Актуальность заключается в том, чтобы не остались забытыми "местные самородки". Художественных стилей много и каждый стиль имеет свои особенности. Необходимо найти в местной среде свои таланты.
Цель работы: по воспоминаниям и рассказам описать "жизненный путь" местного художника и определить стиль его художественного мастерства.
Задачи: 1. Изучить биографию; 2. Изучить его учебную деятельность; 3. изучить его творческий путь 4. На основе собранных материалов подвести итог.
Объект исследования являются: воспоминания родных, друзей, знакомых "местного самородка".
Предметом исследования являются: местный музей, проектные знания, архивные материалы.
В ходе исследования были использованы архивные матералы, фотоматериалы, пресса.
Теоретическая значимость работы состоит в том, чтобы знали и помнили "местных самородков".
Практическая значимость заключается в том, что собранный материал можно использовать на уроках, в заданиях по ЕГЭ, ГИА, тестированиях и конкурсах.
Вложение | Размер |
---|---|
выступление на научно-практической конференции по тем "История местного художника" | 23.85 КБ |
Республика Татарстан
Кукморский муниципальный район
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа им. С.А. Ахтямова с. Манзарас
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Местный художник –
Хадеев Дердиз
Хазипович
Автор: Бакин Максим Владимирович, 6 «б»класс
Руководитель: Бакина Эльмира Дердизовна,
учитель географии МБОУ «СОШ с. Нижняя Русь»
Манзарас 2013
Содержание.
Хадеев Дердиз Хазипович родился 10 января 1948 году, в городе Владикавказ Осетинской АССР. Отца звали Хадеев Хазип Хазипович, а мать Хадеева Эмминиса Камаловна. Хазип Хазипович воевал на фронте в Великой отечественной войне. В семье вначале было две девочки, но в тяжёлые военные года они умерли от голода и болезней. Старшая девочка родилась в 1939 году, а умерла в 1941 году. Вторая девочка тоже родилась красивой и здоровой, но по причине болезни, она в трёхмесячном возрасте умирает.
В 1948 году рождается третий ребёнок, на этот раз мальчик. И рождается он не на родине, а на Кавказе - в местах «заключения» своего отца. В то время Хазип Хазипович попадает «застенки», за 2 кг зерна. Семья голодала, от голода и болезней умерли две дочери, семья ждала на этот раз третьего ребёнка, хотелось жить и на свет произвести здорового ребёнка. Хазип попадает в список репрессированных на «Кавказ». И Эмминиса едит за мужем, там она и рожает здорового и красивого мальчика.
Четыре года с 1948 по 1952 года, они проживали на Кавказе. Там они проживали в коммунальных бараках, где проживают по несколько семей. Перегородки служили стенами. В этом бараке проживала очень вредная женщина, то ли у неё судьба не сложилась, то ли она так была воспитана. Но она не любила детей, всегда за ними наблюдала. И если замечала, что дети сделали, что-то не то, она их наказывала, вплоть до рукоприкладства. Однажды трёхлетний Дердиз хотел идти играть на улицу с мальчишками, а его носки висели высоко над печкой. Он поставил табурет и тихонько их потянул на себя. Платок этой женщины краешком висел на его носках и вместе с носками он стянул и этот платок. Платок упал на печь и когда он нагнулся поднять платок, то был нанесён неожиданный удар по уху сапогом. С уха потекла кровь, маленький Дердиз от испуга убежал на улицу, немного поплакав от боли в ухе, он увидел играющих мальчишек, побежал с ними играть, забыв про ухо. Затем все мальчишки побежали на речку купаться, и только к вечеру он вернулся домой, не подозревая о том, что эта женщина нанесла непоправимый ущерб его здоровью, так как он оглох на одно ухо. Родители даже не подозревали о том, что их сын оглох на одно ухо. Папа сидел в тюрьме, как репрессированный, а мама работала, так как надо было кормить маленького сына, да и мужу надо было носить «передачу». В тот вечер у него ныло ухо, и мать сделала ему компресс, к утру боль стихает.
Затем Эмминиса с маленьким сыном решается вернуться на родину. В 1954 году Хазип попадает под амнистию и возвращается к семье. Забирает жену, ребёнка и уезжают в Чистопольский район в деревню Зверево, это русская деревня. Жители этой деревни жили в домах вместе с домашними животными. Дома были ветхие, почти не пригодные для проживания, но они всё равно поселяются в одном из таких домов, так как для родителей была работа. В 1955 году в семье рождается ещё один ребёнок, но только на этот раз девочка. Ей дают имя второй умершей дочери Асия. Когда Асие исполнилось 1 годик, то их дом сломался на глазах, так как был непригодным для проживания. Дердизу исполнилось 6 лет, когда у него появилась сестрёнка. Он вместе с местными мальчишками играл и ходил в школу. А когда ему исполнилось 7 лет, с ним приключилась ещё одна история.
В те года было много бездомных собак и бывали случаи, когда свора собак нападала на людей. Однажды мальчишки играли на окраине деревни, в игру «кто быстрей залезет на дерево». Дердиз оказался самым быстрым и ловким, он первым залез на дерево. Один из ребят закричал, что бегут волки. Дердиз стал так же быстро спускаться вниз, но оступился и полетел вниз. Во время падения он повредил правую сторону, не смог встать на ноги, была ужасная боль в ноге. Так же была сломана правая рука. Мальчики позвали взрослых и его на носилках отнесли в фельдшерский пункт. Там ему забинтовали ногу и ногу. Зимой эти же мальчики возили его в школу на санках. Летом – на тележке. Первая учительница была Морковкина (имя и отчество уже не помнят). Об этом педагоге самые тёплые воспоминания, она была истинным педагогом и воспитателем.
Затем они решаются возвратиться в родные места. Отец Дердиза устраивается сторожем, а мать поваром в колхозную столовую. В родной деревне, у него появляются друзья. До 5 класса друзья, его возили зимой на санках, а летом на тележке, так как он хромал. Во время посещения уроков рисования, педагог заметил, что у мальчика есть способности к рисованию. Учитель математики – способности в математике, а учитель черчения – способности в черчении. В дальнейшем ему эти способности пригодятся при поступлении в строительный институт. Дерзиз награждался грамотами за хорошую работу, неоднократно принимал участие в конкурсах, где был отмечен как активист.
Из воспоминаний «школьных лет», Дердиз помнил, что жилось им трудно и это обстоятельство, подтолкнуло его, что имея ум, можно добиться прекрасной жизни. Его родители зарабатывали физическим трудом. И они не могли обеспечить детям прекрасное детство, так как за такой труд оплачивали очень мало. Дердиз со своим здоровьем, себя ставил в ряды людей умственного труда. В те советские времена ученикам в школах выдавались тетради, ручки, карандаши, книжки. А чтобы посмотреть фильм, нужно было найти деньги, в то время билет на фильм стоил 6 копеек. И он, как и все деревенские мальчишки, с сеновала брал куриные яйца, продавал их и на вырученные деньги покупал билет на фильм. В их школе была учительница математики, так вот она ходила вечерами в клуб и всех своих учеников отправляла домой делать уроки. А на следующий день, тех учеников, кого она находила в клубе, с них и начинала урок. И если ученик не отвечал, то она крутила им уши или била указкой по пальцам. После её уроков учащиеся надолго забывали о фильмах. А ведь в то время в деревне ни в одном доме не было телевизора, да и для деревенских людей он и не нужен был. В летний сезон они круглые сутки работали на полях. А на ферме они работали круглый год. В те времена по пятилетнему плану необходимо было выполнить, а иногда и перевыполнить план. У них даже не было декретных отпусков по уходу за новорожденными детьми. Через месяц выходили на работу. А за детьми присматривали старые бабушки или же дети чуть постарше. Детских садов в деревнях тоже не было. Эту жизнь прошёл и Дердиз. Школу он окончил в 1965 году и уехал поступать в столицу Татарской АССР в город Казань.
2. Юношеские годы.
Проучился Дердиз в родной школе 10 лет и решил поступить в художественное училище. Так как он участвовал в различных конкурсах, то с этого училища пришло письмо, чтобы их ученик смог сдать в их учебное заведение экзамены. Дердиз поехал в Казань, сдал вступительные экзамены, но так как у родителей не было денег ему помочь, то он вернулся в деревню. При этом училище не было общежития, да и стипендия была маленькой. Ряд причин повлекло отказаться от учёбы в Казани.
Год он проработал в «доме школьников», там он занимался направлением «художества». Он рисовал картины из жизни, также любил рисовать природу. Некоторые картины он рисовал «по памяти»., например, когда он жил на Кавказе, то некоторые картины из тех времён он запечатлел на полотнах своих картин. В душе у него была обида, что его отца «репрессировали», он и этот момент изобразил на своих картинах. Когда он учился в школе, ему понравилась одна картина, эту картину он видел на уроках литературы, рисования. Дердиз и эту картину нарисовал. В основном он картины рисовал на холсте, но есть картины, которые он рисовал на бумаге. Например, на бумаге он нарисовал рыбалку с друзьями. Рыбалку Дердиз очень любил. Он там отдыхал как духовно, так и физически. А после удачного улова можно приготовить вкусное блюдо и поесть. Дердиз готовил очень вкусно, так как ему с малых лет самому приходилось готовить еду. Его мать работала в колхозной столовой. И она только по праздникам стряпала различные пироги и пирожки. В колхозе людям некогда было отдыхать, ведь надо прокормить огромную страну и отдыхали только по праздникам. А праздников в году было очень мало в советские времена.
Им было нарисовано много картин, некоторые есть в школьном музее МБОУ «СОШ с. Таканыш» Мамадышского района. Многие картины были увезены племянником в Казань. Две из них висят у них дома, а остальные племянник продал. Две картины находятся у его матери и одна картина (на бумаге) у дочери.
Через год работы в «доме школьников» Дердиз задумывается вернуться в Казань. Но на этот раз не в художественное училище, а поступает в Казанский инженерно-строительный институт. Об этом институте рассказал его друг, который уже год там проучился. Экзамены он сдаёт хорошо и проходит пропускной балл.
Студенческие годы самые интересные, где чувствуется свобода. Да и в столице есть много мест, где можно заработать деньги. На лету осваивая азы науки, Дердиз находит себе работу, не в ущерб учёбе. Получает большие деньги, сам себя полностью обеспечивает, ещё и родителям помогает финансово. Родители очень радуются достижениями своего сына. У него были некоторые проблемы со здоровьем и это ему не мешало. Он зарабатывал денег больше, чем здоровый человек. В основном он подрабатывал чертежами. Он и среди студентов пользовался популярностью. Те студенты, которые имели деньги, но не хотели тратить время на чертежи, платили ему деньги, а Дердиз таким образом зарабатывал деньги, ну и круг знакомых людей становился всё шире и больше. После второго курса, по семейным обстоятельствам он берёт академический отпуск, но через год возвращается в свой институт. он посещает студенческие общества, где становится активным пропагандистом.
Когда Дердиз завершает обучение в институте, то их «выпуску» торжественно вручили дипломы и нагрудные знаки. И он вместе со своими одноклассниками пошёл отмечать это событие в ресторан «Акчырлак». В том ресторане выступал Салават Фатхетдинов, он пел песни на родном языке. Дердиз очень сильно любил песни своего народа, некоторые песни брали за душу и люди без слёз их не могли слушать. Когда Салават закончил своё выступление, то его пригласили за стол отметить окончание института. Пути великих людей пересекаются. Дердиз часто своим детям рассказывал, как сидел за одним столом с таким знаменитым человеком и вёл с ним беседы.
3. Зрелые годы.
В 1972 году Дердиз завершает обучение в институте и ему предлагают направление в Бирюли, но он отказывается, так как находит работу в Казани. Он устраивается преподавать в строительный техникум, его полное наименование «Казанский филиал Лаишевского сельскохозяйственного техникума», где он преподаёт один год. В 1972 году Дердиз знакомиться со своей будущей женой, он сразу же в неё влюбляется. Зовут её Михайлова Галина Павловна. Она в то время училась на штукатура-маляра. В те советские времена строительная профессия была в моде, да и востребована. Так как строили коммунизм, а параллельно и окружающую среду для детей «коммунизма».
В 1973 году он решает устроить свою жизнь и женится на Галине. Они едут в районный центр своего района – Мамадыш. Галина заочно поступает учиться в Московский жилищно-коммунальный техникум и по окончании получает специальность техника-строителя. Три года они живут на квартире у одной бабушки. В 1974 году у них рождается первая дочка, её называют Эльмирой. Дердиз работает в СМУ (строительно-монтажное управление). От этой организации он получает квартиру. В те «времена коммунизма» квартиры давали бесплатно, только надо было работать в какой-нибудь организации и встать в очередь на получении квартиры. В 1979 году в семье рождается вторая дочка, её называют Гульнарой. Через какое-то время Дердиз меняет место работы, переходит работать в ПМК-2. Этой семье каждый мог позавидовать, она была счастливой семьёй, но перестройка всё изменила, Дердиз уходит работать в частное строительное предприятие.
Почему великие люди не следят за своим здоровьем? Даже Петру первому некогда было следить за своим здоровьем, так как у него мало времени, а он должен успеть многое сделать для своей страны. Так и Дердиз, всё время в работе, и не заметил, как набрал «мешок болезней», это и сердечная болезнь, это и сахарный диабет, приступы различной сложности. В 1994 году на 46 году жизни, он уходит из жизни. Его родные ни однократно спасали его во время приступов, но в последний приступ не было поблизости родных людей.
Старшая дочь поступает в Казанский государственный университет на географический факультет, а затем устраивается в школу учителем географии. У неё сначала родился сын, а через 7 лет и дочка. В 2011 году она поступает в Казанский государственный архитектурно-строительный университет, это ВУЗ её отца. Она решается пойти по ступам своего отца. Вторая дочь выучилась на бухгалтера, но по состоянию здоровья не работает, а смотрит родную мать. До этого смотрела родных бабушек и дедушек. Осталась в живых только мать Дердиза – Эмминиса, ей сегодня 96 лет.
4. Заключение.
Каждый человек талантлив в определённой области, но мастерством художника или музыканта обладает не каждый. Этот талант бывает врождённым. Есть конечно люди, которые учатся в специальных учебных заведениях мастерству искусства, но это призвание их душевного состояния. Они находят покой и умиротворение в данной области. Хадеев Дердиз Хазипович имел талант и призвание. Он с детства любил рисовать, но у него не было средств, чтобы закупать материалы. Тогда он решает свою судьбу приблизить к своим мечтам и это у него получилось. Он проектировал здания, он создавал среду для обитания человечества. Люди в этих зданиях работали, им было удобно и комфортно. Он занимался и экстерьером, и интерьером, и ландшафтным дизайном. Например, в квартирах расписывал стены, в садовых участках правильно рассаживал древесные, кустарниковые породы деревьев, овощные культуры. Человек – новатор, всегда проводил эксперименты и внедрял что-то новое в жизнь. Надо чтить память о таких людях и брать с них пример подрастающему поколению.
Литература.
Рассказы родственников, друзей, и архивные материалы.
Сказочные цветы за 15 минут
Тупое - острое
Лавовая лампа
Просто так
Алые паруса