В своей работе автор решает проблему высокой приспособляемости моллюсков. в ходе экспериментальной работы приходит к выводу. что моллюски переносят низкую температуру, высыхание. он отследил, что активность их зависит от температуры, доказал, что моллюски могут определять запах пищи.
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_issledovatelskoy_deyatelnosti.doc | 411 КБ |
predel_vyzhivaemosti_mollyuskov.zip | 37.45 КБ |
Управление образования Администрации города Усть-Илимска
Муниципальное бюджетное учреждение «Ресурсный образовательный центр»
Городская научно-практическая конференция педагогов
«Инновации образования в аспектах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа. Слово учителю-экспериментатору»
Развитие личностных универсальных действий членов НОУ через формирование исследовательских навыков
Кузнецова Татьяна Николаевна, учитель биологии,
высшая квалификационная категория
Новикова Галина Ананьевна, учитель биологии,
высшая квалификационная категория
Рожкова Зоя Николаевна, педагог- психолог,
высшая квалификационная категория
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15»
г. Усть-Илимск
2012
Оглавление
Критерии психологического мониторинга:
Критерии педагогического мониторинга:
Результаты психологического мониторинга
Результаты педагогического мониторинга
Список использованных источников
«Суть моей инициативы – в создании современной школы;
школы, которая будет способна раскрыть личность ребенка,
воспитывать в детях интерес к образованию, к учебе.
И ключевая роль этой инициативы будет у учителей"
Дм.Медведев
Введение
Одаренные дети составляют бесценное национальное достояние нашей страны. Они будут определять содержание и темпы социального и экономического прогресса, займут ключевые позиции в экономике, администрировании, науке, искусстве, идеологии. Одарённость сама по себе не является самоцелью или самостоятельной ценностью. Способности и одарённость детей надо рассматривать в разрезе будущего города, края, страны. Поэтому одной из задач школы является развитие детской одарённости, формирование готовности организовать собственную успешность в дальнейшей жизни, профессиональной деятельности.
В современных условиях интеллектуально-творческий потенциал рассматривается как стратегический ресурс. Особое значение приобретают выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей. Под одаренностью понимается высокий уровень развития способностей обучающегося, позволяющий ему достигать успехов в определённых областях деятельности. Основными признаками высокой одарённости являются: раннее проявление способностей, быстрый темп усвоения знаний, формирование умений и навыков в какой-либо деятельности, склонность и интерес к ней, элементы оригинальности и творчества.
Актуальность
В соответствии со стандартами второго поколения развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Развития универсальных учебных действий в основной школе направлено на формирования важнейшей компетенции личности – «умения учиться», создание благоприятных условий для личностного и познавательного развития учащихся. Почему же в основной школе деятельность является главной, это объясняется возрастными особенностями подростков.
Оценка подросткового периода как трудного – критического - обусловлена двумя обстоятельствами: 1) бурным, скачкообразным характером развития, т.е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребенка; 2) появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний, а у взрослых - трудностей в его воспитании: подросток часто не поддается воздействиям родителей, у него появляются разные формы непослушания, сопротивления и протеста (упрямство, грубость, негативизм, строптивость, замкнутость, скрытность). Существенную роль в развитии учебной мотивации в подростковом возрасте имеют познавательные и учебные интересы, (ориентация на содержание и процесс учебной деятельности). Возникают относительно устойчивые личностные интересы, которые в отличие от ситуативных, характеризуются своей ненасыщаемостью - чем более они удовлетворяются, тем более устойчивыми и напряженными они становятся (Божович Л.И., 1995). Любознательность как уровень развития познавательной потребности, отвечающей подростковому возрасту, предполагает личностный отбор информации в соответствии с уже сформировавшимися интересами и личностным отношением к знаниям. Удовлетворение познавательных интересов инициирует подростков к поиску новых предметов их удовлетворения, постановке новых целей. . Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в среднем звене школы является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность. Занятия с детьми в НОУ направлены на понимание методологических аспектов научного знания, использование научных методов наблюдения, классификации, сравнения; формулирование гипотез и выводов, планирование эксперимента и проведение исследования. Цели и задачи исследовательской и проектной деятельности школьников определяются не только их личностными мотивами, но они должны иметь и общественную значимость. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение собственной компетенции подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их собственных способностей, но и на создание продукта, имеющего существенную значимость для классного или школьного коллектива, а, может быть, и для более широких слоев общества.
Исследовательская деятельность школьников должна быть организована таким образом, чтобы подростки смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т.д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки должны овладевать нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобрести навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.
Организация внеклассной работы школьников должна обеспечивать сочетание различных видов познавательной деятельности. Вполне очевидно, что значимыми и интересными для подростков представляются новые виды деятельности, которые им еще не знакомы, именно их интересно освоить, даже если впоследствии они не войдут в ряд наиболее ценных и жизненно необходимых.
Исследовательская деятельность открывает новые возможности для побуждения подростка к творчеству как индивидуальному, так и коллективному.
. Обучение интеллектуально одаренных детей, может быть только личностно-ориентированным, даже точнее личностно-деятельным. Понимание этого привело нас к необходимости разработки и реализации комплексно-целевой программы «Интеллект» и организации в школе научного общества учащихся (НОУ).
Основной целью педагогов, работающих с одаренными детьми в рамках НОУ, является развитие их интеллектуальных способностей. И анализ инновационных программ, в большинстве своем носит науко-центрированный характер, направленный, прежде всего, на развитие познавательной сферы, а не качеств личности ребенка.(Е.Н.Дзятковская) И диагностический банк направлен на отслеживание интеллектуального развития. Наблюдая за детьми, имеющими повышенные интеллектуальные задатки, в ходе работы в НОУ, мы отмечали, что одни дети пользуются авторитетом, могут привлечь к себе внимание, договориться; вторые – замкнутые, предпочитают работать индивидуально; третьи - неуверенные в себе, не могут себя позиционировать. Ребята и по-разному реагируют на возникающие затруднения и проблемы. Одни ищут внешние причины: необъективность педагога - руководителя, сложность выбранной темы, агрессивность членов НОУ. Другие учащиеся ищут причины затруднений в себе, в своих знаниях, чертах характера, манере поведения. Но в наши задачи, отслеживание развития личностных качеств членов НОУ не входило.
Два года назад на педагогическом совете по теме «Поддержка одаренных детей» мы проводили анализ социализации наших выпускников за последние 10 лет, наиболее активных членов НОУ. Информацию о них мы получили через собеседование выпускников на традиционном вечере встречи с выпускниками, из переписки в социальных сетях, из общения с родителями по телефону. Полученные сведения позволили нам прийти к выводу, что они заняты в самых разных областях народного хозяйства, и все они успешны. Способствовала ли их исследовательская деятельность адаптироваться в нашем непростом социуме. Через анкетирование мы решили выяснить, какие качества личности позволили им добиться определенных успехов (Приложение1).
Цель нашей работы: выяснить, возможно, ли исследовательской деятельностью формировать личностные универсальные действия у обучающихся, способствующие их успешной социализации.
Задачи:
1.Определить качества личности, способствующие успешной социализации;
2.Продумать формы организации исследовательской деятельности, направленные на развитие тех или иных качеств личности
3. Простроить работу с членами НОУ с учетом новых форм.
4.Разработать критерии отслеживания.
5.Подобрать банк диагностического инструментария.
6.Определить периодичность отслеживания.
7.Проводить диагностику.
8.Представлять результаты деятельности на кафедре инновационного развивающего экологического образования.
Объект: совместная учебно-исследовательская деятельность учителя и учащихся
Предмет: развитие личностных качеств членов НОУ в процессе исследовательской деятельности.
Гипотеза: представляется, что исследовательской деятельностью, возможно, влиять на личностное развитие обучающихся, тем самым формировать у них те качества, которые способствуют успешной социализации.
Методы: анализ литературы, анкетирование, наблюдение, диагностическая беседа, тестирование, метод рефлексии, модельное событие.
Заинтересовавшись этой темой мы обратились к литературе по данной проблеме. Изучение литературы таких авторов как А.И. Савенков, Н.Б. Шумакова, Безрукова В.С., И.Д. Чечель, И.С, Сергеева, Маркушина и др. еще раз убедило нас в том, что исследовательская деятельность связывается авторами с активизацией исследовательского поведения детей непосредственно с показателями мыслительной деятельности, а также с углубленным изучением и закреплением имеющихся у них знаний, умений, навыков. Главная задача данного направления – дать ученику возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных способностей и склонностей, считают другие. При этом, опять таки, выделяется ряд задач исследовательской деятельности, направленных на развитие мыслительной деятельности обучающихся и на получение знаний: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы, систематизацию знаний, знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы. Развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал, реферировать его; использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования и т.д.
Исследовательская деятельность- высший уровень деятельности. Только понимание недостаточности информации не может подвигнуть учащегося на действия по ее добыванию. Нужна активность, повышающая внутреннюю мотивацию, такая активность присуща познавательной деятельности, в процессе которой учащиеся испытывают эмоциональное напряжение, преодолевая трудности (Маркушина, 2000.с.33). Проанализировав информацию, мы еще раз убедились в том, что исследовательская деятельность рассматривается авторами как одно из условий интеллектуального и творческого развития. А как условие личностного развития не упоминается ни в одной изученной нами работе. Перед нами встал вопрос, возможно, ли исследовательской деятельностью формировать личностные качества у обучающихся, способствующие их успешной социализации.
Разрабатывая данный эксперимент мы использовали 5 этапов:
1.Подготовительный, где ставилась цель, определялись задачи исследования, целеполагание участников исследовательской деятельности, организационные формы сотрудничества.
2.Проектировочный, целью которого было построение плана деятельности, разработка критериев отслеживания, определение периодичности отслеживания, методов исследования, с учетом выбранной позиции. Изучение литературы по данному вопросу.
3.Практический, основой которого было получение результата исследовательской деятельности: продумывание форм организации исследовательской деятельности, направленные на развитие тех или иных качеств личности, простраивание и организация работы с членами НОУ с учетом новых форм.
Подбор банка диагностического инструментария, проведение психологической и педагогической диагностик (Приложение 2).
4.Аналитический, на котором сравнивались планируемые результаты и реальные, проводились обобщения и выводы.
5.Заключительный этап. Представление содержания работы, обоснование выводов.
Нас заинтересовала группа детей - пятиклассников, шестиклассников которые активно занимались в малом научном обществе начальной школы «Океан знаний» и имели определенные результаты в исследовательской деятельности, и часть которых стала проявлять пассивность. Эта группа детей и стала для нас экспериментальной.
В своей экспериментальной работе мы выделили при простраивании и организации исследовательской деятельности в НОУ, несколько ступеней формирования у детей исследовательских навыков, которые в свою очередь были направлены на развитие определенных личностных качеств. Использовались такие формы работы как дискуссионный клуб, организация индивидуальных исследований, клуб любителей наук, проектная деятельность, работа в малых группах, психологические тренинги, сюжетно-ролевые игры.
Первая ступень. Ситуация теоретико-экспериментального исследования, стимулирование интереса к исследовательской деятельности, осознание ее значимости для успешной адаптации к обучению в школе. Условиями, помогающими усвоению материала на этой стадии, являются: возбуждение эмоционального отношения, внутреннего стремления к осмыслению и усвоению добытых знаний; развитие самостоятельности и активности; вовлечение в практическую деятельность. На данной ступени мы предлагаем учащимся исследовательские задания с большой степенью реальности содержания, мы знаем направление поиска, и искомый результат, но предлагаем пройти этот путь ученику самостоятельно. При выполнении подобных заданий у ребят создаются первичные представления о познаваемости мира, о взаимосвязи предметов и явлений, о практическом значении знаний и умений. Такие представления достаточно устойчивы, так как добыты в результате самостоятельной деятельности. Например, рассматривая ферментативную роль белков на секции биологии, мы предлагаем разрешить спор между двумя учеными Л.Пастером и Ю. Либихом, суть которого «выяснить связана ли активность фермента с органоидами клетки» и предлагаем набор оборудования. В ходе эксперимента они приходят к выводу, что деятельность ферментов не связана с органоидами клетки. Прав оказался Ю. Либих. Именно с этого и начинает проявляться роль исследовательской деятельности как одного из условий развития активности, любознательности, а также вовлечение в практическую деятельность. Организация экспериментальной работы на занятиях секций, заседаниях клуба любителей наук дает возможность каждому ребенку почувствовать себя в роли ученого. Самостоятельно добывая знания в процессе эксперимента, ученик получает уверенность в их истинности и справедливости. Нами замечено, что действуя по предложенным алгоритмам, ученик получает удовольствия от достигнутых результатов, от осознания успешности до определенного времени. В какой-то момент эти действия перестают приносить прежние ощущения радости, и у учащегося появляется потребность к познанию нового. Так Лена М., 6 класса содержала дома хомячков и получила задание: «исследовать наследование окраски шерсти у хомячков по законам Г.Менделя». При выполнении задания она потянулась к дополнительной литературе и обнаружила, что законы наследования были открыты не только Менделем, но и еще тремя учеными не зависимо друг от друга, это немецкий ученый- К. Корренс, австрийский ученый-Чермак и голландский ученый- Г. де Фриз. Таким образом ученица самостоятельно пришла к выводу, что каждый исследователь в науке использует индивидуальные способы достижения, порой одного и того же результата. Тем самым мы формируем у наших подопечных: интерес, самостоятельность, уверенность в себе.
Вторая ступень. Ситуация частично-поискового исследования, научение образцам исследовательской деятельности на основе получения новой информации. Мы задаем направление поиска, но не знаем конечного результата, предлагая ребенку самостоятельно решить проблему. Таким образом, на этой ступени формирования исследовательских навыков у школьников происходит дальнейшее развитие самостоятельности и активности, внутреннего стремления к осмыслению и усвоению материала, а так же развитие способности учащихся к рефлексивному осмыслению собственной деятельности. Например, Дмитрию К. было дано задание, выяснить, почему семена разных растений, которые поливались «серебряной водой» прорастают быстрее, чем семена, политые обычной водой? Несмотря на то, что ему не удалось найти точного ответа на этот вопрос, он предложил несколько:
1-.Возможно, ионы серебра, действуя губительно на бактерии, которых много в воде, в почве, облегчили зародышу семени процесс прорастания, не надо было тратить сил на борьбу с бактериями, клетки зародыша делились быстрее, поэтому и проросли быстрее.
2.Известно, что некоторые металлы могут выступать в качестве катализаторов, например железо, платина, палладий или входят непосредственно в состав ферментов. Возможно, ионы серебра, встраиваются в метаболические пути растения и повышают активность каких то ферментов, либо каким то другим образом ускоряют обменные процессы, протекающие в клетках зародыша, и тем самым ускоряют биохимические реакции, протекающие в клетках, и процесс деления клеток идет быстрее.
3. А возможно и так, что ионы серебра, могут быть вредными для клеток и повреждают клеточную мембрану. Серебро вызывает гибель части делящихся и растущих клеток, на что клетки отвечают еще более интенсивным делением, и как следствие – интенсификация роста растений. Т.е. делящиеся клетки образовательной ткани реагируют на вредный фактор (серебро) более быстрым делением клеток.
Новая информация подтолкнула его на новые исследования. В ходе подобных исследований происходит дальнейшее развитие способности к рефлексивному осмыслению собственной деятельности, достижение умения ставить новые проблемы, и стремление их разрешать. (Целеустремленность, настойчивость, волевые усилия).
Эффективной формой работы с членами НОУ в нашей школе на данной ступени являются заседания клуба любителей наук. Так, на одном из заседаний клуба по теме «Человек будущего» решались проблемы, связанные с человеком с точки зрения разных наук: географии, биологии, информатики, истории, математики, физики, литературы, ТРИЗ. Для решения проблемы были созданы малые группы по предметам, которые получили исследовательские задания, требующие творческой переработки информации. В ходе подготовки к заседанию клуба в группах происходил анализ самостоятельно полученной информации, рефлексивное осмысление собственной деятельности, достижение умений ставить вопросы, с помощью ответов на которые, достигается осознание собственной деятельности и развивается интерес к своей деятельности. Такая подготовка способствует организации дискуссии во время заседания клуба. Здесь формируются умение отстаивать свое мнение и готовность отказаться от неверного пути в случае обнаружения ошибки, а также терпимое отношение к мнению товарищей. Систематическое использование такой формы работы с детьми позволяет развивать такие качества личности как креативность, толерантность, последовательность, коммуникативность.
Третья ступень- ситуация поисковой исследовательской деятельности, основанием для создания которой служит исследование с неопределенным содержанием. На данном этапе происходит преобразование сложившихся стереотипов исследовательской деятельности на индивидуально-личностном уровне, идет формирование объективной оценки предметов и явлений, самостоятельное определение целей будущего эксперимента и способов своей деятельности для достижения этих целей. Мы предлагаем ученикам готовую методику научного исследования, а ученик должен самостоятельно выбрать объект исследования, критически проанализировать пути исследования, объяснить актуальность своих действий. Такие исследования в основном предлагаем старшеклассникам потому, что они обладают определенными умениями исследовательской деятельности. На данной ступени формируются: настойчивость, целеустремленность, мотивация достижения успеха, верность своим интересам. Например, Константин С. занимался исследовательской деятельностью еще в начальной школе, его исследовательские работы получали высокую оценку и занимали призовые места на городских НПК. В 10 классе ему была предложена для исследования методика определения загрязнения воздуха, он самостоятельно смог выбрать объект исследования, определить методы работы в соответствии с методикой и исследовал по методике влияние транспорта на состояние атмосферного воздуха в нашем городе. Работа по данной проблеме побудила его к изучению разных типов двигателей автомобилей, результатом работы стали его инженерные находки, он предложил новые модели двигателей. Исследовательская работа на данном этапе определила его профессиональный путь. Он поступил в технический университет в г. Красноярске, где продолжил свои исследования. На пятом курсе обучения, он спроектировал «Умный холодильник». Ему предложили принять участие в Форуме инновационных проектов «Селигер», где его работа была отмечена и ему предложили продолжить обучение в техническом университете имени Баумана в г. Москва. Его изобретением заинтересовались производители.
Четвертая ступень. Ситуация научно-исследовательской деятельности. Деятельность учащегося в этой ситуации характеризуется проявлением субъективного отношения к изученным фактам и способам их объяснения, самостоятельным поиском противоречий, проблем, проявлением мировоззренческой позиции. Старшеклассник сам определяет степень готовности к этой ступени. На этой ступени учащийся самостоятельно задается проблемой исследования, определяет цель, составляет алгоритм действий для ее решения, мы предполагаем, на этой ступени развивать любознательность, настойчивость, ответственность. Так учащийся Алексей Л, работая на экологической тропе, обратил внимание на большое количество эпифитных организмов на стволах деревьев. Его удивило, их отсутствие на деревьях вдоль автомагистрали, по которой он ходит на дачу. Он решил выяснить, почему так происходит. В ходе своих исследований он доказал, что в качестве индикаторов чистоты воздуха можно использовать и эпифитные организмы.
Сложившаяся система работы в научном обществе способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, что подтверждается результативностью (Приложение3).
Отслеживание динамики личностного развития детей, мы решили осуществлять по трем направлениям. Каждое направление - это соответствующий блок личностных качеств.
Первый блок- организационно-волевые качества, выступающие субъективной основой образовательной деятельности любой направленности и практическим регулятором процесса саморазвития обучающегося (ответственность, организованность, самоконтроль, дисциплина и т.д.)
Второй блок- ориентационные свойства личности, непосредственно побуждающие активность ребенка;( умственная активность, мотивация,, уровень притязаний и т.д.)
Третий блок – поведенческие характеристики, отражающие тип общения со сверстниками и определяющие статус ребенка в группе.
Выделили психологический и педагогические блоки мониторинга, определили периодичность отслеживания: исходные данные, промежуточные и на выходе.
Критерии психологического мониторинга:
ведущий тип мотивации, уровень притязаний, тревожность, самооценка, локус контроля, ценностные ориентации, общение, конфликтность, отношения со взрослыми, со сверстникам, тип сотрудничества отношения
Критерии педагогического мониторинга:
целеустремленность, самостоятельность, воля, настойчивость, самоконтроль, ответственность, коммуникативность и степень влияний в коллективе, дисциплина и организованность
Почему выделены именно эти личностные свойства?
Исходная диагностика показала сниженное у нынешних обучающихся элементарных организационно-управленческих навыков: умения самостоятельно планировать свою деятельность, ставить перед собой определенные задачи и находить способы их решения, заставлять себя выполнять необходимую, но не особенно интересную работу, осознанно управлять своими эмоциями и поведением, строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми на бесконфликтной основе.
Сегодня личностное развитие ребенка осуществляется, как правило, через его стихийное приспособление к крайне противоречивой социокультурной среде. Следствием этого стал заметный рост индивидуализма среди детей и подростков при одновременном непонимании того, как управлять собой, как организовать себя для достижения индивидуально значимых целей и приспособиться к постоянно меняющимся условиям жизни, особенно это касается детей, отличающихся повышенным уровнем интеллектуальных способностей, что выявлено диагностикой.
Между тем успешность адаптации личности в современных условиях определяется, главным образом, тем, в какой мере она способна к адекватной оценке собственных возможностей и реальному самоизменению в соответствии с динамикой обстоятельств. Вот почему формирование у детей способности к личностному изменению становится сегодня важнейшей педагогической задачей. Кто как не педагог, выступающий для детей «значимым взрослым», может заинтересовать своих воспитанников познанием самих себя, навыков самоорганизации и самоуправления?
Личностные свойства, которые в нашем мониторинге, отражают многомерность личности, позволяют выявить основные индивидуальные особенности ребенка, легко наблюдаемы и контролируемы, доступны для анализа любому педагогу и не требуют привлечения других специалистов.
Результаты психологического мониторинга
Осуществляя психологическое сопровождение научного общества учащихся, психологом решались задачи развития интеллектуального и коммуникативного репертуара, умения аргументировать, представлять, дискутировать, доказывать свою правоту, вести дебаты, ставить вопросы и т.д. Мониторинг велся именно по этим параметрам. С введением эксперимента мониторинг расширился: добавились выше описанные критерии отслеживания личностного развития ( Приложение 4).
По результатам психологического мониторинга (входное обследование) видно, что только для 31% членов НОУ, включенных в эксперимент, характерен мотив достижения успеха и высокий уровень притязаний, остальным - мотивация избегания неудач, средний, низкий уровни притязаний. Мотивированные на достижение успеха и имеющие высокий уровень притязания ребята ставят перед собой позитивные цели, активно ищут средства, испытывая при этом положительные эмоции, мобилизуя ресурсы. Иначе ведут себя школьники, мотивированные на избегание неудачи: они не уверены в себе, боятся критики, с работой, где возможна неудача, у них связаны только отрицательные эмоции. Такая мотивация связана с низкой самооценкой, неверием в свои силы, в возможность успеха (23% с заниженной самооценкой).
Внутренний локус контроля при этом отмечается у 23%. Внутренние мотивы характеризуются интересом к самому процессу и его результату, стремление развить какие-либо умения, качества. Внешние же проявляются тогда, когда человек действует в силу долга, обязанности, из-за давления родных, учителей и т.д. Если ученики решают задачу, то внешними мотивами этой деятельности могут быть желание получить хорошую отметку, показать умение решать задачи, добиться похвалы учителя и т.д. Внутренними — интерес к процессу решения, поиску наиболее рационального способа, к результату и т.д.
Такие параметры, как тревожность, ценностные ориентации, общение, конфликтность, тип сотрудничества, отношения со сверстниками и взрослыми также являются проблемными зонами для большинства обучающихся, имеющих высокие интеллектуальные способности и занимающихся проектно – исследовательской деятельностью. Выявились ребята, которых мы называем интеллектуально одаренными: активно участвуют в исследовательской деятельности, сами с удовольствием демонстрируют свои интеллектуальные умения, уверенные в себе, помогают учителю на уроке, являясь его опорой, они не боятся демонстрировать свои способности и умения. Другая группа детей, которых называют интеллектуально пассивными. Они обладают широкой эрудицией, конструктивным складом ума, но при этом могут быть не уверены в себе, боязливы, инертны. Их иногда называют интеллектуальными улитками.
Особо останавливаемся на самооценке. Это представление ребенка о своих достоинствах и недостатках и одновременно характеристика уровня его притязаний. Значение этого слова состоит в том, что самооценка как бы запускает или тормозит механизм саморазвития личности; самооценка - это ключ к пониманию темпов развития ребенка.
Заниженная самооценка (6,6%) означает неразвитость положительного представления о самом себе, неверие в свои силы, а значит, отсутствие внутреннего стимула к развитию, поскольку ребенок не видит своих достоинств, на основе которых можно совершенствоваться. Такие дети требуют к себе особого внимания, постоянной похвалы за самые минимальные достижения.
Адекватная (13,3%) самооценка означает, что у ребенка сформировано адекватное представление о своих достоинствах и недостатках, соединяющее положительные представления личности о себе с достаточной мерой самокритичности. Именно этот ее уровень является действенным стимулом саморазвития личности.
Завышенная самооценка (66,6%) может появиться как в результате неумеренных похвал ребенка, так и вследствие неадекватной оценки им собственной одаренности, которую он воспринимает как превосходство над другими. Этот тип самооценки - самый сложный с точки зрения развития личности, так как он либо лишает ребенка стимула к развитию (ибо создает в его сознании иллюзию достижения положительного предела), либо порождает у него стремление добиться лидерства в группе любой ценой, в том числе за счет других детей. Такие дети, как правило, трудно управляемы, нередко агрессивны, почти не способны к работе над собой. Завышенная самооценка нередко ведет к самоутверждению через стремление подчинить себе других детей, rocподствовать над ними. Заниженная - является препятствием для нормального общения, ибо такие дети часто испытывают в окружении сверстников чувство неуверенности в себе, скованность, тревожность.
Важнейшим аспектом общения является характер самоутверждения личности, производный от уровня самооценки, присущей ребенку.
Отношение ребенка к конфликтам в группе и тип сотрудничества - характеристики, являющиеся плодом воспитания и незначительно обусловлены природным фактором. Они фиксируют авторитетность ребенка в группе, его коммуникативную компетентность, степень его управляемости и дисциплинированности.
Проблемы общения со сверстниками включены в мониторинг потому, что всякое индивидуальное развитие - это в некотором роде соревнование, что характерно для детей с повышенными способностями. В сверстниках дети ощущают равных себе по природе и именно с ними соотносят свои успехи в работе над собой. Особенно значима эта ориентация в подростковом возрасте. 20% ребят, включенных в эксперимент имеют высокий уровень конфликтности, 33,3 – низкий, остальные - средний уровень.
Сотрудничество - это способность ребенка принимать участие в общем деле. Совместная деятельность связана с распределением функций между ее участниками, а следовательно, предполагает определенное умение ребенка как подчиняться обстоятельствам, считаться с мнением других, в чем-то ограничивать себя, так и проявлять инициативу, совершенствовать общее дело. Выделены несколько уровней сотрудничества - 26,6% обучающихся стремятся избежать включения в совместную деятельность, 40% - участвует в ней при побуждении извне и только 33,3- проявляют творческое отношения к ней: инициативны в общих делах.
Для отслеживания уровня сформированности личностных качеств разработана индивидуальная карточка учета динамики личностного развития ребенка. Прниложение Заполнение карточки осуществляет педагог с периодичностью 2 раза в год - в начале и в конце учебного года.
Для детального отражения динамики изменений баллы лучше ставить с десятыми долями.
Полученные срезы позволяют последовательно фиксировать поэтапный процесс изменения личности каждого ребенка, а также планировать темп индивидуального развития, акцентируя внимание на проблемах, выявленных мониторингом
К оценке перечисленных в карточке личностных качеств может привлекаться сам обучающийся. Это позволит, во-первых, соотнести его мнение о себе с теми представлениями, которые существуют о нем у окружающих людей; во-вторых, наглядно показать ребенку, какие у него есть резервы для самосовершенствования.
Результаты педагогического мониторинга
Педагогический мониторинг показал, что 38,3% учатся под контролем педагогов и наставников, познавательная активность низкая, ограничивается рамками школьной программы, и только 23% могут учиться с интересом, участвует в познавательней деятельности, не ограничивается рамками школьной программы, но под контролем педагогов и наставников или только по интересующим его предметам, это соответствует уровню выше среднего. Умственная активность на начало эксперимента у 61,5% составила средний уровень , это означает, что задания выполняются с организующей и направляющей помощью учителя, не может перенести освоенный способ деятельности на сходное задание, закономерные связи обнаруживает с большим трудом. И 38,5% членов НОУ имеют выше среднего уровень, обучающиеся охотно определяют содержание, смысл анализируемого с незначительной помощью взрослых, умеет обобщать, способны найти различия в сравнении, закономерные связи обнаруживают при внешней стимуляции взрослых.
На начало эксперимента дисциплина и организованность была сформирована на уровне ниже среднего у 31%, они, пассивны в проявлении правила внутреннего распорядка, не проявляют готовность в оказании помощи другим, в их соблюдении, не осознают значение этих качеств, для них характерна позиция «исполнитель по необходимости».,на среднем уровне у 46,25 и выше среднего у 23% т.е. обучающиеся готовы оказать содействие в соблюдении Правил внутреннего распорядка по просьбе взрослых, осознают значение этих качеств.
69% членов НОУ обладают коммуникативностью и имеют влияние в коллективе, они умеют находить контакт с окружающими, поддерживают доброжелательные отношения в коллективе, но сами редко выступают инициаторами их создания, пользуются уважением среди большинства воспитанников. Целеустремленность на среднем уровне выражена у 46.2% это проявляется в том, что обучающиеся еще не могут ставить перед собой цели, не проявляет активности в личностном становлении. И только 7,6% имеют целеустремленность выше среднего уровня, они могут поставить перед собой цель, но не всегда добивается ее осуществления, осознают чего они хотят, но упорства в обогащении знаниями не проявляют.
В течение первого полугодия исследование проводилось пассивное – шла констатация результатов. Результаты диагностики в конце года не показали значительных изменений, в психологическом мониторинге. Например такой параметр как самооценка –завышенный уровень в начале года показали 66,6% испытуемых, то в конце года – 60%; внешний локус контроля как в начале года, так и на конец года характерен для 80% ребят.
Анализ педагогического мониторинга показал, что количество детей, обладающими самоконтролем на уровне ниже среднего к концу года уменьшилось с 46,4% до 23%, но появились дети у которых это качество стало сформировано на уровне выше среднего- 23% .( Приложение 5.)
Уменьшился и % обучающихся, у которых такие качества как самостоятельность и настойчивость с 31% (уровень ниже среднего) до 15,3%, при этом увеличился % детей до 38,5%, у которых уровень стал выше среднего. Положительная динамика отмечается при формировании таких качеств как дисциплина и организованность с 23% на начало года до 54% конец года. По результатам диагностики I полугодия этого года, 7,6% имеют высокий уровень сформированности дисциплины и организованности.
Заключение
Если начало эксперимента мы классифицировали как констатирующий, пассивный то в последующем - формирующий, активный.
Мониторинг (промежуточные результаты), проводимый после первого полугодия на втором году нашего эксперимента, показал, что увеличилось количество детей с уровнем выше среднего сформированности самоконтроля и ответственности (23%), умственной активности (61,4%), самостоятельности и настойчивости (53,6%). У 15,4% обучающихся высокий уровень дисциплина и организованность.
Мотив достижения успеха и высокий уровень притязаний стал характерен для 39%(31)ребят, заниженная самооценка остается пока у 18%(23), повысился процент детей с адекватной 18,3%(13,3%). Внутренний локус контроля уже отмечается у 30%(23%).
Снизился процент ребят (15%/20%), включенных в эксперимент, имеющих высокий уровень конфликтности,
Таким образом, на данном этапе нашей работы мы имеем возможность проследить развитие личностных качеств учащихся, оказать им своевременную помощь и поддержку. А по результатам мониторинга (положительная динамика) мы отмечаем, что исследовательская деятельность оказывает влияние на личностное развитие членов НОУ, но подтвердить или опровергнуть гипотезу мы не можем из-за недостаточности исследовательского материала, так как мы работаем всего два года. Процесс личностного развития длительный.
Список использованных источников
4.Репкин В.В., Репкина Г.В., Заика Е.В. О системе психолого-педагогического мониторинга впостроении учебной деятельности // Вопросы психологии, № 1, 1995.
5.Савенков А.И. У колыбели гения. М. Педагогическое общество России. 2000.
6.Е.В.Тяглова Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии.М.,изд.»Глобус»,2008
7.Шумакова Н. Б., Авдеева Н. И., Климанова Учимся по новому стандарту -
издательство "Просвещение"2011
8..Шумакова Н.Б. — Развитие общей одаренности детей в условиях школьного обучения
9.www.openclass.ru › ... › Интернет - ресурсы в работе педагога
АНКЕТА
Уважаемый выпускник, просим вас ответить на вопросы анкеты.
Подчеркните те варианты ответов, которые соответствует Вашему мнению о школе.
1. Чувствуете ли Вы себя желанным гостем в школе? Да; Нет
2. Что дала вам школа, за что вы ей благодарны?
2.Как Вы думаете, какие качества позволили вам добиться успехов?
3. Всегда ли вы чувствовали себя комфортно в школе? Да; Нет
5. Чувствовали ли вы себя защищенным в школе? Да; Нет
6 . Что вы не смогли получить от школы для успешной социализации:______________
в частности: реализации своих планов в будущей профессиональной деятельности?_______________________________________
7. Сформулируйте Ваши пожелания школе, используя следующую начальную формулировку:
«Если бы я был учителем_______________________
Банк диагностического инструментария для отслеживания личностного развития учащихся
№ | Название методики | Основные направления методики (теста) | Автор методики (теста) | Год издания | Издательство (литературный источник) |
1 | Анкета «Отношение учащихся к школе, себе и другим» | Выявление отношения учащихся начальных классов к школе, себе и другим». | Л.Г Петерсон. | 2001г. | Петерсон Л.Г.,Кубышева М.А.,Петерсон В.А. «Средства комплексного мониторинга результатов обучения, реализующего современные образовательные цели. - М.:УМЦ 2000…»,2001г. |
2 | Методика изучения мотивации учения подростков | Мотивация учения | М. Лукьянова | 2001г | М. Лукьянова «Учебная мотивация как показатель качества образования» «Народное образование» №8 2001г |
3 | Тест «Ваша мотивация к успеху | Выявление ведущего типа мотивации | Потемкина Е.В. | 2004 | Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В.«Тесты для подростков, М. 000 «Аст-ПРЕСС КНИГА» |
4 | Тест «Каков ваш темперамент» (подростковый вариант) | Измерение психических свойств | Т. Айзенк | Модификация кафедры психологии Ленинского университета 1987 г. 2004г | А. Карелин, Л. Москвина Энциклопедия психологических тестов М., изд., АСТ 1997. Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В.«Тесты для подростков, М. 000 «Аст-ПРЕСС КНИГА» |
5 | Тест «Как вы себя контролируете?» | Изучение локуса контроля | Е.В Потемкина. | 2004г | Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В.«Тесты для подростков, М. 000 «Аст-ПРЕСС КНИГА» |
6 | Шкала тревожности | Выявление уровня тревожности у подростков | Кондаш | 1973г | Е.И. Рогов «Настольная книга практического психолога» Москва Владос –пресс, 2001г |
7 | Опросник Басса - Дарки | Выявление уровня агрессивности | А. Басс, А. Дарки | 1957г | А.К.Болотова «С чего начинать школьному психологу» М-Воронеж,2001 |
8 | Тест «Ваше поведение в конфликтной ситуации» | Выявление поведения в конфликтных ситуациях | К. Томас | Модификация, 2004г | Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В.«Тесты для подростков, М. 000 «Аст-ПРЕСС КНИГА» |
9 | «Гонки» | Выявление состояния агрессивности учащихся на природу, человека, потенциальной готовности к безнравственному поступку | Е.Н Дзятковская. | 2003г | «Здоровьесберегающая работа образовательных учреждений» Иркутск,2003
|
10 | Шкала самооценки | Уровень тревожности | Ч.Д. Спилбергер | адаптация О.Л. Ханин, 1978г | «Лучшие психологические тесты» Петрозаводск «Петроком», 1992г |
11 | Методика определения уровней самооценки и притязаний | Определение уровней самооценки и притязаний | Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева. В.А. Петерсон | 2001. | Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева. В.А. Петерсон «Средства комплексного мониторинга результатов обучения, реализующего современные образовательные цели», М.: 2001. |
12 | Методика исследования самооценки | Определение уровня самооценки. | Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн. | 2004г | «Психолого-педагогическая диагностика младших школьников» Г.А Ускова. .2004 |
13 | Незаконченные предложения | Система отношений | Леви, Сакс | 1950г | Е.Т. Соколова «Проективные методы исследования личности» Москва, 1980г |
14 | Опросник «ТУСОВКА» | Выявление уровня сотрудничества в классе | О.Л. Евсеева | Журнал «Классный руководитель » №6, 2003г | |
15 | Ценностные ориентации | Определение отношений к окружающему миру, другим людям, к себе | М. Рокич | «Лучшие психологические тесты» Петрозаводск «Петроком», 1992г | |
Направленность личности | Определить личностные направленности учащихся. | А. Басс | «Лучшие психологические тесты» Петрозаводск «Петроком», 1992г | ||
16 | ДДЧ (Дом - Дерево – Человек) | Выявление уровня развития, работоспособности, сферы взаимоотношений с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности | 1998г | «Рисуночные пробы, как средство диагностики развития личности ребенка. Р.Ф. Беллускайте.// Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1987. | |
17 | Несуществующее животное | Эмоциональное состояние и уровень самооценки. | М.З. Дукаревич | А.К.Болотова «С чего начинать школьному психологу» М-Воронеж,2001 | |
18 | Методика «Автопортрет» | Выявить представления ребенка о самом себе | Беседин А.Н | 1996 г | «Книга практического психолога»Беседин А.Н., Липатов И.И. и др.Харьков,1996 г |
19 | Социометрия | Сплоченность коллектива, взаимоотношения. | Р.Немов | Е.И. Рогов «Настольная книга практического психолога» Москва Владос –пресс, 2001г |
Педагог-психолог Рожкова З.Н.
Мониторинг результативности членов НОУ «Эко-Эверест»
Участие в НПК
Уч.год | Фамилия, имя | класс | Тема работы | результат |
2010-2011 Региональный уровень | ||||
1. | Ли Алексей | 9 | «Определение чистоты воздуха при помощи эпифитных организмов» | I место |
Муниципальный уровень | ||||
1. | Никитина Валерия | 6 | «Эти первые цветы» | I место |
2. | Кнауэр Дмитрий | 9 | «Загадки серебряной воды» | I место |
3. | Черноусов Кирилл | 9 | «Проблемы самоопределения выпускников» | I место |
4. | Пронина Анастасия | 10 | «Современный взгляд на теорему Пифагора» | I место |
5. | Пятко Екатерина | 10 | «Алюминий в живой и неживой природе» | I место |
6. | Матакова Александра | 10 | «Что такое стресс и как с ним бороться» | I место |
7. | Пешков Максим | 9 | «Семья Басак»- дети войны | I место |
Инженерная выставка | ||||
1. | Никитина Валерия | 6 | «Эти первые цветы» | I место |
2009-2010 Региональный уровень | ||||
1. | Готовко Екатерина | 11 | «Война в истории «Детей войны» моего края». | |
Муниципальный уровень | ||||
1. | Бояркина Алина | 7 | «Сосна как биоиндикатор» | I место |
2. | Квашин Роман | 7 | «Загадки солнца» | I место |
3. | Ли Алексей | 8 | «Определение чистоты воздуха при помощи эпифитных организмов» | I место |
4. | Шилимов Сергей | 8 | «Тайны муравейников на Байкале» | III место |
5. | Курчатов Александр | 8 | «Роль экологической тропы в изучении географии» | III место |
6. | Алехнович Екатерина | 6 | «Изобретательские задачи в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина» | III место |
7. | Черепанова Валерия и Землянухина Дарья | 6 | «Дизайн актового зала» | II место |
8. | Шуткина Ульяна | 5 | «Роль обращений в сказках А.С Пушкина. | I место |
9. | Кравцова Евгения | 6 | «Детская жестокость на примере повести В.Железникова «Чучело» | III место |
Инженерная выставка | ||||
1. | Квашин Роман | 7 | «Ресурсы солнца» | I место |
2. | Ли Алексей | 9 | «Определение чистоты воздуха при помощи эпифитных организмов» | II место |
3. | Бояркина Алина | 7 | «Сосна как биоиндикатор- чистоты воздуха» | III место |
4. | Черепанова Валерия и Землянухина Дарья | 7 | «Дизайн стен актового зала» | I место |
2008-2009 Всероссийский уровень | ||||
1. | Фокина Ольга | 11 | «Письмо солдату» | I место |
Региональный уровень | ||||
1. | Кнауэр Дмитрий | 7 | «Пределы выживаемости моллюсков» | II место |
2. | Былков Олег, Котосин Андрей | 7 | ТРИ З | III место |
3. | Бамбуляк Владимир | 7 | «История рубанка» | III место |
Муниципальный уровень | ||||
1. | Кнауэр Дмитрий | 7 | «Факторы, влияющие на рост улиток» | I место |
2. | Полунин Владислав | 8 | «Первый продукт питания» | II место |
3. | Пешков Максим | 7 | «Усть-Илимск твои ветры в дорогу зовут» | I место |
4. | Трофимова Ольга | 6 | «Бисероплетение» | I место |
5. | Пронина Анастасия | 8 | «Теорема Пифагора» | I место |
6. | Григорьева Светлана | 11 | Русский язык | I место |
7. | Рыданных Татьяна | 10 | география | III место |
Результаты психологического отслеживания личностного развития членов научного общества
Цель: изучение влияния исследовательской деятельности на личностное развитие членов научного общества
Педагог-психолог: Рожкова З.Н. Дата: 2011-2012 учебный год 15.01.11 г
№ | Фамилия, имя | Кл. | мотивац. | жизн. ценности | УР- притязая. | лок. контроля | самооценка | тревожность | агрессия | общение | конфликта. | тип сотрудн | отн. сверстн. | отн. взросл |
1 | 6 | у/п/дост.у | средний | высокий | внешний | зав | оптим. | низк | инд.дело | низк | избег | лидер | пол. S/S | |
2 | 6 | у/п/изб | в/среднего | средний | внешний | адекв | оптим | низк | инд/общ | низк | иниц . | предп | пол. S /0 | |
3 | 6 | оц/дост | средний | высокий | внешний | зав | ст.самов | средний | индив | средн | избег | предп | пол. S/0 | |
4 | 6 | у/п/изб | в/среднего | средний | внешний | адекв | ст.самов | низк | общ/дело | средн. | иниц | предп | пол. S/0 | |
5 | 6 | соц/изб | высокий | высокий | внутр | зан | не соотв ожид.др | средний | общ/этич | высок | иниц | пренебр | пол S/0 | |
6 | 7 | у/п/с/изб | в/среднего | низкий | внутр | зан | ст.самов | низк | общ/дело | низк | побужд | предп | пол. S/0 | |
7 | 7 | у/п/с/дост | средний | высокий | внешний | зав | оптим | на чел. | индив. | средн | избег | предп | пол. S/0 | |
8 | 7 | у/п/с/дост | средний | средний | внешний | зав | оптим | чел.прир | индив | средн | побужд | лидер | пол. S/S | |
9 | 7 | оц/изб | средний | низкий | внешний | зав | ст.самов | средн | инд/этич | средн | иниц | предп | пол. S/0 | |
10 | 7 | у/п/с/изб | средний | средний | внешний | зав | ст.самов | средн | общ/инд | средн | побужд | предп | пол. S/0 | |
11 | 7 | соц/изб | средний | низкий | внутр | зан | ст.самов | средн | общение | низк | побужд | предп | пол. S/0 | |
12 | 7 | у/п/с/изб | средний | средний | внешний | зав | ст.самов | средн | инд/общ | низк | побужд | предп | пол. S/0 | |
13 | 7 | у/п/с/изб | средний | средний | внешний | зав | оптим | средн | инд.дело | средн | побужд | предп | пол. S/0 | |
14 | 6 | оц/изб | средний | высокий | внешний | зав | не соотв ожид.др | выс | общение | выс | иниц | предп | пол. S/0 | |
15 | 6 | у/п/с/дост | средн | высокий | внешний | зав | оптим | средн | индив | выс | избег | предп | пол. S/0 |
Выс - высокий уровень ад - адекватная самооценка изб. - мотивация избегания неудач общ.- ценности общения побужд- участвует при побуждении извне
в/ср - выше среднего зав - завышенная дост. - мотивация достижения инд.- индивидуалистические избег.- избегает участия в общих делах
ср - средний у/п - учебно –познавательный мотив этич.-этические иниц.- инициативен в общих делах
н/ср - ниже среднего оц.- оценочный предп.- статус предпочитаемого а классе
низк - низкий соц.- социальный
пол. S/0-положительное отношение, субъект-объектные отношения
S/S -субъект- субъектные отношения
Педагог-психолог Рожкова З.Н.
Приложение 5.
Динамика формирования уровня личностного роста членов НОУ
Качество личности | уровня личностного роста учащегося | ||||||||||||||
1-1.5 балла Очень н изкий | 2 балла. Ниже среднего | 2,5-3 балла. средний | 3,5-4 балла. Выше среднего | 4,5-5 баллов высокий | |||||||||||
О9.11 | 05.11 | 01.12 | О9.11 | 05.11 | 01.12 | О9.11 | 05.11 | 01.12 | О9.11 | 05.11 | 01.12 | О9.11 | 05.11 | 01.12 | |
1.Самоконтроль и ответственность | 15,3% | 15,3% | 15,3% | 46,4% | 23,1% | 23% | 38,3% | 38,5% | 38,75 | - | 23,1% | 23% | - | - | - |
2.Умственная активность | - | - | - | 38,5% | 23% | 7,6% | 61,5% | 38,5% | 31% | - | 38,5% | 61,4% | - | - | - |
3.Самостоятельность и настойчивость | - | - | - | 31% | 15,3% | 15,4% | 69% | 46,2% | 31% | - | 38,5% | 53,6% | - | - | - |
4.Целеустремленность: | - | - | - | 46,2% | 15,3% | 7,6% | 46,2% | 46,2% | 46,2% | 7,6% | 38,5% | 38,6% | - | - | 7,6% |
5.Дисциплина и организованность | - | - | - | 31% | 15,3% | 15,4% | 46,2% | 23% | 23,2% | 23% | 54% | 46% | - | - | 15,4% |
6.Коммуникативность, степень влияний в коллективе: | - | - | - | 15,4% | - | - | 69,% | 69% | 46% | 15,4% | 31% | 46% | - | - | 8% |
Карта личностного развития
Фамилия, имя ребенка______________________
Возраст____________________
Ф.И.О. педагога
Сроки диагностики Показатели | Первый год обучения | Второй год обучения | Третий год обучения | |||
Начало уч. года | Конец уч.года | Начало уч. года | Конец уч. года | Начало уч. года | Конец уч. года | |
I. Педагогический мониторинг |
|
|
| |||
Терпение | ||||||
Воля | ||||||
Самоконтроль | ||||||
Активность | ||||||
Ответственность, | ||||||
Целеустремленность |
|
|
| |||
Сотрудничество | ||||||
II Психологического мониторинга |
|
|
| |||
Мотивация | ||||||
Самооценка | ||||||
Ценностные ориентации | ||||||
Уровень притязаний | ||||||
Тревожность | ||||||
Локус контроля | ||||||
Конфликтность | ||||||
Тип сотрудничества | ||||||
Отношения со взрослыми | ||||||
Отношения со сверстникам | ||||||
Понятийный блок
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Личностное развитие – процесс усвоения человеком действующих ценностей и норм и овладение и культивирование тех его особенностей, которые способствуют его совершенствованию.
Образовательный мониторинг - форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающий непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием развития.
Психологический мониторинг предполагает непрерывное научно – обоснованное диагностико – прогностическое слежение за состоянием, развитием педагогического процесса в целях . Различают общую и специальную одарённость или общие и специальные моменты в одарённости.
Общая умственная одарённость проявляется в овладении всеми видами деятельности, для успешного осуществления которых необходимы определённые умственные качества. Специальная одарённость связана с различными видами деятельности, в которых она более всего раскрывается. Существуют одарённость математическая, техническая, музыкальная, изобразительная, поэтическая и другие.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15»
г.Усть-Илимск Иркутской
Исследовательская работа по теме:
« Пределы выживаемости моллюсков».
Выполнил: Кнауэр Дмитрий,
учащийся 7 «А» класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15»
г.Усть-Илимск
Руководитель:
Новикова Галина Ананьевна, учитель биологии
высшей категории
г. Усть-Илимск
Содержание
Содержание
Введение
1.1 Систематическое положение моллюсков и их общая характеристика
1.2. Моллюски – удобный объект для исследования.
1.2.2 Изучение дыхания у моллюсков
1.2.3. Действие отрицательной температуры на катушек
1.2.4 Способность моллюсков (на примере катушек) переносить высыхание водоёмов.
1.2.5. Влияние электромагнитных полей на поведение улиток.
1.2.6. Наблюдение за питанием улиток
Казалось бы, какая связь между нами и этими медлительными моллюсками? Оказывается, они могут ещё многому нас научить…
Мне попалась статья в журнале «Юный техник» №7, за 2007 год, где я прочитал интересные факты об улитках. Оказывается , 3 марта 2005 года к международной космической станции причалил очередной грузовик «Прогресс» с необычным грузом на борту. Кроме 2,5 тонн топлива, продуктов питания, аппаратуры, на орбитальную станцию были доставлены еще и живые улитки. Полсотни виноградных улиток провели двое суток в экстремальных условиях. Кроме перегрузок, тряски, они ещё испытали воздействие на себе низкой температуры.
Эта способность улиток к выживаемости меня очень заинтересовала. У меня дома живут две африканские улитки гиганты, а в кабинете биологии - катушки. Я решил более подробно познакомиться с жизнью моллюсков, выяснить интересные факты, о которых многие не знают. Возможно, знания об этих удивительных животных помогут людям ответить на некоторые вопросы или решить какие-нибудь проблемы.
Цель моей работы: познакомиться более подробно с жизнью моллюсков и выяснить пределы их выживания.
Для этого я поставил следующие задачи:
- подобрать необходимую литературу;
- постоянно вести наблюдения за поведением моллюсков;
-поставить ряд экспериментов, с целью выяснения, как ведут себя моллюски в меняющихся условиях.
Объектом моих исследований я выбрал катушек, которые живут в аквариуме в кабинете биологии и своих улиток.
Методы, которые я использовал в своей работе: наблюдение, эксперимент, измерение.
1. Основная часть
1.1 Систематическое положение моллюсков и их общая характеристика
Определим систематическое положение виноградных улиток и катушек. Они относятся к роду улитки, к отряду стебельчатоглазых, к подклассу лёгочные, к классу брюхоногие и к типу моллюсков (моллюски насчитывают около 128000 видов).
Краткая характеристика: тело моллюсков поделено на голову, туловище и ногу.
В основном моллюски имеют хорошо развитую раковину, которая состоит из трёх слоёв: наружный слой рогоподобный состоит из конхиолина, средний более развитый состоит из углекислого кальция, внутренний (гипостракум) перламутровый отливает всеми цветам радуги. Все три слоя выделяются клетками мантии. Мантия- это кожная складка является важнейшей особенностью моллюсков. Туловище брюхоногих моллюсков закручено в завиток, этим нарушается билатеральная симметрия.
Обе мои улитки имеют правозакрученную раковину (дексиотропную).
Виноградная улитка - одна из самых крупных сухопутных улиток России. Туловище асимметричное, с четко заметной головой и широкой плоской ногой. На голове находятся две пары щупалец и пара глаз.
Продолжительность жизни виноградной улитки достигает 5-7 лет
1.2. Моллюски – удобный объект для исследования.
Оказывается, эксперименты с улитками входят в долговременную программу биологических исследований, которая была начата отечественными исследователями ещё в конце 50-х годов XX века. В частности, контроль поведения улиток на борту Международной Космической Станции поможет оценить влияние невесомости на вестибулярнный аппарат человека в условиях космического полёта. Как поясняют специалисты Института медико-биологических проблем, отвечающих за этот эксперимент, у людей и улиток, как и у других животных, практически одинаковое строение вестибулярного аппарата. Были проведены морфофизиологические исследования функционирования органа равновесия улиток, экспонированных в невесомости пятьдесят восемь суток. Выживаемость улиток в невесомости составила 90%. Это еще один пример выживаемости, который демонстрируют улитки. Результаты исследований позволят оценить состояние изменений у членов экипажа в периоде реадаптации к земной силе тяжести.
Более того, чувствительный орган человеческого уха своей конструкцией напоминает улитку. Это еще один повод для того, почему необходимо изучать этих медлительных животных. По большому счету, мы мало отличаемся от улиток. Просто у них менее сложная нервная система, примитивный мозг - изучать его гораздо удобнее, чем мозг человека. Зачем исследовать сложную модель, когда можно воспользоваться более простой?
1.2.1 Размеры улиток
Свои наблюдения и исследования я начал с измерения. Если учесть, что улитки живут 5-7 лет, то моих улиток можно считать уже старыми, об этом может свидетельствовать тот факт, что мои улитки, которые живут у меня третий год и за это время они практически не изменились в своих размерах., что подтверждается данными, которые я получил в результате измерения улиток. Начало эксперимента - октябрь 2006 год (Приложение 1). Через год я провел новые замеры, результаты оказались те же.
1.2.2 Изучение дыхания у моллюсков
Улитки дышат лёгкими, за дыханием интереснее было наблюдать у катушек, так как они живут в воде и время от времени поднимаются на поверхность, чтобы захватить очередную порцию кислорода.
Я решил выяснить влияние температуры воды на частоту дыхание моллюсков на примере катушек. Наблюдение проводил на протяжении трёх дней. Свои наблюдения я фиксировал в дневнике наблюдений (Приложение 2).
При комнатной температуре (+25 градусов) катушки в течение часа поднимались 8 раз на поверхность для дыхания, в среднем через каждые 8-9 мин.
Я продолжил наблюдение за дыханием моллюсков. Но температуру воды снизил на 5 градусов (+15 градусов), наблюдение вёл так же в течение часа.
При понижении температуры, частота дыхания уменьшается до 5 раз. В среднем катушки поднимались через 13 мин.
При понижении температуры воды до +10 градусов моллюски не поднимались на поверхность вообще.
Я решил выяснить, как изменится дыхание, если температуру наоборот повышать. Температуру воды я повысил до +25 градусов и наблюдал тоже час.
При повышении температуры до +25 градусов частота дыхания увеличивается. В течении часа катушки 11 раз поднимались для дыхания, в среднем через каждые 5-6 мин.
Когда я повысил температуру до +35 градусов катушки в течении часа не поднимались.
Вывод: для катушек оптимальной является t от +15 до +25 градусов (Приложение 3).Приложение график. При понижении и повышение активность катушек снижается. То, что частота дыхания моллюсков меняется в зависимости от температуры, можно объяснить тем, что температура тела моллюсков зависит от температуры окружающей среды. Видимо при понижении температуры потребность в кислороде сокращается.
1.2.3. Действие отрицательной температуры на катушек
А как же катушки зимуют, ведь водоёмы замерзают? Я выяснил возможность моллюсков (на примере катушек) переносить отрицательную температуру.
Я воспользовался методикой О.Н.Пономарёвой – кандидата биологических наук, которую прочитал в журнале «Биология в школе» №3, 1998г.
Свои наблюдения я опять вносил в дневник (Приложение 4) Я наблюдал за поведением катушек в аквариуме, при t +18 градусов, они активны, ползают по стенкам аквариума. Я взял четырёх катушек и поместил их в банку с небольшим количеством воды и поставил в холодильник ( в морозилку).
При понижении температуры воды до +9 градусов все катушки опустились на дно.
При +4 градусах у катушек отмечалось оцепенение. Катушки пробыли в холодильнике до 23- 00, катушки вмёрзли в лёд. Вынул банку с катушками и оставил в комнате.
При повышении температуры воды до +16 градусов (через 8 часов) - 2 катушки полностью восстановили свои функции, 2 были не активны , продолжали находиться в состоянии оцепенения. Еще через 9 часов, когда температура стала + 19 градусов, третья катушка стала проявлять активность, а четвёртая катушка так и не вышла из оцепенения.
Вывод: таким образом, и в этом случае моллюски продемонстрировали свою высокую приспособляемость. Катушка, которая погибла, возможно, была ослабленная, но ведь и в природе такое явление встречается
1.2.4 Способность моллюсков (на примере катушек) переносить высыхание водоёмов.
Не менее интересно было проследить, что произойдет с катушками, если они окажутся на какое то время в водоёме, который высыхает (Приложение5)
Я взял старый аквариум насыпал в него 7 см. песка, увлажнил, затем 4 катушки взвесил, их масса составила - 2 гр. 70 миллиграмм. И положил их на песок и сверху еще присыпал песком. Эту методику я также взял в журнале «Биология в школе» №3, 1998г. И оставил катушек. Через 10 дней проверил, песок высох, катушки проявляли малую активность, ещё через 10 дней. Катушки впали в оцепенение.
Через два месяца, 28.05. 07 г. после закладки этого опыта, я взвесил катушек, их масса уменьшилась на 90 миллиграмм р, их масса составила 1гр.80 миллиграмм.
После этого катушек я поместил в аквариум, через сутки катушки были уже все активны.
Вывод: возможно, такую приспособляемость моллюсков можно объяснить, наличием у них раковины, которая защищает их от чрезмерного высыхания, способностью при понижении температуры или при отсутствии влаги снижать интенсивность обмена веществ, что и позволяет пережить неблагоприятные условия.
1.2.5. Влияние электромагнитных полей на поведение улиток.
Много сейчас говорят и о том., как отрицательно влияют на человека различные волны, в частности электромагнитное излучение, которое исходит от микроволновых печей. В этом мне тоже помогли убедиться мои виноградные улитки. Что бы это проверить, я поставил аквариум с улитками рядом с микроволновкой (Приложение 6).
При работе микроволновой печи в течение 30 минут (с перерывами)
вначале они вели себя как обычно, но через 25 минут они отползли в дальний угол аквариума и спрятались в свою раковину.
На следующий день ,когда я включил микроволновую печь улитки уже через 15 мин спрятались в раковину, подальше от печи.
На третий день эксперимента стоило мне только включить печь, мои улитки сразу отползли в дальний угол, укрывшись в раковине.
Вывод: оказывается, волны которые излучает микроволновая печь не только не нравится улиткам , но у них возникает как бы рефлекс на это раздражение. Да, улиткам хорошо, они могут спрятаться от вредных волн в своей раковине, а как быть человеку? Значит можно использовать улиток и для того, чтобы определять вредно ли для человека различные факторы, которые нас окружают.
1.2.6. Наблюдение за питанием улиток
Питание очень важный процесс жизнедеятельности для любого организма, в том числе и для моллюсков. И здесь меня моллюски удивили, ведь катушки, которые обитают в аквариуме, обеспечивают его чистоту. У катушек есть приспособление в глотке –радула, это особая терка, которая позволяем им соскребать со стенок аквариума органические остатки. Вот и польза от них. Как для обитателей аквариума, так и для хозяев, не надо часто мыть.
Еще один интересный факт я узнал, наблюдая за своими улитками. Оказывается, улитки могут определять запахи
Мои улитки любят овощи: морковь, различную зелень, листья некоторых комнатных растений, например бегонии. Я своих улиток кормлю через 3-4 дня. На протяжении трёх недель я проводил свои наблюдения; во время кормления я пищу делил на 2 части, в одну из частей добавлял немного чеснока. Оказалось, что запах чеснока не нравится улиткам, они отказывались есть пищу, где был добавлен чеснок, другую же часть пищи без чеснока они съедали. В конце третьей недели, когда улитки проголодались, я приготовил им только пищу с чесноком , мои улитки отказались её принимать, даже не смотря на то, что они были голодные. Но когда я положил им обычную их пищу (листья салата и немного моркови) они съели все с удовольствием (Приложение 7)
Вывод: таким образом, они тоже могут определять запах пищи. И это способность позволят им отличать съедобную пищу от ядовитой.
Работая в течение двух лет над данной темой, я узнал много интересных фактов из жизни этих медлительных животных.
Выяснилось, что, несмотря на свою простоту в строении на них можно изучать многие процессы, например как после состояния невесомости организм привыкает к земной силе тяжести, влияние невесомости на вестибулярный аппарат.
Моллюски помогают определить вредное воздействие некоторых факторов среды на организмы.
Кроме того, я узнал, как трудно проводить научные исследования. Сколько терпения, внимания требуется, для того, чтобы получить результат.
Данные моей работы можно использовать на уроках биологии и экологии , Учитель биологии использовала результаты моей работы при изучении темы в 9 классе «Основные пути приспособления организмов к среде», и в 7 классе, при изучении темы «Моллюски».
На основе своих наблюдений и результатов экспериментов я разработал памятку, для тех, кто у себя дома содержит улиток. Памятка прилагается.
Приложение 1
РАЗМЕРЫ УЛИТОК
Длина раковины, см | Диаметр раковины, см | Вес г | Длина ноги | Ширина ноги, см | Длина рожек см | Количество швов | |
1 особь | 9,7 | 13 | 84,02 | 14,5 | 5 | 2 | 4 |
2 особь | 9 | 12 | 72,37 | 14,5 | 5 | 2 | 4 |
Приложение 2
Эксперимент по изучению дыхания моллюсков на примере катушек.
Число | Время | Условия | Состояние и поведение катушек | |
15.03.07 | ||||
+20 оС | ||||
10:00 | Всплытие на поверхность | |||
10:08 | Всплытие на поверхность | |||
10:20 | Всплытие на поверхность | |||
10:29 | Всплытие на поверхность | |||
10:39 | Всплытие на поверхность | |||
10:48 | Всплытие на поверхность | |||
10:56 | Всплытие на поверхность | |||
11:04 | Всплытие на поверхность | |||
20.03.07 | +15оС | |||
10:05 | Всплытие на поверхность | |||
10:20 | Всплытие на поверхность | |||
10:38 | Всплытие на поверхность | |||
10:50 | Всплытие на поверхность | |||
11:10 | Всплытие на поверхность | |||
21.03.07 | +10 оС | Улитки не поднимаются на поверхность воды | ||
22.03.07 | +25 оС | |||
11:00 | Всплытие на поверхность | |||
11:08 | Всплытие на поверхность | |||
11:14 | Всплытие на поверхность | |||
11:20 | Всплытие на поверхность | |||
11:25 | Всплытие на поверхность | |||
11:31 | Всплытие на поверхность | |||
11:36 | Всплытие на поверхность | |||
11:41 | Всплытие на поверхность | |||
11:48 | Всплытие на поверхность | |||
11:54 | Всплытие на поверхность | |||
12:00 | Всплытие на поверхность | |||
23.03.07 | +35 оС | Улитки не поднимаются на поверхность воды |
Приложение 3.
Зависимость частоты всплытий (для дыхания) от температуры воды.
Приложение 4
Эксперимент по изучению влияния низких температур на катушек.
Число | Время | Условия | Состояние и поведение катушек |
24.03.07 | 15:00 | +18 оС | Улитки активно передвигаются по стенкам |
18:00 | +9 оС | Улитки опустились на дно | |
19:30 | +4 оС | Улитки в состоянии оцепенения | |
23:00 | +0 оС | Улитки вмерзли в лед | |
25.03.07 | 7:00 | + 16оС | Две особи улиток восстановили свои функции, еще две находятся в состоянии оцепенения |
16:00 | 19 оС | Три особи активны, четвертая не вышла из состояния оцепенения |
Приложение 5.
Число | Условия | Масса, г | Состояние и поведение катушек | |
25.03.07 | +20 | Песок влажный | 2, 70 | Улитки активны |
3.04.07 | Песок высох | Улитки проявляют малую активность | ||
14.04.07 | Песок сухой | 1, 8 | Улитки в состоянии оцепенения | |
15.08.07 | Водная среда | Улитки в состоянии оцепенения | ||
16.08.07 | Водная среда | Улитки активны |
Эксперимент по изучению способности катушек переносить
высыхание водоёма.
Приложение 6.
Эксперимент по изучению влияния магнитного и электромагнитного полей на поведение улиток.
Число | Время | Условия | Состояние и поведение катушек | |
Два крупных магнита | Никаких изменений в поведении | |||
13.12.07 | 11:00 | Микроволновая печь включена | Улитки в углу, близком к печи | |
11:25 | Микроволновая печь включена | Улитки отползли в дальний угол аквариума | ||
14.12.07 | 11:30 | Микроволновая печь включена | Улитки в углу, близком к печи | |
11:45 | Микроволновая печь включена | Улитки отползли в дальний угол аквариума | ||
15.12.07 | 11:00 | Микроволновая печь включена | Улитки отползли в дальний угол аквариума |
Приложение 7
Число | Условия | Состояние и поведение |
26.11 | Часть пищи с чесноком | Едят избирательно, выбирая пищу без чеснока |
29.11 | Отсутствие еды | Находятся в состоянии покоя, зарывшись в грунт при орошении водой, активны |
04.12 | Отсутствие еды | |
07.12 | Отсутствие еды | |
11.12 | Отсутствие еды | |
14.12 | Отсутствие еды | |
19.12 | Вся пища с чесноком | Отказ от пищи |
Эксперимент по изучению питания улиток
ПОМОЩНИК УЛИТКОВОДАМ
Подготовка аквариума
Аквариум для улиток нужно ставить подальше от микроволновых печей и нагревательных приборов. На одну виноградную улитку нужен аквариум с объёмом как минимум 2 литра. На дно аквариума надо насыпать слой хорошей рыхлой земли без удобрений, немного песка (можно и без него) высотой не меньше 5 см. Ещё в землю можно поставить лист бегонии, хотя и не обязательно, но растение садить не рекомендую – улитки съедят его в два счёта.
Корм
Виноградные улитки едят практически всё! Морковку, картофель, капусту, яблоки и груши, листья растений и салата… Хотя моим улиткам больше нравится морковка, листья растений и салата, а к капусте они почти не притрагиваются. Листья зелени можно давать целыми, а вот овощи и фрукты лучше нарезать небольшими пластиками. Сильно много давать им не надо, пол-морковки вполне достаточно. Если улитки, будучи активными, в течении 3 дней корм не съедают - его надо убрать. Кормить улиток надо примерно 2-3 раза в неделю. Перед тем как дать корм, нужно убедиться, что он свежий и не ядовитый (по ошибке можно дать улиткам ядовитое растение, будте аккуратными!). Изредка им можно давать разломаную на небольшие части скорлупу от яиц, для повышения уровня кальция.
Уход
Ухаживать за улитками просто. Главное, опрыскивать их примерно раз в два дня. При этом опрыскивать улиток нужно тщательно. Если после 5 минут они не вылезли, нужно побрызгать их ещё раз, и так до того, пока вы не поймёте, сколько улиткам требуется воды. Но нужно быть осторожным, черезмерное колличество влаги может навредить им! Раз в полтора месяца улиток можно помыть. Для этого включается слабенькая струйка тёплой, (но не в коем случае не горячей!) воды. Улитку держите под струйкой, одновременно отчищая её раковину от земли, после чего проделайте эту же операцию с другими улитками.
Также нужно мыть аквариум. Для этого улитки отсаживаются из него в другую ёмкость. Сначала нужно удалить весь мусор (остатки еды, продукты жизнедеятельности), при необходимости добавить землю, после чего протереть влажной тряпкой все стенки аквариума до исчезновения с него слизи и комочков земли. Можно поставить лист бегонии. Посадите улиток и побрызгайте. Они будут довольны!
Список литературы
1.Глаголев С.М. Биология: Протисты и животные. Москва, изд. «Мирос», 1997г.
2.Иванов Т.В., Свиридова Г.А. Большой справочник по биологии. Москва, изд. «Астрель», 2002г.
3. Пономарева О.Н. Демонстрационные опыты на уроках экологии. Жур. «Биология в школе» №3, 1998г.
4.Реймерс. Краткий словарь биологических терминов. Москва, изд. «просвещение»,1995г.
4. Энциклопедия для детей. Аванта +, Биология, Москва, изд. «Аванта», 1998г.
Любимое яичко
Волшебные звуки ноктюрна
Пейзаж
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Сказка на ночь про Снеговика