Современная система преподавания литературы и русского языка характеризуется многовариантностью и разнообразием. Это потребовало разработки новых подходов к определению содержания образования по предметам филологического цикла вообще и по литературе в частности. Современная система преподавания литературы и русского языка характеризуется многовариантностью и разнообразием. Это потребовало разработки новых подходов к определению содержания образования по предметам филологического цикла вообще и по литературе в частности.
Вложение | Размер |
---|---|
nikonenko_m.doc | 31.25 КБ |
студентка 4 курса ГБОУ СПО «Валуйский колледж»
М.С. Никоненко,
преподаватель ГБОУ СПО «Валуйский колледж», магистр педагогики О.А. Федорова
Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы
Современная система преподавания литературы и русского языка характеризуется многовариантностью и разнообразием. Это потребовало разработки новых подходов к определению содержания образования по предметам филологического цикла вообще и по литературе в частности. В настоящее время существует несколько концепций преподавания русского языка и литературы в школе: этическое, идеологическое, эстетическое и этико-эстетическое направления. Нередко встречается разумное взаимодействие позиций. Но волнует опасность отчуждения молодежи от художественных достижений, потеря интереса к сознательному чтению.
Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Мы считаем, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности? И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
Что же такое «инновационное обучение» и в чём его особенности?
Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.
Актуальность инновационного обучения состоит в следующем: соответствие концепции гуманизации образования; преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания; использование личностно ориентированного обучения; поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика; соответствие социокультурной потребности современного общества самостоятельной творческой деятельности.
Основными целями инновационного обучения являются:
- развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;
- формирование личностных качеств учащихся;
- выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
- развитие различных типов мышления;
- формирование качественных знаний, умений и навыков.
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии: развивающее обучение; проблемное обучение; развитие критического мышления; создание ситуации успеха на уроке; дифференцированный подход к обучению.
Основными принципами инновационного обучения являются: креативность (ориентация на творчество), усвоение знаний в системе, нетрадиционные формы уроков,
использование наглядности.
А теперь мы хотим перейти от общих методических принципов инновационного обучения к методам. При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются такие методы, как ассоциативный ряд; опорный конспект; ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления); мозговая атака; групповая дискуссия; чтение с остановками и Вопросы Блума; кластеры; синквейн; «Продвинутая лекция»; эссе; ключевые термины;
перепутанные логические цепочки; медиапроекты; дидактическая игра; лингвистические карты; лингвистическая аллюзия (намек); исследование текста; работа с тестами; нетрадиционные формы домашнего задания.
На уроках русского языка и литературы опытные педагоги чаще всего использую технологии проблемного обучения и развития критического мышления.
Успешными являются многие приёмы, но мне и детям больше нравятся следующие:
1. «Погружение» предлагает длительное занятие одним словесно-знаковым предметом, при котором уроки «основного» предмета перемежаются уроками образно-эмоциональной сферы, а сами «погружения» повторяются через определенные промежутки времени. Предполагается, что такое построение учебного процесса будет способствовать более глубокому и основательному усвоению знаний.
2. Урок - дискуссия включает в себя постановку проблемы, индивидуальную работу с текстом, коллективное обсуждение версий, выбор или составление единой общей версии, формы её подачи - устный ответ, график, инсценировка, опорный конспект.
3. Очень эффективен урок - игра. Особенно нужно выделить литературно-ролевую игру, когда каждая группа представляет одного или более литературных персонажей. Так, первый урок по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» можно назвать «Знакомьтесь, господа!». Герои, которых будут представлять ребята, рассказывают о своем прошлом, обмениваются первыми впечатлениями друг о друге.
Основные задачи дискуссии:
- обмен первичной информацией;
- выявление противоречий;
- переосмысления полученных сведений;
- сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями.
4.Использование проектных технологий
Проектные технологии позволяют решать задачи формирования интеллектуальных умений и творческого развития детей. Проект является действенным средством вовлечения в урочную и внеклассную работу большинства учащихся, так как работа над проектом предполагает развитие у школьников интереса к самостоятельному изучению произведения путем чтения критической, научно-популярной литературы, работы со словарями, справочниками, участия в работе факультативов, лингвистических кружков, клубов.
Работа по использованию инновационных методов обучения в преподавании русского языка и литературы продолжится и в дальнейшем, давая возможность использовать новые методологические приемы изучения русского языка и литературы не только в России, но и за её пределами.
Почему Уран и Нептун разного цвета
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Рисуем пшеничное поле гуашью
Снежная книга
Упрямый зяблик