ОбЪектом изучения является локеальный вооружённый конфликт в ДРА - Афганская война.Предметом изучения стала боевая служба в Афганистане выпускников Новосельской ООШ.
Вложение | Размер |
---|---|
voiny-afgantsy-vypuskniki_shkoly.docx | 1015.9 КБ |
На районную очную научно-исследовательскую конференцию
НОМИНАЦИЯ:
Культурное наследие Вознесенского края
«Воины-интернационалисты-
выпускники школы»
Арбузов Роман Владимирович,
учащийся МБОУ «Новосельская ООШ», 9 класс.
Дом. адрес: 607358 Нижегородская область,
Вознесенский район,
с. Новосёлки,
ул. Школьная, д. 8
тел: 8-831-78-72-3-48
руководитель:
Первушкина Антонина Васильевна,
учитель русского языка и литературы 1категории
МБОУ «Новосельская ООШ»
Адрес ОУ: 607358 Нижегородская область, Вознесенский район,
с. Новосёлки, ул. Школьная, д. 1а
МБОУ «Новосельская ООШ»
Новосёлки, 2013
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………………….3
1.Афганская война 1979 - 1989гг. …………………………………………………………
2.Воины – интернационалисты - выпускники МБОУ «Новосельская ООШ» ……….6 1)Ширяев Е. М. ………………………………………………………………………7
2)Жарков В. В. ……………………………………………………………………….
3)Шеварёнков А. П. ………………………………………………………………….
Заключение ………………………………………………………………………………
Список источников и литературы ………………………………………………………..
Введение
Россия - страна, которая славится героическими страницами своей истории. Это связанно с особенностью менталитета российского народа, например, развитым чувством служения своей Родине, желанием быть патриотом. Мы стараемся изучить, сохранить в памяти события ВОВ и это хорошо. Но история России 20 века знает и другие войны. Их называют локальные вооруженные конфликты, в которых, как и в ВОВ были проявлены героизм и мужество. Люди погибали, калечились и они, конечно же, заслужили сохранение своих имен в памяти народа. Я решил обратить внимание на изучение таких локальных конфликтов и ликвидировать существующие пробелы в этой области. Объектом моего изучения является локальный вооруженный конфликт в Демократической республике Афганистан - Афганская война, в которой участвовали военнослужащие Советской Армии.
Предметом изучения стала боевая служба в Афганистане выпускников нашей школы.
Цель работы: изучить участие в Афганской войне выпускников Новосельской ООШ.
Для достижения поставленной цели мне предстояло реализовать следующие задачи:
1) собрать устный материал (воспоминания) и документальные сведения об участниках войны в Афганистане; 2)изучить теоретический материал о войне; 3)провести поиск информации в фондах районного архива.
В ходе реализации поставленных задач была составлена анкета для опросов воинов - интернационалистов и проведено интервьюирование. Также проводилось изучение семейных архивов: документов, фотографий, фондов районного архива. Пришлось обращаться в Военный комиссариат, где помогли составить примерный список жителей Вознесенского района, которые были призваны на службу в ДРА (демократическую республику Афганистан) Вознесенским военным комиссариатом. Проведенная работа имеет практическую значимость, так как собранный материал позволил провести экскурсии и лекции в рамках месячника по военно-патриотическому воспитанию. Материалы данной работы можно использовать на уроках краеведения, тематических классных часах.
1.Афганская война 1979 - 1989гг.
Афганская война началась в 1979 г. Ее причиной стало продолжительное политическое вооруженное противостояние сторон, разрастающаяся гражданская война. СССР стремился поддержать режим НДПА ( народно - демократическая партия Афганистана). Противниками стали афганские и иностранные моджахеды, у которых численность была от 25 тысяч до 140 тысяч людей, против войск СССР и ДРА. Численность, которых была от 150 тысяч до 250 тыс. человек, в состав которых были призваны 48 солдат Вознесенского района . Трое из них выпускники нашей школы. Это Ширяев Михаил Евгеньевич(уроженец с. Княжево), Жарков Виктор Васильевич (ур. с. Княжево) , Шеварёнков Анатолий Иванович (ур. с. Новосёлки) .
Итогом войны стало политическое поражение СССР: вывод советских войск из Афганистана, ОКСВ (ограниченный контингент советских войск в Афганистане) не разгромил вооруженную оппозицию моджахедов, Гражданская война возобновилась. Войска СССР потеряли за годы войны 15 051 погибших, 53 753 раненых и 417 пропавших без вести. Потерь среди афганского народа ( и с той и другой стороны) было гораздо больше: около 500 тыс. - 1 млн. человек. Воины выполнили свой интернациональный долг, показав на своем примере, что такое мужество, храбрость и честь. Они проявили готовность отстаивать мир не только в своем государстве, но и на всем земном шаре. Более того СССР оказал большую экономическую помощь Афганистану, произвел строительство многочисленных хозяйственных объектов. И не вина солдат, что война закончилась таким образом.
Как и любая война, война в Афганистане повлекла за собой немалое количество смертей и горя. Роль воинов - интернационалистов неоценима. Для афганского народа помощь СССР имела огромное значение. Если бы все страны с такой же готовностью отзывались на просьбы о помощи, наверное, войн в мире не было бы вообще.
2.Воины – интернационалисты, выпускники Новосельской ООШ.
1) Ширяев Михаил Евгеньевич (1960-2006)
Краткая биография.
Родился в 1960 году в селе Линейка Вознесенского района. Учился сначала в Девлетяковской восьмилетней школе. Окончил Вознесенскую среднюю школу, позже институт г. Костромы. С 1979 по 1981 годы служил в рядах Советской Армии. Был направлен в состав ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Награждён медалями «От благодарного афганского народа», «70 лет вооружённых сил», «15 лет вывода советских войск из ДРА», нагрудным знаком « Воин – интернационалист».
После увольнения в запас служил в органах внутренних дел (г. Ярцево Смоленской области) на должностях младшего начальствующего состава. Во время работы в милиции закончил Калининградскую среднюю школу милиции. В 1995 году вернулся на родину в село Княжево. Работал оператором газовых котельных в предприятии жилищно – коммунального хозяйства в р.п. Вознесенское и Новосельской основной общеобразовательной школы.
Умер 11 мая 2006 года.
(см. Приложение №2).
Служба в ВС.
Евгений Михайлович с честью и достоинством служил в армии. Сын Алексей вспоминает, что «наш отец, воин-интернационалист, защищал мирное население в республике Афганистан с 13 января 1980 года по 27 октября1981 года от «душманов», так отец называл жестоких мятежников горной страны. От него я часто слышал разные истории о той войне: смешные и печальные, некоторые из которых запечатлены на фотографиях. Отец служил старшиной воздушно-десантских войск. Когда его не стало, смотрю на снимки, не очень чёткие, и думаю: был он старше меня в то время на 7 лет. Наверное, страшно было на войне. Мы храним его награды и помним его.
2)Жарков Виктор Васильевич
Краткая биография.
Родился в 1968 году в селе Княжево. В 1983 году окончил Новосельскую неполную среднюю школу. Получив среднее образование в Вознесенской школе, поступил в автомеханический техникум города Арзамаса. В 1987 году был призван в ряды Вооружённых Сил СССР.
Шесть месяцев находился в городе Ташкенте в учебном подготовительном центре. После был направлен в действующую армию города Баграм для оказания помощи дружескому народу Афганистана.
28 декабря 1988 года Президиумом Верховного Совета СССР за мужество и воинскую доблесть, проявленные при выполнении интернационального долга в республике Афганистан, Жарков Виктор награждён медалью «70 лет вооружённых сил».
В 1989 году Жаркову В.В. в соответствии с Указом Президента Республики Афганистан была вручена медаль «Воину – интернационалисту от благодарного афганского народа»
В настоящее время проживает в р.п. Вознесенское.
Служба в ВС.
Когда учился в школе, вспоминает Виктор Васильевич, готовил себя к службе в армии. Активно занимался спортом: играл в спортивные игры, например, футбол (участвовал в районных соревнованиях), занимался лёгкой атлетикой. Понял, что служба в армии оказалась местом, где воспитывают волю, характер, чувство товарищества, мужество.
После окончания Вознесенской средней школы поступил в Арзамасский Автомеханический техникум. После третьего курса был призван в ряды Советской Армии. После призывной комиссии в городе Дзержинске последовал переезд в город Курск. Здешняя комиссия определила нашу дальнейшую службу. Была набрана команда 20 «А» (Афганистан). Дальше нас перебросили самолётом через Москву в город Ташкент, где находилась учебная часть. Началась моя шестимесячная «учебка».
Поразила жаркая погода, в тени около +40С0 . Всегда хотелось пить. Сержанты говорили, что чем меньше будем пить воду, быстрее привыкнем к жаркому климату. Действительно, так и было. Но некоторые ребята так и не привыкли к такой погоде, поэтому их определи по состоянию здоровья в другие подразделения. Учение закончилось, и в ноябре 1987 года нас с военного аэродрома города Ташкента ночью перебрасывают на постоянное место службы в Афганистан ( все военные передвижения в армии проходят в ночное время). И вот мы на пересыльном пункте в г. Кабул. Потом как в кино: на взлётке бросили вещи в кучу, сами вокруг, кто на коленях, кто на земле, поджав ноги под себя, ждали «покупателей», т. е. офицеров, которые нас будут распределять по частям.
Здесь для нас было всё необычно и удивительно. Раскрыв рты, наблюдали, как взлетали и садились военные самолёты, над головой проносились боевые вертолёты, низко, с рёвом. Кругом военные с оружием, колонны танков. Такое нам не приходилось видеть. И сразу же почувствовали знойный климат: глаза слипались на солнце. Так мы ждали, когда нас заберут, что бы заменить тех ребят, которые собирались домой, на Родину.
К вечеру нас начали распределять, и опять в самолёт, небольшой перелёт через горы. Быстрый набор высоты, резкое падение вниз; от такого перепада высоты у многих на несколько дней заложило уши. После приземления - на БТРы, и – в конкретное подразделение. На месте нас разобрали по разным батальонам. Здесь, в Баграме, должна была проходить моя дальнейшая служба. Я служил в батальоне связи, в роте охраны. Нашей задача – охранять по периметру весь военный городок . Рядом были, кроме связистов, танкисты, разведчики, огнемётчики. Так, меняя друг друга на постах, заступали на службу, на сутки. Служба приравнивалась, конечно, к боевой, хотя мы этого не замечали и относились ко всему обычно. Привыкали к жаре, к ночному холоду, к обстрелам. Ранений не было, повезло. Однажды стоял на посту, окопы в зимнее время заливало водой, поэтому приходилось патрулировать возле окопа или за какими-нибудь укрытиями. В это время, ночью, был обстрел из кишлака, несколько пуль пролетело с боку и над головой, неожиданно и быстро. Тут же по связи сообщил в караулку .Ребята с сержантом , оценив обстановку, ответили несколькими очередями из автоматов. Так было часто, когда из кишлаков по ночам прицельно и неприцельно били по городку и караульным помещениям. Та к день за днём проходила служба.
В начале 1989 года готовили выводить войска. Наш батальон с техникой выходил в конце января 1989 г. Охраняемый нами городок передали народной армии Афганистана. Самолётами из Баграма и Кабула нас переправили в Союз, г. Термез (Узбекистан). Шёл февраль 1989г., срок службы заканчивался весной, и в это время нас направляют в г. Тбилиси. Там в это время был беспорядок, Грузия хотела отделиться от России. Мы патрулировали ночью по городу, в котором был введён комендантский час. Моя служба закончилась в мае 1989 г. в Грузии.
Службу в армии вспоминает с благодарностью, называет «школой жизни», которая помогла сформировать многие качества, возмужать молодому человеку, из юноши стать мужчиной.
3) Шеварёнков Анатолий Иванович
.
Краткая биография.
Родился в 1968 году в селе Новоселки Вознесенского района. Окончил Дзержинский химико – механический техникум по специальности «техник – механик химической промышленности». В 1987 году призван в Вооружённые Силы СССР. Службу начал в в учебном подразделении . Сапёр-минёр. После окончания учебного подразделения направлен в Демократическую Республику Афганистан.(г. Кундуз и г. Баглан). Уволен со службы в мае 1989 года. Награждён медалями «От благодарного афганского народа», «За отличие в воинской службе». Работает директором ООО «Полховско – Майданская роспись»
Военная служба.
О школьной жизни остались только положительные воспоминания: это хорошие друзья, веселый и дружный класс, с которым Анатолий проводил много времени в походах, уборках территорий, военно-полевые сборах в старших классах. Еще учась в школе, Анатолий увлекался спортом и был в хорошей физической форме. Молодежь 80х годов к службе в армии относилась положительно. Анатолий не был исключением: для него служба в армии оказалась местом, где закалилась воля, характер. Поэтому и писало командование части домой родителям благодарственные письма, а районная газета делала их содержание достоянием общественности, что ещё больше вызывало у родителей гордость за сына. Призывная комиссия г. Дзержинска, где и учился Анатолий в химико-механическом техникуме, осмотрев крепкого парня, поинтересовалась, чем он занимается, есть ли ещё дети в семье, тут же решила, что это то, что надо. В эти дни ребят набирали в Афган. Хотя и советовали однокурсники не являться на комиссию, но этот деревенский парень не из их числа. Потом «учебка» в Термезе, когда ползали по пескам, упражнялись на выносливость, и Анатолий понял, что друзья были не правы. За год службы в Афганистане он ни разу не сомневался, что находится здесь напрасно. Считал, что это острая необходимость. И сослуживцы были такого же мнения.
Но бывает и обидно, что у молодых парней подорваны здоровье, психика. Шли они, сапёры, впереди колонны, обезвреживая тропы и трассы от мин, рискуя в любой момент взлететь на воздух. Во время проведения боевых операций в горах, когда след-вслед за сапёром с миноискателем шла колонна, работали по 20 часов. И никто не роптал. Надо, значит, надо. Кундузский полк Анатолий запомнил на всю жизнь. И то, что носили по одному патрону для себя.
Анатолий Иванович считает, что сегодня служба в рядах Российской Армии необходима для молодых парней, потому что именно там воспитывается сильный мужской характер, усваиваются уроки мужества, развивается чувство товарищества и дружбы. А это необходимо любому человеку.
Заключение
Итогом моей работы является осмысление проблемы Советско-Афганской войны. Я познакомился с литературой по данной теме, провел интервьюирование воинов – интернационалистов и пришёл к выводу: сегодняшняя молодежь мало что знает об этой войне. На мой взгляд, это неправильно. И мое исследование – желание помочь молодым людям узнать имена героев, воинов – интернационалистов, которые прошли суровое испытание в Афганистане, не уронив чести Советского воина. Показать пример мужества, на который можно равняться. Дорогую цену заплатили советские войска за помощь «братскому народу». Всем известно, что войны начинают политики, а расплачивается за них простой народ. Солдаты не выбирают войну. Они выполняют приказ.
Дорог не выбираешь ты –
Дороги выбирает служба.
И ты не прячешься в кусты,
Когда Отчизна скажет: «Нужно!».
Есть нечто высшее, чем суть,
Решенья, склонного к расчёту.
И должен ты пройти сквозь путь,
И выполнить свою работу.
Чтоб ненавидя и любя, там,
В жаркой схватке на Востоке,
По-новому открыть себя,
И ощутить свои истоки.
(А. Драт)
Конференция исламских стран в Исламабаде большинством голосов осудила действия СССР как агрессивные, несмотря на длительную помощь многим из этих стран. Я считаю это чудовищной неблагодарностью! Наша память неумолимо будет нести нас в событие тех лет. Мы будем испытывать гордость за наших солдат, которые предприняли попытку распространить мир ценою тысяч покалеченных судеб.
Можно выделить общие моменты у названных ветеранов Афганской войны:
1.Хотя специально и целенаправленно для службы в элитных войсках они себя не готовили, но вели зож и активно занимались спортом;
2.Морально были готовы к выполнению воинского долга перед Родиной, и это было их самостоятельным внутренним побуждением;
3.С честью и достоинством несли боевую службу;
4. Службу в армии вспоминают с благодарностью, называют «школой жизни», которая помогла сформировать многие качества, возмужать молодому человеку, из юноши стать мужчиной.
Ветераны афганцы нашей школы дали юношам-призывникам свои советы-пожелания:
Я считаю, что мою работу можно продолжить, так как не все воины-интернационалисты, живущие на территории нашего сельского Совета, стали героями моей исследовательской работы. Это выпускники нашей школы, которые проходили военную службу в Чеченской Республике:
Гладков Григорий Николаевич
Ермаков Александр Серафимович
Ермаков Кирилл Серафимович
Жданов Валерий Фёдорович
Сафронов Валерий Иванович
Также, считаю, что основную часть исследования можно углубить и расширить.
Список источников и литературы
1. Воспоминания:
1) Ширяев Алексей, 1998 г.р. с. Вознесенского района Нижегородской обл.
2) Жарков В. В., 1965 г.р. с. Вознесенского района Нижегородской обл.
3) Шеварёнков А. И., 1965 г.р. с Вознесенского района Нижегородской обл.
4) Сетевой ресурс: Википедия - Режим доступа:http://wiki/Афганская_война_(1979-1989). Дата обращения 16.03.2013.
3.«Наши жизнь»: газета районного центра.
4. Н. А. Шемяков. Дан приказ…ОАО «Арзамасская типография», 2009г
Как я избавился от обидчивости
Сказка на ночь про Снеговика
Пустой колос голову кверху носит
Яблоко
О чем поет Шотландская волынка?