В мире есть лишь одна профессия, без которой не могло и не может обойтись общество. Это учитель. История образования, история учительства началась вместе с историей человечества. У всех народов мира учителем называют не только того человека, который учит грамоте, но и того, кто передает младшим поколениям жизненный опыт, культуру, традиции национальные и общечеловеческие. Учителя, как и родители, связывают поколения людей.
Цель научной работы: установление взаимосвязи между исторической эпохой и престижем педагогической деятельности
В процессе работы был проведен сравнительный анализ имеющейся по данной проблеме литературы, данных Интернет, социологический опрос, графически отражено изменение значения профессии учителя в истории, рассмотрены тенденции развития образования и престижа педагогического труда, затронута тема учителей – мужчин, рассмотрены причины малочисленности их в школе.
Полученные данные проанализированы, определены основные выводы:
- профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности.
- по уровню престижности учительская профессия не входит первую десятку престижных профессий, сегодня профессия учителя - одна из самых массовых, чаще всего массовые профессии редко бывают престижными
- престиж профессии учителя менялся на протяжении всего периода истории, от возникновения в древности, до наших дней.
- положение учителя в обществе во многом зависит от проводимой государством политики и престижем образования в обществе.
- государство старается обеспечить качественную подготовку педагогических кадров, привлечь в школы мужчин и молодых специалистов
- современное общество нуждается в профессиональных педагогах, поэтому престиж педагогического труда должен непременно расти.
Научно-социальная программа «Шаг в будущее»
XI-я школьная научно-практическая конференция
ВСЕМ ИЗВЕСТНАЯ ПРОФЕССИЯ…
ИЛИ У КАЖДОГО БЫЛ УЧИТЕЛЬ
Автор: Бодрова Елена
МБОУ Гимназия, 10 в класс
Руководитель: Порубова Надежда Владимировна
Учитель обществознания, МБОУ Гимназия
г. Урай
2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
1. Введение....................................................................................................................................3
2. Глава I. Всем известная профессия, или у каждого был учитель
1. Учитель в классификации профессий.............................................................................5
2. Личные цели и мотивы в профессии...............................................................................6
Глава II. Человек учительствующий в разные эпохи, или история профессии
1. Кто учил в древности........................................................................................................8
2. Педагогическая деятельность в Античном мире..........................................................10
3. Школа и учитель в Средневековье................................................................................13
4. Новое время......................................................................................................................16
5. Тенденции современного образования……..................................................................18
Глава III. Профессия учителя в современном мире
1. Мужчина-педагог............................................................................................................22
2. От чего зависит престиж учителя..................................................................................25
3. Педагогические ВУЗы в современной России..............................................................28
3. Заключение..............................................................................................................................30
4. Список литературы.................................................................................................................32
5. Приложения............................................................................................................................33
Введение
«Никогда не следует исчерпывать предмет до того, чтобы уже ничего не оставалось на долю читателя; дело не в том, чтобы заставить его читать, а в том, чтобы заставить его думать».
Ш. Монтескье
Едва ли возможно назвать и перечислить все профессии на земле. С представителями некоторых из них мы сталкиваемся от случаю к случаю, о других знаем только понаслышке. И лишь одна профессия есть на земле, без которой не могло и не может обойтись общество. Это учитель. История образования, история учительства началась вместе с историей человечества. У всех народов мира учителем называют не только того человека, который учит грамоте, но и того, кто передает младшим поколениям жизненный опыт, культуру, традиции национальные и общечеловеческие. Учителя, как и родители, связывают поколения людей.
Профессия учителя одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий. Можно сказать, что учитель создает будущее страны, т.к. от его труда во многом зависит разносторонность развития знаний молодого поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества. Педагогическая деятельность требует особого призвания. Воспитанием и обучением могут заниматься люди со склонностью и любовью к этому делу. Учитель должен любить и передавать свои знания другим, увлекаться самим процессом обучения и воспитания человека. Успех педагогической деятельности во многом зависит от коммуникативных способностей учителя, от его умения наладить правильные взаимоотношения с детьми. Работа учителя предъявляет большие требования к его вниманию. Учитель работает со всем классом, и ему необходимо держать в поле зрения многих учеников. Он должен уметь замечать все изменения в их поведении.
Духовное воспроизводство человека, сотворение личности - важнейшая социальная функция и назначение педагога в обществе. Содействуя формированию человека как созидателя всех материальных и духовных ценностей и как основной духовной ценности общества, педагоги непосредственно влияют на развитие производительных сил общества, приобщают подрастающее поколение ко всем достижениям мировой культуры и создают тем самым предпосылки для дальнейшего прогресса человечества. Функция современного педагога - помогать воспитанникам, приспособиться к меняющейся социальной культурной ситуации современного общества. Современное воспитание подрастающего поколения должно строиться именно на гуманизме, а не на культивировании силы, нетерпимости к людям других взглядов, иных национальностей и вероисповедания.
На первый взгляд, кажется, что деятельность учителя должна резко различаться в зависимости от того, что именно он преподает. Однако, как показывает ряд исследований, в реальности эти различия не столь уж велики, в первую очередь человек остается учителем, а уж во вторую становится школьным «физиком», «историком» или «литератором». Зато велика специфика деятельности учителя в зависимости от возраста учеников. В начальной школе он (или, гораздо чаще, она) — буквально «вторая мама», в первую очередь воспитывающая учеников и удовлетворяющая их эмоциональные потребности, а уже потом — передающая знания. К старшим же классам учитель становится, в первую очередь, информатором, и ученики вполне обоснованно ожидают, что он в первую очередь научит их, а уж потом будет воспитывать или заботиться об их эмоциональных потребностях.
Цель научной работы: установление взаимосвязи между исторической эпохой и престижем педагогической деятельности
Задачи: показать значение профессии учителя в истории, рассмотреть тенденции развития образования и престижа педагогического труда.
Объект научного исследования: педагогическая деятельность
Тему современной педагогики я считаю достаточно актуальной и интересной не только для учеников, многим из которых нужно будет выбирать профессию, но и для самих учителей.
В ходе работы были использованы следующие методы: сравнительный анализ литературы, социальный опрос.
.
Глава I. Всем известная профессия, или у каждого был учитель
1. Учитель в классификации профессий
Тип профессии указывает на то, с кем или с чем человек имеет дело в своей профессиональной деятельности. Это могут быть люди, техника, информация, художественные образы и произведения, природные объекты. Можно выделить пять типов профессий (по Климову А.Е.):
"Человек-человек"
"Человек-техника"
"Человек-знак"
"Человек-художественный образ"
Социономические профессии («Человек - Человек»): Предполагают постоянную работу с людьми и связаны:
(Приложение таблица №2)
Для каждого человека характерно более или менее чётко выраженное предпочтение видов деятельности, соответствующих тому предмету труда, который ему более близок. Это происходит в силу преобладания определённых интересов и личностных особенностей. Кому-то нравится работать с техникой, и это ему легко даётся, а кто-то, наоборот, от одного вида бытовых приборов испытывает ужас, зато его конек – общение. Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности.
2. Личные цели и мотивы в профессии
Проблема мотивации педагогической деятельности является одной из наиболее сложных. Анализ факторов, влияющих на выбор педагогической профессии, позволяет определить их значимость и выстроить ранжированный ряд (данные из соцопроса учителей нашей школы):
- интерес к учебному предмету;
- желание обучать данному предмету;
- стремление посвятить себя воспитанию детей;
- осознание педагогических способностей;
- желание иметь высшее образование;
- представление об общественной важности, престиже педагогической профессии;
- так сложились обстоятельства.
Выбор педагогической профессии в соответствии с тем или иным мотивом (ради чего?) во многом предопределяет и мотивы учения. Если принять во внимание, что мотив - это не что иное, как предмет потребности, или опредмеченная потребность, то для учителей такими предметами могут быть чисто познавательный интерес, чувство долга и ответственности или же стремление посредством учения занять престижное положение в обществе.
Подразделение мотивов на ведущие (доминантные) и ситуативные (мотивы-стимулы), внешние и внутренние позволяет с большой долей вероятности предполагать, что как для будущих учителей учение, так и для работающих учителей их деятельность протекают как цепь ситуаций, одни из которых выступают как целенаправленное притяжение. Цель деятельности и мотив здесь совпадают. Другие ситуации воспринимаются как целенаправленное принуждение, когда цель и мотив не совпадают. К цели педагогической деятельности учитель в этом случае может относиться безразлично и даже негативно.
В ситуациях первого типа учителя работают с увлечением, вдохновенно, а следовательно, и продуктивно. Во втором случае - тягостно, с неизбежным нервным напряжением и обычно не имеют хороших результатов. Но сложная деятельность, какой является педагогическая, обычно вызывается несколькими мотивами, различающимися по силе, личной и социальной значимости.
Выбор профессии педагога, решение поступить в педагогический вуз, стать учителем – начальный этап длительного процесса профессионального самоопределения. На любом отрезке этого пути возможен пересмотр позиции. Но даже и при этом условии сделанный выбор сам по себе становится важной вехой жизненного пути.
Достаточно хотя бы бегло упомянуть все обстоятельства принятия подобного решения, чтобы стало ясно: в нем как в фокусе сходятся все притязания, все основные ожидания – и не только самого молодого человека, но и его близких, родителей, друзей. Все ждут, кем же будут выпускники школы. Ждет сама школа. Ждут родители. Ждет и сам абитуриент. И хотя факторов, влияющих на его выбор, множество: тут и учет собственных возможностей, и престиж в коллективе сверстников, и традиции семьи, – в конечном счете это он сам делает выбор. На первый взгляд решение стать учителем (если поступление в педагогический вуз связывается именно с этой профессией) ничем не отличается от любого другого. Завтрашний врач, инженер, архитектор тоже испытывают все превратности выбора профессии. Они тоже подчас ошибаются, им тоже угрожает разочарование в избранном пути. Но, как уже говорилось, сердцевиной учительской профессии является воспитание, передача другим не только знаний по предмету, но и социальных и нравственных норм, ценностей. Это делает выбор особенно ответственным, а роль – необычной. Выбор учительской профессии – сознательный акт социальной саморегуляции. Как он осуществляется? Прежде всего необходимо соотнести собственные склонности, способности, желания с особенностями профессии, ее спецификой. Только в том случае, как уже говорилось, если объективное значение и цели профессиональной деятельности совпадают с ее личностным смыслом, можно говорить о предрасположенности личности к данной профессии уже на стадии ее выбора. Определить эту предрасположенность позволяют мотивы выбора профессии. Если молодой человек в профессии педагога ценит именно возможность передать свой опыт, знания, взгляды, мысли, чувства, свои ценностные ориентации другим людям, если он увлечен самим процессом целенаправленного общения с молодежью, можно говорить о мотивационной предрасположенности к профессии педагога. Чем раньше выявлены эти потребности, чем полнее приняты цели деятельности, тем сознательнее и прочнее выбор, тем меньше неожиданностей и разочарований в будущем.
Уже многие годы престижная оценка профессии учителя у выпускников средней школы была невысока, устойчиво занимая лишь средние места на шкале престижа. Выбор профессии по ее статусу в нашей стране все больше теряет свой социальный характер и решающим становится содержание будущей трудовой деятельности. Характерно, что среди разных групп – абитуриентов, студентов, молодых специалистов – шкала престижа наиболее однородна у выпускников школы. Для них различия в социальной позиции представителей разных профессиональных групп несущественны. Наиболее высок престиж учителя в сельской местности. Многие молодые люди, которые, зная о теневых сторонах учительской деятельности, не придают им значения, потому что в их восприятии действительную ценность имеют самый смысл и социальная значимость труда воспитателя. Эта позиция, в частности, свидетельствует о готовности преодолевать трудности, о развитом чувстве гражданской ответственности.
В педагогический институт поступают, как правило, потому, что людей привлекает своеобразие и исключительное значение профессии. Так, наибольший вес имеют мотивы, связанные с осознанием высокой социальной миссии педагога. Опрошенные педагоги нашей школы подчеркивают общественную значимость и важность профессии учителя. Мотивы, связанные с осмыслением профессии как общественного блага и социальной ценности, несомненно, оказывают влияние на стабильность выбора и последующее профессиональное самоопределение. Многие из тех, кто назвал эти мотивы в качестве ведущих на стадии поступления в вуз, впоследствии не только не раскаялись, но утверждают, что вновь повторили бы сделанный выбор. Но даже и в этой группе с годами происходит переоценка ценностей, появляются сомнения. Некоторые полагают, что, если бы им пришлось вновь выбирать профессию, учителями бы они не стали. Выбор и последующее самоутверждение в профессии – процесс не простой. Естественно, что определенная часть учителей по разным причинам переживает ощущение неудовлетворенности. И все же тенденция такова: чем выше уровень социально-профессиональных ожиданий молодых специалистов, тем выше их сопротивляемость естественным трудностям в процессе профессионального самоутверждения, тем надежнее закрепляются позитивные взгляды на профессию. В свою очередь, достигнутые успехи вновь и вновь убеждают в правильности сделанного выбора.
Глава II. Человек, учительствующий в разные эпохи, или история профессии
1. Кто учил в древности
Потребность передачи социального опыта подрастающим поколениям возникла вместе с человеком. Воспитание как целенаправленный процесс берет свое начало с периода разделения труда. Целью и содержанием воспитания в условиях первобытнообщинного строя было развитие трудовых навыков, чувства верности интересам рода и племени при безусловном подчинении им интересов отдельной личности, сообщение знаний о традициях, обычаях и нормах поведения в данном роде и племени на основе ознакомления со сложившимися в них преданиями и верованиями. Видное место в первобытнообщинном воспитании занимали игры, имитирующие различные виды труда взрослых. Впервые зачатки образования появились в странах Древнего Востока. Наибольшее распространение в этих странах получили три типа школ:
1) жреческие школы создавались при храмах;
2) дворцовые школы готовили писцов-чиновников;
3) военные школы готовили военачальников. Наиболее широким и многопредметным было содержание образования в жреческих школах. Возникновение именно профессии педагога связано с историей развития школ в Древней Греции.
Педаго́г в Древней Греции (др.-греч. παιδαγωγός, «ведущий ребёнка») — раб, уходу которого в афинских семействах поручались мальчики с шестилетнего возраста. На обязанности педагога лежала охрана воспитанника от физических и нравственных опасностей, а до поступления мальчика в школу — и элементарное обучение грамоте. Педагог должен был сопровождать своего воспитанника в школу и быть неотлучно при нём во время выходов из дома, под строжайшей ответственностью.
В педагоги избирали обыкновенно таких рабов, которые не были пригодны ни для какой другой работы, но отличались верностью дому. Обыкновенно это были иноземцы — фракийцы или азиаты, нередко дурно говорившие по-гречески. Обязанности свои педагог нес до вступления воспитанника в возраст зрелости. Были также педагоги-женщины, учительницы греческого языка при маленьких детях. Педагогами назывались также рабы, учившие молодых купленных или доморощенных рабов всем обязанностям и приёмам рабской службы. Такие ученики-рабы (capillati) жили вместе в помещении, которое называлось paedagogium, под начальством педагога - учителя и деканов; они назывались также pueri pedagogiani или paedagogia (отсюда франц. слово page, см. паж). Учебные заведения были частными, платными. Всего было два типа школ: 1) мусические (обучение чтению, письму, счету, музыке); 2) гимнастические (обучение бегу, борьбе, прыжкам, метанию). В эпоху эллинизма (III–I вв. до н. э.) школы становятся достаточно организованными учреждениям и: 1) имеют свои помещения, учителей и руководителей; 2) любой свободнорожденный ребенок мог получить образование в государственных и частных начальных школах (от 7 до 12 лет); 3) был открыт ряд философских школ, игравших роль высших учебных заведений; 4) высшими учебными заведениями руководили выдающиеся мыслители того времени. Основные системы воспитания в Древней Греции. 1. Спартанская система обучения. Большое внимание в спартанской системе обучения уделялось военно-физической подготовке. 2. Афинская система обучения. Ее принципиальным отличием от спартанской системы было презрение к физическому труду, который считался уделом рабов. Как особая наука зарубежная педагогика формируется в начале XVII в.
В Римскую эпоху профессия Учителя элементарной школы была приравнена к профессии ремесленника, откровенно ориентирована на заработок и потому не пользовалась уважением в обществе. Поскольку обучение было в основном частным, Учитель вынужден был сам искать учеников и в конце месяца лично взимать плату, которой едва хватало на жизнь. Не требовалось никакого свидетельства о специальной подготовке, любой человек, научившийся читать и писать, мог называть себя Учителем. Обучение преследовало чисто практическую цель — научить детей чтению и письму; никакой воспитательной задачи перед учителем не ставилось. Более высокое социальное положение занимал учитель языка и литературы (грамматик), получавший более высокую плату и иногда рассматривавшийся как состоящий на государственной службе. Еще большим уважением в обществе пользовались преподаватели риторики (риторы), которые нередко становились обладателями солидного состояния, а в эпоху поздней Империи иногда играли значительную роль в политической жизни и занимали высокие государственные посты. Однако, как правило, риторы в основном были выходцами из социальных низов, не имели специальной подготовки и вынуждены были вести жизнь лиц свободной профессии со всеми ее трудностями.
2. Педагогическая деятельность в Античном мире
Эпоха Античности (VIII в. до н.э. - V в. н.э.) явилась неисчерпаемым культурным источником для последующих цивилизаций и внесла весомый вклад в развитие философской и педагогической мысли, практики образования.
В Афинах в классический период получение образования не было юридически обязательным, а рассматривалось как долг родителей перед детьми. А потому все школы были частными и платными.
Образовательная программа охватывала и приравнивала друг к другу воспитание интеллектуальное, музыкальное и физическое. Это было связано с особенностями самой древнегреческой культуры, в которой воспитание понималось как неразрывное единство "гимнастического" и "мусического". Синтезом этих двух элементов должно было стать классическое равновесие тела и духа, прославленный идеал "калокагатии" - красоты и добра, слитых в человеке воедино.
В школе обучались мальчики (от 7 до 15-16 лет) последовательно у трех учителей: грамматиста, кифариста и педотриба.
Грамматист обучал детей чтению, письму и счету. Его подопечные читали Гомера, Эзопа, Гесиода, Солона, разучивали гимны и ритуалы.
Кифарист обучал игре на лире и кифаре, пению соло и хором.
Педотриб занимался с детьми гимнастикой по олимпийской программе, акцентируя внимание не только на воспитании силы и ловкости, но и на формировании красивого тела.
Девочки в Афинах получали домашнее образование, но блистать остроумием и начитанностью в кругу мужчин имели право только гетеры.
Важной отличительной чертой воспитания в Спарте была его жесткая регламентация со стороны государства.
Образование мальчиков находилось в ведении государственного чиновника педонома, начиналось с 7 лет и состояло из 3 циклов: 2 циклов по 4 года - от 7 до 11 лет (мальчики) и от 11 до 15 лет (подростки) - и завершающей 5-летней стадией.
Главными направлениями в спартанской системе были физическое и нравственно-патриотическое воспитание, цель которых состояла в подготовке воинов и полном подчинении личности интересам социальной группы. Интеллектуальная подготовка спартанцев ограничивалась умением читать и писать, знанием нескольких военных и религиозных песен, а также некоторыми сведениями о традициях Спарты, ее истории, религии и обрядах.
Девочки специального образования не получали, но воспитывались, как правило, рядом с мальчиками, для того чтобы стать достойными солдатскими женами и матерями.
В завершении рассмотрения афинской и спартанской систем воспитания нужно показать, какое развитие и в русле каких педагогических направлений получил их опыт в истории образования.
Античные греки внесли заметный вклад и в педагогическую теорию, которая в то время развивалась в рамках философской науки. Практически все древнегреческие ученые касались в своих трудах проблем образования.
Первыми философами-учителями принято считать софистов (Гиппий, Зенон, Клеобул, Протагор и др.) и Сократа (469-399 гг. до н.э.).
Софисты, провозгласив человека "мерой всех вещей", впервые в истории пытаются подчинить задачи воспитания и обучения нуждам конкретного индивида, целиком поставить их в зависимость от его потребностей и интересов. Видя главную цель образования в достижении каждым индивидом личного успеха, они допускают при этом возможность разрушения вековых устоев благочестия и неприятия существующих социальных норм.
Относительность нравственных норм, проповедовавшихся софистами, вызывала активные возражения со стороны современников. Одним из непримиримых оппонентов по данному вопросу стал их бывший ученик Сократ. Мерилом всех вещей для него выступал не субъективно-произвольный единичный человек, а человек как разумное мыслящее существо. Основополагающая способность человека, по Сократу, - это разум, мышление. Нравственное зло идет от незнания, значит, знание - это и есть источник нравственного совершенствования. Не выходя за рамки софистического рационализма в постановке и разрешении педагогических проблем, Сократ противопоставлял практицизму софистической школы представления о самостоятельном значении добродетели, объективности нравственных норм, являвшихся, по его мнению, необходимым условием воспитания свободного гражданина в демократическом обществе.
Значимый вклад в развитие философско-педагогической мысли внес ученик Сократа Платон (427-347 гг. до н.э.). Исходя из собственной теории идей, он видел смысл познания и воспитания в том, чтобы помочь душе человека вспомнить то, с чем она соприкасалась в мире идей и приблизить тем самым каждого индивида к идеалу. Им была разработана теория идеального государства, для которого Платон предложил соответствующую образовательную систему. В ней он интегрировал удовлетворявшие его методологическим установкам некоторые специфические черты афинского и спартанского воспитания. В качестве новой отличительной особенности данной системы можно выделить введение дошкольного общественного воспитания с 3 лет и две ступени сверхобязательного образования (от 20 до 30 и от 30 до 35 лет) для особо способных учеников.
Важнейшую роль в истории античной философии и педагогики сыграл ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Признавая, но не отделяя друг от друга мир идей и мир вещей, он впервые в истории выводит цели и задачи воспитания исходя из собственного понимания природы человека. В его представлении трем сторонам человеческой души (растительной, животной и разумной) соответствуют три стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное. Природа накрепко связала все три вида души, а потому учителю нужно следовать за природой, тесно связывая между собой соответствующие им стороны воспитания. Обобщив исторический опыт человечества и собственные наблюдения, Аристотель ввел возрастную периодизацию, деля жизнь растущего ребенка на три этапа, соответствующих особенностям развития его природы: от рождения до 7 лет, от 7 до 14 лет и от 14 лет до 21 года. Им также были даны рекомендации по воспитанию и обучению детей в каждом из выделяемых периодов жизни.
Аристотель, как и другие великие ученые Античности, обгонял свое время. Не случайно, его сочинения по логике, физике, метафизике и другим наукам стали спустя три века и далее в Средние века основными учебными пособиями в Европе.
Кроме вышеперечисленных философов значимый вклад в дальнейшее развитие теории и практики образования внесли и другие известные древнегреческие ученые, в частности, Демокрит (ок. 460 - ок. 371 гг. до н.э.) и Ксенофонт (ок. 450-355 гг. до н.э.).
В III вeке до н.э. древнегреческая культура и образовательные традиции "завоевывают" Рим, который стал к этому времени ведущим в военном отношении европейским государством, но находился на относительно низкой стадии культурного развития. Переведенный в III веке до н.э. греком-вольноотпущенником Ливием Андроником на латинский язык текст "Одиссеи" Гомера в течение почти двух веков был основным учебным пособием в римских школах, благодаря чему римляне с детских лет усваивали традиции и духовное богатство Древней Эллады.
К I веку н.э. начинает складываться собственно римская система образования, имевшая для последующих периодов значение самостоятельной культурной традиции. Основная заслуга здесь принадлежит "отцу римской образованности" Марку Варрону, определившему содержание образования из семи "свободных искусств", и известному римскому философу Цицерону. Развивая идеи софистов, Цицерон впервые ввел в научный оборот понятие "гуманизм", обозначавшее для него своеобразный образец достойной человеческой жизни. Исходя из этого он формулирует культурный идеал свободного человека, соединяющего в себе образованность философскую (как средство индивидуального совершенствования) и риторическую (как средство общественного воздействия), давая тем самым направление дальнейшему развитию античной педагогики.
Видный след в истории образования оставил римский педагог-гуманист Квинтилиан (35-96 гг.). Вслед за греческим стоиком Хрисиппом он обосновывает необходимость правильного воспитания ребенка уже с момента рождения, подчеркивая при этом определяющую роль личности педагога, который, по его мнению, должен быть высоконравственным, любящим детей и обладающим необходимыми способностями человеком. Следуя гуманистическим идеалам, Квинтилиан призывает воспитывать в ребенке прежде всего человеколюбие и доброту и, ломая сложившиеся в практике образования стереотипы, резко осуждает телесные наказания, которые, по его убеждению, глубоко травмируют детскую душу и порождают в ней чувство ненависти к окружающим. Квинтилиану принадлежит приоритет в разработке новых способов привития любви к учению через похвалу, поощрение и вознаграждение, а также путем выделения значительного времени в процессе обучения игре и отдыху. Он сформулировал принцип индивидуального подхода к ученику с учетом его наклонностей и возможностей, считая, что все дети, за редким исключением, обладают природными способностями для получения полноценного образования. Не удивительно, что в последние годы древнеримской республики, а также позднее, во времена принципата и империи, достойное образование получают не только мальчики, но и девочки, не только дети свободных граждан, но и дети рабов, для которых открываются специальные школы-педагогиумы.
Таким образом, в Античности впервые в истории было признано, что все люди без исключения, независимо от пола и социального положения имеют "добрую природу", которую необходимо раскрывать и развивать посредством правильно организованного воспитания. Тогда же был сформулирован гуманистический принцип общедоступности образования и были предприняты конкретные шаги для его реализации.
3. Школа и учитель в Средневековье
Философско-педагогическая мысль европейского средневековья главную цель образования видела в спасении души. Основой воспитания признавалось Божественное начало. Бог воспринимался как последний и высший судия.
Носителями христианской педагогики были в первую очередь служители католической церкви. В ее методах заметно присутствие элемента авторитарности (идея "господства авторитетов"). Идеалом являлась усредненная верующая личность. Многие идеологи христианства с неприязнью, которая нередко переходила в открытую враждебность, относились к античному - "языческому" воспитанию.
Образец воспитания должно было давать монашество, которое получило заметное распространение в период раннего средневековья.
Католическая церковь - духовный центр средневекового общества - с одной стороны, отвергала античную образовательную традицию как "языческую" и "дьявольскую" мудрость, предпочитая знанию невежество. С другой стороны, уже в мрачные времена раннего средневековья существовала небольшая группа христианских богословов и педагогов, которые стремились спасти остатки греко-римской образованности.
Деятели эпохи Возрождения – гуманисты провозглашали человека главной ценностью на земле и прокладывали новые пути его воспитания, стремясь раскрыть в человеке все самое лучшее. Гуманисты заново открыли, как много сделали античные народы Греции и Рима. Стремясь подражать им, они и назвали свое время «Возрождением», то есть восстановлением античной традиции.
В этот период получают большое развитие математика, астрономия, механика, география, естествознание.
Новая эпоха выдвигала новые педагогические идеалы, искала адекватные им механизмы образования. Если раннее средневековье выработало модель авторитарного, патриархального воспитания с опорой на традицию, авторитет и волю, то в эпоху Возрождения наметилась тенденция к переосмыслению на принципиально иных основаниях.
В последующие столетия центр тяжести стал смещаться в сторону индивида с его способностями и потребностями, стремлениями и мотивами поведения. Маятник качнулся в сторону личных интересов детей, самостоятельности их мышления.
Возрождение, оставаясь в строгих рамках христианской идеологии, дававшей духовной жизни прочный религиозно-нравственный стержень, универсальный для всех носителей западной культуры, повернулось лицом к человеку, увидело в античном наследии достойный подражания и культивирования идеал высокой гражданственности.
Внимание гуманистов к педагогической проблематике во многом объяснялось их стремлением исправить и улучшить человека и общество, а это, если не исключительно, то преимущественно, связывалось с воспитанием и обучением.
Гуманистический идеал образованного человека включал в себя представления о человеке культурном, умеющем хорошо говорить, убеждать собеседника. Гуманисты призывали к нравственному воздействию на ум воспитанников, и на их сердце, чувства, волю.
Свои идеи педагоги-гуманисты отыскивали не только в классическом наследии. Они взяли много от рыцарского воспитания, когда говорили о физическом совершенстве человека.
Отвечая на вызов времени, педагоги-гуманисты ставили задачу формирования общественно полезной личности. В результате педагогическая триада Возрождения (классическое образование, физическое развитие и гражданское воспитание) складывалась из трех основных слагаемых: античности, средневековья и будущих идей Нового времени.
Социальную цель образования, выражавшуюся в стремлении содействовать более тесным связям человека с другими людьми, гуманисты соединяли с идеей его обязательного интеллектуального, нравственного и эстетического развития.
По мнению гуманистов, в условиях усилившегося разделения труда и возросшей мобильности образование было призвано, прежде всего, помочь человеку осознать свое призвание, правильно оценить собственные силы, занять соответствующее место в обществе.
Гуманисты Возрождения, видевшие в образовании способ развития и восполнения природных задатков людей, ставили задачу и искали пути воспитания личности активной, разумной, образованной, преисполненной гражданского долга, следующей христианским ценностям, способной к служению обществу и достижению жизненного успеха.
По их мнению, образование обеспечивало «шлифовку» природы человека, формировало его ума, чувства и волю, делало поступки человека сообразными культуре и гражданскозначимыми, обеспечивало счастливую личную жизнь в общении с другими людьми.
Восприятие и толкование философских трудов античности приводило к развитию рационалистических тенденций в мусульманской теологии, возникновению самобытной философии.
Арабский аристотелизм был тесно связан с конкретными науками: математикой, астрономией, медициной и в значительно меньшей степени с религией ислама. В своих воззрениях ученые Ближнего Востока выходили на идею о вечности мира. Их волновали проблемы соотношения Бога и человека, человека и природы, определения границ религии и науки. Несмотря на то что вслед за Платоном и Аристотелем они признавали божественное начало как первопричину всех причин, они в то же время высоко оценивали знания, основанные на опыте и логических доказательствах.
Главным в учении о человеке и его воспитании у восточных мыслителей выступало стремление проникнуть в суть человеческой природы. С этой целью они обращались к, условно говоря, практической философии, имеющей в центре своего внимания поведение, деятельность, функции человека. Природа индивида рассматривалась ими как с биолого-психологической, так и с социальной стороны. Придерживаясь аристотелевского тезиса о социальной сущности человека, восточные мыслители средневековья в своей философии обращали внимание на социальную сторону воспитания. Человек не может быть независимым в реализации своих личных потребностей, считал Авиценна, поскольку он удовлетворяет их не иначе, как в общении с другими представителями человеческого рода. Вследствие этого необходимо соглашение между людьми, установление норм справедливости и закона, которым законодатель должен придать статус обязательности.
Социальная функция воспитания человека согласно этой теории состоит в соблюдении этических норм, стремлении к образованности, помогающей усвоить эти нормы, и в овладении приемами самопознания и самовоспитания. При этом воспитание и образование должны неизменно подчиняться законам эволюции и прогресса. Высшая цель воспитания, по мнению восточных ученых, — это достижение счастья, формулу которого составляет сумма духовных навыков и благородных качеств человеческого характера.
Содержание философских трактатов того времени позволяет судить о круге проблематики, волновавшей средневековых мыслителей Востока. Уже в самих названиях этих трудов были заложены острейшие педагогические проблемы: «Трактат об образцовом учении, основах знания и об уме молодежи» Фараби, «О воспитании обучающихся» Туси и др.
Появление плеяды ученых-энциклопедистов во многом определило дальнейшее развитие педагогической мысли не только в странах Востока, но и во всем мире. Это были гуманисты по своим нравственным принципам, вклад которых в разработку педагогических идей нельзя переоценить.
4. Новое время
В недрах феодализма ускорилось формирование новых общественных и духовных ценностей, решительно пересматривалась концепция отношений человека и мира. Наиболее заметная роль в критике сословной школы, разработке прогрессивных педагогических идей принадлежала представителям позднего Возрождения и возникшего в XVIII в. движения Просвещения. Появляется небывалое число педагогических трактатов, в которых выражается стремление сделать личность свободной, посредством воспитания и образования обновить духовную природу человека. Педагогическая проблематика становится одним из приоритетов научных исследований. Новая педагогическая мысль стремилась превратить педагогику в самостоятельную область исследований, выявить законы педагогического процесса, вытекающие из объективных закономерностей природы и общества.
Новый идеал личности был ориентирован на формирование человека, который постигает окружающую действительность как целостный мир, являющийся частью множества иных миров. Воспитать такого человека можно было только на основе нового знания, необходимого для занятий коммерцией, путешествий и т. д. Такое знание могло даваться лишь на родном языке. Неизбежно следовало интегрировать с этим новым знанием средневековую "школьную премудрость" на латинском языке.
Элементы новых социальных отношений, подходов к человеку, воспитанию и обучению исподволь зарождались в недрах феодализма в XIV —XVII в.
В преддверии нового времени (XVII — начало XVIII в.) в духовной сфере постепенно происходит переход от богословско-религиозной к светской аргументации.
XVII столетие было временем рационализма и индивидуализма, выразившихся в соответствующем осмыслении природы человека и его воспитания. В этот период нарастает роль образования в процессе вхождения личности в общество, что также получило отражение в педагогической мысли. В отличие от прежней гуманистической образованности новая педагогическая мысль основывала свои выводы на данных экспериментальных исследований. Все более очевидной становилась роль естественнонаучного, светского образования. Яркий пример проявления указанных тенденций — творчество ряда мыслителей.
Педагогическая мысль Просвещения приняла эстафету эпохи Возрождения и поднялась на новую ступень. Идеи Просвещения оказались ориентиром, который брался в расчет их сторонниками и противниками при реорганизации школы в XVII — XVIII вв. Движение Просвещения развивалось в соответствии с национальными условиями.
Одной из целей представителей французского Просвещения была борьба с феодальными идеями и институтами воспитания и образования. Ее начало связано с публикацией "Духа законов" (1748) Ш. Л Монтескье (1689 - 1755). Монтескье выдвинул следующую программу: формирование подрастающего поколения на идеалах конституционного государства, неприятие деспотии абсолютной монархии, замена сословной школы системой демократического, национального образования, где каждый юный гражданин приобщается к знаниям.
В XIX столетии завершается формирование классической педагогики нового времени. В поле ее зрения оказались неисчерпаемые возможности и индивидуальность человека. Была осознана самоценность, неповторимость человеческой личности. В педагогике происходило приращение знаний, заимствованных из философии и иных наук о человеке и его воспитании. Особенно внимательно изучались цели, содержание и методы обучения и воспитания, методология педагогической науки. Наметился поворот к психологическому обоснованию учебно-воспитательного процесса, зарождались современные теории социального воспитания.
Школа существовала в ситуациях социальных потрясений. На эволюцию школы существенное влияние оказывали события мирового и общеевропейского масштаба, а также социальные процессы в каждой стране. Школа развивалась в условиях поступательного движения экономики, интенсивного роста промышленности, и поэтому создание новой системы образования стало исторически неизбежным. В этом был особенно заинтересован класс промышленной буржуазии, занявшей со второй половины XIX в. ключевые политические позиции. К концу столетия в ведущих странах Западной Европы и США были заложены законодательные основы новой школы.
В XIX в., как никогда остро, проявились расхождения между уровнями педагогической мысли, школьного законодательства и системы образования. С одной стороны, были осуществлены крупные реформы, приведшие к созданию общенациональных систем образования, ослаблению влияния на школу церкви, определенному повышению уровня общего образования. С другой стороны, значительная часть населения оставалась без какого-либо образования, по-прежнему клерикалы пользовались заметным влиянием в школе. Важная часть программы демократизации школы к концу века была оформлена законодательно, но практически эту демократизацию еще предстояло осуществить.
5. Тенденции современного образования
Необходимо говорить о смене парадигмы «образование - обучение» парадигмой «образование - становление», имея ввиду становление человека, его духовности, самостоятельности, его самосозидание, самоформирование, самооформление в личность, персону. Образование должно служить прогрессивному развитию человека, общества и цивилизации в целом, - во всех смыслах. Служение Духу и подлинной духовности не как религии и культуре, а как Поиску и Прогрессу, дерзание Духа - вот задачи, действительно достойные образования! Именно образованный человек может стать любым специалистом высокого уровня, и поэтому обновленное образование необходимо рассматривать как самую эффективную в стратегическом плане инвестиционную сферу и для отдельной личности, и для любого государства.
Конечно, подобное изменение самой сущности образования неминуемо влечет за собой и адекватное изменение применяемых форм образовательной деятельности и типов образовательных пространств. Когда образование перестает быть простой трансляцией культуры и определенного набора профессиональных знаний, умений и навыков, тогда любой учебный предмет или дисциплина в рамках образовательного процесса уже не могут являться его целью, равно как и какая-либо форма образовательной деятельности. Они, в этих условиях, безусловно, должны обрести для субъекта образовательного процесса статус инструмента смыслопорождения и самооформления - как человека и личности, специалиста и профессионала. Все это выдвигает на первый план вопрос о необходимости существенного пересмотра, переоценки некоторых привычных для традиционного образования идеалов и норм, в том числе и из ряда так называемых общечеловеческих ценностей. Во всяком случае, многие из них должны быть заново интерпретированы и адаптированы к изменившимся параметрам реальности. И в первую очередь речь здесь идет о некоторых стереотипах - как старого, так и нового образования.
Так, широко известен, а в ряде стран (в том числе и в России) возведен в ранг Закона тезис о гуманистическом характере образования - как по содержанию, так и по способам реализации образовательных практик. «Человек и его интересы превыше всего, он всегда есть цель и никогда не должен являться средством в любой деятельности, любое насилие над человеческой личностью недопустимо». Этот стандартный для действующих ныне реформаторов образования набор красивых установок стал у нас правилом хорошего педагогического тона и мерилом степени выраженности прогрессивности и инновационности. Но новое образование предполагает значительную меру индивидуализма и персонализма в каждом «образующемся» субъекте, чего совершенно невозможно добиться без предварительного отчуждения, выделения себя из среды, массы, толпы. А сознание людей осталось прежним - соборным, коллективным, причем вовсе не из-за коллективистского коммунистического прошлого, а по причинам, имеющим гораздо более глубокие и значительные исторические корни.
Следует обратить внимание и на ряд других традиционных ценностей образования, также нуждающихся в рефлексивной проблематизации и критическом переосмыслении. Сегодня все чаще к уже известным обозначенным здесь установкам добавляются требования о необходимости в планировании и организации образования исходить из запроса-заказа самих участников образовательного процесса. Требование, конечно, благое, но вряд ли разумное, ибо человек, только приступающий к самообразованию, самостроительству, самооформлению - в прямом смысле этих слов, вряд ли способен четко сформулировать и спроектировать траекторию своего образовательного движения: ему еще и цели-то этого движения не ясны, куда уж говорить о средствах их достижения.
Еще одна проблема традиционного образования, требующая безусловного разрешения в образовании новом, это его массовость, при которой весь образовательный процесс в целом ориентирован на «среднего» ученика и студента. Если планка образовательных стандартов поднимается, этот средний выпадает из процесса, но, в то же время, на этом среднем уровне не может учиться сильный и талантливый. Так мы снова делаем образование регрессивным, поскольку человечество, как известно, всегда развивалось не в целом, а посредством лучших своих представителей. В этой связи, в новой образовательной парадигме должно измениться и содержание понятия гуманизм. Под подлинным гуманизмом теперь следует понимать лишь то, что в действительности служит развитию человека и целям прогресса, все же, что связано лишь с заботой о том, чтобы «не задеть»! - есть гуманизм фальшивый, за которым прячется избегание экзистенциальной ответственности образующим педагогом.
Состояние образования в современном мире сложно и противоречиво. С одной стороны, образование в 20-м веке стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности; огромные достижения в этой области легли в основу грандиозных социальных и научно-технологических преобразований, характерных для уходящего века. С другой стороны, расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождаются обострениями проблем в этой сфере, которые свидетельствуют о кризисе образования. И, наконец, в последние десятилетия в процессе поисков путей преодоления кризиса образования происходят радикальные изменения в этой сфере и формирование новой образовательной системы.
Место образования в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности развития профессиональных и личностных качеств. Эта роль стала возрастать во второй половине 20-го века, принципиально изменившись в его последние десятилетия. Информационная революция и формирование нового типа общественного устройства - информационного общества - выдвигают информацию и знание на передний план социального и экономического развития. Изменения в сфере образования неразрывно связаны с процессами, происходящими в социально-политической и экономической жизни мирового сообщества. Именно с этих позиций попытаемся выделить и проанализировать основные тенденции мирового образования.
Эволюция знания в основной источник стоимости в информационном обществе. По мере общественного развития отчетливо проявляется то, что в качестве источника прибыли все чаще выступают знания, инновации и способы их практического применения. То, что знание начинает занимать ключевые позиции в экономическом развитии, радикально изменяет место образования в структуре общественной жизни, соотношение таких ее сфер, как образование и экономика. Приобретение новых знаний, информации, умений, навыков, утверждение ориентации на их обновление и развитие становятся фундаментальными характеристиками работников в постиндустриальной экономике.
Новый тип экономического развития, утверждающийся в информационном обществе, вызывает необходимость для работников несколько раз в течение жизни менять профессию, постоянно повышать свою квалификацию. Сфера образования существенно пересекается в информационном обществе с экономической сферой жизни общества, а образовательная деятельность становится важнейшей компонентой его экономического развития. Не нужно также забывать, что информация и теоретическое знание являются стратегическими ресурсами страны и, наряду с уровнем развития образования, во многом определяют ее суверенитет и национальную безопасность. Становление образования как важнейшего фактора преодоления отсталости в развитии большей части человечества. Переход от индустриального к информационному обществу, постепенно осуществляющийся в развитых странах, грозит обострить до предела одну из сложнейших глобальных проблем современности - проблему преодоления отсталости в развитии многих стран. Информационный разрыв, накладываясь на индустриальный разрыв, вместе создают двойной технологический разрыв. Если такое положение во взаимоотношениях между развитыми и развивающимися странами сохранится, то возникнут серьезные неконтролируемые противоречия, которые будут терзать человеческое сообщество. Для того чтобы создание современной информационной инфраструктуры в развивающихся странах способствовало не только повышению прибылей развитых стран, участвующих в финансировании этого процесса, но и главным образом - преодолению социально-экономической отсталости, необходимо использование новых технологий, как в международном бизнесе, так и в самых различных сферах жизни в развивающихся странах. А это требует и современных технических систем, и определенных знаний, навыков, умений, моделей поведения у граждан этих стран. Становление информационного общества требует качественного повышения человеческого, интеллектуального потенциала развивающихся стран и тем самым выдвигает сферу образования на первый план общественного развития. От решения проблем образования, которые всегда остро стояли в развивающихся странах и которые еще более усугубились в последние десятилетия в связи с бурным развитием информационных технологий, зависят сейчас перспективы социально-экономического развития этих стран, решения глобальной проблемы преодоления отсталости в мире.. Все в большей степени образование перестает отождествляться с формальным школьным и даже вузовским обучением. Любая деятельность ныне трактуется как образовательная, если она имеет своей целью изменить установки и модели поведения индивидов путем передачи им новых знаний, развития новых умений и навыков.
Функции образования выполняют самые различные социальные институты, а не только школы и ВУЗы. Важнейшие образовательные функции берут на себя предприятия. Так, крупные промышленные предприятия обязательно имеют в своем составе подразделения, занимающиеся подготовкой и переподготовкой кадров. Неформальное образование имеет целью компенсировать недостатки и противоречия традиционной школьной системы и часто удовлетворяет насущные образовательные потребности, которые не в состоянии удовлетворить формальное образование. Как отмечается в докладе Юнеско "Учиться быть", образование не должно больше ограничиваться стенами школы. Все существующие учреждения, независимо от того, предназначены они для обучения или нет, должны использоваться в образовательных целях.
Переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности. Суть этого перехода заключается не только в смене приоритетов: от государственного заказа на подготовку специалистов к удовлетворению потребностей личности. Новая концепция предусматривает индивидуализированный характер образования, который позволяет учитывать возможности каждого конкретного человека и способствовать его самореализации и развитию. Это станет осуществимым посредством разработки разных образовательных программ в соответствии с разными индивидуальными возможностями как учащихся, так и преподавателей. Важным фактором в этом направлении развития образования является формирование у учащихся умений учиться, умений самостоятельной когнитивной деятельности с использованием современных и перспективных средств информационных технологий.
Еще в недалеком прошлом хороший почерк был гарантией спокойной и обеспеченной жизни до старости. Последние десятилетия характерны ускорением обновляемости технологий и знаний в различных сферах деятельности человека. Школьного и даже вузовского образования сегодня уже надолго не хватает. Развитие концепции непрерывного образования, стремление реализовать ее на практике обострили в обществе проблему образования взрослых. Произошло радикальное изменение взглядов на образование взрослых и его роль в современном мире. Оно рассматривается сейчас как магистральный путь преодоления кризиса образовательной системы, формирования адекватной современному обществу системы образования.
Превращение знаний в основной общественный капитал, возрастание выгод, связанных с получением знаний, заключается в том, что выгоды от него получает человек, который потребляет этот товар, общество в целом и конкретные предприятия. Отсюда вытекают основания для смешанного финансирования образования, развитие рыночных отношений в этой сфере
Перечисленные тенденции определяют основные направления в развитии новой образовательной системы. Принципиальное отличие этой новой системы от традиционной заключается в ее технологической базе. Технологические элементы крайне неразвиты в традиционном образовании, которое опирается в основном на обучение "лицом к лицу" и печатные материалы. Новая образовательная система ориентирована на реализацию высокого потенциала компьютерных и телекоммуникационных технологий. Именно технологический базис новых информационных технологий позволяет реализовать одно из главных преимуществ новой образовательной системы - обучение на расстоянии или, как его называют иначе, дистанционное обучение.
Основной тенденцией современного образования является постепенное смещение приоритетов от прямого обучения к индивидуальному контакту со студентами. Ключевые лекции и семинарские занятия остаются, конечно, незаменимыми, однако существенная часть учебного процесса может проходить во время индивидуальных консультаций с преподавателями по конкретным темам или проблемам.
Выпускнику современной школы нужны не сумма знаний и умений, а способности к их получению; не исполнительность, а инициатива и самостоятельность. Саморазвитию научить напрямую нельзя – эта способность не передается. Но педагог может создать условия для «выращивания» этой способности. Умение создать такие условия становится профессиональным требованием к педагогу. Для реализации новых целей образования нужен новый учитель – педагог-профессионал. В отличие от специалиста в предметной области профессионал должен уметь работать с процессами образования и развития. Педагог-профессионал – это уже не транслятор предметных знаний, он становится организатором учебной работы по решению творческих задач, многоплановой социально значимой деятельности подростков и юношей. Педагог имеет дело с человеком развивающимся, его действия строятся на знании психологии личности, основных подходов к пониманию и объяснению характера, развития личности в определенные периоды жизни. Поэтому каждый учитель должен получить психологическое образование и психологическую подготовку. Психологическое образование невозможно получить путем простого суммирования различных психологических дисциплин, а психологическую подготовку – несколькими часами студенческой практики. Поэтому при обучении студентов в педагогических вузах и на курсах повышения квалификации учителей целесообразно ввести курс «Психологической антропологии» – целостного учения о субъективной реальности человека, его становлении и развитии в образовании. Этот курс должен стать основой психологического образования педагога.
Глава III. Профессия учителя в современном мире
1. Мужчина-педагог
В последнее время общество, а особенно родителей, затронута тема учителей - мужчин. Один из затронутых аспектов - малочисленность таких педагогов в школе. Даже высказали мысль, что их отсутствие негативно сказывается на воспитании мальчиков.
Какие же причины малочисленности мужчин в школе?
Педагогические вузы традиционно считаются девчачьи. По наблюдениям, парней, в зависимости от факультета и специальности, в среднем процентов 25%. Исключения составляет лишь факультет ДИФП (довоенная и физическая подготовка), где количество ребят стремится к 100%. Большинство из них получает специальность учителя физкультуры и занимаются спортом профессионально или полупрофессионально. Физкультура у них каждый день. Второй мужской факультет, где ребят процентов 75-80, это факультет, готовящий учителей черчения и труда.
Самый женский - ПИМНО, откуда выходят учителя начальных классов. Там мальчики просто редкость, дай бог, если повезет, то один на группу. Часто не везет и нет ни одного.
То есть уже на начальном этапе (получение специальности) мы получаем соотношение мужчин и женщин-учителей 1 к 4. Это притом, что парням грозит армия. Если бы не было призыва, количество поступающих в педагогические вузы юношей было бы еще меньше. Какие причины? Мы спросили об этом наших учеников и учителей. И вот что мы получили (Приложение таблица №3):
Маленькая зарплата педагога не основная причина. В середине 90-ых зарплата инженера была ничуть не выше учительской, но политехнические вузы парнями обделены никогда не были. Сейчас для учителей есть возможность подрабатывать репетиторством. Думаю, выходит не меньше, чем у рядового офисного клерка или мелкого чиновника. Молодым учителям конечно, тяжелее, потому что у них нет начислений за стаж и т.п. Помимо зарплаты есть приятные плюсы, вроде свободного графика, не надо сидеть с 8 до 5, провел уроки и свободен. Два месяца отпуска - тоже неслабый бонус.
Отсутствие карьерного роста - эта причина уже посерьезней. Многие учителя как пришли после института в школу, так и остались рядовыми учителями до пенсии. Какая карьера может быть у учителя? Завуч. Если инициативен и повезет, то можно стать директором школы. Но, директора у школ меняются крайне редко. Единицы уходят в районо, гороно и министерство. Но в эти ведомства чаще попадают, минуя ступень школьного учителя. То есть получается, что у учителя почти нет перспективы карьерного роста, только рост в личном и профессиональном плане. Такая вот особенность профессии.
Так же проблема возникает и у преподавателей вузов. У них карьерный карьерная лестница тоже не очень длинна. Заведующий кафедрой, декан, ректор. Тоже далеко не все ими становятся. Но у преподавателей как-то больший простор для маневра и творчества. Одни преподают в 2-3 вузах, вторые помимо преподавания работают в других структурах, государственных и коммерческих. Даже в школе ведут уроки. Или посвящают себя науке.
У учителей как-то с маневром туго, большая их часть крепко привязана к родной школе, в лучшем случае берут репетиторство. И мало кто работает в двух школах сразу, не говоря уже о коммерческой организации. Почему так получается?
Быть учителем, как считают, не престижно. Престиж профессии долго и резко менялся. Престиж профессии во многом завязан на деньгах ну и романтике, культивируемой СМИ и произведениями искусства. С культивируемой романтикой как-то совсем туго в последние годы, так что деньги выходят на первый план.
Но престижно ли быть военным или врачом? Или милиционером? А может инженером? По-моему сейчас тоже не слишком. Престижность профессии военных и милиции поддерживается телесериалами и кино, медицина и так не страдает от желающих стать медиками. Уровень зарплат врача-терапевта в поликлинике не сильно отличается от учителя школы. Медицина, правда, все же более коммерческая отрасль, чем педагогика. Частных клиник больше, чем частных школ.
Непрестижность профессии - это причина, но она одинакова для парней и девушек и есть куча профессии таких же непрестижных. Поэтому, хотя это и влияет на выбор профессии юношей, но не в первую очередь.
Заниматься детьми - женское дело. Самая главная названая причина. Может, далеко не все это осознают, но где-то в подсознании сидит четкая ассоциация: женщина и ребенок, ребенок и женщина; воспитанием детей должны заниматься в первую очередь женщины. Возиться с детьми - это как не по-мужски. Учиться в педагогическом вузе - это одно, а быть «училкой» в школе совсем другое.
Заметьте, чем старше обучаемые, тем больший процент учителей мужчины. В детских садах мужчин-воспитателей нет вообще. В начальных классах их очень и очень мало. Далее их становится больше, учителя труда, физкультурники, ОБЖ. - обязательно мужчины, встречаются и в других науках. В педагогическом университете преподавателей-мужчин ничуть не меньше, чем женщин, в том числе и среди тех, кто ведет занятия исключительно по педагогике.
Хотя, так было не всегда. Учитель, Наставник в истории - это всегда мужчина. Еще в царской России большинство учителей было мужского пола. То есть традиция есть. Но в какое советское время женщины захватили большинство в школе? Может в послевоенные годы, когда мужчины-учителя и студенты педвузов ушли на войну и не вернулись?
Кто же он, мужчина в современной школе - неудачник, не сумевший освоить сугубо "мужскую" профессию или одинокий герой в женском коллективе, тянущий нелегкую лямку воспитания подрастающего поколения?
В школах нашей области сегодня среди педагогов 87 процентов женщин. Действительно, большинство педагогов - женщины. Так сложилось давно. И мы даже привыкли к тому, что это нормально. Женщина-педагог может дать многое: кроме знания предмета, научить состраданию, добру, терпению. Но ведь ребенка, особенно мальчика, надо еще учить быть мужественным, решительным, смелым, самостоятельным, а все эти качества по природе своей таковы, что должны воспитываться мужчиной. Дело в том, что учительнице-женщине, когда она приходит в школу, надо либо выковать авторитарный стиль общения, либо придется из школы уйти. Мужчина же сам по себе самодостаточен – у него нет комплекса слабости, поэтому он и не будет искусственно демонстрировать силу. Мужчина более демократичен вследствие этого. Ему проще решать вопросы дисциплины - класс чувствует силу. В то время как у учительницы общение с детьми поставлено "на голос". В итоге женщина - воспитатель волей-неволей будет требовать в первую очередь подчинения, покорности. В то время как мужчина, в силу своей демократичности, чаще позволит проявить, к примеру, инициативу, умение сориентироваться, принять решение - как раз те качества, которые, между прочим, и потребует от мальчиков жизнь.
Заметьте - учителей-мужчин больше в районных школах и меньше - в городах. Чтобы учитель-мужчина пришел в школу, надо прежде всего повысить социальный статус педагогов - нужна хорошая зарплата, жилье.
Исторические корни складывали разделение мужского и женского труда. Это наша традиция, наша история - вокруг шахт, предприятий росли поселки, города. Мужчины шли на шахты, предприятия. Куда идти работать женщине? Она шла в школу, в больницу. Мужчин в школе всегда было меньшинство. Хотя в последнее десятилетие стало еще меньше. Экономические условия не позволяют переломить ситуацию.
Почему мужчина-учитель нужен детям? Его отличают собранность, способность не отвлекаться от основных идей и целей, он более сдержан.
В педагогических коллективах, где работают мужчины, атмосфера доброжелательнее, реже разгораются там жалобы, размолвки. К сожалению, уже на выпуске прогнозируется ситуация - большинство наших студентов педвузов - девушки. А ведь юноши-старшеклассники тянутся к мужчинам . И если в школах работают одни женщины, это ущербно для воспитания парней. Тем более, если мать одна воспитывает сына, он выходит в жизнь, не видя перед собой так необходимого мужского примера. В области в каждой территории - лишь одно-два образовательных учреждения, где мужчин до пятидесяти процентов. Надо, чтобы таких школ было большинство.
2. От чего зависит престиж учителя
Престиж профессии учителя в современной непростой социально-экономической ситуации нельзя охарактеризовать одним словом - «низкий» или «высокий». Почему? Прежде чем ответить на этот вопрос, разберемся с понятием «престиж». В педагогическом лексиконе это понятие появилось сравнительно недавно. Что оно означает? В словаре читаем: «престиж (франц.) - обаяние, очарование – уважение, авторитет, привлекательность».
Проблемы престижа учительства глубоко изучила социолог Ф. Г. 3иятдинова. Она подчеркивает, что престиж - многостороннее явление:
- это сравнительная оценка обществом социальной значимости различных объектов;
- это функциональная важность профессии;
- это степень уважения, признания, которым пользуется конкретный человек как представитель той или иной профессии;
- это самоценное качество, предопределяющее выбор личностью той или иной профессии.
Анализируя эти определения, можно выделить основные показатели и характеристики престижа профессии учителя. Прежде всего, отметим, что престиж - это объективно-субъективнaя характеристика труда учителя. Престиж профессии учителя определяется как взаимодействие общественных оценок и субъективного мнения о профессии самих педагогов.
По уровню престижности учительская профессия не входит первую десятку престижных профессий. И это отметили ученики старших классов нашей школы (Приложение таблица №4). Сегодня профессия учителя - одна из самых массовых. Исследователями выявлено, что массовые профессии редко бывают престижными. Однако оценка социумом функциональной роли учителя довольно высока в большинстве стран мира. Как отмечалось ранее, мировое сообщество в документах международных форумов, конференций, в материалах ЮНЕСКО четко обозначает высокую роль и место учительства в развитии интеллектуального потенциала общества ХХI в., его конкурентоспособности в формировании личности, в освоении развитии культуры, во взаимодействии между людьми во взаимодействии человека с окружающей средой.
Общественной мерой признания престижности профессии выступает материальное вознаграждение труда.
Однако в ситуации социальных перемен в российском обществе учитель не удовлетворен социальным престижем. На государственном уровне труд учителя сегодня оценивается низко. Это выражается, прежде всего, в заработной плате, не соответствующей сложному характеру труда педагогов. Намечается, но медленно проявляется тенденция к улучшению положения дел в сфере образования. Кроме повышения оплаты труда учителям, как и всем бюджетникам, более половины субъектов Российской Федерации ввели собственные надбавки к заработной плате работникам образования. Администрации регионов, городов стремятся материально улучшить жизнь учителя.
Исследования показывают, что с учетом реалий жизни благосостояние учителя и связанный с ним престиж профессии изменяются в положительную сторону, но крайне медленно. Общество остается в неоплатном долгу перед учителями за их подвижнический труд, за их социальное терпение, высокую гражданскую ответственность.
Известный социолог Ф. Р. Филиппов отмечает, что престиж учителя не может быть обеспечен одним его общественным положением.
В обществе престиж учителя невысок, но он компенсируется признанием детей, уважением родителей, положительной оценкой коллег и самооценкой профессиональной деятельности.
Важно обратить внимание на отношение самого учительства, к труду, установки самих учителей, их оценку своей профессии.
Престиж профессии в сознании педагогов выше, чем в обществе. Престиж - это духовная категория, она возвышает учителя в его собственных глазах. Учитель не теряет кительного отношения к своей профессии, к своей деятельности. Более того, как отмечает бывший учитель русского языка и литературы, а ныне известный социолог Ф.Г.3иятдинова, престиж выполняет функцию регулятора поведения личности, стимулятора активной деятельности человека, направлен на самоутверждение, реализацию творческих способностей, завоевание признания окружающих.
На удовлетворенность профессией, на профессиональное чувствие учителей положительное влияние оказывают элементы демократизации, уменьшение жесткой регламентации школьной жизни, возможность реализации творческого потенциала учителя.
Анализируя свой труд, отношение к своей профессии учителя демонстрируют довольно высокий уровень удовлетворенности разными аспектами свой деятельности, за исключением заработной платы. Привлекательность педагогического труда лежит, прежде всего, в сфере духовной и нравственной, связанной с пониманием учителями своей миссии в обществе, с возможностью творческого самовыражения в работе. Удовлетворенность своей профессией складывается, из удовлетворения собой как педагогом и межличностным отношениями в коллективе образовательного учреждения.
Удовлетворение от работы, как отмечают ученые, в большей степени способствует долголетию. Заметим, что, по статистике, учителя живут дольше представителей других трудных профессий.
Личностная сторона профессии учителя соединяется подвижничеством. Об этом пишут педагоги Татьяна Ивановна и Иван Федорович Гончаровы в книге «Когда учитель - властитель дум». Учитель-подвижник, творчески относящийся к работе, одержим ею. Это сердечный, добрый человек, любящий детей, школу до самопожертвования. Для такого человека работа с детьми не служба, а служение, приносящее удовлетворение, радость. Учительница-подвижница говорит о себе: «На работе нечеловеческое напряжение, но странно - чувствую себя превосходно. Вроде адский труд, а мне легко и хорошо. Покидаю школу - и чахну».
Многие учителя-подвижники на вопрос: «Каким словом, вы определили бы свою работу?» отвечают: счастье, радость, наслаждение, любовь.
С одной стороны, учитель - «мученик» своей профессии, другой стороны, он легко отдается своему призванию. Здесь нет противоречия. Трудности не тягость, не насилие ад собой, а естественный образ жизни. Об этом же пишет и известный педагог-новатор Е. Н. Ильин в книге «Путь к ученику»: «Благодарю судьбу, что в минуты смятения, измотанности не изменил ребятам, не ушел от них. Да, я радуюсь каникулам, отпуску, выходным дням как отдохновению от ребят, но точно беды боюсь «заслуженного» отдыха от них».
Таких учителей по-доброму называют «школоманы».
Показателем престижа является мнение коллег о достоинствах и недостатках учителя, его авторитет в глазах учеников, родителей.
В среде учащихся – свои критерии престижности учителя. Уважением и признанием пользуется учитель-профессионал, Человек с большой буквы, «тот, с которым интересно и приятно общаться, мастер своего дела», кто «умеет учить, разделить радости и печали».
Престиж учителя, по мнению родителей, определяется мастерством, человеческими качествами, стилем общения и результатами образованности учащихся.
Для учителя важно признание не только в своем ученическом коллективе. Важно взаимосочетание общественных оценок, внимания государства и личного мнения педагога.
Престиж профессии учителя во многом обусловлен престижем образования в обществе. Потребность в образования в знаниях как ценности приобретает в условиях социально- экономического развития страны новый смысл, а в связи с этим, мы убеждены, постепенно будет возрастать и престиж профессии учителя.
3. Педагогические ВУЗы в современной России
Почему молодые не идут в учителя уже было обсуждено выше. По опросу среди учащихся старших классов не так уж и много людей хотели бы реально посвятить свою жизнь детям (приложение таблица №5). И причины давно понятны: нет перспективы, не интересная работа, тяжелая профессия, заработная плата не удовлетворяет, изнурительная работа, и т.д. Но не смотря на это, и учителя, и учащиеся хотели бы видеть в школе молодых специалистов. Средний возраст учителей нашей школы – 43,3. Почему же хотят видеть молодых в образе учителей? Причины очень просты:
- Молодые учителя гораздо быстрее смогут найти общий язык с учениками на основе взаимопонимания и общих интересов;
- У них большой энтузиазм и «более свежие знания»;
- Есть мнение, что молодое поколение гораздо активнее, нежели учителя «в возрасте», энергичнее, добрее.
Не смотря на такую сложную ситуацию, есть у нас в стране Педагогические университеты, лучшие из лучших, которые на количество абитуриентов не жалуются. Для тех, кто решит связать свою жизнь с воспитанием подрастающего поколения, эта информация будет как нельзя кстати.
Уральский государственный педагогический университет входит в лидирующую группу педагогических вузов России, является ведущим педагогическим вузом Уральского региона, центром науки, образования и культуры. В УрГПУ ведутся фундаментальные и прикладные исследования по широкому спектру психолого-педагогических, гуманитарных, естественнонаучных направлений. Сегодня УрГПУ ведет многоплановое научное и учебно-методическое сотрудничество по организации академических обменов, проведению совместных научных исследований и публикации их результатов, обмену опытом в организации учебного процесса, написанию и изданию учебных пособий, организации и участию в международных конференциях, семинарах, выставках.
Образовательный процесс, научно-исследовательская и инновационная деятельность, воспитательная работа в Уральском государственном педагогическом университете обеспечиваются коллективом высококвалифицированных преподавателей. В университете работают свыше 100 докторов наук и профессоров, около 500 кандидатов наук и доцентов, многие из них являются действительными членами и членами-корреспондентами государственных и общественных академий наук.
В Уральском государственном педагогическом университете ведется обучение на всех ступенях высшего профессионального образования (бакалавриат, специалитет), послевузовского профессионального (магистратура, аспирантура, докторантура) и дополнительного образования.
Обучение в УрГПУ – это возможность получить высшее образование в одном из старейших государственных вузов Урала. Уральский государственный педагогический университет дает современное педагогическое и гуманитарное образование.
За свою многолетнюю историю УрГПУ подготовил свыше 100 тысяч специалистов высшей квалификации. В числе его выпускников и сегодняшних студентов ― герои России, победители ежегодных российских и региональных конкурсов «Учитель года», общественные деятели, мастера спорта международного класса, заслуженные мастера спорта, чемпионы мира и Европы, Олимпийских игр, солисты ведущих театров России, руководители и активные деятели общественных организаций и объединений.
Указом Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Московский педагогический государственный университет включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Пройдя фундаментальную профессиональную подготовку в МПГУ, студент становится высококвалифицированным специалистом системы педагогического образования. Широкий профиль подготовки, приобретенные практические навыки позволяют ему постоянно совершенствоваться в процессе трудовой деятельности и осваивать дополнительные специальности.
Сегодня МПГУ – уникальный учебно-научный и культурный комплекс. На протяжении последних лет МПГУ занимает первое место в официальном рейтинге Министерства образования и науки РФ среди педагогических и лингвистических вузов. Университет стал первым и единственным педагогическим вузом России, аккредитованным как научная организация наряду с такими вузами как МЭИ, МИФИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана.
В 2007 году университет стал победителем конкурса среди вузов, внедряющих инновационные образовательные программы, подтвердив свое лидерство в системе высшей школы страны.
Уфимский БГПУ - ведущий педвуз России. Сегодня БГПУ входит в двадцатку ведущих педагогических вузов России. Признанием заслуг университета в подготовке национальных кадров явилось присвоение вузу в 2006 году имени поэта-просветителя ХIХ века Мифтахетдина Акмуллы, а в 2008 году – открытие памятника Акмулле.
В современную инфраструктуру научно-образовательной деятельности университета входят 29 лабораторий, ресурсный центр информационных образовательных технологий, центр трансфера инновационных проектов, сеть студенческих учебных фирм, управление научно-исследовательской инновационной деятельностью, издательско-полиграфический комплекс «Вагант», редакция научного журнала «Педагогический журнал Башкортостана».
В настоящее время в трех институтах (педагогики, профессионального образования и информационных технологий, исторического и правового образования) и на девяти факультетах (физико-математический, художественно-графический, естественно-географический, психологии, социально-гуманитарный, иностранных языков, филологический, башкирской филологии, физической культуры) по очной и заочной формам обучения учится более 13 тысяч студентов. Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки БГПУ оказывает образовательные услуги по 75 программам дополнительного образования.
3. Заключение
2010 год, как известно, объявлен годом учителя.
Почему-то создается впечатление, что дети, учащиеся в школах, потеряли уважение к учителям. Пререкания, споры, - современным ученикам всегда есть, что ответить. Куда потерялась та нить уважения к учителю, как к старшему другу? Полвека назад такое отношение к преподавателю было бы просто недопустимым. Пререкаться с учителем, обсуждать его действия, даже за глаза – было табу. А сейчас? Уважение, действительно уважение, почтение к возрасту, знаниям взрослого человека и опыту, уважение к его нелегкому ремеслу – сейчас это редкость. Безусловно, дети сейчас стали жестокими, и они зачастую рассматривают отношения с учителем, как неформальные, а самого учителя – как знакомого или друга. А значит, допускают непозволительные вольности в адрес педагога, забывая, что перед ними не одноклассник, который может подложить тебе кнопку на стул, а взрослый человек, у которого тоже есть свои мысли и чувства. И все же дело касается не только учеников, хотя, конечно, от них исходит основной поток эмоций.
Сейчас большинство студентов педагогических ВУЗов учатся там только потому, что им необходимо получить высшее образование. А там, как говорится, был бы диплом – устроиться где-нибудь да смогут. Идти работать в школу мало кто из них горит желанием - когда они проходят практику, наглатываются этого общения с детьми донельзя. И тут задумываешься: наверное, нужен какой-то особенный дар, желание работать с детьми, призвание, чтобы работать в школе. Действительно, не всем это дано, и не все могут выдерживать такие нагрузки – умственные и эмоциальные. Школа – это ведь вечный шум и гам, (по крайней мере, на переменах). Тут будут уместны строчки А. Блока: «…И вечный бой! Покой нам только снится…». Нужно постоянно разъяснять детям то, что ты уже знаешь так же хорошо, как русский алфавит. И «мастерить светлые головы», выискивая и развивая в них их таланты и склонности.
Почему бы детям иногда не задуматься обо всем этом? Не поставить себя на место учителя? Ведь многие воспринимают ежедневные походы в школу как ненужную им «обязаловку», как зря отнятое время. Для многих школа сейчас – это место общения со сверстниками и друзьями, а далеко не «храм науки», где можно и нужно получать знания. Иногда, даже просто хорошо выученное домашнее задание, подготовленный к уроку и активный в работе с учителем класс, может обеспечить ему хорошее настроение и удовлетворение от своей работы на весь день. А какая отдача может быть от учителя, если дети игнорируют его предмет, не хотят прилагать никаких усилий, чтобы получать удовлетворительные оценки? К сожалению, если судить по опыту, настоящее понимание того, насколько тяжела работа учителя и насколько она изматывает, понимаешь только в старшем звене, в лучшем случае в десятом классе. И уже невольно сам начинаешь раздражаться неуважению и грубости одноклассников. Иногда просто хочется попросить всех помолчать и дать учителю отдохнуть, как в фильме «Большая перемена»: «Дайте Нестору Петровичу поспать, он уже измучился, еще молодой совсем». И только в более взрослом возрасте понимаешь, глядя на усталые глаза учителя, как ему необходимо внимание и отдача от учеников, как ему важно видеть их «горящие глаза».
Тут, конечно, многое зависит и от самого учителя. Таких педагогов, которые целиком и полностью отдают себя своему нелегкому ремеслу – один на миллион. И если кому-то все-таки повезло с таким педагогом, то нужно уважать его и беречь, а не бунтовать по поводу того, что «много задают» и «дают большую нагрузку». От большого домашнего задания еще никому хуже не было, только знаний будет больше. От хорошего педагога можно узнать действительно очень многое, а если учитель сам по себе замечательный человек, то к нему будет просто приятно ходить на уроки. Это действительно так.
Все же хочется пожелать терпения учителям, которые видят смысл жизни в своей профессии – таких сейчас действительно мало. А ученикам полезно бы было иногда задуматься над тем, чего стоит учителям их каждодневный труд и иногда ставить себя на их место – это, кстати, полезно и во многих других ситуациях. Чтобы понять человека и помочь ему, нужно, прежде всего, поставить себя на его место – может быть тогда удастся избежать ошибок и обид.
Хотелось бы закончить свою работу словами известного писателя и бизнесмена
Элберта Хаббарда (1859—1915 гг.): «Цель обучения – научить обходиться без учителя».
5. Приложения
Тип профессии по предмету труда. | Гностические (распознать, определить). | Преобразующие (обработать, обслужить). | Изыскательские (изобрести, придумать). |
Человек - природа. | Ботаник | Ветеринар. | Биоинженер. |
Человек - техника. | Наладчик станков с ЧПУ. | Водитель, слесарь. | Изобретатель, Инженер. |
Человек - знаковая система. | Графолог. | Архивариус, библиотекарь. | Программист. |
Человек -художественный образ. | Литературный критик. | Актёр. | Художник, дизайнер. |
Человек - человек. | Психолог. | Учитель, врач. | Режиссёр. |
Таблица №1
Склонности и предпочтения: | Выраженные способности: |
|
|
Таблица №2
Таблица №3
Таблица №4
Таблица №5
Что общего у травы и собаки?
Позвольте, я вам помогу
Рисуем "Осенний дождь"
Компас своими руками
Воздух - музыкант