В каждом обществе есть различия между мужчинами и женщинами. Мужчина и женщина отличаются друг от друга. Они не хуже, не лучше друг друга – они разные. Они живут в разных мирах, для них важны разные ценности, они ведут себя, следуя разным жизненным правилам. Что же отличает мужчину от женщины? Пол, одежда, манера держаться, движения, походка, голос и еще многое другое – а что можно сказать о языке?
Вложение | Размер |
---|---|
yazyk_yunoshey_-_yazyk_devushek.doc | 80 КБ |
Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области среднего профессионального образования
«Энгельсский механико-технологический техникум»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
Язык юношей – язык девушек:
различные стили общения подростков
студентки 201 Э группы
Корчагиной Д.
Энгельс 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………… | 3 |
1. История гендерных исследований ………………………………………... | 4 |
2. Подход биологического детерминизма. Гендерный подход ……………. | 5 |
3. Стили общения юношей и девушек ………………………………………. | 8 |
Заключение ……………………………………………………………………. | 11 |
Литература …………………………………………………………………….. | 12 |
Приложение 1. |
ВВЕДЕНИЕ
В каждом обществе есть различия между мужчинами и женщинами. Мужчина и женщина отличаются друг от друга. Они не хуже, не лучше друг друга – они разные. Они живут в разных мирах, для них важны разные ценности, они ведут себя, следуя разным жизненным правилам. Что же отличает мужчину от женщины? Пол, одежда, манера держаться, движения, походка, голос и еще многое другое – а что можно сказать о языке?
Ученые-лингвисты уже давно ищут ответы на вопросы: «Почему мужчины и женщины говорят на разных языках и не понимают друг друга?», «Почему, если мужчины и женщины употребляют одни и те же слова, это не означает, что они подразумевают одно и то же?» Эти же вопросы можно переадресовать к речи подростков: «Почему юноши и девушки говорят на разных языках и не понимают друг друга?», «Почему, если юноша и девушка употребляют одни и те же слова, это не означает, что они подразумевают одно и то же?» Именно эти вопросы легли в основу нашей исследовательской работы.
Цель исследования: выявить влияние гендерных различий при употреблении и понимании отдельных понятий.
Предмет исследования: речь студентов (студенты ГБОУ СО СПО «ЭМТТ» в возрасте 16-20 лет).
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по данной проблеме.
2. Выявить влияние гендерных стереотипов на выбор профессии (на примере ГБОУ СО СПО «ЭМТТ»).
3. Выявить, как понимают одни и те же слова юноши и девушки.
4. Проанализировать данные, полученные в результате исследования.
Гипотеза исследования: юноши и девушки, употребляя одни и те же слова, подразумевают разные понятия.
1. ИСТОРИЯ ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Прежде чем ответить на основные вопросы исследования, рассмотрим более подробно историю гендерных исследований в целом.
Первые работы по изучению мужского и женского вербального поведения появились в XVII веке. Это записи европейских миссионеров о племени Карибов с Малых Антильских островов (1665 год). Прибывшие туда европейцы отмечали, что в языке индейцев Карибов существуют специфические слова и выражения, используемые только мужчинами и женщинами, что в разговоре создает впечатление, будто бы они говорят на разных языках. Упоминалось, что женщины используют слова, которые никогда не произносятся мужчинами, иначе это вызовет презрительный смех. Это объяснялось тем, что женский вариант языка считался отклонением от мужского, который служил нормой, речевым эталоном.
Направление же, которое стало изучать язык мужчин и женщин, в языкознании возникло только в конце 60-х годов ХХ века, главным образом в США и Германии, называлось феминистской критикой языка, или феминистской лингвистикой. Феминистская лингвистика подвергла критике язык за его андроцентричность, то есть ориентированность не на человека вообще, а на мужчину.
Одной из наиболее известных работ в этой области стал труд Деборы Таннен «Ты меня просто не понимаешь. Женщины и мужчины в диалоге». Автор анализирует коммуникативные неудачи в общении лиц разного пола и объясняет их разными требованиями, предъявляемыми обществом к мужчинам и женщинам, а также спецификой социализации в детском и подростковом возрасте, когда общение происходит преимущественно в однополых группах. Под воздействием этих факторов у мужчин и женщин вырабатываются разные мотивы поведения, разные стратегии и тактики общения.
Что касается отечественной лингвистики, то данная проблематика для нее сравнительно нова. Одна из первых работ, целиком посвященных различиям в речевом поведении мужчин и женщин, говорящих на русском языке появилась только в 1993 году и принадлежит Е.А. Земской, М.В. Китайгородской, Н.Н. Розановой.
2. ПОДХОД БИОЛОГИЧЕСКОГО ДЕТЕРМИНИЗМА. ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД
Итак, почему юноши и девушки не понимают друг друга и говорят на разных языках? Отвечая на этот вопрос, авторы отечественных и зарубежных исследований при выявлении психологических различий между полами приходят к выводу, что гендерные различия обусловлены генетической программой созревания и влиянием социального контекста. Поэтому в своей работе мы выделяем два подхода: подход биологического детерминизма и гендерный подход.
1. Подход биологического детерминизма. Основным принцип данного подхода является то, что определяющими для характеристик человека считаются биологические природные факторы. Первоначально речевые различия объяснялись природой мужчин и женщин, т.е. считались постоянными факторами. В основе данного подхода лежит теория о функциональной ассиметрии мозга. Миллионы лет структура мозга мужчин и женщин изменялась под давлением отличающихся друг от друга требований. Мозг мужчины и мозг женщины эволюционировали с разной скоростью, в направлении разных талантов и способностей. Мужчины, ответственные за охоту, развивали мозговые области, отвечающие за навигацию дальнего действия, тактическое мастерство, необходимое для убийства добычи, и отточенное умение поразить цель. Им не требовалось искусства вести беседу и умения воспринимать эмоциональные потребности других, поэтому области мозга, отвечающие за межличностные контакты, значительного развития не получили. Женщины в отличие от них должны были приспособиться к навигации на короткие расстояния, овладеть широким периферийным сектором видения, чтобы следить за окружающей обстановкой, способностью вести несколько дел одновременно и эффективной коммуникабельностью. Вследствие различий выдвинутых требований у мужчин и женщин развивались особые области, отвечающие за каждый отдельный вид деятельности. У мужчин это левое полушарие, отвечающее за решение заданий аналитического и логического плана, поэтому чаще всего действия мужчин признаются более логичными и рациональными. Что касается женщин, то основным для них оказывается правое полушарие, отвечающее за интуитивное мышление, воображение, чувства и восприятие невербальных символов, не зря же мы говорим о женской интуиции.
Таким образом, обработка информации у представителей разного пола происходит по-разному из-за различий в устройстве их мозга.
2. Гендерный подход. Основан на идеи о том, что важны не биологические и физические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое общество придает этим различиям. Уже в первобытном обществе мужчина и женщина выполняли определенные гендерные роли. От мужчины они требовали качеств, необходимых охотнику и войну (смелости, агрессивности, готовности к риску, склонности к лидерству, быстроты и решительности в принятии решений), а от женщин – качеств, необходимых для воспитания потомства (мягкости, способности к сопереживанию, заботливости). Именно такие качества, считаются в большей степени свойственными мужчинам и женщинам. В данном случае речь идет о принятых в обществе представлениях о разделении мужских и женских ролей, т.е. гендерных стереотипах. Под гендерными стереотипами в нашей работе мы понимаем «культурно и социально обусловленные мнения о качествах, атрибутах и нормах поведения представителей обоих полов».
К тому же барьер между мужчинами и женщинами возникает уже в детстве. Мальчики и девочки в детский и подростковый период больше находятся не в смешанных, а в однополых группах, где приняты разные правила речевого поведения. Девочки предпочитают маленькие равнозначные группы с близкими отношениями, играют в дочки-матери. Язык – часть их игры, он служит для обмена мыслями и идеями, для создания отношений. При этом девочек учат сдержанности, аккуратности, их осуждают за употребление грубых слов. Мальчики напротив борются за физическое превосходство в таких играх, как футбол, игра в казаки-разбойники. В иерархически организованных группах мальчиков используется такой стиль, который помогает им утвердиться: приказы, крики. Они привыкают больше требовать, добиваться желаемого, принимать решения, показывать собственное превосходство. Кроме того, не последнюю роль при этом играют гендерные роли. Гендерные роли – это один из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для мужчин и женщин. Свое отражение это явления, например, находит при выборе профессии. На сайте «Фонд общественного мнения» выделяются следующие «мужские профессии»: водитель, шофер, дальнобойщик, шахтер, строитель, военный, грузчик, сварщик, тракторист, комбайнер, летчик, металлург, сталевар, слесарь, моряк, подводник, водолаз, токарь, сантехник, машинист, электрик, крановщик, бульдозерист и др., следующие «женские» профессии: воспитатель, учитель, педагог, врач, швея, портниха, продавец, кассир, няня, парикмахер, повар, кондитер, бухгалтер, экономист, медсестра, маникюрша. В ГБОУ СО СПО «ЭМТТ» соотношение юношей и девушек в «мужских» и «женский» группах (обусловлено выбором профессии / специальности) представлено следующим образом (см. Приложение 1.)
Основываясь на полученных результатах, мы пришли к выводу, что с одной стороны, гендерные роли и стереотипы влияют на выбор профессии (Машинист крана, Сварщик, Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, Сварочное производство), с другой стороны, юноши выбирают «женские» профессии (Повар, кондитер, Парикмахер, Экономика и бухгалтерский учет), а девушки, в свою очередь, «мужские» профессии (Автомеханик, Технология машиностроения). Таким образом, исходя их полученных результатов, можно сказать, что деление профессий на «мужские» и «женские» можно считать условным.
3. СТИЛИ ОБЩЕНИЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК
Рассмотрим, каковы особенности стилей общения юношей и девушек, которые выявлены в отечественной и зарубежной литературе.
1. Юноши говорят громче, девушки говорят тише.
2. Обычно юноши говорят монотонно. Используют приблизительно 3 интонации. Девушки говорят, используя эмоции. В речи используют около 5 интонаций.
3. Для юношей более характерно чаще перебивать собеседника, в особенности, когда собеседник – девушка, при этом не позволяют прерывать себя. Девушки меньше прерывают других и бывают терпимее, если прерывают их.
4. Юноши сдержанны относительно сведений о личной жизни. Девушки откровеннее относительно личной жизни.
5. Большинство суждений и высказываний юноши решительны и безаппеляционны, а некоторые ученые горят о повышении вербальной агрессивности. Сообщения девушек часто направлены на смягчение сложившегося в группе напряжения, на сохранения эмоционального комфорта и стабильности, а предлагаемые мнения высказываются в осторожной манере.
6. Юноша задает вопросы с целью получения информации, а не для продолжения беседы. Девушка склонна чаще задавать вопросы. Вопросы, как правило, задаются с целью каким-либо образом продолжить беседу, девушка всегда более заинтересована в продолжении беседы. Свое несогласие с мнением собеседника девушка чаще выражает молчанием, а не открытым словесным протестом.
7. Утверждение «да» для девушки означает «Я слушаю тебя, продолжай»; для юноши – «Я согласен».
8. В межличностном общении мальчики-подростки большое внимание уделяют вопросам физического здоровья, безопасности и денег, а также они проявляют более открытую заинтересованность сексом. Обсуждая какие-то спорные вопросы, мальчики-подростки ориентированы на практическое решение проблемы, реальные практические советы, план действий в сложившейся ситуации.
Девочки в подростковом возрасте настроены на сопереживание, обговаривание, обсуждение различных сторон проблемы и морально-нравственная оценка ситуации. Девочки-подростки более охотно ведут «исповедальные» разговоры. Чаще всего ведутся разговоры о своих проблемах, делах, успехах и неудачах, о взаимоотношениях с окружающими людьми и в собственной семье, в разговоре используя невербальные коммуникативные средства. Первенство отдаётся темам, касающимся личной привлекательности, распорядка дня, психического состояния, личных качеств своих и окружающих, межличностного общения с представителями своего и противоположного пола.
Таким образом, коммуникативный стиль юноши может быть описан как деловой, доминантный, прямой, рациональный, логичный, обобщенный, монотемный, объективный, точный, интраактивные, монологичный, стереотипный, лаконичный. Коммуникативный стиль девушки описывается как гармонирующий, паритетный, косвенный, эмоциональный, алогичный, детализированный, политемный, субъективный, диффузный, интерактивный, диалогичный, творческий, мобильный, многословный.
Гендерные особенности в коммуникативной сфере и межличностном общении в подростковом возрасте проявляются очень ярко. Именно в этом возрасте становится заметно различия в мужской и женской коммуникации.
Чтобы ответить на второй вопрос «Почему, если юноша и девушка употребляют одни и те же слова, это не означает, что они подразумевают одно и то же?», нами было проведено небольшое исследование. Студентам групп ГБОУ СО СПО «ЭМТТ», в которых обучаются как юноши, так и девушки, были предложены следующие слова и выражения «астра», «бычок», «гамма», «ден», «клава», «нечего надеть».
Результаты нашего исследования отражены в следующей таблице:
Юноши | Девушки | |
Астра | Цветок, большой и красивый | Цветок, но не самый красивый |
Бычок | 1. Грузовая машина. 2. Рыба, которая хорошо ловится в любом водоеме | 1. Молодой бык. 2. Персонаж сказки «Бычок смоляной бочок» |
Гамма | Буква греческого алфавита | 1. Упражнения для фортепиано. 2. Разнообразие красок, звуков. |
Ден | Сокращение от мужского имени Денис | Плотность колгот. |
Клава | Сокращение от клавиатуры – часть компьютера | Женское имя |
Нечего надеть | Нет ничего чистого | Нет ничего нового |
Результаты показывают, что юноши и девушки, как и мужчины и женщины по-разному понимают одни и те же слова, вследствие чего, между ними часто возникает непонимание.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, делая вывод, можно сказать, что гендерные роли и стереотипы с одной стороны оказывают влияние на выбор профессии, а с другой стороны не являются основным фактором при выборе профессии, поэтому разделение профессий по гендерному принципу условно.
Что касается, различий в стиле общения юношей и девушек, то коммуникативный стиль юноши можно считать деловым, доминантным, прямым, рациональным, лаконичным; коммуникативный стиль девушки – гармонирующий, косвенный, эмоциональный, алогичный, политемный, детализированный, субъективный, многословный. Между юношами и девушками часто возникает недопонимание в связи с тем, что, употребляя одни и те же слова, они думают о разных вещах.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: юноши и девушки, употребляя одни и те же слова, подразумевают разные понятия. Что и подтверждает нашу гипотезу.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бианки в.Л., Филиппова Е.В. Ассиметрия мозга и пол. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1997.
2. Горошко Е.А. Гендерная проблематика в языкознании // Введение в гендерные исследования. Ч.1. – Харьков, СПб., 2001.
3. Денисова А.А. Словарь гендерных терминов / Н.И. Ажгихина и др. / под ред. А.А. Денисовой / Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты» – М., 2002. URL: http://www.owl.ru/gender/index.htm.
4. Земская Е.А., Китайгородская М.А., Розанова Н.Н. Особенности мужской и женской речи // Русский язык и его функционирование / под ред. Е.А. Земской и Д.Н. Шмелевой. – М., 1993.
5. Кирилина А.В. Лингвистические гендерные исследования / А.В.Кирилина, М.В. Томская // Отечественные записки. – № 2 (23). – М., 2005.
6. Фонд общественного мнения. URL: http:// fom.ru/Rabota-i-dom/11030.
Сказка об одной Тайне
Карты планет и спутников Солнечной системы
Мальчик и колокольчики ландышей
Галка в чужих перьях
Рисуем весеннюю вербу гуашью