Изучив данную работу можно:
1. Узнать историю праздника и как его отмечают.
2. Познакомиться с жанрами устного народного творчества.
3. Выяснить какие жанры устного народного творчества связаны с празднованием Масленицы. рассмотреть традиции русской Масленицы, познакомиться с устным народным творчеством о масленице.
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_nasti_word.docx | 46.91 КБ |
kopiya_maslenitsa.pptx | 2.68 МБ |
МАСЛЕНИЦА В УСТНОМ НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ
Выполнила: Колупаева Анастасия
Ученица 2 «В» класса МОУ «СОШ №31»
Учитель: Латыпова
Елена Константиновна
Введение
Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это - веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Это много обрядов, игр, конкурсов, это вкусные лакомства. Масленица - один из самых любимых в народе праздников. На переломе от зимы к весне на Руси исстари на Масленицу как бы повторяли зимние Святки. Но и религиозным праздником её назвать не следует. По красоте, поэтичности и озорству это один из самых продолжительных и весёлых предвесенних праздников в канун Великого поста.
Музыкальная школа тоже не осталась в стороне и на уроках слушания музыки мы затрагивали эту тему, потом мне захотелось получше разобраться в истоках этого праздника, и, конечно в особенностях празднования.
Цель работы - рассмотреть традиции русской Масленицы, познакомиться с устным народным творчеством о масленице.
Задачи:
Глава 1 Масленица
1.1 История праздника.
Некоторые историки считают, что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Однако это еще не все о значении Масленицы. Для славян она долгое время была и встречей Нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной», а то и «разорительницей».
С введением христианства изменился и обряд празднования. Масленица получила свое название от церковного календаря, потому что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим Постом, разрешается вкушение сливочного масла, молочных продуктов и рыбы, по-другому эта неделя в Православной Церкви именуется сырной, сырницей. Дни масленицы меняются в зависимости от того, когда начинается Великий пост. В Православной церкви считается, что смысл Сырной седмицы — примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту — время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. В храмах начинают совершать великопостные службы.
Традиционное кушанье масленицы - блины. Они имеют свою историю, ещё более древнюю, чем сам обычай. Полагают, что первые лепёшки из кислого теста, что-то наподобие блинов, начали печь в Египте 4-5 тыс. лет назад. На Руси блины знали очень давно. Но поначалу они были атрибутом поминок; первый блин отдавали нищим, чтоб усопших помянули. А уж после под блины стали петь да плясать, масленицу провожать. И так лихо провожали, что после праздника говорили: «Масленица - объедуха, деньгам приберуха!»
Блины, блинчики, оладушки пеклись на Руси весь год, но все же именно они стали главным угощением и символом праздника Масленицы, видимо потому, что круглый румяный блин похож на жаркое летнее солнце, которого ждали всю долгую зиму. Каждая хозяйка имела свой особенный рецепт приготовления блинов. Рецепт этот передавался из поколения в поколение, от матери к дочке, потом к внучке и дальше. Пекли блины из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, иногда с добавлением пшенной или манной каши, картофеля, тыквы, яблок, сливок. В деревнях опару ставили еще в ночь на понедельник, чтобы с утра, к завтраку, на столе уже высилась стопка ароматных блинчиков «с пылу, с жару».
1.2 Распорядок проведения праздника.
Каждый день масленичной недели имеет свое название и определяет, что делают в этот день и как его празднуют.
Понедельник - встреча. К этому дню достраивались горы, качели, балаганы. Те, кто побогаче, начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших. С понедельника начинали печь блины. Кажется - чего уж проще! Ан, нет. К молодым, которые впервые встречали Масленицу самостоятельно, с утра пораньше приходила теща, чтобы научить дочерей печь хорошие блины. В этот день свекор со свекровью отправляли невестку на целый день, с самого раннего утра, к отцу с матерью. Кто думает - погостить-отдохнуть, ошибается. Невестка должна была помочь по хозяйству, так как вечером в понедельник свекор со свекровью отправлялись в гости к сватам. За блинками, не торопясь, договаривались о том, в какие дни кому из родни визиты наносить, как всю эту неделю праздновать.
Вторник - заигрыши. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: «У нас де горы готовы и блины испечены - просим жаловать». Главное в заигрышах - любовная тема. Молодоженам разрешалось даже целоваться прилюдно; холостые парни высматривали себе невест, а девушки оценивающе поглядывали на суженых. Для того и устраивались ледяные горки, засылались в нужные дома специальные "позыватки", родители пекли горы блинков - чтоб парни и девушки вместе побыли, повеселились, пообнимались, конечно, под неусыпным родительским оком.
Среда - лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей. В этот день зятья к тещам приходят на блины. К счастью, в современных семьях зятьев немного - в лучшем случае, один-два. А раньше накормить полдюжины зятьев было делом разорительным. Отсюда и присказка "Масленица-объедуха - денег приберуха". Но ничего не попишешь: "хоть себя заложи, а Масленицу проводи!" Тещины блины - это по обычаю целый пир. Уж каких только не напечет - и маленьких, и больших, и молочных, и пряженых, и с икрой, и с селедочкой. А уж о напитках и речи нет - только бы на ногах устоять. Попробуй зятю не угодить, ведь дочка - родная кровь, ей потом выслушивать.
Четверг - широкий разгул. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: ледяные горы, балаганы, качели, катание на лошадях, карнавалы, кулачные бои (стеношный бой), шумные пирушки. С четверга Масленица действительно становилась широкой - гулянье на Девичьем поле привлекало все больше народу, билеты в театр можно было достать только у барышников, на улицах чувствовалось приятное оживление... Вот когда начинается настоящий разгул! Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать. Особенно дети. Теперь уж точно по домам не пойдешь: никто дверь не откроет. Но в деревнях нет-нет, да и услышишь детские голоса: "Трынцы-брынцы, пеките блинцы! Мажьте масленее, будет вкуснее! Трын-трынца, подайте блинца!" Гостевания продолжаются - с подарками, с хмелем, ведь не все коту Масленица, надо успеть нагуляться перед Великим постом.
Пятница - тёщины вечерки. Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами. Говорят, "у тещи зятек - любимый сынок". Пятница на «масленичной» недели по народным поверьям зовется «тещины вечерки». Этими вечерками зятья приглашали тещу с тестем в свой дом на блины. Это был целый ритуал со своими традициями, передававшимися из поколения в поколения. В этот день молодые звали в гости не просто так, на угощенья, но и еще для того, чтобы поучиться уму разуму у старших, выслушать их полезные советы и добрые напутствия, которые пригодятся молодым для дальнейшей жизни. И родители жены очень ждали этого дня и всегда были рады и горды, что их дети не забывают о них и ждут их к себе в гости. А сам ритуал состоял в следующем, каждая теща должна накануне, вечером отослать в дом зятя всю утварь: сковороды, плошки, котел и т. д., для замеса теста, а тесть в свою очередь должен был поставить все продукты, чтобы новоиспеченный зять смог замесить опару и испечь вкусные блины к приходу дорогих родственников. В пятницу уже закрывались конторы и магазины, прекращалась работа в мастерских, даже дети освобождались от учения. Правда, эти дни ни официальными, ни церковными праздниками не считались. Но кто же работал в конце Масленой недели?
Суббота - золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовкам подарки. По семейным домам созывались гости. Жутко себе представить, сколько при этом съедалось блинов и выпивалось вина и водки. Это чрезмерное невоздержание, этот масленичный разгул объяснялся упорно державшимся старинным взглядом, что не потешиться в широкую Масленицу - значит «жить в горькой беде и жизнь худо кончить». После обильных застолий отправлялись с ледяных гор кататься, потом на кулачках биться – «блины вытряхивать». Кулачные бои на Масленицу - отголосок древней военной потехи - были очень распространены. А проводились они обычно тремя способами: один на один, стенка на стенку и свалка. Гвоздем же масленичных потех бывали грандиозные катания на тройках. Тут же во время катания устраивались смотрины купеческих сынков и дочек для того, чтобы поженить их на Красную горку после Пасхи.
Последний день Масленицы - Прощеное Воскресенье. В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело - символ зимы. Провожают зиму до следующего года. Все просят друг у друга прощения, освобождаясь от грехов перед Великим постом. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: «Бог простит». «Прощенное», самый лучший день масленицы. В этот день принято просить прощения за все плохое и прощать тех, кто просит прощения у тебя. А еще, было принято сжигать масленицу из соломы, этим самым люди прогоняли зиму, и звали весну. В последний день масленицы уже можно было пить спиртное и веселиться, веселиться до упаду. Строили снежные городки, катались с горок, жгли костры, пели песни.
Глава 2 Устное народное творчество
Вплоть до конца 10 века восточные славяне, уже создавшие собственное государство - Киево-Новгородскую Русь, - не знали письменности. Лишь после принятия христианства в 988 году русичи обрели письменную литературу. Однако даже спустя годы и столетия основная часть населения оставалась неграмотной. Поэтому многие словесные произведения не записывались, а передавались из уст в уста от поколения к поколению. Произведения эти стали называться фольклором, или устным народным творчеством.
К жанрам русского устного народного творчества относятся
- песни,
- былины,
- сказки,
- загадки,
- легенды,
- пословицы и поговорки.
Большинство фольклорных произведений существует в стихотворной (поэтической) форме, так как стихотворная форма позволяла легко запоминать их и передавать многим поколениям людей на протяжении нескольких столетий.
ПЕСНЯ – это словесно-музыкальный жанр, небольшое лирическое или лирико-повествовательное произведение, предназначенное для пения. Виды песен: исторические, обрядовые, плясовые, лирические. В народных песнях выражаются чувства отдельного человека и в то же время многих людей. В песнях отражаются любовные переживания, размышления людей о нелегкой судьбе, события семейной и общественной жизни. Часто в народных песнях используется прием параллелизма, когда настроения лирического героя переносятся на природу:
Нет у ноченьки светлого месяца,
Нет у девицы родного батюшки…
Исторические песни связаны с различными историческими событиями и личностями: «Ермак готовится к походу на Сибирь» - о завоевании сибирских земель, «Степан Разин на Волге» - о народном восстании под предводительством Степана Разина, «Пугачев в темнице» - о крестьянской войне, которую вел Емельян Пугачев, «Под славным городом под Полтавой» - о битве армии Петра I со шведами. В народных исторических песнях повествование о каких-либо событиях сочетается с сильным эмоциональным звучанием.
Обрядовые песни – это песни, связанные с различными праздниками или календарными обрядами, сопровождающие, например, свадьбу, сбор урожая, молотьбу, праздник Рождества Христова, масленицу и др.
БЫЛИНА (термин ввёл в 19 веке И.П. Сахаров) - героическая песня эпического характера. Возникла в 9 веке как выражение исторического сознания русского народа. Главные герои былин - богатыри, воплотившие народный идеал патриотизма, силы и мужества: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Микула Селянинович, а также великан Святогор, купец Садко, буян Василий Буслаев и другие. Сюжет былин составляет жизненная основа, обогащённая фантастическим вымыслом: герои борются с чудовищами, одолевают в одиночку полчища врагов, мгновенно преодолевают большие расстояния.
Былины следует отличать от СКАЗОК - произведений, основанных на вымышленных событиях. Сказки бывают волшебные (с участием фантастических сил, с добыванием чудесных предметов и т.п.) и бытовые, в которых изображены обычные люди - крестьяне, солдаты, работники, короли или цари, принцы и принцессы - в обыденной обстановке. Сказка отличается от других произведений оптимистичным сюжетом: добро всегда побеждает, а злые силы или высмеиваются, или терпят поражение.
В отличие от сказки, ЛЕГЕНДА представляет собой устный народный рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ, невероятное событие, которые воспринимаются рассказчиком и слушателем как достоверные. Существуют легенды о происхождении стран, народов, морей, о подвигах или страданиях реально существовавших или вымышленных героев.
ЗАГАДКА - иносказательное изображение предмета или явления, обычно основанное на метафорическом сближении. Загадки предельно кратки, имеют ритмическую структуру, что нередко подчёркивается рифмой. (На плешь капнешь, вставишь, попаришь, вынешь, поправишь. (Пекутся блины.) )
ПОСЛОВИЦА - краткое, ритмически организованное образное народное изречение, афористическое высказывание. Имеет обычно двухчастную структуру, подкреплённую ритмом, рифмой, ассонансами и аллитерациями. (Не все коту Масленица, бывает и Великий пост).
ПОГОВОРКА - образное выражение, оценивающее какое-либо явление жизни. В отличие от пословицы, поговорка представляет собой не целое предложение, а часть высказывания. (Масленица семь дней гуляет).
В своей работе «Масленица в устном народном творчестве» я рассмотрю лишь некоторые жанры, такие как песня, загадка, пословица и поговорка.
Глава 3 Масленица в устном народном творчестве
3.1 Песни
Песни на масленицу являются обрядовыми, т. к. связаны с обрядом проводов зимы и встречи весны. Характеризуя масленичные песни, можно отметить, что в них ее, Масленицу, ругают, высмеивают, призывают возвратиться, называют шуточными человеческими именами: Авдотьюшка, Изотьевна, Акулина Саввишна и т. д.
Дорогая наша Масленица,
Авдотьюшка Изотьевна!
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, триаршинная,
Лента алая, двуполтинная,
Платок беленький, новомодненький,
Брови черные, наведенные,
Шуба синяя, ластки красные,
Лапти частые головастые,
Портянки белые, набеленные!
(Подмосковье)
В русских масленичных песнях пелось об изобилии: масла и сыру (творогу) якобы заготовлено было так много, что ими умащивали гору для катания на санках:
Ай, как мы масленицу дожидали,
Дожидали, люли, дожидали.
Сыром горушки укладали,
Укладали, люли, укладали.
Сверхом маслицем поливали.
Ах ты масленица, будь катлива,
Будь катлива, люли, будь катлива…
(Красноярский край)
А мы Масленицу встречали,
Повстречали, душа, повстречали,
На горушке побывали,
Блином гору выстилали,
Сыром гору набивали,
Маслом гору поливали,
Поливали, душа, поливали.
В первый день праздника дети обходили избы деревни, поздравляли с наступлением масленицы и выпрашивали блины.
Тин-танка,
Подай блинка,
Оладышка-прибавышка,
Масляный кусок!
Тетушка, не скупися,
Масляным кусочком поделися!
Ах ты Домнушка,
Красно солнышко!
Вставай с печи,
Гляди в печь, Не пора ли блины печь! – пропев под окнами такую песенку, владимирские ребятишки входили в дом и просили: «Подайте широкой Масленице!» Если хозяйка подавала мало, ребята убегали со словами:
Паршивые блины
По аршину длины!
После обеда дети собирались на горе и, скатываясь, выкрикивали:
Широкорожая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
Не отставали от ребят и взрослые. В один из первых дней они тоже ходили от дома к дому и собирали «на Масленицу», припевая (Приложение 1):
Масленица-кривошейка,
Состречаем тебя хорошенько!
С блинцами,
С каравайцами,
С вареничками!
(Курская губ.)
Иногда масленичные напевы имели печальный, заунывный характер, даже если пелись с веселыми словами. Праздничное время пролетало быстро, наступал последний день веселья. В последний день масленицы («прощёное воскресенье») пелось много грустных лирических песен. Молодушки выходили за околицу села, взбирались на горку и, обернувшись в сторону далекой родной деревни, заводили песни о разлуке с родителями, жаловались на суровость свекра и свекрови. В курской песне «У ворот сосна всколыхалася» рассказывается о том, как молодушка, собираясь навестить мать, прихорашивалась, умывалась тремя сортами заморского мыла. Тем временем зима скрылась, снега потаяли, реки разлились, а поехать к матери она так и не успела. Эта песня пронизана грустным мотивом. В последний день масленичной недели справлялся обряд проводов зимы. Обряд сжигания чучела воспроизведен в пьесе А. Островского «Снегурочка», музыку к которой писали П. Чайковский и А. Гречанинов, а также в опере на этот сюжет Н. Римского-Корсакова.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди в поле -
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо -
Звезды горят,
Журавли кричат.
Раз, два, не воронь,
Беги, как огонь!
В большинстве местностей на масленицу пелись обычные веселые шуточные и лирические песни:
Ай, Масленица,
Обманщица!
До поста довела -
Сама удрала!
Масленица, воротись!
В новый год покажись!
Ранным рано
Куры запели
Про весну прокричали
Прощай, прощай
Прощай масленица
Прощай. Прощай
Прощай масленица.
Ты прощай, прощай, наша Масленица!
Ты прощай, прощай, да кургузая!
Ты не в середу ушла и не в пятницу,
А ушла в неделю, кончилось веселье,
Со блинами, пирогами, да оладиями,
Со хмельным да пивом, со курным пирогом.
В последний день Масленицы отмечали ее проводы. В этот день с утра у детей забота - снеговую бабу слепить, в санки усадить да с обледенелой горы скатить (Приложение 2).
Прощай, Масленица!
Прощай, голубушка!
Пересмешница!
Прощай, Дунюшка!
Прощай, Масленица-вертушка,
Настает великий пост.
На деревне все приели,
Подают селедки хвост!
Как на масляной неделе
В потолок блины летели!
И-их!
Уж ты Масленица, ты обманщица,
Говорила семь недель, а остался один день!
(Калининская обл.)
Прощай, Масленица,
Прощай, красная!
Наступает великий пост,
Дадут нам редьки хвост.
А мы редьку не берем,
Кота за уши дерем!
У масленичного костра собиралось всегда много народу, было весело, звучало много песен. С Масленицей прощались и в шутку и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли:
Масленица, прощай!
А на тот год опять приезжай!
3.2 Пословицы и поговорки
С днями Масленицы связано много пословиц и поговорок:
3.3 Загадки
Ток железный, посад яровой. (Блин на сковороде.)
На плешь капнешь, вставишь, попаришь, вынешь, поправишь. (Пекутся блины.)
Берега железны, рыба без костей, вода дорога. (Сковорода, блин и масло.) Сидит царь-птица на золотых яичках. (Сковорода на углях.)
Ой, ты Лакомка-Среда!
Масляна сковорода!
Как повелось со старины -
Едем к… (теще на блины)!
Масленица- объеденье!
Напечем блины с утра.
К ним – сметана и варенье
И, конечно же, … (икра)!
И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки-… (блины)!
В масленично воскресенье
Все старался старый Тит
Попросить у всех прощенья
И ответить: … ("Бог простит!")!
Заключение
Передо мной стояла цель работы - рассмотрение традиций русской Масленицы, изучение устного народного творчества, связанного с масленицей.
В соответствии с поставленными задачами была изучена специальная литература, учебник, тексты песен, загадки, пословицы и поговорки в которых рассматривается этот праздник.
В данной работе я рассмотрела понятие «Масленица», традиции главного праздника прихода весны. В своей основе Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства. Это - веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. А главным угощением были - блины, они имели особое значение:
круглые, румяные, горячие, блины стали - символом солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.
Этот праздник отмечается перед Великим постом и длится неделю с понедельника по воскресенье, каждый день имеет своё название и традиции. В 2013 году Масленица пройдет с 11 марта по 17 марта. Огромное значение в этом празднике играет устное народное творчество: обрядовые песни, пословицы, поговорки, загадки. Песни пелись во время всей Масленицы, когда встречали её, играли, катались с гор, на лошадях, пекли блины и конечно в последний день. Кульминацией Масленицы остается сжигание чучела Зимы — символ ухода зимы и наступления весны. В старину Масленица была самым веселым праздником на Руси. Это была неделя объедения и веселых игр – последняя неделя перед началом Великого поста. В деревнях катались на санках, ходили на ходулях. И в наши дни Масленица остаётся весёлым праздником, который любят и взрослые и дети.
Приложение 1
Ой да Масленица на двор въезжает,
Широкая на двор въезжает!
А мы, девушки, ее состречаем,
А мы, красные, ее состречаем!
Ой да Масленица, погостюй недельку,
Широкая, погостюй другую!
Масленица: «Я поста боюся!»
Широкая: «Я поста боюся!»
«Ой да Масленица, пост еще далече,
Широкая, пост еще далече!»
(Калужская губ.)
Прошли дворы,
Наполнили сумы.
Ах, Масленица, обманщица!
С конями пошли,
Со двора свели,
Ах, Масленица, обманщица!
Надели зипуны,
По гостям пошли,
Кати домой,
Шевели ногой,
Шевели ногой,
Вовсю рысцой!
(Владимирская губ.)
О, мы Масленицу устречали,
Устречали, Лели, устречали,
Мы сыр с масельцем починали,
Починали, Лели, починали,
Мы блинками гору устилали,
Устилали, Лели, устилали,
Сверху масельцем поливали,
Поливали, душа, поливали.
Как от сыра гора крута,
Гора крута, лели, гора крута,
А от масла гора ясна,
Гора ясна, лели, гора ясна.
А на горушке снега сыплют,
Снеги сыплют, лели, снега сыплют,
А нас мамочки домой кличут,
Домой кличут, лели, домой кличут.
А нам домой не хотится,
Не хотится, лели, не хотится,
Нам хотится прокатиться,
Прокатиться, лели, прокатиться,
С горушки да до слушки!
До слушки, лели, до слушки!
Наша горушка все катлива,
Все катлива, лели, все катлива,
Наши бабушки воркотливы,
Воркотливы, лели, воркотливы.
Они день и ночь все воркочут,
Все воркочут, лели, все воркочут.
Они на печке лежат, все про нас говорят,
Гоголечек, гоголечек, лели, гоголечек!
«Не пришел бы к нам кто, не принес бы чего,
Гоголечек, гоголечек, лели, гоголечек!
Или сыра кусок, или мыла брусок».
Гоголечек, гоголечек, лели, гоголечек!
(Торопецкий уезд Тверской губ.)
Приложение 2
Масленица-ерзовка,
Обманула нас, плутовка!
Оставила нас На кислый квас,
На постные щи,
На голодные харчи.
Ай, Масленица,
Обманщица!
До поста довела -
Сама удрала!
Масленица, воротись!
В новый год покажись!
(Владимирская губ.)
Масленица, Масленица,
Семенова племянница,
Обманула-провела,
Нагуляться не дала.
Через семь недель
Будет светлый день,
Будем пасху святить,
Будем яйца красить,
Ура! (Ярославская губ.)
А масляна, масляна полизуха!
Полизала блинцы да стопцы,-
На тарельцы.
А мы свою масляну провожали,
Тяжко-важко да по ней воздыхали.
«А масляна, масляная воротися,
До самого Велика дня протянися!»
(Курская губ.)
Маслена неделя
В Ростов полетела,
На пенечек села,
Оладышек съела,
Другой закусила,
Домой потрусила.
Масленица загорела,
Всему миру надоела,
Обманула, провела,
Годика не дожила,
До поста довела.
Шла сторонкою к нам,
По заулочкам, закоулочкам,
Несла блинов чугуны,
Надорвала животы!
Блинов напекла,
Сама все пожрала,
А нам редьки хвост
Дала на пост!
Весело гуляла,
Песни играла,
Протянула до поста,-
Гори, сатана! (Владимирская губ.)
Слайд 1
Масленица в устном народном творчестве Выполнила: Колупаева Анастасия ученица 2 классаСлайд 2
Цель работы - рассмотреть традиции русской Масленицы, познакомиться с устным народным творчеством о масленице. Задачи: 1. Узнать историю праздника и как его отмечают. 2. Познакомиться с жанрами устного народного творчества. 3. Выяснить какие жанры устного народного творчества связаны с празднованием Масленицы.
Слайд 3
Для славян Масленица долгое время была встречей Нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта.
Слайд 4
С введением христианства изменился и обряд празднования. Масленица получила свое название от церковного календаря, потому что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим Постом, разрешается вкушение сливочного масла, молочных продуктов и рыбы. Дни масленицы меняются в зависимости от того, когда начинается Великий пост.
Слайд 5
Традиционное кушанье масленицы - блины. Полагают, что первые лепёшки из кислого теста, что-то наподобие блинов, начали печь в Египте 4-5 тыс. лет назад. На Руси блины знали очень давно. Но поначалу они были атрибутом поминок; первый блин отдавали нищим, чтоб усопших помянули. А уж после под блины стали петь да плясать, масленицу провожать.
Слайд 6
Каждый день масленичной недели имеет свое название и определяет, что делают в этот день и как его празднуют.
Слайд 7
ПОНЕДЕЛЬНИК - Встреча Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК ... Наступает "ВСТРЕЧА". Яркие салазки с горочек скользят. Целый день веселье. Наступает вечер... Накатавшись вволю, все блины едят.
Слайд 8
ВТОРНИК - Заигрыши "ЗАИГРЫШ" беспечный - ВТОРНИКА отрада. Все гулять, резвиться вышли, как один! Игры и потехи, а за них - награда: Сдобный и румяный масленичный блин!
Слайд 9
СРЕДА - Лакомка Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся. Каждая хозяюшка колдует у печи. Кулебяки, сырники - всё им удаётся. Пироги и блинчики - всё на стол мечи!
Слайд 10
ЧЕТВЕРГ - Разгул - начало Широкой Масленицы А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит. Ледяные крепости, снежные бои... Тройки с бубенцами на поля выходят. Парни ищут девушек - суженых своих.
Слайд 11
ПЯТНИЦА - Тещины вечерни ПЯТНИЦА настала - "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ "... Тёщу приглашают зятья на блины! Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще, Со сметаной, мёдом, с маслицем блины.
Слайд 12
Суббота - золовкины посиделки Близится СУББОТА - "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ". Вся родня встречается, водит хоровод. Праздник продолжается, общее веселье. Славно провожает Зимушку народ!
Слайд 13
ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает. Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ". Чучело соломенное – Зимушку - сжигают, Нарядив в тулупчик, валенки, ремень... Пышные гуляния Ярмарка венчает. До свиданья, Масленица, приходи опять! Через год Красавицу снова повстречаем. Снова будем праздновать, блинами угощать! ВОСКРЕСЕНЬЕ - Прощеный день - последний день Масленицы
Слайд 14
Вплоть до конца 10 века восточные славяне, уже создавшие собственное государство - Киево-Новгородскую Русь, - не знали письменности. Лишь после принятия христианства в 988 году русичи обрели письменную литературу. Однако даже спустя годы и столетия основная часть населения оставалась неграмотной. Поэтому многие словесные произведения не записывались, а передавались из уст в уста от поколения к поколению. Произведения эти стали называться фольклором, или устным народным творчеством. К жанрам русского устного народного творчества относятся - песни, - былины, - сказки, - загадки, - легенды, - пословицы и поговорки . УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Слайд 15
Песни Песни на масленицу являются обрядовыми, т. к. связаны с обрядом проводов зимы и встречи весны. Характеризуя масленичные песни, можно отметить, что в них ее, Масленицу, ругают, высмеивают, призывают возвратиться, называют шуточными человеческими именами: Авдотьюшка , Изотьевна , Акулина Саввишна и т. д. Дорогая наша Масленица, Авдотьюшка Изотьевна ! Дуня белая, Дуня румяная, Коса длинная, триаршинная , Лента алая, двуполтинная , Платок беленький, новомодненький , Брови черные, наведенные, Шуба синяя, ластки красные, Лапти частые головастые, Портянки белые, набеленные!
Слайд 16
Красочный русский народный обряд Гори , гори ясно, Чтобы не погасло. Стой подоле, Гляди в поле -- Едут там трубачи Да едят калачи. Погляди на небо -- Звезды горят, Журавли кричат. Раз, два, не воронь, Беги, как огонь!
Слайд 17
Пословицы и Поговорки про масленицу Не житье, а Масленица. Не все коту Масленица, будет и Великий пост. Масленица семь дней гуляет. Масленица объедуха , деньгами приберуха . Это Масленица идет, блин да мед несет. Без блинов - не Масленица. Блинцы , блинчики, блины, как колеса у весны.
Слайд 18
Блины брюху не порча. Блин – не клин, брюха не расколет. На горах покататься, в блинах поваляться. Блин добро не один.
Слайд 19
Загадки И с икрой, и со сметаной – Всякие они вкусны! Ноздреваты и румяны – Наши солнышки-… В масленично воскресенье Все старался старый Тит Попросить у всех прощенья И ответить: … «Бог простит»
Слайд 20
Заключение В 2013 году Масленица пройдет с 11 марта по 17 марта. Огромное значение в этом празднике играет устное народное творчество: обрядовые песни, пословицы, поговорки, загадки.
Слайд 21
Кульминацией Масленицы остается сжигание чучела Зимы — символ ухода зимы и наступления весны. В старину Масленица была самым веселым праздником на Руси. Это была неделя объедения и веселых игр – последняя неделя перед началом Великого поста. В деревнях катались на санках, ходили на ходулях. И в наши дни Масленица остаётся весёлым праздником , который любят и взрослые и дети.
Слайд 22
Спасибо за внимание!
Три загадки Солнца
Ребята и утята
Твёрдое - мягкое
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Горка