Тема. Влияние массы школьного ранца на здоровье ученика
1. Выбор темы
Нас волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения.
В данном исследовании я рассматриваю такие вопросы:
Как тяжелый ранец влияет на осанку ребёнка? Сколько должен весить ранец? Как правильно выбрать ранец?
2. Цель
Доказать, что тяжелый портфель вредит здоровью.
3. Задачи
1. Проанализировать сколько должен весить ранец и как правильно его выбрать.
2. Описать, как тяжелый ранец влияет на осанку школьника.
3. Провести эксперимент и опрос учащихся
4. Показать, как правильно уложить в ранец школьные принадлежности.
5. Предложить свои способы решения проблемы.
Объект исследования: осанка ученика
Предмет исследования: школьный портфель
Участники исследования: учащиеся 4б класса.
Гипотеза исследования: я предполагаю, что тяжелый ранец вредит здоровью.
В работе использованы методы исследования:
подбор и изучение материала по теме;
опрос в форме анкетирования;
опрос в форме интервью;
практическая работа: взвешивание портфелей.
Вложение | Размер |
---|---|
4b_klass_zavodova_kristina.doc | 171 КБ |
Городское Управление Образованием
Администрации городского округа Саранск
МОУ «Ялгинская общеобразовательная школа»
Городская научно-практическая конференция
«Школьники города – науке XXIвека»
Влияние массы школьного ранца на здоровье ученика
Выполнил: К. Заводова,
ученица 4Бкласса.
Руководитель: Т.А. Руженкова ,
учитель начальных классов.
Саранск, 2009
Содержание
Актуальность темы_______________________4
1. Санитарные нормы_______________________ 5
2. Каким должен быть школьный портфель_____7
3. Мой эксперимент________________________9
4 Подведение итогов по позициям____________14
5. Заключение_____________________________16
6. Список литературы_______________________17
Тема. Влияние массы школьного ранца на здоровье ученика
1. Выбор темы
Нас волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения.
В данном исследовании я рассматриваю такие вопросы:
Как тяжелый ранец влияет на осанку ребёнка? Сколько должен весить ранец? Как правильно выбрать ранец?
2. Цель
Доказать, что тяжелый портфель вредит здоровью.
3. Задачи
1. Проанализировать сколько должен весить ранец и как правильно его выбрать.
2. Описать, как тяжелый ранец влияет на осанку школьника.
3. Провести эксперимент и опрос учащихся
4. Показать, как правильно уложить в ранец школьные принадлежности.
5. Предложить свои способы решения проблемы.
Объект исследования: осанка ученика
Предмет исследования: школьный портфель
Участники исследования: учащиеся 4б класса.
Гипотеза исследования: я предполагаю, что тяжелый ранец вредит здоровью.
В работе использованы методы исследования:
подбор и изучение материала по теме;
опрос в форме анкетирования;
опрос в форме интервью;
практическая работа: взвешивание портфелей.
Актуальность темы
Правильная осанка формируется с первых дней жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки влияют многие факторы. Одним из важных факторов является то, что осанку школьникам портят тяжелые ранцы и особенно портфели. Изучив различную литературу по теме, я решила провести эксперимент в своем 4б классе.
Общаясь с ребятами, я заметила, что портфели у них самые разные: рюкзаки, ранцы, сумки. Я решили провести своё исследование и узнать, какие портфели приобрели ученики нашего класса в этом учебном году и правильный ли выбор они сделали.
Санитарные нормы
Роспотребнадзор напомнил родителям: масса школьного ранца не должна превышать 700 граммов.
Согласно новым санитарным нормативам, масса каждой книги для начальных классов не должна превышать 300 г, а для старших - 600. "Масса ранца с книгами у учащихся
1-3 классов не должна превышать 2кг 200г-2кг 700г,
4-5 классов – 2кг700г-3кг 200г
На практике школьный портфель часто бывает вдвое тяжелее. Чтобы минимизировать нагрузку, врачи советуют родителям ежедневно проверять портфель ребенка и вынимать оттуда все излишне.
На всё есть свои нормы
Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования, проведённые в ряде школ, показали, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как правило, достигает 5 – 6кг, что в 2,5 – 3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также с большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений. С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы – «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:
- 1 – 4-х классов – 300г;
- 5 – 6-х классов – 400г;
- 7 – 8-х классов – 500г;
- 10 – 11-х классов – 600г;
Угроза за спиной
Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела!
Учёные в ходе эксперимента оснастили лямки ранцев специальными датчиками и контролировали детей, которые носили поклажу, весившую 10, 20 и 30% веса их тела. Выяснилось, что чем тяжелее она была, тем сильнее становились боли в спине. Начиная с 20% ,давление ранца на левое плечо достигало 70мм рт. ст., а на правое – 110мм рт. ст. Это в 2 – 3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме! А средняя масса школьного ранца обычно составляет 22% массы ученика.
Кроме того, перекос правого плеча ведёт ещё и к нарушениям осанки.
Каким должен быть школьный портфель?
Готовя ребенка к школе, родители задают себе вопрос: что лучше приобрести - ранец или портфель?.. Ответ на этот вопрос прост: все зависит от возраста ученика; младшему школьнику и ученику среднего школьного возраста лучше купить ранец, а ученику старших классов можно купить и портфель. И вот почему... Несколько учебников, несколько тетрадей, дневник, альбом для рисования, пенал, коробка с карандашами и прочие школьные принадлежности, необходимые для одного дня занятий, весят 4-5кг. Если для взрослого человека- это не тяжёлый вес, то для ученика младших классов - это вес приличный, и если ребенок будет регулярно носить этот вес в портфеле, а значит, в одной руке, то неравномерно распределенная нагрузка вполне может привести к искривлению позвоночника, кроме того, будут быстро уставать мышцы спины. Напротив, когда ребенок идет в школу с ранцем за спиной - пусть даже и тяжелым. - нагрузка на тело распределяется равномерно, и нарушения в развитии костно-суставной системы маловероятны; важно также и то, что у ребенка остаются свободными руки. Мама должна научить ребенка, как складывать школьные принадлежности в ранец правильно... Стандартный школьный ранец обязательно имеет несколько отделений. Наиболее тяжелые предметы - учебники и альбом для рисования - должны складываться в первое отделение (которое ближе всего к спине ребенка); папка с тетрадями и дневник - укладываются в среднее отделение; остальным школьным принадлежностям - пеналу, карандашам, линейкам, набору фломастеров и т.д. - место в крайнем отделении или в кармашках ранца. Такое распределение предметов в школьном ранце наиболее удобно, поскольку центр тяжести ранца становится более всего приближенным к оси тела ребенка, и ребенку, несущему ранец за спиной, нет необходимости слишком сильно наклоняться вперед.
Отправляясь в школу, ученик должен проверять, нет ли у того в ранце каких-либо лишних предметов. Дети довольно часто стремятся взять в школу свои любимые игрушки - показать друзьям, поиграть на перемене (а иной раз и на уроке). Все лишнее, конечно же, следует оставить дома. В школу ребенок ходит за знаниями, и ничто не должно отвлекать его от учебного процесса Каким должен быть школьный ранец? Желательно, чтобы он был красивым,
Выбираем грамотно
Когда-то давно был один размер школьного ранца, сейчас их великое множество. Поэтому правильно подбирайте размер рюкзака. Запомните одно несложное правило, когда станете выбирать: верх рюкзака не должен находиться выше линии плеч, а низ - ниже бедер. Ширина ранца не должна быть больше, чем ширина плеч ребенка. Важно, чтобы задняя стенка ранца или рюкзака была уплотнена и хорошо прилегала к спине школьника, не давая позвоночнику искривляться. Ученику младших классов лучше приобрести рюкзак со специальной ортопедической спинкой. Далее обращайте внимание на материал, из которого изготовлен рюкзак. Чем он легче, тем легче его будет носить. Виниловые или тканевые рюкзаки не менее прочные, чем кожаные, но более легкие по весу. Посмотрите, как выглядят ремни. Они должны быть не менее 8см шириной и хорошо подгоняться под рост и объем того, кто будет носить рюкзак.
Неправильно подобранные ремни могут сдавливать нервные окончания на плечах и руках и вызывать их онемение. Поверхность рюкзака, прилегающая к спине, должна быть выполнена в виде специальной подушечки, чтобы носящий чувствовал комфорт, а не углы книг и тетрадей, впивающиеся в спину.
Обратите внимание!
Итак, при покупке школьного ранца очень важно обратить внимание на три момента: на конструкцию, материал и вместительность... Относительно первой медики убеждены: лучше всего, если ваш ребенок будет носить не сумку через плечо или портфель в руке, а именно ранец на двух плечах. Прежде чем окончательно выбрать ту или иную модель, взвесьте ее в руках, прикиньте, а не слишком ли тяжела будет ноша. Вес пустого ранца для первоклашки не должен превышать 700граммов, а нагруженного тетрадками и книжками - двух килограммов. Ну, а чтобы вес равномерно распределился и не давил плечи, выбирайте ранец с как можно более широкими лямками и специальной мягкой прокладкой на спинке. Тогда первоклашке не придется ощущать острые углы учебников, линейки и прочей поклажи.
Кстати, для того ,чтобы все поместилось и удобно расположилось в ранце, выбирайте модель с большим количеством самых разнообразных по форме и размеру отделений: для письменных принадлежностей, для учебников и альбомов, для сменной обуви, для ключей и проездного билета. Тогда вам не придется снабжать малыша целой кучей дополнительных пакетиков и сумочек, а ему не нужно будет долго копаться в недрах ранца, прежде чем что-нибудь там найти. Что же касается ткани, то она, конечно же, должна быть плотной, желательно пропитанной специальным, не пропускающим воду, составом. Из соображений практичности лучше выбирать тот материал, который не потрескается в зимние морозы и не слишком сильно запачкается. Хотя как тут все учесть: ведь малыши любят все яркое, а еще больше им нравится шалить.
Мой эксперимент
Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент и в своём классе. В эксперименте участвовало 18 человек.
План эксперимента
1. Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников нашего класса.
2. Проверить массу учебных пособий, необходимых по программе, и сравнить их с гигиеническими нормами.
3. В течение недели наблюдать за изменением массы ранца в связи с учебными нагрузками.
4. Подвести итоги по позициям:
самый правильный ранец ( до 0,7кг);
самый лёгкий портфель;
самый тяжёлый ранец;
самый тяжёлый ранец с принадлежностями;
самый лёгкий ранец с принадлежностями;
самый тяжёлый учебник;
самый « тяжёлый» учебный день;
самый «лёгкий» учебный день.
Практическая работа.
Чтобы узнать, сколько весит школьный портфель, мы провели практическую работу. Взвешивая школьные портфели, мы выяснил следующее:
Опрос – интервью
При опросе учащихся выяснили, что они носят в портфеле лишние предметы. У учащихся начальной школы в портфеле лежат краски, фломастеры, пластилин, которые можно оставлять в классе в шкафу. Забыли сдать библиотечные книги. Носят все учебники каждый день.
Мы увидели, что масса «правильного» ранца далеко не соответствует его реальной массе. Мы решили выяснить: может быть, причина излишней нагрузки – в том, что сам ранец слишком тяжёл и взвесили все ранцы без школьных принадлежностей. Получили следующие результаты.
№ п/п | Ф.И. ученика | Масса пустого портфеля, соответствующая норме По Сан Пину | Реальная масса портфеля | Реальная масса полного портфеля |
Акимов Даниил | 700г | 700г | 3300г | |
Березин Даниил | 700г | 500кг | 3500г | |
Вдовина Анастасия | 700г | 700г | 2400г | |
Видякин Володя | 700г | 1кг | 5кг | |
Витов Алёша | 700г | 1кг | 3400г | |
Гасымова Катя | 700г | 800г | 3кг | |
Григоревская Аня | 700г | 600г | 3500г | |
Горлышкина Аня | 700г | 600г | 3кг | |
Елистратова Яна | 700г | 1кг | 3300г | |
Ерочкина Вероника | 700г | 1кг200г | 4100г | |
Заводова Кристина | 700г | 700 | 3400г | |
Курочкин Саша | 700г | 800г | 4кг | |
Макшанов Артём | 700г | 1кг200г | 3кг | |
Музафаров Руслан | 700г | 500кг | 4200г | |
Потапов Илья | 700г | 1кг | 3кг | |
Слепцов Алёша | 700г | 1кг | 4кг | |
Ушанов Миша | 700г | 700кг | 4кг | |
Хальзова Катя | 700г | 1200г | 4кг |
Выводы
Только у 8-х учащихся 4б класса масса пустого портфеля соответствует норме, т.е. не превышает 700граммов.
Только у 5 учеников моего класса масса полного ранца соответствует норме, то есть не превышает 3 кг 200 граммов.
Ранцы- тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно- двигательной и сердечно- сосудистой систем.
Можно сказать, что родители ребят, обладающих правильными ранцами и ранцами –легковесами, побеспокоились о сохранении здоровья своего ребёнка, в частности осанки.
А может быть, причина не только в ранцах, но и в учебных пособиях? Для этого мы записали все учебные пособия, которыми пользуемся, и взвесили их.
Название учебных пособий | Масса учебных пособий (г) |
Математика | 300 |
Тетрадь с печатной основой | 100 |
Русский язык | 300 |
Окружающий мир (учебник, атлас-определитель, рабочая тетрадь, атлас природоведение) | 1300 |
Риторика | 300 |
Информатика | 200 |
Литературное чтение + тетрадь по литературному чтению | 600 |
Английский язык | 300 |
Английский язык (тетрадь) | 100 |
Немецкий язык (словарик + тетрадь) | 200 |
Альбом | 140 |
Тетрадь (простая) | 55 |
Дневник | 200 |
Тетрадь по музыке | 200 |
Все книги соответствовали гигиеническим нормам- 300 гр. для ученика начальной школы.
Изменение массы ранца в связи с недельными учебными нагрузками
Понедельник - 2600г
Вторник – 3800г
Среда – 3000г
Четверг -3100г
Пятница -3400г
Суббота – 1700г
Понаблюдав в течении недели за массой ранцев, мы обнаружили, что
самый тяжёлый ранец -
во вторник- 3800г
в пятницу-3400
Самым лёгким ранец оказался
в понедельник- 2600г
в субботу-1700г
Эти результаты учитывались без дополнительных принадлежностей:
-сменной обуви;
- дополнительной книги для уроков чтения,
- формы для уроков физической культуры;
- принадлежностей для уроков труда и ИЗО
Вывод: Даже в понедельник и в субботу масса ранца не соответствовала гигиеническим нормам.
Подведение итогов по позициям.
Самый правиль – ный ранец. | Самый тяжёлый ранец | Самый лёгкий ранец с принадлежностями | Самый тяжёлый ранец с принадлежностями | Самый тяжё-лый учеб- ный пред-мет | Самый «тяжёлый» учебный день | Самый «лёг-кий» учеб-ный день |
Музафаров Руслан Березин Даниил | Ерочкина Вероника Мокшанов Артём Хальзова Катя | Вдовина Настя | Видякин Вова | Окружающий мир | Вторник | Суббота |
Рекомендации ученикам.
1. Не носите лишнего в ранцах.
2. Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить из него ненужные учебники.
Рекомендации родителям.
1. Просим вас: не покупайте тяжёлые ранцы! Врачи рекомендуют средняя масса пустого ранца для ученика начальной школы – 300-700г
2. У ваших детей от тяжёлых нагрузок портится осанка.
3. Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы.
4. Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!
Рекомендации работникам школ.
Снизить массу школьных ранцев и способствовать, таким образом, профилактике ортопедических и сердечно- сосудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями:
- использовать только те учебные пособия и учебники, которые прошли гигиеническую экспертизу;
- найти возможность ( в начальной школе) использовать два комплекта учебников ( один - в школе и один- дома);
- при составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к массе ежедневных учебных комплектов;
- организовать хранение сменной обуви и спортивного инвентаря, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства в помещении школы;
- организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.
Мы обозначили лишь некоторые направления решения этой проблемы. Однако острота ситуации может быть снята только тогда, когда вопрос контроля данной проблемы будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учеников.
Заключение.
В ходе исследования я:
1.Проанализировала, сколько должен весить ранец и как правильно его выбрать.
2. Описала, как тяжелый ранец влияет на здоровье школьника.
3. Провела эксперимент.
4. Показала, как правильно уложить в ранец школьные принадлежности.
5. Предложила свои способы решения проблемы.
Осанку школьникам портят тяжелые ранцы и особенно – портфели. Я думаю, что моя гипотеза нашла подтверждение в работе. Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь.
Чтобы масса портфелей соответствовала возрасту учащихся, нужно убирать из портфеля все ненужные вещи и книги и почаще наводить в портфеле порядок. Наше здоровье зависит от нас самих.
Список литературы.
1. В.И.Даль Иллюстрированная энциклопедия русского языка. М.-«Русский язык», 1990г.
2. В.И.Даль Иллюстрированный толковый словарь русского языка. М.; «Эксимо», 2007г.
3. С.И.Ожегов Словарь русского языка. М-«Русский язык» 1990г.;
4. «Правда о школьном портфеле». Статья в Интернете: сайт http://yandex.ru/yandsearch?p=6&text.
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
У меня в портфеле
Сказка на ночь про Снеговика
Кто чем богат, тот тем и делится!
Цветущая сакура