В рамках внедрения ФГОС в классах среднего звена в нашей школе ведется курс экономики с 5 класса. Решение экономических задач на вычисление расходов, доходов семьи привело нас с Мичией к данной теме. Мы с ней написали работу на тему "Бюджет школьника", и Мичия успешно участвовала с ней на НПК районного уровня
Вложение | Размер |
---|---|
rol_deneg_v_formirovanii_dokhodov_i_raskhodov_semi.docx | 101.47 КБ |
НПК «Шаг в будущее»
Секция «Экономика»
Бюджет школьника
Работа ученицы 6 «а» класса
МБОУ «Верхневилюйская СОШ №2 им.М.Т.Егорова»
Семеновой Мичии
Руководитель: Иванова Ирина Семеновна, учитель математики
с. Верхневилюйск, 2013 год
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….3 стр.
Глава 1. Опорные понятия доходов и расходов семьи…………………………..4 стр
Глава 2. Роль денег в формировании доходов и расходов семьи…………….....9 стр
2.1. Решение задач……………………………………………………………...9 стр
2.2. Состав доходов и расходов моей семьи………………………………….10 стр
2.3. Навыки по формированию рационального бюджета школьника……....11 стр
2.4. Примерные рекомендации по планированию рационального бюджета
школьника…………………………………………………………………………..14 стр
Вывод………………………………………………………………………………..16 стр
Использованная литература………………………………………………………..17 стр
Приложение…………………………………………………………………………18 стр
Введение
Актуальность:
Для социальной адаптации учащихся к происходящим быстрым изменениям в жизни необходимо формирование экономической грамотности. От того, насколько мы - школьники научимся сейчас разумно распределять имеющиеся средства, будет зависеть общая потребительская культура.
Цель работы:
Составление бюджета школьника для приобретения экономической культуры
Задачи:
Значимость работы:
Результаты нашего исследования могут применяться как учителями экономики так и учащимися, т.к. работа поможет им приобрести навыки по формированию рационального бюджета школьника
Методы исследования: анкетирование, анализ, сравнение и обобщение результатов.
Глава 1. Опорные понятия доходов и расходов семьи
У человечества есть верный спутник, который сопровождает его уже довольно давно. Этот спутник – деньги. Между тем на самом деле большинство из нас знает о денежном мире крайне мало. И это неудивительно: мир этот представляет собой один из сложнейших экономических механизмов цивилизации. Все его законы ведомы только профессионалам – ученым, банкирам, финансистам. Но чтобы не делать досадных ошибок, некоторое представление о законах денежного мира необходимо иметь каждому.
Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. В живой природе аналогий не найти. За время совместного пути деньги претерпели значительные изменения: от ракушек и выделанных шкурок до золотых и серебряных монет, а затем и современных купюр. Неизменной оставалась их роль всеобщего эквивалента, т.е. на деньги можно было обменять, а проще говоря, купить товары.
У разных народов в разные времена были разные деньги: овцы, коровы, лошади и др. латинское слово «пекунья» (монета) произошла от слова «пекус» (скот). На Руси деньгами были шкуры животных и меха. В южных странах раковины (каури). Добывать их было трудно, поэтому они имели большую ценность. Истории известны так называемые «свиные деньги» – связки раковин, зубов и свиных хвостов. Эти связки достигали 12 метров. У некоторых народов в качестве денег использовались различные продукты питания (чай, какао-бобы, табак, рис, кукуруза, соль). Когда люди научились обрабатывать металлы, появились и металлические деньги (в форме слитков, кусков, песка, пластин). Это были медь, бронза, железо. Лучше всего для роли денег подошли серебро и золото: 1) Это редкие благородные металлы. Чтобы их добыть, требовались большие затраты труда. Поэтому, к примеру, небольшое количество золота можно обменять на целое стадо коров или овец. 2) Их легче хранить и перевозить. 3) Они обладают свойством однородности и различаются только по весу (предложить сравнить две овцы, два быка, две шкуры). 4) Эти металлы обладают свойством сохраняемости (не портятся, не окисляются, не испаряются).
Первоначально золото обращалось в слитках и в виде песка. Слитки и песок взвешивались, их можно было делить. Особенно ценились самородки. Потом стали делать монеты (форма разная) и ставить на них штамп. Слово «монета» произошло от имени римской богини Юноны Монеты (советчицы). Во дворе её храма располагается монетный двор. Самыми древними монетами в мире считаются статеры из электрума царя Гигеса из Лидии (670 г. до н.э.), электрум – сплав из золота и серебра. Их применяли греки, римляне и варварские племена. В каждом древнем государстве выпускались свои монеты. Обычно с изображением царя. В Афинах с одной стороны монеты было изображение города – богини Афины. В древней Руси первые монеты появились при князе Владимире. Они были изготовлены из золота и назывались златниками. Во времена князя Ярослава Мудрого чеканили серебряники из тонкого серебряного кружка весом около 3 граммов.
В 14 веке на Руси началась массовая чеканка монет после победы русских войск над татарами Дмитрием Донским. Это были серебряные пластины неправильной формы с изображением воинов, всадников, князей, животных. Русское слово «деньги» происходят от татарского «таньга».
Первой денежной единицей была гривна. Это кусок серебра весом полфунта (фунт 409,5 г.). Пользоваться им было неудобно и его стали рубить на части. Так, от слова «рубить» появился рубль. Первые рубли чеканили ещё в 9 веке, но основной денежной единицей они стали в 13 веке. Копейка появилась в 1555 году. Царь Иван 4 повелел делать деньги, и на них был изображен он сам на коне и с копьем. От слова «копье» и появилось название копейки. Россия – первая страна, которая ввела десятичную систему исчисления денег, когда денежная единица делится на 100 монет:
1 рубль = 100 копеек
1 доллар = 100 центов
1 франк = 100 сантимов
1 фунт = 100 пенсов
А раньше 1 фунт стерлингов равнялся 20 шиллингам = 240 пенсам.
Названия русских монет:
1 рубль = 100 копеек
1 полтина = 50 копеек
1 гривенник = 10 копеек
1 алтын = 3 копейки
1 деньга = 1/2 копейки
1 полушка = 1/4 копейки.
Чтобы золотые монеты меньше стирались, их стали делать из сплава золота с медью. Это помогало фальшивомонетчикам, которые стали больше добавлять меди.
Во все времена фальшивомонетчики строго карались. Но иногда фальсификацией занимались и сами правители. Золотые монеты вытеснялись медными. Их нужно по весу значительно больше. Так, М.В.Ломоносову за написание оды выдали в награду 2 тысячи медных денег и привезли их ему на нескольких телегах. Чем больше выпускалось медных денег, тем больше они падали в цене. И возникло такое понятие как инфляция, о котором мы поговорим на следующем уроке.
А откуда появились понятия “орел” и “решка”? Со словом орел все понятно. А вот “решка” образовалась от “решетки” - переплетения красиво написанных букв, изображающих царские инициалы.
К сожалению, появление денег сопровождалось появлением и фальшивых денег, в настоящее время широко применяют пластиковые карты.
Будет полезно знать, что на бумажных деньгах скапливается огромное количество бактерий. Поэтому в некоторых странах проводится их обеззараживание (купюры обрабатываются озоном, ультрафиолетом или нагревают до высокой температуры). В Австралии эту проблему решили иначе – еще в 1996 г перешли на банкноты, изготовленные из полимерных материалов.
Назовем источники доходов семьи: заработная плата, социальные выплаты и льготы, доходы от предпринимательской деятельности и ценных бумаг, от сдачи в аренду основных средств и т.д.
Ведь если собственность, которой владеет семья, не может быть использована другими людьми для своих нужд, на ней нельзя ничего заработать. Скажем, пока автомобиль используется для поездок только членов семьи, он доходов не приносит. Не приносит дохода и само вождение этого автомобиля. Но если кто-то попросил довезти привезенные на продажу товары, то за услугу он заплатит. Значит, любой доход представляет собой плату за услугу или факторов производства.
Категории граждан, которые получают фиксированные доходы: пенсионеры, инвалиды, студенты и др. К категории людей, получающих переменные доходы относятся работники производственных отраслей, предприниматели, творческая интеллигенция.
Классификация всех видов семейных доходов в зависимости от того, владение каким фактором производства их приносит:
Факторы производства | Вид приносимых доходов |
труд работника | заработная плата |
труд предпринимателя и капитал фирмы, созданный за счет его собственных средств | прибыль собственника |
Земля (природные ресурсы) | рента |
производственный капитал фирмы | прибыль фирмы (доход ее владельцев) |
денежный капитал | процент |
В большинстве стран мира преобладающим источником семейных доходов выступает заработная плата. Но в странах, где нет ограничений на частную собственность и где сформировалась рыночная или смешанная экономическая система, семьи наряду с заработной платой получают доходы и от владения другими факторами производства. Например, структура дохода американских семей состоит из заработной платы, жалованья и прочих доходов наемных работников (65 %), доходов единоличных владельцев фирм (8%), ренты (о,1%), дивиденда (4%), процентного дохода (12%), трансфертных платежей (11,9%).
Сравним доходы семей россиян в 1982 и 2005 годах:
В структуре доходов российских семей в 1982 году, как в зеркале, отражается общество, в котором человек владел лишь единственным фактором производства – своим трудом. На пороге последнего десятилетия 20 века - 21% граждан обладали имуществом стоимостью от 5-10 тысяч (столько в то время стоил автомобиль “Москвич”, или “Жигули”, либо садовый домик на участке 6 соток). Большим по стоимости имуществом владели 14% населения, а 65% - граждан жили крайне скудно.
То, сколько люди тратят ежегодно, зависит от того, сколько они зарабатывают. Обнаружил это еще в 19 веке немецкий ученый статистик Эрнст Энгель. Его закон гласит, что по доле расходов семьи на питание можно судить об уровне благосостояния различных групп населения одной страны и сравнивать их с благосостоянием граждан разных стран.
Структура расходов семей горожан в %
Страна | Питание | Одежда и обувь | Жилье | Транспорт | Обучение и лечение |
США | 10,0 | 6,5 | 25,5 | 13,5 | 17,5 |
Япония | 15,0 | 6,0 | 24,0 | 10,0 | 15,0 |
Швеция | 16,5 | 7,0 | 30,5 | 19,0 | 3,0 |
Греция | 33,0 | 9,5 | 20,5 | 13,0 | 4,5 |
Португалия | 35,0 | 11,0 | 15.0 | 16,0 | 6,0 |
Россия | 52,0 | 20,0 | 6,5 | 8,0 | 3,5 |
Если исходить из закона Энгеля, то в экономическом развитии по благосостоянию своих граждан лидируют Япония и США. Россия же (с ее 52% расходов на питание) находится на последнем месте среди стран, приведенных в таблице. Столь высокий уровень расходов на питание в США и Канаде и большинстве западноевропейских стран существовал 70-100 лет назад. Соответственно, на столько лет Россия отстала от этих стран в обеспечении благосостояния своих граждан (жилье, наличие автомобиля, проведение отпуска и т.д.)
Известный экономист Ключевский Н.И. говорил: “Простейший способ не нуждаться в деньгах – не получать больше, чем нужно, а проживать меньше, чем можно”
Глава 2. Роль денег в формировании доходов и расходов моей семьи
2.1. Решение задач «Семейный бюджет»
Задача 1:
Перечисленные ниже доходы и расходы раздели на сбалансированный и дефицитный и найди остаток денег при сбалансированном бюджете:
№ | Доходы | Расходы |
1. | 359000 | 387805 |
2. | 372577 | 358572 |
3. | 397508 | 387805 |
4. | 564578 | 564578 |
Ответ: Под №1 – дефицитный бюджет, остальные – сбалансированные.
Под №2 остаток денег – 14005, а под №3 остаток денег – 9703
Задача 2:
Семья Грошевых состоит из папы – инженера, мамы – модельера, сына и дочери – учеников школы. Зарплата мамы – 150 монет, зарплата папы – 200 монет. У Грошевых есть счет в банке, на котором лежит 1 тысяча монет. Каждый месяц Грошевы получают проценты по банковскому вкладу – 50 монет, которые они используют для ведения домашнего хозяйства. На удовлетворение физиологических потребностей Грошевы тратят 50% суммы доходов, а на увлечения и развлечения они тратят 20% суммы всех доходов. Составь бюджет семьи Грошевых. Сколько монет в месяц они могут накопить?
Доходы | Расходы | Остаток |
400 монет | 280 монет | 120 монет |
Ответ:
Задача 3:
Семья Ивановых потратила в мае на питание 6800 рублей, а на приобретение одежды – в четыре раза меньше. Кроме того, на квартирную плату, транспортные расходы и другие текущие расходы ушло 2100 рублей. Какие суммы семья затратила на текущее потребление и накопление, если общий доход семьи составил 13720 рублей?
Ответ: 10600 руб. на потребление; 3120 руб. на накопление
2.2. Состав доходов и расходов моей семьи
Предварительно побеседовав со своими родными, я определила, из чего состоят доходы моей семьи.
Источники дохода семьи | Сумма |
Заработная плата мамы после налогов | 11000 р. |
Социальные выплаты | 11000 р. |
Пенсия дедушки | 16500 р. |
Пенсия бабушки | 8500 р. |
Итого | 47000 р. |
Я рассчитала расходы моей семьи за весенний месяц и заполнила их в таблицу
Питание | Одежда и обувь | Жилье (платежи за свет, газ, связь) | Транспорт (заправка, ремонт автомобиля) | Обучение, лечение | Прочее (непредвиденные расходы) | Развлечения | Сумма |
10000 р | 10000р | 3650р. | 7000р | 1500 р. |
10000р | 3000р. | 45150 р. |
Данные таблицы помогли мне сравнить доходы и расходы нашей семьи в месяц, разумно ли рассчитан бюджет за это время. Я рассчитала остаток денег: 1850 руб. Результаты я обсудила дома со своей семьей. И мы пришли к выводу, что в этот весенний месяц бюджет нашей семьи был сбалансированным, т.е. расходы не превысили доходы. Мы похвалили себя за хоть и малый, но остаток денег. Теперь наша семья будет стремиться, как можно больше экономить деньги, чтобы сделать необходимые накопления. Ведь в разные периоды года бюджет нашей семьи не всегда бывает сбалансированным, а иногда даже бывает дефицитным, т.е. расходы превышают доходы. Поэтому мы решили теперь ежемесячно составлять бюджет семьи, т.е. роспись доходов и расходов. Грамотно составленный бюджет поможет нам выявить соотношения между доходами и расходами в разные периоды. Он позволит проанализировать целесообразность разных видов наших расходов и поможет упорядочить их. Не зря люди составили много пословиц и поговорок, так или иначе связанных с важностью бюджета. Например, «Деньги счет любят», «Кто бюджет считает, тот и деньги получает» и другие.
2.3. Навыки по формированию рационального бюджета школьника
В семейном бюджете особое место занимает бюджет школьника. Я составила свой бюджет школьника за месяц
Статьи | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | Всего |
Платные занятия | Фортепьяно, 2 раза | Фортепьяно, 2 раза | Фортепьяно, 2 раза | Фортепьяно, 2 раза | 1000р. |
Канц. товары |
| Тетради, ручка- 100р. |
| Линейка, фломастер, ластик, карандаш -150р. | 250р. |
Питание в школе | суп-35 | Пирожки -25рб | Пирожное – 30р. | Пирожки -25рб | 115р. |
Игры |
| Интернет игры |
|
| 100р |
Одежда | Кеды на высокой подошве -1000рб | Американка1500р Джинсы 1200рб | Сапоги на каблуках -900рб | Бейсболка -500рб | 5100р. |
Сладости | Петушок-15рб Конфеты-30 | Плитка шоколада «Воздушный»-50рб, «Чупа-чупс» -25рб | Напиток «Кока-кола» 120 maltezers 40рб | Чипсы 100рб Напиток «Milkis» 25рб | 405рб |
Развлечения | Кино 3D «КиноВер»-50 | Кино 3D «КиноВер»-50 | Кино 3D «КиноВер»-50 | Кино 3D «КиноВер»-50 | 200 |
Диски | Мультик- 150 |
|
|
| 150 |
|
|
| Итого: | 7320 |
Мои расходы за выше сказанный весенний месяц составили от общей суммы доходов 15,6% и от общей суммы расходов примерно 16%.
Я решила задать несколько вопросов учащимся нашей школы, чтобы узнать их отношение к деньгам. С моим руководителем мы составили анкету, и я сначала попросила моих одноклассниц заполнить ее. Потом я пошла в параллельный 6 «б» класс – класс мальчиков. В итоге вот что мы получили:
Если сравнить итоги этого анкетирования, то в ответах на первые два вопроса большой разницы не наблюдается. А вот если на вопрос «Планируешь ли ты свои расходы хотя бы на день или неделю?» большинство мальчиков согласились, то в моем классе (в классе девочек) нашлись те, которые затруднились ответить на данный вопрос. Большое разногласие вызвал 4 вопрос: «Как ты думаешь, будет ли экономией семейного бюджета введение школьной формы для школьников?». Если на этот вопрос большинство девочек согласилось, то большая часть мальчиков или ответила «нет», или затруднилась ответить на данный вопрос.
Такое же анкетирование мы решили провести среди выпускников школы и во 2 классе, где учитель начальных классов Иванова Светлана Ивановна проводит занятие по курсу «Экономика». И вот какие результаты мы получили:
Если на первый вопрос «Дают ли тебе родители карманные деньги?» второклассники дали конкретный ответ «Да» или «Нет» (притом, большинство ответило «Да»), то несколько выпускников ответили на этот вопрос «Иногда». Наверное, это связано с ответом на второй вопрос «Имеешь ли ты свой собственный доход (деньги)?». Если на этот вопрос почти все второклассники ответили «Нет», то в классе выпускников нашлись те, которые имеют свой доход или постоянно, или иногда. Я думаю, поэтому родителям нет необходимости давать им карманные деньги. Нас обрадовали ответы на третий вопрос: почти все ответили на этот вопрос «Да», показав этим, что они планируют свои расходы, т.е. не тратят деньги попусту. Большое разногласие вызвал 4 вопрос. Здесь только меньшая часть выпускников согласились с тем, что будет экономия семейного бюджета в связи с введением школьной формы, тогда как большинство второклассников за введение школьной формы.
2.4. Примерные рекомендации по планированию
рационального бюджета школьника
Обладатель одного из самых значительных состояний в мире нефтяной магнат Дж. Рокфеллер вел расходную книжечку с детских лет, утверждая впоследствии, что именно она помогла ему стать богатейшим человеком в США.
Прежде чем приступить к составлению бюджета школьника, следует определить: что можно отнести к личным доходам и расходам, а что нет. Так, деньги, полученные от родителей на карманные расходы, личный заработок, деньги, подаренные родственниками на день рождения, и даже выигрыш в лотерею относят к личным доходам. Но вот зарплата мамы или папы к доходам школьника не относится. К личным расходам школьника относят: деньги, потраченные на бутерброд в школьной столовой, на проездной билет, купленный за карманные деньги, и даже сумму, откладываемую из карманных денег на новые вещи. Вот только деньги, потраченные из семейного бюджета, например, на новый велосипед, в личном бюджете школьника не отражаются.
Здесь мы постараемся дать советы и рассмотреть возможные варианты участия школьников при формировании бюджета семьи.
Советы школьникам:
Рекомендации возможных вариантов участия школьников при формировании бюджета семьи:
Вывод
От того, насколько мы - школьники научимся сейчас разумно распределять имеющиеся средства, будет зависеть общая потребительская культура. Цель составления бюджета школьника — уменьшение незапланированных и ненужных расходов, осознанное планирование будущих покупок, формирование внутренней финансовой дисциплины.
Еще совсем недавно единственным источником доходов школьников были доходы родителей. Сейчас же многие школьники имеют постоянный или разовый заработок. В практике известны случаи, когда школьники зарабатывают немалые суммы не в ущерб учебе.
Я, работая над этой темой, впервые задумалась, сколько денег и на что я трачу в день, в неделю, в месяц. Какую часть мои расходы составляют от общих доходов семьи. Я считаю, что за рассмотренный выше весенний месяц я израсходовала чуть больше денег, чем положено мне, так как наша семья состоит из 6 человек, 4 из которых взрослые люди. В будущем я решила экономить за счет сладостей и развлечений, чтобы общий бюджет семьи улучшился, и мы смогли накопить денег на летний отдых.
Теперь я знаю, что и в моем возрасте можно помочь в организации экономической жизни семьи. Изучив возможные варианты участия школьников в индивидуальной трудовой деятельности, я по-другому стала относиться к родительским деньгам.
Итак, планируя свои расходы сегодня, можно добиться более рационального расходования и экономии средств в будущем.
Я очень рада, что учитель предложила мне работать над данной темой, оказала большую методическую помощь. Мне работа понравилась, полученные знания помогут мне в будущем.
Использованная литература
Сайты в интернете:
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета
Информация для тебя: Обладатель одного из самых значительных состояний в мире нефтяной магнат Дж. Рокфеллер вел расходную книжечку с детских лет, утверждая впоследствии, что именно она помогла ему стать богатейшим человеком в США.
№ | Вопрос | Ответы | ||
Да | Нет | Иногда или затрудняюсь ответить | ||
1 | Дают ли тебе родители карманные деньги? | |||
2 | Имеешь ли ты свой собственный доход (деньги)? | |||
3 | Планируешь ли ты свои расходы хотя бы на день или неделю? | |||
4 | Как ты думаешь, будет ли экономией семейного бюджета введение школьной формы для школьников? | |||
5 | Твои предложения по уменьшению расходов на школьника? |
Итоги анкетирования
№ | 6а Вопрос | Ответы | Всего | ||
Да | Нет | Иногда или затрудняюсь ответить | |||
1 | Дают ли тебе родители карманные деньги? | 8 | 3 | - | 11 |
2 | Имеешь ли ты свой собственный доход (деньги)? | 4 | 7 | - | 11 |
3 | Планируешь ли ты свои расходы хотя бы на день или неделю? | 6 | 3 | 2 | 11 |
4 | Как ты думаешь, будет ли экономией семейного бюджета введение школьной формы для школьников? | 9 | 2 | - | 111 |
№ | 6б Вопрос | Ответы | Всего | ||
Да | Нет | Иногда или затрудняюсь ответить | |||
1 | Дают ли тебе родители карманные деньги? | 6 | 1 |
| 7 |
2 | Имеешь ли ты свой собственный доход (деньги)? | 4 | 2 | 1 | 7 |
3 | Планируешь ли ты свои расходы хотя бы на день или неделю? | 5 | 2 |
| 7 |
4 | Как ты думаешь, будет ли экономией семейного бюджета введение школьной формы для школьников? | 3 | 2 | 2 | 7 |
№ | 2 класс Вопрос | Ответы | Всего | ||
Да | Нет | Иногда или затрудняюсь ответить | |||
1 | Дают ли тебе родители карманные деньги? | 11 | 4 | 15 | |
2 | Имеешь ли ты свой собственный доход (деньги)? | 9 | 6 | 15 | |
3 | Планируешь ли ты свои расходы хотя бы на день или неделю? | 12 | 2 | 1 | 15 |
4 | Как ты думаешь, будет ли экономией семейного бюджета введение школьной формы для школьников? | 9 | 2 | 4 | 15 |
№ | 11 класс Вопрос | Ответы | Всего | ||
Да | Нет | Иногда или затрудняюсь ответить | |||
1 | Дают ли тебе родители карманные деньги? | 9 | 3 | 3 | 15 |
2 | Имеешь ли ты свой собственный доход (деньги)? | 3 | 9 | 3 | 15 |
3 | Планируешь ли ты свои расходы хотя бы на день или неделю? | 11 | 4 | 15 | |
4 | Как ты думаешь, будет ли экономией семейного бюджета введение школьной формы для школьников? | 5 | 3 | 7 | 15 |
Учимся ткать миленький коврик
Мать-и-мачеха
Можно от Солнца уйти...
Яблоко
Карты планет и спутников Солнечной системы