приподнятое настроение, раскрепощают нервную систему. Такое переключение необходимо людям не только творческого, умственного, но и физического труда.
Туризм
Объекты въездного туризм.
N | Наименование | Категория |
1 | Объект для осмотра в п.Павда | |
2 | Объект экологического туризма в п.Павда | |
3 | Объект экологического туризма в п.Павда | |
4 | Объект экологического туризма в п.Павда | |
5 | Объект для осмотра в п.Лобва | |
6 | Объект экологического туризма в п.Павда | |
7 | Объект экологического туризма в п.Павда | |
8 | Объект для осмотра в п.Лобва | |
9 | Объект для осмотра в г.Новая Ляля | |
10 | Здание бывшей конторы заводоуправления медеплавильного и чугуноплавильного завода (19-20 века) | Объект для осмотра в п.Павда |
Заключение Формирование населения - это сложный длительный исторический процесс. За четырехсотлетний период формирования населения в зоне Бабиновской дороги были разные времена - периоды своего «расцвета» и «упадка». Население отличается низкой плотностью размещения, что характерно для сельской местности. Исторические события влияют на количественный и качественный состав населения.
Верхотурского уезд, в состав которого входила Николае – Павдинская волость насчитывал до 9000 тысяч человек.
Современный Новолялинский район, в состав которого входит Павдинская территория, учитывая перепись 2010года, насчитывает около 20 тысяч жителей. В том, что современное население – потомки переселенцев из северных, центральных и южных губерний России - нет сомнений. В Исторической судьбе России отражены тысячи, миллионы судеб «её детей, мужей и стариков. Роль, которую уготовила судьба первым и последующим переселенцам – быть первопроходцами. Нести свой язык, культуру, знания на неосвоенные места. Переселенцы открыли новые страницы истории России и Урала. Первопроходцем всегда быть почетно, поэтому им в истории отведено особое место, в этом и заключается историческое значение расширения границ государства Российского и роль первопроходцев в освоении новых территорий государства Российского. Своим исследованием, я пыталась это подтвердить. Категории населения, которые участвовали в добровольных миграциях, переселялись из Центральных губерний на Урал и в Зауралье были самыми разными: Крестьяне, служилые люди, посадские, иностранцы, охрана обозов и различных персон – стрельцы, политзаключенные – ссыльные. Немцы, литовцы, крымские татары, украинцы, пострадавшие от насильственных миграций.
Состав современного населения - сложный, многонациональный, как и на всем Урале. Предпосылками к процессам формирования населения в нашем крае можно считать Историческое развитие государства в целом, а также всевозможное освоение края.
Таким образом, изучив краеведческую литературу, совершив путешествие (по карте), по дорогам наших предков, я с уверенностью заявляю, что наши предки и современное население имеют тесную генеалогическую связь поколений. Состав населения Новолялинского района сложный многонациональный, а это историческая особенность нашего Великого русского народа. Я опровергаю раннее выдвинутую гипотезу, о формировании населения и причастности к этому каторжан.
Если мы будем, с уважением относится к своей истории, языку, культуре, исторической памяти, мы будем сильны и непобедимы!
Приложение №1
Словарь, используемых терминов в проекте
1.Топонимы – географические названия – обычно старше нас. Есть среди них современники Ермака и Александра Невского, у других еще более почтенный возраст. Многое, очень многое могут рассказать топонимы о жизни наших предков. Географические названия – это и наше настоящее. Нет имени у места – и человек уже не чувствует себя его хозяином. В каждом новом имени по – своему отражена наша эпоха. Географические названия – это и наше будущее. Они могут надолго пережить нас – на века и даже тысячелетия. Зеркало нашей истории и нашей жизни – вот что такое топонимия. Это слова – индикаторы, географические термины. Люди называют многое – и реки, и горы, и поля, и леса и даже отдельные деревья в поле. Велик Урал, и необыкновенно пестра и сложна его топонимия. Русские, Коми, ненцы, обские Угры – манси и ханты, тюрские народы – башкиры и татары создавали её в течение многих столетий. Поможет нам разобраться в этом смешении народов и языков, увековеченных на географических картах – Словарь географических названий Урала. «Язык земли» интересует многих – языковедов и историков, географов и топографов, краеведов и туристов и вообще всех, кому дорог родной край. 2. Дорога от Соликамска до Верхотурья, протянувшаяся на 263 версты, обслуживалась уральскими ямщиками. По данным И.Я.Кривощекова, в первые годы ямскую повинность, наряду с уплатой ясака пушниной, возложили на местных манси, но для них это занятие было обременительно. В 1959 году 30 лялинских манси во главе с Нергием Камыкичевым жаловались царю Борису Годунову на притеснения со стороны воеводы и служилых людей и просили освободить их от ямской повинности. Учитывая то, что манси с исчезновением подножного корма принимались резать и съедать лошадей, а потому передвижение по дороге зимой фактически прекращалось, правительство Годунова в 1600 году приняло решение передать ямскую гоньбу по сибирской дороге в руки русских ямщиков – «ямских охотников», добровольно приходивших на эту службу из разных областей Европейской России. Верхотурские ямщики – особое сословие на Бабиновской дороге. 3. Своим названием река Ляля также обязана манси. В мансийском языке есть слово ляль – «противник», «враг». В родственном ему хантыйском языке ляль – «война». Мансийское я - «река», поэтому структура названия понятна, но смысл его загадочен. Но есть еще один путь: в «Кратком описании о народе остяцком» Григория Новицкого (1715г.) упоминается некий вогулич Ляля. Не исключено, что в основе гидронима просто древнее мансийское имя. 4. В Северном Прикамье господствуют Коми – пермяцкие названия рек ( гидронимы) на ва : Косьва, Колва, Кушва, Сылва, Лозьва, Сосьва,Иньва, Яйва, Язьва, Ёлва . 5. Словарь мансийского языка: Урал – по - мансийски Нер, в переводе каменный скалистый хребет, гора, Урал – камень; Пауто – Нер – Павдинский камень, Марков – камень, Старик – камень, Денежкин – камень, Конжаковский – камень. 6. Урал, Уральские горы - Арал – «хребет, небольшой пригорок» (башкирское); Аралтау – древнее название гор Южного Урала (башкир. Уралыу, татарское уралу – «виться», и «обвиваться», т. е. что «сработала» «народная этимология». Если древнее Оралтова гора и форма Аралтова - результат русского «аканья»; оралу уралу – «опоясываться». 7. Словарь Даля: архангельское «Оленей угнали на Камень», то есть на сибирскую сторону; и тобольское: «Ветер с Камня» - западный ветер. Камень – древнерусское имя Урала. 8. В южной части Урала тюрские топонимы названия озер на куль – «озеро»: Аракуль, Иткуль, Чебаркуль. 9.В «Географическом лексиконе» Ф.А Полунина (1773г) указано, что название реки «от вогулцов взято», которые её Паудья называют. Это позволяет сопоставить гидроним с мансийским пут (в записи 19 века относящейся к западному наречию – поуд) – «котёл» и я- река, т.е. «Котловая река», связано с характером долины Павды, образующей после высокогорных истоков значительное расширение и низину. 10. Ясашная, пос. в Алапаевском р – не Свердл. обл. Раньше в этих же местах была и д. Ясашная, название которой первично. Оно указывало, что жители этой деревни исторически принадлежали к коренному населению, которое платило царскому правительству Ясак – «подать натурой (особенно пушниной)». Отсюда прилагательное Ясачный и терминологические выражения ясачные люди, ясачная деревня. 10. Караульское, село в Новолялинском районе Свердл. обл. Здесь в свое время «был учрежден караул» с таможней для наблюдения за провозом разных предметов торговли в Сибирь и обратно. Названий такого рода на Урале очень много, но не все из них связаны с караульными заставами. Наблюдения за лесными пожарами и многое другое было причиной широкого распространения «караульной» топонимии. Русское слово караул заимствовано из тюрских языков, ср. татарское каравыл, башкирское карауыл, турецкое карагул – « стража», «караул». 11. Репатриация (от лат. - возвращаться на родину), возвращение на родину военнопленных и гражданских лиц, оказавшихся за пределами своей страны в результате войны или эмиграции
12. Демография – (от греч.demos-народ и grapho-пишу) - наука о закономерностях воспроизводства, изучающая его численность, естественный прирост, возрастной и половой состав. 13.Значение слова вербовать по Ефремовой:
Вербовать - 1. Набирать, нанимать на работу кого-л. (обычно на определенный срок, в отдаленные места и т.п.).
2. Набирать людей для несения военной службы, участия в военных действиях и т.п. (по найму или повинности). // Склонять гражданина какого-л. государства к службе в иностранной разведке.
3. разг. Привлекать, склонять к участию в каком-л. деле. // Вовлекать в состав кого-л., чего-Значение слова Вербовать по Ожегову:
Вербовать - Набирать, нанимать, привлекать для каких-нибудь работ, в какую-нибудь организацию [Primo в войс Литература, использованная при создании проекта
1. Лялинское Поречье, деревня Савиново, краеведческое изд. Бессонов М.С., Бессонов С.С., Мосин А.Г. 2009г. 2.История родного края, - Свердловск: Сред. - Урал. Кн. Изд.1985г. Учебное пособие для 7 – 8 кл. автор Г.А. Кулагина. 3.Географические названия Урала, топонимический словарь, Екатеринбург «Сократ» 2008г. автор А.К. Матвеев. 4. Литература Урала, книга д/ чтения в 5 – 8 кл. Сост. М.А. Литовская, Е.К. Созина. – Екатеринбург: изд. Урал, 1997г. 5. Лесозаготовительные предприятия Сред. Урала – Екатеринбург: ИД «Сократ», 2001г. авторы – В.А. Глузман, М.Ф. Маслюков. 6.Путешествуем по Уралу, приложение к серии «Родной Урал» Екатеринбург – 2004г. автор Е. Савенко. 7. География Свердловской обл. учебное пособие д/ осн. И средн. Школы- Екатеринбург: изд «Сократ» 2006г., авторы – В.Г. Капустин, И.Н. Корнев. 8.Исследовательский проект «Царева дорога», сос –ль К.Н. Старцева, ученица 9кл. 2011г. 9. Окружающая среда, контроль и оценка окр. Среды, рекомендации Екатеринбург, 2007г., автор Ю.Л. Мельчаков.
10.Интернетресурсы http://nashural.ru/Goroda_i_sela/pavda.htm http://www.ekmap.ru/firms/taezhnaya-ros-baza-otdyha-1267165677186111 http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E0%E2%E4%E0
Приложение №2
Автобиография М.М. Походяшина
Максим Михайлович Походяшин родился в 1709 году. Происходил из ямщиков. Грамоте обучен не был, но отличался природной смекалкой и предприимчивостью. Незаурядные качества характера позволили Максиму еще в молодости содержать вместе с купцом Власьевским винные откупы в Верхотурском уезде. Винокуренные заводы принесли молодому купцу крупный капитал. Вопроса, куда употребить доходы, у Максима Походяшина не возникало. Он увлекался рудо искательством, видел в развивающемся горном деле неиссякаемые возможности как для себя, так и для государства. К тому же в горном ведомстве у молодого предпринимателя имелось много покровителей, которые и помогли решить все вопросы по постройке медеплавильных заводов.
Историк Н.К. Чупин так отзывался о горнозаводчике: «Нравы этого богача составляли странную смесь самых противоречивых свойств». Судя по архивам Екатеринбургского горного управления, усадьба Походяшина в Верхотурье занимала целый квартал. Огромный деревянный дом из тридцати комнат с роскошной обстановкой. Три других дома — по соседству. Конюшни. Скотный двор... В то же время — это уже характеристика историка П.A. Словцова — «сам одевался, как простолюдин, ходил в кафтане с заплатами, в мужицких портах, в красной рубахе и чарках». С одной стороны, М. М. Походяшин тратил немалые деньги на дорогие подарки различным чиновникам, на частые светские приемы. В его усадьбе перебывало немало сильных мира сибирского, вплоть до генерал-губернатора Д. И. Чечерина. С другой стороны, Походяшин ничего не жалел для дел богоугодных. Раздавал милостыни. Тратил немалые суммы на обучение детей. Украшал храмы и содержал церковные причты. Строил новые церкви, в частности в Петропавловском и Богословском заводах.
Умер верхотурец М.М. Походяшин в 1781 году. А через два года Бабиновская дорога, выведшая в свет не одного Максима Михайловича, передала свою роль Большому Сибирскому тракту.
Захирела «бабиновка». Расступились в стороны те две колеи, на которых прочно существовало Верхотурье. Одна из них по имени Упрочение государственности, - удалилась от Верхотурья, Но осталась другая - Торжество православия. Осталась - и мало-помалу превратилась в хорошо проторенную паломническую тропу.
Приложение №:3
Родословные росписи.
Климатические условия, неблагоприятные для производства товарного хлеба, не привлекали пашенных крестьян к заселению земель по рекам Ляле и Сосьве. Поэтому эти места заселяют те, для кого сельское хозяйство не являлось основным средством к существованию, а было вспомогательным, т.е. только для себя. По переписной книге Л.М. Поскочина 1680г.- это верхотурские стрельцы и посадские люди, а также пашенные крестьяне. Основанные ими деревни имели от одного до четырех дворов. Женщины в переписях 17 века не учитывались. Родословные росписи в словаре А. Мосина: 1665г. – Закладная кабала ясачного вогула Лялинской волости Верхотурского уезда Коры Борискова верхотурскому стрельцу Василию Сергееву сыну Таскину на сенной покос по р. Ляле. 1602г. – Верхотурский пашенный крестьянин(Удимец), занял у верхотурского стрельца Степана Карпова «в кабалу рубль денег». Крестьянин Верхотурского подгородья, Салдинского десятка(1709). Крестьянин Верхотурского подгорья, деревни Злыгостевой при Салде(1719). Крестьянин Подгородной волости был послан рекрутом на строящийся Лялинский медеплавильный завод для «обучения горному и плавильному делу» (4.01. 1724). . Их потомки, проживающие на «землях отцов» считаются коренным русским населением территорий Среднего Урала. Это населенные пункты, образаванные на Бабиновской дороге ныне Новолялинский район – деревня Караульское - история её связана с Лялинским медеплавильным заводом; бывшая деревня Нижнее Бессоново (насчитываладо50дворов колхоз «Красный октябрь», парниковое хозяйство, картофелехранилище, зерноток, коровник); Злыгостево – деревня в5-ти км от Караульского; деревня Савинова; и т. д. Потомственные родовые династии из этих населенных пунктов: род Удинцевых , Бессоновых, Злыгостевых, Таскиных, и т. д., многие из которых проживают на территории Новолялинского района в настоящее время. Приложение№ 4.
Золотодобыча в нашем крае.
Интересный случай рассказал Вячеслав Васильевич Бизяев, уроженец Павды, ныне екатеринбуржец. Так вот бабушка Вячеслава Васильевича Лукерья Хайдукова, будучи ещё девочкой-подростком, работала вместе с отцом Филиппом Ивановичем «на старании» - золото мыли на ручье, вытекающем из озера Благодатного. Отец из залитой водой канавы мокрую породу лопатой вычерпывал, а Луша его повыше, на сухое место перебрасывала.
Попался им золотой самородок величиной чуть ли не с куриное яйцо. Источником благополучия всегда был труд в поте лица: на приисках, в артелях, также был распространен индивидуальный старательский промысел. Добытое золото сдавали государству в обмен на боны. На боны можно было отовариться в «лавке» - продуктами и дефицитными товарами.
Происхождение некоторых фамилий жителей Павды.
Приложение №:5.
1. Взять Анкушиных. Историк из Соликамска Геннадий Бординских в своём исследовании «Соликамские фамилии конца XVI-XVII веков» первыми (по алфавиту) называет Анкушиных и отмечает, что переселились они в Соликамск из пригородной деревни Анкушиной, основанной в 1623 году. «В те времена эта фамилия в других регионах России не встречалась, и её можно считать чисто местной». Во время пешеходного путешествия (иное там сейчас невозможно) по Бабиновской дороге встретились нам Анкушины в Верх-Яйве (Пермский край). Вася Анкушин «на почте служил ямщиком», и его, как водится на Руси, «падерой задуло». А в Павде Анкушиных полно, целый клан. Хранителем местной истории считают Фёдора Георгиевича Анкушина , который, доработав в Ревде до пенсии, вернулся на малую родину и выстроил дом на улице своего детства. Занимается краеведением, много способствовал сохранению памяти о не вернувшихся с войны земляках. Есть у него брат, известный в Павде пчеловод. А у брата сын, директор местной школы. Михаил Петрович водит своих питомцев в походы по родному краю, учит их любить свою землю. Ещё один Анкушин соорудил на таёжной речке плотину, завёл прудок - для охоты, рыбалки. И для красоты.
Это один лишь род. Но не единственный. На людях работящих, умелых, привыкших жить сообразно с природой, и стоит старинный посёлок.
Приложение №:6.
Социологический опрос №1. Нужно ли человеку знать личную и семейную историю, не пора ли восстанавливать хронику событий, родословную, заводить и восстанавливать семейные архивы. Вот, что рассказывает о происхождении своей фамилии, Стольников И.М. – глава администрации Павдинской территории. Фамилия Стольниковы распространена в центральном районе России, в частности в Ярославской области. Возможно и предки наши оттуда, там надо искать корни. В Новолялинском районе, в Свердловской области, люди с такой фамилией встречаются крайне редко. Происхождение фамилии русское, от слова «стольник». Прозвище Стольник относится к числу именований, данных по роду занятий. Первоначально в Древней Руси стольником называли придворного, прислуживающего князьям и царям за столом во время торжественных трапез, а также сопровождающего их в поездках. По назначались на приказные, воеводские, посольские и другие должности. По росписи чинов XVII веке стольники занимали пятое место после бояр, окольничиних, думных дворян и думных дьяков. Стольник, со временем получил фамилию Стольников.
Социологический опрос №2. Считаете ли вы экологические условия проживания в поселке комфортными?
3.Вот, что рассказывает Т. Н. Малкова. Уезжала я к дочери в Волгодонск на четыре года. Так вот, я эти четыре года жизни потеряла. Больше никуда из Павды не поеду. Я каждый день гуляю по дороге в лес, «лес со мной шепчется, разговаривает, лес дышит», и я вдыхаю чистейший лесной воздух. Под ногами скрипит свежий чистый снежок. Самые главные ценности, которые необходимы человеку. Как я устала от города – воздух промышленного центра, которым невозможно дышать. Ноги мои ходили по асфальту, из – за этого я чувствовала тяжесть в ногах. Моя любимая, Павда, никогда больше ей не изменю.
Социологический опрос№3. С какой целью вы переселились из Тамбовской области на Урал, в Павду?
Вот, что рассказывает уроженка Тамбовской области, жительница Павды Стручкова Екатерина Петровна. По объявлению в газете, мы узнали, что требуются рабочие на лесозаготовку. На тамбовщине мы жили в селе, работали в колхозе, зарплата была мала, поэтому муж решил ехать на заработки. Поехали всего 8 семей, с собой везли не только вещи, но и скотину, поэтому пришлось ехать на товарном поезде в течение 2 – х недель. Мы прибыли в Павду в 1952 году. Постепенно все вернулись назад на родину, кроме нас. Мы с мужем прожили несколько десятилетий семейной жизни. Сейчас Екатерина Петровна осталась с двумя внучатами одна, так распорядилась судьба, что из жизни ушли практически все близкие люди. Но не изменила она нашему краю, стала, можно сказать, коренной жительницей. Ведет активный образ жизни – держит натуральное хозяйство и приусадебный участок, поет в ансамбле «Сударушки». А ей 83 года.
Социологический опрос №4. Считаете ли вы экологические условия проживания в нашем поселке комфортными? Вывод: как показал опрос мнения, можно сказать, были едиными. Большинство жителей, а это 85% - пришли к выводу, что экологическая ситуация у нас благополучная, и жить в Павде вполне комфортно. Наш поселок расположен в зоне, удаленной от автомагистралей и промышленных центров.
Чья проталина?
Мальчик и колокольчики ландышей
Барсучья кладовая. Александр Барков
Калитка в сад
Именинный пирог