Исследовательский проект о детях военного и послевоенного времени.
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanniki_zavodskogo_detskogo_doma_v_voennoe_i_poslevoennoe_vremya.pptx | 783.65 КБ |
Слайд 1
Автор проекта учащаяся 4 «Б» класса Муниципального казённого общеобразовательного учреждения Межевская средняя общеобразовательная школа Межевского муниципального района Костромской области Курашова Александра Михайловна Возраст – 10 лет Увлечения – чтение книг о животных, изучение истории родного края, рисование, декоративно-прикладное творчество. Руководитель: Смирнова Светлана Николаевна, учитель начальных классов Исследовательский проект: «Воспитанники Заводского детского дома в военное и послевоенное время» Номинация работы: Знаменитые люди и мой крайСлайд 2
Возникновение проблемы Осенью 2012 года в районной библиотеке на внеклассном мероприятии мы познакомились с автобиографической книгой нашего земляка А.И.Крутикова «Обездоленные», где он рассказывал, как он и его товарищи, будучи воспитанниками Заводского детского дома, в суровых условиях военного времени пытались выжить, при этом учились и как могли помогали взрослым. Проблема: Найти бывших воспитанников Заводского детского дома и узнать как сложилась их дальнейшая жизнь, какое влияние на детские судьбы оказал детский дом. 2 Гипотеза: Жизнь детей в годы войны была очень тяжелой. Каждый день приносил очередные испытания не только для взрослых, но и для детей. Чтобы выжить в тех условиях приходилось много работать. Детский дом давал шанс выжить осиротевшим и обездоленным детишкам.
Слайд 3
Цель и задачи исследования Цель: Узнать, что такое война глазами детей и обосновать значимость и важность этого знания для современных детей Узнать как жили дети в Заводском детском доме в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время и какую роль в их жизни сыграл детский дом. Задачи : Изучить литературу (теорию), связанную с проблемой исследования и степень её изученности. Узнать в Администрации Георгиевского сельского поселения, кто из ныне живущих жителей нашего села в годы Вов воспитывался в Заводском детском доме, с кем из них мы сможем провести интервью. Познакомиться и провести опрос-беседу с односельчанами, которых можно назвать «дети войны». Проанализировать полученную информацию, провести её хронологизацию и систематизацию. Сопоставить полученные данные. Сделать выводы по итогам исследования. Подготовить презентацию для иллюстрации своей работы . Стать соавтором книги «Дети Великой Отечественной войны», которую планирует издать наш класс по итогам проектно-исследовательской деятельности. Объектом нашего исследования является история Заводского детского дома Кологривского (ныне Межевского) района Костромской области в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время. Предмет исследования – воспоминания односельчан – «детей войны». 3
Слайд 4
4 Крутиков Александр Иванович Наш знаменитый земляк, бывший воспитанник Заводского детского дома, является автором нескольких художественных произведений , в том числе автобиографической повести «Обездоленные» ( о воспитанниках детского дома в д. Заводское, о жителях Межевского района в довоенное , военное и послевоенное время ). «…Мы уже смутно помнили довоенное детство. Теперь уже и не подозревали, что может быть иная жизнь. Казалось , что так и должно было быть. Обездоленными не чувствовали себя в силу детского непонимания .» «Когда бабушке исполнилось 82 года, нас с сестрой забрали в детский дом. Помню, что всегда хотелось есть. Зимние вечера проводили около печки. На дверки печки налепляли картофельные очистки, добытые на кухне. Поджаристые, со вспученной бугристой корочкой, они были очень вкусными. В детском доме увидел первое кино: «Разгром немцев под Москвой». Взрослые и дети смотрели как заворожённые на экран, забыв о горечах военного существования на грани выживания .» Фото из личного архива Киселёва П.М.
Слайд 5
Методы исследования: Изучение литературы о военных действиях в нашем крае; Работа с архивом администрации Георгиевского сельского поселения, краеведческого музея, районной библиотеки, школы; Сбор воспоминаний очевидцев войны детского возраста. 5 В гостях у П.М.Киселёва, воспитанника Заводского детского дома «А было мне в ту пору 7 лет… Очень тяжело было. И вернуться бы к маме, да где её теперь сыщешь? Так я и оказался в детском доме…» В гостях у К.Г.Чаршидалиди Учащиеся Межевской школы в годы войны (фото из школьного архива)
Слайд 6
Работа с архивными данными Из воспоминаний Соколовой (Омельчук) Елизаветы Николаевны – первого директора Заводского детского дома, газета «Новая жизнь» от 20 июня 2004 года Организовать работу детского дома в деревне Заводское поручили Соколовой Елизавете Николаевне . Открытие было намечено на 4 августа 1944 года . В начале в нём проживало 70 детишек… Пасли скот, на быках боронили поля, вывозили навоз, пахали даже на коровах. Во время сенокоса заготовляли корм, в том числе и для армейских лошадей, убирали урожай до последнего зёрнышка… Дети испытывали и голод, и холод, и непосильный труд, и потерю родных. Из материалов краеведческого музея. Воспоминания Крутиковой Антонины Геннадьевны от 8 апреля 1997 года Нас у мамы (отец погиб на войне в 1942 г.) было пятеро детей. Мы жили материально очень бедно и в школу отдать нас она не могла. Тогда приехали работники РОНО и нас с сестрой Валентиной (двойняшка) забрали и увезли в детский дом (это было в 1948 году). В детском доме много уделяли внимания трудовому обучению: был приусадебный участок, собирали в колхозе колоски, пололи грядки, садили сад (яблони, акации, вишни). А так же для детского дома собирали ягоды и грибы. 6
Слайд 7
7 Курашова Александра на защите исследовательского проекта Защита индивидуальных исследовательских проектов Презентация книги «Дети Великой Отечественной войны Фото из личного архива Белозёровой А.А.
Слайд 8
Выводы по итогам исследования Война – это страшно, но видеть ее детскими глазами еще страшнее. Поэтому воспоминания о военном времени помогают понять всю античеловечность фашизма. Слушая своих односельчан о пережитых военных годах, мы учимся дорожить тем, что имеем: свободой, правом называться россиянами и возможностью быть такими, какие мы есть. Но самое главное, это общение сближает поколения. Помогает осознать необходимость заботы и внимания к людям пожилого возраста. Работая над проектом, я поняла, что жизнь детей в годы войны была очень тяжелой. Даже спустя десятилетия людям больно вспоминать об этом. Сегодня дети войны уже стали прадедушками и прабабушками, и их память цепко хранит события военных лет. Я поняла, что несмотря на такое тяжёлое детство, эти люди смогли добиться в своей жизни много. Некоторые из них стали известными и уважаемыми людьми. Существование детского дома положительно отразилось на воспитании и обучении детей нашего края в военные и послевоенные годы. Обездоленные и осиротевшие дети получили образование, государство обеспечивало их пищей и одеждой. А дети в свою очередь как могли помогали взрослым на полях, в лесу, в колхозе . Материалы моего исследования вошли в книгу «Дети Великой Отечественной войны», которую выпустил наш класс по итогам индивидуальных исследовательских проектов. 8 Дети Великой Отечественной войны
Разноцветное дерево
Колумбово яйцо
Твёрдое - мягкое
Рукавичка
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись