Многолетние исследования, проводимые НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, показали, что за последние 10-15 лет произошли существенные изменения в физическом развитии и состоянии детей.
Более 40% детей приходят в школу с нарушениями осанки, а за годы учёбы этот процесс удваивается.
Поэтому в данном исследовании выясняется влияние школьного рюкзака на формирование осанки учащихся.
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnyy_ryukzak.doc | 307 КБ |
Министерство образования Омской области
МКОУ « Любинская СОШ №3»
Школьный рюкзак. Его влияние на формирование осанки учащихся.
Исследовательская работа
Работу выполнила: Модинова
Александра
Руководитель: Модинова
Наталья Алексеевна
р.п.Любинский
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение…………………………………………………………….3
2.Как правильно выбрать ранец……………………………………..4
3.Исследование веса школьного рюкзака…………………………..6
4.Выводы……………………………………………………………...7
5.Литература………………………………………………………….10
6. Приложение………………………………………………………..11
I. Введение
Многолетние исследования, проводимые НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, показали, что за последние 10-15 лет произошли существенные изменения в физическом развитии и состоянии детей.
Более 40% детей приходят в школу с нарушениями осанки, а за годы учёбы этот процесс удваивается.
Поэтому я в своём исследовании попробую выяснить влияние школьного рюкзака на формирование осанки учащихся.
Предмет исследования: школьный рюкзак, как фактор,
влияющий на формирование осанки
учащихся
Цель исследования: определить, как влияет ношение
школьного рюкзака на физическое развитие
и состояние здоровья учащихся
Задачи: 1.Изучить основные требования гигиенистов,
предъявляемые к весу ранца и комплекту школьных
принадлежностей;
2. Исследовать вес школьного рюкзака учащихся нашей
школы;
3. Результаты исследования обсудить с учащимися нашего
класса, а главное – с их родителями, на уроке здоровья;
4. Изготовить буклеты о правильном выборе ранцев для
родителей;
Гипотеза исследования: если в процессе исследования я буду убеждена, что ежедневное ношение школьного рюкзака способствует правильному или неправильному формированию осанки, то сделаю для себя и других необходимые выводы о предупреждении развития сколиоза.
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время медицинскими работниками в школах выявлено большое количество детей, страдающих искривлением позвоночника.
Начало школьного обучения сопряжено с большими переменами в жизни ребёнка.
Правильная осанка начинает формироваться с первых лет жизни ребёнка.
Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстрыми темпами формируются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. Установлено, что на формирование неправильной осанки у детей оказывают влияние наличие хронических заболеваний, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время учёбы, несоответствующая росту мебель.
Существенное влияние на формирование осанки школьников оказывает ношение тяжёлых ранцев и особенно портфелей.
Не вызывает сомнения тот факт, что ежедневное ношение портфеля способствует формированию неправильной осанки.
Регулярная ассиметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь.
Конечно, ношение книг и прочих принадлежностей в ранце на спине более рационально, так как способствует равномерному распределению нагрузки, освобождает руки для свободной ходьбы.
II. Как правильно выбрать ранец?
К выбору ранца не стоит относиться слишком легкомысленно, уверяют врачи. Ведь часто именно неудачно подобранный ранец становится причиной различных заболеваний у школьников.
Залог здоровья — легкий ранец.
Итак, школьный рюкзак должен быть сделан из гигиеничного водоотталкивающего легкого материала, снабжен эластичными лямками и светоотражателями, чтобы его юного владельца могли увидеть в темноте автомобилисты.
Очень желательно, чтобы у ранца была твердая ортопедическая спинка.
Это поможет ребенку сохранить хорошую осанку. Но, пожалуй, самое главное требование — портфель должен быть легким и компактным. Оказывается, одной из причин головных болей у школьников, особенно в младших классах, являются именно тяжелые ранцы. Дети напрягают плечевые мышцы и мышцы шеи, что и приводит к болям. Поэтому в идеале нужно, чтобы пустой портфель весил не более 500-700 граммов. А вместе с учебниками его вес не должен превышать 10% от массы тела ребенка. Физиолого-гигиенические нормативы веса ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей таковы:
Ширина портфеля не должна превышать ширину плеч ребенка. Верхний край не должен быть выше плеч, а нижний — не ниже бедер.
Ранец должен хорошо держать форму и не деформироваться при укладывании школьных принадлежностей. Чем больше в рюкзаке отделений, тем лучше — благодаря этому его маленькому хозяину будет проще найти нужную ему вещь.
Цена вопроса
Стоимость школьных ранцев и рюкзаков колеблется от 500 до 2500 рублей. Кстати, на рынке те же портфели, что и в магазинах, стоят на порядок дешевле. Дороже всего обойдется покупка рюкзаков, предназначенных для учащихся начальной школы. Конечно, при желании можно найти дешевый ранец всего за 450 рублей, напоминающий советские портфели. Но у него есть масса недостатков. Самый главный — отсутствие ортопедической спинки.
III. Исследование
Поэтому я в своём исследовании особое внимание хочу обратить на вес школьного рюкзака.
Мною было проведено исследование веса школьного рюкзака учащихся нашей школы.
Выяснилось, что вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей значительно превышает норму (в приложении диаграмма №1). На мой взгляд, это связано с тем, что:
1. В начальных классах большие по формату учебники и тетради на печатной основе.
2. У учащихся средних классов и старшеклассников помимо школьных принадлежностей в рюкзаках умещаются тетради и ежедневники с
анкетами, наушники, диски и много чего другого. Конечно, у некоторых учащихся среднего и старшего звена рюкзаки весят даже меньше нормы, но у этих детей на момент проведения исследования с собой были не все учебники (в приложении таблица №1).
IY.ВЫВОДЫ:
1.При выборе школьного портфеля важно все – и внешний вид, и удобство, и функциональность. В супермаркетах, на рынках и в магазинах огромный выбор ярких ранцев. Разбегаются глаза не только у школьников, но и у родителей. И тут главное – не ошибиться, ведь ребёнку таскать эту сумку в школу каждый день, и, возможно, даже не один год.
2.Обратить внимание родителей на содержание школьных рюкзаков своих детей.
3.Предложить родителям восемь правил, которых следует придерживаться при выборе рюкзака:
Портфель должен иметь такую конструкцию, чтобы при носке он располагался на спине школьника. Поэтому он должен иметь жесткую спинку, фиксирующую позвоночник ребенка, и прочное днище. Жесткость спинки ранца и ее обивка должны предотвращать давление содержимого ранца на спину школьника.
Остановите свой выбор на ранцах и рюкзаках из водонепроницаемой прочной нейлоновой ткани. Даже если ваш школьник прольет на него сок или уронит в лужу, портфель можно будет протереть или постирать.
Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок не имел проблемы с позвоночником, а также почками и т. д., не покупайте ему портфель, который носят в одной руке. Это должен быть обязательно ранец с двумя лямками
Они должны иметь регулирующую пряжку, которая позволяет менять их длину в зависимости от одежды и по мере роста ребенка ( не забывайте, что зимой придется удлинять лямки, регулируя их под одежду).
Лямки ранца должны быть обиты дополнительным слоем мягкого материала, чтобы они не врезались в плечи.
Кроме того, лямки должны быть крепкими, прошитыми несколькими строчками, и ни в коем случае не приклеенными.
Ширина ремней должна быть не меньше 4 см.
Важная деталь: у некоторых моделей есть дополнительные ремни. Ремни для пояса или бедер снимут примерно половину нагрузки с плеч.
Они должны быть гладкими, без вырезов, выпуклостей или острых (выступающих) деталей. Однако не всегда у ранцев могут быть удобные ручки. Например, часто можно увидеть портфели с неудобной тонкой ручкой. Но это сделано специально, чтобы ребенок не тащил ранец в руках, а надевал его на спину.
Помните, что в ту часть ранца, которая соприкасается со спиной, нельзя класть предметы, которые могут повлиять на здоровье ребенка. С этой стороны должно быть отделение для твердых книг. А внутри – отделения для тетрадей и пенала, снаружи находятся карманы для мелких предметов и бутылочек с водой.
ЛИТЕРАТУРА
1. «Большая детская энциклопедия»,
диск CD – ЗАО « Новый Диск»,2004г.
2. Большая энциклопедия начальной школы. Москва,Олма – 2007г
3. Гигиенические требования к учебным изданиям для общего и
начального профессионального образования
4.« Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»,
2 CD диска – ООО « Уральский электронный завод», 2002-2007г.
5. Здоровье детей//Методическая газета для учителей.№3-2009г
6. Колосова О.Н. Как выбрать «правильный» ранец.- 2008г
7.Начальное образование//Школьный рюкзак: взгляд гигиениста, с.38; №6- 2008г
ПРИЛОЖЕНИЕ
Диаграмма №1
Сравнительный анализ физиолого-гигиенического норматива веса школьного рюкзака с ежедневным его весом.
Таблица №1
класс | И.Ф учащегося | Вес ребёнка (кг) | Вес рюкзака (кг) |
1 | Женя С. | 19 | 2 |
1 | Валерия Г. | 22 | 2,5 |
2 | Максим М. | 23 | 3 |
2 | Катя Л. | 20 | 2 |
3 | Ануар С. | 19 | 2 |
3 | Женя М. | 20 | 3 |
4 | Оксана Я. | 27 | 3 |
4 | Саша Г. | 21 | 2,5 |
5 | Женя Т. | 32 | 3,5 |
5 | Аркаша К. | 30 | 3,5 |
6 | Таня М. | 37 | 4,2 |
6 | Игорь Ш. | 35 | 4 |
8 | Миша В. | 55 | 6 |
8 | Рома Ш. | 44 | 2,5 |
9 | Лена Ш. | 43 | 4,5 |
9 | Юра М | 56 | 4,5 |
11 | Андрей Ш. | 68 | 5 |
11 | Дима К. | 64 | 4,5 |
Сочные помидорки
Компас своими руками
Цветущая сакура
Зимний лес в вашем доме
Барсучья кладовая. Александр Барков