Текст заочной экскурсии по Казани выстроена на воспоминаниях известных людей, побывавшие или посетившие когда-либо наш город. начиная от Петра-I и заканчивая словами В.Путина
Вложение | Размер |
---|---|
vospominaniya.doc | 80.5 КБ |
- Здравствуйте. Меня зовут Гилазова Гузэлия. Я сегодня являюсь вашим экскурсоводом. И я вам предлагаю виртуальную экскурсию, которая называется «Казань в воспоминаниях…»
Казань является одним из крупнейших культурных середин России, сохраняя классические достижения, а к тому же способствуя продвижению современных, авангардных направлений во большинства территориях культуры. Столицу Татарстана традиционно называют «мультикультурной», подразумевая взаимовыгодное обогащение преспокойно сосуществующих русской и татарской культур. В бытность поддержке ЮНЕСКО во время чего Казани был создан первый во время чего мире Институт культуры мира.
Жизнь многих известных людей, оставивших заметный след в истории, внесших вклад в мировую культуру и науку, связана с нашим городом. Даже те из них, кто был в Казани проездом, порой оставляли в своих воспоминаниях тёплые отзывы о городе. Экскурсия составлена на их воспоминаниях.
Первое что мне хотелось бы рассказать, это приезд Екатерины II в наш город.
В 1767году мирное течение казанской жизни нарушено было приездом императрицы Екатерины II. На галере «Тверь» царская галерея прошла по Казанке почти к самой крепости: это было 26мая вечером.
На протяжении пяти дней представители казанской знати старались перед императрицей перещеголять друг друга в щедрости. В честь нее сельской знатью был устроен обед на видном месте округа. Восхищенная приемом Екатерина назвала себя «казанской помещицей» и позже, после разгрома города пугачевцами, пожертвовала большие средства для восстановления города.
«Здесь народ по всей Волге богат и весьма сыт, и хотя цены везде высокие, но все хлеб едят, и никто не жалуется и нужду не терпит…» — писала Екатерина в своих письмах.
Широко известен исторический факт, когда Екатерина дала разрешение строить каменные мечети, этим они привлекла к себе симпатии богатого татарского купечества.
Екатерина лично побывала на строительстве первой после 1552 года каменной мечети. Построена была она на берегу озера Кабан на средства прихожан. Одно время мечеть называлась Юнусовской, по имени купца Искандера Юнусова, давшего средства на ее реконструкцию в 1861 году.
В дальнейшем за ней прижилось название — мечеть Марджани, в честь Шигабутдина Марджани — ученого, историка, просветителя, богослова, автора трудов по истории Востока, Волжской Булгарии и Казанского ханства, который с 1850 года был имам-хатибом этой мечети. Эта мечеть существует и по сей день.
После разрешения строить каменные мечети, часть городской знати была недовольна тем, что минареты мечетей намного возвышаются над куполами церквей. В ответ на это смекалистая Екатерина сказала: «Я определила им место на земле, а в небо они вольны, подниматься по своему усмотрению, потому что небо не входит в мои владения».
В письме к Олсуфьеву она пишет «Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы…, что Казань столица большого царства» Утром 1 июня она уехала.
Екатерина II после посещения Казани осталась в памяти татар как «эби-патша» — «бабушка-царица».
Существует мнение, что при посещении Казани императрица Екатерина II путешествовала по городу вот в такой карете. Карета находится в Национальном музее РТ и является гордостью музея.
Приезд императрицы запечатлел современный художник Ильяс Файзуллин. Картина так и называется «Визит Екатерины II в Казань» (2005год)
На картине: в центре – Екатерина II. Ей подает руку ее фаворит граф Г.Г. Орлов. За императрицей – А.П.Шувалов, дипломат, государственный деятель. Со священнослужителем беседует директор придворных театров И.П.Елагин. За ними - военачальник и видный политический деятель Бибиков А.И. Далее следует свита. Возле Екатерины негритенок с ее любимой собачкой на подушке. Около кареты – губернатор Казани Квашнин-Самарин и предводитель местного магистрата купец Аникеев. Екатерину II и ее придворных приветствует народ. Слышны пушечные выстрелы. В небе виден фейерверк. Путь от пристани до Тайницких ворот устлан красным сукном. Вдоль этого пути – конная и пешая гвардия.
Картина написана на основе глубокого изучения исторических документов, консультаций ученых-специалистов, серьезной работы с архивными материалами.
Выполнено полотно по технологии старой европейской (в основном итальянской и испанской) живописи XVI-XVIIв.в. В подготовке исполҗзованы осетровый клей, свинцовые белила.
Картина приобретена Государственным Национальным Музеем Республики Татарстан.
Петр I посетил Казань 1722 году 21 мая. Для него был подготовлен небольшой каменный дом Ивана Афанасьевича Михляева. 8 июня ПетрI уехал. В честь его приезда и по случаю юбилея Михляев построил Собор Петра и Павла, который так и называется Петропавловский собор. Это один из красивейших архитектурных памятников нашего города.
«Казань – настоящее Эльдорадо. Я не боюсь нисколько утверждать, что нет другого города на свете, где бы развлечения происходили чаще и где бы более старались превзойти самих себя в удовольствиях». Эти слова принадлежат известному художнику Эдварду Турнерелли, который 6 лет прожил в нашем городе.
Он родился в 1813 году. 1836 году 23 летний юноша приехал и выдержал в Петербургском университете экзамен на право преподавания английского и латинского языка. В 1937 году Турнерелли отбыл в губернский город Казань. Петербургские знакомые рассказывали о городе , как о диком восточном крае. Он записывал и зарисовал свои впечатления о Казани. В результате скоро он составил альбом видовых рисунков города.
Правдивые изображения праздного образа жизни, нравов и быта казанского чиновничества вызвало сильное недовольство. Вследствие чего, в сентябре 1844 года Турнерелли был уволен из Казанского университета и переведен в столичный кадетский корпус.
О приезде еще одной знаменитой личности в наш город хотелось бы мне рассказать. В честь его приезда был поставлен памятник на площади Свободы.
- Чей это памятник? Правильно. Памятник Александру Сергеевичу Пушкину.
Выехав из Петербурга 17 августа в ночь с 5го и 6 сентября приблизительно 23ч.30 мин. 1833года поэт прибыл в Казань.
Переночевав в гостинице старого Дворянского Собрания в Петропавловском переулке (ныне Рахматуллина 6) утром 6 сентября Пушкин отправляется в дом генерала-майора Л.И.Энгельгардта, тестя Е.А.Боратынского и там же встретил самого поэта Е.А.Боратынского.
Утром следующего дня он встречается с Карлом Фуксом (о нем я вам еще расскажу) В честь приезда А. С. Пушкина в доме Фукса прошел литературный вечер. Пушкин был очаровательным собеседником. Рыбушкин обратил его внимание на статью о Пугачеве в № 16 за 1832 год и стихотворение «Мятежник Пугачев» в № 14 за 1833 год журнала «Заволжский муравей» – Емельян Пугачев был изображен не злодеем, а талантливым и мужественным человеком. Из рукописи своей книги по истории Казани Рыбушкин прочел главу «Нашествие Пугачева».
В час ночи Александр Сергеевич простился с Фуксами как со старыми знакомыми. Он несколько раз обнял Карла Федоровича со словами прощания:
– Я никак не думал, чтобы минутное знакомство было причиною такого грустного прощания; но мы в Петербурге увидимся! Вы одолжили меня очень, и я рад, что с вами познакомился.
Около 6 часов 30 мин. 8 сентября поэт выехал из Казани в Симбирск (Ульяновск).
Свежие казанские впечатления Пушкина нашли отражение в его письме жене, датированная 8 сентября 1833 года: «Здесь я возился со стариками, современниками моего героя, объезжал окрестности города, осматривал места сражений… и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону…» (Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 10т.-Л.,10.-с.346)
С превеликим удовольствием хочу рассказать еще об одном человеке, чье имя неразрывно связано нашим городом. Никто из выдающихся ученых и деятелей культуры Казани – а их было немало в разные времена, не мог сравниться с Карлом Федоровичем Фуксом в его воздействии на общественную жизнь города, в его удивительном, неиссякаемом человеколюбии. По праву его называли «светочем Поволжья». Стремление поставить науку на благо людей, постоянная расположенность к окружающим, бескорыстная помощь всем в ней нуждающимся, уже при жизни превратили Фукса в легендарную личность. Его знали и любили во всех слоях общества, ибо его служение людям распространялось от особняков знати до лачуг бедняков. Никого казанцы не любили так, как Фукса. Городу Казани повезло, что он в нем жил и работал.
Основал казанскую школу натуралистов, написал руководство по практической медицине и гигиене на татарском языке. Именно ему принадлежит идея создания в Казани первого ботанического сада. В пору его ректорства Казанским Университетом был выстроен архитектурный ансамбль главного здания. Карл Фукс - первый врач, признанный казанскими татарами. Владение татарским языком и несомненный врачебный талант подкупали казанцев.
"Всякому заезжему без сомнения странным покажется найти в казанских татарах народ более образованный, нежели некоторые европейские. Татарин, не умеющий читать и писать, презирается своими земляками и как гражданин не пользуется уважением". Так отозвался Карл Фукс, ученый-этнограф, первый исследователь быта и культуры казанских татар.
В Казани Карл Федорович прожил более 40 лет, она стала его второй родиной. В центре Казани есть сквер имени К.Фукса и памятник ему.
«Я бывал и на прекрасном Средиземном море, и в Атлантическом океане, а все-таки и до сего дня с любовью помню тихое темное озеро Кабан». Всегда искренней теплотой отзывался о своей малой родине известный на весь мир оперный певец Ф.Шаляпин (1873-1938). Однако мало кто знает о том, что родиной Ф.И.Шаляпина была Казань.
Ф.Шаляпин родился в феврале 1879 года в Казани и прожил в ней первые 16 лет жизни. Пел в хоре при Богояв. церкви. В 1896 году его талант заметил известный меценат Савва Мамонтов и в 1896 году пригласил певца в свою Московскую частную оперу. Среди лучших партий - Борис («Борис Годунов» М. Мусоргского), Мефистофель («Фауст» Ш.Гуно и «Мефистофель» А.Бойто), Мельник («Русалка» А.Даргомыжского), Иван Грозный («Псковитянка» Н.Римского-Корсакова), Сусанин («Иван Сусанин» М.Глинки). Федор Шаляпин был и выдающимся камерным певцом - исполнял русские народные песни, романсы, вокальные произведения; выступал и в качестве режиссера - поставил оперы «Хованщина» и «Дон Кихот». В 1901 году выступал в Милане в театре «La Scala», с этого времени он постоянно гастролировал за рубежом, завоевав мировую славу. В центре Казани на улице Баумана стоит памятник великому певцу.
«Взгрустнулось маленько, как прочитал в письме твоем о пребывании в Казани. Как перед глазами вырос в памяти моей этот прекраснейший (для меня, конечно) из всех городов мира-город. Вспомнил всю мою разнообразную жизнь в нем: счастье и несчастье, будни и масленицы, гимназисток и магазинок, ссудные кассы и сапожные мастерские и чуть не заплакал, остановив воображение у дорогого Казанского театра!...»Ф.Шаляпин (Из письма М.Горькому)
Имя всемирно известного писателя писавшего под псевдонимом Максим Горький, дружбой с которым гордились многие другие знаменитости, прочно была связана с нашим городом и поволжским краем. Он много пишет о Казани, Нижнем Новгороде в своей знаменитой трилогии «Детство – В людях – Мои Университеты». В довесок к этой трилогии небезинтересно ознакомиться с документальными очерками Н.А.Забурдаева «В семье Кашириных» (Горький, Волго-вятское книжное изд-во 1976). Это книга о детстве будущего М.Горького – Алёши Пешкова, жившего в нижегородском доме его деда по материнской линии – Василия Даниловича Каширина. Вообще, надо заметить, что территория нынешней Республики Татарстан, не соответствует полностью прежним административно-территориальным делением Поволжья, даже в разные периоды истории Российской империи. Нынешние Кировская, Ульяновская, Самарская области, республики Башкортостан, Мари-Эл, Чувашия – все они когда-то полностью или частично входили в состав Казанского наместничества, Казанской губернии, или напротив, включали часть нынешней территории РТ в своё административное подчинение. Даже только поэтому. История наших сопредельных соседей не менее важна, чем татарстанская. Но особо «похвастать» в этой части пока нечем…
Алексей Максимович Пешков (М. Горький) впервые приехал в Казань в августе 1884 г. и прожил здесь по 1888 год. Этот период жизни он назвал «университетами».
Мечта об университете привела 15-летнего Алёшу Пешкова в Казань. Он приехал в 1884 году из Нижнего Новгорода. Начинается период суровых испытаний для будущего писателя. Жить было не на что. Он понял, что в университет поступить не удастся. Алексей Максимович идёт работать сначала садовником в сад генеральши Корнэ, затем пекарем в крендельное заведение Василия Семёнова.
Осенью 1886 года Алексей Максимович оказался в булочной Деренкова на Большой Лядской улице (ныне улица Горького д. 10). Пекарня была открыта для того, чтобы оказывать помощь нуждающимся студентам. Алёша работал подручным пекаря, это был очень тяжёлый труд. Всю ночь в пекарне выпекался хлеб, а утром юноша шёл его продавать.
В этом доме в 1940 году открылся музей М. Горького, а в подвале воспроизведена прежняя обстановка пекарни. За прошедшие годы музей неоднократно расширялся, перестраивалась его экспозиция. В фондах музея хранятся прижизненные издания произведений писателя, его личные вещи, редкие фотографии, вещи из пекарни Деренкова, произведения татарских писателей, воспитанных на примере жизни и творчества М. Горького.
Возле музея М. Горького на гранитном пьедестале установлен бронзовый бюст писателя.
А в тенистом саду на улице Горького в 1949 году был установлен ещё один бюст писателя, выполненный по проекту архитектора А.А. Любимова, скульптором М.К. Аникушиным. Сейчас этот памятник перенесён в конец улицы, около спортивного комплекса пединститута.
Казанский период жизни сыграл большую роль в творчестве Гоького. Он отразился в целом ряде его произведений : «Мои университеты», «Бывшие люди», «Двадцать шесть и одна», «Хозяин», «Коновалов», «Болесь», «О том, как я учился писать», «Легкий человек», «Случай из жизни Макара», «Дело с застежками», «Все то же», «Воспоминания о Толстом», «Однажды осенью», «В сочельник», «Бабушка Акулина» и в др.
В 1928 году Алексей Максимович снова посетил Казань и побывал в тех местах, которые были связаны с его прежней жизнью.
Этот город остался для писателя одним из самых дорогих. Он писал: «Физически я родился в Нижнем Новгороде, духовно в Казани. Казань – любимейший из моих университетов».
Я хочу вам зачитать еще одну цитату.«Казань – главный караван-сарай на пути идей европейских в Азию и характера азиатского в Европу".
- Кому принадлежат эти строки? Выдающемуся мыслителю, публицисту, писателю Александру Ивановичу Герцену. За участие в деятельности революционного студенческого кружка был арестован и 10 апреля 1835 года сослан в Пермь. По пути в Пермь он остановился в Казани.
«Когда мы подъехали к Казани, — пишет Герцен в своей повести «Былое и думы», — Волга была во всем блеске весеннего разлива: целую станцию от Услона до Казани надобно плыть на дощанике, река разливалась верст на пятнадцать или больше. День был ненастный… Установили мою коляску на небольшом дощанике, и мы поплыли… И вдруг утихшая буря снова усилилась, нас несло с такой силой… Положение было неприятное. Впрочем, татарин сумел направить дощаник на мель…»
Несмотря на все перипетии, Герцен — правда, вымокший и продрогший — приплыл к казанскому кремлю. Так началось его знакомство с нашим городом.
«…В Казани провел я несколько дней. Досадно мне было, что обстоятельства не дозволили основательно изучить ее. При выезде из Казани, по сибирскому тракту, вид прелестный; в этом виде что-то пошире той природы, к которой мы привыкли. Русское население сменялось татарским, татарское – финским. Жалкие, бедные племена черемис, вотяков, чувашей и зырян нагнали на меня тоску. Я вспомнил императрицу Екатерину; она писала в 1767 году к Вольтеру из Казани: “Я в Азии! Я собственными глазами хотела видеть этот край. В Казани двадцать различных народов, нисколько не похожих друг на друга, а им надобно сшить одну одежду, удобную для всех. Конечно, есть общие начала; но частности и какие частности: надобно создать целый мир, соединить его, сохранить”. Великая императрица постигла многое, окинув гениальным взором один участок России, которую Петр Великий не напрасно называл целою частию света» -так написал известный русский писатель А.Герцен в «Письмо из провинции».
Герцен писатель : "Казань некоторым образом главное место, средоточение губерний, прилегающих к ней с юга и востока: они получают через нее просвещение, обычаи и моды. Вообще значение Казани велико: это место встречи и свидания двух миров. И потому в ней два начала: западное и восточное, и вы их встретите на каждом перекрестке: здесь от беспрерывного действия друг друга сжались, сдружились, начали составлять нечто самобытное по характеру. Далее на восток слабее начало европейское, далее на запад мертвеет восточное начало. Ежели России назначено, как провидел великий Петр, перенести Запад в Азию и ознакомить Европу с Востоком, то нет сомнения, что Казань – главный караван-сарай на пути идей европейских в Азию и характера азиатского в Европу".
О том, что гостеприимная столица Татарстана в свое время приютила далеко не одну творческую душу, известно всем. Однако не каждому «квартиранту» (в хорошем смысле этого слова) посчастливилось оставить свой след в истории древнего города. Льву Толстому по сравнению с другими повезло заметно больше.
После смерти родителей опекуном детей стала их родная тетка – казанская помещица Пелагея Ильинична Юшкова. В 1841 году Лев Толстой с братьями и сестрой приехал в Казань и поселился в доме Горталова на улице Поперечно-Казанской. Горталовы входили в светское общество Казани, были людьми одного круга с Юшковыми и Толстыми. Часть домовладения Горталовы занимали сами, часть же предназначалась для сдачи внаем.
Пелагея Ильинична сняла для себя, мужа и племянников помещение в доме второй усадьбы Горталовых, стоявшей напротив «тюремного замка» (ныне ул. Япеева, 15). Именно в этом здании должен появиться музей Льва Николаевича Толстого.
Казань для Толстого была городом хорошо знакомым. Его прадед служил здесь воеводой, дед – Илья Андреевич Толстой (1757-1820) – был казанским губернатором в 1815-1820 годах, он и похоронен был здесь, на кладбище Кизического монастыря. Таким образом, для Льва Николаевича были открыты двери всех аристократических домов Казани.
В 1844 году 16-летний Лев Толстой поступил в Казанский университет на разряд восточной словесности, но вскоре перешел на юридический факультет, где его увлекли лекции профессора Д.И. Мейера. Именно у него Толстой стал серьезно заниматься.
Много событий пришлось пережить бывшему казанскому студенту. Но впечатления отрочества и юности отложили отпечаток на всю жизнь Толстого. Впоследствии Лев Николаевич запишет в своем дневнике, что здесь, в Казани, при всей внешней пустоте великосветской жизни он в первый раз понял, что ему надо жить самому, самому избирать путь, самому отвечать за свою жизнь перед тем началом, которое дало ее.
Душа Толстого до сих пор гостит в Казани
Казанский период жизни Толстого нашел отражение в его произведениях. Это рассказы «После бала», «Утро помещика», автобиографическая трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность».
Уехав из Казани, 1847 году Лев Николаевич впоследствии посещал ее трижды. Проездом на Кавказ в 1851 году он навестил В.И.Юшкова, начальницу Родионовского института Е.Д.Загоскину. Заезжал он в наш город еще и в 1862-м, и в 1876 годах.
На доме, где жил студент университета (ул. Толстого, 25), красуется мемориальная доска, напротив дома в уютном скверике с 1949 года установлен памятник Льву Николаевичу – Толстой в исполнении скульптора В.Б.Пинчука.
Университет —
горделивость Казани,
и стены его
и доныне
хранят
любовнейшее воспоминание
о великом своем гражданине.
Как вы думаете кому принадлежат эти строчки? Правильно, В.Маяковскому.
- Первый раз Маяковский приехал в Казань 20 февраля 1914 года в обществе поэтов-футуристов Каменского и Бурлюка. Их выступление состоялось в Колонном зале Дворянского собрании (ныне Городская ратуша на площади Свободы). Как отмечала тогдашняя казанская пресса, на встречу собралось такое количество студентов, что «яблоку негде было упасть». Они так горячо приветствовали поэта, что полицмейстер 6 раз прерывал выступление. Многое в этом выступлении было скандальным, нарочитым и вызывало вопли негодования. Тройка друзей тщательно и долго распивала чай на сцене, стакан за стаканом, не обращая внимания на публику. Вместо председательского колокольчика в руках у одного из них был огромный пожарный колокол, которым он время от времени зычно благовестил. Скандальность выступлению Маяковского придавала его жёлтая рубашка и жёлтый галстук.
- Второй приезд поэта состоялся в 1927 году, во время очередной поездки «по городам Союза». В Татарском театре (ныне Татарский театр им. Тинчурина, ул. М.Горького, 13) 20-21 января состоялись два творческих вечера Маяковского. Как вспоминал сопровождавший его П.И. Лавут, «билеты на оба вечера расхватали в один день. Театр осаждён - толпа катастрофически разрастается. Стеклянная дверь разбита. Студенты пробрались даже в оркестр. <…> Пора начинать, а Маяковского нет. Догадавшись, что он не может попасть на собственный вечер, я взываю к милиции. Его извлекают из толпы, изрядно помятого».
- В1925 году Маяковский познакомился с казанским литератором Аделем Кутуем, который прочитал ему переведённый на татарский язык «Левый марш», за что получил крепкое рукопожатие в знак благодарности. Эта встреча нашла своё отражение в известных в советское время строках из стихотворения «Казань»: «Входит татарин: я на татарском вам прочитаю «Левый марш».
- Маяковский перед поездкой в Казань сказал: «Стоит ли волноваться, когда мы едем в примечательную Казань! Когда у меня не будет ни копейки, я обязательно поеду в Казань. - А как же без копейки вы купите билет? - И на билет мне вышлет моя Казань…»
Позднее в доме братьев Барановых (ныне ул.Вишневского, 5) Маяковский встретился с членами студенческого литературного кружка. Вскоре футуристические «скандалы» кончились. Определяющими для Маяковского были всё же не футуризм, не программа маленькой эстетической группы, а огромные социальные потрясения, переживаемые страной. Теперь у Маяковского основное направление творчества — ощущение грядущей революции, громадных преобразований в обществе. После Октябрьской революции он пишет: Отечество славлю, которое есть, но трижды — которое будет и всю свою звонкую силу поэта> отдаёт борьбе за утверждение нового строя. В рамках лекционной поездки по городам он посетил наш город в 1927 году. В эти годы он уже признанный поэт-трибун.
В Татарском театре (ныне Татарский театр драмы и комедии им. К.Тинчурина, ул. М. Горького,13) 20-21 января 1927 года состоялись два больших творческих вечера, на которых поэт делился своими мыслями о литературе, читал стихи. Встреча Владимира Маяковского с казанской публикой вылилась в настоящий праздник.
Газета «Красная Татария» писала о Маяковском: «Такой же большой и мощный, как и его образы. Над переносицей вертикальная морщина. Тяжёлый, слегка выдающийся подбородок. Фигура волжского грузчика. Голос — трибуна... Па эстраде чувствует себя как дома. К аудитории относится дружески-покровительственно». 21 января днём В.Маяковский выступал в университете. В тот же день Маяковский побывал в редакции газеты «Красная Татария», где встретился с журналистами (ныне дом 29/1 на углу улиц Дзержинского и Театральной, отмеченный мемориальной доской). Маяковский призвал делать газету ярче, доходчивее, больше работать над текстами статей и их заголовками, чаще печатать стихи.
Уезжая, поэт обещал: «Обязательно ещё раз приеду сюда». И он сдержал своё слово. 23 января 1928 года Маяковский читал в Казани поэму «Хорошо!», своего рода, программное произведение. Па следующий день утром он, как в предыдущем году, выступил в университете, где, как бы давая поэтический отчёт перед читательской аудиторией о своих поездках по стране, о многочисленных встречах, в том числе и в Казани, прочитал новое стихотворение «По городам Союза». В тот же день состоялась дружеская встреча с журналистами города. Она состоялась в номере гостиницы «Казанское подворье» (ныне реставрируемая гостиница «Казань», ул.П.Баумана, 9/10), где в оба свои приезда останавливался поэт. С большим интересом Маяковский знакомился с достижениями молодой татарской советской литературы. Он встречался с татарскими писателями — А.Кутуем, Х.Туфаном, Г.Ишмуратовым, Г.Минским.
Встречи с нашим городом и его людьми Маяковский отразил и в стихотворении «Три тысячи и три сестры».
Видные литераторы страны любили бывать в Казани. Один из них - писатель и общественный деятель А. Толстой. В столице Татарстана он провел конец 1905 и начало 1906, учился, писал стихи - "Сон", "Движение", "Новый год", которые публиковал в газете "Волжский листок". "Казань для меня - город почти родной, здесь произошло мое литературное 'боевое крещение' , здесь же я пережил и свою первую любовь" - говорил писатель. Его повесть "Гадюка" навеяна казанскими впечатлениями, а прототипом героини послужила дочь казанского купца Зотова.
В 1941 Толстой еще раз побывал в Казани и напечатал в "Казанской Татарии" статью "Москве угрожает враг".
Да, многих интересных людей, известных личностей помнит мой родной город. Каждый из них оставил след в жизни Казани. Мы их помним. Свое выступление мне хотелось закончить словами Владимира Путина. Он сказал:«Казань сыграла поистине неповторимую роль в формировании единой российской нации, в становлении единого и сплоченного народа России». Я горжусь этим. Спасибо за внимание
Карты планет и спутников Солнечной системы
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Мальчик и колокольчики ландышей
И тут появился изобретатель