«Смогу ли я сказать «нет»? (проблема курения)»
Вложение | Размер |
---|---|
shamil_rabota.doc | 176 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 78 имени А.С.Пушкина»
ОТКРЫТАЯ Научно-практическая конференция «ЭВРИКА»
Направление (секция): психология
Тема работы
«Смогу ли я сказать «нет»? (проблема курения)»
Шайдуллин Шамиль Рамилевич
МАОУ «Лицей №78 им. А.С.Пушкина», 4-в класс,
город Набережные Челны Республики Татарстан
Научный руководитель: Шайдуллина Ландыш Накиповна,
учитель I квалификационной категории
г. Набережные Челны
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Курить – здоровью вредить…………………………………………………..6
«никотин», «курильщик»………………………………………………..............6
Глава 2. Осведомлён – значит вооружён…………………………………………….11
2.1. Почему начинают курить школьники……...……………………………………11
2.2. Анализ анкетирования учащихся………………………………………………..15
Заключение…………………………………………………………………….............18
Список использованных источников …………………………………………..........19
Приложения……………………………………………………………………………20
Введение
По данным ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения), за весь XX век табакокурение явилось причиной преждевременной смерти 100 миллионов человек по всему миру и в XXI веке эта цифра возрастёт до миллиарда.
С 1 июня 2013 года в России вступил в силу закон, запрещающий табакокурение. В первую очередь, запрещено курение в некоторых общественных местах (транспорт, учреждения культуры и спорта, рабочие места, органы госвласти). [http://ria.ru]
15 октября Госдума приняла закон, устанавливающий штрафы за пропаганду курения, курение в общественных местах и нарушение правил продажи табака. [http:topnews.ru]
Курение табака на запрещенных законом территориях, в помещениях и объектах будет караться штрафом на граждан в размере от 1 тысячи рублей до 1,5 тысячи рублей. Вводится штраф за курение на детских площадках — от 2 тысяч до 3 тысяч рублей. Усиливается ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в процесс курения — от 1 тысячи до 2 тысяч рублей, если же это делают родители, то штраф еще возрастет.
Вводится также норма в закон "О рекламе", которая не допускает рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей.
"Принятый в России закон — один из самых прогрессивных в Европе и мире, он учитывает ошибки, допущенные в других странах, предусматривает все меры, описанные в конвенции ВОЗ. В случае их 100% внедрения это приведет к значительному улучшению здоровья населения и демографической ситуации в России", — сказал РИА Новости соавтор исследования Алексей Котов, сотрудник Международного союза по борьбе с туберкулезом и заболеваниями легких. [http://ria.ru]
Россия занимает седьмое место в мире по числу сигарет, выкуриваемых за год в среднем на душу населения. На конец 2012 года Россия является третьим по величине рынком табака в мире.
Одна из причин столь широкого распространения курения среди подростков и юношей заключается в том, что пример взрослых постоянно у них перед глазами. Они стараются подражать взрослым и снискать одобрение ровесников. Некоторые молодые люди начинают курить из-за давления, оказываемого на них сверстниками. [2, с.1]
Как же подростку противостоять этой вредной привычке, как сказать «нет», даже если на него оказывают давление?
Исходя из выявленной проблемы, мы сформулировали тему нашего исследования: «Смогу ли я сказать «нет»? (проблема курения)».
Объект исследования: табакокурение.
Предмет исследования: психологическая готовность младших школьников противостоять курению.
Цель нашего исследования: изучить готовность младших школьников противостоять курению.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Ознакомиться с терминами «табакокурение», «никотин», «курильщик».
2. Изучить последствия курения.
3. Составить анкету, провести анкетирование.
4. Обработать данные, сделать выводы.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: Младшие школьники МАОУ «Лицей №78 им.А.С.Пушкина» знают о вреде курения и готовы сказать «нет» сигаретам.
В ходе научной работы были использованы следующие методы:
теоретические: анализ литературы по исследуемой проблеме, анализ и синтез полученных данных.
эмпирические: анкетирование, ранжирование полученных результатов.
Данная научная работа относится к теоретическим исследованиям.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем: мы изучили литературу по проблеме курения среди младших школьников и подростков, составили собственную анкету для определения «антитабачного климата» в классе.
Прикладная ценность работы состоит в возможности использования данного исследования и анкеты учителями начальных классов, классными руководителями и психологами на классных часах.
Апробация работы: мы провели анкетирование в 4-в классе МАОУ «Лицей №78 им.А.С.Пушкина» и определили уровень антитабачного настроения в классе.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.
Глава 1. Курить – здоровью вредить
1.1.Понятие терминов «табакокурение», «никотин», «курильщик»
-У Вас не будет спичек?
- У меня не будет ни спичек, ни рака лёгких.
[А.В. Иванов, г.Новочеркасск; http://russlav.ru]
Табакокурение было привезено в Испанию Колумбом после открытия Америки и затем распространилось в Европу и остальной мир через торговлю. Согласно данным ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения), около одной трети взрослого мужского населения мира курят табак.
Курение - вдыхание дыма некоторых тлеющих растительных продуктов (табак, опиум и др.). Курение табака - одна из наиболее распространенных вредных привычек (в Европе с 16 в., в России с 17 в.), отрицательно влияющая на здоровье курильщика и окружающих его людей; способствует развитию болезней сердца, сосудов, желудка, легких. [1, с 67]
Таба́к (лат. Nicotiána) — род многолетних и однолетних растений семейства Паслёновые (Solanaceae). Табак культивируется как наркотическое средство, вызывающее кратковременную эйфорию. Употребление табака в различных видах и различными способами (курение, жевание, нюхание) вызывает зависимость. [http://ru.wikipedia.org]
Табачный дым содержит психоактивные вещества — алкалоид никотин.
Никотин – это сильнодействующий нейротоксин и кардиотоксин, который составляет от 0,3 до 5 % от массы табака в сухом виде. [http://ru.wikipedia.org]
Эффекты воздействия никотина включают временное снятие чувства беспокойства, раздражительности, неспособности сосредоточиться, которые возникают при отказе от его употребления даже на короткий период времени после периода систематического и регулярного употребления. При этом никотин не снимает чувства тревоги, раздражительности у людей, не употреблявших его ранее, то есть у некурящих.
Сигареты и некоторые другие изделия, содержащие табак, являются высокотехнологичными изделиями, разработанными таким образом, чтобы создавать и поддерживать зависимость. На конец 2012 года Россия является третьим по величине рынком табака в мире.
Курильщик — тот, кто курит табак и табачные изделия. [http://ru.wikipedia.org]
Курящий человек медленно разрушает своё здоровье. Но опасным является не только активное, но и пассивное курение. Некурящий человек страдает от вредных паров табачного дыма даже больше, чем курильщик, так как его организм не приспособлен к воздействию ядовитых веществ. Это вызывает раздражение, злость, негодование, желание не общаться с курящими людьми. Многим неприятен запах от одежды курильщиков, возникают конфликты.
Пассивное курение — вдыхание окружающего воздуха с содержащимися в нём продуктами курения табака другими людьми, как правило, в закрытом помещении. [http://ru.wikipedia.org]
Таким образом, пассивный курильщик – это человек, который не курит сам, но вдыхает табачный дым.
Согласно исследованиям учёных-медиков, в моче пассивных курильщиков находили около 6% никотина – столько же, сколько в моче активного курильщика. Считается, что особый вред пассивное курение оказывает на легкие детей и астматиков, также пассивное курение повышает риск развития заболеваний, наступления инвалидности и смерти человека.
В настоящее время существует согласие в научном сообществе относительно вреда пассивного курения, и его вред послужил доводом для введения запретов курения на рабочих местах, в закрытых помещениях.
«Если бы я не курил, я убеждён,
что без страданий прожил бы ещё несколько лет».
[Сергей Боткин, русский врач и учёный]
Во многих развитых странах идет активная борьба с курением.
Вещества, которые содержатся в табаке, оказывают отрицательное влияние на здоровье человека. Помимо них в табаке имеется много веществ, которые добавляют при выращивании, обработке и сборе урожая.
Кроме того, при курении на горящем конце сигареты образуется множество веществ, которые поступают в окружающую среду и вдыхаются как самим курильщиком, так и окружающими. Вот только некоторые из этих веществ: угарный газ, уксусная кислота, сажа (табачный деготь) и др. Их влияние не проходит бесследно для организма.
По словам руководителя Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Гру Харлем Брундтланд, ежегодно от этой вредной привычки умирают 3,4 млн человек. «И если мы ничего не предпримем, к 2030 году каждый год от никотина будут погибать более 10 млн курильщиков в год», — отметила она. [2, с.2]
Научные данные подтверждают, что потребление табака и воздействие табачного дыма являются причиной смерти, болезни и инвалидности.
Табак является второй по значимости причиной смертности в мире. Ежегодно в мире от 3,5 до 5,4 миллионов человек умирают в результате проблем со здоровьем, вызванных курением. В развитых странах (например, в США) продолжительность жизни курильщиков в среднем на 13 лет меньше, по сравнению с некурящими.
В 2012 году журнал The Lancet изучил статистику заболеваний курящих и некурящих женщин Великобритании (1,3 млн исследуемых). Специалисты сделали вывод о том, что курение сокращает жизнь женщины, по меньшей мере, на 10 лет.
Табачный дым – это сильный яд. Он не только подавляет противоопухолевый иммунитет, но и содержит вещества, которые способны напрямую повреждать ДНК клеток, что и ведёт к появлению злокачественных клеток. Поэтому самое страшное последствие курения – это рак различных органов.
Рак лёгких развивается у 17,2 % курящих мужчин и у 11,6 % женщин-курильщиц. Среди некурящих эти показатели выглядят как 1,3 % и 1,4 %, соответственно.
Употребление табака в форме жевания приводит к раку полости рта, включая рак губы, языка, десен, слизистой оболочки щек, твердого и мягкого неба, слюнных желез.
Особенно опасным является курение для женщин, так как здоровье будущего потомства находится в прямой зависимости от здоровья матери. Ядовитые вещества, содержащиеся в табаке, оказывают весьма вредное влияние на развивающийся плод, а потом и на младенца. Беременным женщинам нельзя даже находиться в одной комнате с курящими.
Установлена связь между курением и преждевременными родами, смертью новорожденного. Дети, родившиеся от матерей, которые курили во время беременности, как правило, весят на 180–400 г меньше. Дети от курящих матерей начинают болеть практически с первых дней жизни. У женщин, которые курили во время беременности, чаще рождаются дети с врожденными аномалиями сердца, мозга и лица.
У курильщиков риск смерти от инфаркта миокарда в 2-4 раза выше, чем у некурящих. Курение повышает риск смерти от инсульта в 2-4 раза.
Выкуренная сигарета значительно снижает память, работоспособность, особенно это бывает заметно во время контрольных работ. По многолетним наблюдениям психологов, курят главным образом посредственно занимающиеся ученики, часто отстающие в математике, делающие непростительные ошибки и описки в диктантах и сочинениях.
В результате этого исследования было выяснено, что курильщику легче удаётся отказаться от курения, если бросил курить кто-то из его ближайших друзей или родственников.
Позитивные изменения при отказе от курения:
Имеются данные о заметном улучшении памяти у людей, бросивших курить.
Глава 2. Осведомлён – значит вооружён
2.1. Почему начинают курить подростки
Начинаешь курить, чтобы доказать, что ты мужчина.
Потом пытаешься бросить курить, чтобы доказать, что ты мужчина.
[Жорж Сименон]
В подростковом возрасте уже трудно достучаться до сознания детей, объяснить, что курение – это пагубная привычка. Значит, начинать воспитание негативного отношения к курению надо гораздо раньше – с начальных классов.
С наступлением подросткового возраста риск начала курения резко возрастает. Если в младшем школьном возрасте свыше 95% учеников отрицательно высказываются о курении как подростков, так и взрослых, то с наступлением подросткового возраста картина резко меняется — оказывается, что прежние установки уже не действуют.
В подростковом возрасте взрослые утрачивают свое влияние и все большую значимость приобретает общение со сверстниками. Это связано с тем, что подросток, с одной стороны, озабочен поиском своего стиля поведения, а с другой — не хочет ни в чем отставать от членов своего коллектива. Именно поэтому учащаются попытки курения и оно приобретает характер эпидемии, которая может охватить коллектив класса. В этом случае мнение взрослых остается чем-то внешним, посторонним, лежащим по ту сторону баррикад.
Представление подростков о курении существенно отличается от такового у младших школьников — они уже знакомы со многими курящими сверстниками, а не только курящими взрослыми.
Профилактика курения в младшем школьном возрасте особенно необходима и должна проводиться с учетом возрастных психологических особенностей.
Особенности поведения младших школьников (9—11 лет)
Курение в младшем школьном возрасте встречается в единичных случаях, поэтому и семье, и школе важно не опоздать с помощью. При этом необходимо различать два вида раннего курения — "игру", основанную на любопытстве, подражании взрослым, случайном нерегулярном экспериментировании, и раннее начало курения, связанное с педагогической запущенностью ребенка и его вовлеченностью в компанию старших курящих подростков.
Таким образом, если первый вид курения является прямым объектом профилактической работы, то второй помимо этого должен дополняться психологической и педагогической коррекцией поведения ребенка.
Проведение профилактики курения среди детей младшего школьного возраста, традиционно основанной на разъяснении вредных последствий курения для организма, затрудняется отсутствием у детей этого возраста базисных знаний из области анатомии и физиологии человека, и поэтому у них складывается абстрактное, личностно незначимое отношение к курению. Это обусловливает определенные требования к ранней профилактике курения. Так, чтобы сообщить детям о вредном воздействии табачного дыма на дыхательную систему человека, необходимо в образной и доступной форме объяснить, как функционирует эта система и почему ее нужно беречь.
Нередко в беседе о курении дети спрашивают, почему взрослые курят, если это вредно, и почему продают сигареты, если все знают об их вредном воздействии. В этом случае нужно сообщить детям, что курение входит в привычку, от которой бывает очень трудно избавиться. Курящие, взрослые знают о вреде курения и чаще всего хотели бы бросить курить, но уже не могут сделать этого без специальной помощи. Иными словами, сигарета вызывает привыкание и лучше вовсе не начинать курить.
Важно подчеркнуть, что именно факт привыкания к табаку очень мало осознается юными курильщиками. У них существует иллюзия, будто от курения можно отказаться в любой момент, что человек курит потому, что ему это нравится, а не потому, что уже не может обойтись без сигареты.
Особое внимание нужно уделить работе с родителями, так как они по-прежнему оказывают значительное влияние на формирование привычек ребенка, его жизненных установок и будущего стиля жизни. Однако 80% курящих родителей считают, что их дети не будут курить, в то время как статистика говорит об обратном - большинство курильщиков выросли в семьях, где отец или мать курили. [ www.ko.m-sk.ru]
Результаты одного исследования показали, что даже в тех случаях, когда родители не курили, большое влияние на приобщение молодых людей к этой вредной привычке оказывали курящие друзья. Это очень часто проявляется в ранней юности и особенно характерно для мальчиков, которые начинают курить под воздействием механизма взаимного подражания. Подростки, которые первыми приобретают "взрослые" манеры, вызывают всеобщее восхищение, а тех, кто не курит, считают "цыплятами".
Исследования показали, что влияние сверстниц на девочек бывает столь сильным, что, начав курить, они бросают это пагубное занятие не так часто, как мальчики.
Раннее приобщение к курению связано с потребностью некоторых подростков приобрести больше уверенности в себе и завоевать более высокий статус в глазах ровесников. Часто подростки начинают курить, желая компенсировать этим отставание от своих сверстников в учебе, незадействованность во внеклассной работе или удовлетворяя иные эгоистические интересы.
Девочки делают это, чтобы выразить свой протест и продемонстрировать независимость. Дети из семей малообеспеченных родителей начинают курить раньше, чем дети из семей среднеобеспеченных, главным образом для того, чтобы приобрести больший вес в глазах сверстников.
Курение вредит молодому организму, но особенно пагубно оно сказывается на девушках. Об этом можно судить и по внешним приметам. У многих, даже умеренно курящих, девушек довольно быстро "садится голос", приобретая характерную сипловатость. Меняется цвет лица: оно становится с сероватым оттенком, кожа делается менее эластичной, на ней появляются мелкие морщинки -все это сигналы ухудшения кровоснабжения и питания тканей, в частности кожи. Дело в том, что нервная и сосудистая системы женщины особенно чувствительны к ядам.
2.2. Анализ анкетирования учащихся
Не жалуйся на здоровье с сигаретой в зубах.
[Розбицкая Наталья; http://www.inpearls.ru]
Цель нашего исследования - изучить готовность младших школьников противостоять курению. С этой целью мы провели анкетирование в 4-в классе Лицея №78. Образец анкеты - в приложении.
В данном анкетировании принимало участие 29 учащихся (респондентов). Мы хотели узнать отношение детей к курению и их готовность противостоять этой вредной привычки.
Полученные результаты мы с научным руководителем обработали методом ранжирования.
Ниже представляем вам результаты анкетирования и краткие выводы:
13,8% (4 чел.) – также относятся к этому закону положительно, но думают, что люди всё равно не станут меньше курить; 13,8% (4 чел.) – отрицательно, так как считают, что люди не станут меньше курить; 17,4% (5 чел.) респондентов ответили «не знаю».
Заключение
Табакокурение – это одна из самых вредных привычек человечества. Курение очень опасно для человека, потому что приводит ко многим смертельным заболеваниям. Георгий Александров однажды очень верно сказал : «Сигареты стали делать с фильтром для того, чтобы рак медленней подступал к легким».
Табачный дым – это сильный яд, он повреждает ДНК , что ведёт к появлению злокачественных клеток. Поэтому самое страшное последствие курения – это рак различных органов.
Курение особенно опасно для женщин: дети могут родиться уродами или мёртвыми, так как в животе у курящей матери они дышат не кислородом, а дымом сигарет.
Подростки начинают курить, подражая взрослым. Некоторые молодые люди начинают курить из-за давления, оказываемого на них сверстниками.
Делая выводы по работе, мы можем сказать, что наша гипотеза (Младшие школьники МАОУ «Лицей №78 им.А.С.Пушкина» знают о вреде курения и готовы сказать «нет» сигаретам), в целом, подтвердилась. Большинство учеников знают, что такое курение, осведомлены о последствиях курения и положительно относятся к «Антитабачному закону», также они считают себя людьми с сильной волей, которые откажутся от предложенных сигарет.
Анкетирование выявило, однако, что ребята 4-в класса не знакомы с понятием «пассивный курильщик» и не знают о вреде пассивного курения. Данный пробел в знании мы планируем заполнить, проведя серию классных часов по теме «Как сказать «нет» в 4-а, 4-б и 4-в классах.
Сценарий одного из классных часов дан в приложении.
Список использованных источников
1. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 2-е, М.; СПб., 2000. 152c.
2. Сизанов А.Н., Хриптович В.А., Поплавский Н.Н., Баневич Т.А., Савич Т.А. "Антиникотиновые занятия и тренинг отказа от курения для студентов" http://vashpsixolog.ru
http://www.topnews.ru
Приложения
Приложение 1
Анкета
Уважаемый лицеист!
Просим Вас помочь в нашей научной работе, ответив на данные вопросы.
Вам необходимо выбрать (обвести) один / несколько вариантов ответа.
Большая просьба – отвечать честно.
1) это хроническое заболевание, вызванное употреблением наркотических веществ
2) это сильнодействующий нейротоксин и кардиотоксин, который составляет от 0,3 до 5 % от массы табака в сухом виде
3) это вдыхание дыма тлеющих высушенных или обработанных листьев табака, наиболее часто в виде курения сигарет, сигар, сигарилл, курительных трубок или кальяна
4) это заболевание, разновидность токсикомании, которое характеризуется болезненным пристрастием к алкоголю (этиловому спирту)
1) курение очень полезно для человеческого организма
2) курение очень вредно для человека
3) курение безопасно для организма человека
4) не знаю
(обведите 1 вариант ответа)
1) это химический агент, вызывающий ступор, кому или нечувствительность к боли
2) это сильнодействующий нейротоксин и кардиотоксин, который составляет от 0,3 до 5 % от массы табака в сухом виде
3) это род многолетних и однолетних растений семейства Паслёновые, культивируется как наркотическое средство
4) это вещество, приводящее в дозах, даже небольших относительно массы тела, к нарушению жизнедеятельности организма: к отравлению, к смертельным исходам
(обведите те варианты ответа, которые считаете верными):
1) рак легкого
2) простуда
3) грипп
4) ухудшение зрения
5) перелом костей
6) лейкемия (рак крови)
7) рак гортани
8) рождение мертвых детей
9) рак органов пищеварения
10) аппендицит
11) насморк
12) поражения нервной системы
13) чесотка
14) вывихи, ошибы
15) уродства детей
1) да
2) нет
3) не знаю
6. Кого, на Ваш взгляд, называют «пассивный курильщик»? (обведите 1 вариант ответа):
1) это человек, который мало курит
2) это человек, вдыхающий дым сигарет в закрытом помещении
3) это человек, который курит без желания
4) это человек, который курит в закрытом помещении
7. Считаете ли Вы себя человеком с сильной волей? (обведите 1 вариант ответа):
1) да
2) нет
3) не знаю
8. Представьте такую ситуацию: в Вашем дворе живут курящие подростки, с которыми Вы общаетесь, играете. Однажды они предложили вам закурить вместе с ними. Ваша реакция? (обведите 1 вариант ответа):
1) Я подумаю : «О, классно! Если я буду курить, то буду таким же взрослым и крутым, как они!» и закурю
2) Я подумаю : «Вот дураки! Такие большие, а ума-то нет!» и уйду молча
3) Вежливо откажусь и уйду
4) Вежливо откажусь, но останусь стоять рядом с ними и буду смотреть, как они курят, потому что не хочу потерять их дружбу
5) Откажусь и уйду, но вначале объясню им, что курение очень вредно и сокращает их жизнь
9. С 1 июня 2013 года в России введён "Антитабачный закон", он направлен на уменьшение количества курящих людей на территории нашей страны. Как Вы относитесь к этому закону? (обведите 1 вариант ответа):
1) положительно: люди станут меньше курить, потому что штрафы очень большие
2) положительно, но люди не станут меньше курить из-за этого закона
3) отрицательно, потому что люди не станут меньше курить из-за этого закона
4) не знаю
Спасибо!
Приложение 2
Классный час «Я умею говорить "нет"»
Цель: дать информацию об основных способах и приемах отстаивания собственной позиции и сопротивления давлению социальной среды.
Основные понятия: выбор, правила отказа, правила поддержки.
Исследовательские задания:
1. Привести отрывки из литературных произведений и кинофильмов, иллюстрирующих сопротивление давлению социальной среды и отстаивание собственной позиции.
2. Попробуйте проверить правила поддержки на своих близких, родственниках, сверстниках.
3. Подготовьте и проведите ролевую игру.
Ролевая игра 1.
Товарищ, которого вы уважаете, видя, что вы расстроены, предлагает вам закурить и расслабиться: "Главное для тебя сейчас — успокоиться".
Вы должны не только придумать фразу, которой вы выразите свой отказ, но и показать свои действия: решительный жест отказа ("отстранение" вытянутой рукой), изменение мимики и интонации с шутливой на серьезную, увеличение расстояния между собой и предлагающим (отодвинуться, встать, выйти из комнаты).
Особое внимание нужно обращать на то, чтобы форма отказа не была оскорбительной для предлагающего: отказ должен быть по возможности вежливым.
Однако если предлагающий чересчур настойчив, лучше перестать быть вежливым, чем сделать то, чего не хочешь делать.
Важно четко представлять себе, что решительный отказ не требует объяснения причин ("не хочу" предпочтительнее, чем "не хочу, потому что мне не разрешают родители") и исключает дискуссию по поводу этих причин. Дело в том, что попытки разъяснить свою позицию, как правило, вызывают все более изощренные уговоры, и шансов настоять на отказе становится все меньше. Кроме того, объясняя свое поведение, человек обычно рассчитывает на действие разумных доводов, но само употребление психоактивных веществ неразумно, и поэтому вряд ли стоит ожидать, что доводы подействуют.
В сложных ситуациях важны навыки оказания товарищеской поддержки. Именно сложные, конфликтные ситуации обычно являются поводом для употребления наркотиков, алкоголя и табака.
Развитие навыков активной поддержки имеет две основные цели:
1. Научиться правильно помогать друг другу, демонстрировать реальные возможности, вселять уверенность в собственные силы: "Я хочу это сделать, я могу это сделать".
2. Поскольку каждый может оказаться в роли пострадавшего, надо быть убежденным в том, что, обратившись к товарищу за помощью, ее действительно можно получить.
Ролевая игра 2.
В работе над проблемной ситуацией участвуют два добровольца, которые разыгрывают соответствующую сценку. Один из них выполняет роль "пострадавшего", другой — роль "поддерживающего". "Пострадавший" готовит свою роль заранее; он имеет возможность обдумать ее дома1. Остальные учащиеся внимательно наблюдают за развитием беседы и делают записи. После окончания сыгранной сценки они рассказывают о том, что им удалось увидеть и понять, комментируют увиденное, говорят, где бы они поступили иначе, чем поступил "поддерживающий", предлагают свои варианты. В ходе обсуждения участники формулируют правила для "поддерживающего".
"Пострадавший" и "поддерживающий" получают следующее задание:
К вам пришел товарищ. Вы видите, что он обеспокоен и подавлен. Он поссорился с сестрой и родителями. Вы хотите ему помочь, но не знаете, как это сделать. Что следует предпринять?
Успокоить. Создайте спокойную обстановку. Найдите место, где нет случайных, лишних людей. Лучше, если вы будете вдвоем. Спросите, не мешает ли ему музыка, не слишком ли резок свет. Сокращайте расстояние между вами. Делайте это постепенно, по мере того как развивается беседа. Сядьте ближе. Говорите тише и тише. Постарайтесь, чтобы ваши глаза были на одном уровне, чтобы вам не пришлось смотреть на него ни сверху вниз, ни снизу вверх. Постарайтесь принять такую же позу, какую принял он, станьте его "зеркалом". Примите также его манеру говорить. Возьмите его за руки или время от времени касайтесь его рукой. Не преувеличивайте значения случившегося.
Не стоит говорить: "Да что ты говоришь!", "Это ужасно!", "Что же теперь будет?", "Что же ты теперь будешь делать?", "Об этом надо всем рассказать".
Лучше сказать: "Не торопись", "В этом надо разобраться", "Расскажи все по порядку", "С чего все началось?"
Получите как можно больше информации о его проблемах. Не старайтесь сразу получить важную информацию. Если человек напряжен, не готов к откровенному разговору, начинайте с наводящих вопросов. Поощряйте любой ответ, независимо от того, нравится он вам или нет. Не критикуйте и не осуждайте: сейчас для этого не время. Понимающе кивните, скажите: "Да, понимаю", улыбнитесь, возьмите товарища за руку.
Вы можете рассказать какую-нибудь историю, которая, как вам кажется, похожа на историю вашего друга. Это может быть история, которая произошла с одним из ваших знакомых или которую вы знаете из чьих-либо рассказов, но лучше, если это будет история, которая произошла с вами. Этим вы покажете, что можно не скрывать подобные ситуации от других. Очень важно показать, что из любой ситуации есть разумный выход. Не пытайтесь домыслить, о чем думает ваш товарищ. Пусть он сам сформулирует свою проблему. Пока он этого не сделает, он не сможет ее оценить и найти решение. И помните: чтобы получить откровенный ответ, надо задать откровенный вопрос.
Не стоит говорить: "Ну, давай, рассказывай, что там у тебя случилось", "В чем проблема?".
Лучше сказать: "Расскажи мне, что произошло", "Просто скажи, я ошибаюсь или нет, но мне кажется, что…".
Ищите решение вместе. Обратите внимание товарища на то, что ничего не случается "вдруг". У каждой ситуации есть начало, на которое часто можно просто не обратить внимания. Каждая ситуация также развивается. Это тоже часто проходит незамеченным. Человек, не замечающий начала и развития ситуации, может окончательно испортить дело. Однако если ему удастся вспомнить, с чего все началось и как продолжалось, то он сможет увидеть свои ошибки и понять, что следует предпринять. Возможно, кое-что еще не поздно исправить. Если что-то исправить нельзя, нужно понять, к каким последствиям это может привести, и постараться их избежать.
Не стоит говорить: "Ни с того ни с сего ничего не бывает".
Лучше сказать: "Постарайся вспомнить, с чего началось", "Что могло к этому привести?".
Пригласите его куда-нибудь — в поход, в гости, предложите выполнить совместно нужную работу. Чаще всего лучшее решение проблемы приходит, когда человек полностью успокоился и прошло определенное время. Если человек решил действовать, то это тоже лучше делать чуть погодя. Пока человек погружен в грустные мысли о своей беде, он не сможет найти хорошего решения. А лучший способ отвлечься и прекратить "обдумывать" одно и то же — занять себя чем-нибудь интересным или важным.
Не стоит говорить: "Не думай об этом, постарайся уснуть", "Посиди и подумай сам".
Лучше сказать: "Мне нужна твоя помощь, сделай это, пожалуйста", "Давай прямо сейчас сходим (в кино, к другу, на дискотеку), а потом подумаем об этом еще раз".
Чего не следует предпринимать?
Пытаться навязать свое решение проблемы. Ваш товарищ должен лучше знать, что на самом деле произошло, к чему это может привести, что можно исправить, а чего исправить нельзя. Решение, которое вы предлагаете, ему не поможет. Искать выход он должен только сам. Ваше дело — поддержать его, показать, что он не останется со своей бедой один на один. Вы можете, например, рассказать, как из подобных ситуаций находили удачные выходы вы или ваши друзья. Он сам должен выбрать, что ему больше подходит, или найти совершенно новое решение. Вы также должны обнадежить его. Ваша задача — убедить товарища в том, что, пока мы живы, ситуация никогда не бывает безнадежной. Из любой ситуации всегда имеется выход, только не всегда он очевиден: его следует искать.
Не стоит говорить: "Сделай так", "Вот что тебе на самом деле нужно", "Делай, как я говорю".
Лучше сказать: "А можно ли поступить так?", "Подумай, может быть, это будет лучше", "Я в таких случаях поступаю так".
Проявлять отрицательное отношение к товарищу. Ваш товарищ уже попал в скверное положение, и ваши замечания только ухудшат его состояние. Если вы кого-то осуждаете, то тем самым вы лишаете себя возможности понять его. А если вы не понимаете человека, вы не можете ему помочь.
Не стоит говорить: "Ты вечно находишь себе проблемы", "Ты в этом сам виноват", "Так тебе и надо, ты это заслужил", "Теперь будешь умнее".
Лучше сказать: "Это случилось не потому, что ты плохой, просто ты что-то не так сделал", "Каждый человек имеет право на ошибку", "Мы постараемся извлечь из этого урок, и он пойдет нам на пользу".
Приуменьшать значимость проблемы. Человек, который ищет у вас поддержки, уверен в том, что его проблема очень серьезна, и вы не сможете разубедить его в этом, даже если на самом деле речь идет о пустяках. Даже если вы точно знаете, что проблема не стоит выеденного яйца, и показываете, что вы не придаете ей значения, вы никогда не поймете состояния вашего товарища, а в данный момент оно важнее, чем сама проблема. Кроме того, приуменьшая значимость проблемы, вы показываете неуважение к чувствам другого человека и лишаете себя его доверия.
Не стоит говорить: "С кем не бывает", "Все пройдет", "Подумай о чем-нибудь другом", "Нашел о чем беспокоиться", "Я не вижу здесь проблемы".
Лучше сказать: "Со многими моими друзьями случаются подобные вещи, это действительно неприятно", "Здесь есть над чем подумать", "Здесь нельзя действовать сгоряча".
Если ваши усилия не дали результата, на который вы рассчитывали, назначьте следующую встречу. Вы можете также обсудить эту проблему со своими родителями или другими взрослыми, которым вы доверяете, заручившись их заверением в том, что сказанное останется между вами.
После того как правила сформулированы, сценка импровизируется заново другими участниками, выразившими желание это сделать.
В заключение самостоятельно сформулируйте правила, которым нужно следовать для того, чтобы избежать вовлечения в нежелательные действия, например такие:
q отвечай за себя сам;
q знай, чего ты хочешь и чего не хочешь делать;
q анализируй ситуацию; помогай другим;
q знай, к кому обратиться за помощью в трудную минуту.
Повезло! Стихи о счастливой семье
По морям вокруг Земли
Сказка об осеннем ветре
Калитка в сад
Госпожа Метелица