Очень часто говорят о государственных символах России- флаге, гербе, гимне России, но есть символы неофициальные, но также общепринятые – люди и вещи, культурные и природные ценности, прочно связанные с образом страны.
Цель исследования:
-Узнать как можно больше о неофициальных (народных) символах России.
Цель работы определила следующие задачи:
Вложение | Размер |
---|---|
исследование + презентация | 2.71 МБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 37
Исследовательская работа на тему
«Народные символы России»
Выполнил: Филиппов Артем
Руководитель: Белокрылова Е.В.
г. Хабаровск
Содержание:
Введение
1.Основная часть:
а) матрешка
б) балалайка
в) лапти
2.Заключение.
3.Литература.
Тема исследования:
Что является неофициальными (народными) символами России?
Эту тему я выбрал, потому что очень часто говорят о государственных символах России- флаге, гербе, гимне России, но есть символы неофициальные, но также общепринятые – люди и вещи, культурные и природные ценности, прочно связанные с образом страны.
На уроке окружающего мира, изучая тему «Страны мира» я обратил внимание на то, что любое государство обладает своей символикой, системой знаков, с помощью которых оно обозначает свое присутствие в нашей жизни. Например, Япония - это восходящее солнце, цветущая сакура, икебана, кимоно, Фудзияма, а Англия – это Биг Бен, футбол,
Меня заинтересовало - какая вещь или явление является неофициальным символом России.
Цель моего исследования:
-Узнать как можно больше о неофициальных (народных) символах России.
Цель работы определила следующие задачи:
Гипотеза исследования
Все народные символы России исконно русские.
Методы исследования.
(обратился к одноклассникам и их родителям)
В школе я провел опрос среди взрослых и детей. На вопрос:
«Какая вещь / явление, по Вашему мнению, могла бы стать символом России за ее пределами?»
я получил следующие ответы.:
Взрослые ( 20 опрошенных) и дети ( 24 опрошенных)
Так я начал исследовать интересующую меня тему .
Чтобы изучить тему данной работы я решил найти ответ в книгах , воспользовался энциклопедией, заглянул в Интернет.
Введение.
Символы России… Что это такое? Пожалуй, не найдется в стране такого человека, который бы совсем ничего не ответил бы на этот вопрос. Однако ответы без сомнения будут разные. Большинство людей назовут флаг и герб. Кто-то вспомнит бескрайние просторы – луга, поля («поле, русское поле…»), леса («березы, березы…»), кому-то на ум придут сувениры: матрешки, самовары. Любители русской старины скажут о древнем Московском Кремле, о шапке Мономаха и, конечно же, не забудут и русские архитектурные святыни: Красную площадь, Покровский собор (храм Василия Блаженного), храм Христа Спасителя.
Официальным государственным символом России считается двуглавый орел. Но, как выяснилось, у наших людей свои представления о том, какой неодушевленный предмет, вещь или явление достойны представлять Россию.
В этой работе я не смогу рассказать обо всех неофициальных (народных) символах России. Расскажу только о трех из них, наиболее популярных в разных областях жизни, которые меня заинтересовали:
Матрешка.
По результатам исследования, безоговорочную победу в соревновании символов одержала матрешка. Матрешка считается традиционным русским сувениром, самым популярным среди россиян и иностранных гостей. Матрешка стала одним из всеобъемлющих образов России и символом русского народного искусства.
Общее мнение о матрешке как об исконно русской древней игрушке, к сожалению, только миф. Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу привезенному из Японии.
Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой пять вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.
Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме, а сама игрушка состояла из восьми фигур. Имя «Матрена» тогда было широко распространенным. Отсюда и пошло название – «матрешки».
Первая отечественная матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.
Первые матрешки, которые выпускались артелью "Детское воспитание" хоть и предназначались детям, стоили дорого и пользовались спросом скорее у взрослых.
На конец XIX века пришелся настоящий матрешечный бум. В ответ на неожиданный спрос появились и производители. Уже через несколько лет практически весь Сергиев Посад рисовал матрешек. Именно там оказалось и множество опытных токарей, и отличный материал: береза и липа. Рисовали семейными артелями и старики и дети.
В основном русские матрешки изображали девушек и женщин: в русских сарафанах и платках, с корзинкой, цветами, хлебом-солью и т.п. За границей, особенно в Германии и Франции, российские матрешки оказались особенно популярны, и в начале 20 века начался массовый вывоз матрешек за границу.
Матрешечный бизнес оказался настолько прибыльным, что вскоре появилось еще несколько центров матрешечного дела: в г. Семенове Нижегородской губерниии и с. Полхов-Майдан. Более того, именно тогда стали появляться и первые заграничные подделки. Несколько немецких фирм вытачивали и разрисовывали матрешки, выдавая их за русские.
Что касается количества мест, то самой распространенной и поныне самой популярной является пятиместная матрешка. Однако часто встречаются также матрешки в три- семь- десять- пятнадцать мест. Последнее, кстати, не предел. В 1913 году была выточена 48-ми местная матрешка. Правда, такая кукла большая редкость, её изготовление требует большого мастерства от токаря, а массовый выпуск таких матрешек невозможен.
Процесс изготовления матрешки сложен и требует от ее создателей мастерства, знания традиций, терпения. Дерево, из которого делается заготовка, обязательно срубается зимой, когда в древесине мало сока.
Роспись собственной матрешки - дело трудное, кропотливое, но благодарное, даже если вы будете стремиться просто скопировать существующий образец, непременно получится что-то другое, своё.
Классической темой для росписи матрешек являются цветы. Стоит потренироваться рисовать разнообразные цветы, копируя их, например, с русских подносов, чашек, платков. Однако цветы - лишь одна из возможностей. Элементы орнамента можно придумать самим, а можно поискать в книгах. Ваша матрешка будет единственной в мире.
Сейчас матрешки создают народные мастера разных регионов России. Отличаются они пропорциями нжарной формы, росписью, которая ориентирована на демонстрацию особенностей национальной женской одежды, характерным цветом и деталями костюма.
Каких только матрешек не делали изобретательные умельцы! Например, прозванных «ходилками». Ноги их были обуты в лапти, и они могли передвигаться по наклонной плоскости. Позднее матрешки «прыгнули» на новогодние елки. появились стеклянные, керамические и другие. Наконец, у матрешки появилась родня: Ванька-встанька и Маша-неваляша.
Лапти.
В начале XX века Россию еще нередко называли страной "лапотной", вкладывая в это понятие оттенок примитива и отсталости. Лапти, ставшие своего рода символом, вошедшим во множество пословиц и поговорок, традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно. Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях. Первое упоминание о лаптях встречается в "Повести временных лет" (ХII век).
Когда киевский князь Владимир Святой, прозванный в народе Красное Солнышко, одержал победу над болгарами (985 год), его воевода Добрыня, осмотрев одетых в сапоги пленников, сказал князю: "Эти не захотят быть нашими данниками; пойдем, князь, поищем лучше лапотников". Да и то правда: чуть ли не до начала ХХ века крестьянская Россия была лапотной.
По весне или в начале лета деревенские мужики отправлялись в лес драть липовое лыко - в эту пору оно легко снималось с деревьев. Лыко драли, пока не распустились листья.
На пару лаптей обдирали три молоденьких (4-6 лет) липки. А нужно было лаптей немало - и про свой обиход, и на продажу. "Добрый мужик в худую пору изнашивал в одну неделю не меньше двух пар лаптей. В работу вовлекались семьями - дела хватало и старому, и малому. На большой городской базар сразу привозили подводами по сто тысяч пар лаптей. |
"Самые сноровистые работники успевали за сутки сплести не больше пяти пар лаптей. Легко давались подошва, перед и обушник (бока). А вот запятник дается не каждому: на нем сводятся все лыки и связываются петли - так, чтобы продетые в них оборы не кривили бы лаптя и не трудили ногу в одну сторону.
В народе говорят, что царь Петр все умел делать, до всего дошел сам, а над запятником лаптя задумался и бросил. В Питере тот недоплетенный лапоть хранят и показывают.
Одни лапти плели в пять полос лыка, или строк, - то были пятерики; сплетенные в шесть строк - шестерики и в семь - семерики.
Великорусский лапоть отличался косым плетением лыка; белорусский и украинский - прямым. |
Балалайка.
Балала́йка — русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, от 600—700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка-контрабас) длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII—XIX веках также овальным) деревянным корпусом.
Любопытно уже само название инструмента, типично народное, звучанием слогосочетаний передающее характер игры на нём. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить. Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки — инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного. Звук звонкий, но мягкий.
Корпус склеен из отдельных (6-7) сегментов, головка длинного грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (В XVIII веке две из них жильные; у современных балалаек — нейлоновые или карбоновые). На грифе современной балалайки 16—31 металлических ладов (до конца XIX века — 5—7 навязных ладов).
До сих пор не существует однозначной версии о времени возникновения балалайки. Согласно одним гипотезам, балалайка была придумана на Руси; другим - заимствована у соседних народов (татар или киргизов).
История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Первое письменное упоминание о балалайке относится ко времени правления Петра I (~1688 год). Балалайки того времени сильно различались и по форме и по строю, потому как не было единого стандарта и каждый мастер/музыкант делал инструмент на свой лад (встречались балалайки различной формы: круглые, треугольные, четырехугольные с разным количеством струн − от двух до пяти). Знания о приёмах игры и репертуар передавались от отцов и дедов к сыновьям и внукам в устной форме.
Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и на бутылку водки и даже не подозревали, на каком чудо-инструменте они играют. Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. Но время шло, царь умер и репрессии постепенно прекратились. Балалайка снова зазвучала по всей стране, но опять ненадолго. Время популярности вновь сменилось почти полным забвением до середины XIX века.
Так и потерялась балалайка, только не совсем. Некоторые крестьяне по-прежнему музицировали на трехструнке. И, однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреева поразило особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Для начала сам потихоньку научился играть, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать балалайку. Андреев поехал в Петербург к скрипичному мастеру Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента. Иванов же воспротивился и сказал, что балалайку делать не будет, категорически. Андреев задумался, потом достал старую балалайку, купленную им на ярмарке за тридцать копеек, и виртуозно исполнил одну из народных песен, коих в России огромное количество. Иванов не устоял перед таким натиском и согласился. Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена. Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа он хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу выдавалась балалайка, и, уходя из армии военные забирали инструмент с собой.
Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов
До превращения балалайки в концертный инструмент в конце XIX века Василием Андреевым, каждый исполнитель настраивал инструмент сообраазно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям.
В конце XIX - начале XX веков развитие балалаечного исскуства приводит к созданию большого количества балалаечных кружков, а затем, с реконструкцией домры и гуслей, к созданию национального русского народного оркестра.
Балалайка является достаточно распространённым музыкальным инструментом, который изучается в музыкальных учебных заведениях России. Входит в состав оркестра народных инструментов.
Репертуар: обработки народных песен, классических произведений, авторская музыка. В конце XIX - начале XX веков развитие балалаечного исскуства приводит к созданию большого количества балалаечных кружков, а затем, с реконструкцией домры и гуслей, к созданию национального русского народного оркестра.
В истории балалайки были взлеты и были падения, но она продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры
Балалайка - замечательный инструмент, по-праву носящий звание одного из основных символов русской культуры.
3. Заключение.
Неофициальные символы России – это не только «визитная карточка» нашей страны, говорящая о ее неповторимости, но и своеобразный памятник истории и культуры, отражающий основную направленность развития страны.
Занимаясь исследовательской деятельностью я узнал: историю появления матрешки, лаптей и балалайки, пришедших к нам из прошлого, но сохранивших все тепло , душевность и неповторимость русского народа.
Использованная литература
Упрямый зяблик
Воздух - музыкант
Груз обид
Сказка на ночь про Снеговика
Весенняя сказка