Автор достаточно подробно рассказывает о сотрудничестве Чехова с известными журналами 19 века, иллюстрирует материал фотографиями того времени. Во 2 части исследования, посвященной написанию книги «Остров Сахалин», учащаяся выдвигает собственную гипотезу причин поездки А.П. Чехова на Сахалин, не встречающуюся ни в одном из изученных ею источников.
Вложение | Размер |
---|---|
chekhov-zhurnalist.doc | 723 КБ |
Конференция учащихся муниципальных образовательных учреждений города Калуги, посвященная памяти А.Л. Чижевского Секция: литературоведение. «Журналистская деятельность А.П.Чехова» Автор работы: Володичева Елизавета, учащаяся 10 «А» класса МБОУ ««Средняя общеобразовательная школа №7» г. Калуги Научный руководитель: Павлова Ирина Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Калуги Калуга, 2013 г. |
Оглавление.
Постановка проблемы. Актуальность темы исследования. Новизна исследования. Цели и задачи исследования. Практическое применение. Краткий обзор используемой литературы и источников. Личный вклад автора в решение избранной проблемы.
Глава 1. Чехов – сотрудник юмористических журналов 80-х годов XIX века. Глава 2. Журналистский и человеческий подвиг Чехова – поездка на Сахалин.
| Стр. 3-4 Стр. 3 Стр. 3-4 Стр. 4-5 Стр. 5 Стр. 5 Стр. 6 Стр. 6 Стр. 6-16 Стр. 6-12 Стр. 12-17 Стр. 17 Стр. 17 Стр. I8 -21 |
Постановка проблемы.
О светлом будущем заботятся политики, о светлом
прошлом – историки, о светлом настоящем – журналисты!
Жарко Петан.
Если художественная литература - это выражение
старых истин в вечно новых формах, то газеты
- это выражение новых истин в формах вечных и неизменных.
Карел Чапек
Знакомясь с произведениями классиков, их биографией, мы очень редко уделяем внимание той деятельности писателей, которая помогала им не только сводить концы с концами, являясь, порою, единственным источником дохода, но и совершенствовать свой художественно-публицистический дар.
Во главе газет, журналов и издательств в России XIX столетия стояли самые образованные и талантливые люди эпохи. Именно тогда сложились традиции высокого уровня периодических изданий и бережного отношения к публикуемым произведениям. Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин, М.А. Бестужев-Рюмин, Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н.Толстой, Ф.М. Достоевский…. Список имен, оставшихся в истории журналистики, можно продолжать и продолжать…
Большую часть жизни посвятил журналистике и А.П. Чехов.
Проведя опрос среди ровесников в школе, я выяснила, что из 60 опрошенных ребят 37 человек не знают ничего о сотрудничестве Чехова с известными в то время журналами, не представляют, на какие темы писал.
Просмотрев учебники литературы, я пришла к выводу, что о журналистских работах Чехова почти ничего не сказано и информация об этой стороне многогранного таланта писателя носит, скорее, ознакомительный, чем аналитический характер.
Актуальность темы исследования.
Современные старшеклассники не проявляют энтузиазма в изучении биографии и особенностей творчества писателей, останавливаясь лишь на избранных вопросах, предусмотренных школьной программой. Но актуальность темы моего исследования определяется наступившей в нашей стране эпохой ЕГЭ, которая именно и предполагает обращение к опыту писателей-классиков XIX - XX веков, бывших для своего времени своеобразными нравственными камертонами эпохи. Отрывки из их художественно-публицистических произведений и предлагаются для анализа в задании «С».
Чехов-журналист являет нам образцы великолепного - «легкого», лаконичного и ироничного - стиля изложения, тематического разнообразия и мудрости, редко свойственной достаточно молодым людям, коим и был Чехов. Актуальность тем, затрагиваемых этим великим писателем, подчеркивается на страницах данной работы.
Кроме того, Чехов стал одним из немногих авторов русской литературы XIX века, кто посчитал своим нравственным долгом выразить своё отношение к состоянию Российской тюремной системы. Положение на Сахалине и сейчас далеко не идеальное, и автор данного исследования во II главе своей работы подчеркивает актуальность книги Антона Павловича.
Новизна исследования.
Почему вообще меня заинтересовала эта тема? Отдыхая летом на даче у бабушки, я покопалась в стареньком книжном шкафу и нашла малюсенькую брошюрку 1959 (!) года Б.И. Есина «Чехов-журналист». Для меня это была удача, ведь я и сама мечтаю стать журналистом!!
Не зная многих фактов, свидетельствующих о деятельности Чехова-журналиста, обратилась за помощью, конечно же, к Интернету и …разочаровалась: статей очень мало: русские исследователи литературы много пишут об А.П. Чехове в целом как о писателе, драматурге. А вот публицистика этого автора не так хорошо изучена и представлена в научной литературе.
В глобальной сети далось найти лишь одну, хотя, конечно, несколько тенденциозную, книгу, посвященную творчеству Чехова - журналиста, и написал ее… Б.И. Есин!!!
Вот она – такая же - в моих руках! Только год публикации в Интернете другой - 1977, информация в ней подкорректирована. Отдельные статьи на эту тему опубликованы М.Н. Семановой в середине 60-х годов XX века (см. библиографию). А хотелось бы не только подробнее узнать о работах Чехова, выходивших тогда в прессе, но и понять, что побудило человека с больными легкими отправиться на Сахалин, в столь далекое и опасное путешествие, чтобы написать серьезное, почти научное произведение, полное правды и боли…
«Цель поездки Чехова на Сахалин была связана, прежде всего, с поисками ответа на вопрос: что делать? В своей эпохе «малых дел», отсутствия идеалов у интеллигенции Чехов нашел для себя то, к чему всегда стремились русские писатели: возможность подвига», - так пишет в 1949 году В.Ермилов в своей книге «Антон Павлович Чехов». Об этом же нам говорили и на уроках литературы…
И вдруг - открытие! В поисках материалов я наткнулась на интересную информацию о похожем путешествии на Сахалин, совершенном пятью годами ранее Чехова, и кем? - американским журналистом Джорджем Кеннаном, впоследствии опубликовавшем серию очерков «Сибирь и ссыльная система»! Царское правительство запретило их распространение.
Думаю, Чехов слышал об этом и решил сам исследовать то, о чем писал Кеннан.
Цель и задачи исследования.
В этой работе мы рассмотрим темы:
Цель работы: показать вклад А.П.Чехова в русскую журналистику и литературу, уделив особое внимание поездке писателя на Сахалин.
Задачи:
Практическое применение.
Данная работа может быть использована на уроках литературы и во внеурочной деятельности: на конференциях, в литературных композициях, брейн-рингах и тому подобном, посвященных творчеству А.П.Чехова, в том числе, и журналистскому его таланту!
Краткий обзор используемой литературы и источников.
Первый и главный источник информации о Чехове-журналисте – лекция Б. Есина, прочитанная на факультете журналистики МГУ и опубликованная издательством Московского университета в 1959 году. Остальное «черпалось» из источников, находящихся в сети Интернет (ссылки на тексты указаны в разделе «Библиография»)
Личный вклад автора в решение избранной проблемы.
Автором данного исследования изучена деятельность Чехова-журналиста, выдвинута версия о том, что причина поездки писателя на Сахалин, непонятная даже его родным, имеет конкретное объяснение – путешествие американского журналиста Джорджа Кеннана по Сибири и его серия очерков о ссыльной системе царской России, запрещенная и поэтому обделенная должным вниманием тогдашней общественности. Она и подтолкнула Чехова – истинного гражданина своей страны – сделать то, чего не удалось иностранцу: поднять проблему ужасающего положения каторжников, показать вообще состояние дел на Сахалине – окраине Российской империи, забытой всеми и потому позволявшей местной администрации нарушать законы общества и морали!
Глава 1. Чехов – сотрудник юмористических журналов 80-х годов XIX века.
С именем Антона Павловича Чехова связана целая полоса в развитии русской журналистики. Начал писать он в сложную эпоху 80-х годов XIX века. В это время в России продолжается дальнейшее развитие капитализма. Народники убивают царя Александра II. Его место занимает новый царь - Александр III. Вступив на престол в марте 1881 года, он подписывает манифест о «незыблемости самодержавия». Идейный кризис народничества приводит к его перерождению из революционного в либеральное. В августе 1882 года приняты Временные правила о печати. В результате резко ограничен круг проблем, разрешённых для обсуждения в прессе. Совещание четырёх министров получает право закрывать любые издания и запрещать неугодным лицам заниматься журналистской деятельностью. Закрываются несколько газет и журнал "Отечественные записки".
Именно в это время на страницах периодических изданий появляются произведения А.П.Чехова. Он формируется не только как художник слова, но и как гражданин. Его журналистская деятельность связана с двумя новыми в то время значительными журналами: «Русская мысль» (1880) и «Северный вестник» (1885). (Приложение I) В них печатались лучшие литераторы.
Для этого времени характерно значительное развитие юмористической журналистики. Название одного из журналов - «Развлечение» - хорошо отражает те цели, которые ставились редакторами юмористических журналов.
Первым произведением Чехова, опубликованным в печати, было «Письмо к ученому соседу». Новоиспеченный журналист был в это время студентом медицинского факультета Московского университета. (Приложение II) «Уже на первом курсе стал печататься в еженедельных журналах и газетах, и эти занятия литературой уже в начале 80-х годов приняли постоянный, профессиональный характер», - писал Чехов в автобиографии.
Семь лет сотрудничал он с юмористическими журналами, такими как: «Стрекоза», «Осколки», «Будильник», «Зритель», «Мирской толк», «Свет и тени», «Волна», «Молва», «Спутник».
Издатели большинства юмористических журналов 80-х годов XIX века были просто предпринимателями и интересовались только числом подписчиков, т.е. «подписной платой». Ни о какой серьёзной сатире не могло быть и речи. Их издания поверхностно освещали жизнь, не задевая основ общественного строя или действий правительства. Но демократизм и гуманизм, отвращение к социальному неравенству и грубому деспотизму, произволу господствующих классов были несомненны в это время у Чехова-журналиста.
Ещё в «Письме к учёному соседу» Антон Павлович показал существенные стороны жизни России своего времени, когда малограмотный солдафон, отставной урядник Семибулатов, самодур и крепостник, мог претендовать на руководящую роль в общественной жизни, в развитии русской науки.
Материальная необеспеченность побуждала молодого Чехова к неустанной работе. Его литературная деятельность принимает необычайный размах. Двести – триста материалов в год помещает Чехов в газетах и журналах. Нет почти ни одного вида журналистской работы, которой бы он не испробовал: театральные рецензии, репортерские заметки из зала суда, надписи к рисункам, анекдоты, пародии, статьи о положении приказчиков, о виновниках железнодорожных катастроф, рассказы...
Эта разносторонняя деятельность Чехова, часто писательство по заказу, была тяжела и подчас неприятна, но она выработала известную гибкость, изобретательность художника и публициста, умение по-новому подойти к избитой теме, быть кратким, но ярким и убедительным. «Умею коротко говорить о длинных вещах», - не без гордости признавался Чехов.
Наиболее длительным и постоянным было сотрудничество Антона Павловича в московском «Будильнике» и в петербургских «Осколках» - юмористическом журнале, издававшемся известным в 80-е годы XIX века журнальным предпринимателем и литератором Н.А.Лейкиным. (Приложение III)
Выходец из купеческо-приказчичьей семьи и сам в молодости служивший приказчиком, Лейкин в 60-х годах начал сотрудничать в демократических журналах: в «Искре», «Современнике», «Неделе», помещая там небольшие очерки и рассказы из жизни купечества и «гордого» мещанства. Он был знаком с Н.А. Некрасовым, Г.И. Успенским, Н.Г. Помяловским, Ф.И. Решетниковым.
В письме от 10 июня 1883 года Лейкин предложил Чехову «принять на себя составление «Осколков московской жизни»: « Писать обозрение я Вас попросил бы два раза в месяц, то есть через номер». Лейкин высказал пожелание, чтобы обозрение было «по возможности поюмористичнее» и определил задачи фельетониста как обличительные: «Говорить надо обо всем выдающемся в Москве по части безобразий, вышучивать, бичевать, но ничего не хвалить и ни перед чем не умиляться. «Осколки», как Вы видите, не для похвал. Что хорошо, то и пусть будет хорошо». Оговорены были источники информации: «Можно брать факты и из газет, но, разумеется, стараться освещать их по-своему, объем обозрений «должен быть от 100—120 строк» и «гонорар буду считать тот же, что и за рассказы».
С 1883 по 1885 год Чехов, действительно, «исправно» вел фельетонное обозрение московской жизни за подписями «Рувер» и «Улисс». В этих обозрениях нашли отражение многие недостатки общественной и частной жизни, быта Москвы того времени. В его фельетонах, наряду с «сезонной» тематикой (дачные приключения – летом, новогодние происшествия – зимой и т.п.), можно найти отклики на театральную и литературную жизнь, описание увеселительных мест, обличение судебных и железнодорожных непорядков.
Лейкин прямо требовал от Чехова «занимать читателей глупостями», а тот пишет, прежде всего, о самом городе, о Москве, и в большой степени — как врач-гигиенист. Сказывается специальное образование, собственная врачебная практика и чтение медицинской литературы (например, газеты «Врач»). Угроза эпидемии холеры, антисанитарное состояние ночлежных домов, «мерзости мещанской богадельни», грязь на фабриках «генералов по съестной части», нехватка в Москве чистой питьевой воды, допотопные способы лечения людей и варварское обращение с животными - все эти факты собираются в общую картину запустения! За ней стоит требование разумного устройства жизни — опрятной, цивилизованной, человечной, согласованной с доводами науки и с простым здравым смыслом».
Думаю, некоторые из затронутых проблем остаются актуальными и для современных городов.
Еще одна тема – газетомания, охватившая Москву в 80-е годы XIX века. Чехов издевается над многочисленными предпринимателями и авантюристами, выступающими в роли редакторов газет и журналов: «Хотят издавать все, помнящие родство и не помнящие, умные и неумные, хотят страстно, бешено».
Из хроники ежедневной жизни вырастает и тема духовного убожества. Сами по себе факты, использованные Чеховым при составлении фельетонов, порознь можно найти в прессе, но точка зрения в «Осколках московской жизни» — специфически чеховская. Несколько раз на их страницах упоминается о том, как купцы «стрескали» дрессированную свинью клоуна Танти, просто заплатив за нее! Это становится синонимом варварского удовольствия. Примитивные развлечения говорят о духовно скудной жизни московского обывателя.
Извлекаются Чеховым из потока ежедневной жизни и уроки нравственности. Этике в отношении коллег учат отрывки о судебных процессах — о кляузах, доносах, распрях между владельцами журналов, о плагиате, клевете; очерки других судебных разбирательств ставят вопрос о нравственных основах семьи, свободе от меркантильных интересов. Антон Павлович пишет о любителях «проехаться на дармовщинку», «купить задешево дорогой товар», и из этого возникает разговор о человеческом достоинстве, продолженный позднее в фельетоне «Наше нищенство».
Цикл фельетонов Чехова вобрал в себя огромный материал его жизненных наблюдений. Многое в спешке было как бы сфотографировано и лишь потом проявилось в образах, фабулах, речевых характеристиках чеховских персонажей. Образы равнодушных к чужой нищете - «сытых» - которые «глотают устриц» (очерк 9), или, например, мальчиков-лавочников (очерк 8), соотносятся с рассказами «Устрицы» и «Ванька». В одном лишь выражении «побалбесили в маскараде Большого театра» (начало очерка 38) заключена характеристика поведения героя рассказа «Маска».
Даже фундаментальный труд Чехова «Остров Сахалин» был предварен в « Осколках московской жизни» его замечаниями о диссертации Д. А. Дриля «Малолетние преступники» (очерк 50) и статьей о мальчиках, отданных в услужение торговцам, этих «маленьких каторжниках» которых нещадно бьют и эксплуатируют лавочки, их жены и приказчики (1883, № 41),
Очень интересны сатирические зарисовки Чехова, которые позднее превратились в его лучшие рассказы, обличающие полицейский произвол, весь общественно-политический строй царской России. В «Осколках» за 1883 год № 4 за подписью «Человек без селезенки» писатель напечатал так называемые «Случаи мании величия», где описал отставного капитана, который «помешан на тему: сборища воспрещены». Другой отставной деятель, бывший урядник «помешан на тему: а посиди-ка, братец!». Третий тип, страдающий манией величия, - акцизный, помешан на идее: «гласность – фря!». Нетрудно угадать «героев» наиболее острых и зрелых произведений Чехова-беллетриста: Пришибеева, человека в футляре и других.
Но всё же много места в «Осколках» у А.П.Чехова отводится таким безобидным темам, как ловля женихов, обжорство на масленице, злые тёщи, дачные приключения.
Слава незаурядного юмориста пришла к Чехову, но она не вскружила ему голову. Весёлый, «беззаботный», он начинает серьёзно задумываться над ролью юмористики, над ролью сатирической, юмористической печати. Свидетельством этому является рассказ «Мария Ивановна», особенно - знаменитый «тост прозаиков», произнесенный на юбилее «Будильника» в 1885 году: «А её (юмористическую печать), - пишет Чехов в 1884 году в рассказе «Мария Ивановна», - нельзя закрывать ни на один день, читатель. Хотя она и не возбуждает в вас ни смеха, ни гнева, на радости, но всё же она есть и делает своё дело. Без неё нельзя… Если мы уйдём и оставим наше поле хоть на минуту, то нас тотчас же заменят шуты в дурацких колпаках с лошадиными бубенчиками… да юнкера, описывающие свои нелепые любовные похождения по команде: левой! правой! Я должен писать, несмотря ни на скуку, ни на перемежающуюся лихорадку… Должен, как могу и как умею, не переставая. Нас мало, нас можно пересчитать по пальцам. А где мало служащих, там нельзя проситься в отпуск, даже на короткое время».
Лейкин очень быстро оценил способности Чехова и стал дорожить его сотрудничеством в качестве фельетониста-обозревателя и автора рассказов. Но Чехову-журналисту было тяжело в душной обстановке 80-х годов. «Умно вы сделали, - писал он в одном из писем Лейкину в 1885 году, - что родились раньше меня, когда легче дышалось и писалось», т.е. писатель вспоминает 60-е годы, когда начиналась журналистская деятельность Лейкина. Антон Павлович недоволен своим положением газетчика-юмориста, сотрудника мелкотравчатой развлекательной и нередко пошловатой прессы. «Газетчик – значит, по меньшей мере, жулик, - пишет он своему брату, имея в виду буржуазную прессу 80-х годов – я в их компании, работаю с ними, рукопожимаю, и говорят, издали стал походить на жулика. Скорблю и надеюсь, что рано или поздно изолирую себя, а la ты», и далее: «Я газетчик, потому что пишу много, но это временно…оным не умру» (май 1883).
Антон Павлович уже в это время почувствовал, что не останется надолго в лоне юмористической журналистики. В 1886 году выходит первый сборник его произведений «Пестрые рассказы», принёсший писателю известность и признание. Чехов понял, что он должен «скорее выбраться оттуда, куда завяз…» (Письмо Д. В. Григоровичу).
Но путь Чехова в «большую» литературу, в лучшие журналы лежал через газету «Новое время» А.С. Суворина. (Приложение IV) В 1886 году Чехов опубликовал в ней рассказ «Панихида» и с тех пор несколько лет работал у Суворина. Сотрудничая с «Новым временем», Чехов напечатал, кроме многочисленных рассказов, несколько публицистических статей: «Московские лицемеры» - статья, направленная против московского дворянства (1888), «Люди подвига» (1888), посвященную выдающемуся русскому географу и путешественнику Пржевальскому, большую статью «Фокусники», написанную в соавторстве с другим лицом (1891). В ней обличались порядки в Московском зоопарке, где отсутствовала серьезная научная работа.
В неустанной литературной работе мастерство Чехова постоянно растёт. Благодаря Чехову короткий рассказ прочно закрепился не только в юмористической журналистике, но и на газетной полосе.
В рассказы-миниатюры талантливый писатель вложил глубокое содержание, которое подчас по своему значению соперничало с содержанием романов и повестей. Чехов добился в них небывалой емкости, не нарушая при этом основных требований жанра («Злоумышленник», «Дочь Альбиона» и др.). Жесткие рамки излюбленного газетчиками-юмористами жанра – короткого рассказа – были взорваны изнутри.
Во второй половине 80-х годов Чехова приглашают сотрудничать многие столичные издания: журнал «Русская мысль», «Всемирная иллюстрация» и другие. Отклонив ряд предложений, Антон Павлович в 1888 году начинает работать в журнале «Северный вестник». (Приложение V) Здесь печатаются его знаменитые рассказы «Степь», «Огни», «Скучная история». Это было время, когда негласным соредактором журнала был Михайловский Н.К., публицист, социолог, литературный критик, теоретик народничества, наш земляк (родившийся в Мещовске!!!), а редактором беллетристического отдела - А.Н.Плещеев, русский писатель, поэт, переводчик; литературный и театральный критик. Тогда в «Северном вестнике» печатались многие бывшие сотрудники закрытых в 1884 году «Отечественных записок», а также Короленко, Менделеев, Миклухо-Маклай и некоторые другие.
В 1891 году сотрудничество с «Северным вестником» прекращается, и в 1892 году Чехов, благодаря участию В.Г.Короленко, входит в редакцию журнала «Русская мысль», где дебютирует «Палатой №6».
Глава 2. Журналистский и человеческий подвиг Чехова - поездка на Сахалин.
А годом раньше, в 1890 году, происходит очень важное событие в жизни писателя – поездка на Сахалин, результатом которой явилась известная книга очерков об этом крае – «Остров Сахалин». Что побудило Чехова к этой поездке?
Не раз русская легальная печать в осторожных выражениях, а нелегальная - в самых резких указывала на факты жестокого обращения в Сибири с политическими заключенными. Правительство оставалось абсолютно глухим ко всем этим сообщениям. Но вот на страницах нью-йоркского журнала «The Century illustrated Monthly Magazin» появилась серия статей американского журналиста Джорджа Кеннана «Сибирь и ссыльная система», написанная после посещения им Сибири в 1885-1886 годах, и царское правительство сразу забеспокоилось о своем престиже, проявило явную нервозность, стремясь опровергнуть неопровержимые факты. В 1894 году распространение очерков Кеннана было запрещено. «Как ни странно, но это правда, на русские правящие круги большее впечатление производит европейская молва, чем вопли всей России от Белого до Черного моря», - справедливо негодовал в связи с этим С.М. Степняк-Кравчинский, российский революционер-народник, занимающийся публицистической и журналистской деятельностью.
Вспоминая 80-е годы, кадетский летописец печати В. Розенберг с горьким упреком в адрес прессы писал: «Многое из того, что заботит и занимает русское общество, что составляет для него истинную злобу дня, если и появляется в русской печати, то не иначе, как потеряв интерес новизны и даже современности. О многих событиях русской жизни, не о таких, которые составляют дипломатическую или только канцелярскую тайну, а о таких, которые совершаются у всех на глазах, на улицах, в общественных собраниях и других доступных публике местах, русская печать обыкновенно дает отчет лишь по воспоминаниям современников».
Смею предположить, что А.П.Чехов знал об очерках Кеннана, может быть, даже читал их, и они не оставили его равнодушным к проблемам ссыльных. Чувство моральной ответственности за те безобразия и беззакония, которые творились на окраинах Российской империи, желание увидеть, изучить доселе неизвестные пределы нашей родины, познать жизнь народа и вместе с тем принести пользу, обогатить свою память новыми впечатлениями - стремление, вполне понятное для всякого серьезного писателя и журналиста - плюс очерки американского журналиста - вот что побудило Антона Павловича отправиться в весьма опасное путешествие!
Поездке Чехова предшествовало изучение писателем материалов, относящихся к истории острова, его географии и климату, жизни и быту ссыльнокаторжных. Антон Павлович прочитал большое количество и научной литературы. Поездка на Сахалин была по тем временам утомительной и далеко небезопасной. Великой Сибирской железной дороги еще не было. От Тюмени нужно было ехать в тарантасе четыре тысячи (!) верст. Антон Павлович хорошо знал, что его ждут и дорожная грязь, и разливы могучих сибирских рек, и жестокая тряска, и множество других испытаний, тяжелых и для вполне здорового человека. А он незадолго перед тем отказался от предложения об одной приятной поездке по той причине, что в вагоне у него всегда усиливается кашель. Но что значит вагонная тряска в сравнении с тарантасной, к тому же, продолжающейся не день, не два, а многие недели! Антон Павлович едет через Ярославль по Волге и Каме до Перми, по железной дороге до Тюмени, а затем на лошадях по бездорожью Сибири. (Приложение VI)
Несмотря на трудности пути, Антон Павлович чувствует прилив сил, бодрое настроение охватывает его. Он говорит в очерках «Из Сибири»: «На Енисее жизнь началась стоном, а кончится удалью, какая нам во сне не снилась. На этом берегу – Красноярск... а на том – горы, напоминавшие мне о Кавказе, такие же дымчатые, мечтательные. Я стоял и думал: «Какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем эти берега!»
Намерение Чехова всем его родным и знакомым казалось непонятным, а он отшучивался, стремился представить поездку легкомысленной - просто желанием «встряхнуться». А когда уж очень приставали с расспросами, то он делал серьезный вид: хочу написать научный труд, диссертацию о Сахалине и тем самым хоть отчасти заплатить свой долг медицине - своей «законной жене», которой изменил для литературы - своей «любовницы».
Письма Чехова с дороги (печатались в «Новом времени») – яркие образцы дорожных корреспонденций, очерков как по стилю и языку, так и по содержанию. Их автор увидел по пути много глубокого, тяжёлого, столкнулся с диким произволом и хамством царских чиновников, кулаков и жандармов, с запущенностью сибирского тракта – единственной магистрали, связывающей огромную территорию Сибири с Центральной Россией, убедился в экономической отсталости богатейшего края: «Многое я видел, и многое пережил, и всё чрезвычайно интересно и ново для меня, не как для литератора, а просто как для человека».
Чехова поразили светлые картины народной жизни, героизм труда сибирского населения, его высокие моральные качества. В одном из путевых очерков «По Сибири» он восклицает: «Какие хорошие люди…! Боже мой, как богата Россия хорошими людьми!» Антон Павлович любовался могучими сибирскими реками, суровой тайгой, богатой природой сибирского края. Все виденное вселяло в него гордость за свою родину, внушало бодрость, уверенность в лучшем будущем.
Очерки Чехова, составившие впоследствии книгу «Остров Сахалин», печатались в журнале «Русская мысль» как путевые заметки на протяжении 1893 и первой половины 1894 года.
Книга состоит из 23 глав. Еще в период подготовки к путешествию на Сахалин Чехов определил жанр будущей книги, ее научно-публицистический характер. По мнению исследователей, еще в процессе работы над черновиком определилась структура всей книги: главы I–XIII строятся как путевые очерки, посвященные сначала Северному, а потом Южному Сахалину; главы XIV–XXIII – как очерки проблемные, посвященные отдельным сторонам сахалинского образа жизни, сельскохозяйственной колонизации, детям, женщинам, беглым, труду сахалинцев, их нравственности и т.д. В каждой главе автор пытался передать читателям основную мысль: «Сахалин это – ад!» Даже названия глав подтверждают эту мысль автора: «Александровская ссыльнокаторжная тюрьма», «Общие камеры», «Кандальные», «Каторжные работы в Александровске», «Экс-палач Терский», «Казармы для семейных», «Дуйская тюрьма», «Каменноугольные копи», «Воеводская тюрьма», «Прикованные к тачкам» и другие.
Поездка не только обогатила нашу литературу очерками о Сахалине, она обогатила духовный мир самого Чехова, расширила его кругозор, подняла его идейное сознание. Работая над очерками, готовя их к печати, Чехов вновь обращается к исследованиям и книгам об этом крае. Ему хотелось дать наиболее точное, научное и художественное описание острова Сахалина.
«Вчера я целый день возился с сахалинским климатом, - сообщал Чехов одному из своих корреспондентов. – Трудно писать о таких штуках, но все-таки, в конце концов, поймал чёрта за хвост. Я дал такую картину климата, что при чтении становится холодно».
Книга о Сахалине сочетала в себе глубину и точность подлинно научного исследования с художественностью. Она явилась сильным разоблачающим документом, хотя повествование в ней ведётся внешне беспристрастно, без обличительных монологов и восклицательных знаков. Но Чехов достигал тем большей силы воздействия на читателя, чем объективнее и «спокойнее» выглядело его богатое по содержанию исследование. Писателя не увлекли, не соблазнили занимательность биографии и сенсационность проступков отдельных каторжников (Соньки – «Золотой Ручки», например), как это случилось с журналистом В. М. Дорошевичем, посетившим Сахалин после Чехова и тоже написавшим книгу о Сахалине.
Чехов рассказывает о тяжелых условиях жизни и труда каторжных и вольнонаёмных, что усугублялось тупостью и недобросовестностью мелких чинов царской администрации, их наглостью и произволом. Русское правительство, администрация Сахалина не могли организовать на этом богатом острове сколько-нибудь сносного земледелия, рыбных и морских промыслов. Угольные разработки находились в руках паразитической акционерной компании «Сахалинка», которая, пользуясь даровым трудом каторжников и правительственной дотацией, ничего не сделала для развития угольного промысла. Труд каторжников был не организован, неэффективен, поэтому местное русское население постоянно голодало, не имея сносных жилищ, хотя кругом было много леса и камня. Русская администрация не знала даже точно, сколько населения на острове, и Чехов проделал огромную работу, проведя перепись населения Сахалина. Вставая ежедневно в 5 часов утра и работая до поздней ночи, он сделал страшный вывод: «Мы сгноили в тюрьмах миллионы людей, сгноили зря, без рассуждения, варварски… Виноваты не смотрители, а все мы». Горькие строки… Строки земского врача, бескорыстно «обслуживающего» 25 (!) деревень…Кстати, по сообщению РИА-новостей, перепись населения 2010 года опиралась на исследования Чехова! (см. интернет-источники)
Ссыльнокаторжные и свободные поселенцы на Сахалине ничем по существу не отличались друг от друга ни в правовом отношении, ни по условиям жизни. Большое число невинно осужденных жили вместе с закоренелыми преступниками. Каторжник или его дети – свободные поселенцы – могли быть отданы в услужение частному лицу, чиновнику, надзирателю, и в этом случае должны были исполнять его волю, работать на него. «Это не каторга, а крепостничество», - возмущенно писал Чехов.
Никто на острове не думал о детях ссыльнокаторжных и лицах, отбывающих наказание. Школьное дело было поставлено неудовлетворительно. Особенно писателя возмущала вынужденная проституция подростков, телесные наказания, которым подвергались ссыльные и поселенцы.
Результатом его деятельности на острове стали 10 тысяч статистических карточек и множество уникальных данных о труде и условиях жизни каторжников и крестьян. Эти карточки стали свидетельством крайней нищеты и безграмотности местного населения. Вопрос о грамоте Чехов задавал всем, лично обходя все дома жителей Корсаковки, Михайловки, Красного Яра, Армудана, Арково.
К примеру, на момент чеховской переписи на острове проживало 28,113 тысячи «душ», в том числе 7,641 тысячи женщин. Уровень грамотности среди крестьянского населения Чехов оценил как очень низкий. Отметил он и огромную половую диспропорцию: «на 1 тысячу мужчин приходилось 372 женщины».
Никакие благие распоряжения и инструкции правительства не в состоянии были изменить положения на острове, о котором говорили: «Вокруг море, а посередине горе». Сахалин, действительно, был «проклятым островом». Но почему? Потому что порядок жизни определялся произволом администраторов.
Но если это так, то вся Россия – остров Сахалин, ибо в каждой губернии тот же дикий произвол администрации, как и на Сахалине!!! Да! Вся Россия 80-х годов XIX века напоминала Чехову огромную тюрьму, отданную во власть царских администраторов. В этом отношении «Остров Сахалин» перекликается с рассказом «Палата № 6».
В своих очерках Чехов повествует о высокомерном, грубом, несправедливом обращении царских чиновников с местным населением – гиляками и айно. «Численность гиляков постоянно уменьшается, - констатирует писатель, - места, отводимые им для поселения, крайне неблагоприятны для жизни, и это ведёт к вырождению целой народности». (Актуально для нас? - Конечно! Вспомним повесть Платонова «Джан».)
«Издевательства администрации, суровый климат и стремление к свободе, присущее человеку и составляющее, при нормальных условиях, одно из его благороднейших свойств, гонят ссыльного и поселенца с Сахалина, - говорит Чехов, - поэтому ни о какой серьезной колонизации острова речи быть не может. Царское правительство в этом отношении неизмеримо отстаёт даже от частных предпринимателей- японцев, которое сумели на Сахалине наладить рыболовный промысел». (Опять актуально!)
То, чего не удалось сделать американскому журналисту Джорджу Кеннану, осуществил Антон Павлович Чехов. Книга «Остров Сахалин» произвела эффект «разорвавшейся бомбы» и в научных кругах, и в среде простых читателей, тем более что Чехов привез с собой фотографии, с которых на сытых обывателей смотрели глаза несчастных обитателей острова. (Приложение VII)
Книга приковывала внимание к язвам русской жизни, будила общественное сознание. Общественное мнение заставило правительство назначить комиссию на Сахалин для упорядочения положения. Современники писателя считали, что некоторые реформы в области ссылки и каторги в России 1890-х годов были проведены отчасти под воздействием книги Чехова.
Очерки о Сахалине вместе с путевыми заметками о Сибири свидетельствуют о большом таланте Чехова-журналиста.
Именно там, на Сахалине, чистая душа писателя заболела болью всей России. Без этой боли не было бы того Чехова, которого знает сейчас весь мир. Его поездка – это глубоко обдуманный, не по годам мудрый шаг.
Чехов-журналист - явление уникальное. Творя в период реакции, когда крылатой становится фраза: «Наше время - не время великих задач», а жизнь казалась бесперспективной, зашедшей в тупик, появляется человек, который и словом, и делом подтверждает мысль о том, что «на земле всегда есть место подвигу».
журналистика», 1971.
Интернет-ресурсы
Приложение I
первые журналы, с которыми сотрудничал Чехов
Приложение II
А.П.Чехов – студент медицинского факультета Московского университета
Приложение III
редакционный день в «Будильнике» журнал «Осколки»
2-й справа - Чехов
Н.А.Лейкин – редактор журнала «Осколки»
Приложение IV
А.С. Суворин – редактор газета «Новое контора товарищества Суворина
газеты «Новое время» время» «Новое время» в Петербурге
Приложение V
Санкт-Петербургский Н.К.Михайловский А.Н.Плещеев
«Северный вестник»
Приложение VI
маршрут поездки А.П.Чехова на Сахалин
Приложение VII
Чехов в 1890 году книга «Остров Сахалин» с автографом автора
каторжники на пароходе каторжники, прикованные к тачкам
Софья Блювштейн, знаменитая Сонька Золотая Ручка, в кандалах. Чехов посетил ее на Сахалине, откуда она уже не вернулась.
рабочие, откатывающие вагонетку в кандалах…
с углем от устья штольни, рудник
Дуэ (из коллекции Чехова)
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Зимняя сказка
Иван Васильевич меняет профессию
Любили тебя без особых причин...
Как нарисовать ветку ели?