В рамках Дня Науки учащиеся 9 класс готовили научные доклады практического характера. После посещения выставки "Гений да Винчи" учеников заинтересовало творчество этого человека. Их интерес материализовался в очень инетесную работу по "золотому сечению".
Вложение | Размер |
---|---|
geniy_da_vinchi.doc | 660 КБ |
geniy_da_vinchi.ppt | 2.73 МБ |
Творческое занятие «Гений да Винчи» для 5-10 классов
Творческая группа: Беганова Алина, Гамзатова Асият, Лутковский Дмитрий
1. Леонардо Да Винчи
1452-1519
Художник, изобретатель, математик, скульптор, архитектор-яркий пример «универсального человека»
2. Всю свою жизнь да Винчи был буквально одержим идеей полета. Одной из самых первых зарисовок на эту тему является схема устройства на нижнем рисунке. Леонардо предлагал сделать из тонкого льна, пропитанного крахмалом, воздушный винт диаметром 5 метров. Он должен был приводиться в движение четырьмя людьми.
3. Вскоре Леонардо охладел к винтовым летательным аппаратам и переключил внимание на механизм полета, который успешно работал уже миллионы лет, — крыло птицы. Леонардо установил — для поднятия в воздух летательной машины с человеком (136 кг) необходимы крылья, подобные птичьим и имеющие в длину 12 метров.
4. Самодвижущаяся повозка Да Винчи была трехколесной и приводилась в движение заводным пружинным механизмом. Кроме переднего колеса, было еще одно — маленькое, поворотное, которое размещалось на деревянном рычаге.
5. Еще одним революционным изобретением Леонардо был подводный скафандр. Возможно, это было не первое приспособление для погружения — считается, что в 332 году до н. э. Александр Македонский спускался под воду в стеклянном сосуде (прообразе водолазного колокола). Однако полноценный костюм для дайвинга изобрел именно Леонардо.
6. Леонардо Да Винчи (Leonardo da Vinci) (1452-1519) сделал эскизы первой субмарины. Вильяма Бурне (William Bourne), британского математика, в 1578 году заинтересовали эти эскизы. Но построить субмарину по тем эскизам удалось голландскому изобретателю Корнелиусу ван Дреббелу только в 1620 году.
7. название двух, практически не отличающихся по картин Леонардо да Винчи, одна из которых выставлена в Лувре, а другая в Лондонской Национальной галерее. “Мадонна в гроте” – первое вполне зрелое произведение Леонардо.
8. Картина изображает юную деву Марию и младенца Христа, держащего веретено в виде распятия. Веретено считается одновременно символом домашнего очага девы Марии и креста, напоминающего будущую судьбу Христа. В классической мифологии веретено символизировало человеческую судьбу.
9. апостолы сидят группами по три человека;
позади Иисуса — три окна;
контуры фигуры Христа напоминают треугольник.
10. Леонардо Да Винчи
«Мона Лиза» или
«Джоконда»
Портрет Монны Лизы (Джоконды) долгие годы привлекает внимание исследователей, которые обнаружили, что композиция рисунка основана на золотых треугольниках, являющихся частями правильного звездчатого пятиугольника. Существует очень много версий об истории этого портрета. Вот одна из них. Однажды Леонардо да Винчи получил заказ от банкира Франческо де ле Джокондо написать портрет молодой женщины, жены банкира, Монны Лизы. Женщина не была красива, но в ней привлекала простота и естественность облика. Леонардо согласился писать портрет. Его модель была печальной и грустной, но Леонардо рассказал ей сказку, услышав которую, она стала живой и интересной.
Сказка
Жил-был один бедный человек, было у него четыре сына: три умных, а один из них и так, и сяк. И вот пришла за отцом смерть. Перед тем, как расстаться с жизнью, он позвал к себе детей и сказал: “Сыны мои, скоро я умру. Как только вы схороните меня, заприте хижину и идите на край света добывать себе счастья. Пусть каждый из вас чему-нибудь научится, чтобы мог кормить сам себя”. Отец умер, а сыновья разошлись по свету, договорившись спустя три года вернуться на поляну родной рощи. Пришел первый брат, который научился плотничать, срубил дерево и обтесал его, сделал из него женщину, отошел немного и ждет. Вернулся второй брат, увидел деревянную женщину и, так как он был портной, в одну минуту одел ее: как искусный мастер он сшил для нее красивую шелковую одежду. Третий сын украсил женщину золотом и драгоценными камнями – ведь он был ювелир. Наконец, пришел четвертый брат. Он не умел плотничать и шить, он умел только слушать, что говорит земля, деревья, травы, звери и птицы, знал ход небесных тел и еще умел петь чудесные песни. Он запел песню, от которой заплакали притаившиеся за кустами братья. Песней этой он оживил женщину, она улыбнулась и вздохнула. Братья бросились к ней и каждый кричал одно и то же: “Ты должна быть моей женой”. Но женщина ответила: “Ты меня создал – будь мне отцом. Ты меня одел, а ты украсил – будьте мне братьями. А ты, что вдохнул в меня душу и научил радоваться жизни, ты один мне нужен на всю жизнь”.
Кончив сказку, Леонардо взглянул на Монну Лизу, ее лицо озарилось светом, глаза сияли.
11. Портрет Монны Лизы (Джоконды) долгие годы привлекает внимание исследователей, которые обнаружили, что композиция рисунка основана на золотых треугольниках, являющихся частями правильного звездчатого пятиугольника
12. Сегодня мы познакомимся с необычной пропорцией, называемой золотым сечением и даже “божественной пропорцией”.
Вы узнаете какую роль играет эта пропорция в окружающем мире, как она связана с понятием гармонии и как и почему она используется в искусстве (живописи, архитектуре, фотографии…), дизайне…
13.Пропорции, т.е. равенства отношений изучались пифагорейцами.
Евдокс развил учение о пропорциях–одно из величайших достижений греческой математики.
Термин «золотое сечение» ввёл Леонардо да Винчи.
14. Есть предположение, что Пифагор понятие золотого сечения позаимствовал у египтян и вавилонян. И, действительно пропорции пирамиды Хеопса, барельефы предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношением золотого сечения при их создании.
15. Под золотым сечением понимается такое пропорциональное деление отрезка на неравные части. При котором длина всего отрезка так относится к его большей части, как длина большей части относится к длине меньшей.
16. Это отношение равно иррациональному числу Ф=1.618033989..
Впервые золотое сечение встречается в «Началах» Евклида (300 лет до н.э.). Лука Пачоли, современник Леонарда да Винчи, назвал его «божественной пропорцией».
Золотое сечение обозначают символами PHI или Ф (в честь древнегреческого скульптора Фидия, всегда использовавшего в своих работах золотое сечение).
Рассматривая закономерности, связанные с проявлением золотого сечения, обычно используют обратную величину
числа Ф : 1,618 или 0,618
Практическое задание: измерьте учебники и вычислите отношение длины к ширине.
17. Проводим прямую АВ. От точки Аоткладываем на ней три раза отрезок Опроизвольной величины, через полученную точку Р проводим перпендикуляр к линии АВ, на перпендикуляре вправо и влево от точки Р откладываем отрезки О. Полученные точки d и d1 соединяем прямыми с точкой А. Отрезок dd1откладываем на линию Ad1, получая точку С. Она разделила линию Ad1 в пропорции золотого сечения. ЛиниямиAd1 и dd1 пользуются для построения «золотого» прямоугольника.
Не только прямая может быть в золотом сечении, но и другие фигуры- прямоугольник , треугольник
Практическое задание: Найдите в данных картинах золотые фигуры
18. Многие современные изделия с прямоугольными гранями
имеют форму граней, близкую к «золотому сечению».
20. Шишкин - "Сосновая Роща"
На этой знаменитой картине И. И. Шишкина с очевидностью просматриваются мотивы золотого сечения. Ярко освещенная солнцем сосна (стоящая на первом плане) делит длину картины по золотому сечению. Справа от сосны - освещенный солнцем пригорок. Он делит по золотому сечению правую часть картины по горизонтали. Слева от главной сосны находится множество сосен - при желании можно с успехом продолжить деление картины по золотому сечению и дальше.
Наличие в картине ярких вертикалей и горизонталей, делящих ее в отношении золотого сечения, придает ей характер уравновешенности и спокойствия, в соответствии с замыслом художника. Когда же замысел художника иной, если, скажем, он создает картину с бурно развивающимся действием, подобная геометрическая схема композиции (с преобладанием вертикалей и горизонталей) становится неприемлемой.
21. Определение золотого сечения: целое относится к его большей части так же, как большая часть относится к меньшей части.
Отрезок АВ так относится к его большей части AD, как эта большая часть AD относится к его меньшей части DB.
Иначе говоря, точка D делит отрезок AB в «золотой пропорции».
22. Пентаграмма – тайный знак пифагорейского братства – была выбрана ими в качестве символа жизни и здоровья.
Согласно легенде , один пифагореец заболел на чужбине и не мог перед смертью расплатиться с ухаживающим за ним хозяином дома. Последний нарисовал на стене своего дома звёздчатый пятиугольник. Увидав через несколько лет этот знак, другой странствующий пифагореец осведомился о случившимся у хозяина и щедро его вознаградил.
23. Пентаграмма пропорциональна и, значит, красива. Не случайно и сегодня пятиконечная звезда реет на флагах едва ли не половины стран мира.
24. Столь необычайно пропорциональное строение пентаграммы, красота
её внутреннего математического содержания
являются основой её внешней красоты.
25. Леонардо да Винчи любил мастерить каркасы правильных тел и преподносить их в дар знатным особам, возможно пытаясь таким образом приобщить сильных мира сего к философским размышлениям о красоте вечных истин.
26. Бог – отец «оберегает» вселенную, имеющую форму додекаэдра.
12 граней додекаэдра и 12 апостолов Христа не просто совпадение - в картине Сальвадора Дали «Тайная вечеря» заключён глубокий религиозный смысл.
27. Вопрос: Что общего в расположении полипептидных цепей нуклеиновых кислот, лепестков розы, раковин моллюсков, рогов млекопитающих, подсолнуха, далеких космических галактик?
Ответ: в основе их структуры лежит золотая (логарифмическая) спираль. Эта спираль вписывается в золотой прямоугольник (отношение длины и ширины которого равно числу Ф). Последовательно отрезая от него квадраты и вписывая в каждый из них по четверти окружности, мы и получим золотую спираль (см. фото)
Роль спирали в строении животных и растительных объектов открыл Т.Кук, доказав, что феномен роста связан с золотой спиралью. Носитель генетического кода - молекула ДНК - состоит из двух переплетенных между собой спиралей.
Не так давно спиральные структуры обнаружены и в неживой природе
29. Золотое сечение пронизывает всю историю искусства: пирамиды Хеопса, знаменитый греческий храм Парфенон, большинство греческих скульптур памятников, непревзойденная Джоконда Леонарда да Винчи, картины Рафаэля, Шишкина, этюды Шопена, музыка Бетховена, Чайковского, стихи Пушкина … вот далеко не полный перечень выдающихся произведений искусства, наполненных чудесной гармонией основанной на золотом сечении.
На фотографии показаны здания, при делении основных масс конструкций которых использовалось золотое сечение.
Обычно считается, что такое членение используется в зданиях, построенных в классическом стиле. Однако, посмотрите на Смольный собор, построенный в стиле барокко, и вы без труда обнаружите золотое сечение.
30. Одним из красивейших произведений древнегреческой архитектуры является Парфенон (V в. до н. э.).
На рисунках виден целый ряд закономерностей, связанных с золотым сечением. Пропорции здания можно выразить через различные степени числа Ф=0,618...
На плане пола Парфенона также можно заметить "золотые прямоугольники":
31. Пропорции Покровского Собора на Красной площади в Москве определяются восемью членами ряда золотого сечения:
Многие члены ряда золотого сечения повторяются в затейливых элементах храма многократно:
32. Форма птичьих яиц описывается золотым сечением. Сегодня уже установлено, что при такой конфигурации прочностные характеристики оболочки оказываются наиболее высокими.
33. У многих бабочек соотношение размеров грудной и брюшной части тела отвечает золотой пропорции. Сложив крылья, ночная бабочка образует правильный равносторонний треугольник. Но стоит развести крылья, и вы увидите тот же принцип членения тела на 2,3,5,8. Стрекоза также создана по законам золотой пропорции: отношение длин хвоста и корпуса равно отношению общей длины к длине хвоста.
34. Если первый выброс принять за 100 единиц, то второй равен 62 единицам, третий – 38, четвертый – 24 и т.д. Длина лепестков тоже подчинена золотой пропорции. В росте, завоевании пространства растение сохраняло определенные пропорции. Импульсы его роста постепенно уменьшались в пропорции золотого сечения.
35. Существуют определенные правила, по которым изображают фигуру человека, основанные на понятии пропорциональности размеров различных частей тела.
Идеальным, совершенным считается тело, пропорции которого составляет золотое сечение. Основные пропорции были определены Леонардо да Винчи, и художники стали сознательно их использовать.
Основное деление человеческого тела – это деление точкой пупа. Отношение расстояния от пупа до ступни к расстоянию от пупа до макушки составляют золотое сечение.
Идеальной женской фигурой считается фигура Афродиты Милосской (см. рисунок).
Интересно, что статистически средние размеры тел различных людей также подчинены правилу золотого сечения (об этом свидетельствуют антропологические исследования Цейзинга (1855 г.), который провел измерения почти 2000 человек.
Практическое задание: измерьте своего одноклассника и найдите насколько его тело идеально.
Возможные измерения |
Высота лица / ширина лица Высота лица / расстояние от кончика подбородка до центральной точки соединения губ Ширина рта / ширина носа Расстояние между зрачками / расстояние между бровями Расстояние точки пупа до коленей и от коленей до ступней равно 1:1.618 Расстояние от кончика подбородка до кончика верхней губы и от кончика верхней губы до ноздрей равно 1:1.618 Расстояние от кончика подбородка до верхней линии бровей и от верхней линии бровей до макушки равно 1:1.618 |
36. Еще в 1925 году искусствовед Л.Л.Сабанеев, проанализировав 1770 музыкальных произведений 42 авторов, показал, что подавляющее большинство выдающихся сочинений можно легко разделить на части в которых заметно золотое сечение. У Аренского, Бетховена, Бородина, Гайдна, Моцарта, Скрябина, Шопена и Шуберта золотые сечения найдены в 90% всех произведений.
37. Так как поэзия очень похожа на музыку то следует ожидать, что в строении стихотворений проявятся некоторые черты музыкальных произведений, закономерности музыкальной гармонии, а следовательно, и золотая пропорция. Золотую пропорцию можно заметить в творчестве: А.С.Пушкина, М.В.Лермонтова и других русских поэтов.
Практическое задание: найдите слова, которое делит стихотворение на две части, которые будут «золотой пропорцией»
А.С.Пушкин
«Надпись на стене больницы»:
Вот здесь лежит больной студент;
Его судьба неумолима.
Несите прочь медикамент:
Болезнь любви неизлечима. (1817)
А.С.Пушкин «Сапожник»
Картину раз высматривал сапожник
И в обуви ошибку указал;
Взяв тотчас кисть, исправился художник,
Вот, подбочась, сапожник продолжал:
"Мне кажется, лицо немного криво ...
А эта грудь, не слишком ли нага?
Тут Апеллес прервал нетерпеливо:
«Суди, дружок, не выше сапога!»
Есть у меня приятель на примете:
Не ведаю, в каком бы он предмете
Был знатоком, хоть строг он на словах,
Но черт его несет судить о свете:
Попробуй он судить о сапогах! (1829)
Слайд 1
Художник, изобретатель, математик, скульптор, ученый, архитектор-яркий пример «универсального человека» Леонардо Да Винчи 1452-1519Слайд 7
«Мадонна в скалах» или «Мадонна в гроте».
Слайд 8
«Мадонна с веретеном»
Слайд 9
Тайная вечеря
Слайд 10
Леонардо Да Винчи «Мона Лиза» или «Джоконда» 1503 -…
Слайд 11
Портрет Монны Лизы (Джоконды) долгие годы привлекает внимание исследователей, которые обнаружили, что композиция рисунка основана на золотых треугольниках, являющихся частями правильного звездчатого пятиугольника
Слайд 12
«Золотое сечение»
Слайд 13
Пропорции, т.е. равенства отношений изучались пифагорейцами. Евдокс развил учение о пропорциях–одно из величайших достижений греческой математики. Термин « золотое сечение» ввёл Леонардо да Винчи. Евдокс (408 – ок.355 г.г.до н.э.) Пифагор (580-500 г.г.до н.э.) Леонардо да Винчи (1452-1519 г.г.)
Слайд 14
Есть предположение, что Пифагор понятие золотого сечения позаимствовал у египтян и вавилонян. И, действительно пропорции пирамиды Хеопса, барельефы предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношением золотого сечения при их создании. Сфинкс, охраняющий гробницу Тутанхамона Пирамида Хеопса «Есть в математике нечто вызывающее восторг» Хаусдорф Ф.
Слайд 15
Под золотым сечением понимается такое пропорциональное деление отрезка на неравные части. При котором длина всего отрезка так относится к его большей части, как длина большей части относится к длине меньшей. a + b a b b : a = (a+b) : b
Слайд 16
Это отношение равно иррациональному числу Ф=1.618033989.. обычно используют обратную величину числа Ф : 1,618 или 0 , 618 Золотое сечение обозначают символами PHI или Ф (в честь древнегреческого скульптора Фидия, всегда использовавшего в своих работах золотое сечение).
Слайд 17
Не только прямая может быть в золотом сечении, но и другие фигуры- прямоугольник, треугольник
Слайд 18
«Кто любит учиться - никогда не проводит время в праздности» Монтескье Ш Многие современные изделия с прямоугольными гранями имеют форму граней, близкую к «золотому сечению». a+b a a b = = 1,6 a b
Слайд 22
Шишкин - "Сосновая Роща"
Слайд 23
«Сравнение математических фигур и величин служит материалом для игр и обучения мудрости» Песталоцци И.Г. Определение золотого сечения: целое относится к его большей части так же, как большая часть относится к меньшей части. Отрезок АВ так относится к его большей части AD , как эта большая часть AD относится к его меньшей части DB . Иначе говоря, точка D делит отрезок AB в « золотой пропорции».
Слайд 24
«Не знающий геометрии да не войдёт в Академию». Платон Пентаграмма – тайный знак пифагорейского братства – была выбрана ими в качестве символа жизни и здоровья. Пентаграмма , которая в гностических школах называется Пылающей Звездой, является знаком интеллектуального всемогущества и самодержавия.
Слайд 25
«Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине – только один» Жан Жак Руссо Пентаграмма пропорциональна и, значит, красива. Не случайно и сегодня пятиконечная звезда реет на флагах едва ли не половины стран мира. Буркина Фасо Венесуэла Гвинея - Бисау Гена Вьетнам Гондурас Гренада Джибути Доминика Зимбабве Ирак Йемен
Слайд 26
«Мудрее всего – время, ибо оно раскрывает всё» Фалес Камерун Китай Коморские острова Корейская народная Демокр-ая р - ка Куба Либерия Мавритания Микронезия Мозамбик Новая Зеландия Пакистан Папуа – Новая Гвинея Столь необычайно пропорциональное строение пентаграммы , красота её внутреннего математического содержания являются основой её внешней красоты.
Слайд 27
«Мышление начинается с удивления» Приписывается Аристотелю Рисунки Леонардо да Винчи из книги Луки Пачоли «Божественная пропорция»
Слайд 28
«Да, путь познания не гладок, Но знаем мы со школьных лет: Загадок больше, чем разгадок, И поискам предела нет ! » Татьяничева Л.
Слайд 29
Роль спирали в строении животных и растительных объектов открыл Т.Кук, доказав, что феномен роста связан с золотой спиралью. Носитель генетического кода - молекула ДНК - состоит из двух переплетенных между собой спиралей. Не так давно спиральные структуры обнаружены и в неживой природе
Слайд 30
Рога животных растут по спирали Спиралевидную форму имеют большинство раковин
Слайд 31
Золотое сечение пронизывает всю историю искусства: архитектуру, скульптуру, музыку, литературу и др. Вот далеко не полный перечень выдающихся произведений искусства, наполненных чудесной гармонией основанной на золотом сечении.
Слайд 32
Одним из красивейших произведений древнегреческой архитектуры является Парфенон (V в. до н. э.).
Слайд 33
«…, но, быть может, ещё лучше было бы назвать такой собор «окаменелой математикой» Юнг Д.
Слайд 34
Форма птичьих яиц описывается золотым сечением. Золотое сечение в шрифтах и бытовых предметах
Слайд 35
отношение длин хвоста и корпуса равно отношению общей длины к длине хвоста. стоит развести крылья, и вы увидите золотое сечение.
Слайд 36
пропорции, близкие к золотому сечению . «Пристальное и глубокое изучение природы есть источник самых плодотворных открытий математики » Фурье Ж.
Слайд 37
«Высшее назначение математики…состоит в том, чтобы находить скрытый порядок в хаосе, который нас окружает». Винер Н.
Слайд 38
Еще в 1925 году искусствовед Л.Л.Сабанеев, проанализировав 1770 музыкальных произведений 42 авторов, показал, что подавляющее большинство выдающихся сочинений можно легко разделить на части в которых заметно золотое сечение. У Аренского, Бетховена, Бородина, Гайдна, Моцарта, Скрябина, Шопена и Шуберта золотые сечения найдены в 90% всех произведений .
Слайд 39
Так как поэзия очень похожа на музыку то следует ожидать, что в строении стихотворений проявятся некоторые черты музыкальных произведений, закономерности музыкальной гармонии, а следовательно, и золотая пропорция. Золотую пропорцию можно заметить в творчестве: А.С.Пушкина, М.В.Лермонтова и других русских поэтов.
Упрямый зяблик
Солнечная система. Взгляд со стороны
Зимовье зверей
Сорняки
Прекрасное далёко