Тема людской жестокости во все времена была актуальна. Многие из русских писателей обращались к ней. Например, Ф. М. Достоевский, А. Платонов, В. Железников и другие. В их произведениях показывается противостояние сильных и слабых людей.
«Сильные мира» - это жестокие, бездушные и не понимающие друг друга люди. Но особенно становится страшно, когда речь идет о жестокости детей. Они словно колючий леденящий поток сильного ветра, который сбивает все слабое и неустойчивое на своем пути.
Откуда же берется жестокость у детей? В чем причины бездушного, подчас леденящего душу от сухих цифр статистики криминального поведения детей?
Ведь все начинается с малого: издевательства над животными, ссор, а потом драк с одноклассниками и сверстниками. Затем все кончается огромными цифрами статистики детской преступности, ростом криминальных проявлений в пятидесяти трех регионах страны и шокирующими делами о зверских убийствах.
Поэтому в выборе темы сказалась и личная заинтересованность. Ведь такие люди живут среди нас, и если ты не столкнешься с ними, то очень велика вероятность того, что твои близкие люди могут пострадать от их жестокости. К тому же, на наш взгляд, очень важно знать, из-за чего и почему дети становятся жестокими. Это важно знать, чтобы заметив корни, задатки безжалостности, жестокосердия в ком-либо из своих друзей, даже будущих детей, сделать все возможное, чтобы искоренить их.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 73.12 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Козьмодемьянска»
«Дети-цветы жизни?»
(О проблемах детской жестокости в произведениях В.П. Крапивина)
Авторы: Лобанова Анастасия Васильевна,
ученица 10А класса МОУ «СОШ №3г.Козьмодемьянска»;
Краснова Анастасия Андреевна,
ученица 7Б класса МОУ «СОШ 3 г.Козьмодемьянска»;
Руководители: Николаева Наиля Шамильевна,
учитель литературы МОУ «СОШ 3 г.Козьмодемьянска»;
Родионова Тамара Ивановна,
учитель литературы МОУ «СОШ 3 г.Козьмодемьянска»;
Козьмодемьянск,
2013
Содержание
Введение
Основная часть
Глава 1. Художественное своеобразие творчества В.П. Крапивина
1.1. Из биографии В. П. Крапивина
1.2. Характеристика героя книг В. Крапивина и особенности его мира
Глава 2. Проблема детской жестокости в произведениях В. Крапивина
2.1. В. П. Крапивин о причинах жестокости детей
2.2. Анализ повести В. П. Крапивина «Острова и капитаны»
2.3. Анализ повести В. П. Крапивина «Колыбельная для брата»
II. Исследовательская часть.
Глава 3. Сопоставление полученных при анализе художественных произведений результатов с данными психологических исследований и статистикой подростковой преступности по г. Козьмодемьянску Республики Марий Эл
3.1. Психологи о причинах детской жестокости
3.2. Результаты социологического опроса учащихся 6-10 классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Козьмодемьянска» по теме «В чем причины детской жестокости?»
3.3. Статистические данные о подростковой преступности по
г. Козьмодемьянску Республики Марий Эл
Заключение
Литература
Введение
Тема людской жестокости во все времена была актуальна. Многие из русских писателей обращались к ней. Например, Ф. М. Достоевский, А. Платонов, В. Железников и другие. В их произведениях показывается противостояние сильных и слабых людей.
«Сильные мира» - это жестокие, бездушные и не понимающие друг друга
люди. Но особенно становится страшно, когда речь идет о жестокости детей. Они словно колючий леденящий поток сильного ветра, который сбивает все слабое и неустойчивое на своем пути. Такие, как Миронова из повести В.Железникова « Чучело», беспощадная и безжалостная, которая никогда не отступала от своих принципов, или же взрослые люди, не осознающие своих поступков, черствые и бездушные, как в рассказе А. Платонова «Юшка».
«Слабые мира» - тихие, покорные, безропотные люди. Они живут своей особенной, понятной только им одним жизнью. Их можно сравнить с листиками, боящимися упасть с большого дерева жизни. Некоторые слетели от сильного порыва ветра, как, например, Юшка погибает из-за злых и безнравственных людей. А те, что посильнее, еще держатся на ветвях этого старого дерева, но скоро поток воздуха унесет их души, потому что зло не даст житья людям с чистыми и ранимыми сердцами, хотя и некрасивыми обликами.
Откуда же берется жестокость у детей? В чем причины бездушного, подчас леденящего душу от сухих цифр статистики криминального поведения детей?
Ведь все начинается с малого: издевательства над животными, ссор, а потом драк с одноклассниками и сверстниками. Затем все кончается огромными цифрами статистики детской преступности, ростом криминальных проявлений в пятидесяти трех регионах страны и шокирующими делами о зверских убийствах.
Поэтому в выборе темы сказалась и наша личная заинтересованность. Ведь такие люди живут среди нас, и если ты не столкнешься с ними, то очень велика вероятность того, что твои близкие люди могут пострадать от их жестокости. К тому же, на наш взгляд, очень важно знать, из-за чего и почему дети становятся жестокими. Это важно знать, чтобы заметив корни, задатки безжалостности, жестокосердия в ком-либо из своих друзей, даже будущих детей, сделать все возможное, чтобы искоренить их.
Объектом данного исследования является анализ произведений В. Крапивина с точки зрения проблемы детской жестокости в произведениях современной литературы.
Цель исследования: выявление причин детской жестокости и привлечение интереса учащихся нашей школы к решению этой проблемы.
Гипотеза заключается в том, что проблема детской жестокости волнует многих, в том числе и современных, писателей.
Задачи исследования
1.Изучить данные и статистику, подтверждающие актуальность выбранной темы.
2.Проанализировать раскрытие проблемы детской жестокости на примере произведений В.П. Крапивина.
3.Выявить причины появления жестокости у подростков с точки зрения писателя, а также с точки зрения психологов, педагогов и сотрудников детской комнаты милиции.
4.Убедить в том, что проблема действительно важна и актуальна; решить же ее можно с помощью литературы, приучая ребят к чтению таких произведений в семье, используя их во внеклассном чтении и т.п.
Актуальность проблемы. И телевидение, и Интернет «пестрят» видеороликами о жестокости детей. Нельзя не воспринимать эту проблему всерьез, хотя встречаются в нашем обществе сторонники такой точки зрения, что ситуация искусственно нагнетается и проблемы-то никакой нет, ведь дети вырастут и изменятся, станут «умнее». Поэтому и происходит такое столкновение мнений, порождающих споры и дискуссии, которые в свою очередь отнимают не только время, но и возможность заняться этим вопросом.
Методы исследования
1.сбор и изучение теоретического материала, систематизация, обобщение и анализ собранной информации;
2.анкетирование учащихся школы, обработка результатов анкетирования;
Практическое значение. Материал данной работы может быть использован в образовательных учреждениях на уроках литературы и во внеклассной работе. Исследование причин детской жестокости, путей их решения поможет привлечь внимание общественности к этой проблеме.
I. Основная часть
Глава 1. Художественное своеобразие творчества В.П. Крапивина
1.1. Из биографии В. П. Крапивина
«…Все начинается с детства: первые паруса, первые стихи и первые неудачи, первая любовь и первый смелый поступок. Детство - это как сказка, которую можно каждый раз рассказывать по-разному. Главное в нем все равно остается: радость открытия мира, радость ребячьей дружбы и ощущение свежести и синевы...»
Понятие "детский писатель" и имя Владислава Крапивина живут в нашем сознании в столь тесной связи, что стоит возникнуть одному из них, как тут же возникает и второе.
Отвечая на вопрос о том, почему он выбрал основным занятием в жизни именно детскую литературу, Крапивин неизменно отвечает: «Дети обычно скорее хотят стать взрослыми, а мне наоборот, хотелось, чтобы подольше было детство... Не хватало собственного детства из-за войны, наверное, поэтому и стал писать о ребятах и для ребят», и добавляет: «Мне всегда двенадцать лет».
В. Крапивин родился и вырос на берегах реки Туры в Тюмени. Выходец из педагогической семьи, он и сам одно время мечтал пойти в педагогический институт, но тяга к творческому самовыражению взяла верх. После окончания школы он поступил на факультет журналистики в Свердловский университет, и уже в студенческие годы стал сотрудничать в ряде местных периодических изданий. Но и любовь к миру детства не отпускала - примерно в то же время начинается его дружба с ребятами - подростками: совместные походы, занятия фехтованием наталкивают на идею создать детский клуб на основе самоорганизации. Так родился отряд «Каравелла», объединяющий всех, кто стремится жить насыщенной творческой жизнью (из рядов «Каравеллы» вышло немало известных сегодня деятелей науки и искусства, среди которых и детские писатели Н. Соломко, И. Тяглов).
Первые книги В. Крапивина «Рейс «Ориона» (1962), «Брат, которому семь» (1963) появились, когда писателю было всего 25 лет, но тем не менее они сразу были отмечены читателями и критиками. За ними последовали «Палочки для Васькиного барабана» (1965), «Звезды под дождем» (1965), «Оруженосец Кашка» (1966), «Валькины друзья и паруса» (1967), «Путешественники не плачут» (1968), «Бегство рогатых викингов» (1970), «Тень каравеллы» (1971), «Далекие горнисты» (1971), «Баркентина с именем звезды» (1972), «Посмотри на эту звезду» (1972), «Всадники со станции Роса» (1975), «Мальчик со шпагой» (1976) и многие другие.
1.2. Характеристика героя книг В. Крапивина и особенности его мира
До конца 70-х годов в творчестве Крапивина преобладала реалистическая линия: все его произведения этого времени по-своему продолжают гайдаровскую традицию романтического подхода к изображению мира детства. Барабаны, паруса, шпаги - неизменные атрибуты его книг, выросшие до уровня символа. Романтика - в крови крапивинских героев, которые умеют мечтать, ощущая зов дальних дорог и островов. В своих произведениях писатель создал легко узнаваемый образ подростка: его мальчишки - «мятежники, повстанцы, защитники, воины, романтики». Они отличаются нравственной чистотой, справедливостью, обостренным чувством собственного достоинства. Не менее важно, что они энергичны в утверждении своего взгляда на мир, жизненной позиции, способны на Поступок, мужественны и последовательны. Может быть, поэтому герои Крапивина часто «лезут в разные истории», чтобы защитить свою честь и спасти кого-то от «молний».
Ощущение достоверности происходящего и его значительности усиливается оттого, что автор не скрывает ни от героев, ни от читателей жестокой правды жизни: у его мальчишек часто происходят конфликты с окружающими, нередко они вступают в стычки с хулиганами, даже бандитами. Жесткость авторской позиции предельна - иногда его герои погибают - третьеклассник Воробьев («Та сторона, где ветер») ценой собственной жизни спасает малышей, оказавшихся на сползающем с обрыва пласте льда, жестоким избиением Кирилла Векшина заканчивается повесть «Колыбельная для брата». Причем ребята редко получают благодарность за свою отвагу - так Сережу Каховского, выступившего против озлобленной бандитской группировки в защиту малышей, осуждают на совете отряда «за возмутительное поведение». И это закономерно - крапивинские мальчишки часто оказываются «нарушителями дисциплины» и «возмутителями спокойствия», они не удобны обывателям своей активностью, чувством сопричастности всему происходящему.
Герои Крапивина - дети разных возрастов, но их объединяет сходство взглядов на жизнь и окружающий мир. Почти во всех произведениях писателя старшие дружат с младшими и опекают их («Та сторона, где ветер», «Оруженосец Кашка», «Валькины друзья и паруса», «Колыбельная для брата»). Герой-подросток оказывается тем старшим другом, которому дано облегчить младшим болезненность и трудность взросления. По сути дела, мир крапивинского детства - мир без взрослых: их присутствие на страницах произведений, участие в действии предельно ограничено и носит часто негативный по отношению к детям характер. Подростки же оказываются мудрыми наставниками и друзьями, которые помнят еще свою беспомощность перед лицом зла и несправедливости, и всегда готовы прийти на помощь.
Глава 2. Проблема детской жестокости в произведениях В. Крапивина
2.1. В. П. Крапивин о причинах жестокости детей
«Законодательство настолько щепетильно защищает права и свободы малолетних преступников, что даже сам факт несовершеннолетнего возраста уже расценивается на суде как смягчающее обстоятельство…» Вот и получается как у М.М. Пришвина, что «настоящее зло… ходит на костылях добродетели». Ведь отсутствие сдерживающих факторов, само законодательство, стало одной из причин, приведших к тому, что в последнее время практически во всех регионах страны отмечается рост убийств, совершенных подростками, и настоящий шквал рецидивных преступлений. Излюбленным промыслом малолетних преступников по-прежнему остаются кражи и уличные грабежи. В большинстве случаев дети воруют или отнимают у сверстников мобильные телефоны, которые затем продают и «спускают» деньги в залах игровых автоматов. Получается, что статистические данные буквально кричат о проблеме детской жестокости. А остается ли глуха к ней литература?
Конечно же, нет. Долгое время писатели, понимая важность этой проблемы, её значение, пытаются донести это до людей. Таким писателем, на наш взгляд, является В.П. Крапивин, потому, что в его произведениях и даже отдельных эпизодах показана та самая жестокость детей, со всей ее наготой и неприкрытостью, а что самое важное, названы истинные причины ее появления. Ведь если знать причины болезни, то можно найти соответствующее лекарство, методы и пути лечения. К тому же у Крапивина эти методы названы.
Вообще, как это ни странно, чем больше Крапивин пытается указать на причины жестокости, тем чаще его героев обвиняют в этой недетской жестокости, в отсутствии милосердия, забывая о том, что писатель ставит их лицом к лицу с реальным Злом, включает в борьбу, в которой нет и не может быть компромиссов. Ощущение достоверности происходящего усиливается оттого, что автор не скрывает ни от героев, ни от читателей жестокой правды жизни. Но эта некая «жестокость» и реалистичность помогают по-настоящему увидеть поднимаемую автором проблему, понять ее корни и истоки. Книги Крапивина, даже сплетаясь с выдумкой, все равно не оторваны от реальности и направлены на решение проблем именно нашего мира, в частности, мира детского.
И мир этот реален еще более от того, что Владислав Петрович почти всю свою жизнь посвятил детям и как никто другой разбирается в их поступках и характерах. Это подтверждается его биографией.
Поэтому сам, будучи в душе ребенком, Крапивин создает легко узнаваемый образ мальчишки-подростка, воина-романтика, защитника, мятежника. Романтика в крови крапивинских героев, которые умеют мечтать, ощущать зов моря и дальних дорог… Они справедливы и отстаивают справедливость. Не лишены герои Крапивина и нравственной чистоты, гордости, чувства собственного достоинства, храбрости, способности на Поступок. Пусть они разных возрастов, но их объединяет сходство взглядов на жизнь и окружающий мир. Почти во всех произведениях писателя старшие дружат с младшими и опекают их (так, например, роман «Колыбельная для младшего брата»). Герой-подросток оказывается другом, который способен облегчить младшим трудность взросления, его соприкосновение с реальным, внешним, часто жестоким миром. И в борьбе с этой жестокость и несправедливостью, как было сказано выше, нет компромиссов. Пусть побеждает Добро, но победа эта достается дорогой ценой, а путь к ней тернист и тяжел… Писатель осознает силу и жизнеспособность Зла, поэтому в его произведениях есть и боль, и разочарование, и смерть. Автор не скрывает ни от героев, ни от читателей жестокой правды жизни: у его мальчишек, отстаивающих справедливость, Правду, происходят конфликты с окружающими, они вступают в стычки с хулиганами, даже бандитами. И как было отмечено, жесткость авторской позиции такова, что иногда его герои погибают. Например, третьеклассник Воробьев («Та сторона, где ветер») ценой собственной жизни спасает малышей, оказавшихся на сползающем с обрыва пласте льда. Жестоким избиением Кирилла Векшина заканчивается повесть «Колыбельная для брата». Ребята редко получают и благодарность за проявленную храбрость и мужество. Этим, как я думаю, Владислав Петрович подчеркивает, что человек, несущий правду, очень часто гоним, несчастен. В частности, крапивинские мальчишки, оказывающиеся «нарушителями дисциплины» и «возмутителями спокойствия», не удобны обывателям своей активностью, чувством сопричастности к происходящему. Так Сержу Каховского (трилогия «Мальчик со шпагой»), выступившего против озлобленной бандитской группировки в защиту малышей, осуждают на совете отряда «за возмутительное поведение». Но его герои, а значит и Крапивин, остаются верными выбранным принципам жизни, нравственным целям, несмотря на любые трудности и препятствия, так как в них видят единственно правильный путь жизни, способный привести к справедливому мироустройству и гармонии.
2.2. Анализ повести В. П. Крапивина «Острова и капитаны»
В этой работе проекте будет рассматриваться два произведения В.П. Крапивина: «Острова и капитаны» и «Колыбельная для брата», в которых Крапивин задает и отвечает на вопрос: «Откуда берется жестокость у детей?»
Как уже отмечалось, многие произведения Владислава Петровича связаны с морем, романтикой моря. Именно там, в трудных, подчас экстремальных условиях обнажается вся человеческая душа, закаляются сильные личности, т.к. море не терпит трусости и малодушия. В то же время это море, обретенная нравственная сила становятся их душевным стержнем, опорой в жизни. О поиске этой опоры, смысла, цели в жизни советским школьником и ведется повествование у Крапивина в «Островах и капитанах».
В книге говорится о Егоре Петрове, мальчике-подростке из очень уважаемой и благополучной семьи. Однако сам Егор был «вовсе не благополучный мальчик». Дома его зовут «Гориком, в классе – Гошкой или Петенькой», а в компании «Таверны» наделили кличкой «Кошак». Семья Петровых сначала жила в Севастополе. Затем переехала в Нижнеокск. Мать Егора объясняла это тем, что отцу запрещали плавать на кораблях, а на берегу хорошей работы не было, так они оказались в этом городе. Но позже Егор узнал то, о чем догадывался. Дело был вовсе не во врачах, а в таможне: Виктор Романович ездил за границу и видимо, возвращаясь домой, «прихватил оттуда что-то сверх дозволенного». Так пришлось расстаться с морской жизнью, «какие уж там перспективы роста!».
Поступив же на службу в «Электрон» в Нижнеокске, Виктор Романович довольно быстро стал подниматься по служебной лестнице, «тем более что прекрасно знал английский язык, а завод активно налаживал контакты с иностранными фирмами». И через семь лет Петров–старший становится одним из ведущих инженеров. Потом семье предложили на год поехать в Индию, где «Электрон» налаживал связи с другими предприятиями, и все бы хорошо, но тогда Егор учился в начальных классах, а в школе, где учились дети советских специалистов, их не было. Егор остается в России под присмотром бабушки. Конечно, сначала он очень сильно скучал и даже плакал, но потом привык. Бабушка была доброй «и скоро Горик убедился, что можно читать в кровати до полуночи, можно сказать, что придет с улицы к семи, а явится после девяти», можно не пойти в школу, притворившись больным, и не ходить к учительнице английского языка, и многое другое. Таким образом, в жизнь Егора входят ложь, и умение уклоняться, изворачиваться от действий и обязанностей, которые не хочется выполнять. Весной прилетала мама Егора, но ничего не изменилось, к тому же, Егор закончил третий класс всего с двумя тройками и выглядел подросшим, крепким и загорелым («потому, что почти каждый день шастал с ребятами во дворе и соседнем парке»). Однако, пока «Егор оставался благополучным мальчиком из благополучной семьи». Затем родители вернулись в Россию, но отец становится каким-то другим, чужим: «будто незнакомый. Худой, загорелый, жесткий. Лицо … казалось чужим». А мать объяснила все эти перемены тем, что отец очень нервничает, т.к. решается вопрос о его назначении начальником нового цеха, к тому же «если в партком завода кто-то пожалуется, что сын Петрова ведет себя не так…».
Т.е. если разобраться, то Егор стал Кошаком не случайно. В его жизни нет той самой опоры, о которой говорит Крапивин. Почему? Какую роль здесь сыграла семья?
А вот семья и стала той самой отправной точкой метаморфозы Егора в Кошака. Ей стали взаимоотношения отца и сына, еще точнее порки Егора. Жестокость отца. Создается ощущение, что Виктор Романович просто вымещает свои страхи и негодование, «нервы» и срывы на сыне. Ведь «отец – тот раньше никогда особенно им не занимался и до поездки в Индию был все время как будто в стороне, вечно занятый, усталый». И Гошка не понимал, за что отец так унижает его, и самым страшным был тот первый раз… «Зачем это он?.. Не надо.. Обмякший от ужаса Гошка слабо затрепыхался…» После такого унижения, как телесное наказание, Егор проплакал всю ночь, не поддаваясь утешениям, в обиде на мать, предавшую его и не заступившуюся за него перед отцом… А утром, утром встал совсем другой Егор Петров «со страхом и тоскливым недоумением в душе, со злобой и сумрачным стыдом». Это – тот самый переломный момент в его жизни и сознании. Тем утром случилась еще одна вещь, характеризующая состояние его души. «На одной щепке то замирала, то билась осенняя коричневая бабочка. Крыло ее прилипло к смоляной крошке. Беспомощная бабочка рвалась и трепыхалась. Так же, как вчера бился и трепыхался Гошка. Он смотрел на бабочку полминуты, потом наступил на нее». Эта сцена полностью объясняет тот прямой перелом: если отец поступает так жестоко и избивает, унижает меня, значит, и я могу так поступать. Никто не заступился за меня («Разве его, Гошку, жалели?»), тогда я имею полное право отомстить всем, затем чтобы утолить сосущую тоску, смыть грязное унижение, постоянный страх…Были попытки побега из дома, но каждый раз его возвращали обратно, и каждый раз еще сильнее наказывал отец, все чаще мелькал в его руках тот злополучный черный футляр с розгами… «Дальше жизнь пошла серая, тускло - ровная» и хуже того: «стыд этот постоянно сидел в Гошке холодным, скользким сгустком. Какая уж тут гордость?». Гошку спасало от этого тягостного чувства, «презрительной жалости» к самому себе только одно: чувство покорности у других. «Чужая покорность сладко согрела Гошке душу», т.к. ему «интересно было другое: смотреть, как от страха перед … болью ребята теряли гордость и делались покорными».
«…Холодный сгусток унизительного страха и горечи за свою покорность по-прежнему сидит в Гошке: не дает ничему радоваться без оглядки. И учится по-человечески не дает, улыбаться честно…Одно облегчение бывает – когда увидишь эту покорность у других. Но оно ведь ненадолго».
Как все удивительно взаимосвязано, и эта жестокость, как любое явление, имеет причинно-следственные связи. Отец избивает и унижает сына – от «презрительной жалости» к себе, вечного страха и ожесточенности, стыда сын унижает других – покорных и слабых – а это приводит к тому, что очень часто те, покорные и слабые, вырастая, также начинают унижать себе подобных. Замкнутый круг. На мой взгляд, одна фраза очень хорошо выражает его состояние: «Мне хуже, чем теперь, не будет!»…
Может, было бы легче, если бы помогла Егору мать. Но ее откровенное невмешательство, отстраненность, слепая покорность мужу, приводят к тому, что теперь сам Егор считает, что мать предала его. Предали на свете два самых близких человека: отец и мать. Отец – жестоко наказывая, мать, тем, что не заступилась за него, и была покорна (как и Гошка!) отцу.
И сам человек, как например в нашей истории Егор, уже не может жить полной жизнью, а как бы живет украдкой, в поисках того места, где хоть на время можно было забыть о своей растоптанной гордости, о страхе. Липком, постоянном, ужасном страхе…
Егор ищет себе опору, ищет это место и не находит. Не находит себя, применение своим силам, знаниям, ведь мальчик обладает незаурядным, природным умом. Как это обычно бывает, Егор может, но не хочет учиться. Так, например, в начальной школе он «учился без всяких трудов», «задачки решал тоже шутя». И когда Егор, после конфликтов с отцом, все-таки на краткое мгновение почувствовал радость жизни в освобождении от постоянного страха, «он, как в прежние годы накинулся на книги и даже стал уверенней учиться», и «часто, поддавшись вдохновению, расщелкивал самые трудные задачки и запросто делал английские переводы». Но опять «прежние дни стали приходить на память», и желание учиться вновь теряет свою силу, а седой учитель физики замечает: «вы, Петров, бросаете мне свои знания, как кость надоедливому псу»…
И друзей у Егора нет. Друзей настоящих, надежных. На что опять же повлияла семья. В ней не было той простоты и открытости, душевности, как например, в семье Веньки. Егор не мог взять и просто привести к себе в дом друга – это было не принято, не дозволено. К тому же в школе, Егора воспринимали не как обычного мальчика, а как сына главного инженера, сына высокопоставленного отца. Егора возвышают над остальными, он не чувствует себя со своими сверстниками на равных, нет. Его выделяют, ему дозволено то, что другим запрещено и т.д. В результате он не находит себе друзей (которые могли бы стать искомой опорой), отчасти потому что Егора отделяли от других, «возвышали», с другой из-за некой закрытости семьи.
Но если говорить о семье, то вытекает еще одна косвенная причина метаморфозы Егора – у него нет братьев и сестер, нет человека, о котором нужно заботиться, который бы нуждался в помощи, уходе. Просто говоря, нет навыка заботы о других. Не зря же режиссер из киностудии говорит Егору: «ты никогда не сможешь быть братом»; наверное, потому, что он никогда не поймет той ответственности, которая лежит на тебе, когда опекаешь кого-то слабее тебя. Он никогда не поймет ощущения нежности и любви к родному брату или сестре. И, глядя на то, как Венька умывает лицо своему брату-третьекласснику, Егор почувствовал только невольную брезгливость…
Так, тая в себе обиду и боль, Егор становится все более чужим дома, в классе, превращается в Эгоиста. Но даже эгоисту нужны люди, с которыми можно провести время, с которыми можно поговорить и пообщаться. И Егор находит таких людей в «Таверне».
«Что за компания, какие там интересы и дела, Гошка понял сразу. Но ничуть не смутился». «Таверна» стала местом, где его понимают, где он чувствует себя смелым, где нет этого пресловутого страха. Ведь любой человек не может жить всегда в состоянии опасности, страха, тревоги. «Таверна» - это был уют, безопасность, отгороженность от мира, где одни люди просто сволочи, а другие притворяются хорошими, а на самом деле одинаковые». Из этого отрывка видно, как меняется мировоззрение Егора. Он уже не верит в Добро, во что-то хорошее, в справедливость. Ведь его предают на свете два самых близких человека: отец и мать. Отец – жестоко наказывая, мать, тем, что не заступалась за него и покорна (как и Гошка!) отцу. Теперь «он давно уже сознавал, что жизнь устроена не так, как в стихах «Что такое хорошо, а что такое плохо»».
Почему же еще Егор попадает в «Таверну»? Во-первых, потому, что ищет спокойствия, ведь, как уже говорилось, в «Таверне» он не чувствовал липкого постоянного страха, какой-то подавленности. В то же время, Егор там и не был собой. В «Таверне» не было притворства, там всё было «на откровенности», однако Егор не раскрывает себя, свою душу и сущность, а только наблюдает за поведением других, что-то отмечая для себя. Сам, по сути, он остается закрытым для любопытных таверновских мальчишек.
Но и конечно в том, что «благовоспитанный» мальчик Егор общается с такой компанией - был вызов со стороны Егора отцу. Вызов открытый и дерзкий. Если бы Виктор Романович узнал, что его сын общается с этими подозрительными подростками, то пришел бы в ярость. Как его сын, сын Петрова связан с такими подростками? Какое пятно легло бы на всю репутацию отца! Да, Егор связан с этими «подозрительными» личностями. Но почему? Было ли между ними что-то общее? Нет, как и не было общих интересов. Егор обладает природным умом, более эрудирован, более развит умственно. Поэтому, как отмечалось, он наблюдает за всеми, анализируя происходящее. Ему нравится именно это ощущения некоего спокойствия, отсутствия притворства, ощущения того, что таким образом он мстит отцу, ведь Егор не остается «благополучным мальчиком». И, если разобраться, то больше ничего общего с «Таверной» его не связывает. Не зря же потом Егор задумывается о том, каких радостей в жизни он хочет? «Сидеть в компании и балдеть? .. Но…это потеряло прежний смысл. … Счастьем тут и не пахнет». Тогда возникает еще один вопрос: почему же другие подростки оказались здесь? Каковы причины этому?
Одной из самых главных причин является семейное неблагополучие. Жестокость подростка может проявляться вследствие его характера (созданного воспитанием) или неблагополучного положения. С обидой на весь мир, обделенный любовью, а может быть, наблюдающий жестокость и у себя в семье, подросток думает, что ему все дозволено, ему можно мстить, т.к. многое, что есть у других, нет у него. Тем более, если его унижали, то, чтобы избавиться от этого чувства своей ничтожности, он унижает других, становясь еще ничтожнее сам, еще хуже. Может быть, это заставляет главаря Дыбу в повести «Колыбельная для брата» избивать других, более слабых, детей, вымогая деньги? Может это заставляет чувствовать ему вседозволенность и силу? А вот в «Островах и капитанах» по описанию таверновцев, их поведению, становится понятно, что они из далеко материально неблагополучных семей, в отличии от Егора. И кто-то из них сбежал из дома, кто-то прячется в «Таверне», кто-то там временно живет… Все эти ребята собираются здесь, как в единственно оставшемся приюте.
Собираются здесь и слабые «мышата», так называли в «Таверне» мальчишек-подростков, которые только попали сюда и хотели заручиться покровительством «командира», главаря. «И весь «молодняк» в парковой округе знал, что задевать пацанов, знакомых с Бобой (главарем «Таверны»), это все равно, что колупать мину». Т.е. каждый такой «царь» в округе имел особый вес и положение. Наверное, для тех подростков, прибивающихся к «Таверне», просто больше не осталось никаких авторитетов, кроме этих «царьков».
Хотя многие из последних «правят» только ради того, чтобы почувствовать себя сильнее, доказать свое превосходство, ведь проще сделать это перед более слабыми людьми, подчиняя их своей воле… А сами, по сути, даже личностями не являются и завоевывают это право, быть королем только через нахальство, наглость, физическую силу. Т.е. такие «авторитеты» являются только сильными среди слабых. И не более того.
Есть среди пестрой толпы «Таверны» и ребята, которым просто интересно увидеть «другую» жизнь, испытать что-то новое. Приходят сюда и от скуки, жажды общения, от нечего делать. Все эти доводы равноправны по своему отношению и к Егору. Ведь пробует он там наркотические средства тоже от любопытства, и приходит в «Таверну», как отмечалось от скуки, жажды общения, потому что друзей-то нет! Т.е. если ребенок не занят в кружке, каким-то делом или чем-то еще, он, естественно, ищет себе друзей, какое-то занятие, развлечение. И очень часто рядом оказываются именно такие «друзья», которые приводят их именно в такие компании.
И так как это нередко оказывается последним местом, приютом, потому что в семье давно не понимают, в школе места не находится, другого дела нет, то попавшие сюда дорожат своим местом, хоть каким-то положением, возможностью общения. Поэтому же нередко соглашаются на так называемые «темные дела»: грабежи, разбои, воровство. Идут по нескольким причинам. Во-первых, сказывается пагубное влияние лидеров, ведь попадают в «Таверну» и двенадцатилетние мальчишки для которых «король» - авторитет, образец для подражания. Во-вторых, дает о себе знать та самая боязнь отторжения, потому что идти-то больше некуда. В-третьих, это может быть просто не огражденное ничем любопытство – «запретный плод сладок». Интересно будет узнать, что же там за той чертой, хочется почувствовать себя взрослым. А еще чаще главным фактором в решении пойти «на дело» выступает обычное стадное чувство. Стадо ведомое «царьком» не задумывается о последствиях – «все идут, и я пойду», «что я хуже всех?» и т.п. Каждый человек перестает быть собой, растворяется в толпе и подчиняется только главарю, превращаясь в то вышеупомянутое стадо.
К тому же жестокость в этих «обществах» является поводом, желанием, чтобы приподнять свое «Я», повысить свой вес и значение. То же пытается сделать и Егор. Он в «Таверне» самый порядочный и «благовоспитанный» мальчик. Но если оставить иронию, то ведь действительно Егор здесь обладает самыми незаурядными способностями, умом и талантом и, естественно, он, по натуре своей, хочет выделиться. Как? Ум не оценят, талант не поймут - то не в традициях «Таверны», не этим зарабатывают себе авторитет. Остается единственный путь – жестокость (т.к. с помощью денег вес в «Таверне» Егор заработать не хочет, все-таки деньги – отца, да и Егор умен и не идет на такое). Итак, остается последний способ – жестокость.
Так и было с второклассником Стрельцовым. «Стрельцов, кажется, перетрухнул. Замигал. И, как всегда, при виде чужой робости и покорности на душу Егору (Кошаку!) упала теплая капля удовольствия». Именно Кошаку, как подчеркивает автор, Егор не таков, был не таким, и в душе его еще хоть что-то осталось, то, что поможет ему перебороть эту свою ненужную и ложную двойственность… Но пока Егор пытался «наказать» Стрельцова за его «нехорошее» поведение со старшими, весь второй класс, где учился этот мальчик, встал на защиту своего одноклассника. Да, они были еще малы, но второклашки держались храбро, а что самое главное – вместе. И Егор в этот момент и после начинает понимать, что в жизни есть что-то большее, нежили одна жестокость, есть какие-то принципы, убеждения… Всё почему-то не так, как он себе представлял, думал… Что же еще? В нем просыпается любопытство, узнать, что же это, почему люди остаются верны выбранным принципам? Почему живут так? Или притворяются?.. Однако с появлением учительницы Егор снова становится Кошаком и вынужден был отступить, обвинив, во всем происходящем, малышей. Но тут появляется Веня Ямщиков, который заступается за них и «его глаза жаждали справедливости». Веня добивается этой справедливости. А учительница того самого класса говорит Егору: «Наверно, думаешь, что если папа занимает посты, тебе можно все…». Но Кошак пока остается Кошаком. Чего стоит реплика, обращенная к Веньке: «Быть тебе живым - здоровым только до последнего звонка»?
Но кто, же этот Венька Ямщиков? Что это за человек? Венька в классе носит кличку «Редактор». Получилось это потому, что именно он в классе должен был выпускать стенгазету. Но, как говорилось, Веня всегда и во всем искал справедливости, не отступил он от своих принципов и тут… Однако, как это не парадоксально, именно те, кто несет правду, очень часто являются изгоями. Что стоит фраза его классной учительницы: «Тебе, Ямщиков, честное слово, лечиться надо! Ну, нельзя же быть таким … вне времени и пространства!». Ямщиков не нужен, оказался со своей правдой простым обывателям, и его, конечно же, обвинили в «критиканстве», так как во вверенной ему газете он печатает все и обо всем, что считает несправедливым, высказывает свое мнение по этому поводу, не боясь осуждений. Видно, что Венька имеет свои принципы, понятие справедливости и не отступает от них, хотя много раз ему делала замечания по поводу газеты Роза Анатольевна (классная руководительница), объясняя это тем, что не хочет получать за него выговоры.
У Веньки, в отличие от Егора, был и младший брат – Ваня. С первых же страниц становится видна их дружба, то, как старший брат заботится о младшем. И Венька, несмотря на любые угрозы, препятствия, осуждения, в том числе взрослых, учителей и т.п. не отступает от выбранных принципов, что злит Егора. На первый взгляд, фигуры Веньки и Егора прямо полярные: Веня со своими убеждениями, жаждой справедливости и Егор, считающий, что все в этом мире плохие, просто кто-то играет, притворяется «хорошим», а о справедливости вообще не может идти речи. Хотя Веня сам иногда приходит в отчаянье от этого непонимания, невозможности что-то изменить и восклицает отцу: «Папа, ты в «Клубе путешественников» каменных идолов на острове Пасхи видел? Вот выйди на берег и попробуй им что-то доказать. Они смотрят и улыбаются»…
Однако все же не отступается от принципов… Егор не может понять этого, и так Веня становится врагом Кошака (не Егора!). Но, мне кажется, что именно этот «враг» сыграл неоценимую роль в жизни Егора. Можно сказать, что именно благодаря ему, хоть и косвенно, но Егор узнает правду о своем настоящем отце, знакомится с двоюродным братом, а что самое важное, происходит обратное превращение Кошака в Егора. Потому что Венька своим обращением с братом доказывает, что живет по-настоящему, не играя роли. Живет принципами братства, добра, справедливости, что так жить можно, и он не одинок. Примером тому могут служить родители Веньки, появившийся в жизни Егора двоюродный брат Михаил, ставший ему даже более близким человеком, чем родители.
Таким образом, Крапивин этой повестью показывает, что в детской жестокости всегда виноваты взрослые, не сумевшие дать тепло, заботу, показывающие дурной пример, живущие не по правильным принципам. Эти принципы: деньги, карьера, материальное благополучие, при этом благополучие любой ценой, даже с помощью обмана или воровства и т.п. По мнению писателя, именно на них, взрослых, лежит вина за появление жестокости у детей.
Поэтому Крапивин предлагает такой выход из создавшегося положения – это пересмотр жизненных принципов и выделение приоритетов ценностей. Так, например, не сытое спокойствие (как у Егора дома), а возможность иметь друзей; не боязнь чужого мнения, а готовность прийти на помощь. Тут ярок пример родителей Веньки, которые приютили у себя дома «Заглотыша», мальчика, которому некуда было идти, т.к. дома оставалась только пьяная мать, а он ей просто не был нужен.
В.П. Крапивин доказывает и показывает, что во всем, что происходит с детьми, виноваты взрослые.
2.3. Анализ повести В. П. Крапивина «Колыбельная для брата»
И еще одна причина, почему дети оказываются в плохой компании, становятся жестокими, названа в повести «Колыбельной для брата».
Главный герой повести - Кирилл Векшин. У него хорошая, дружная семья, а недавно в ней появляется еще один член – маленький Антошка. Кирилл очень любит брата, относится к нему с нежностью, и «было сделано открытие: лучше всего Антошка засыпает под песни старшего брата». Кирилл - ученик 7 «В» класса. Притом следует отметить, что действие повести почти сразу же начинается с конфликта. Конфликта между ним и учителями, взрослыми (взрослым миром). Крапивин остается верен себе и с первых же страниц сталкивает героя с новыми испытаниями, как бы проверяя его принципы на прочность. Так Кирилла обвиняют в воровстве стипендии студентки-практикантки, пришедшей недавно в школу. По требованию учителя все мальчики, кроме Кирилла, вывернули карманы, проходя позорную процедуру обыска. Именно потому, что она была унизительна (Кирилл сам говорит: «противно»), он не стал показывать карманы. Он не понимал, что происходит и почему должен так поступать, ведь он не вор и не преступник! Мальчики вообще сначала не знали, что случилось. Лишь потом, на классном часе, эта история с пропажей стипендии получает огласку. И главный подозреваемый – Векшин, не давший обыскать себя. Кирилл имеет чувство собственного достоинства, он честен перед этой девушкой и классом, он чувствует гнев, который рождается от того, что его обвиняют в воровстве, настолько позорном для него действии; Кирилл чувствует за собой правду, поэтому не боится, не дрожит и ведет себя смело, а преподаватель обвиняет его в нахальстве. Но больнее обвинений классной руководительницы Евы Петровны, к которой он не питал особой симпатии, стало обвинение и недоверие к нему со стороны их бывшей классной руководительницы в начальных классах Зои Алексеевны.
« - …Зоя Алексеевна, мы вам все на свете доверяли. Мы вас так любили… Лучше вас никого для меня на свете не было…
- …Вот видишь, Кирюша. А теперь…
- А теперь вы меня предали, - тихо сказал Кирилл».
Так реагирует Кирилл на все обвинения. Он вообще сначала подумал: «А правда, неужели нашелся б такой гад и украл?». За этими словами, мыслями и действиями перед нами открывается личность, именно человеческая личность. Мальчик сильный, честный, храбрый, с чувством собственного достоинства, с обостренным чувством справедливости («У меня какое-то свойство дурацкое. Вот вижу что-нибудь несправедливое, начну спорить – и вдруг слезы»); с устоявшимися принципами, которым остается верен в любой ситуации… Именно так Крапивин, а также через последующие действа и конфликты раскрывает характер героя. А конфликтов в повести много. В последующем, Кирилл снова сталкивается с Евой Петровной, в частности в споре о виновности Чиркова (мальчика укравшего рубль у той самой студентки для Дыбы); спор между Кириллом же и Зоей Алексеевной о школе, о своеобразном противостоянии детей и взрослых («Зато нас, невзрослых, можно судить, как хочешь. Вы думаете, у взрослых жизнь сложная, а у ребят простая?») и пр.
Большинство конфликтов в повести происходит также из-за того, что Кирилл сталкивается с одним обстоятельством: все привыкли жить своей благополучной жизнью, не обращая внимания на других. Все думают лишь о том, как бы с ними чего не случилось, да и слишком сильно чувство, желание не ввязываться…
В такую вот ситуацию попадает одноклассник Кирилла Векшина – Чирков. Именно от безысходности, от того, что обратиться не к кому, а компания Дыбы преследует и избивает его, Петя решается на воровство. Деньги, как было сказано выше, ему были нужны для Дыбы. Дыба - так называемый местный «король». «Это была личность лет шестнадцати, с ковбойско-уголовными замашками и сомнительной репутацией… Кирилл знал, что за его компанией водятся кое-какие темные дела. Да и все это знали». И Кирилл, не в силах больше терпеть происходящее, негодуя от такой несправедливости, рассказывает классу о том, что происходило с Петей: «Издевались они над Чирком. … Издевались. Деньги выколачивали. Ему надо было Дыбе рубль отдать, а у него не было. А его бы избили». И с горечью говорит: «Где был отряд, когда Чирка избивали?», укоряя каждого одноклассника в «случайности» их класса, присутствующих здесь ребят. Ведь каждый сам за себя! Да, они переписываются с другими детьми из-за границы, собирают макулатуру, но все «из-под палки». Никто сам добровольно этого не сделает. Никто не поможет другому человеку, даже однокласснику – так, просто. Но укоряет в этом не только ребят – себя тоже. «Нет, я тоже виноват. … Но я хоть не оправдываюсь и не кричу, что у нас везде друзья. Друзья во всех республиках, а между собой подружиться не можем… Или боимся?».
А Дыба отчетливо знает о страхе, желании не ввязываться у других людей, об оправдании «это меня не касается» и широко пользуется такой своей безнаказанностью. Он привык, что его все боятся, но ничего не делают, и поэтому выколачивал, в прямом смысле этого слова, деньги у других подростков и ребят младше его, что было основным заработком Дыбы. При этом никто ему и не пытался сопротивляться… «В кинотеатре действительно отирался Дыба с компанией, и компания не теряла времени: в уголке у туалета прижали перепуганного мальчишку лет одиннадцати». В этот момент, да и вообще при последующих встречах и разговорах с Дыбой, как отмечает Кирилл (точнее сам Крапивин) у местного «короля» «глаза смотрели стеклянно, как у куклы». Весьма точная деталь, отражающая состояние Дыбы («глаза – зеркало души»). Ожесточенность доходит до степени автоматизма (как робот), нормального, обычного состояния, попросту – привычки. А «Тирания – есть привычка, обращающаяся в потребность» (Ф.М. Достоевский). Потребности унижать, если тебя унижают. Издеваться над другими, чувствуя несуществующую силу… И ту самую беспощадную жестокость, безнаказанность чувствовал со стороны Дыбы и его компании Кирилл, уходя от них: «Могли бросить кирпичом. Все могли. И Кирилл шел, ощущая мелкое противное дрожание в мускулах. Но… оглянуться – значит, проиграть».
И Кирилл пытается бороться. Только одному это делать сложно, тяжело. Тяжело понимать, что все могут что-то сделать и не хотят, боятся. Тяжело понимать, что даже у Дыбы за плечом стоит хоть кто-то, а тебе не поможет никто. И ведь очень часто в борьбе за правое дело человек остается один. Почему? Наверное, это вопрос к нынешнему обществу, к нашим нравам. Почему мы решаем, говорим о какой-то проблеме только тогда, когда она затронет нас, а если друга или соседа, то это уже его проблемы?. Тяжело бороться за справедливость, но нужно, даже одному, даже зная, что никто не поможет. Потому что, может быть, увидев твой пример, кто-то поймет, что не только в собственном счастье и материальном благополучии заключается жизнь и смысл существования…
Именно потому, что отстаивать несправедливость, бороться со Злом одному сложно, повесть кончается жестоким избиением Кирилла. Он встречает Дыбу с Тюлей, возвращаясь домой с детским питанием для Антошки: «навстречу Кириллу вышли Дыба и незнакомый парень». Но Кирилл: «почувствовал, что если теперь спасется бегством, всегда потом придется бегать и прятаться». А он не таков, тем более: «получится, что они с Дыбой одинаковы: если сильный, то король, а если слабее – поджимай хвост». И Кирилл не отступает. «Поначалу все гордые» - с усмешкой говорит Дыба, но ошибается, Кирилл остается верен себе до конца. И опять он отмечает, что в этот момент у Дыбы и улыбка какая-то «бесцветная», неживая, ненастоящая. Напав на Кирилла вдвоем, Дыба и Тюля, конечно же, оказываются сильнее. «Кирилл не смог подняться сразу. … Он встал и посмотрел себе под ноги. По ногам из порезов бежали тонкие алые струйки и смешивались на асфальте с молоком. С локтя капало. И с подбородка». Но он не просит о жалости, или о чем-то еще, просто говорит в ответ: «Боишься, гадина?» Он не смирился, и не смирится никогда, а принципы, совесть, ответственность за младшего брата, который также, может быть, потом избит, как и Петька, сам Кирилл, говорят ему: борись. Кирилл не отступает ни на шаг: «от колючей неожиданной боли в ребрах согнулся и прислонился к забору. Боль словно пришила его к доскам. Но через несколько секунд Кирилл сжал ее в себе. Он опять начал медленно выпрямляться». Хорошо, что помощь подоспела вовремя – к Кириллу спешил Митька-Маус, друг из экипажа «Капитана Гранта». И Тюля, и Дыба, позорно бегут, не догадываясь или просто не представляя, что мчится Митька совершенно один… «Они же не знали, что вчера Кирилл и Митька договорились всегда заступаться друг за друга».
Таким образом, повесть «Колыбельная для брата» призывает к крепкой дружбе, нравственной чистоте, сплоченности и непримиримости в борьбе за добро и правду.
А отвечая на вопрос: «почему такие паразиты плодятся и почему их боятся?», Крапивин дает ответ устами Кирилла: «Вот если бы у каждого хорошего человека был свой экипаж, тогда бы все Дыбы повывелись от безработицы». Т.е. если бы люди искренно помогали друг другу, не задумываясь над тем, что мне за это будет, вступались бы друг за друга, то людей, подобных Дыбе, не было бы. Ведь такие как он сильны только внешне, когда за спиной стоят верные «слуги», а нападают только на тех, кто слабее и кто один («этот народ не нападает, когда силы равные»). Кирилл отзывается о своих друзьях, экипаже корабля «Капитана Гранта»: «…это люди, с которыми не страшны любые Дыбы».
II. Исследовательская часть.
Глава 3. Сопоставление полученных при анализе результатов с данными психологических исследований
3.1. Психологи о причинах детской жестокости
Проблема детской жестокости существовала всегда. Однако в ХХ в. по данным статистики волна детского насилия захлестнула благополучные страны Европы и Америку. В Польше девочка повесилась после того, как над ней издевались одноклассники и сняли на видео. В школах Великобритании зафиксирована настоящая эпидемия буллинга - систематического физического насилия, словесных оскорблений и запугивания детей со стороны одноклассников. В Америке с 1960-х гг. подростковая преступность возросла в 5 раз.
И в нашей стране эти данные не утешительны. Около 8% преступлений в стране – то есть до 155 тыс. преступлений в год – совершается детьми и подростками. По оценке экспертов, большинство современных детей от 8 до 17 лет согласились бы быть истязателями. 6% школьников готовы на убийство, если оно будет оплачено. И так далее… Перечислять все эти факты нет особого желания.
Откуда же все-таки берется агрессия у «цветов жизни»? Попытаемся разобраться в этом сложном вопросе.
На протяжении всей жизни человечества люди всегда проявляли жестокость к себе подобным. Многие ученые пытались определить природу жестокости, причины ее возникновения, факторы, способствующие ее формированию и проявлению. Все существующие ныне теории агрессии, можно подразделить на четыре основные категории.
1. Агрессивность как врожденная инстинктивная, генетически запрограммированная форма поведения. Даже самые положительные, изменения в окружающей среде, не способны предотвратить ее проявление. Максимум, возможно, ослабить ее. И если человек имеет определенный ген, то он пойдет по криминальному пути. Кроме того, агрессию связывают с нарушением функционирования головного мозга.
2. Агрессия как потребность и побуждение, которые возникают в ответ на происходящее с человеком в жизни. В эксперименте, проведенном С. Милгрэмом на добровольцах показано, что у 35% людей имеется сильная реакция против жесткости. А 65% испытуемых удалось поставить в такие условия, что они вели себя жестоко, но при этом в большинстве случаев они проявляли реакцию возмущения или неприятия садистского типа поведения. В другом тюремном эксперименте, проведенном Ф. Зимбардо, показано, что под влиянием обстоятельств человек может дойти до какого угодно состояния, вопреки всем своим представлением о нравственности, вопреки личной порядочности и всем социальным принципам, ценностям и нормам.
Особенно сильно изменяется поведение человека под влиянием группы. Срабатывает закон толпы, когда происходит оглупление массы, то есть снижение общего уровня интеллекта. Каждый в отдельности так бы не поступил, а в толпе снимается личная ответственность за содеянное. А в подростковом возрасте желание быть принятым в группу сверстников сильнее любой другой потребности.
3. Познавательная деятельность и эмоции. Вся информация, которую человек получает и любой жизненный опыт вызывает определенные эмоциональные реакции. Сторонники этой теории утверждают возможность управления агрессией, контроля над поведением «простым» научением людей реально представлять себе потенциальные опасности, адекватно оценивать угрожающие ситуации.
Мы, взрослые люди, привыкли сдерживать свои эмоции, а дети - нет. У них они бьют ключом. Если обида, то смертельная, если счастье, то безграничное и если жестокость, то ярко выраженная. Понятно, что у детей нет жизненного опыта, поэтому подростки далеко не всегда могут предсказать последствия своих действий. Эмоции захлестывают разум и сознание, поэтому ребенок совершает действие, а потом уже думает, правильно ли оно.
С распространением социальных сетей в интернете возникло явление «опубличивания» частной жизни. Ради увеличения своего рейтинга подростки снимают на видео жестокие сцены (которые пользуются огромной популярностью, потому, что вызывают сильные чувства зрителей) и размещают их на своих страницах. Таким образом, участники избиения становятся героями фильмов, а это добавляет кураж и жестокость удваивается, подкрепленная этим драйвом, и помножается на подсмотренную с экрана жестокость.
4.Агрессия представляет собой приобретенную в жизни модель социального поведения. Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путем непосредственного участия в ситуациях проявления агрессии (жестокость близких взрослых людей), а также путем пассивного наблюдения агрессивных проявлений.
Возможно, это срабатывает механизм психологической защиты, который защищает маленького человека от беспрерывного потока негативной информации с экранов телевизора и печатных страниц, содержащего в себе кровавую криминальную хронику, изощренные сцены насилия, убийств, издевательств, которые представлены с особым смаком в художественных фильмах и даже в мультфильмах. Не только в кино, но и в повседневной жизни полно примеров безнаказанности жестокости и поощрения насилия. Если ребенок будет сочувствовать и испытывать сильные эмоциональные переживания при каждой увиденной жестокой сцене, то его сердце просто не выдержит. И появляется такой своего рода иммунитет на чужую боль, защищающий маленького человека от психотравмы. А человек, не способный переживать за другого может причинить ему вред. Получается, что дети ведут себя так, потому что в обществе насилие стало нормой.
3.2. Результаты социологического опроса учащихся 6-10 классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Козьмодемьянска» по теме «В чем причины детской жестокости?»
Учащимся нашей школы была предложено ответить на вопросы анкеты.
Анкета.
1.Были ли случаи в вашей жизни, когда вы встречались с проявлением жестокости?
А) да;
Б) нет;
2. Как вы относитесь к тому, когда вы видите, что при вас унижают или оскорбляют кого-то?
А) равнодушно;
Б) в душе сочувствую, но не показываю вида;
В) заступаюсь;
3. Где чаще всего можно увидеть видеоролики, фильмы о жестоком отношении детей, подростков?
А) телевидение;
Б) Интернет;
В) специальные программы;
Г) фильмы;
4. Как вы думаете, почему дети бывают жестокими?
А) от воспитания в семье;
Б) от просмотра фильмов, видеороликов в Интернете;
В) из желания «выделиться из толпы», стать взрослым;
Г) можно назвать свою причину;
Всех респондентов мы поделили на 2 возрастные группы:
1 группа – 6-8 классы;
2 группа – 9-11 классы;
Вопросы анкеты | 6-8 классы | 9-11 классы |
1.Были ли случаи в вашей жизни, когда вы встречались с проявлением жестокости? | Да – 90% Нет – 10% | Да – 98% Нет – 2% |
2. Как вы относитесь к тому, когда вы видите, что при вас унижают или оскорбляют кого-то? | Равнодушно - 1% Сочувствую - 76% Заступаюсь - 23 % | Равнодушно – 1% Сочувствую – 50% Заступаюсь – 49% |
3. Где чаще всего можно увидеть видеоролики, фильмы о жестоком отношении детей, подростков? | Интернет - 62% Телевидение – 28% Фильмы – 10% | Интернет – 46% Телевидение – 40% Фильмы – 14% |
4. Как вы думаете, почему дети бывают жестокими? | От просмотра роликов - 77% Из желания выделиться - 20% От семьи - 3% | От просмотра роликов – 42% Из желания выделиться- 10% От семьи – 45% Др. причины-3% (От друзей -1%; Компьютер.зависимость-1%; От характера -1%); |
Вывод. Из ответов учеников нашей школы видно, что почти каждый в своей жизни встречался с проявлением жестокости по отношению к себе (со стороны родителей, сверстников, учителей и т.д.), но открыто противостоять злу могут больше старшеклассники в силу своих возрастных особенностей.
Как уже отмечалось в нашей работе, основными «источниками жестокости», по мнению респондентов, являются Интернет и телевидение. А вот в определении главной причины жестокости детей мнения разделились: учащиеся 6-8 классов «обвиняют» в этом опять же Интернет и телевидение, а старшеклассники – семью.
3.3. Статистические данные о подростковой преступности по
г. Козьмодемьянску Республики Марий Эл
Данные предоставлены УУП и ПДН МО МВД России «Козьмодемьянский» за 3 года (2010, 2011, 2012 гг.)
2010 г. | 2011г. | 2012г. | |
Совершено преступлений несовершеннолетними | 38 | 30 | 33 |
Произошло снижение по -кража чужого имущества; -грабежи; -неправомерное завладение ТС; | 16 7 1 | 12 (-25%) 3 (-57,1%) 0 (-100%) | 12 6 (+150%) 2 (+200%) |
Рост преступлений -разбой; -квартирная кража; -вымогательство; -хулиганство; | 1 2 1 1 | 2 (+100%) 9 (+350%) 4 (+300%) 2 (+100%) | Неправомерное завладение транспортным средством – 6; Умышленное уничтожение чужого имущества- 3; Легкий вред здоровью -3; Кража – 14; Грабеж -6; |
70 % - всех подростков, совершивших различного рода преступления, из неблагополучных семей. Основные причины неблагополучия:
1. Оба родителя (или один родитель) злоупотребляют спиртным.
2. Безработные родители.
3. Ранее судимый один из родителей.
4. Родители находятся на заработках, а воспитанием детей занимаются престарелые бабушки и дедушки.
Вывод. Анализируя данные по подростковой преступности можно сказать, что эти цифры неутешительные, хотя и наблюдается снижение уровня подростковой преступности в нашем городе по сравнению с 2010 годом. Но ситуацию стабильной назвать нельзя, так как в 2012 году произошел рост преступлений, совершаемых подростками.
Заключение
Изучив данные и статистику, подтверждающие актуальность выбранной темы, обобщив литературу по проблеме детской жестокости, проанализировав раскрытие этой проблемы на примере произведений В.П. Крапивина, выявив причины появления жестокости у подростков со стороны писательской позиции, пришли к следующим выводам:
1.Причин возникновения детской жестокости несколько. Главной из них является разногласия с семьей.
2.Страх, униженная гордость, жуткая обида, не только на родителей - на всех окружающих. Отец избивает и унижает сына – от «презрительной жалости» к себе, вечного страха и ожесточенности, стыда сын унижает других – покорных и слабых.
3.Одиночество. Всегда, когда ребенок один и ему не хватает внимания, он так или начинает искать себе какой-то приют, друзей, общение, даже покровителя. И очень находятся именно такие «друзья» или покровители, которые и приводят подростков в «темные», дурные компании. И эти компании становятся настоящим домом.
Итак, выявив причины появления жестокости у детей с точки зрения писательской позиции, и сравнив их с причинами, названными детскими психологами, работниками по делам несовершеннолетних, можно сказать о том, что они схожи. «Истоки насилия нужно искать в семье ребенка, в его взаимоотношениях с близкими, заявила детский психолог Татьяна Муха. – Если ребенок испытывает в семье насилие, то такая модель становится для него образцом поведения, ценностью и желанием. Если ребенка избил папа, и он затем помучил животное, то он как бы становится сильным «как папа». Насилие снимает часть внутренней боли ребенка, и ценность силы постепенно заменяет ценность отношений. Кроме того, существует еще одно объяснение подростковой жестокости: в отличие от взрослых и детей, они пытаются понять, что такое жестокость и где ее границы». Инспекторы детских комнат милиции в свою очередь объясняют трудности работы с подростками спецификой современного общества, возлагая часть вины на современную массовую культуру. «Современные дети изменились, и причины их жестокости нужно искать в атмосфере, в которой они воспитываются и живут. Даже на уровне мультфильмов дети видят, как герои друг друга избивают. Практически на всех уровнях исчез воспитательный процесс: дома - родители заняты добычей средств на пропитание, в школе – лишь учебный план, кружки и клубы – платные. У детей нет авторитетов, они стали более раскрепощенными». Жестокие фильмы и игры, Интернет – все это тоже послужило причиной ожесточения подростков. Но виновато ли в этом само общество? Безусловно, да. Пока само общество не изменится, никакие программы тут не помогут.
В. П. Крапивин не только дает советы, называет пути выхода, но и притворяет их в жизнь. Крапивин говорит, что, прежде всего, нужно изменить, выбрать приоритеты ценностей, а далее все станет на свои места. Т.е. предпочитать не сытое спокойствие, а возможность иметь друзей; не боязнь чужого мнения, а готовность прийти на помощь; важнее не бессмысленное накопительство, а радушие и гостеприимство; не отречение от своих корней, а поддержание, продолжение родовых традиций. По таким принципам, живет сам Владислав Петрович и дает возможность так жить другим. Приведу в качестве примера выдержки из устава «Каравеллы», его подопечной организации: «Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы их ни встретил. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше меня». «Я никогда не обижу того, кто меньше и слабее. Всегда буду помощником и защитником младшим товарищам». «Если мне когда-нибудь станет страшно, я не отступлю. Смелость – это когда человек боится и все-таки не сворачивает с правильной дороги». А сами за себя говорят высказывания детей, состоящих в «Каравелле». К примеру, «Человек, у которого есть честь, никогда не пройдет равнодушно мимо справедливости» или «есть мальчишки, которые думают, что они очень самостоятельные и взрослые. Начинают курить, ругаться и так далее. Это не самостоятельность, а дурость».
Т.е. и своей деятельностью, и своими книгами Крапивин прививает все проповедуемые им ценности своим читателям. Поэтому мы уверены, что читать Крапивина нужно, нужно обязательно знакомиться с его творчеством. А практическое применение нашей работы еще и в том, чтобы использовать наработанный материал на классных часах, родительских собраниях, внеклассных чтениях и занятиях.
Список литературы
1.«Барабанщики, вперед!», Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1986 г.
2. В.П. Крапивин «Журавленок и молнии», Свердловск: Сред. - Урал. кн. изд-во, 1983 г.
3. В.П. Крапивин «Острова и капитаны», Средне-Уральское книжное
издательство, 1990 г.
4. Валентин Лукьянин. «Счастье быть человеком», журнал «Критика и библиография».
5. Александр Разумихин «Правило без исключений, или прозрачная злость и интеллигентные мальчики Владислава Крапивина», журнал «Критика и библиография».
6.Т. А. Калганова Проблема чтения в современном обществе и пути её решения // Лвш №12. – М., 2009. – 48с. 2.
Интернет ресурсы
7.Материалы сайта http://www.rusf.ru
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Карты планет и спутников Солнечной системы
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
У меня в портфеле
Пейзаж