В условиях, когда Хакассия занимает третье место по приобретению автомобилей по РФ, особую актуальность приобретают вопросы предупреждения аварийности на дорогах, снижения количества ДТП, в том числе с участием детей.
Решение этих проблем невозможно без выявления субъективных и объективных причин ДТП.
Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
В данной работе проверены утверждения работников ГИБДД о том, что тормозной путь зависит от покрытия дороги, скорости движения автомобиля. Измерен тормозной путь автомобиля на разных дорогах: с асфальтовым, грунтовым покрытием.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_npk.docx | 106.11 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия»
Исследовательская работа
Выполнил: Грязнов Николай Николаевич,
ученик 9-го класса
Руководитель: Девятова Любовь Степановна, учитель физики
Республика Хакассия
г. Черногорск
2012 год
С О Д Е Р Ж А Н И Е
1. Введение
В условиях социально-экономической развития общества, формирования правового государства в России, увеличения количества транспортных средств, вопросы совершенствования безопасности дорожного движения города имеют чрезвычайно важного значение.
В условиях, когда Хакассия занимает третье место по приобретению автомобилей по РФ, особую актуальность приобретают вопросы предупреждения аварийности на дорогах, снижения количества ДТП, в том числе с участием детей.
Решение этих проблем невозможно без выявления субъективных и объективных причин ДТП.
Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
В данной работе проверены утверждения работников ГИБДД о том, что тормозной путь зависит от покрытия дороги, скорости движения автомобиля. Измерен тормозной путь автомобиля на разных дорогах: с асфальтовым, грунтовым покрытием.
ЦЕЛЬЮ работы является:
Для достижения указанной цели предусматривается решение следующего комплекса ЗАДАЧ:
В ходе выполнения исследования применялись следующие технологии:
Теоретическая значимость:
Данная работа позволит расширить знания о причинах ДТП, видах шин, зависимости тормозного пути от скорости.
Практическая значимость:
Результаты данного исследования можно использовать при проведении семинаров, классных часов по профилактике дорожно-транспортных происшествий.
Апробация исследования:
Результаты данного исследования доведены до сведения одноклассников, и будут использованы педагогами на уроках при изучении правил дорожного движения.
Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы. Основная часть раскрывает причины дорожно-транспортных происшествий и способы их предотвращения, в заключении представлены выводы и рекомендации по данному исследованию.
2. Основная часть
2.1 Анализ ДТП в г. Черногорске
«Дорожно-транспортное происшествие» (ДПТ) - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
В 2007году в г. Черногорске зарегистрирован рост дорожно-транспортных происшествий по сравнению с 2006 годом и составил 919 ДТП (2006 г. – 921), в 133 ДТП из которых ранен 171 человек (2006г.: в 125ДТП – 159 чел.) , 6 человек погибло (2006г.–11).
Динамика ДТП за 2006-2007 год.
Сотрудниками ГИБДД выявлено 29971 нарушений ПДД (2006г.-27794), причем грубых нарушений выявлено 94,9 %.
В 2007году в городе зарегистрировано 20 дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков (2006 г.– 27), при этом ранено 26 детей (2006г.-28), не допущено гибели детей.
Динамика ДТП с участием детей до 16 лет за 2006-2007г.
В 2007 году произошло небольшое снижение ДТП с участием детей.
По профилактике дорожно-транспортного травматизма сотрудниками ГИБДД в 2007г. было проведено 1154 выступления из них, организовано 323 беседы с учащимися и преподавателями на темы обеспечения безопасности дорожного движения. Тем самым удалось добиться снижения тяжести последствий ДТП, так тяжесть последствий в 2006 году составила 6,5%, в 2007 г. - 3,4%.
За девять месяцев 2008 года в нашем городе наблюдается рост ДТП по сравнению с аналогичным периодом 2007года. За это время произошло 94 происшествия (2007г.- 89), ранено 119 человек (2007г.- 121), погибло 4 человека (2007г.-4).
ДТП за девять месяцев 2008 года.
По результатам анализа детского дорожно-траспортного травматизма за девять месяцев 2008 года в г.Черногорске произошло 22 дорожно-транспортных происшествий (2007г.- 16)., в которых получили травмы 26 детей (2007г.- 21) в возрасте до 16 лет. Из них 17 школьников и 8 дошкольников. 9 дорожно-транспортных происшествий произошли по вине детей и остальные 12 происшествий произошли по вине водителей и родителей. Среди пострадавших: пешеходов – 8 детей, пассажиров 12 – детей, 4 водителя мотиков и 1 велосипедист. В ДТП получили травмы дети разного возраста. Анализ показывает, что в травмировании детей-пассажиров виноваты взрослые, которые не обеспечили безопасность и не уделили должного внимания при их перевозке оборудованию автомобиля специальными детскими удерживающими устройствами.
ДТП с участием детей до 16 лет за девять месяцев 2008 года.
Полученные сведения о дорожно-транспортных происшествий показали актуальность выявления причин ДТП.
Причин дорожно-транспортного происшествия почти всегда бывает несколько. Но среди этих причин всегда имеется одна, главная, которая фиксируется при оформлении происшествия работниками милиции и учитывается впоследствии в отчетных и статистических данных.
Анализ этих данных показывает, что из общего числа происшествий, случившихся по вине водителей, абсолютное большинство происходит из-за неправильных их действий: примерно четверть — из-за плохих дорожных условий и около 10—15% — из-за неудовлетворительного состояния автомобилей.
Неправильные действия водителей чаще всего выражаются в нарушениях требований Правил, как следствие недисциплинированности или неопытности водителей, а также снижения работоспособности под влиянием различных факторов. Превышение скорости — наиболее опасное из всех нарушений Правил дорожного движения. Все современные легковые автомобили обладают довольно высокой скоростью и ради этого они, собственно, и создаются. Любой водитель стремится полнее ее использовать для достижения наибольшего эффекта. Однако скорость порождает и опасность, которая возрастает с увеличением скорости
Заинтересовавшись причинами ДТП - выдвигаем гипотезу, что дорожно-транспортные происшествия зависят от объективных и субъективных причин.
К субъективным причинам относится:
К объективным причинам относится:
Чтобы узнать от каких факторов зависит тормозной путь мы опросили 25 водителей с разным стажем вождения. Нами был получен следующий результат:
А на вопрос: зависит ли тормозной путь от массы автомобиля, 16 человек ответило - «нет», а 9 сказали - «да».
Две машины столкнулись на перекрестке. Повреждения небольшие, т.к. каждый успел почти полностью затормозить перед аварией. Поэтому и виноватым себя считать никто не хочет. Приехавший инспектор решил, что виноват, тот, у кого длина тормозного пути – черного следа от колес – больше. Почему?
Пусть машина выезжала на перекресток со скоростью V, и ее водитель, увидев другую машину, стал тормозить, оставив на дороге след длиной L.
В процессе торможения на автомобиль действует сила тяжести, сила реакции опоры и сила трения. Сила тяжести и сила реакции опоры направлены перпендикулярно перемещению автомобиля, поэтому их работа равна нулю. Это означает, что суммарная работа всех сил равна работе силы трения скольжения. Учитывая, что сила направлена противоположно перемещению и что
Fтр = µN = µmg,
находим
А = А тр = -µmg L, (1)
где m – масса автомобиля, а g – ускорение свободного падения.
Если считать, что к моменту столкновения вся кинетическая энергия автомобиля, перешла в работу по преодолению силы трения,
mV20/2= А тр, (2)
Подставим выражение для Атр в формулу (2):
µmgl =mV20/2,
Откуда следует, что длина тормозного пути пропорциональна квадрату скорости автомобиля.
L = V20 /2µg
Значит, тот, кто подъезжал к перекрестку с большой скоростью, имеет и большую длину тормозного пути.
Следовательно, тормозной путь не зависит от массы автомобиля. Тормозной путь прямо пропорционален квадрату скорости и обратно пропорционален коэффициенту трения.
Если увеличить скорость автомобиля вдвое, то потребуется вчетверо больший путь до остановки. Это следует знать и помнить водителям автомашин. Об этом нужно помнить и пешеходам, пересекающим оживлённую улицу.
Заинтересовавшись этой проблемой, я исследовал зависимость скорости от тормозного пути и времени торможения нашей машины. Исследования проводил с помощью легкового автомобиля марки Toyota Corolla при скорости его движения в интервале от 10 км/час до 80 км/час. С помощью рулетки и секундомера измеряли тормозной путь до полной остановки и время торможения. Эксперимент проводили два раза в октябре 2008года по грунтовой дороге и асфальту, а в январе 2009 года, используя в качестве полигона улицу Бограда и городской стадион (при этом соблюдали правила дорожного движения).
В ходе эксперимента были получены следующие результаты :
Тормозной путь и время торможения автомобиля по грунтовой дороге
Км/ч | м/с | Тормозной путь, м (средний) | Время тормозного пути, с (средний) | Коэффициент трения |
0 | 0 | 0 | 0 | 0,5-0,6 |
10 | 2,78 | 0,7 | 1 | |
20 | 5,56 | 2,4 | 1,70 | |
30 | 8,33 | 4,8 | 2,3 | |
40 | 11,11 | 8 | 2,7 | |
50 | 13,89 | 13,5 | 3 | |
60 | 16,67 | 19 | 3,5 | |
70 | 19,44 | 28 | 4,1 | |
80 | 22,22 | 34,5 | 4,4 |
Тормозной путь и время торможения автомобиля по асфальту
Км/ч | м/с | Тормозной путь, м (средний) | Время тормозного пути, с (средний) | Коэффициент трения |
0 | 0 | 0 | 0 | 0,7 |
10 | 2,78 | 0,6 | 0,7 | |
20 | 5,56 | 2,5 | 1,70 | |
30 | 8,33 | 5,5 | 2 | |
40 | 11,11 | 9 | 2,5 | |
50 | 13,89 | 15,5 | 2,8 | |
60 | 16,67 | 20,7 | 3,4 | |
70 | 19,44 | 31,5 | 3,9 | |
80 | 22,22 | 37 | 4,2 |
Тормозной путь и время торможения автомобиля по гололеду
Км/ч | м/с | Тормозной путь, м (средний) | Время тормозного пути, с (средний) | Коэффициент трения |
0 | 0 | 0 | 0 | 0,1-0,2 |
10 | 2,78 | 0,6 | 0,7 | |
20 | 5,56 | 2,5 | 1,70 | |
30 | 8,33 | 5,5 | 2 | |
40 | 11,11 | 9 | 2,5 | |
50 | 13,89 | 15,5 | 2,8 | |
60 | 16,67 | 20,7 | 3,4 | |
70 | 19,44 | 31,5 | 3,9 | |
80 | 22,22 | 37 | 4,2 |
Км/ч | м/с | Тормозной путь, м (средний) | Время тормозного пути, с (средний) | Коэффициент | ||||
Асфальт | Грунтовая | Гололёд | асфальт | грунтовая | гололёд | трения | ||
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0,7 0,7 |
10 | 2,78 | 0,6 | 0,7 | 0,63 | 0,7 | 1 | 0,73 | |
20 | 5,56 | 2,5 | 2,4 | 2,87 | 1,70 | 1,70 | 1,8 | |
30 | 8,33 | 5,5 | 4,8 | 6,8 | 2 | 2,3 | 2,5 | |
40 | 11,11 | 9 | 8 | 12,1 | 2,5 | 2,7 | 3,3 | |
50 | 13,89 | 15,5 | 13,5 | 22,4 | 2,8 | 3 | 4 | |
60 | 16,67 | 20,7 | 19 | 32 | 3,4 | 3,5 | 5,2 | |
70 | 19,44 | 31,5 | 28 | 51 | 3,9 | 4,1 | 6,4 | |
80 | 22,22 | 37 | 34,5 | 68,3 | 4,2 | 4,4 | 7,7 |
Зависимость времени торможения от скорости автомобиля.
Исследования показали:
Итоги эксперимента: (из-за неточности измерений графики могут быть незначительно искажены)
Мы провели экспериментальное исследование зависимости тормозного пути и времени торможения от скорости движения. В результате исследований удалось выяснить:
.
3. Заключение.
Проведя исследование субъективных и объективных причин ДТП, мы пришли к выводу, что количество аварий напрямую зависит как от грамотного поведения водителей на дорогах, так и от соблюдения пешеходами ПДД. Количество аварий по вине водителей и пешеходов приблизительно равное количество.
В ходе выполнения работы мы получили определенные знания по указанной теме и теперь смогли бы поделиться своими выводами с учащимися нашей школы, тем самым, проводя пропаганду по соблюдению
правил дорожного движения среди детей. Это может повлиять на уменьшение количества ДТП с участием детей, сберечь кого–то от травмы и несчастного случая. Ведь правила дорожного движения регулируют движение водителей и пешеходов. Они существуют для безопасности всех участников движения.
4. Список используемой литературы.
г. Черногорск, 2008.
г.Черногорск, 2008.
Заяц, косач, медведь и весна
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Развешиваем детские рисунки дома
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Позвольте, я вам помогу