Презентация о жизни и творчестве выдающегося русского художника Исаака Левитана.
Примечание: из-за ограничений по объему файла представлен фрагмент работы без анимации и звука.
Вложение | Размер |
---|---|
levitan.pptx | 2.82 МБ |
Слайд 1
Рассказы о художникахСлайд 2
К 150-летию Исаака Левитана
Слайд 3
Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году в небольшом литовском городке Кибартай в семье среднего достатка. Его отец был мелким служащим в городском управлении. Стремясь дать детям образование, вскоре после рождения младшего сына он перевёз семью в Москву. На выбор пути Исаака повлиял его старший брат, тоже художник. Он попал в класс пейзажа под руководством художников А . Саврасова и В. Поленова. Тогда же он познакомился с А. Чеховым и пронёс эту дружбу через всю жизнь. Летом 1890 года художник совершил поездку по русскому северу, из которой привёз множество этюдов и пезажей .
Слайд 4
«Избушка на лугу» С природой одною он жизнью дышал, Ручья разумел лепетанье, И говор древесных листов понимал, И слышал он трав прозябанье ... Евгений Баратынский
Слайд 5
«Осенний день. Сокольники» 1879 г. Художник наполнил картину элегически-печальными чувствами осеннего увядания и человеческого одиночества.
Слайд 6
«Вечер на Волге» 1888 г. Никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой неизмеримые дали русского ненастья.
Слайд 7
«После дождя. Плёс» 1889 г. Воды глубокие Плавно текут. Люди премудрые Тихо живут. А.С. Пушкин
Слайд 8
«Золотой плёс» 1889г. С поразительной чуткостью переданы в этом полотне ощущение умиротворенной тишины, мягкое сияние предзакатного света, нежное марево тумана, плывущего над спящей рекой...
Слайд 9
«Летний вечер» 1890 г. Левитан изобразил простейший мотив – огороженную забором деревенскую околицу, за ней – неширокое поле и лес.
Слайд 10
«Озеро. Русь» 1900г.
Слайд 11
«Перед грозой.» 1890 г. Закат горел в последний раз. Светило дня спустилось в тучи, И их края в прощальный час Горели пламенем могучим. А там, в неведомой дали, Где небо мрачно и зловеще, Немые грозы с вихрем шли, Блестя порой зеницей вещей. Земля немела и ждала, Прошло глухое рокотанье, И по деревьям пронесла Гроза невольное дрожанье. Казалось, мир - добыча гроз, Зеницы вскрылись огневые, И ветер ночи к нам донес Впервые - слезы грозовые. Александр Блок
Слайд 12
Полученные впечатления помогли ему написать первую крупную картину «Тихая обитель». Третьяков купил её для своей галереи.
Слайд 13
«Тихая обитель» 1890 г. Люблю я приют ваш печальный, И вечер деревни глухой, И за лесом благовест дальний, И кровлю, и крест золотой. А.А. Фет
Слайд 14
В 1892 году Левитан был вынужден покинуть Москву. Он поселился в деревне на пути во Владимир и запечатлел эти места в своей картине « Владимирка ». Владимирский тракт – это дорога, по которой арестантов угоняли на каторгу в Сибирь. Хотя на картине нет ни единого человека, сама тональность пейзажа стала своеобразным символом надежды.
Слайд 15
«Владимирка» 1892 г. Это пейзаж, который словно вечно существовал как лицо страны, как один из скорбных и вместе величавых обликов родины.
Слайд 16
«Октябрь» 1891 г. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. А.С Пушкин
Слайд 17
«У омута». 1892г. Левитан стремится найти монументальный образ природы, исходя из переживания мира народных сказок и легенд .
Слайд 18
«Вечерний звон» 1892 г. Прославленная картина "Вечерний звон" не является портретом определенной местности - как и "Тихая обитель", она создана под впечатлениями Левитана от двух монастырей: под Звенигородом и на Волге.
Слайд 19
Благодаря хлопотам своих друзей ему удалось получить разрешение на проживание в Москве . Он полюбил сестру Чехова, Марию Павловну, но так и не решился просить её руки. Она также не вышла ни за кого замуж, сохранив на всю жизнь любовь к художнику. В 1898 году Левитан начал вести художественный класс в училище, где когда-то сам учился.
Слайд 20
«Тишина» 1898 .г Не пользующаяся широкой известностью, прекрасная картина "Тишина" - шедевр позднего периода творчества из собрания Русского Государственного музея.
Слайд 21
«Цветущие яблони» 1895 г. Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе. Никнут шелковые травы, Пахнет смолистой сосной. Ой вы, луга и дубравы,- Я одурманен весной. Радуют тайные вести, Светятся в душу мою. Думаю я о невесте, Только о ней лишь пою. Сыпь ты, черемуха, снегом, Пойте вы, птахи, в лесу. По полю зыбистым бегом Пеной я цвет разнесу. Сергей Есенин. 1910 г.
Слайд 22
«Большая вода» 1897 г. Сюжет весеннего воскресения природы, оптимистический, светлый и радостный, является основой, на которой развертывается светлое, лирическое содержание картины.
Слайд 23
«Весна»1898г. Весна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он. Весна, весна! Как высоко, На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака! Евгений Баратынский
Слайд 24
«Сумерки. Луна» 1899 г. В конце жизни для Левитана особенно характерным стало обращение к сумеречным пейзажам, наполненными тишиной, шорохами, лунным светом и тенями.
Слайд 25
«Золотая осень» 1895г. Как осень хороша! Как чисты небеса! Как блещут и горят янтарные леса В оттенках золотых, в багряных переливах! Как солнце светится в волнах, на свежих нивах, Как сердцу радостно раскрыться и дышать, Любуяся кругом на Божью благодать. П.А.Вяземский «Осень 1830»
Слайд 26
«Март» 1895 г. Пришла,- и тает все вокруг, Все жаждет жизни отдаваться, И сердце, пленник зимних вьюг, Вдруг разучилося сжиматься. А.А. Фет
Слайд 27
«Сумерки. Стога» 1899 г. Еще одним шедевром "сумеречного периода" творчества Левитана является эта скромная картина со стогами и луной.
Слайд 28
«Летний вечер. Река» 1890–1896 г. Ночь. Тихо дремлет река. Темный бор не шумит. Соловей не поет, И дергач не кричит. Ночь. Вокруг тишина. Ручеек лишь журчит. Своим блеском луна Все вокруг серебрит. Серебрится река. Серебрится ручей. Серебрится трава Орошенных степей. Ночь. Вокруг тишина. В природе все спит. Своим блеском луна Все вокруг серебрит. Сергей Есенин
Слайд 29
Однако здоровье художника всё ухудшалось из-за прогрессировавшего туберкулёза легких. Художник отправился в Ялту по приглашению Чехова. Когда он вернулся, состояние его ухудшилось, и 22 июля 1900 года он скончался.
Слайд 30
«Над вечным покоем» 1894 г. Слезы... опять эти горькие слезы, Безотрадная грусть и печаль; Снова мрак... и разбитые грезы Унеслись в бесконечную даль. Что же дальше? Опять эти муки? Нет, довольно... Пора отдохнуть И забыть эти грустные звуки, Уж и так истомилась грудь. Кто поет там под сенью березы? Звуки будто знакомые мне - Это слезы опять... Это слезы И тоска по родной стороне. Но ведь я же на родине милой, А в слезах истомил свою грудь. Эх... лишь, видно, в холодной могиле Я забыться могу и заснуть. Сергей Есенин, 1914 г.
Слайд 31
Изучая природу, Левитан, в конце концов, все-таки чувствует природу и отдается не мастерству, а настроению. В этом вся тайна его точной и в то же время мягкой, правдивой и в то же время красивой манеры письма. В этом и секрет его все более возрастающего успеха. Объективная красота его пейзажей привлекает глаза, но и таящаяся в них музыка настроения чарует сердце.
Слайд 32
Источники информации: И. Евдокимов «Книги о художниках» М. Нестеров. Мемуары о Левитане из книги «Давние дни» http://isaak-levitan.ru/ http://isaak-levitan.ru/master.php http://www.tretyakovgallery.ru
Слайд 33
Авторы работы: Титова Дарья, Орликовская Екатерина, школа № 594, г. Санкт-Петербурга. Преподаватель: Курбанова И.Б.
Астрономический календарь. Февраль, 2019
И тут появился изобретатель
Заколдованная буква
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Рисуем подснежники гуашью