II Всероссийский конкурс образовательных и социальных проектов «Свой мир мы строим сами» Номинация: «Моя законодательная инициатива»
Вложение | Размер |
---|---|
dayte_dorogu_molodym.doc | 75 КБ |
Введение
В настоящее время в Российской Федерации строится правовое государство, формируется гражданское общество, в котором роль молодежи возрастает.
Правовое государство – достижение современной цивилизации, важнейшее условие утверждения демократии, ибо его суверенитет носит представительный характер, а политическая деятельность направлена на обеспечение правовых и социальных условий для достойной жизнедеятельности каждого человека.
В современной России молодое поколение играет одну из главных ролей в социально-экономической и политической жизни государства. События, произошедшие в Грузии, на Украине, Киргизии определили возрастающую роль молодежи в политических событиях последних десяти лет, доказали, что современное поколение зачастую не дожидается легитимных методов участия в политической жизни своей страны, а выходит на улицу, высказывая недовольство к правящим кругам.
Что подразумевается под словом «молодежь»? Это люди в возрасте от 14 до 30 лет, то есть социально активная часть населения, которая представляет собой наиболее перспективную часть наших граждан, желающих обеспечить реализацию своих интересов. Именно с 14 лет человек активно начинает осознавать необходимость своего участия в тех или иных процессах, которые определяют его жизнь.
Что такое политика для молодежи? Это тот инструмент, с помощью которого молодежь должна решать задачи, стоящие перед ней. Именно наделение несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет активным избирательным правом позволит учесть мнение данной категории молодых граждан России, что будет побуждать органы власти к более эффективному решению молодежных проблем. Также снижение возрастного избирательного ценза позволит противодействовать политическому экстремизму. Так как, членами нелегальных экстремистских группировок являются в основном молодые люди 16-18 лет, и закон позволит легальным партиям составить конкуренцию этим группировкам и отвлечет молодежь от участия в них.
В современных условиях очень остро стоит вопрос политической активности, когда люди, имеющие права голоса не приходят на избирательные участки, а в результате снижения возрастного избирательного голоса в списках избирателей прибавится 4,9 млн человек, что существенно изменит политическую обстановку в стране. Мы выдвигаем лозунг: «Дайте дорогу молодым!»
К сожалению, уровень правовой культуры в нашем государстве невысок. Десять лет у граждан нашей страны не было возможности жить в условиях демократии, поэтому школьники на уроках обществознания, граждановедения, в конференциях и форумах получают теоретическую базу и хотят быстрее реализовать ее в жизни.
В современной России проблемы молодежи очень актуальны, поэтому актуален и сам проект.
Целью данной работы является изменение возраста, с которого гражданам Российской Федерации предоставляется активное избирательное право. Предлагается снизить этот возраст с 18 до 15 лет. При изучении материала об избирательном цензе в РФ мы нашли единомышленников по снижению возрастного ценза в лице фракции СПС, которая внесла на рассмотрение Госдумы РФ законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части снижения возраста наступления активного избирательного права", то есть предоставление избирательного права молодым людям с 16 лет.
Выборы – проявление демократии
В демократическом правовом государстве главным проявлении демократии являются выборы.
Выборы являются одним из старейших элементов общественной жизни и появились еще в глубокой древности (Древняя Греция, Древний Рим). Участие в голосовании в то время считалось обязательным и даже оплачиваемым.
С течением времени институт выборов на многие сотни лет прекратил свое существование. В первую очередь это объясняется абсолютизмом. Возродились выборы только в эпоху буржуазных революций (XVIII в.). В настоящее время институт выборов достаточно полно разработан в ряде стран. К тому же существуют определенные нормы международного права, посвященные этому вопросу.
Долгое время институт избирательного права регулировался почти исключительно внутренним законодательством каждой страны. После окончания второй мировой войны многое изменилось. В настоящее время во многих странах проводятся демократические выборы.
Путь исторического отбора подвел Россию к формированию и функционированию демократического государства, один из главных принципов которого заключается в получении политическими деятелями мандатов на управление посредством всеобщих альтернативных выборов. Выборы представляются оптимальным средством, позволяющим с максимальной вероятностью привести к политической власти лучших представителей общества. Они в наибольшей степени обеспечивают организацию общества, построенного на уважении основных гражданских и личных свобод и прав человека.
Выборы выполняют ряд важнейших социально-политических функций. В первую, очередь они являются одним из механизмов артикуляции интересов различных социальных групп. Период предвыборной кампании и выборов предполагает сконцентрированное осознание людьми важных политических, экономических, социальных проблем. Поэтому кандидаты в органы власти акцентируют внимание в своих выступлениях, программах на проблемах, затрагивающих разнообразные потребности различных групп населения и трансформируют их в более устойчивые образования - интересы. Выборы - это особый вид политического рынка, на котором политические деятели (претенденты на властные позиции) обменивают свои программы, имиджи на полномочия, имеющиеся у избирателей.
При наличии в обществе большого количества социальных групп с различными, а иногда и противоположными интересами выборы выполняют конкурентную функцию и являются одним из способов институализации и разрешения социального конфликта. При этом конфликт происходит публично, а все общество в лице избирателей выступает своеобразным судьей, разрешающим его. В этом смысле выборы по форме и содержанию противостоят насильственным, революционным формам политической борьбы.
Выборы – важнейшая форма прямой демократии, а также один из способов формирования государства.
В ходе выборов осуществляется и такая важная их функция, как возникновение и институализация отношений представительства. В реальности далеко не каждый член общества, способный выражать интересы какой-либо социальной группы, может быть ее представителем в органах власти. Формирование представителем собственной социально-политической базы поддержки является одной из центральных проблем избирательного процесса, решение которой подразумевает формирование различного рода каналов коммуникации и взаимодействия с избирателями. Тем самым в демократическом обществе выборы выступают как ключевая фаза политического процесса.
К функциям выборов можно отнести политическую социализацию личности. Избиратель во время выборов формирует, уточняет и пересматривает свои политические позиции, отождествляя себя с определенными социально-политическими силами.
Конституция Российской Федерации не содержит специальной главы, посвященной организации выборов в стране. Однако отсутствие в ней такой главы вовсе не означает, что в её тексте не отражены основные положения избирательного права Российской Федерации. Принципы и нормы, устанавливающие исходные положения избирательного права, закреплены в главах, посвященных основам конституционного строя, правам и свободам человека и гражданина, системе органов государственной власти. Наличие их в Конституции обеспечивает демократический характер формирования органов государства; вместе с тем такие принципы и нормы служат основой для текущего законодательного регулирования.
Основополагающим законодательным актом такого регулирования является Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации».
Исходя из положений закона, граждане России могут в полной мере воспользоваться своим избирательным правом и теми гарантиями, которые обеспечивают его беспрепятственную реализацию. Собственно, требованиями закона должны руководствоваться все иные объединения, должностные лица, кандидаты и их доверенные лица, наблюдатели в процессе проведения избирательной компании.
Понятие избирательного права употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле это вся совокупность норм и правил, регулирующих избирательный процесс от начала и до конца, в этом смысле образуется обширный институт конституционного права, а в узком смысле – нормы, регулирующие порядок предоставления права участия в выборах (активное и пассивное избирательное право). Активное избирательное право – это право избирать, а пассивное – право быть избранным.
Всеобщим признается такое избирательное право, при котором все взрослые граждане мужского и женского пола имеют право принимать участие в выборах. Специальные условия, которые ограничивают это право, называются цензами. Российскому избирательному праву известны два вида цензов: возрастной ценз и ценз оседлости (проживание на соответствующей территории в течение определенного срока).
В Российской Федерации активное избирательное право предоставляется федеральными законами гражданам, достигшим 18 лет. Поскольку эта форма не является конституционно - установленной, в Государственной Думе уже обсуждалось предложение о внесении поправки в Федеральный закон о выборах Президента РФ, снижающей возраст для участия в выборах с 18 до 16 лет. Мы же предлагаем снизить этот возраст до 15 лет. Следует отметить, что такой низкий возрастной ценз установлен только в нескольких странах мира, в то время как в большинстве стран он равен 18 годам или даже превышает 18 лет (до 21 года). Из лиц, обладающих активным избирательным правом, образуется избирательный корпус, или электорат. Этим понятием охватываются также граждане Российской Федерации, проживающие за ее пределами.
Предоставление гражданам активного избирательного права не означает принуждения их к участию в выборах (обязательный вотум). Гражданин свободен в решении вопроса об участии или неучастии в выборах, чем достигается добровольность участия граждан в выборах. В отличие от многих зарубежных государствах (Австралия, Бельгия, Греция и др.) в России обязательный вотум не предусмотрен. В то же время для многих избирательных компаний особенно в субъектах Федерации, характерно массовое неучастие избирателей в выборах, которое в конституционном праве обозначают термином «абсентеизм» (от англ. слова, означающего отсутствие). Неучастие в выборах может иметь значение определенного политического бойкота, но чаще оно выявляет элементарную апатию или отсутствие политической культуры. Для того, чтобы не допустить срыва выборов в результате абсентеизма избирателей и обеспечить легитимность избираемого органа, российское законодательство устанавливает обязательный процент участия зарегистрированных избирателей ниже которого выборы признаются недействительными (например, при выборах Президента Российской Федерации это 50 процентов, при которых депутатов Государственной Думы по федеральному избирательному округу – 25 процентов. В субъектах Федерации эта норма часто ниже.
Важной чертой российского избирательного права (избирательной системы) является то, что в самом главном порядок избрания Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, т.е. без регулирования со стороны субъектов Федерации. Субъектам Федерации предоставлено только право принимать правовые акты по вопросам организации проведения выборов (составление списков избирателей, создание избирательных участков, формирование избирательных комиссий). Этим положение дел в России отличается, например, от такого федеративного государства, как Соединенные Штаты Америки, в котором избирательная система по выборам в федеральные органы власти (Президента США, обеих палат конгресса США) только в общих вопросах устанавливается Конституцией США, а детально регулируется законами самих субъектов федерации (штатов).
Особенностью России является и то, что в отличие от многих (если не большинства) других государств с относительно иными конституциями, в ее Конституции нет специального раздела об избирательном праве (избирательной системе), в котором были бы закреплены общие принципы избирательного права – всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании и др. Только в самой форме активное и пассивное избирательное право закреплены в ст. 32 Конституции Российской Федерации, а также ст. 31 при определении порядка избрания Президента Российской Федерации. Между тем незыблемые общие принципы избирательного права в их полном объеме и применительно к выборам во все органы государственной власти страны и местного самоуправления нуждаются не только в законодательных, но и конституционных гарантиях.
Под принципами избирательного права (избирательной системы) понимаются обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны легитимными, т.е. конституции большинства стран провозглашают всеобщее избирательное право, которое, тем не менее, ограничено рядом цензов.
Избирательные цензы – это установленные законом условия, которым должен соответствовать гражданин, чтобы обладать избирательным правом.
В истории избирательного прошлого использовались самые разнообразные цензы - возрастной, гражданства, грамотности, имущественный, образовательный, оседлости, служебный, языковой и др. В XIX - начале XX в. были распространены сословный и имущественный цензы. Первый выражался в том, что к участию в выборах не допускались лица, относившиеся к определенным слоям населения (например, рабочие, крестьяне, военнослужащие и др.); второй - что избирательное право предоставлялось только лицам с определенным доходом или собственностью.
В настоящее время во многих странах применяются цензы: возрастные (достаточно часто); социальные (неучастие в выборах военнослужащих действительной службы в Турции, пэров в Великобритании, злостных банкротов в Италии, Франции, и др.): политические (неучастие в выборах бывших членов компартии в Индонезии); оседлости (Германия, Бельгия, Голландия. Австрия, Швеция и др.).
Из всех вышеперечисленных цензов, нас, как граждан Российской Федерации, не достигших 18 лет и по этой причине не имеющих права политического голоса, затронул возрастной ценз.
Возрастной ценз — это установленное законом требование, согласно которому право участвовать в выборах предоставляется лишь по достижении определенного возраста. В 109 странах активное избирательное право признавалось за лицами старше 18 лет: например, с 18 лет - в США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, с 20 лет - в Японии, Швейцарии, Финляндии, а в Бразилии, на Кубе, в Иране и Никарагуа правом голоса пользуются с 16 лет. Для пассивного избирательного права возрастные цензы выше. Например, президентом Италии можно стать по достижении 50 лет. Верхний возрастной предел для избрания в государственные органы или для пребывания в их составе, как правило, в демократических государствах не устанавливается.
Моя законодательная инициатива
Анализируя политико-правовую деятельность молодежи, младше 18 лет, мы пришли к выводу, что активная избирательная позиция, самостоятельная точка зрения и ответственный подход к выбору, присущи и ребятам, достигшим 15 лет. По всей стране существует не малое количество молодежных объединений, в которых нет равнодушных к судьбе Родины. В Республике Мордовия это объединения «Наши», «Созидание», «Идущие вместе», «Молодая гвардия».
Мы предлагаем разрешить гражданам, достигшим возраста 15 лет, принимать участие в голосовании на выборах и референдумах, принимать участие в сборе подписей за кандидатов в выборные органы власти и за проведение референдума (предоставляется право не только ставить свои подписи в поддержку инициативы, но и выступать как сборщику подписей), а также принимать участие в агитационных мероприятиях.
Предложение о снижении возраста приобретения активного избирательного права не противоречит Конституции Российской Федерации, статья 60 которой обозначает 18-летний возраст осуществления прав и обязанностей в полном объеме. Данное конституционное положение не исключает возможности приобретения отдельных прав (в том числе политических) до наступления 18-летия.
При этом Конституция Российской Федерации содержит закрытый перечень категорий граждан, лишенных избирательного права. К таковым относятся граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (статья 32, часть 3). Следовательно, установление избирательного возраста передается Конституцией на усмотрение законодателя. Согласно Конвенции о правах ребенка, под защитой которой находится каждый человек до 18 лет, ребенок имеет право свободно выражать свое мнение. Ограничения этого права Конвенция допускает лишь для уважения прав и репутации других лиц или для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения (ст. 13). Целям общественного порядка отвечает ограничение избирательного права детей младшего возраста. Однако это вряд ли применимо к подросткам - более того, воспитание в них политической активности представляется общественно полезным.
Таким образом, проект отвечает целям социализации молодого поколения. Более того, общественно полезен противовес со стороны молодежи наиболее консервативной и самой активной части избирателей - пенсионерам в возрасте старше 55 лет. Расширение круга участников выборов послужит расширению представительственного содержания избираемых органов власти: они должны представлять все, а не преимущественно старшие поколения.
Следует отметить, что активным избирательным правом граждане, достигшие возраста 16-ти лет, пользуются в Российской Федерации с 1991 года, хотя и в ограниченном объеме. Согласно статье 81 Закона РФ "О местном самоуправлении в Российской Федерации" в общем собрании (сходе), а также конференции по выборам органов территориального общественного самоуправления населения принимают участие граждане, достигшие возраста 16 лет.
Снижение возраста активного избирательного права соответствует общемировым тенденциям. Так, Конституция Бразилии (статья 14) наделяет граждан от 16 до 18 лет факультативным избирательным правом (т.е. гражданин включается в списки избирателей по заявлению). В Швеции активное избирательное право наступает с 17 лет. В целом в Европе постепенно снижаются возрастные рамки, ограничивающие право на голосование. Государства, имевшие явно завышенный возрастной уровень избирательного права пришли к выводу о необходимости его пересмотра. Например, в Дании возрастной ценз в 1978 году снижен с 20 до 18 лет. То же самое произошло в Исландии в 1988 году. В Великобритании в последний год активно обсуждается вопрос о снижении возраста активного избирательного права до 16 лет.
Заключение
Для реализации данного проекта необходимо:
4. Подвести итоги социологического опроса
Если общее мнение против, Если общее мнение за,
продолжить агитационную перейти к следующим
работу этапам (5-11)
10. Внести в Федеральный закон от 20 декабря 2002 года № 175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002; № 51, ст. 4982) следующие изменения: в пункте 1 статьи 4, пункте 8 статьи 15, пункте 4 статьи 44, пункте 7 статьи 57 и в приложениях № 1, № 2 и № 3 слова "18 лет" заменить словами"15 лет".
11. Внести в Федеральный закон от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 49, ст. 5497; 1998, № 26, ст. 3005) следующие изменения: в части первой статьи 3, части пятой статьи 21 и в приложениях №1 и №2 слова "18 лет" заменить словами "15 лет".
Если молодежь не найдет реализации своей политической активности, то выход энергии будет найден в «политическом экстремизме», а именно:
Значительная часть молодежи, морально, духовно и умственно искалеченная массовой культурой, вырастает злой, бездуховной и жестокой готовой к насилию. То есть, такая молодежь потенциально опасна и готова применять это насилие в отношении окружающих, в том числе, будучи членом экстремистского объединения. А значительная часть молодежи просто не принимает сегодняшней массовой культуры и обращается к иным ценностям и иной культуре. Иногда молодежь начинает интересоваться альтернативной культурой, в том числе субкультурой и музыкальной культурой фашистов, анархистов, леворадикалов, в большинстве случаев усваивая их идеологию.
Таким образом, можно сделать вывод, что вышеперечисленные факторы оказывают значительное влияние на рост политического экстремизма в молодежной среде. Следовательно, политикам не надо закрывать на это глаза, а реально представлять грозящую опасность, чтобы эффективно ей противостоять. И мы видим частичное решение этой проблемы в наделении правом голоса на выборах граждан с 15 лет.
Проведенный в нашей школе социологический опрос показал, что молодежь понимает возможность реализации своих политических прав и свобод, стремится направить свою активность на поддержание функционирования демократических механизмов государства. Хочется отметить, что в современной России созданы благоприятные возможности для обмена мнениями по различным злободневным проблемам, в том числе и молодежным.
Французский просветитель XVIII века Ж.-Ж. Руссо, один из создателей теории общественных догм и сторонник идеи народного суверенитета, полагал, что ни одно решение, ни один закон, не одобренный народом, не имеют обязательной силы. Мы, молодежь, считаем, что можем влиять на правительство в своих интересах, которые будут способствовать процветанию России, её дальнейшему приближению к мировым демократическим ценностям.
Сторож
Лист Мёбиуса
Четыре художника. Осень
Три загадки Солнца
Два морехода