Предмет исследования - тексты песен, популярных среди подростков. В результате анализа средств изобразительности созданы образы лирического героя современной молодёжной песни.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 93.5 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3
Саратовской области Красноармейского района»
Школьная учебно-исследовательская конференция «От науки к практике»
Лирический герой популярной молодёжной песни
Выполнила:
Пирогова Елизавета,
учающаяся 9 класса
МКОУ «СОШ №3 села Садовое»
Руководитель:
Пирогова Елена Вячеславовна,
учитель русского языка
и литературы МКОУ
«СОШ №3 с.Садовое».
Садовое
2013
Содержание
Введение | 1 |
Глава 1 Своеобразие лирического героя песенной лирики | 2 |
Глава 2 Лирический герой популярных среди подростков песен | 3 |
Заключение | 9 |
Список литературы | 10 |
Приложение 1 | 11 |
| |
Введение.
«Из всех искусств музыка — самое человечное и распространенное,» - утверждал Жан Поль. «Какая музыка плыла! Какая музыка звучала!// Она совсем не поучала, а лишь тихонечко звала.// Звала добро считать добром, а хлеб считать благодеяньем,// Cтраданье вылечить страданьем, а душу греть любовью иль добром,» - вторит ему Юрий Визбор.
Действительно, музыка обладает сильным воздействием на внутренний мир человека. А в сочетании с поэзией она становится настоящим лекарством для души, становится силой, способной сделать человека лучше. Поэзия в музыке может доставлять наслаждение или, напротив, вызывать сильное душевное беспокойство, побуждать слушателя к размышлению и открывать перед ним неизвестные ранее стороны жизни.
Вероятно, поэтому мои ровесники не могут жить без музыки, без песни, они воспринимают её не как увлечение, а как необходимость, часть жизни. Вы видите подростка в наушниках на улице во время прогулок, на переменах в школе, в спортзале, в библиотеке, дома - везде. Однако наши родители не всегда одобрительно оценивают то, что с таким удовольствием слушаем мы. На уроках литературы часто при изучении классической поэзии звучит фраза из уст нашего учителя: «Это и есть настоящая лирика, а не те тексты, которые вы слушаете.» Это противоречие, недопонимание, вызвало мой интерес. В связи с этим возникли некоторые вопросы. Какие художественные тексты стали основой популярных у моих ровесников песен? Чем привлекателен лирический герой популярной песни? Обоснованно ли старшее поколение не принимает выбор своих детей?
Поэтому цель моей работы - создать образ лирического героя песен, популярных у молодого поколения.
Для этого необходимо было решить следующие задачи:
1. Собрать тексты русских песен, популярных у молодежи 14-18 лет.
2. Проанализировать тексты песен, рассмотреть средства изобразительности.
3. Классифицировать образы лирического героя популярных песен.
На мой взгляд, результаты наблюдений интересны как моим сверстникам, так и учителям и нашим родителям, так как восприятие текстов песен часто происходит автоматически. Значит, открыть слово, почувствовать, в чём его власть, очень важно. Важно это и потому, что слова песен, звучащие ежедневно, начинают восприниматься как эталон, как путеводитель по жизни. Кроме того, песенные тексты формируют языковую культуру, начинают влиять не только на душу, но и на формы выражения души.
1 глава. Своеобразие лирического героя песенной лирики.
Всегда ли музыка в сочетании с лирикой сопровождала человека? Первые музыкальные инструменты, по мнению исследователей, появились одновременно с возникновением речи, а значит, язык слов и язык музыки формировались параллельно, дополняя и обогащая друг друга. Долгое время музыка выступает в тесной связи с трудовыми процессами: девушки поют во время работы в поле, бурлаки затягивают заунывные песни, выполняя свою тяжёлую работу. Другая причина возникновения песни заключается в извечной потребности человека изливать свои чувства, настроения в мелодиях и словах. Значит, возникновение песни объясняется чувственностью человека.
Трудно сказать, что важнее в песне: слова или мелодия. Вероятно, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо отдельное исследование. В любом случае без поэтического текста и песни нет. Как и всякое искусство, поэзия отображает жизнь в художественных образах. Она может вызвать в человеке мысль о величии и красоте природы, о жизненных бурях и трагедиях, она воспевает волю и мужество героя, вступающего в борьбу со стихиями, заставляет слушателя оплакивать его гибель или ликовать по случаю победы. Лирика способна раскрыть самые сокровенные порывы души, чувства и настроения человека. Поэтому лирика называется искусством выразительным. Как же создаётся словесный образ? Традиционно выделяются следующие выразительные средства:
— фонетические: звуковые повторы, ударение, интонация, звукопись, звукоподражание, звуковой символизм;
— лексические: омонимы, синонимы , антонимы , паронимы , стилистически окрашенная лексика, фразеологизмы, лексика ограниченного употребления (диалектизмы, просторечные слова, жаргонизмы, профессионализмы, архаизмы, историзмы , неологизмы, иноязычные слова, тропы (слова и обороты речи, употребленные в переносном значении): эпитет, сравнение, аллегория, перифраза (перифраз), эвфемизм, метафора (развернутая метафора), метонимия, синекдоха, литота, гипербола, олицетворение, ирония и др.
— словообразовательные экспрессивные аффиксы, окказиональное словообразование, словообразовательные архаизмы;
— грамматические: синонимия частей речи и синонимия синтаксических конструкций, экспрессивные возможности различных частей речи, разнообразные грамматические формы, фигуры речи (особые синтаксические конструкции, усиливающие выразительность речи): анафора, эпифора, инверсия, антитеза, градация, оксюморон, параллелизм, эллипсис, умолчание, повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, бессоюзие (асиндетон), многосоюзие (полисиндетон).
Именно для создания образа лирического героя поэт использует такие богатейшие возможности языка. Лирический герой – это, с одной стороны, «двойник автора», но это утверждение не совсем верное. В поэтическом тексте герой – это тот, кто испытывает чувства, кто говорит о них. Он же в совокупности со своими переживаниями центр мыслей и эмоций автора. Следовательно, лирический герой – ядро любого лирического произведения.
Глава 2. Лирический герой популярных среди подростков песен.
Опросив своих ровесников, я выделила самые популярные песни. Большинство отдает свое предпочтение таким направлениям в музыке, как рэп и поп-музыка. В современной популярной песне наиболее представлены такие темы, как любовь, судьба, счастье, время, разлука. В качестве самых популярных русских песен я взяла следующие: «Летучий фрегат» (Настя Полева), «Обнуляй» (Кравц), «Сестренка» (Stim), « Розы темно-алые» (Лоя), «Берег и море» (Карандаш), «Сердце пацана» (Ярмак), «Моё море» (Noize MC) «Все решено» (Elvira T) «Любви достойна только мама» (Bahh Tee)
Я не удивилась тому, что любовь – центральная тема. В песенных текстах, популярных среди моих сверстников, с любовью связаны такие её характеристики этого чувства: счастливая / несчастная любовь; вера в существование «второй половинки»; любовь как символ добра и спасения; угасание любовного чувства; любовное увлечение. На основе этого можно утверждать, что современная лирическая песня очень близка народной лирической песне.
Однако анализ текстов любовной тематики привел меня к неожиданным выводам: во многих песнях созданы образы моря, кораблей в туманной дымке, манящие берега.
Смотри: безбрежное море,
Несёт по морю корабль.
Смотри: в безоблачном небе
Плывёт летучий фрегат.
Настя Полева - «Летучий фрегат»
Все, что было до меня, обнуляй.
Жизнь- море. Ща поныряем.
Кравц – «Обнуляй»
Моё море, прошу тебя, не выплюни меня на берег
Во время очередной бури твоих истерик.
Noize MC – «Мое море»
Твои волны не сломают эти скалы
Мое сердце - камень, ты - вода морская,
Но соль твоя пожирает горько раны...
Любви достойна только мама.
Bahh Tee – «Любви достойна только мама»
Море, а я останусь берегом с тобою.
Мы такие разные, и каждый по-своему болен.
Не объять просторы, но обниму тебя, милая,
Слава Богу, вроде дождался отлива…
Карандаш – «Берег и море»
Море в сознании человека – нечто прекрасное, стихийное, необузданное. В текстах исследуемых песен это жизнь, в которую готовы окунуться с головой двое влюбленных, либо образ единственной, такой же непредсказуемой, такой же манящей, как море. В этом мы видим лирического героя-романтика, которому не устоять перед таинственной силой «моря», героя, способного покорить буйство морской стихии, а если нужно, стать её частью.
Анализ художественных средств позволяет дополнить образ лирического героя интимных песен.
И я готов сожрать пуды твоей горчащей соли
За то лишь, что ты здесь остаться мне позволишь.
Noize MC – «Мое море»
Эта развёрнутая метафора позволяет представить такого самоотверженного героя, готового на любые капризы любимой девушки. Чувствуется его готовность к подчинению, но всё же это не безвольный герой. Агрессивные слова с негативной эмоциональной окраской, вроде «сожрать», «выплюнешь», подтверждают его жёсткость.
Возможно, именно ощущение прекрасного, романтичность в сочетании со своеобразным вызовом - несовместимостью с любовной тематикой -привлекают слушателя. Но, на мой взгляд, именно эта грубость в часто звучащей песне может быть принята как норма. А слов агрессии в нашем общении достаточно и без этого. Кто-то эту грубость объясняет мужественностью и модным словом «брутальность». Мне же присутствие этих слов кажется неуместным.
Выделяется в популярных текстах герой–пацан, пацан с душой нараспашку, сильный духом. Дворовый одиночка с девизом «брат за брата», он может дать отпор каждому, но его хрупкое сердце может разбить лишь та, которую он может назвать «единственной».
Есть тыщу треков про любовь, но ни один про это,
Есть миллион историй, есть миллион поэтов,
Есть миллиарды судеб, а есть всего одна.
Никто не знает, как любит сердце пацана.
Ярмак – «Сердце пацана»
Анафора (единоначатие) в этих строках помогает автору выделить своего героя, а антитеза (противопоставление) в третьей строке ещё и подчеркнуть его уникальность. В чём же его уникальность?
Мальчишек в таких песнях привлекает то, что герой силён и «крут», а девчонкам нравится образ защитника с тонкой душевной организацией и его преклонение перед любимой.
Жизнь такая штука, иногда крепко бьёт,
И не всегда помогает Аспирин и Йод.
Stim – «Сестренка»
Метафора (скрытое сравнение) «жизнь крепко бьёт» в сочетании со словом «штука» подчёркивает привычность для героя трудностей жизни, а значит, и готовность к их преодолению. В основном об этом говорят рэперы, потому что это их культура. Это вам не лирика, а рассказ о суровых буднях и настоящих испытаниях в жизни «пацана». Это протест окружающим «буржуям», необходимость показать, что из трущоб вырастают не отбросы, а крепкие телом и сильные духом личности. Агрессивность, резкость, краткость – признаки присущие текстам песен этой категории. Подростки, бросающий вызов окружающему миру, стремящиеся выделиться, больше всех пристрастны к рэпу.
Есть миллиарды судеб, а есть всего одна.
Никто не знает, как любит сердце пацана.
Ярмак – «Сердце пацана»
Всё просто, понятно. Но именно эта простота отдаляет этот текст от настоящей поэзии, где что ни строка, то эпитет или метафора, где слова дышат. Может быть, многим и необходимо выражать свои чувства без витиеватости, чтобы быть понятным. Но никто не станет отрицать, что строки Есенина, наполненные средствами изобразительности, которые основаны на переносе лексического значения, понятны даже детям. Благодаря такому поэтическому языку, мы понимаем, какой красивой может быть речь, как о простом можно говорить утончённо.
Нельзя не заметить, что в этих текстах для создания образа лирического героя используются слова или с ошибками «тыща» вместо «тысяча», «растрепает» вместо «растреплет», или слова из сленга: «растабачит», «речеваться». Представляется молодой человек, пренебрегающий правилами или желающий подчеркнуть своё немного небрежное отношение к ситуации, когда он открывает свои чувства.
Последние несколько месяцев хит-парады возглавляла песня Elvira T «Все решено». Текст наполнен печалью. Метафоры «одиночество съедает меня», «в сердце больше нет огня», «все чувства снегом замело» только подтверждают это. Слушатели любят героинь-страдалиц, изнемогающих от одиночества в расставании. Кому-то просто нравятся красивые словосочетания, так тонко отражающие душевное состояние влюбленных девушек. Тема слез всегда была популярна среди девочек и девушек, потому что им присущи любовные переживания, они любят обнажать чувства.
Эти роли не для нас, не играем мы сейчас.
Ядовитая, разбитая, убитая я.
Всё забыто, решено, слёзы высохли давно.
На пути к новому миру и счастью я.
Elvira T – «Все решено»
Эпитеты (эпитет - художественное определение) «разбитая, убитая» подчёркивают состояние героини. Эпитет «ядовитая» в сочетании с градацией (расположение слов, при котором каждое последующее усиливает значение предыдущего) «забыто, решено» помогает понять её решительность в желании быть счастливой и забыть о своей боли. Но, на мой взгляд, в тексте нет никаких фраз, которые «зацепили» бы так же, как строки Цветаевой или Маяковского. Это очередной модный трек, забывающийся по мере взросления. И перестанет эта песня быть популярной, по-моему, в первую очередь, потому, что мало в ней лирики.
Но популярны и песни о счастливой любви, о «счастье вдвоем». Песня 5ivesta Family «Я с тобою, как в раю» долгое время звучала на радиостанциях. Красивая история о взаимном притяжении, немного, на мой взгляд, примитивные словосочетания и запоминающиеся строки, основанные на лексическом повторе, привели к популярности данной песни.
Повторяю вновь и вновь:
Ты моя любовь, я твоя любовь.
Здесь секреты не нужны:
Счастье в том, что вместе мы
5ivesta Family - «Я с тобою как в раю»
В сознании девушек возникает образ влюбленной счастливой «принцесски», у которой нет никаких проблем, все замечательно, она летит в своем легком кружевном платьице навстречу солнцу и падает в объятия любимого. А он ей и говорит:
За тебя, глупышка,
Я готов свернуть горы.
Если не найду тебя,
То переверну весь город.
И моё сердце
Бьётся в ритме двоих.
Твои слова - колыбельное звучание.
Время застыло
В ожидании слов твоих.
Я растаял, как снег
На твоих ресницах
5ivesta Family - «Я с тобою как в раю»
Разве это не прекрасно? Юноша любит свою единственную: комплимент, выраженный в сравнении : «Твои слова – колыбельное звучание» - раскрывает его нежность, сближает с ребёнком. От такого сравнения у любой 12-16-тилетней девочки растает сердце. Прямо как снег на ресницах (тоже безумно оригинальное сравнение). Герои такого типа нравятся девочкам-подросткам потому, что они мечтают о такой же идеальной любви, хотят, чтобы ради них совершались поступки. Текст не блещет яркими средствами художественной выразительности, он рассчитан не на глубокий анализ, а на толпы девочек, которые с умилением будут подпевать «я с тобою, как в раю». Лирический герой песен такого типа – беспроигрышный вариант для отдельного поколения. Но пройдёт время, и эти рифмованные строки забудутся.
Заключение.
Работая с текстами песен, популярных среди моих сверстников, я увидела взаимосвязь всех процессов, которые происходят в нашем языке, культуре, поэзии. Нарушение норм языка, малое использование средств изобразительности для создания образа лирического героя, иногда упрощение и даже вульгарность в изображении героя и его души – всё это следствие снижения требовательности моих современников к речи, отсутствие интереса к литературе, в частности к поэзии, это и следствие небрежности в отношениях с людьми.
Итак, в песнях, наиболее популярных среди мальчиков, лирический герой – это испытанный жизнью «пацан», бросающий вызов жестокой судьбе. Девочкам тоже нравится этот образ, потому что он достаточно мужественен, резок, но в то же время романтичен. Среди девочек популярны песни, в которой лирическая героиня влюблена, и она либо очень пострадала от любви, либо счастлива со своим любимым. Но мне кажется, что такие герои немного ущербны, потому что создаются какими-то незамысловатыми словосочетаниями, без волнующих сердце средств выразительности, неоправданно допускаются элементарные грамматические ошибки, поэтому герои слишком примитивны. Герои песен, в которых, так или иначе, упоминается море, более привлекательны. Они, по мнению моих сверстников, романтики, чувствительны, полны светлых чувств. Герои-мечтатели, поющие о любви, никогда не перестанут тревожить сердца юных меломанов.
Безусловно, герой, увиденный мной в исследуемых текстах, узнаваем. В образе «пацана» я даже вижу некоторые черты своих знакомых. (Или это они примеряют на себя «эталонный» образ?) Но назвать его героем лирическим, говорить о нём так же, как о лирическом герое поэзии Лермонтова или Блока, не хочется. Значит, учитель литературы права, не считая тексты популярных песен поэзией. Да и удивление старших: «Как вы это слушаете?» - становится понятным. Слушаем, но не слышим.
Печально и от того, что авторы текстов не стремятся использовать великую силу поэзии, силу воздействия на душу человека. Вероятно, в погоне за популярностью они только рифмуют строки. И создаётся впечатление, что в этом реализуется отношение к слушателю, будто мы и недостойны лучшего, не поймём настоящей лирики. Закончить размышление хотелось бы словами малоизвестного поэта:
Петь надо так, чтоб вместе со словами
Душа и сердце пели заодно.
И чтоб слова не разошлись с делами
И все сливалось в целое одно.
Список литературы.
1. Ковкина И.И., Смирнова И.В. Пусть песни помогут нам. - Пенза, 1998
2. Смелкова З.С. Литература как вид искусства. Книга для учителя и учащихся. – М.: Флинта,1997
3. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. — М., 1975
4. http://ru.wikipedia.org/wiki
Приложение №1. Тексты песен
Смотри: огромное море,
Ты видишь точку вдали.
Смотри: бездонное небо,
К нему прикован твой взгляд.
Смотри: приблизилась точка,
Ты видишь этот корабль.
А там - бескрайнее небо,
Что видишь ты в высоте.
- мираж, он тоже вдали...
Смотри: безбрежное море,
Несёт по морю корабль.
Смотри: в безоблачном небе
Плывёт летучий фрегат.
Смотри: открытое море,
Исчез проклятый корабль.
А там, в предутреннем небе
Проплыл свинцовый ковчег.
- стой, стой, обессилевший в ветре...
Stim - Сестренка
Но ты ведь знаешь кто твой брат, ты уже большая
Жизнь такая штука, иногда крепко бьёт
И не всегда помогает Аспирин и Йод
Но даже здесь, вдали от дома
Я рядом с вами, всё будет хорошо
Скажи это отцу и маме
В твоих глазах есть та же искорка, что и в моих
Именно она отличает нас от остальных
Ты принцесса, а это ключ от всех дверей
Просто будь смелей.
Улыбнись, вот увидишь всё будет хорошо
Улыбнись, ты же видишь дождь уже прошёл
Не грусти, скоро я вернусь и развеселю
Сестрёнка.
Тебе так много предстоит впереди
Слушай сердце и не слушай, кто бы что не твердил
Не расстраивай родителей, будь лучше чем я
Пускай узнают все на что способна наша семья.
Вот увидишь я ещё буду хвалится, то что я твой брат
Совсем чуть-чуть и о тебе заговорят
Как бы тяжело порою не было, не отступай
Сорваться проще, чем быть девочкой-пай
Представь что этот мир огромная коробка конфет.
И она может стать твоей, не достяжимых целей нет
Ты принцесса, а это ключ от всех дверей
Просто будь смелей.
Розы тёмно-алые Лоя
I.
Свет ночного города тает на земле
Вижу нашу улицу, он идёт по ней
И, когда я рядом с ним, не хватает слов
Хоть бы сердце раны жжёт от семи ветров
Припев:
А внутри у него розы тёмно-алые
А внутри у него письма запоздалые
А внутри у него льётся дождь и радуга
Я бы всё отдала за минуту в его ласковых руках
II.
Убегая от себя, плыву я в никуда,
Но у мачты корабля кругом одна вода.
Лишь улыбка на лице красивая твоя
Вот, что может мне помочь, что спасет меня
Припев:
А внутри у него розы тёмно-алые
А внутри у него письма запоздалые
А внутри у него льётся дождь и радуга.
Я бы всё отдала за минуту в его ласковых руках.
А внутри у него розы тёмно-алые
А внутри у него письма запоздалые
А внутри у него льётся дождь и радуга
Я бы всё отдала за минуту в его ласковых руках
Ярмак – Сердце пацана
Есть тыщу треков про любовь, но ни один про это,
Есть миллион историй, есть миллион поэтов,
Есть миллиарды судеб, а есть всего одна.
Никто не знает, как любит сердце пацана.
Пацан не мальчик, он никогда не заплачет,
Если прижал к груди, значит не одурачит.
Не растабачит чувства, а сохранит обет.
Пацан не скажет: "Прости, дело не в тебе"!
Не растрепает всем, какая ты в постели зая,
Не будет речеваться попросту, сердце терзая.
И никогда не превратит свои слова на фантике,
И лишь однажды мило что-то разглядит,
В уличной романтике, бантики, фото в сервантике,
Огоньки - свечи, люди - лунатики.
И я, как пес из Хатико, всегда останусь верен!
Решай сама - душа или чёрный мерин!
Прости, сударыня, не упаду на колени,
Но пронесу сквозь жизнь каждое мгновение .
Не буду сыпать комплементами, сама решай.
Зачем слова, когда говорит душа.
Я не сниму кроссовки и не надену брюки.
Мне так удобней бегать за тобой. Зачем все муки?
Только не ставь, пожалуйста, свои губы уткой
И ты узнаешь, что живёт под чёрной курткой!
Если сказал «люблю», значит отвечаю,
Если сказал «одна», значит не предам,
Если сказал «дарю», сердце без печали,
Только держи и не ломай пополам!
Можно от Солнца уйти...
Тупое - острое
Компас своими руками
Филимоновская игрушка
Простые летающие модели из бумаги