Влияние молодёжных субкультур на социальное воспитание подростков
Научно-исследовательская работа ученика 11 класса МОУ: СОШ п. Выкатной
Аливанова Ильи Сергеевича
Целью исследования является изучение особенностей взаимодействия молодёжных субкультур и подростков 12-15 лет.
Задачи:
1.Изучить и проанализировать влияние молодёжных субкультур на социальное воспитание и социализацию личности ребенка в процессе ее становления.
2.Разработать рекомендации использования молодёжных субкультур в педагогических целях.
Проблема молодежных субкультур сегодня одна из самых актуальных не только для подростков и их родителей, но и для педагогов. Именно в подростковом возрасте происходит поиск и выбор образцов для подражания, формируются цели, человек пытается понять, кто он такой и кем хочет быть. Родители и школа часто не в авторитете и подросток бросается из крайности в крайность. Очевидно, что построение диалога с новым поколением требует понимающего подхода. Осуществляя социальное воспитание необходимо иметь представление об особенностях и характерных чертах молодежных субкультур, что позволит минимизировать их негативное влияние
В рамках работы были исследованы и раскрыты такие понятия, как молодёжная субкультура, виды субкультур, исследованы функции субкультур.
Научная новизна работы в том, что в ходе исследования, доказано влияние молодёжных субкультур на развивающуюся личность, выявлены основные направления взаимодействия подростка с молодёжными субкультурами, направленность его интересов, основные источники потребления информации, что может быть использовано в последующей корректировочной работе, направленной на характер воздействия молодёжных субкультур и личность самого ребенка.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов в практической деятельности педагогов, социальных работников, психологов, родителей и других лиц, участвующих в процессе социализации личности.
Вложение | Размер |
---|---|
alivanov_ilya_vliyanie_molodyozhnykh_subkultur_na_sotsialnoe_vospitanie_podrostkov.rar | 664.12 КБ |
Практические рекомендации
Приложение № 2
Педагогическая концепция этапов социализации с использованием СМИ[1]
В педагогической работе выделяются два подхода к использованию СМИ: объектный и субъектный.
В первом случае СМИ рассматриваются как интегрированный канал воздействия, а ребенок как пассивный объект “обстрела” информацией, нормативными предписаниями, эмоциональными впечатлениями. Роль педагога в этом случае лишь в регулировании силы воздействия СМИ и их направленности.
Субъектный подход рассматривает информационные процессы как часть социальной среды, обладающей воспитательным потенциалом. Формирующее влияние подобной среды возможно лишь при личностном отношении к получаемой информации, как со стороны учащихся, так и со стороны педагогов, их активности и творческой изобретательности при восприятии сообщений СМИ и использовании в актуальной деятельности.
Реализуя субъектный подход, разрабатывается следующая концепция поэтапного формирования знаний, социальных установок и актуального поведения личности с учетом использования СМИ. Основное содержание концепции поэтапного формирования сводится к вычислению различных этапов (уровней) взаимодействия личности с сообщениями СМИ и их педагогического обеспечения. Выделяются четыре этапа:
1. Установочный этап. Речь идет о различном отношении реципиентов к газетам, журналам, теле - и радиопередачам, фильмам. Например, телевидение может удовлетворить желание определенной категории учащихся в оперативной политической информации, журналы могут использоваться для расширения кругозора, а кино – как способ самопознания. Если подобные установки устойчивы, то не так то просто использовать ТВ в целях нравственного воспитания, а кинотеатр как опору в военно-патриотической работе. Ребята просто не привыкли воспринимать данные средства так, как того хотелось бы учителю или воспитателю. Поэтому выявление установок различных групп школьников на различные средства СМИ становится первостепенной педагогической задачей. Деятельность учителя на этом этапе может сводиться не только выявлению направленности установок, но к их корректировке или обогащению.
2. Этап восприятия. Здесь актуальная педагогическая задача - обеспечить оптимальность (адекватность) восприятия СМИ реципиентами. Необходимо создавать педагогические условия для того, чтобы сообщения СМИ были эмоциональными, легко усваивались и т. п. Конечно сами по себе некоторые передачи, статьи, фильмы, листовки и плакаты могут быть чрезмерно сложны и детям мало интересными. Но зачастую бывает так, что внимание учащихся не привлечено лишь в связи с отсутствием навыков восприятия или их своеобразия. Адекватность восприятия сообщений СМИ формируется наиболее успешно в совместных просмотрах педагогами и учащимися телепередач, прослушивании радио, чтении статей и в непринужденных дальнейших дискуссиях по ним. Здесь происходит корректировка смыслов информации, что позволяет рассчитывать на оптимальность восприятия.
З. Мотивационный этап. Здесь формируется правильное отношение к самому содержанию СМИ. Ведь часто интересная и полезная информация пропускается детьми "мимо ушей", а интересует их зачастую совсем не то, что, с точки зрения ее создателей и воспитателей, должно усваиваться.
4. Деятельностный этап. Смысл педагогической работы на этом этапе сводится к организации возможностей учащихся на основе ранее правильно воспринятой массовой коммуникации решать задачи, возникающие в реальной общественной и трудовой деятельности. Это самая сложная часть работы СМИ.
[1] Венгеров А.Б. Информационная ситуация может способствовать как прогрессу, так и деградации общества // Компьютер и право, № 1, июнь, 1994.
Смекалка против Змея-Горыныча
Золотой циркуль
Любимое яичко
«Течет река Волга»
Сорняки