Дети провели исследовательскую работу. Изучили историю детской колыбели, выявили происхождение слов «колыбель» и «люлька»; узнали, какие ещё названия были у детской колыбели, традиции, связанные с детской колыбелью, которые соблюдались в уральских деревнях, выявили, какую роль играла колыбель в жизни деревенской женщины.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.rar | 1.53 МБ |
МКОУ СОШ№7 с. Патруши
Групповой проект
Тема: Традиционная культура и мир детства.
Место ребёнка в доме
(зыбки, люльки)
Выполнили: ученики 4а класса
Кл.руководитель:Воронина Г.А.
2013 год
с.Патруши
Визитная карточка
Предмет: краеведение, окружающий мир
Групповой проект «Традиционная культура и мир детства. Место ребёнка в доме (зыбки, люльки)
Класс: 4а
Тип проекта: исследовательский
Форма представления: компьютерная презентация
Содержание
4. Заключение
5. Литература
Введение
Младенец – недавно появившееся на свет дитя, крохотное, беспомощное. Его здоровье, настроение, жизнь – в руках матери. Нет на свете ничего прекраснее молодой матери с младенцем.
В прошлом веке в семьях было несколько детей. Поэтому матери сразу начинали выполнять работу по хозяйству в доме, во дворе, в поле. А ребёнка клали в люльку или зыбку, которую могли покачать старшие дети и успокоить ребёнка. Слова «колыбель» и «люлька» очень редко встречаются в наши дни. Почему теперь только в музеях можно встретить детскую колыбель? Из чего изготавливали колыбели? Как раньше мамы укачивали своих малышей? Какие песни они им пели?
Мы решили раскрыть все эти тайны и провести исследовательскую работу. Цель исследования: изучить историю детской колыбели.
Задачи:
Люлька или зыбка
Чтобы выявить значение слов «колыбель» и «люлька», мы обратились к Толковому словарю В. Даля.
«Колыбель – зыбка, качалка, баюкалка»[ 1, Том II с. 144].
«Люлька – колыбель, зыбка, качалка» [ 1, Том II с. 285].
Что же такое «зыбка», это слово образовалось от слова «зыбнуть».
«Зыбнуть - колебать, качать, покачивать, колыхать» [1, Том I с. 697].
«Зыбка, зыбушка, зыбалка – колыбель, люлька, качалка» [1, Том I с. 697].
Согласно определениям В. Даля, слова: «колыбель», «люлька» и «зыбка» - это синонимы. В разных деревнях популярно было какое-то одно из этих названий.
Мы узнали, что существует четыре вида колыбелей, исходя из конструкции и материала.
Колыбель, изготовленная из пяльцев, обтянутая тканью.
Как люлька, так и зыбка привешиваются к гибкому шесту, одним концом прикрепленному к потолку. Шест называется очеп. На нем качается вверх и вниз зыбка или люлька. В колыбельке лежит перинка, набитая чаще всего мягким, душистым сеном, такая же подушечка, холщевая простынка, одеяльце, собранное из разноцветных маленьких лоскутков. На люльку надевался ситцевый полог для защиты спящего ребенка от света и мух.
От люльки шла верёвочка с петлей, чтобы женщине было удобно качать – лёгким движением ноги люлька становилась зыбкой. Так женщина могла одновременно выполнять и работу по дому, вязать, прясть пряжу и укачивать ребёнка. А очеп позволял менять местоположение люльки.
Возможно, качание в колыбели со дня рождения с последующим качанием на качелях и вырабатывало особую закалку: моряки, выходцы из крестьян редко страдали от морской болезни.
Поверия и обряды
С зыбками связано много поверий и обрядов:
-Для спокойного сна в зыбку было принято класть полено. При этом приговаривали: «Спи так же крепко, как эта деревяшка».
- На люльке писали заговор: «Будиха, не буди мальчишку Миху». Будихой назывался злой дух, который не давал малышу спать. Чтобы Будиха не беспокоил младенца, для него оставляли угощения, а люльку вешали подле икон, под охрану святых.
- У русского народа была вера в то, что младенец, смеющийся во сне, видит райские благоухающие и волшебные сады. Поэтому колыбели старались украсить царскими птичками, причудливыми цветами и деревцами. В изголовье рисовали лучистое красно солнышко, в ногах — ясный месяц и звезды.
- В ногах вырезался крест. Это значило, что все люди ходят под Богом. Детей не клали в колыбель до крещения в церкви.
- Если ребенок умирал, его колыбельку оставляли в лесу под кедром, деревом мертвых, чтобы уставший в дороге умерший мог прилечь в колыбель и отдохнуть.
- Если младенец благополучно вырастал из колыбельки, то она считалась счастливой и хранилась для следующих деток. Когда же счастливая колыбелька ветшала, ее уносили в лес и подвешивали на дерево жизни — березу.
Приметы и заговоры
Для неспокойного малыша были свои приметы и заговоры:
- Клали в люльку полено со словами: «Расти, чадо спокойным, как это полено!»
- Выносили капризника на крыльцо на вечерней зорьке и говорили: «Заря-заряница, красна девица, забери бессонницу-неугомонницу, дай на сон-упокой».
- Бабушка брала золу на палец из печи и рисовала на лбу малыша крестики-заметинки, а сама приговаривала: «Спи, дитя, не плачь, испеку тебе калач! Спи-ка не реви, испеку тебе я три! Семечком помажу. А тебе не покажу. Будешь умничкой, засыпай и не плачь…»
- Младенца до года не принято было показывать чужим людям, поэтому колыбельку покрывали пологом.
-Колыбелька была неизменным спутником и оберегом для грудного младенца. Считалось, что без нее он беззащитен. Особенно вне родного дома и возле порога. Выносили и заносили люльку только головой вперед.
- Не следовало колыбельку с ребенком передавать через порог, оставлять в пустом доме или без присмотра на улице. Злые духи могли подменить ребенка на своего детеныша.
За время нашего исследования мы изучили историю детской люльки.
История детской колыбели учит нас сохранять старинные вещи, уважать труд других людей, не забывать колыбельные песни, которые пели своим детям наши прабабушки. А сколько ещё тайн хранят старинные вещи!
Литература
За еду птицы готовы собирать мусор
Заколдованная буква
Большое - маленькое
Снежный всадник
Сказка на ночь про Снеговика