Недавно в программе «Новости» прошло сообщение, что американские социологи провели опрос среди жителей города Нью-Йорка, основной вопрос, который их интересовал, как себя чувствуют и какие эмоции испытывают жители, когда находятся в разных местах города. Результаты получились, неоднозначные, например, наиболее многолюдные места, главные улицы вызывают у людей наибольшее раздражение, а непримечательные места, где меньше людей их посещают, даже одно из кладбищ получило большую популярность, и вызывают больше положительных эмоций среди населения города. Нас заинтересовал этот вопрос, и мы задались целью определить, какие места в п. Томаровка вызываю наибольшие положительные эмоции у местных жителей.
Актуальность темы исследования
Наш поселок - это самый крупный промышленный центр Яковлевского района, с развивающийся инфраструктурой. На ближайшие 5 лет администрацией поселка намечены большие изменения в плане строительства значимых объектов для жителей поселка. Но в данной работе мы стремимся показать, что на территории поселка есть места, которые очень нравятся населению, вызывают положительный отклик, но есть места, на которые стоит обратиться внимание и что-то изменить в их облике или подумать над их функциональным значением. При этом эмоциональная сторона личности человека будет иметь значение при социологических опросах.
Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Любые проявления активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение.
Таким образом, нами была определена тема исследования: «Влияние места нахождения человека на его эмоциональное состояние».
Вложение | Размер |
---|---|
issled._zenina_2013-2014.doc | 423 КБ |
issled._zenina_2013-2014.doc | 423 КБ |
Оглавление
Введение ____________________________________________________
Глава I.
Глава II.
Организация и проведение исследования.
Заключение
Литература
Введение
Недавно в программе «Новости» прошло сообщение, что американские социологи провели опрос среди жителей города Нью-Йорка, основной вопрос, который их интересовал, как себя чувствуют и какие эмоции испытывают жители, когда находятся в разных местах города. Результаты получились, неоднозначные, например, наиболее многолюдные места, главные улицы вызывают у людей наибольшее раздражение, а непримечательные места, где меньше людей их посещают, даже одно из кладбищ получило большую популярность, и вызывают больше положительных эмоций среди населения города. Нас заинтересовал этот вопрос, и мы задались целью определить, какие места в п. Томаровка вызываю наибольшие положительные эмоции у местных жителей.
Актуальность темы исследования
Наш поселок - это самый крупный промышленный центр Яковлевского района, с развивающийся инфраструктурой. На ближайшие 5 лет администрацией поселка намечены большие изменения в плане строительства значимых объектов для жителей поселка. Но в данной работе мы стремимся показать, что на территории поселка есть места, которые очень нравятся населению, вызывают положительный отклик, но есть места, на которые стоит обратиться внимание и что-то изменить в их облике или подумать над их функциональным значением. При этом эмоциональная сторона личности человека будет иметь значение при социологических опросах.
Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Любые проявления активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение.
Таким образом, нами была определена тема исследования: «Влияние места нахождения человека на его эмоциональное состояние».
Цель исследования:
Изучение влияния места нахождения человека на его эмоционального состояние.
Задачи:
Объект исследования:
Население поселка по возрастным группам (14-18 лет, 19-40 лет, 41 и старше).
Предмет исследования:
Эмоциональное состояние, которое человек испытывает, когда посещает разные места в п. Томаровка.
Методы исследования:
Гипотеза:
Предположим, что все наиболее посещаемые места в п. Томаровка вызывают положительные эмоции у населения в разных возрастных группах.
В 1 главе рассмотрим теорию развития эмоций, инфраструктуру п. Томаровка.
Во 2 главе даны результаты анкетирования населения п. Томаровка и выводы.
Глава I.
Эмоции — это более широкое понятие, чувства же представляют собой одно из проявлений эмоциональных переживаний. В практической жизни под эмоциями мы обычно понимаем самые разнообразные реакции человека — от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроений. В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности и предметы, на которые они направлены. Другая всеобщая черта эмоций, о которой необходимо сказать, — это их содействие в реализации потребностей и достижении определенных целей. Поскольку любая эмоция положительна или отрицательна, человек может судить о достижении поставленной цели. Так, положительная эмоция всегда связана с получением желаемого результата, а отрицательная, наоборот, с неудачей при достижении цели. Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоции самым непосредственным образом связаны с регуляцией деятельности человека.
В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций. В ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует. Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной. Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма. Ч. Дарвина заинтересовал жизненный смысл тех изменений в организме, которые сопровождают соответствующие эмоции. Сопоставив факты, Дарвин пришел к следующим выводам о природе и роли эмоций в жизни человека:
1. Внутренние (органические) и внешние (двигательные) проявления эмоций выполняют в жизни человека важную приспособительную роль. Они настраивают его на определенные действия и, кроме того, это для него сигнал о том, как настроено и что намерено предпринять другое живое существо.
2. Когда-то в процессе эволюции живых существ те органические и двигательные реакции, которые у них есть в настоящее время, были компонентами полноценных, развернутых практических приспособительных действий. Впоследствии их внешние компоненты сократились, но жизненная функция осталась прежней. Например, человек или животное в гневе оскаливают зубы, напрягают мышцы, как бы готовясь к нападению, у них учащается дыхание и пульс. Это сигнал: живое существо готово совершить акт агрессии.
Нигде так ярко не обнаруживается взаимосвязь физиологических и психических явлений, тела и души, как в психологии эмоций. Эмоциональные переживания всегда сопровождаются более или менее глубокими изменениями деятельности нервной системы, сердца, дыхания, желез внутренней секреции, мышечной системы и т. д. Под влиянием эмоций меняется голос, выражение глаз, окраска кожи. Эмоции способны охватывать своим влиянием весь организм человека, дезорганизовать или, напротив, улучшать его деятельность. Эмоциональные явления
Чувство бесчувствия — психопатологическое нарушение, которое характеризуется субъективным впечатлением о собственной внутренней пустоте, смерти чувств, чувство, что больше нет чувств. Больные жалуются на то, что они не чувствуют больше любовь к своим детям, супругам, нет радости от ранее приятных занятий. При этом само это состояние может порождать мучительные эмоции. Оно выступает типичным проявлением при эндогенной депрессии, при неврозах, но также и при возникновении шизофрении и других психозов.
Вершинное переживание — понятие теории самоактуализации личности которая представляет собой глубинное переживание индивида, выступающее ключом в процессе его самоактуализации. К вершинным относил такие переживания, как экстаз, восторг, любовь, наслаждение от произведений искусства и от природы.
Страх — негативное эмоциональное состояние, которое возникает, прежде всего, в ситуациях, когда мотивация избегания не может быть реализована. Возникает, если индивид имеет побуждение и осознанную цель покинуть ситуацию, но продолжает в силу внешних причин оставаться в ней. В подобных условиях локальный страх может стать генерализованным. Как показано в экспериментах И.П. Павлова и Дж. Вольпе, на основе генерализованного страха происходит научение и страх приобретает форму личностной нелокализованной тревожности, или, связываясь с широким кругом более или менее случайных предметов или ситуаций, становится фобией. По Х. Айзенку, предпосылками возникновения тревожности выступают высокие показатели таких личностных факторов, как невротизм и интроверсия. Тревога — отрицательное эмоциональное переживание, которое обусловлено ожиданием чего – то опасного. Имеет диффузный характер, не связана с конкретными событиями. При наличии тревоги на физиологическом уровне фиксируются учащение дыхания, усиление сердцебиения, увеличение кровотока, повышение давления, возрастание общей возбудимости, снижение порога чувствительности.
Томаровка — городское поселение в Яковлевском районе Белгородской области, железнодорожная станция на линии Белгород-Сумы.
Население составляет 8 008 человек на 2012 г. . В п. Томаровка проживает 7908 человек, остальное население проживает на хуторах: х. Федоренков – 17 чел., х. Кисленко – 4 чел., х. Цыхманов – 3 чел., х. Семин – 7 чел., х. Роговой – 20 чел., х. Волохов – 49 чел.
Томаровка - самый крупный промышленный центр Яковлевского района. Основой экономического потенциала являются предприятия промышленного, перерабатывающего и сельскохозяйственного назначения: ЗАО «Томаровский мясокомбинат», ООО «Белгранкорм - Томаровка» им.Васильева, ЗАО «Томмолоко», ОАО «Томаровский авторемонтный завод», ОАО «Томаровский кирпичный завод», ООО «Росстрой», ОАО «Томаровское ХПП», ООО «МебельСервис», ООО «Палитра», Томаровское сельпо, индивидуальные предприниматели.
В настоящее время на территории поселения находится 57 магазина продовольственных и промышленных товаров, из них Томаровского сельпо – 13 магазинов, райпо – 2, индивидуальных предпринимателей – 42. Имеются все современные системы связи, АТС на 2048 номеров.
Поселок Томаровка соединен с областным центром железнодорожным и автобусным сообщением, с районным центром – автобусным сообщением. Также между населенными пунктами имеется автобусное сообщение, организовано движение маршрутных такси. Дороги между населенными пунктами имеют твердое покрытие.
Социальная инфраструктура представлена лечебным учреждением МУЗ «Томаровская районная больница» с амбулаторным и стационарным обслуживанием, 5 аптечными пунктами, двумя средними школами, детским садом, Томаровским Домом культуры и сельским клубом, тремя библиотеками, детской школой искусств, психо- неврологическим диспансером, домом-интернатом, досуговым центром для ветеранов, 3 кафе «Современник», «Фреска и «Березка», база отдыха «Земляне».
Глава 2.
Организация и проведение исследования
Для достижения цели исследования и реализации поставленных задач нами было проведено исследование.
В исследовании приняло участие 167 человек.
На основе анкеты нами получены данные исследования возрастной группы от 14 до 18 лет.
Выбор | Респонденты от 14 до 18 лет (женщины), опрошено 67 человек % | Респонденты от 14 до 18 лет (мужчины), опрошено 40 человек % | Средний балл | |
В школе | 62.5 | 71 | 66.75 | |
В детском саду | 36 | 60 | 48 | |
В больнице | 33 | 32 | 32.5 | |
В спортивном зале (школы) | 66 | 88 | 77 | |
В Доме культуры | 68 | 69 | 68.5 | |
В библиотеке | 59 | 42 | 50.5 | |
В церкви | 59 | 65.5 | 62 | |
На площади перед ДК | 75 | 70 | 72.5 | |
В парке | 82 | 81 | 81.5 | |
На стадионе | 69 | 83 | 76 | |
У памятника | 83 | 62.5 | 72.75 | |
На почте | 50 | 55 | 52.5 | |
На рынке | 54 | 51.5 | 53 | |
В банке | 49 | 57 | 53 | |
При оплате платежей | 43 | 46 | 46 | |
В магазине | 64 | 60.5 | 62 | |
«Магнит» | 67 | 69 | 68 | |
«Пятерочка» | 47 | 68.5 | 58 | |
«Перекресток» (ул. Магистральная) | 48 | 54.5 | 51 | |
«Перекресток» (ул. Ватутина) | 57 | 53.5 | 55 | |
В кафе «Современник» | 63 | 58.5 | 61 | |
В кафе «Фреска» | 55 | 65 | 60 | |
База отдыха «Земляне» | 77 | 84 | 80,5 |
На основе полученных данных, можно сделать вывод, что высокие показатели эмоционального состояния в женщин: когда находятся в парке, на площади, у памятника, в магазине «Магнит», на базе «земляне», низкие показатели по отношению к детскому саду, больнице. У мужчин наиболее высокие положительные эмоции возникают по отношению к школе, спортивному залу, к площади, парку, стадиону, к памятнику, к базе отдыха.
Наиболее высокие средние показатели к школе, спортивному залу. дому культуры, парку, стадиону, к базе отдыха, низкие показатели: детский сад, больница, оплата платежей, магазин «Перекресток».
При опросе возрастной группы от 19 до 40 лет и от 41 года и старше были получены следующие данные:
Выбор | Респонденты от 19 лет до 40 лет, опрошено 29 человек % | Респонденты от 41 года и старше, опрошено 31 человек % | Средний балл | |
В школе | 74 | 80 | 77 | |
В детском саду | 75 | 78 | 76.5 | |
В больнице | 35 | 43 | 39 | |
В спортивном зале (школы) | 38 | 65 | 52 | |
В Доме культуры | 62 | 72 | 67 | |
В библиотеке | 78 | 84 | 81 | |
В церкви | 95 | 70 | 83 | |
На площади перед ДК | 62 | 62 | 62 | |
В парке | 70 | 76 | 73 | |
На стадионе | 63 | 68 | 66 | |
У памятника | 53 | 50 | 52 | |
На почте | 53 | 46 | 50 | |
На рынке | 53 | 45 | 49 | |
В банке | 47 | 48 | 48 | |
При оплате платежей | 60 | 54 | 57 | |
В магазине | 65 | 56 | 61 | |
«Магнит» | 68 | 78 | 73 | |
«Пятерочка» | 53 | 66 | 60 | |
«Перекресток» (ул. Магистральная) | 57 | 30 | 44 | |
«Перекресток» (ул. Ватутина) | 28 | 37 | 33 | |
В кафе «Современник» | 17 | 30 | 24 | |
В кафе «Фреска» | 48 | 50 | 49 | |
База отдыха «Земляне» | 57 | 63 | 60 |
Полученные данные показывают, что от 19 до 24 лет положительные эмоции возникают к школе, детскому саду, библиотеке, церкви, к парку, отрицательные эмоции: больница, кафе «Современник» и кафе «Фреска».
В возрасте от 40 и выше положительные эмоции вызывают детский сад, к библиотеке, церкви, парк, магазин «Магнит», отрицательные эмоции: больница, памятник, почта, рынок, банк, магазины «Перекресток», кафе «Современник» и кафе «Фреска».
Сравним средние показатели по возрастным группам.
Выбор | Респонденты от 14 лет до 18 лет, опрошено 29 человек % | Респонденты от 19 лет старше, опрошено 31 человек % | |
В школе | 67 | 77 | |
В детском саду | 48 | 76 | |
В больнице | 32 | 39 | |
В спортивном зале (школы) | 77 | 52 | |
В Доме культуры | 68 | 67 | |
В библиотеке | 50 | 81 | |
В церкви | 62 | 83 | |
На площади перед ДК | 72 | 62 | |
В парке | 81 | 73 | |
На стадионе | 76 | 66 | |
У памятника | 73 | 52 | |
На почте | 52 | 50 | |
На рынке | 53 | 49 | |
В банке | 53 | 48 | |
При оплате платежей | 46 | 57 | |
В магазине | 62 | 61 | |
«Магнит» | 68 | 73 | |
«Пятерочка» | 58 | 60 | |
«Перекресток» (ул. Магистральная) | 51 | 44 | |
«Перекресток» (ул. Ватутина) | 55 | 33 | |
В кафе «Современник» | 61 | 24 | |
В кафе «Фреска» | 60 | 49 | |
База отдыха «Земляне» | 80 | 60 |
На основе данных таблицы можно сделать вывод, что совпадают показатели по отношению к школе – положительное эмоциональное состояние, а также к Дому культуры, парку, школе, к базе «Земляне». Одинаковые средние показатели к магазинам. Разнятся показатели по отношению к кафе «Современник» и кафе «Фреска», спортивному залу, детскому саду. Низкие показатели в двух возрастных группах к больнице, к почте, к рынку, банку, магазину «Перекресток» (ул. Магистральная).
Вывод
В ходе исследования мы пришли к выводу, что различные места наиболее массового скопления людей в п. Томаровка по-разному воздействуют на эмоциональное состояние населения. Поэтому, поставленная нами гипотеза подтвердилась.
Заключение
Таким образом, проведенное исследование среди населения п. Томаровка, определили, что есть отдельные инфраструктуры, которые требуют изменения функционирования, либо изменения внутри отдельного магазина, либо отношения людей, например, к библиотеке в возрастной группе от 14 до 18 лет.
Полученные данные могут быть интересны администрации поселка в качестве преобразования населенного пункта, выделения большего финансирования для поддержанию их деятельности.
Данный опыт может быть полезен и другим населенным пунктам в качестве определения наиболее востребованных сфер деятельности и распределения на их бюджета администрации.
Список литературы
1. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности: Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. – 95 с.
2. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2006. - 582 с.
3. Немов, Р.С. Общая психология: [крат. курс] / Р.С. Немов. - СПб.: Питер, 2008. - 304 с.
4. Психологический словарь. / Под ред. А.В. Петровского. – Ростов-на-Дону, 1999. – 364 с.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога
5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2007. - 712 с.
6. Саблин, В.С. Психология человека: учебник / В.С. Саблин, С.П. Слаква. - М.: Дашков и К, 2006. - 741 с.
7. Семке В.Я. Умейте властвовать собой. – Новосибирск: Наука, 1991. – 233 с.
8. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - 8-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 671 с.
postindex.esosedi.ru/31-belgorodska...
Оглавление
Введение ____________________________________________________
Глава I.
Глава II.
Организация и проведение исследования.
Заключение
Литература
Введение
Недавно в программе «Новости» прошло сообщение, что американские социологи провели опрос среди жителей города Нью-Йорка, основной вопрос, который их интересовал, как себя чувствуют и какие эмоции испытывают жители, когда находятся в разных местах города. Результаты получились, неоднозначные, например, наиболее многолюдные места, главные улицы вызывают у людей наибольшее раздражение, а непримечательные места, где меньше людей их посещают, даже одно из кладбищ получило большую популярность, и вызывают больше положительных эмоций среди населения города. Нас заинтересовал этот вопрос, и мы задались целью определить, какие места в п. Томаровка вызываю наибольшие положительные эмоции у местных жителей.
Актуальность темы исследования
Наш поселок - это самый крупный промышленный центр Яковлевского района, с развивающийся инфраструктурой. На ближайшие 5 лет администрацией поселка намечены большие изменения в плане строительства значимых объектов для жителей поселка. Но в данной работе мы стремимся показать, что на территории поселка есть места, которые очень нравятся населению, вызывают положительный отклик, но есть места, на которые стоит обратиться внимание и что-то изменить в их облике или подумать над их функциональным значением. При этом эмоциональная сторона личности человека будет иметь значение при социологических опросах.
Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Любые проявления активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение.
Таким образом, нами была определена тема исследования: «Влияние места нахождения человека на его эмоциональное состояние».
Цель исследования:
Изучение влияния места нахождения человека на его эмоционального состояние.
Задачи:
Объект исследования:
Население поселка по возрастным группам (14-18 лет, 19-40 лет, 41 и старше).
Предмет исследования:
Эмоциональное состояние, которое человек испытывает, когда посещает разные места в п. Томаровка.
Методы исследования:
Гипотеза:
Предположим, что все наиболее посещаемые места в п. Томаровка вызывают положительные эмоции у населения в разных возрастных группах.
В 1 главе рассмотрим теорию развития эмоций, инфраструктуру п. Томаровка.
Во 2 главе даны результаты анкетирования населения п. Томаровка и выводы.
Глава I.
Эмоции — это более широкое понятие, чувства же представляют собой одно из проявлений эмоциональных переживаний. В практической жизни под эмоциями мы обычно понимаем самые разнообразные реакции человека — от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроений. В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности и предметы, на которые они направлены. Другая всеобщая черта эмоций, о которой необходимо сказать, — это их содействие в реализации потребностей и достижении определенных целей. Поскольку любая эмоция положительна или отрицательна, человек может судить о достижении поставленной цели. Так, положительная эмоция всегда связана с получением желаемого результата, а отрицательная, наоборот, с неудачей при достижении цели. Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоции самым непосредственным образом связаны с регуляцией деятельности человека.
В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций. В ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует. Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной. Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма. Ч. Дарвина заинтересовал жизненный смысл тех изменений в организме, которые сопровождают соответствующие эмоции. Сопоставив факты, Дарвин пришел к следующим выводам о природе и роли эмоций в жизни человека:
1. Внутренние (органические) и внешние (двигательные) проявления эмоций выполняют в жизни человека важную приспособительную роль. Они настраивают его на определенные действия и, кроме того, это для него сигнал о том, как настроено и что намерено предпринять другое живое существо.
2. Когда-то в процессе эволюции живых существ те органические и двигательные реакции, которые у них есть в настоящее время, были компонентами полноценных, развернутых практических приспособительных действий. Впоследствии их внешние компоненты сократились, но жизненная функция осталась прежней. Например, человек или животное в гневе оскаливают зубы, напрягают мышцы, как бы готовясь к нападению, у них учащается дыхание и пульс. Это сигнал: живое существо готово совершить акт агрессии.
Нигде так ярко не обнаруживается взаимосвязь физиологических и психических явлений, тела и души, как в психологии эмоций. Эмоциональные переживания всегда сопровождаются более или менее глубокими изменениями деятельности нервной системы, сердца, дыхания, желез внутренней секреции, мышечной системы и т. д. Под влиянием эмоций меняется голос, выражение глаз, окраска кожи. Эмоции способны охватывать своим влиянием весь организм человека, дезорганизовать или, напротив, улучшать его деятельность. Эмоциональные явления
Чувство бесчувствия — психопатологическое нарушение, которое характеризуется субъективным впечатлением о собственной внутренней пустоте, смерти чувств, чувство, что больше нет чувств. Больные жалуются на то, что они не чувствуют больше любовь к своим детям, супругам, нет радости от ранее приятных занятий. При этом само это состояние может порождать мучительные эмоции. Оно выступает типичным проявлением при эндогенной депрессии, при неврозах, но также и при возникновении шизофрении и других психозов.
Вершинное переживание — понятие теории самоактуализации личности которая представляет собой глубинное переживание индивида, выступающее ключом в процессе его самоактуализации. К вершинным относил такие переживания, как экстаз, восторг, любовь, наслаждение от произведений искусства и от природы.
Страх — негативное эмоциональное состояние, которое возникает, прежде всего, в ситуациях, когда мотивация избегания не может быть реализована. Возникает, если индивид имеет побуждение и осознанную цель покинуть ситуацию, но продолжает в силу внешних причин оставаться в ней. В подобных условиях локальный страх может стать генерализованным. Как показано в экспериментах И.П. Павлова и Дж. Вольпе, на основе генерализованного страха происходит научение и страх приобретает форму личностной нелокализованной тревожности, или, связываясь с широким кругом более или менее случайных предметов или ситуаций, становится фобией. По Х. Айзенку, предпосылками возникновения тревожности выступают высокие показатели таких личностных факторов, как невротизм и интроверсия. Тревога — отрицательное эмоциональное переживание, которое обусловлено ожиданием чего – то опасного. Имеет диффузный характер, не связана с конкретными событиями. При наличии тревоги на физиологическом уровне фиксируются учащение дыхания, усиление сердцебиения, увеличение кровотока, повышение давления, возрастание общей возбудимости, снижение порога чувствительности.
Томаровка — городское поселение в Яковлевском районе Белгородской области, железнодорожная станция на линии Белгород-Сумы.
Население составляет 8 008 человек на 2012 г. . В п. Томаровка проживает 7908 человек, остальное население проживает на хуторах: х. Федоренков – 17 чел., х. Кисленко – 4 чел., х. Цыхманов – 3 чел., х. Семин – 7 чел., х. Роговой – 20 чел., х. Волохов – 49 чел.
Томаровка - самый крупный промышленный центр Яковлевского района. Основой экономического потенциала являются предприятия промышленного, перерабатывающего и сельскохозяйственного назначения: ЗАО «Томаровский мясокомбинат», ООО «Белгранкорм - Томаровка» им.Васильева, ЗАО «Томмолоко», ОАО «Томаровский авторемонтный завод», ОАО «Томаровский кирпичный завод», ООО «Росстрой», ОАО «Томаровское ХПП», ООО «МебельСервис», ООО «Палитра», Томаровское сельпо, индивидуальные предприниматели.
В настоящее время на территории поселения находится 57 магазина продовольственных и промышленных товаров, из них Томаровского сельпо – 13 магазинов, райпо – 2, индивидуальных предпринимателей – 42. Имеются все современные системы связи, АТС на 2048 номеров.
Поселок Томаровка соединен с областным центром железнодорожным и автобусным сообщением, с районным центром – автобусным сообщением. Также между населенными пунктами имеется автобусное сообщение, организовано движение маршрутных такси. Дороги между населенными пунктами имеют твердое покрытие.
Социальная инфраструктура представлена лечебным учреждением МУЗ «Томаровская районная больница» с амбулаторным и стационарным обслуживанием, 5 аптечными пунктами, двумя средними школами, детским садом, Томаровским Домом культуры и сельским клубом, тремя библиотеками, детской школой искусств, психо- неврологическим диспансером, домом-интернатом, досуговым центром для ветеранов, 3 кафе «Современник», «Фреска и «Березка», база отдыха «Земляне».
Глава 2.
Организация и проведение исследования
Для достижения цели исследования и реализации поставленных задач нами было проведено исследование.
В исследовании приняло участие 167 человек.
На основе анкеты нами получены данные исследования возрастной группы от 14 до 18 лет.
Выбор | Респонденты от 14 до 18 лет (женщины), опрошено 67 человек % | Респонденты от 14 до 18 лет (мужчины), опрошено 40 человек % | Средний балл | |
В школе | 62.5 | 71 | 66.75 | |
В детском саду | 36 | 60 | 48 | |
В больнице | 33 | 32 | 32.5 | |
В спортивном зале (школы) | 66 | 88 | 77 | |
В Доме культуры | 68 | 69 | 68.5 | |
В библиотеке | 59 | 42 | 50.5 | |
В церкви | 59 | 65.5 | 62 | |
На площади перед ДК | 75 | 70 | 72.5 | |
В парке | 82 | 81 | 81.5 | |
На стадионе | 69 | 83 | 76 | |
У памятника | 83 | 62.5 | 72.75 | |
На почте | 50 | 55 | 52.5 | |
На рынке | 54 | 51.5 | 53 | |
В банке | 49 | 57 | 53 | |
При оплате платежей | 43 | 46 | 46 | |
В магазине | 64 | 60.5 | 62 | |
«Магнит» | 67 | 69 | 68 | |
«Пятерочка» | 47 | 68.5 | 58 | |
«Перекресток» (ул. Магистральная) | 48 | 54.5 | 51 | |
«Перекресток» (ул. Ватутина) | 57 | 53.5 | 55 | |
В кафе «Современник» | 63 | 58.5 | 61 | |
В кафе «Фреска» | 55 | 65 | 60 | |
База отдыха «Земляне» | 77 | 84 | 80,5 |
На основе полученных данных, можно сделать вывод, что высокие показатели эмоционального состояния в женщин: когда находятся в парке, на площади, у памятника, в магазине «Магнит», на базе «земляне», низкие показатели по отношению к детскому саду, больнице. У мужчин наиболее высокие положительные эмоции возникают по отношению к школе, спортивному залу, к площади, парку, стадиону, к памятнику, к базе отдыха.
Наиболее высокие средние показатели к школе, спортивному залу. дому культуры, парку, стадиону, к базе отдыха, низкие показатели: детский сад, больница, оплата платежей, магазин «Перекресток».
При опросе возрастной группы от 19 до 40 лет и от 41 года и старше были получены следующие данные:
Выбор | Респонденты от 19 лет до 40 лет, опрошено 29 человек % | Респонденты от 41 года и старше, опрошено 31 человек % | Средний балл | |
В школе | 74 | 80 | 77 | |
В детском саду | 75 | 78 | 76.5 | |
В больнице | 35 | 43 | 39 | |
В спортивном зале (школы) | 38 | 65 | 52 | |
В Доме культуры | 62 | 72 | 67 | |
В библиотеке | 78 | 84 | 81 | |
В церкви | 95 | 70 | 83 | |
На площади перед ДК | 62 | 62 | 62 | |
В парке | 70 | 76 | 73 | |
На стадионе | 63 | 68 | 66 | |
У памятника | 53 | 50 | 52 | |
На почте | 53 | 46 | 50 | |
На рынке | 53 | 45 | 49 | |
В банке | 47 | 48 | 48 | |
При оплате платежей | 60 | 54 | 57 | |
В магазине | 65 | 56 | 61 | |
«Магнит» | 68 | 78 | 73 | |
«Пятерочка» | 53 | 66 | 60 | |
«Перекресток» (ул. Магистральная) | 57 | 30 | 44 | |
«Перекресток» (ул. Ватутина) | 28 | 37 | 33 | |
В кафе «Современник» | 17 | 30 | 24 | |
В кафе «Фреска» | 48 | 50 | 49 | |
База отдыха «Земляне» | 57 | 63 | 60 |
Полученные данные показывают, что от 19 до 24 лет положительные эмоции возникают к школе, детскому саду, библиотеке, церкви, к парку, отрицательные эмоции: больница, кафе «Современник» и кафе «Фреска».
В возрасте от 40 и выше положительные эмоции вызывают детский сад, к библиотеке, церкви, парк, магазин «Магнит», отрицательные эмоции: больница, памятник, почта, рынок, банк, магазины «Перекресток», кафе «Современник» и кафе «Фреска».
Сравним средние показатели по возрастным группам.
Выбор | Респонденты от 14 лет до 18 лет, опрошено 29 человек % | Респонденты от 19 лет старше, опрошено 31 человек % | |
В школе | 67 | 77 | |
В детском саду | 48 | 76 | |
В больнице | 32 | 39 | |
В спортивном зале (школы) | 77 | 52 | |
В Доме культуры | 68 | 67 | |
В библиотеке | 50 | 81 | |
В церкви | 62 | 83 | |
На площади перед ДК | 72 | 62 | |
В парке | 81 | 73 | |
На стадионе | 76 | 66 | |
У памятника | 73 | 52 | |
На почте | 52 | 50 | |
На рынке | 53 | 49 | |
В банке | 53 | 48 | |
При оплате платежей | 46 | 57 | |
В магазине | 62 | 61 | |
«Магнит» | 68 | 73 | |
«Пятерочка» | 58 | 60 | |
«Перекресток» (ул. Магистральная) | 51 | 44 | |
«Перекресток» (ул. Ватутина) | 55 | 33 | |
В кафе «Современник» | 61 | 24 | |
В кафе «Фреска» | 60 | 49 | |
База отдыха «Земляне» | 80 | 60 |
На основе данных таблицы можно сделать вывод, что совпадают показатели по отношению к школе – положительное эмоциональное состояние, а также к Дому культуры, парку, школе, к базе «Земляне». Одинаковые средние показатели к магазинам. Разнятся показатели по отношению к кафе «Современник» и кафе «Фреска», спортивному залу, детскому саду. Низкие показатели в двух возрастных группах к больнице, к почте, к рынку, банку, магазину «Перекресток» (ул. Магистральная).
Вывод
В ходе исследования мы пришли к выводу, что различные места наиболее массового скопления людей в п. Томаровка по-разному воздействуют на эмоциональное состояние населения. Поэтому, поставленная нами гипотеза подтвердилась.
Заключение
Таким образом, проведенное исследование среди населения п. Томаровка, определили, что есть отдельные инфраструктуры, которые требуют изменения функционирования, либо изменения внутри отдельного магазина, либо отношения людей, например, к библиотеке в возрастной группе от 14 до 18 лет.
Полученные данные могут быть интересны администрации поселка в качестве преобразования населенного пункта, выделения большего финансирования для поддержанию их деятельности.
Данный опыт может быть полезен и другим населенным пунктам в качестве определения наиболее востребованных сфер деятельности и распределения на их бюджета администрации.
Список литературы
1. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности: Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. – 95 с.
2. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2006. - 582 с.
3. Немов, Р.С. Общая психология: [крат. курс] / Р.С. Немов. - СПб.: Питер, 2008. - 304 с.
4. Психологический словарь. / Под ред. А.В. Петровского. – Ростов-на-Дону, 1999. – 364 с.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога
5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2007. - 712 с.
6. Саблин, В.С. Психология человека: учебник / В.С. Саблин, С.П. Слаква. - М.: Дашков и К, 2006. - 741 с.
7. Семке В.Я. Умейте властвовать собой. – Новосибирск: Наука, 1991. – 233 с.
8. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - 8-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 671 с.
postindex.esosedi.ru/31-belgorodska...
Как зима кончилась
Рукавичка
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Разлука
Заповеди детства и юности