Политическая карта мира – это визитная карточка географии. Без знания её невозможно ориентироваться в международной политике и считаться разносторонне образованным человеком. Политическая карта мира постоянно меняется в результате войн и заключения мирных договоров. Государства распадаются и объединяются, происходит смена форм государственного устройства и правления. Страны теряют или приобретают государственный суверенитет и т.д.
Вложение | Размер |
---|---|
nepriznannye_gosudarstva_mira.doc | 133 КБ |
«IX Уральская открытая межрегиональная конференция
юных исследователей «Интеллектуалы XXI века»
Непризнанные и самопровозглашенные государства мира, причины их породившие.
Наука о Земле (География)
Автор: Дутчено Ярослав,
10 класс, МБОУ СОШ № 54,
г. Челябинск
Научный руководитель:
Зайцева Татьяна Алексеевна,
учитель географии,
МБОУСОШ № 54
Челябинск, 2013
Содержание:
I. Введение
1. Актуальность темы.
2. Объект исследования.
3. Предмет исследования.
4. Цель и проблема исследования.
5. Задачи.
6. Методы исследования.
II. Основная часть
1. Понятия «непризнанных и самопровозглашенных стран».
2. Общий обзор непризнанных и самопровозглашенных
государств на политической карте мира, причины их появления.
3. Общие проблемы, которые существуют на территории этих государств.
4. Постсоветское пространство:
А. Приднестровская Молдавская Республика.
Б. Гагаузская республика.
В. Республика Абхазия.
Г. Южная Осетия.
Д. Нагорный Карабах.
5. Стратегии поведения России по непризнанным государствам на постсоветском пространстве.
6. Виртуальные государства.
I. Введение:
Современный мир на сегодня многонационален, многолик и противоречив.
Политическая карта мира – это визитная карточка географии. Без знания её невозможно ориентироваться в международной политике и считаться разносторонне образованным человеком. Политическая карта мира постоянно меняется в результате войн и заключения мирных договоров. Государства распадаются и объединяются, происходит смена форм государственного устройства и правления. Страны теряют или приобретают государственный суверенитет и т.д.
1. Актуальность исследования определяется необходимостью комплексного изучения образовавшегося вследствие сложных историко-политических и этногеографических процессов в последние десятилетия значительного количества непризнанных международным сообществом государств, являющихся такими же живыми составляющими сложной, изменчивой и многоуровневой политической карты мира, как и признанные государства.
Данная тема интересна своей непопулярностью в школьных учебниках, но очень актуальна в современном мире. Большинство непризнанных государств отсутствуют на картах. Однако они реально существуют, в них живут люди, работают правительства, президенты, принимаются конституции, они даже пытаются солидарно выступать на международной арене. Поэтому мы решили углубить свои знания по этой теме и рассмотреть ряд вопросов.
2. Территориальным объектом исследования являются непризнанные международным сообществом государства и народы, населяющие их территории.
3. Предметом исследования являются проблемы существующие в этих государствах.
4. Цель и проблема исследования заключается в выявлении причин и условий появления непризнанных государств на политической карте мира и существующих в них проблем.
5. Достижение цели обеспечивается постановкой и решений следующих задач исследования:
Знакомство с самопровозглашенными территориями постсоветского пространства, а также с непризнанными и виртуальными государствами мира.
6. Методы исследования:
Новизна исследования для меня заключалась с самого начала – выбора темы. Эта тема редко звучит в школьной географии, но привлекает своей необычностью и непопулярностью. Я решил поглубже познакомиться с данным вопросом, изучить имеющиеся документы и статьи. И не ошибся, узнал много нового и интересного для себя, расширил свой кругозор по теме «Современная политическая карта мира»
II. Основная часть.
1. Непризнанные государства - это общее название государственных образований, которые, обладая всеми признаками государственности (население, контроль над территорией, система права и управления, фактический суверенитет), в то же время не имеют дипломатического признания со стороны стран-членов ООН. Таким образом, они могут выступать в качестве субъекта международных отношений только в правовом поле других государственных образований, не признаваемых странами-членами ООН, но признающих друг друга.
На политической карте мира существует около 120 непризнанных государств, которые провозглашены на территории почти 60 стран.
Понятие «непризнанное государство очень условно. На самом деле к данной группе государственных образований обычно относят и частично признанные государства. Поэтому по критерию признания суверенитета можно выделить собственно непризнанные государства (например, Абхазия, Приднестровье) и частично признанные государства (например, Тайвань), некоторые из которых реально находятся под военной оккупацией (Западная Сахара, Палестина). Известно, что Тайвань имеет дипломатические отношения с двадцатью шестью странами мира, Северный Кипр признается лишь Турцией, Ичкерия была признана тремя государствами, но сегодня вообще прекратила свое существование.
2. Общий обзор непризнанных и самопровозглашенных государств на политической карте мира, причины их появления.
Непризнанные государства возникают в многонациональных странах, как в результате сепаратистских движений, (Сепарати́зм (фр. séparatisme от лат. separatus — отдельный), отделенчество — политика и практика обособления, отделения части территории государства с целью создания нового самостоятельного государства или получения статуса очень широкой автономии), так и из-за передела национально-государственных границ, «разрезавших» ареалы проживания этносов.
Некоторые непризнанные государства существуют в течение длительного времени. Например, Тайвань (официальное название – Китайская Республика), Палестина, Восточный Тимор, Курдистан, Азад Кашмир, Тибет (Приложение №6) . Другие государства гибнут под ударами правительственных войск.
Новый всплеск «самопровозглашения» произошёл на рубеже 90-х годов XX века, в связи с распадом СССР и Югославии и связанными с этим этнотерриториальными конфликтами (Нагорный Карабах, Приднестровская Молдавская республика, Южная Осетия, Абхазия, Республика Сербская Краина, Республика Сербская, Республика Косово).
На этот раз международное сообщество заняло жесткую позицию, и категорически отказалось признать новые государственные образования. В результате возник феномен постсоветских «непризнанных государств», статус которых не определен, что, однако, не мешает их существованию. Некоторые эксперты отмечают, что большинство этих образований являются, в сущности, вполне состоявшимися государствами, обладающими эффективным государственным аппаратом, пользующимся массовой поддержкой со стороны населения. В 1995 контроль над территорией, на которую претендовала Сербская Краина, восстановила Хорватия. В 1999 году Россия восстановила контроль над территорией, на которую претендовала Ичкерия. В 2009 году Шри-Ланка восстановила контроль над территорией, на которую претендовал Тамил-Илам. В 2008 году Россия пресекла попытку Грузии восстановить контроль над территорией, на которую претендовала Южная Осетия. В 2001 году постсоветские непризнанные государства создали собственное Содружество непризнанных государств (СНГ-2).
Вывод: Как мы видим, причины появления новых государств во многом схожи.
3. Общие проблемы, которые существуют на территории этих государств.
В связи с выше сказанным рассмотрим проблемы, которые испытывают непризнанные государства.
1. Республики, в которые они ранее входили, отказываются признавать их национальную государственность и считают по-прежнему эти самопровозглашённые государства своими территориями.
2. Как правило, это небольшие по территории и численности населения государства, с разнообразным этническим составом и небольшой долей титульной нации.
Вот сведения об этих государствах, приводимые Большаковым ( Статья «Непризнанные государства Европейской периферии и пограничья» в журнале «Международные процессы» 2009) «….Прежде всего, непризнанные государства европейской периферии малы территориально, их население немногочисленно даже по европейским стандартам. Явным лидером среди них является Косово, занимающее территорию 11 тыс. кв. км с населением около 2 млн. человек. Этнические албанцы составляют в крае большинство, сербы, хорваты, венгры, турки, цыгане и другие этнические меньшинства – насчитывают до 100 тыс. человек. Приднестровье контролирует территорию 4163 кв. км с населением 250 тыс. человек. В Нагорном Карабахе проживает около 147 тыс. человек, которым удаётся удерживать территорию 11 тыс. кв. км с учётом шести оккупированных районов Азербайджана. Южная Осетия располагает территорией в 3900 кв. км с населением 70 тыс. человек. Это наименьшее из непризнанных государств. Абхазия занимает территорию в 8600 кв. км с населением 250 тысяч человек. При этом следует отметить, что в Абхазии из 250 тысяч населения, 200 тысяч являются российскими гражданами, в Южной Осетии из 70 тысяч – 50 тысяч, а в Приднестровье из 250 тысяч 100 тысяч тоже российские граждане.»
Причём, многие из этих государств смогли завоевать и удерживать значительные пространства лишь благодаря либо военной и экономической помощи сопредельных стран, союзников, либо вмешательству международного сообщества.
Фактор сопредельных территорий весьма важен для непризнанных государств. Сопредельные территории часто выступают источником поддержки для непризнанного государства, «поскольку, как правило, именно внешний ресурс (опора на сильное сочувствующее государство или государства) позволяет экономике мятежной территории развиваться, а властным институтам, государственному аппарату и вооружённым силам функционировать сколько-нибудь нормально…», – подчёркивает автор. Именно подобная ситуация возникла в Абхазии и Осетии.
При этом мы встречаемся в подобных ситуациях с ещё одной проблемой - 3. проблемой возвращения беженцев. Их потенциальное возвращение на территории непризнанных государств может значительно изменить этнический состав в непризнанных образованиях. Поэтому вопрос о беженцах в любом из подобных конфликтов является самым трудным и подчас вовсе неразрешимым.
Непризнанные государства европейской периферии и пограничья по многим параметрам являются полноценными государствами. «Можно говорить о давно сформированных и функционирующих институтах публичной власти, механизмах её формирования (прежде всего выборы), целом ряде политических и правовых институтов, которые наличествуют в каждом независимом государстве: армия, силы правопорядка, собственная система права, гражданство. На перечисленных территориях существуют свои экономические комплексы, собственные финансовые налоговые системы», – подчёркивает Большаков.
Из всего изложенного следует и закономерный вывод: непризнанные государства выступают самостоятельными субъектами региональной и международной политики. Их влияние на политические процессы довольно заметно.
4. И лишь одна проблема остаётся нерешённой – это проблема гражданства. Ведь паспорта непризнанных государств почти нигде в мире не принимаются во внимание. Но и из этой ситуации они пытаются найти выход
4. Постсоветское пространство.
Распад СССР сопровождался возникновением региональных конфликтов, в результате которых погибли тысячи людей, сотни тысяч стали беженцами. Самопровозглашенные государства появились в Азербайджане, Армении, Грузии, Молдавии, Украине, Российской Федерации.
Несмотря на отсутствие членства в ООН, члены содружества (СНГ-2) продолжают существовать уже на протяжении довольно длительного времени. Все они имеют такие атрибуты независимой государственности, как собственные конституции, правительства, вооруженные силы, органы госбезопасности, таможенные и пограничные службы. Политические и экономические структуры непризнанных государств более или менее приспособились к существованию в условиях «ни мира, ни войны, ни международного признания», хотя процесс восстановления разрушенной экономики в условиях фактической изоляции от внешнего мира продвигается очень медленно. Большинство этих государств находятся на границе Российской Федерации и россияне, как и наше правительство, имеют тесные политические, культурные, экономические, этнические отношения.
А. Приднестровская Молдавская Республика.
Одной из первых (2.09.1990) появилась Приднестровская Молдавская Республика (население 660 тысяч человек), как ответ на объявленный Народным фронтом Молдавии курс на присоединение к Румынии, переход на румынские учебники и образовательные стандарты. В состав республики (площадь территории 3569 кв.км.) вошли Григориопольский, Дубоссарский, Каменский, Рыбницкий и Слободзейский районы Молдавии, города Бендеры и Тирасполь. Эта территория в течение 20 века несколько раз «меняла» хозяев. В 1940 году после присоединения Бессарабии к СССР и образования Молдавской ССР часть территории прежней автономной республики отошла к Украинской ССР, а часть (практически территория нынешней Приднестровской Республики) – к Молдавской ССР.
В 1992 году противостояние Приднестровской Республики и Республики Молдавии переросло в настоящую войну. В настоящее время выполняется подписанное в 1997 году соглашение между Молдавией и Приднестровьем о нахождении в рамках общего государства в границах Молдавской ССР (на январь 1990 года).
Приднестровский конфликт — конфликт между Молдавией и непризнанным государством, контролирующим часть заявленной территории Молдавии — Приднестровской Молдавской Республикой (Приднестровьем), под контролем которого находится, в основном, левобережье Днестра, население которого составляют молдаване, русские и украинцы (примерно в равной пропорции).
Конфликт, начавшийся ещё в советское время (1989), после обретения Молдавией независимости, привёл к вооружённому противостоянию и многочисленным жертвам с обеих сторон весной и летом 1992 года. Вооружённые действия были прекращены после того как российские войска под командованием генерала Александра Лебедя вмешались в конфликт для защиты мирных граждан и прекращения кровопролития.
В настоящее время безопасность в зоне конфликта обеспечивают Совместные миротворческие силы России, Молдавии, Приднестровья и военные наблюдатели от Украины. Приднестровская Молдавская Республика является единственным регионом на территории восточной Европы, где после ввода миротворческого контингента военные действия были прекращены и не возобновлялись. Но отношения между сторонами конфликта остаются напряжёнными.
Итак, как мы видим, территориальные, политические, экономические и этнические конфликты являются причиной вооруженных столкновений в данном районе и образовании непризнанного государства Приднестровской Молдавской республики. Но модель образования Приднестровской республики отличается от моделей непризнанных Кавказских государств. Здесь (ПМР) в большей степени сыграли роль политические и экономические причины.
(Приложение №1. Государственная символика и основные данные ПМР)
Б. Гагаузская Республика.
Была провозглашена в 1990 году на юге Молдавской ССР как протест малочисленной этнической группы – гагаузов (потомков православных переселенцев из Болгарии, бежавших в Россию во время Русско-турецких войн 18-19 веков) против намерения руководства Молдавии присоединиться к Румынии. Республика состоит из 4 анклавов общей площадью 1,8 тысяч кв.км.
Переговоры с правительством Молдавии привели к признанию прав гагаузов на определенную автономию и права на самоопределение в случае потери Молдавией своей государственности, т.е. при присоединении к Румынии. По реформе административно-территориального деления 1998 года Гагаузия имеет статус «территориальной автономной единицы».
Схожесть моделей этнодемографического развития Абхазии и Южной Осетии привели к образованию непризнанных государств. Обе страны в советский период своей истории развивались как автономные образования в границах Грузинской ССР, обе вышли из состава Грузии в результате кровопролитных войн в начале 1990-х годов, восстановили территориальную целостность и были признаны РФ и рядом других стран (Приложение . Таблица) после августовской войны 2008 года, в каждой имелись и имеются более-менее крупные грузинские этнические анклавы, абхазы и осетины принадлежат к единому северокавказскому (горскому) этнокультурному пространству.
(Приложение №2. Государственная символика и основные данные Гагаузской Республики)
В. Республика Абхазия.
Ранее на этой территории располагалось Абхазское княжество, которое вступило под покровительство Российской империи в 1810 году как самостоятельная государственная единица. До 1864 года оно сохраняло государственность и суверенный контроль над своей территорией. С 1864 по 1917 год Абхазия была подчинена царской администрации на Кавказе.
Абхазы, а также родственные им адыги, кабардинцы, черкесы, убыхи и абазины - автономное население Кавказа. На территории современной Абхазии к концу 80-х абхазов проживало порядка 18%.
Абхазское царство, нередко спасавшее последнюю грузинскую государственность, всегда было тесно связано с Грузией. После Октябрьской Революции Абхазия были включена в состав Грузинской ССР как автономия. Однако еще в советское время Абхазия выступала с инициативой перехода ее под юрисдикцию РСФСР.
Вопрос об изменении статуса Абхазии (выход из состава Грузии или возвращение статуса союзной республики) вставал неоднократно. Конфликт обострился после принятия в 1989-1990 г.г. парламентом Грузии постановлений, признающих недействительным существование автономии, в результате чего Абхазия стала именоваться Западной Грузией. После провозглашения в 1992г. Абхазии независимым государством на ее территорию вошли войска Грузии, и началась война.
Первый президент Грузии, объявивший унитарность Грузии натолкнулся на серьезное сопротивление в среде, как обычных абхазов, так и среди абхазской интеллигенции. После требования о размещении новоиспеченных грузинских войск на территории Абхазии и последовавшего отказа со стороны Парламента Абхазии начались полномасштабные военные действия. На стороне абхазов тогда воевали сводные отряды северокавказцев, в том числе чеченцы.
Из-за отказа Грузии вступать в СНГ Россия также поддерживала пророссийски настроенную Абхазию. Победоносная война абхазов закончилась эвакуацией Шеварнадзе российским спецназом из Сухуми (после чего, кстати, Грузия и вступила в СНГ), а также оттоком огромного числа беженцев многих национальностей - грузин, армян, греков. В настоящее время на территории Грузии проживают порядка 400 тысяч беженцев из Абхазии.
В ходе переговоров по урегулированию абхазо-грузинского конфликта сторонам не удалось достигнуть согласия. Грузинская сторона была готова предоставить Абхазии «самую широкую автономию в рамках единого грузинского государства». Абхазия допускает возможность создания конфедерации, в которую Абхазия могла бы войти как самостоятельное государство на основе договора с Грузией.
Сейчас Абхазия находится в блокированном состоянии. Граница с Россией, по сути, открыта, однако существует множество бюрократических преград для преодоления ее; граница с Грузией - линия фронта. Грузинские войска и вооруженные отряды местных сванов контролируют часть территории Абхазии - Кодорское ущелье, где расположено несколько сел и проходит стратегическая для Грузии ЛЭП из России. (Приложение №3. Государственная символика и основные данные Абхазии)
Г. Южная Осетия
Южная Осетия (область, с 1989 года – автономная республика в составе Грузинской ССР) в 1990 году объявила себя суверенной республикой в составе СССР. В ответ на это Верховный Совет Грузии отменил автономный статус Южной Осетии, которая стала называться «Цхинвальский регион».
В 1991 Южная Осетия получила фактическую независимость, которая с 2008 года признана 4 странами-членами ООН.
На референдуме 1992 года более 90% населения Южной Осетии высказалось за независимость республики от Грузии.
Конфликт был юридически разрешен после подписания в 1992 году Соглашения президентами России и Грузии, представителями Северной и Южной Осетии .
Схожи и модели этногеографического развития Южной Осетии и Нагорного Карабаха, которые привели к образованию самопровозглашенного государства.
(Приложение №4. Государственная символика и основные данные Южной Осетии)
Д. Нагорный Карабах.
Нагорный Карабах (по-армянски Арцах, т.е. «солнечный лес»- историческая территория проживания армян. В Армении это была одна из исторических областей, сохранившая свое название ещё с урартского «уртехини». Население этой территории было всегда армянским.
Причины конфликта лежат в особенностях исторического развития территории.
После раздела Армении между Византии (а затем арабами и турками) и Ираном, в Арцахе и в соседнем Утике начали селиться турки, и область эта, будучи под началом Ирана, получила турецкое название Карабах (Черный Сад). В Средневековье здесь остались последние остатки армянской государственности – 5 полунезависимых княжеств-меликств.
При включении Закавказья в состав Российской Империи Арцах был поделен между Эриванской и Елизаветпольской губерниями. После получения независимости 3 закавказскими республиками, Арцах недолгое время был в составе Армении, однако в ходе нападений мусуватистского Азербайджана в скором времени превратился «передвигающуюся линию фронта».
В советское время, по условию мира с Турцией, Арцах был превращен в Нагорно-Карабахскую автономную область в составе Азербайджанской ССР, лишившись при этом почти половины своей территории (равнинный Карабах). В автономной области переселялись азербайджанцы, и поощрялся отток армянского населения, в частности в Сумгаит. Ныне Нагорный Карабах – это анклав на территории Азербайджана. В 1989 году было объявлено присоединение Арцаха к Армении, что повлекло за собой столкновения, переросшие в полномасштабную войну.
Карабахская армия, не без помощи российских консультантов, добровольцев из самой Армении и диаспоры, материальной помощи, победила, заняв не только территорию НКАО и Лачинского коридора, связующего Арцах с Арменией, но и территории семи районов собственно Азербайджана.
Столицей никем не признанного государства (кроме Армении) является город Степанакерт. Всем жителям Арцаха Армения предоставляет свое гражданство.
Последний план урегулирования, предложенный американской администрацией, - план Пола Гоббла не устраивает как армянских политиков, говорящих о невозможности обмена одних армянских территорий на другие, так и азербайджанских. По плану, взамен Карабаха и Лачинского коридора Азербайджан получает Мегринский район для связывания с Нахичиванем, но, для предотвращения образования тюркского пояса, опасного для Армении и Ирана, Ереван получает часть территории Нахичевани, граничащей с Турцией.
(Приложение №5. Карта и государственные символы Нагорного Карабаха)
5. Стратегии поведения России по непризнанным государствам на постсоветском пространстве.
По мнению журнала «Политекс» ( Политическая экспертиза. 2012г.), на наш взгляд, Российская Федерация может использовать три стратегии поведения по непризнанным государствам постсоветского пространства. Первая, которая условно может быть названа стратегией «самоопределения», состоит в одностороннем признании и даже возможном присоединении Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья к России. Этот вариант найдет широкую поддержку населения России, вызовет новую волну имперских умонастроений у части правящего класса. При этом на международном уровне Россия, скорее всего, не получит поддержки, так как при реализации такого сценария будет нарушена территориальная целостность сразу двух государств — Грузии и Молдавии, что будет означать полный отход от хельсинских принципов и может стать, в совокупности со случаем Косово, прецедентом для сепаратистов различных регионов мира. Можно предположить, что США, страны Европейского союза, некоторые страны СНГ открыто выступят против таких действий России и не признают нарушение территориальной целостности Грузии и Молдавии. Не поддержат таких действий России и «азиатские гиганты» — Китай и Индия, имеющие большие проблемы с собственными сепаратистскими территориями.
Можно предположить, что процесс признания и возможного присоединения Южной Осетии к России, в отличие от Абхазии и Приднестровья, сразу же приведет к возобновлению вооруженных действий, учитывая мозаичное расселение осетинского и грузинского населения на спорной территории. Кроме того, России придется решать экономические проблемы этих территорий, что невозможно сделать без ущерба для неконкурентоспособного местного населения, возникновения новых конфликтов с российской администрацией и капиталом. Интенсивная помощь Абхазии, Приднестровью и Южной Осетии вызовет недовольство в депрессивных регионах самой России, которые так и не ощутили последствий значительного роста российской экономики.
6. Виртуальные государства.
Так называемые виртуальные государства – объединения, созданные частными лицами и заявляющие о своей суверенности. На практике они не имеют большинства необходимых признаков государственности, но иногда относятся некоторыми источниками к непризнанным государствам в силу относительно хорошей юридической обоснованности.
Экзотический Силенд.
В 1967 отставной майор британской армии Пэдди Рой Бэйтс объявил о создании суверенного государства на бывшей британской платформе Рафс-Тауэр, расположенной в нейтральных водах Северного моря и вычеркнутой из списков британского Адмиралтейства. В 1968 году после того, как британский сторожевой катер, подошедший к Силенду, был встречен предупредительными выстрелами, против Роя Бейтса был начат судебный процесс как против гражданина Соединенного Королевства, в ходе которого было вынесено постановление о нахождении дела вне поля британской юрисдикции. В 1987 году в результате расширения суверенной морской зоны Великобритании с 3 до 12 миль Силенд формально оказался в территориальных водах Соединенного Королевства, но при этом по-прежнему полностью контролирует свою «заявленную» территорию. По мнению многих некоторых источников Силенд отвечает всем критериям государственности, указанным Конвенцией Монтевидео о правах и обязанностях государств, и является непризнанным государством. (Приложение №8)
Также другие образования нередко называют себя непризнанными государствами, ссылаясь на юридические курьёзы.
Виртуальные государства возникают и на внеземных территориях, в частности на Луне.
Государство на Луне.
Виртуальное государство (микрогосударство) — вымышленное образование, объединяющее незначительное количество людей, а для остальных являющееся вымыслом, существующим только на бумаге или в Интернете. Аналогичный смысл имеют понятия фэнтезийная страна, кибергосударство и другие. Исходя из этого, можно и Луну назвать государством. Если на Луне имеют участки более 2 миллионов людей, то разве нельзя рассматривать Луну как микрогосударство? Тем более, у нее даже есть своя конституция. Если у вас возникло желание приобрести недвижимость на Луне, информация в приложении (Приложение №9)
III. Заключение
Самопровозглашенные государства, как мы видим, абсолютно разные. Это феномен на политической карте мира. Они отличаются размерами, географическим положением, статусом, уровнем экономического развития, стабильностью в политическом отношении, членством в ООН и числом признанных государств.
Причины появления новых государств во многом схожи: 1- это сепаратисткие движения, часто направленные на разжигание вражды между народами и отделения части территории государства с целью создания нового самостоятельного государства; 2- передел национально-государственных границ, ведущих к ущемлению интересов одних народов другими; 3- распад СССР и Югославии и связанные с этим этнотерриториальные конфликты, и когда общее социально-экономическое положение в стране резко меняется к худшему и наступает политическая нестабильность.
Следовательно, причины их образования, проблемы, которые они испытывают во многом схожие и мы их рассмотрели. Я думаю цель, которую мы поставили выполнена с помощью определенных задач
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы учителем и учащимися в качестве дополнительного материала при изучении темы «Современная политическая карта мира». Визитные карточки непризнанных государств можно использовать учителем в качестве раздаточного материала на уроке при изучении темы «Современная политическая карта мира».
Виртуальные государства, на наш взгляд, это «фантастические» государства. Создатели таких «государств» - амбициозные люди, желающие привлечь к себе внимание света. Хотя в будущем существование таких государств на других планетах, наверное, возможно.
IV. Список литературы
http://geo.historic.ru
Компас своими руками
Как я избавился от обидчивости
Лавовая лампа
Голубая лягушка
Домик зимней ночью