Исследовательская работа "Первый декабрист России" (о В.Ф. Раевском).
Вложение | Размер |
---|---|
v.f._raevskiy.ppsx | 2.69 МБ |
Слайд 1
Дубовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметовСлайд 2
Первый декабрист России
Слайд 3
«Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со своей родной страной», - писал Д.С. Лихачев.
Слайд 4
Цель исследования: возрождение интереса к истории Белгородской области через изучение личности выдающегося земляка, внесшего большой вклад в развитие истории нашей страны .
Слайд 5
Объект исследования: наш земляк, поэт В.Ф. Раевский. В ходе проведения исследования было выяснено, что многие учащиеся не различают героев войны 1812 года: генерала Раевского и поэта Раевского.
Слайд 7
Предмет исследования: жизненный и творческий путь Владимира Федосеевича Раевского, оставивший след в российской истории.
Слайд 8
Задачи исследования: изучить жизненный путь первого декабриста России; проследить отражение жизненных коллизий в творчестве поэта.
Слайд 9
Актуальность работы заключается в том, что в ней прослеживается жизненный и творческий путь поэта, произведения которого не знакомы широкому кругу читателей. Следовательно, данные изыскания помогут учащимся, которые интересуются историей родного края и литературным краеведением .
Слайд 10
В.Ф. Раевский родился 28 марта 1795 года в селе Хворостянка Старооскольского уезда Курской губернии (ныне Белгородской области) в семье предводителя уездного дворянства, отставного майора екатерининской службы Феодосия Михайловича Раевского и Александры Андреевны Фениной.
Слайд 11
Первоначальное образование мальчик получил дома , а затем в благородном пансионе при Московском университете. Вместе с Раевским воспитывались многие будущие декабристы.
Слайд 12
Идейная атмосфера , в которой жило московское студенчество, характеризовалась критическим отношением к крепостнической действительности, пламенной любовью к России, интересом к отечественной истории и литературе. Уже в те годы разум юного Владимира Раевского Встревожен мыслию мятежной. Забавы детства презирал…
Слайд 13
В 1811 году после выхода из пансиона Раевский определился в Дворянский полк при 2-м кадетском корпусе . Здесь завязывается глубокая и прочная дружба между Раевским и будущим декабристом Батеньковым. Они «проводили целые вечера в патриотических мечтаниях, ибо приближалась страшная эпоха 1812 года».
Слайд 14
По словам самого Раевского, его жизнь состояла из трех переходов (периодов): военная жизнь, тюремная жизнь, ссыльная жизнь.
Слайд 15
Семнадцатилетним юношей начал он службу в артиллерии, был участником одиннадцати сражений. За проявленную отвагу был награжден золотой шпагой с надписью «За храбрость», орденом Св.Анны 4 степени, серебряной медалью «В память войны 1812 года». Закончил войну в польских землях штабс-капитаном.
Слайд 16
золотое оружие "За храбрость" орден Святой Анны 4-й степени серебряная медаль "В память войны 1812 года" Награды Владимира Раевского Наградное оружие в Российской империи, причисленное к статусу государственного ордена с 1807 по 1917 годы . Знак очень ценился в армии, он прикреплялся к военной шпаге, сабле, кортику. При награждении за военные подвиги на эфесе оружия делалась надпись: за храбрость . Носилась на Андреевской ленте.
Слайд 17
Русская поэзия горячо откликнулась на события 1812 года. Владимир Раевский пишет ряд стихотворений, посвященных Отечественной войне. Его произведения полностью соответствуют основному патриотическому пафосу времени: Нет, нет! Судьба нам меч вручила, Чтобы покой отцов хранить: Мила за Родину могила... Друзья !.. В пылу огней сраженья Обет наш: «Пасть иль победить»!
Слайд 18
С возвращением Раевского на родину из-за границы начинается новый период его военной жизни. В 7-м пехотном корпусе (в Каменец -Подольске) по его инициативе было создано содружество «железных колец», объединившее молодых офицеров, мечтающих о благоденствии народа.
Слайд 19
30 января 1817 года Раевский вышел в отставку. Политические мотивы, которыми руководствовался будущий декабрист, ясны из его «Записок»: «Железные кровавые когти Аракчеева сделались уже чувствительны повсюду. Служба стала тяжела и оскорбительна. Требовалось не службы благородной, а холопской подчиненности. Я вышел в отставку».
Слайд 20
В 1817—1818 годах в творчестве Раевского начинают преобладать мотивы ухода под кров сельского убежища, где поэт, находит примирение с собой, где его живит огонь свободы. Начав с образа «смиренных душ приюта», Раевский переходит к более жизненному описанию «хижины простой». Однако вскоре поэт, приобщившийся к реальной жизни, разоблачает нравственное убожество представителей господствующего класса, рисует ужасы крепостного права.
Слайд 21
Два года Раевский живет в родной Хворостянке, но 2 июля 1818 года возвращается на военную службу в 32-й егерский пехотный полк, расположенный в районе Кишинева. Там в 1819 году он был принят в «Союз благоденствия».
Слайд 22
Майор 32-го егерского полка В.Ф Раевский.
Слайд 23
В 1820-1822 годах Раевский принимает активное участие в деятельности тайного общества. Одновременно он разворачивает среди солдат вверенной ему ланкастерской школы агитационную работу по распространению «взглядов либеральной партии».
Слайд 24
Творческая деятельность Раевского этих лет развивается по двум направлениям: он выступает как поэт и как публицист. В своих стихах он рисует надменного и бездушного вельможу, «злодея-друга царя», безразличного к простому народу, изнывающему «под гибельным законом рабства».
Слайд 25
В «Рассуждении о рабстве крестьян и о необходимости скорого преобразования в России» поэт обрушивается на владельцев-тиранов, которые торгуют подобными себе. Таким же памятником пропагандистской литературы является и «Рассуждение о солдате», в котором говорится о «русском крестьянине, одевшем мундир», о солдате, «участь которого вверена жалким офицерам».
Слайд 26
С 6 февраля 1822 года начинается новая, «подземная», по его выражению, тюремная жизнь Раевского . Он был арестован и находился под надзором в Кишиневе. Затем переведен в Тираспольскую крепость, где провел в одиночном заключении четыре года. Поэт свою суровую судьбу "с терпеньем мраморным сносил".
Слайд 27
«Певец в темнице», как он сам себя называл, становится подлинным поэтом декабризма в период нарастания революционной борьбы.
Слайд 28
21 января 1826 года Раевского перевозят в Петропавловскую крепость, а затем в крепость Замостье (близ Варшавы). 15 октября 1827 года Николай I утвердил решение третьего по счету суда над Раевским. В качестве особой милости и снисхождения суд нашел возможным «удалить его < > в Сибирь, на поселение».
Слайд 29
Раевский был поселен в селе Олонки, недалеко от Иркутска. Он приписывается к сословию крестьян. Раевский не только надел крестьянский кафтан, но и полностью вошел в трудовую крестьянскую жизнь. Следуя его примеру, односельчане занялись огородничеством, и Олонки покрылись огородами и парниками, чего раньше не было.
Слайд 30
Сибирский период жизни Раевского характеризуется его напряженной хозяйственной, культурной и общественной деятельностью. Он создал в Олонках первую школу, часто выступал в роли крестьянского заступника. Не прекращал Раевский и поэтической деятельности.
Слайд 31
По манифесту 26 июня 1856 года, в связи с общей амнистией декабристов, Раевскому и его детям было «даровано потомственное дворянство, только без права на прежнее имущество, с разрешением вернуться из Сибири и жить в России, за исключением столиц и столичных городов». Через два года после «милости» Раевский предпринял поездку в Россию. Он побывал в Нижнем Новгороде, Москве, Петербурге и Курске. Во время поездки им была написана «Собственноручная автобиографическая записка» и дневник, известный под названием «Возвращение».
Слайд 32
8 июля 1972 года Владимира Раевского не стало. «Не хороните меня в церковной ограде, а похороните на кладбище в степи: там просторнее, светлее и веселее», - просил он перед смертью. Его просьба была выполнена. Добрая память о поэте-декабристе сохранилась в Олонках до сих пор.
Слайд 33
Декабрист умер так же мужественно, как и жил. Через все перипетии жизни пронес он знамя патриотизма . В одном из своих последних стихотворений поэт, как бы озирая свой жизненный путь, говорит о своем страдании во имя любви к людям, о тяжком труде во имя блистающей, светлой зари будущего: Не для себя я в этом мире жил И людям жизнь я щедро раздарил... И жизнь моя прошла, как метеор. Мой кончен путь, конец борьбы с судьбою, Я выдержал с людьми опасный спор...
Слайд 34
В селе Богословка Губкинского района Белгородской области находится мемориальный дом-музей первого декабриста В.Ф. Раевского. Здесь выставлены подлинные экспонаты, принадлежавшие семье Раевских; рядом с музеем расположен старинный парк, где по липовой аллее любил прогуливаться поэт-декабрист.
Слайд 36
В результате исследования было установлено, что традиция не случайно закрепила за Раевским имя "первого декабриста": одним из первых он начал революционную пропаганду, одним из первых стал жертвой правительственных репрессий: почти за четыре года до восстания на Сенатской площади он оказался в застенке; поэт представляет своим творчеством раннюю декабристскую поэзию, в его лирике создан автобиографический образ героя в стиле «гражданского романтизма».
Слайд 37
Работа над данным исследованием способствовала усилению интереса к истории родного края; позволила почувствовать истинное назначение гражданина своей страны.
Слайд 38
Следует также отметить, что работа с материалом, связанным с литературным краеведением, дает широкие возможности преодоления тенденции бездуховности в сложных социальных условиях.
Слайд 39
На современном этапе развития общества каждый должен быть знаком с историей и культурным наследием своей малой Родины. Ведь патриотизм воспитывается, прежде всего, повседневной возможностью открывать страницы истории родного края. Евгений Носов писал по этому поводу: «Малая родина – это то, что на всю жизнь одаривает нас крыльями вдохновения».
Вода может клеить?
Сказочные цветы за 15 минут
Ералаш
Тупое - острое
Кто должен измениться?