Исследовательская работа о деятельности нашего земляки А.И.Чирикова в составе Великой Камчатской экспедиции.
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytie_russkoy_ameriki._a.i.chirikov.docx | 771.88 КБ |
Научно-практическая конференция
«Шаг в науку».
Направление: Область гуманитарных и социально-экономических наук.
«История открытия Русской Америки. А.И.Чириков».
Подготовила:
Боханцева Александра
ученица 10Б кл. МБОУСОШ№8
Руководитель:
Захарова Елена Алексеевна –
учитель географии
МБОУСОШ №8
2013 год.
Содержание работы.
«Память его у всех…в забвение не придёт»
Историкогеограф Г. Миллер.
На уроках географии мы узнали, что А.И. Чирикова, называли Русским Колумбом. Познакомились с его заслугами. Он оказался уроженцем Тульской области, но в нашем городе нет ни одного объекта, увековечившего имя нашего земляка. Почему?
Цель работы:
1-Познакомиться с деятельностью этого необычного человека.
2-Раскрыть значимость заслуг Алексея Ильича и его соратников в становлении молодого государства Российского. С 1725 года почти до самой смерти деятельность Чирикова была посвящена решению государственной проблемы отыскания и освоения морских путей у дальневосточных границ нашей страны.
3-Доказать то, что на родине заслуги Чирикова не оценены по достоинству.
Для этого пришлось проделать огромную работу
а) познакомиться со многими литературными источниками;
б) воспользоваться информацией с различных сайтов;
в) посетить музей первопроходца в селе Лужное. В этот музей мы ездили всем классом и узнали много интересного благодаря директору и идейному вдохновителю всей исследовательской работы Федькиной В.А.
г) работать с историческими документами, переданными в дар из музея Военно-Морского флота г.С-Петербурга (копия личного дела А.И.Чирикова, копия отчета экспедиции) и другими раритетами.
д)провести анкетирование среди учащихся и родителей нашей школы.
Работая с материалами, которые хранятся в музее мне становилось все интереснее погружаться в историю жизни и деятельности А.И. Чирикова. Оказывается, летоисчисление великим победам в исследовании труднодоступных областей Крайнего Севера, Дальнего Востока и северо-западного побережья Америки, началось именно с Великой Северной Экспедиции (2-ая Камчатская) под руководством Беринга и Чирикова. По обширности территории, на которой им предстояло действовать одновременно, в истории Русских географических открытий ничего подобного не было.
Начало 18 века. Во главе государства Российского - царь Пётр1. Царь-реформатор. Царь - первооткрыватель. Царь - который предвидел великое будущее России. Он активно расширяет торговые отношения России не только со странами Запада, но и смотрит на Восток. Ему необходимо убедиться в существовании пролива между Азией и Америкой, а также в том, что возможен путь в Индию через Северный Ледовитый океан. Для этого снаряжается множество экспедиций:
~ 1716г.- «Большой Камчатский отряд»
~ 1719г.- экспедиция Евреинова и Лужина.
~ 1725-1730гг.- 1 Камчатская экспедиция.
~ 1733-1743гг.- Великая Северная экспедиция (2 Камчатская)
2 Камчатская экспедиция проводилась уже после смерти Петра 1, но её по праву связывают с его именем. Мысль об освоении этой морской дороги подал царю его соратник Фёдор Салтыков. Он представил Петру свой план. Суть этого плана состояла в том , чтобы в низовьях Северной Двины, Оби, Лены, Колымы и Амура построить корабли и «велеть им описывать по тому берегу от ходу морского, от Двинского устья до Обского устья, а от Обского до Енисейского, а от Енисейского до Ленского…и по устье Амурского и вдоль между Епоном и Китаем»[1]. Одной из главных задач освоения нового морского пути Салтыков считал вывозку леса из Сибири. В последние годы жизни Пётр1 продолжал заниматься этим делом, внимательно изучал карты того времени. На большинстве карт конца 17-начала 18 в. пролив между Азией и Америкой был обозначен, но по расспросным сведениям, полученным от жителей Чукотки. Решение Петра было однозначным в пользу данной экспедиции. Пётр издал наказ о цели данной экспедиции. Который гласил:
Десятилетняя история Великой Северной экспедиции поражает мужеством её участников, верностью служебному долгу, упорством в достижении цели. Эта экспедиция явилась первой попыткой решить проблему Северного морского пути в большом, государственном масштабе и вплоть до нашего времени не знала себе равных по грандиозности планов, количеству привлечённых людских и материальных ресурсов, по своим научным результатам. Железная воля исследователя, сознание долга и превосходное знание навигации позволили А.И.Чирикову и его спутникам выполнить в самых тяжелых условиях всё, что поручила морякам Адмиралтейств-коллегия «не без надежды в той экспедиции доброго плода». Участники Великой Северной экспедиции 1733- 1743 гг. первыми нанесли на карту почти все русское побережье Ледовитого океана, берега Охотского и Берингова морей, открыли Таймыр, Аляску, Алеутские и Командорские острова. Имена героев этой полярной эпопеи – Витуса Беринга и Алексея Чирикова, Василия и Марии Прончищевых , Семёна Челюскина, Харитона и Дмитрия Лаптевых, Степана Малыгина и Алексея Скуратова, Ивана Елагина, Дмитрия Овцына и других- увековечены на карте мира.
Колумб Российский между льдами
Спешит и презирает рок…
М.В.Ломоносов
Со слов французского министра в России Кампредона Пётр1после заключения мира со Швецией посвятил все свои заботы установлению прочных торговых отношений с Персией и с Восточной Индией. Этот путь царь надеялся отыскать от устья реки Обь, куда были посланы люди, сведущие в географии и мореплавании. Все последние годы жизни Пётр1 активно занимался этим проектом. За несколько недель до смерти царем был написан наказ новой Камчатской экспедиции.
Командиром 1 Камчатской экспедиции Пётр назначил датчанина на русской службе капитана первого ранга Витуса Беринга. Вся экспедиция длилась пять лет, но лишь три месяца находилась в море. Большую часть времени ушло на строительство кораблей и перевозку грузов. В итоге Беринг достиг пролив между Азией и Америкой (сейчас пролив носит его имя), но не увидел американского берега из-за тумана. Поставленную задачу - убедиться в существовании пролива – Беринг выполнил. Приступая к выполнению второй части плана, освоения Северного морского пути (возможность плавания по Ледовитому океану), ему поручено разработать проект 2-й Камчатской экспедиции и подобрать морских офицеров для выполнения столь трудной, длительной и опасной работы. Заместителем Беринга, с одобрения Петра вновь становится Алексей Чириков, который в самый решительный момент проявил себя как истинный исследователь и верный долгу исполнительный морской офицер.
В 1732 году сенат утвердил проект новой экспедиции и отпустил на неё большие средства. Общий штат экспедиции составил 977 человек, в него вошли не только моряки, но и представители Академии наук. К работам привлекались тысячи местных жителей. Сенат разрешил построить 10-12 судов и отобрать на них лучших офицеров. Экспедиция состояла из семи отрядов, каждому из которых поручался определённый участок. Пятому из этих отрядов, куда входил А.И. Чириков, поручалась для изучения Северная часть Тихого океана, поиск пути с Камчатки в Америку. В феврале 1733 г. первые партии выехали в Сибирь. Экспедиция началась.
Весна 1741 года. В Авачинской бухте на Камчатке готовятся к дальнему плаванию два российских военных корабля – «Святой Павел» и «Святой Пётр». Построенные в Охотске, они прошлой осенью перешли на Камчатку и остановились здесь на зимовку (позднее на этом месте возник город, названный по именам кораблей – Петропавловск-Камчатский).
Приказ Адмиралтейской коллегии
требовал тщательных поисков Земли Гама,
обозначенной на некоторых картах
между 46-50 с.ш. и 159-173 в.д.
«…Кровь закипает во мне всякий раз, когда я вспоминаю о бессовестном обмане, в который мы были введены этой неверной картой, в результате чего рисковали жизнью и добрым именем. По (её) вине… почти половина нашей команды погибла напрасной смертью»,- писал помощник В.Беринга К.В.Ваксель. Карты со злополучной Землёй Гамы были убраны подальше и на «Св.Павле». Экспедиции Чирикова предстояло самим создать новую карту, заполнив чистый лист лишь с размеченной сеткой долгот и широт. Почти месяц «Св.Павел» шёл по пустынному океану, не видели даже птиц. Первую американскую землю они увидели в ночь с 15 на 16 июля на 55 с.ш. (т.е. на полтора дня раньше, чем Беринг). Когда подошли ближе, показались многочисленные лесистые острова, а за ними горы. Моряки высыпали на палубу и пристально разглядывали распростершийся милях в трех берег. День был тихий и ясный. Чириков распорядился отправить на берег шлюпку для отыскания пристанища кораблю, но поиски были тщетны: подходящего места вблизи не оказалось. Снялись с якоря и поплыли дальше, погода изменилась, задул крепкий ветер с востока, принесший дождь и пасмурность. Сквозь туманную пелену, задернувшую горизонт, американские берега то показывались, то снова исчезали.
Из судового журнала Чирикова: «Июля 15 числа, перешед от устья Авачинской губы…русских верст3793, в северной широте 55градусов 36 минут получили землю, которую признаём без сомнения, что оная часть Америки». 17 июля на широте 57o 50' снова остановились. Переправа на берег казалось, не предвещала ничего дурного. Посоветовавшись, решили отправить большой судовой бот на берег. Для неведомых жителей предназначались подарки: 2 котла (медный и железный), 3 бочонка с бусами, китайская материя. Еще Дементьеву поручалось осмотреть остров и сообщить, что за деревья и травы растут там, а также поискать, не находится ли на острове драгоценных камней и руд; с последней целью ему даже даны были образцы руд. Возвращаться на корабль предписывалось непременно на следующий же день. И 18 июля составитель морских чертежей Абрам Дементьев и десять матросов взяли с собой компас, сигнальные ракеты, подарки и ушли к берегу на лодке – и не вернулись. После пяти суток томительной неизвестности А.Чириков посылает к берегу ещё одну (последнюю!) шлюпку, на которой – боцман, матрос, корабельный плотник (вдруг потребуется ремонт) и конопатчик. И вновь всё повторилось, как в страшном сне: лодка в тишине скрылась за мысом и исчезла без всяких известий. На корабле потом утверждали, что видели, как лодка пристала к берегу. Тем загадочнее судьба обоих гребных судов "Св. Павла", сгинувших без следа со всем экипажем. Были ли убиты моряки воинственными тлинкитами (что вряд ли, так как моряки были вооружены), или попали в водоворот, образуемый у берегов приливо-отливным течением, и по сию пору не выяснено. Последнее предположение вероятнее, так как в 1786 году подобный же случай произошел в этих местах с двумя лодками Лаперуза.
Соблюдая крайнюю экономию в расходовании воды и собирая дождевую, направились на запад и только поставили паруса, как вдали показались лодки, идущие на пересечение курса корабля. Радостное чувство охватило всех моряков: свои плывут! Легли в дрейф и с нетерпением стали поджидать лодок. Но, увы, в лодках сидели какие-то странно одетые широкоскулые люди, махали руками и кричали во все горло: "Агай! агай! " Вплотную к кораблю они, однако, не подошли и, вскоре повернув, быстро стали грести к берегу, Ещё несколько дней А.Чириков ждал, а затем был вынужден повернуть в обратный путь. Всего Чириков провёл десять суток возле материкового побережья. Установить причину исчезновения было невозможно, так как пропали обе шлюпки, а подойти вплотную к берегу корабль не мог. Исчезновение пятнадцати человек и потеря гребных судов сразу ухудшили положение экипажа. У моряков не оказалось никаких средств для связи с берегом, хотя для того, чтобы пополнить запасы пресной воды. И всё же Чириков вёл пакетбот и составлял карту побережья американского материка до тех пор, пока позволяли обстоятельства. Он повернул пакетбот обратно к Петропавловской гавани только из-за недостатка воды, провизии, но повёл корабль иным курсом, рассчитывая встретить на пути новые земли. И этот достойный истинного исследователя поступок вполне оправдал себя. Выбор нового курса для обратного перехода через океан дал возможность участникам экспедиции открыть ряд островов Алеутской гряды (Умнак и Адах, Агатту и Атту).
Путешественники плыли обратно на запад. Вблизи одного из этих островов, - вероятно, то был остров Адах из группы Андреяновских, - к кораблю приблизились на семи байдарках алеуты. Они подошли к самому борту, но подняться на палубу не пожелали, не помогли и подарки, которые им показывали с корабля. Им демонстрировали чашки, звонки, предлагали табак, трубки, иголки, разворачивали куски материи, вынесли даже медный котел. Все напрасно, они требовали только одного: ножей. Узнав, что на корабле испытывают сильную нужду в воде, они привезли с берега свежей воды в пузырях и потребовали за каждый небольшой пузырь по ножу. С корабля им предлагали один нож на всю братию. Сделка не состоялась, и пузыри были увезены обратно.
Тяжелейшие испытания выпали Чирикову и его спутникам. На обратном пути команду свалила цинга. Рацион питания – на грани полного истощения: один раз в день выдавалась каше с чаркой (125гр.) пресной воды. Дождь выпадал редко, его ждали, как манну небесную. Вахту несли шесть человек, остальные не могли подняться наверх. К концу сентября на корабле не было ни одного здорового человека. Сам Чириков уже несколько дней лежал в своей каюте, однако все же продолжал отдавать распоряжения. Управление судном перешло к штурману Елагину, который был "тоже весьма больной" и тем не менее управлял кораблем "почти несходно". Но вот и Елагин чувствует, что его последние силы уходят. Управлять судном почти некому. Один за другим умирают моряки. 6 октября выбрасывают за борт труп лейтенанта Чихачева, через день за ним следует Плаутинг. Воды остается все меньше, каждая капля на учете, страшная жажда мучит моряков, доводит их до бешенства. Все мысли, все желания вокруг прохладных капель свежей, кристальной воды. Моряки мечутся на койках, и мечты их постепенно переходят в бред, голос становится хриплым, глаза горят, воспаленные губы шепчут: "Воды, воды! "
Не трудно представить, чем окончилось бы плавание "Св. Павла",
если бы утром 8 октября едва державшийся на ногах от слабости штурман
Елагин не заметил вдали долгожданного берега Камчатки; он не ошибся:
корабль прямым курсом шел в Авачинский залив. Когда вошли в гавань, с
удивлением убедились, что возвращение моряков из далекого и трудного
плавания никем не замечено. Лишь орудийный выстрел, данный с корабля и
отдаленным эхо прогрохотавший по окрестным долинам Авачи, выгнал людей из теплых избушек наружу. Тотчас от берега отделилось несколько шлюпок и понеслось к кораблю.
Подъехавшим людям представилось странное зрелище: на палубу выползали взъерошенные, косматые люди, лица их были покрыты густым слоем грязи, глаза лихорадочно горели. В чрезвычайном возбуждении, поднялся на палубу совершенно пьяный астроном Людовик Делиль де-ла-Кройер, и тотчас же, как подкошенный, грохнулся на палубу мертвым.
Несмотря на жестокие осенние штормы, горстке людей удалось довести корабль до Камчатки. Глубокие навигационные познания и уверенность в правильности курса позволили морякам «Св. апостола Павла» успешно завершить своё историческое плавание, причём оно закончилось на месяц быстрее, нежели поход «Св. апостола Петра» от Америки до Командорских островов, находящихся в трёхстах милях к северо-востоку от Камчатки. Жертвы были тяжелы, но не напрасны – итоги работы Великой Северной экспедиции оказались поистине великими.
«…он был лучшим офицером своего времени, краса и надежда флота. Умный образованный, скромный и твёрдый человек!»
Историк А.П.Соколов
Километрах в сорока от Тулы, на дороге в Суворов, есть в Дубенском районе село Лужное. Здесь находилось родовое гнездо первооткрывателя Русской Америки капитан - командора Алексея Ильича Чирикова. Родился он 13 декабря 1703. Род Чириковых значился в Тульском крае с 16 века,
Герб рода Чириковых.
ему принадлежали небольшие поместьях
в Тульском, Алексинском, Крапивинском уездах.
До сих пор несколько деревень в этих местах носят
название Чириково. Село было пожаловано
Марку Чирикову за услуги, оказанные государю
Михаилу Фёдоровичу Романову при его восшествии на престол в 1613 году. Позже оно перешло отцу и дяде будущего капитан - командора. Ещё позже, около 1732 года, имение наследовал Алексей Чириков, тогда капитан-лейтенант.
В 1715 году поступил в Московскую Навигационную школу. В личном деле ученика Навигацкой школы до сих пор хранится написанное прошение на имя царя Петра 1 о зачислении на учёбу братьев Алексея и Ивана Чириковых. Алексею было 12 лет, а Ивану – 11. В 13 лет они становятся гардемаринами, и переходят в Морскую академию, где числятся лучшими учениками. В 1721 году при выпуске из академии получают чин унтер-лейтенанта (2 офицерский чин) за блестящие знания, показанные на экзамене, на котором присутствовал сам царь Пётр. Спустя 2 года , в 1722 году по приказу Адмиралтейств - коллегии, Чириков преподаёт навигацию в академии, является лучшим преподавателем и вне очереди получает чин лейтенанта. Когда в конце 1724 года готовится к старту 1 Камчатская экспедиция, Адмиралтейств-коллегия рекомендует Петру 1 назначит Алексея Чирикова заместителем начальника экспедиции Витуса Беринга. С января 1725 года Чириков на долгие 16 лет становится ближайшим сподвижником Беринга.
Витус Беринг (1681–1741),родился в Дании, но более двадцати лет находился на службе России. Сразу после школы поступил он в Морской кадетский корпус в Амстердаме, считавшимся тогда лучшим в мире. В 22 года совершил дальнее плавание в Индию, прошёл «путём Васко да Гамы». Царь Пётр отобрал в Голландии несколько опытных моряков, которым предложил поехать в Россию. Среди них был Беринг.
Свою службу на Российском флоте Беринг начал на Балтийском море, перевозил на грузовом судне лес для строительства крепости в Кронштадте. Потом он плавал вдоль берегов Финского залива, командуя дозорным кораблём, а затем, как боевой офицер, участвовал в двух войнах Петра- с Турцией и Швецией. Капитан-командор Российского флота, полярный мореплаватель и исследователь, руководитель крупнейшей в истории человечества исследовательской экспедиции; первым в мире плавал в водах всех четырех океанов и первым вывел российские корабли в открытый океан.
Беринг предложил план исследования северного побережья континента и достижения морем устья Амура, Японских островов и Америки. Он был назначен начальником Второй Камчатской (Великой Северной) экспедиции, его заместителем стал А.Чириков. 4 июня 1741 года Беринг и Чириков, командуя двумя пакетботами, направились от берегов Камчатки на юго-восток в поисках “земли Жуана да-Гамы”.
Мифической земли в Тихом океане командор не нашёл, достиг Америки двумя днями позже Чирикова, 10 часов простоял у острова Каяк и повернул назад, на Камчатку, т.к. треть команды уже болела цингой. Обратный путь занял три месяца. Шли вдоль гряды алеутских островов. Запасы провианта и пресной воды быстро таяли. Беринг уже почти не вставал с койки. Наконец-то «Св.Пётр» прибило к необитаемому острову. Команда высадилась на сушу. «Многие из них умерли, как только попали на свежий воздух, несколько человек скончалось в лодке, так и не ступив на берег, а несколько человек умерло уже на берегу, вскоре после высадки. » – рассказывает Ваксель.
В песке вырыли ямы и прикрыли их парусами. Питались мясом тюленей и моржей. Люди умирали один за другим. 8 декабря скончался капитан-командор Витус Беринг. За неимением гроба его труп привязали к корабельной доске и похоронили в песке (на фото останки В.Беринга,1991год).
На месте гибели Беринга стоит четыре памятника. Это железный крест 3,5 м. У его подножия чугунная доска с надписью: «1681-1741. Великому мореплавателю капитан-командору Витусу Берингу от жителей Камчатки июнь 1966». У этого памятника своя история. Первый крест, деревянный, был водружен на могиле командора в 1874 году работниками Русско-Американской компании. На нём была табличка «Памяти Беринга 1874». К 200-летию открытию Командорских островов, в 1940 году, восстановили деревянный крест. В 1944 году моряки Тихоокеанского флота заменили деревянный крест железным. Надпись на бронзовой доске гласила: «Могила Витуса Беринга, умершего 9 декабря 1741 года. Крест восставлен экспедицией Военного Совета ТОФ 25 августа 1944 года». Нынешний крест поставлен в 1966 году Камчатским отделением Всероссийского общества охраны памятников, областным краеведческим музеем и Камчатским отделением Всесоюзного географического общества.
В самом селе Никольском на небольшой площадке прямо на берегу океана стоят целых три памятника Берингу.
Первый - чугунная плита с крестом на каменном постаменте. На плите литая надпись: «Командору Берингу и его спутникам от шхуны «Алеут» 1981год».
В1959 году общественность Алеутского района (занимающего Командорские острова с райцентром в селе Никольское) установила ещё один памятник – бронзовый бюст В. Беринга на двухметровом каменном постаменте с надписью: «Витус Беринг 1681-1740».
И в 1966 году, в честь 225-летия открытия Командорских островов, жители Никольского и военные моряки поставили ещё памятник – каменную стелу - постамент с макетом судна Беринга – пакетбота «Св. Павел» на вершине. На стеле надпись: «Витусу Берингу от жителей командор и моряков тихоокеанского флота».
Его настоящий облик был воспроизведён только в 1992 году по черепу (после эксгумации 1991г.), в это же время было доказано, что портрет тучного мужчины, обычно предлагаемый в качестве портрета командора, принадлежит его дяде, поэту Витусу Педерсону Берингу.
Остров, где зимовала команда «Св.Петра», назван островом Беринга, вся группа островов- Командорскими. Имя Беринга носят пролив между Азией и Америкой и море, омывающее холодные берега Камчатки, Чукотки, Аляски.
По возвращении на родину Чириков просил отозвать его из Сибири. В марте 1746 года он прибыл в Петербург, участвовал в составлении итоговой карты русских открытий в северной части Тихого океана и около года возглавлял Морскую академию. В сентябре 1746 года произведен в капитан-командоры с переводом в Москву, где и скончался от туберкулеза и последствий цинги. Он был женат и имел двоих сыновей и трех дочерей. Его именем названы: остров, подводная гряда, море, мели и четыре мыса.
Мыс Чирикова, находится на самой крайней западной части полуострова Старицкого. Вблизи бухты Нагаева, на расстоянии 20 километров от Магадана. К мысу можно подойти морем или по сопкам полуострова. От Каменного Венна нужно подняться по ручью до старых столбов бывшей телеграфной линии. Возле них идет тропа к мысу, то взбираясь на пологие склоны, то сбегая к ручьям. Места здесь открытые, без зарослей. Только в распадках растет стланик.
Через три километра от Венца на пути встречается березовый лес. Несколько ручейков поят этот чудесный уголок. За лесом на протяжении около полутора километров тянется травянистое плато с отдельными нагромождениями камней.
Вскоре открывается самая крайняя часть полуострова. Если сойти с тропы и подойти к краю плато, обрывающемуся к морю, откроется изумительный вид на побережье. На востоке виден выступающий берег со скальными прижимами, а дальше, в туманной дымке, берега бухты Светлой. Внизу, под вами, окажется маленький заливчик и песчаная коса с нанесенным на нее плавником. Здесь же удобный выход по распадку на плато.
В западной части полуострова скалистый мыс обрывается в море. Из воды, словно изгородь, поднимаются каменные столбы.
Тропа подходит к глубокому провалу. Полуостров сужается до полукилометра. Крутой спуск по стланиковым зарослям на перешеек, и снова подъем по тропе.
На последних двух километрах густой кустарник. Не пройдите мимо каменного деда: рядом с тропой лежит такой камень - будто древний мастер прошелся резцом по нему, придав камню черты старика.
Неожиданно из-за склона появляется двухэтажное здание, башня маяка, каменные строения. Это и есть мыс Чирикова. Высота террасы, где расположены здания, 33 метра. Сопка покрыта зеленью, у подножия гранитные утесы и синее море.
В полной безопасности живут здесь чайки, топорки, бакланы. Внизу чуть приметными точками плавают утки, резвятся нерпы. Часто бывают у мыса рыбаки: возле скал хорошо ловятся ерши. Мыс открыт ветрам, и в нередкие штормы море обрушивает мощные валы на его гранит.
Хозяева маяка живут автономно: дрова возят из Магадана, собирают дождевую воду и хранят ее в цистернах.
В 1956 году приехали на мыс строители: выстроили дома, установили рельсовый подъемник, священный огонь заключили в высокую башню, поставили фермы для наутофонов. А позывные радиомаяка слышны сейчас за 80 миль.
На вершину башни ведет крутая винтовая лестница. Свет 500-ваттной лампы, усиленный отражателями, моряки видят за 25 миль.
Достопримечательностью маяка является колокол. Позеленевшая медь сохранила надпись: «Звон сей отлит в лета от рождения Христова 1900 года, пожертвованный государем императором Николаем II для церквей в районе Сибирской железной дороги. Вес 50 пудов 10 фунтов». «Колокол издает густой торжественный звук. Как он попал сюда? И не предупреждал ли он об опасности корабли раньше 1944 года, когда, по некоторым сведениям, был построен маяк».
В Петропавловске-Камчатском Чирикову установлен памятник.
Умер А.И.Чириков 9 декабря 1748 года. Похоронен по неподтверждённым данным в Лужном- Аверкиевском, где находится фамильное кладбище Чириковых. В Лужном в день Военно-Морского Флота стали ежегодно проводить областной морской праздник, на который съезжаются люди из Тулы, Дубны, Алексина, гости с военных кораблей, ветераны флота и молодёжь.
Потомки помнят. Имя Чирикова стоит в одном ряду с другими великими деятелями России, которые трудились над развитием Российского государства.
Мы проследили ход 2-ой Камчатской экспедиции от начала до конца
во всех ее главнейших эпизодах. Продолжавшаяся целых десять лет
экспедиция блистательно завершила весь цикл возложенных на нее
заданий. В ее процессе возникло много новых, непредвиденных задач,
требовавших дополнительных, более подробных и углубленных
исследований.
Литература об этой экспедиции насчитывает десятки книг и сотни статей, ежегодно пополняется новыми публикациями. И, тем не менее, нельзя сказать, что история её изучена достаточно полно.
В результате десятилетних трудов (1733-1743) были получены ценные географические, исторические, этнографические и другие данные о внутренних районах Сибири, обследованы Камчатка и Курильские острова, достигнуты берега Северо-Западной Америки и Японии, открыты некоторые Алеутские острова. Были нанесены на карту тысячи километров побережья Северного Ледовитого океана от Карского моря до мыса Баранова, расположенного восточнее устья р. Колымы. А самое главное то, что на многие годы часть североамериканского континента стала считаться Российской территорией. Благодаря этой экспедиции в 18-19 в.в.создавались в широком масштабе промысловые товарищества, преобразованные впоследствии в Российско – Американскую компанию, просуществовавшую до 1867 года. Правительство всячески поощряло промышленников и поручало им покорение туземцев и сбор с них ясака (налог мехами).
Одним из результатов экспедиции явилось сочинение Гмелина «Флора Сибири» (1747-1769), содержавшая описание 1178 видов растений, многие из которых были описаны впервые. Студент (а впоследствии академик) С. П. Крашенинников, изучавший Камчатку, опубликовал ряд сочинений, и среди них двухтомное «Описание земли Камчатки» (1756), впервые познакомившее мир с природой и населением этого полуострова. В своем труде С.П. Крашенинников охарактеризовал, помимо прочего, фауну Камчатки, описав несколько десятков видов населяющих ее млекопитающих, птиц и рыб, сообщил сведения об их географическом распространении и образе жизни, о хозяйственном значении камчатских животных и о перспективах животноводства на Камчатке. Здесь содержались также материалы по фауне Шантарских и Курильских островов, о нерестовых миграциях рыб из моря в реки; он собрал сведения и о растениях Камчатки, особенно имеющих практическое значение. Книга Крашенинникова была переведена на английский, голландский и немецкий языки. Третий участник экспедиции - зоолог Стеллер, использовав свои наблюдения, а также данные, собранные Крашенинниковым, в 1741 г. написал широко известное сочинение «О морских животных», в котором содержатся описания названной его именем морской коровы, калана, сивуча и котика. Перу Стеллера принадлежат также труды по ихтиологии, орнитологии и географии и книга «Путешествие от Камчатки к Америке вместе с капитан-командором Берингом» (1793).
После такого подробного знакомства с деятельность А.И.Чирикова я провела анкетирование среди учащихся 8-10классов нашей школы и родителей (ПРИЛОЖЕНИЕ №1).
В ходе своей работы я установила следующее:
1)Ни тогдашнее правительство, ни современники не сумели осознать и
по достоинству оценить всего величия совершенного дела; не смогли они,
понятно, учесть и всех последствий его в будущем; не было воздано
должное и тем людям, которые осуществляли его. В работе американского мореплавателя Е.Бертольфа говориться, что путешествие Беринга и Чирикова – событие огромной важности. Эти мореплаватели пересекли Тихий океан и открыли северо-западный берег Америки ценой ужасных потерь. Люди не перестают удивляться всем перипетиям их борьбы и восхищаются этими путешественниками, которые совершили такое великое дело.
2) В результате анкетирования выяснилось, что имя А.И.Чирикова мало известно нашим землякам, поэтому тема моя не случайна. Я не перестаю восхищаться капитан - командором и его соратниками. То, что они совершили, несомненно, подвиг. В селе Лужное чтят память своего великого земляка. Но эти мероприятия, на мой взгляд ,не соответствуют его заслугам. В областном центре нет ни одного объекта, который бы носил имя Чирикова.
3) В нашем городе несколько улиц и переулков носят одинаковые названия. Почему бы нам, потомком Русского Колумба, не назвать одну из таких улиц его именем.
Этот подвиг должен быть увековечен на их родной земле.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Анкета для уч-ся 8-10классов МБОУСОШ №8 г.Тулы.
Вопросы анкеты | 8кл | 9кл | 10кл |
25чел опрошено. | 27чел опрошено. | 19чел опрошено. | |
1.Знакомо ли вам имя А.И.Чирикова? | Да-25 Нет-0 | Да-23 Нет-4 | Да-18 Нет-1 |
2.В чём главная заслуга А.И.Чирикова? | Не знаю-0 Что-то открыл-7 Открыл с-з побережье С.Америки-18 | Не знаю-4 Что-то открыл-3 Открыл с-з побережье С.Америки-20 | Не знаю-1 Что-то открыл-9 Открыл с-з побережье С.Америки-10 |
3. Есть ли в Туле объекты(улицы, переулки, памятники) посвящённые А.И.Чирикову? | Да-0 Нет-2 Не знаю-23 | Да-0 Нет-19 Не знаю-8 | Да-0 Нет-5 Не знаю-14 |
4. На ваш взгляд, стоит ли назвать одну из улиц нашего города именем А.И.Чирикова? | Да-24 Нет-0 Не знаю-1 | Да-25 Нет-0 Не знаю-2 | Да-19 Нет-0 Не знаю-0 |
Анкета для родителей
Родители (30 чел. Опрошено) | |
1.Знакомо ли вам имя А.И.Чириков? | Да-19 Нет-11 |
2.В чём главная заслуга А.И.Чирикова? | Что-то открыл-9 Открыл с-з побережье С.Америки-5 Не знаю-16 |
3. Есть ли в Туле объекты(улицы, переулки, памятники) посвящённые А.И.Чирикову? | Да-1 Нет-5 Не знаю-24 |
4. На ваш взгляд, стоит ли назвать одну из улиц нашего города именем А.И.Чирикова? | Да-24 Нет-0 Не знаю-6 |
Результаты опроса среди школьников:
Результаты опроса среди родителей:
Список литературы.
1)Авторы: И.П.Магидович,В.И.Магидович
Название: «Очерки по истории географических открытий»
Издательство: Москва «Просвещение» 1984г.
2)Автор: В.А.Маркин
Название: «Я познаю мир»
Издательство: «Астрель» 2000г.
3) Автор: Б.Г.Островский
Название: «Великая Северная экспедиция»
4)Автор: Д.М.Романов
Название: «По следам Великой Северной экспедиции»
Издательство: Щёкино-2004г.
5) http://www.ivki.ru/kapustin/person/chirikov/chirikov.htm
6) http://lib.ru/PRIKL/OSTROWSKIJ_B_G/nord_expedition.txt
7) http://beringisland.ru/history/peoples/chirikov.shtm
[1] Берг Л.С. История русских географических открытий. М.1962,с.18.
[2] Русские мореплаватели. М,1953,с.36.
Финист - Ясный сокол
Всему свой срок
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Рисуем домики зимой