Презентация научно-исследовательской работы
Вложение | Размер |
---|---|
Статистический анализ стихов Фазыла Шаеха, посвящённых нравственности | 164.5 КБ |
Научно-исследовательская работа | 377.5 КБ |
Слайд 1
Научно-исследовательская работа на тему Статистический анализ стихов Фазыла Шаеха, посвящённых нравственности Выполнил ученик 9б класса МБОУ «Гимназия №1» Елабужского муниципального района Шафиков ИльнарСлайд 2
Одна из основных задач статистики – надлежащая обработка информации. Конечно, у статистики есть много других задач: -получение и хранение информации, -выработка различных прогнозов, -оценка их достоверности и т.д. Ни одна из этих целей недостижима без обработки данных.
Слайд 3
Статистические исследования над большим количеством литературных текстов показали, что частоты появления той или иной буквы (или пробела между словами) стремятся при увеличении объёма текста к некоторым определённым константам. Таблицы, в которых собраны буквы того или иного языка и соответствующие константы, называют частотными таблицами языка .
Слайд 4
Таблица частот для букв русского алфавита и пробелов
Слайд 5
Частотная таблица букв татарского языка.
Слайд 6
Диаграмма частоты букв татарского языка
Слайд 7
У каждого автора есть своя частотная таблица использования букв, слов, специфических литературных оборотов и т.п. По этой частотной таблице можно определить автора примерно так же точно, как и по отпечаткам пальцев.
Слайд 8
Фазыл Шаех Судьба поэта своеобразна: на своём пути он встречал много преград, но не сдался, не пал духом. Поражает стойкость его характера, неисчерпаемая любовь к жизни. Яркость и выпуклость образов, оригинальность сравнений позволяют читателю буквально с первых строк попасть в очарование поэта. … Мне завещала мать чистосердечность С родным моим татарским языком, Где в каждом слове - нежность, человечность И аромат, и вкус, и милый дом… (перевод Рифката Гардиева)
Слайд 9
Стихи Фазыла Шаеха имеют широкий диапазон. Поражает обилие оптимистических стихов, в которых воспевается весна, любовь, доброта. Поэт не остаётся в стороне от проблем, волнующих каждого. Именно поэтому его лирика носит глубоко нравственный характер. … Я и к людям, и к солнцу Отчизны Уваженье сумел сохранить. Я хочу, чтоб вела нас по жизни Совесть, как путеводная нить… … Пусть паденья, тычки, неудачи - Не беру во внимание их. Не считаю себя я незрячим, Чист и радостен каждый мой миг!...
Слайд 10
В стихотворении «Кызыл м өхәррир » (Красный редактор) поэт пишет, что каждая строчка стихов ему дорога, 10 стихов – это как 10 его детей. « Шигыремне җете кызылларга Тапшырырга үтә шомланам. Һәрбер юлы аның миңа газиз. Ун шигырем, димәк, ун балам” Мы взяли 10 стихов Фазыла Шаеха, посвящённых нравственности, и попробовали составить статистическую частотную таблицу использования букв, слов.
Слайд 11
Список исследованных стихов Исемн әрем турында Киңәш Аек иптәшкә киңәш Өйрәткәннәр иде Яхшы кеше Үзеңнән зур Кое хуҗасына Яхшылык, яманлык хисаплары Сагыну Кызыл м өхәррир
Слайд 12
Исемн әрем турында Әүвәл безнең якта этләргә дә 5, 6, 4, 7, 2 Матур исем куша белгәннәр. 5, 4, 4, 9 Шуңа этләр, чын этләрчә яшәп, 4, 5, 3, 7, 4 Гомер буе рәхәт күргәннәр. 5, 3, 5, 9 Ләкин күпләр адәм затына да 5, 6, 4, 6, 2 Ягымлы төс таба алмаган. 6, 3, 4, 7 Бәби туйларында аяк терәп, 4, 10, 3, 5 Кешегә ят исем сайлаган. 6, 2, 4, 8 Миңа да бит, татар була торып, 4, 2, 3, 5, 4, 5 Фердинант дип исем кушканнар. 9, 3, 4, 9 Биегәндер шунда куштаннар – 9, 5, 9 Җилфердәгән чалбар-ыштаннар... 11-5, 8 Сабый чакларымнан бу исемгә 5, 11, 2, 6 Дуслар аптырашып йөрделәр. 6, 9, 8 Ә малайлар урамнарда миннән 1, 8, 9, 6 “ Немец танкысы” дип көлделәр. 5, 7, 3, 8
Слайд 13
Адым саен исем бозганнарга 4, 4, 4, 11 Әрнесәм дә, түздем, дәшмәдем. 7, 2, 6, 8 Шуңа нурлы, милли яңгырашка 4, 5, 5, 9 Ихлас хыялланып яшәдем. 5, 9, 6 Үз кояшы, йолдызлары балкый 2, 5, 10, 6 Күңелендә горур милләтнең. 9, 5, 9 Ят исемне бүген яндырырга 2, 6, 5, 9 Йөрәгемә учак дөрләттем. 8, 4, 9 Яңа исем алдым мин үземә, 3, 4, 5, 3, 5 Исемнең дә тиңсез асылын – 7, 2, 6, 6 Халкым күңелендә челтрәп аккан 6, 9, 7, 5 “ Фазыл чишмәсенең” Фазылын. 5, 10, 7 Күз алдымда кара төн булса да, 3, 7, 4, 3, 5, 2 Күңлем белән якты, көләч мин. 6, 5, 4, 5, 3 Дөнья ямен яклап фазылларча 5, 4, 5, 10 Халкым белән бергә көрәшим! 6, 5, 5, 7
Слайд 14
Измерили длины слов(количество букв) в приведённом стихотворении. Справа от текста вместо слов построчно записаны их длины. После подсчёта составляем таблицу. В отличие от А.С. Пушкина, Фазыл Шаех больше употребил пятибуквенные слова.
Слайд 16
В диаграмме отмечаны буквы с наиболеей частотой, то есть Фазыл Шаех больше использовал слова с буквами “ә”, “е”, “к”, “н”, “р”, “т”, “ш”, “ы”, меньше “б”, “в”, “д”, “й”, “о”, “ө”, “у”, “һ”, “ь”, “ю” по сравнению с частотной таблицей татарского языка.
Слайд 17
Использованная литература Мордкович А.Г., Семёнов П.В. События. Вероятности. Статистическая обработка данных. 7-9 классы. М., «Мнемозина», 2008 Ш ә ех Ф.Г., Көзге күкрәү. Казан: Татарстан китап нәшрияты, 1993 Шәех Ф.Г., Туган якның бер талы. Казан: Татарстан китап нәшрияты, 2007 http://gragal.ru/uploads/books/R.Gardiev_Lyudyam_schaste_hochu_prinosit.pdf (Гардиев Рифкат, Людям счастье хочу приносить. Стихотворения, сонеты, переводы. Казань, 2008)
Слайд 18
Спасибо за внимание! Выполнил ученик 9б класса Шафиков Ильнар Руководитель: учитель математики Гильмутдинова И.М.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1» Елабужского муниципального района
Республики Татарстан
Научно-исследовательская работа на тему Статистический анализ стихов Фазыла Шаеха, посвящённых нравственности
Написал ученик 9б класса
Шафиков Ильнар
Руководитель: учитель
математики Гильмутдинова И.М.
Елабуга, 2012
Одна из основных задач статистики – надлежащая обработка информации. Конечно, у статистики есть много других задач: получение и хранение информации, выработка различных прогнозов, оценка их достоверности и т.д. Ни одна из этих целей недостижима без обработки данных.
Статистические исследования над большим количеством литературных текстов показали, что частоты появления той или иной буквы (или пробела между словами) стремятся при увеличении объёма текста к некоторым определённым константам. Таблицы, в которых собраны буквы того или иного языка и соответствующие константы, называют частотными таблицами языка. Приведём таблицу частот для букв русского алфавита и пробелов.
Это значит, что из 1000 случайно выбранных в тексте букв и пробелов буква « о » будет, в среднем, встречаться 90 раз, пробел 175 раз и т.д.
Мы взяли 12 различных текстов на татарском языке, состоящих из 100 символов, и составили частотную таблицу татарского языка. Выяснилось, что очень часто используются букы «а », «ә», «е », «к», «л», «н», «р», «ы», редко – «ж», «ф», «ц», «щ», «ъ». |
Частотная таблица букв татарского языка.
Буква | Частота | Относительная частота | Буква | Частота | Относит. частота | Буква | Частота | Относит. частота |
а | 106 | 0,088 | к | 49 | 0,041 | ф | 2 | 0,002 |
ә | 54 | 0,045 | л | 63 | 0,053 | х | 10 | 0,008 |
б | 46 | 0,038 | м | 36 | 0,03 | һ | 9 | 0,008 |
в | 20 | 0,017 | н | 58 | 0,048 | ц | 2 | 0,002 |
г | 31 | 0,026 | ң | 17 | 0,014 | ч | 15 | 0,013 |
д | 39 | 0,033 | о | 18 | 0,015 | ш | 22 | 0,018 |
е | 66 | 0,055 | ө | 20 | 0,017 | щ | 0 | 0 |
ё | 1 | 0,001 | п | 22 | 0,018 | ъ | 1 | 0,001 |
ж | 1 | 0,001 | р | 54 | 0,045 | ы | 47 | 0,039 |
җ | 12 | 0,01 | с | 31 | 0,026 | ь | 12 | 0,01 |
з | 19 | 0,016 | т | 41 | 0,034 | э | 5 | 0,004 |
и | 36 | 0,03 | у | 27 | 0,023 | ю | 5 | 0,004 |
й | 18 | 0,015 | ү | 17 | 0,014 | я | 17 | 0,014 |
Пробел 151 раз, относительная частота – 0,126, то есть 12,6%. По этой таблице мы видим, что 13 слов – это приблизительно 100 символов, вкючают в себя приблизительно 9 букв “а”, 4 буквы “ы”, 3 буквы “и”, 5 букв “ә” и т.д.
В 100 символах русского языка буква “о” встречается 9 раз, а в татарских лишь 1или 2 раза, в русском языке буква “а” встречается 6 раз, а в татарском языке 9 раз, пробел 17 раз в русском языке, а в татарском – 13 раз ( это показывает, что слова в русском языке короче, чем в татарском).
Более того, выясняется, что у каждого автора есть своя частотная таблица использования букв, слов, специфических литературных оборотов и т.п. По этой частотной таблице можно определить автора примерно так же точно, как и по отпечаткам пальцев.
Приведём 2 примера из нашей недавней истории. До сегодняшнего дня не утихают споры об авторстве «Тихого Дона». Довольно многие считают, что в 23 года М.А. Шолохов такую глубокую и поистине великую книгу написать просто не мог. Особенно жаркими были споры в момент присуждения М.А. Шолохову Нобелевской премии в области литературы ( 1965г.). Статистический анализ романа и сличение его с текстами, в авторстве М.А. Шолохова которых не было сомнений, подтвердил всё же гипотезу о М.А. Шолохове, как об истинном авторе «Тихого Дона».
Вторая история носит более политический характер. В середине 60-х годов в одной из стран Западной Европы были опубликованы «очерняющие прогрессивный характер социалистической системы» литературные произведения. Автором был А. Терц и, вне всякого сомнения, это был псевдоним. В соответствующих органах был проведён сравнительный анализ опубликованных «вредительских» текстов и результаты были сличены с произведениями ряда возможных кандидатов в авторы. Ответ оказался однозначным: настоящим автором был литературовед Андрей Донатович Синявский. Он, в общем-то, не отпирался и на суде в 1967 году, получил 5 лет тюрьмы и 7 лет ссылки. Вот такая вот теория вероятностей и математическая статистика.
Измерили длины слов(количество букв) в приведённом ниже отрывке из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник».
«… Ужасен он в окрестной мгле! 6, 2, 1, 9, 4
Какая дума на челе! 5, 4, 2, 4
Какая сила в нём сокрыта, 5, 4, 1, 3, 7
А в сем коне какой огонь! 1, 1, 3, 4, 5, 5
Куда ты скачешь, гордый конь, 4, 2, 7, 6, 4
И где опустишь ты копыта?...» 1, 3, 8, 2, 6
Справа от текста вместо слов построчно записаны их длины. После подсчёта составляем таблицу.
Длина слова | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Всего 9 вариант |
Кратность | 5 | 4 | 3 | 7 | 4 | 3 | 2 | 1 | 1 | Сумма=30 |
По этой таблице видно, что наиболее используются слова с четырьмя буквами.
При анализе частотных таблиц русского и татарского языков мы выяснили, что слова в татарском языке длиннее. Проверим это в сравнении стихов А.С. Пушкина и татарского Елабужского поэта Фазыла Шаеха.
Судьба поэта своеобразна: на своём пути он встречал много преград, но не сдался, не пал духом. Поражает стойкость его характера, неисчерпаемая любовь к жизни. Яркость и выпуклость образов, оригинальность сравнений позволяют читателю буквально с первых строк попасть в очарование поэта. Стихи Фазыла Шаеха имеют широкий диапазон. Поражает обилие оптимистических стихов, в
которых воспевается весна, любовь, доброта. Поэт не остаётся в стороне от
проблем, волнующих каждого. Именно поэтому его лирика носит глубоко
нравственный характер. Стихи о родном крае, о матери, о военном детстве
поражают своей искренностью и глубиной. Приведём в пример несколько отрывков в переводе Рифката Гардиева.
…Мне завещала мать чистосердечность
С родным моим татарским языком,
Где в каждом слове - нежность, человечность
И аромат, и вкус, и милый дом…
…И словами, и работой
Мне бы землю прославлять!
Мне бы тоже для кого-то
Ярким солнцем засиять!...
…Я и к людям, и к солнцу Отчизны Уваженье сумел сохранить. Я хочу, чтоб вела нас по жизни Совесть, как путеводная нить. | Девять спутников есть у Светила, И Земле не уйти от Луны. Как души совершенства мерило, Честь и совесть нам свыше даны… |
…И безысходность давит мне на сердце
Тяжёлым камнем, не даёт дышать.
Где подлость, там измены, войны, зверства.
Как равнодушно это наблюдать?...
…Пусть паденья, тычки, неудачи -
Не беру во внимание их.
Не считаю себя я незрячим,
Чист и радостен каждый мой миг!...
Фазыл Шаех родился и вырос в деревне Старый Кызыл Яр Агрызского района Татарской АССР, в 1954 году окончил среднюю школу в селе Иж Бубый, затем в течение 5 лет обучался в Казанском сельскохозяй-ственном институте. Ему довелось поработать на руководящих должностях в сельскохозяйственном управлении, профессионально-техническом училище, арматурном заводе. Но неожиданной и жестокой преградой на его жизненном пути встала коварная болезнь. Казалось бы, грипп: кто из нас хотя бы раз в году не заболевает им? Но для Фазыла Шаеха именно эта болезнь стала роковой: осложнение после гриппа привело к полной потере зрения! |
Однако несчастье не смогло сломить его волю к жизни. Весь свой талант, заложенный в нём духовный потенциал он отдал творчеству. Слепота не отбросила его на обочину жизни: многие годы он работал на Елабужском учебно-производственном предприятии ВОС, был председателем местной организации ВОС. 19 марта 2012 года члену Союза писателей Татарстана, поэту Фазылу Шаеху исполнилось бы 76 лет.
В стихотворении «Кызыл мөхәррир» (Красный редактор) поэт пишет, что каждая строчка стихов ему дорога, 10 стихов – это как 10 его детей. Мы взяли 10 стихов Фазыла Шаеха, посвящённых нравственности, и попробовали составить статистическую частотную таблицу использования букв, слов.
В качестве примера приведём работу над одним стихотворением. Остальные стихотворения обрабатывались так же. Потом составим общую таблицу частот букв, слов.
Исемнәрем турында
Әүвәл безнең якта этләргә дә 5, 6, 4, 7, 2
Матур исем куша белгәннәр. 5, 4, 4, 9
Шуңа этләр, чын этләрчә яшәп, 4, 5, 3, 7, 4
Гомер буе рәхәт күргәннәр. 5, 3, 5, 9
Ләкин күпләр адәм затына да 5, 6, 4, 6, 2
Ягымлы төс таба алмаган. 6, 3, 4, 7
Бәби туйларында аяк терәп, 4, 10, 3, 5
Кешегә ят исем сайлаган. 6, 2, 4, 8
Миңа да бит, татар була торып, 4, 2, 3, 5, 4, 5
Фердинант дип исем кушканнар. 9, 3, 4, 9
Биегәндер шунда куштаннар – 9, 5, 9
Җилфердәгән чалбар-ыштаннар... 11-5, 8
Сабый чакларымнан бу исемгә 5, 11, 2, 6
Дуслар аптырашып йөрделәр. 6, 9, 8
Ә малайлар урамнарда миннән 1, 8, 9, 6
“Немец танкысы” дип көлделәр. 5, 7, 3, 8
Адым саен исем бозганнарга 4, 4, 4, 11
Әрнесәм дә, түздем, дәшмәдем. 7, 2, 6, 8
Шуңа нурлы, милли яңгырашка 4, 5, 5, 9
Ихлас хыялланып яшәдем. 5, 9, 6
Үз кояшы, йолдызлары балкый 2, 5, 10, 6
Күңелендә горур милләтнең. 9, 5, 9
Ят исемне бүген яндырырга 2, 6, 5, 9
Йөрәгемә учак дөрләттем. 8, 4, 9
Яңа исем алдым мин үземә, 3, 4, 5, 3, 5
Исемнең дә тиңсез асылын – 7, 2, 6, 6
Халкым күңелендә челтрәп аккан 6, 9, 7, 5
“Фазыл чишмәсенең” Фазылын. 5, 10, 7
Күз алдымда кара төн булса да, 3, 7, 4, 3, 5, 2
Күңлем белән якты, көләч мин. 6, 5, 4, 5, 3
Дөнья ямен яклап фазылларча 5, 4, 5, 10
Халкым белән бергә көрәшим! 6, 5, 5, 7
Длина слова | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | Всего 11 вариант |
Кратность | 1 | 9 | 12 | 21 | 30 | 16 | 9 | 4 | 14 | 4 | 3 | Сумма=123 Пробел 122 |
Всего | 1 | 18 | 36 | 84 | 150 | 96 | 63 | 32 | 126 | 40 | 33 | 801 символ |
В отличие от А.С. Пушкина, Фазыл Шаех больше употребил пятибуквенные слова.
Буква | Частота | Относительная частота | Буква | Частота | Относит. частота | Буква | Частота | Относит. частота |
а | 80 | 0,1 | к | 30 | 0,037 | ф | 5 | 0,006 |
ә | 44 | 0,055 | л | 48 | 0,06 | х | 5 | 0,006 |
б | 17 | 0,021 | м | 38 | 0,047 | һ | 0 | 0 |
в | 1 | 0,001 | н | 53 | 0,066 | ц | 1 | 0,001 |
г | 17 | 0,021 | ң | 10 | 0,012 | ч | 8 | 0,01 |
д | 28 | 0,035 | о | 6 | 0,007 | ш | 18 | 0,022 |
е | 49 | 0,061 | ө | 9 | 0,011 | щ | 0 | 0 |
ё | 0 | 0 | п | 10 | 0,012 | ъ | 0 | 0 |
ж | 0 | 0 | р | 46 | 0,057 | ы | 30 | 0,037 |
җ | 1 | 0,001 | с | 10 | 0,012 | ь | 0 | 0 |
з | 10 | 0,012 | т | 30 | 0,037 | э | 3 | 0,004 |
и | 28 | 0,035 | у | 15 | 0,019 | ю | 0 | 0 |
й | 5 | 0,006 | ү | 10 | 0,012 | я | 14 | 0,017 |
В сравнении с частотной таблицей букв татарского языка видим, что Фазыл Шаех почти не употребил буквы “в”, “һ”, “ь”, “ю” (во второй диаграмме эти столбцы выше), “н”, “р” больше, “й” меньше (даже если учесть, что первая диаграмма для 801 символа, а вторая – для 1200).
После исследования ещё девяти стихов Фазыла Шаеха, составим общую частотную таблицу букв по десяти стихотворениям:
10-Кызыл мөхәррир
Буква | Частота | ||||||||||||
Всего | Относ. частота Фазыла Шаеха | Относ. частота татар. языка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
а | 348 | 0,092 | 0,088 | 80 | 8 | 17 | 41 | 27 | 15 | 16 | 9 | 40 | 95 |
ә | 205 | 0,054 | 0,045 | 44 | 3 | 8 | 38 | 17 | 6 | 2 | 16 | 22 | 49 |
б | 87 | 0,023 | 0,038 | 17 | 4 | 2 | 8 | 11 | 3 | 3 | 4 | 6 | 29 |
в | 9 | 0,002 | 0,017 | 1 | 0 | 0 | 1 | 2 | 0 | 1 | 0 | 2 | 2 |
г | 92 | 0,024 | 0,026 | 17 | 3 | 3 | 9 | 17 | 1 | 1 | 5 | 9 | 27 |
д | 103 | 0,027 | 0,033 | 28 | 3 | 4 | 21 | 14 | 4 | 2 | 2 | 11 | 14 |
е | 251 | 0,066 | 0,055 | 49 | 5 | 8 | 38 | 46 | 8 | 2 | 5 | 26 | 62 |
ё | 0 | 0 | 0,001 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
ж | 0 | 0 | 0,001 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
җ | 14 | 0,004 | 0,01 | 1 | 0 | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 | 1 | 2 | 6 |
з | 57 | 0,015 | 0,016 | 10 | 0 | 1 | 7 | 10 | 3 | 0 | 7 | 4 | 15 |
и | 119 | 0,031 | 0,03 | 28 | 2 | 5 | 13 | 12 | 8 | 4 | 2 | 13 | 32 |
й | 29 | 0,008 | 0,015 | 5 | 0 | 3 | 3 | 2 | 2 | 0 | 0 | 7 | 7 |
к | 203 | 0,054 | 0,041 | 30 | 7 | 5 | 38 | 24 | 6 | 3 | 11 | 26 | 53 |
л | 199 | 0,053 | 0,053 | 48 | 5 | 2 | 30 | 19 | 5 | 4 | 15 | 19 | 52 |
м | 122 | 0,032 | 0,03 | 38 | 3 | 12 | 23 | 8 | 5 | 4 | 3 | 5 | 21 |
н | 217 | 0,057 | 0,048 | 53 | 8 | 10 | 26 | 31 | 11 | 5 | 7 | 22 | 44 |
ң | 53 | 0,014 | 0,014 | 10 | 6 | 2 | 4 | 5 | 4 | 1 | 7 | 4 | 10 |
о | 37 | 0,01 | 0,015 | 6 | 1 | 1 | 3 | 6 | 3 | 1 | 1 | 1 | 14 |
ө | 44 | 0,012 | 0,017 | 9 | 0 | 1 | 13 | 6 | 0 | 0 | 1 | 6 | 8 |
п | 67 | 0,018 | 0,018 | 10 | 1 | 1 | 14 | 6 | 4 | 3 | 3 | 7 | 18 |
р | 180 | 0,048 | 0,045 | 46 | 4 | 5 | 27 | 8 | 6 | 3 | 9 | 21 | 51 |
с | 89 | 0,024 | 0,026 | 10 | 5 | 7 | 19 | 6 | 6 | 6 | 4 | 12 | 14 |
т | 143 | 0,038 | 0,034 | 30 | 7 | 4 | 21 | 14 | 4 | 1 | 2 | 19 | 41 |
у | 60 | 0,016 | 0,023 | 15 | 7 | 0 | 8 | 4 | 2 | 2 | 3 | 8 | 11 |
ү | 52 | 0,014 | 0,014 | 10 | 1 | 1 | 5 | 7 | 1 | 0 | 7 | 8 | 12 |
ф | 7 | 0,002 | 0,002 | 5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
х | 26 | 0,007 | 0,008 | 5 | 1 | 1 | 6 | 6 | 0 | 0 | 2 | 2 | 3 |
һ | 7 | 0,002 | 0,008 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 4 |
ц | 1 | 0,0003 | 0,002 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
ч | 41 | 0,011 | 0,013 | 8 | 2 | 0 | 5 | 5 | 2 | 1 | 1 | 6 | 11 |
ш | 90 | 0,024 | 0,018 | 18 | 1 | 2 | 13 | 18 | 2 | 0 | 5 | 5 | 26 |
щ | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
ъ | 1 | 0,0003 | 0,001 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
ы | 180 | 0,048 | 0,039 | 30 | 11 | 5 | 23 | 14 | 2 | 3 | 10 | 30 | 52 |
ь | 6 | 0,002 | 0,01 | 0 | 0 | 0 | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 2 |
э | 11 | 0,003 | 0,004 | 3 | 0 | 0 | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 | 1 | 3 |
ю | 6 | 0,002 | 0,004 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 2 |
я | 45 | 0,012 | 0,014 | 14 | 0 | 0 | 4 | 11 | 2 | 0 | 4 | 2 | 8 |
- | 586 | 0,155 | 0,126 | 122 | 18 | 22 | 85 | 66 | 24 | 15 | 27 | 66 | 141 |
Всего | 3786 | 801 | 116 | 136 | 556 | 423 | 140 | 86 | 174 | 413 | 941 |
В диаграмме отмечаны буквы с наиболеей частотой, то есть Фазыл Шаех больше использовал слова с буквами “ә”, “е”, “к”, “н”, “р”, “т”, “ш”, “ы”, меньше “б”, “в”, “д”, “й”, “о”, “ө”, “у”, “һ”, “ь”, “ю”по сравнению с частотной таблицей татарского языка.
Частотная таблица слов по десяти стихам:
Номер стиха | Длина слова | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | Всего 11 вариант |
1 | Кратность | 1 | 9 | 12 | 21 | 30 | 16 | 9 | 4 | 14 | 4 | 3 | Сумма=123 Пробел 122 | |
Всего | 1 | 18 | 36 | 84 | 150 | 96 | 63 | 32 | 126 | 40 | 33 | 801 символ | ||
2 | Кратность | 0 | 1 | 3 | 2 | 3 | 7 | 2 | 1 | Сумма=19 Пробел 18 | ||||
Всего | 2 | 9 | 8 | 15 | 42 | 14 | 8 | 116 символ | ||||||
3 | Кратность | 0 | 3 | 3 | 4 | 7 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | Сумма=23 Пробел 22 | ||
Всего | 6 | 9 | 16 | 35 | 6 | 7 | 16 | 9 | 10 | 136 символ | ||||
4 | Кратность | 0 | 6 | 12 | 6 | 24 | 16 | 9 | 7 | 1 | 1 | 3 | 1 | Сумма=86 Пробел 85 |
Всего | 12 | 36 | 24 | 120 | 96 | 63 | 56 | 9 | 10 | 33 | 12 | 556 символ | ||
5 | Кратность | 0 | 2 | 3 | 23 | 15 | 9 | 2 | 11 | 1 | 1 | Сумма=67 Пробел 66 | ||
Всего | 4 | 9 | 92 | 75 | 54 | 14 | 88 | 1 | 1 | 423 символ | ||||
6 | Кратность | 0 | 3 | 6 | 1 | 7 | 6 | 1 | 0 | 0 | 1 | Сумма=25 Пробел 24 | ||
Всего | 6 | 18 | 4 | 35 | 36 | 7 | 0 | 0 | 10 | 140 символ | ||||
7 | Кратность | 0 | 1 | 5 | 4 | 2 | 1 | 3 | Сумма=16 Пробел 15 | |||||
Всего | 2 | 15 | 16 | 10 | 6 | 21 | 86 символ | |||||||
8 | Кратность | 0 | 4 | 2 | 6 | 3 | 5 | 3 | 3 | 1 | 1 | Сумма=28 Пробел 27 | ||
Всего | 8 | 6 | 24 | 15 | 30 | 21 | 24 | 9 | 10 | 174 символ | ||||
9 | Кратность | 0 | 5 | 9 | 11 | 14 | 15 | 6 | 1 | 4 | 2 | Сумма=67 Пробел 66 | ||
Всего | 10 | 27 | 44 | 70 | 90 | 49 | 8 | 36 | 20 | 413 символ | ||||
10 | Кратность | 0 | 5 | 13 | 22 | 47 | 15 | 11 | 10 | 10 | 8 | 1 | Сумма=142 Пробел 141 | |
Всего | 10 | 39 | 88 | 235 | 90 | 77 | 80 | 90 | 80 | 11 | 941 символ | |||
Общая кратность | 1 | 39 | 68 | 100 | 152 | 91 | 51 | 39 | 31 | 19 | 8 | 1 |
Действительно, Фазыл Шаех использовал больше 5-буквенные слова, как ранее было сказано.
Конечно, для нахождения количества букв, определения длин слов можно было бы использовать специальные компьютерные программы. Но вся наша работа была проделана “вручную” и ошибки при подсчётах возможны, но маловероятны. В этой работе мы составили частотную таблицу татарского языка, изучили творчество татарского поэта Фазыла Шаеха и провели статистические исследования над десятью наиболее понравившимися стихами поэта на нравственную тему.
Использованная литература
Мордкович А.Г., Семёнов П.В. События. Вероятности. Статистическая обработка данных. 7-9 классы. М., «Мнемозина», 2008
Шәех Ф.Г., Көзге күкрәү. Казан: Татарстан китап нәшрияты, 1993
Шәех Ф.Г., Туган якның бер талы. Казан: Татарстан китап нәшрияты, 2007
http://gragal.ru/uploads/books/R.Gardiev_Lyudyam_schaste_hochu_prinosit.pdf
(Гардиев Рифкат, Людям счастье хочу приносить. Стихотворения, сонеты, переводы. Казань, 2008)
В поисках капитана Гранта
Ледяная внучка
Рисуем ананас акварелью
Сказочные цветы за 15 минут
Н. Гумилёв. Жираф