Заучивание новых слов на немецком языке дело непростое. Это просто пытка, да к тому же выученные слова быстро забываются. Но, что, же делать? Ведь иностранный язык в XXI веке просто необходим! А, что если превратить это дело в увлекательную и творческую работу? Получится увеличить словарный запас? Вот на эти вопросы, я и попробую ответить в своем исследовании.
Вложение | Размер |
---|---|
vi_regionalnaya_nauchno.doc | 131 КБ |
VI региональная научно-исследовательская
конференция учащихся 3-8 классов «Юный исследователь»
секция «Лингвистика иностранная»
СЛОВА, КОТОРЫЕ Я ЗНАЮ
ИЛИ КАК ПОВЫСИТЬ СВОЙ
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС.
Карягин Сергей
3 класс
ГБОУ СОШ с. Кабановка
Самарская обл., Кинель - Черкасский район
с. Кабановка, ул. Крыгина 1В
Руководитель: Карягина Светлана Александровна
учитель
ГБОУ СОШ с. Кабановка
Самарская обл., Кинель - Черкасский район
с. Кабановка, ул. Крыгина 1В
Тел.: (8-84660) 3-15-31
2013 год
СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение. стр.3-4
II. Основная часть.
III. Заключение. стр.7
IV. Приложение. стр.8-10
V. Библиографический список. стр. 11
Я живу в небольшом селе и никогда не встречал иностранцев. Я думал, что иностранный язык мне не нужен, ведь я никуда не собираюсь ехать. И вот во 2 классе мы начали изучать немецкий язык. Сначала было очень интересно: мы играли, пели песенки, слушали и смотрели сказки, диалоги. Но, когда стали учить слова, то начался ужас. Я никак не мог их запомнить, мама ругалась, я плакал – ничего не получалось!
Однажды, после очередной неудачи, мама посадила меня рядом с собой и сказала: «Сынок, немецкий язык совсем не страшен, я точно знаю, что ты знаешь много слов и сможешь выучить еще больше». Она начала перечислять слова: бутерброд, ярмарка, директор, бухгалтер. Я удивился, а мама сказала, что эти слова пришли в русский язык из немецкого. Мы решили подумать, как можно запомнить новые слова и попробовать подойти к этому вопросу творчески.
А так как моя мама работает учителем немецкого языка в нашей школе, она предложила мне провести исследование и рассказать о своем «открытии» одноклассникам.
Актуальность моей проблемы заключается в том, что заучивание новых слов дело непростое. Это просто пытка, да к тому же выученные слова быстро забываются. Но, что, же делать? Ведь иностранный язык в XXI веке просто необходим! А, что если превратить это дело в увлекательную и творческую работу? Получится увеличить словарный запас? Вот на эти вопросы, я и попробую ответить в своем исследовании.
Цель исследования: проверить на практике как «работают» увлекательные и творческие способы запоминания иностранных слов.
Объект исследования: способы запоминания иностранных слов.
Предмет исследования: объем словарного запаса.
Гипотеза: если применять интересные способы запоминания иностранных слов, то объем словарного запаса увеличится.
Задачи исследования:
Методы исследования:
1.анкетирование;
2.эксперимент;
4.анализ.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты моей работы вызовут определенный интерес к изучению немецкого языка.
Собранный материал может быть использован на уроках немецкого языка, при подготовке внеклассных мероприятий.
II. Основная часть
Для хорошего общения на любом языке нам нужно знать определенное количество слов, т.е. иметь словарный запас. Словарный запас – это набор слов, которыми владеет человек. Различают два вида словарного запаса: активный и пассивный. Активный словарный запас – это слова, которые используются в устной речи и письме. Пассивный - это слова, которые человек узнаёт при чтении и на слух, но не использует их сам в устной речи и письме. Обычно он в несколько раз больше активного.
В зависимости от уровня знания языка, можно приблизительно назвать и количество слов, которые мы должны употреблять в своей речи. Так, например, при изучении немецкого языка, по окончании 3 класса я должен знать более 500 лексических единиц, английских слов – более 600, при том, что словарный запас любого языка содержит около 300 000 слов. Важно не только как можно больше изучить слов, но и сделать это как можно качественнее. Ведь, чем больше наш словарный запас, тем лучше мы будем владеть иностранным языком.
Изучив литературу и сайты интернета, я увидел, что способов запоминания слов много, но есть среди них такие, которые, по моему мнению, подойдут для ребят младшего школьного возраста.
Я провел анкетирование и выяснил, что 6 учеников моего класса увлекаются компьютером, два - с удовольствием работают с печатными словарями, один мальчик любит петь, одна девочка любит сочинять стихи и рассказы, а остальные еще не определились со своим увлечением, но я постараюсь и для них подобрать интересный метод запоминания немецких слов.
Способов запоминания слов много, среди них есть и такие, которыми мы пользуемся на уроках немецкого языка. Например, метод карточек (из картона вырезаем карточки, на одной стороне пишем слово на немецком языке, а на обратной стороне – его перевод). Метод картинки тоже активно используется на наших уроках (на картинках записываются слова на иностранном языке), а так же метод чтения на «объем» (читаем текст без словаря и пытаемся понять смысл прочитанного). Все эти методы заслуживают внимания, но мне хотелось подобрать такой метод, чтоб он был интересен одноклассникам.
Итак, для тех, кто увлечен компьютером подойдет метод с использованием компьютерных программ. В интернете много программ для заучивания иностранных слов: Buki 4 Deluxe (German) – играя в игры можно улучшить свое произношение и запомнить много слов или LearnWords, можно попробовать и Language Flipper. Программы разнообразные и поэтому нужно выбрать ту, которая подходит именно тебе.
Для тех, кто любит бумажные словари можно предложить метод работы со словарем. Когда ищешь перевод слова, то обращаешь внимание и на другие слова, они откладываются в памяти и когда надо всплывают. Кстати, для увеличения своего словарного запаса можно использовать и словарь иностранных слов. Эти способом воспользовался и я.
Я решил посмотреть, сколько немецких слов в словаре иностранных слов под редакцией В.В.Бурцева. И насчитал 749 слов немецкого происхождения, узнал, что на разные буквы - разное количество слов:
Больше всего слов на букву «Ш» - 104. На втором месте «К» - 93слова, на третьем на букву «Г» -61 слово. Совсем нет слов на буквы: «Ж», «Х», «Ч», «Ъ». «Ы» и «Ь».
Здесь я нашел много знакомых мне слов: «циферблат» (Zifferblatt, где Ziffer – означает, естественно, «цифра», а Blatt – это «лист»), «курорт» (Kurort: Kur – это лечение, а Ort – это место, поселение), и еще множество других.
Конечно же, встречались слова, значение которых я не знаю, но думаю, что с легкостью найду их в толковом словаре.
Итак, изучив словарь иностранных слов, можно с уверенностью сказать, что мой словарный запас увеличился.
Для тех, кто увлекается сочинительством можно предложить метод составления рассказа - для этого берем 10-20 новых слов и составляем из них рассказ (Приложение 1).
Мне очень понравился метод бирки (у себя дома ко всем предметам, каким только возможно, прикрепляете бумажки со словами, обозначающими их на изучаемом языке).
Для тех, кто не определился со своими увлечениями можно предложить метод рисования (рисовать любят все!) или метод пения - к изучаемым словам подобрать музыку и пропеть их (Приложение 1).
- Словарь иностранных слов
Для подтверждения гипотезы нами было проведено небольшое исследование среди учащихся моего класса. Целью исследования было узнать, насколько повысится словарный запас после знакомства одноклассников со словарем иностранным слов.
После уроков мы предложили ребятам написать слова, которые они знают на немецком языке (временных рамок не было).
Результат: Пять человек написало более 200 слов, семь - более 100 и один человек менее 100 слов.
А на следующий день я рассказал своим сверстникам о словаре иностранных слов, показал презентацию и подарил буклеты со словами. Через два дня мы еще раз попросили ребят написать слова.
Результат: Три человека более 300 слов, девять – более 250 слов.
Итак, проведенное нами исследование показало, что словарный запас ребят увеличился почти в два раза (Приложение 2).
- Другие способы запоминания слов
Позже я предложил ребятам интересные, на мой взгляд, способы запоминания слов, объяснил как они «работают», и попросил пользоваться ими в течение октября месяца, чтобы оценить качество пополнения словарного запаса. Данные можно увидеть в таблице (Приложение 3).
В результате проведения эксперимента мы увидели, что ребята освоили творческие методы запоминания слов и стали активно использовать их для овладения немецкой лексики. Кроме того, они отметили, что их словарный запас возрос.
III. Заключение
Действительно учить немецкие слова (или слова другого языка) достаточно трудно, но стоит проявить немного смекалки, и сложное дело превращается в увлекательное приключение. Своей работой я хотел доказать одноклассникам, что учить иностранный язык намного легче, если использовать интересные методы запоминания слов. Я думаю, что достиг цели: ребята заинтересовались, их словарный запас увеличился, сам я перестал бояться немецкого языка. А мама сказала мне спасибо, ведь «качество знаний увеличилось»!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Метод рассказа
Тема: Части тела
Ich habe einen Kopf. Zwei Arme hab´ ich auch. Und einen runden Bauch. Die Augen, die sind hier. Der Mund, die Nase gibt es auch. Ich hab´ja so viel Haar und Füße um zu steh´n. Zehn Finger hab´ich auch.
Метод рисования
der Apfel die Birne
Метод пения
Песенка для запоминания глаголов
(на мотив «Катюша»)
Ich kann tanzen,
Singen, malen, kochen.
Ich kann sprechen,
Spielen, springen noch.
Musizieren, basteln, reparieren
Und wir zählen, lachen wieder noch.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рисунок 1. Гистограмма результатов выполнения заданий до знакомства учащихся со словарем иностранных слов.
Рисунок 2. Гистограмма результатов выполнения заданий после знакомства учащихся со словарем иностранных слов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Таблица качества пополнения словарного запаса
Метод | Кол-во человек | качество увеличения словарного запаса октябрь (+ увеличился, - нет) |
метод с использованием компьютерных программ. | 6 | + |
метод работы со словарем | 2 | + |
метод пения | 1 | + |
метод составления рассказа | 1 | + |
метод бирки | 1 | + |
метод рисования | 1 | + |
Библиографический список
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Всему свой срок
Девчата
Загадка Бабы-Яги
Л. Нечаев. Яма