Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_tipologiya_geroev_v_rasskazakh_b._ekimova.zip | 1.87 МБ |
Тема: Типология героев в рассказах Б. Екимова
Автор: уч-ся 8А класса Ханова Виктория
Научный руководитель: О.Н. Новикова, учитель русского языка и литературы
Содержание
Введение…………………………………………………………3-4
Глава 1. Типы героев в деревенской прозе………………………5
Глава 2. Типы героев в рассказах Б. Екимова………………….6-9
Заключение……………………………………………………….10
Список литературы………………………………………………11
Приложение……………………………………………………….12
Введение
Проза Б.П. Екимова представляет собой значительное явление в литературе наших дней. Широкую известность писателю принесла публикация в 1979г. рассказа «Холюшино подворье». В настоящее время Б. П. Екимов – автор более 20 книг, лауреат Государственной премии (1998г.), международных премий. Его произведения печатаются в журналах «Знамя», «Октябрь», «Наш современник», «Новый мир». Повесть Екимова «Пастушья звезда» включена в президентскую библиотеку – серию книг выдающихся произведений российских авторов. Книги Б. П. Екимова переведены на английский, испанский, итальянский, французский языки.
Творчеству волгоградского писателя посвящено немало критических работ. Павел Басинский назвал его «первоклассным русским рассказчиком». Владимир Васильев в статье «Высота Б.Екимова» писал, что в произведениях писателя «находят художественное выражение благороднейшие чувства и порывы человеческого чувства». В статье Н. Б. Ивановой «Испытание правдой» мы читаем следующее: «Давая выговориться самой жизни…, Борис Екимов не оценивает прямо поступки и действия героев. Оценку должен вынес сам читатель». Валерий Сердюченко в статье «Русская литература на рубеже третьего тысячелетия» отмечает «нравственную чистоту авторской позиции и, что главное, изобразительный талант» писателя.
В беседе Бориса Екимова с П. Басинским, опубликованной в 1997г. в «Литературной газете», мы узнаем мнение писателя: «Мне не нужно по – новому, мне нужно по – доброму». Эти слова писателя представляют собой, на наш взгляд, основное направление его творчества.
В октябре 2005 года проходил V Форум молодых писателей России, в день открытия форума журналисты взяли интервью у главного редактора журнала «Новый мир» А.В.Василевского, который размышлял о современной литературе. Вот что сказал А.В. Василевский: «Екимов пишет о современной российской деревне. О вещах, подчас страшных, но есть в его прозе колоссальный нравственный потенциал. Но не буду об этом рассказывать. Почитайте лучше сами – убедитесь». А. В. Василевский говорил об уникальном положении Екимова в современной литературе.
Ведущим жанром творчества Б.П. Екимова является рассказ. «Жизнь неисчерпаема, а для писателя самой неисчерпаемой формой является рассказ» - так утверждал американский писатель ХХ века Уильям Сароян, отмечая вечно обновляющееся искусство рассказа.
Жанр рассказа представляет собой небольшое произведение с ограниченным числом персонажей, где обычно описывается какое–нибудь событие. Эта форма требует от автора большого мастерства: краткости и четкости повествования, строгого отбора деталей, характерных особенностей психологии персонажей, их поведения.
Среди произведений этого жанра в творчестве Б.Екимова есть рассказы, героями которых являются дети: «Ночь исцеленья» (журнал «Юность».- 1984г.- №12), «Живая душа» (журнал «Наш современник».-1984г.-№6), «Мальчик на велосипеде» (журнал «Наш современник».- 1982г.- №7), «Фетисыч» (журнал «Новый мир».- 1996г.- № 2), «Возвращение» (журнал «Новый мир». - 1998г.- №10).
За многолетнюю историю своего существования литература накопила богатый арсенал разнообразных средств, с помощью которых создается художественный образ. Произведение искусства создает не только образ человека или события, но образ мира, который неисчерпаем. «Каждому знакомо ощущение, которое возникает при чтении всякого подлинно художественного текста: кажется, что в любой фразе сказано гораздо больше, чем непосредственно значится по смыслу слова», - подметил критик М. А. Щеглов.
В художественном тексте нет ни одного случайного элемента. Каждый компонент подчинен решению определенных авторских задач.
Предметом нашего исследования являются названные выше рассказы Б.П. Екимова. Рассматривались, таким образом, произведения разных лет - ранние и поздние.
Актуальность работы заключается в том, чтобы попытаться дать типологию персонажей в рассказах Б. П. Екимова.
Объектом рассмотрения в нашей работе являются герои рассказов Б. Екимова
Цель исследования – рассмотреть типологию героев в рассказах Б.П. Екимова.
Основная цель определила постановку конкретных задач:
1) изучить литературу по данной теме;
2) определить типы героев в рассказах;
3) классифицировать
Основным методом анализа является описательный.
Использовались приемы наблюдения, сопоставления.
Гипотеза:Герои Б. Екимова в большинстве своем обычные, внешне ничем не примечательные люди, показанные в обыденной жизни.
Глава 1. Типы героев в деревенской прозе
В 70-е гг. в центре деревенской прозы стоял тип мужика, обладающего загадочной русской душой. Деревенские проблемы рассматриваются как проистекающие или связанные с особым русским характером. В статье «Феномен деревенской прозы» критик Большакова Н.А. выделяет базовые архитипические образы:мудрого старика, дитяти и матери-земли.
Произведения показывают деревню как символ Родины. Герой приходит к выводу о неразрывной связи человека и природы. Одним из главных сюжетных мотивов является мотив возвращения. Важное значение имеет психологический аспект. Персонажи находятся в пограничной ситуации, которая помогает выявить их суть. Интересует писателей и этический аспект. В мудрости народной нравственности они ищут необходимую для сограждан опору.
Деревенская проза ищет истоки и выход из создавшейся ситуации. П.Басинский в статье «Новые деревенские» считает, что «деревенская проза изображает нового человека, русского мужика, смирившегося со своей долей, как с неизбежностью».
Писатель деревенской литературы на современном этапе ищет ответ на вопрос: «Где выход?» Литература надеется на спасителей из народа, а потому кропотливо исследует деревенские характеры.
Одна из самых глубинных традиций русской литературы – стремление постичь тайны народного характера. Эта проблема всегда была остро дискуссионной: спорили о противоречивости натуры крестьянина, о специфике народного бытового уклада, а также «власти земли», как о силе, определяющей нравственный облик русского мужика.
О. Славникова, давая обобщающую характеристику героя «деревенской прозы», делает акцент на другом. «Герой «деревенской прозы», – пишет она, – это всегда человек в пейзаже, человек отчасти им растворенный, но им же и подтверждаемый: родник, березняк, облако в небе – это все его «удостоверения личности». Кроме того, такой герой разомкнут и в плане родственной связи со многими, если не со всеми людьми»
Глава 2. Типы героев в рассказах Б. Екимова
Почти все герои Екимова — жители задонских станиц и хуторов. Сюжеты его рассказов редко выходят за пределы одного, причем совершенно конкретного населенного пункта. Но при этом каждый вдумчивый читатель, закрыв последнюю страницу екимовского рассказа, скажет: это про нас, про меня, про нашу сегодняшнюю жизнь — тревожную, разбитую на осколки.
Труд – средство, цель и смысл жизни екимовских героев.
Сельские труженики, всю жизнь работающие на земле и от земли кормящиеся, - вот главные герои многих рассказов Екимова. Вся горечь и радость их жизни – в труде. Отними у них право трудиться – они и людьми-то перестанут себя чувствовать. Кто же они? Старики, а в большей мере – старухи, которые трудятся всю свою жизнь, просто по-другому не могут. И сколько в них тепла, открытости, всеобъемлющей доброты…
А первым среди них был Холюша из рассказа «Холюшино подворье», который и открыл Екимова всей стране. Его подлинное имя - Варфоломей Максимович Вихлянцев.
Если Холюша и жаден до чего-то, так только до труда. Прав В. Пальман, у него «такая жадность к труду, что все другoе отброшено, об удобствах жизни и мысли нет, как нет, между прочим, мысли о богачестве и безделии, соразмерном накопленным тысячам». Для Холюши нет и не может быть иной жизни, кроме извечного крестьянского труда. Он невольник одной страсти, обладатель единственного, но чрезвычайно необходимого, «дефицитного» для нашего времени таланта - труженической одержимости.
Действительно, Холюша со всеми его достоинствами и недостатками взращен «властью земли», одухотворен «поэзией земледельческого труда», которая… удовлетворяет крестьянина и нравственно, и эстетически, является одновременно и средством, и целью, и смыслом жизни».
Казалось, можно бы и отдохнуть: стар стал, болен, домик есть собственный, городской. Но нет, так поступить Холюша не может. Ему проще умереть на своем подворье, «ткнувшись в землю почернелым лицом».
А вот ещё одна героиня, баба Поля из рассказа «Последняя хата».
Как и Холюша, баба Поля - плоть от плоти деревни, частица самой природы, живущая ее велениями. Даже больная, она сама обрабатывает огород, чтобы было «своею рукою, по-хорошему», хоть и пришлось ей потом целую неделю «пластом лежать да ползком ползать…» Вот её жизненные нравственные законы:
«А по мне лучше мало, да честно… Медное, да свое… по-божески, по-человечески ...»
«По-божески, по-человечески ...» Так жила баба Поля, так и умирает она в своей невзрачной хатенке, моля перед смертью бога не за себя, а за детей, «которым жить да жить, жить да радоваться». Умирает спокойно и чисто, как умирали на Руси праведники.
Есть у Екимова герой не крестьянин, но такой же одержимый трудом.
Таков «казенный человек» Трубин, герой одноименного рассказа, у которого почти половина из прожитых лет отдана заводу. «Дни, летящие незаметно, похожие один на другой, до краев - с раннего утра до позднего вечера - наполнены работой, суетной, сумасшедшей, с криком, с вечной беготней.
Он задает себе вопрос «Люблю ли я свою работу?», и сам на него отвечает: «Какой нормальный человек может любить такое сумасшествие: тебя ругают каждый день, и ты тоже; с утра до ночи беготня ...» А далее следует авторский комментарий: «Нет, свою работу Трубин не любил».
Но, на следующий день Дмитрий Павлович приходит в цех: «И будто какой-то выключатель щелкнул в Трубине и отбил ему память ко всему, что осталось за порогом цеха, и приказал делать свое дело».
Тогда-то и становится понятным истинное отношение героя к работе, к своей жизни. И вопрос, который он задает себе, можно сформулировать иначе – «люблю ли я воздух, которым дышу?». По существу это будет то же самое. Воздух можно и не любить, но жить без него?.. Эта «сумасшедшая» работа давно уже стала частью самого Трубина, и он не сможет прожить без нее, как не сможет и уйти с завода. «Пожизненно заводской» - в этом определении, данном Дмитрию Трубину одним из молодых рабочих, отражена внутренняя сущность героя».
Он не сможет решиться на это, потому что не мыслит себя вне большого, общественно значимого дела, потому что и в нем есть нравственный закон, заставляющий его делать все по велению Совести, связывающий Трубина нитью гражданской преемственности с поколением заводских ветеранов. «Эх, старина, молодец ты, старина, - размышляет Трубин об одном из них, - все бы такие были, как бы работалось хорошо ... Веку бы надо таким людям прибавлять. А у них его отнимали: и войной, и голодными годами, и работой такой. Все они на своей шкуре испытали, а не озлобились, добрее стали и честнее. Сколько вот, вот уж, сколько лет его знаю, а чтоб, хоть раз увидел его без дела ... Было? Нет, не видел. В выходной надо - выйдет, остаться надо после смены - останется. Сам останется, просить не надо. Сам нужду видит. И на станок стать в конце месяца - станет. И ни слова никогда. Знает - нужда. И слов ему никаких не надо».
«Сам останется ... Сам нужду видит ... » Писатель не случайно так настойчиво подчеркивает это «сам». В нем суть характера человека, который трудится не по принуждению и не в предвкушении длинного рубля, а потому что не может не трудиться, осуществляя извечное природное величие и реализуя собственную потребность. Ведь и бабу Полю, которая сляжет, надорвавшись, и Холюшу, который ткнется почернелым лицом в землю, никто не призывает к надрывающему жилы труду. Они все делают сами.… Это их собственный выбор, их хотение. И потому при всей каторжности своего труда Холюша самый свободный человек, пользующийся подлинной, а не мнимой свободой, которой гордится иной, отлучивший сам себя от труда, приносящего радость и наслаждение.
Такое отношение к труду поражает, вызывает восхищение этими людьми и гордость за них.
Деятельная любовь – основа жизненного поведения, нравственный стержень героев Бориса Екимова.
Среди героев писателя есть такие, которые не размышляют о смысле жизни, о том, что нравственно, а что безнравственно. Нравственность проявляется в их поступках, практических действиях. Они просто живут, отдавая другим людям, родной земле свою любовь, сострадание, сохраняя в себе совестливость, непоказную доброту, человеческую надежность. По мнению Бориса Екимова, главное в человеке – его душа.
«В рассказе «Мальчик на велосипеде» один из героев, размышляя о смысле жизни, приходит к такому выводу: «Человеку, в общем-то, нужен кусок хлеба и кружка воды. Остальное - лишнее. Хлеб и вода. Вот он и живет. И душу живую». Один из рассказов Б. Екимова так и назван - «Живая душа» и в названии этом прочитывается несколько смыслов. «Живая душа» - любимое присловье бабы Мани, со смертью которой так трудно примириться восьмилетнему мальчику Алеше. Живая душа - это и брошенный на морозе, никому не нужный теленок. Его жизнь должна угаснуть, не начавшись: нет в колхозе условий для выращивания «неплановых» телят, от них всем одна лишь морока. Счастье, что маленький Алеша не успел постичь мудреную логику взрослых, он знает, чувствует своим сердцем только одно: теленок не должен замерзнуть, погибнуть, потому что он уже никогда не оживет. «Мертвые не приходят. Их уже никогда не будет, вроде и не было». Живая душа - это и сам Алеша, а в конечном итоге, это самое ценное в любом человеке, то, чем только и должны поверяться его жизнь, его дела.
Герои Б. Екимова в большинстве своем обычные, внешне ничем не примечательные люди, показанные в обыденной жизни. Однако в определенной ситуации они совершают поступки, продиктованные не личной выгодой или практическими соображениями, а состраданием к другому человеку, способностью понять чужую боль.
Ребенок - «живая душа» у Екимова способен на настоящий подвиг и почти на чудо. Десятилетний Сережка ("Мальчик на велосипеде"), оказавшийся в тяжелой житейской ситуации, выполняет обязанности родителей для своей сестренки и хозяина в большом крестьянском хозяйстве.
Герой же одного из лучших, на наш взгляд, рассказов «Ночь исцеления» подросток Гриша излечивает свою бабушку, бабу Дуню, у которой «седая голова тряслась и в глазах уже виднелось что-то нездешнее». Болезнь старой женщины писатель оценивает не с медицинской точки зрения, а с общегуманистической. Прописываемые врачами лекарства не помогали и не могли, по логике автора, помочь, потому что бессильны были изменить уже прожитую, полную невзгод жизнь, вот и продолжала старая женщина во сне кричать то о желудях, то о потерянных хлебных карточках, то о госпитале.
Автор прослеживает, как изменяется отношение юного героя к этой драме: от страха и раздражения к жалости и состраданию. Ребенок не сумел воспользоваться проверенным его родителями средством - прикрикнуть на спящую бабушку, в самый последний момент «сердце мальчика облилось жалостью и болью, и он неожиданно для себя стал успокаивать бабу Дуню. Соучастие в страдании ближнего высвечивает то лучшее в душе ребенка, что ему присуще от природы и что противопоставляет его родителям, утратившим под воздействием суетного бытия остроту ощущения чужого горя.
Высокое слово «исцеление», не характерное для словаря Екимова, звучит лишь в самом финале, соединяя в себе и надежду на избавление от старой женщины от одиночества, и веру в торжество доброго начала в детской душе как залог победы добра над злом в целом: «И придет исцеление».
«Счастье жизни – в самой жизни, любви к родной земле», - убеждают нас екимовские герои.
В.В.Агеносов в книге «Русская проза конца ХХ века» намечает следующую классификацию типов героев:
1. Старые колхозники, пенсионеры, доживающие свой век;
2. Лодыри, ожидающие легких дней («Время такое»);
3. Дачники;
4. Люди, которые занимаются малым производством, пытаются выжить;
5. Образы фермеров;
6. Образ председателя колхоза;
7. Чужаки;
8. Дети.
Почти все данные типы героев можно встретить и в произведениях Б.Екимова.
Заключение
У каждого писателя есть свой наиболее часто изображаемый тип.
Б.П.Екимову важно запечатлеть характер (мужской, женский, ребенка) «на распутье», в пограничной ситуации: Яков («Фетисыч», 1996), Корытин-младший («Пиночет», 1999), Надя («Не надо плакать…», 2004). Перед выбором оказываются только сильные духом персонажи.
Проведенный анализ позволяет сделать следующий вывод: сохраняя прочные связи с литературной традицией, Б.Екимов в своих рассуждениях идет не от абстрактной идеи, а от конкретного человека.
В центре рассказа у Екимова всегда находится Человек, писателя интересует его внутренний мир, процессы, происходящие в его душе, иными словами, момент самоопределения (становления) личности. Излюбленным объектом художественного и психологического исследования для писателя являются самые обыкновенные люди, чаще всего деревенские жители, его земляки. Внимательный наблюдатель и тонкий психолог – знаток человеческих душ, Б. Екимов умеет показать в своих произведениях «необычность судьбы обыкновенного человека», его нравственную силу, проявляющуюся не в словах, а в поступках, в работе. Труд как первооснова человеческого бытия, труд как ценностная, нравственная категория, труд как смысл жизни – это одна из наиболее важных «идейных координат» в авторской концепции. Потому и большинство героев Екимова проходит «проверку» трудом: верность своему делу отличает любимых екимовских персонажей. С особой теплотой создает писатель образы стариков и детей, намеренно сближая их в рассказах, что также становится одним из способов выражения авторской позиции.
Список литературы:
Н. Гумилёв. Жираф
Лиса-охотница
Медведь и солнце
Ночная стрельба
Карандаши в пакете