Презентация к исследовательской работе "Хатшепсут - женщина-фараон"
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 387 КБ |
исследовательская работа | 72 КБ |
Слайд 1
Хатшепсут - женщина фараон Автор: Бухарова Галина, ученица 5 класса МОУ «СОШ №11» Руководитель: Леготина Вера Александровна, учитель историиСлайд 2
Цель: Узнать тайну Хатшепсут Задачи: 1. Выяснить обстоятельства, в следствии которых Хатшепсут стала правительницей 2. Узнать особенности правления женщины-фараона 3. Определить значение вклада Хатшепсут в культуру Египта
Слайд 3
История власти Хатшепсут «великая супруга» фараона Тутмоса II регент мальчика Тутмоса III приобретает титул Жены бога объявляет себя дочерью бога Амона-Ра Хатшепсут становится фараоном, царем Верхнего и Нижнего Египта
Слайд 4
Хатшепсут - женщина фараон
Слайд 5
«Дочь Солнца»
Слайд 6
Правительница Египта Восстановила разрушенную экономику своей страны. Восстанавливает города Нижнего Египта Строит новые храмы
Слайд 7
Стела Хатшепсут
Слайд 8
Экспедиция в Пунт
Слайд 9
Храм Хатшепсут
Слайд 10
Тайна Хатшепсут Архитектор Сен-Мут Хатшепсут. Рисунок в гробнице.
Слайд 11
Новые находки ученых
Слайд 12
Источники информации Заллер В. Царь-девица. // ГЕО. –2003. -№7. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. – СПб.: Нева, 2001. Морэ А. Цари и боги Египта. – М.: Алтейя, 1998. http://www.izvestia.ru/science/article3105688/ http://www.bibliotekar.ru/100velTayn/66.htm http://blik.net.ua/content/view/381/82/ http://www.rosconcert.com/common/arc/story.php/356955
Городская научно-практическая конференция школьников
«Шаг в будущее. Юниор»
Хатшепсут - женщина фараон
Автор: Бухарова Галина, ученица 5 класса, МОУ «СОШ №11»
Руководитель: Леготина Вера Александровна, учитель истории
Усть-Илимск
2008 год
Содержание:
1. Введение………………………………………………………………3
2. История жизни Хатшепсут…………………………………………3-4
3. Хатшепсут – правительница………………………………………..4-7
4. Тайны Хатшепсут…………………………………………………….7
5. Новые находки ученых………………………………………………7-8
6. Заключение……………………………………………………………..8
7. Источники информации……………………………………………….9
8. Приложение…………………………………………………………....10
1. Введение.
Когда я изучала историю Древнего Египта, мне было очень интересно узнать больше о жизни и быте фараонов. Особенно было интересно узнать о женщинах – правительницах Древнего Египта. Легенды свидетельствуют о том, что среди них были женщины-красавицы, такие как Нефертити и Клеопатра. Но когда я стала собирать о них информацию, то выяснила, что настоящей женщиной правительницей была единственная женщина - Хатшепсут. На древних скульптурах она изображена с бородой. Целью моей работы стало: узнать подробности жизни и правления Хатшнесуп. В чем было необычно ее положение на престоле? Чем ее правление отличалось от правления фараонов-мужчин?
2. История жизни Хатшепсут.
Хатшепсут, чье имя означает «первая среди благородных», была дочерью фараона Тутмоса I и «великой супругой» фараона Тутмоса II. По ее собственным словам, Хатшепсут была "красивой цветущей женщиной", что является вполне справедливой оценкой, судя по ее скульптурным изображениям.
Мужу ее не долго суждено было царствовать. Он умирает, оставив наследника — мальчика Тутмоса III. Так как ребенок еще слишком мал, Хатшепсут становится при нем регентом. Но стране нужен Владыка. Тот, кто будет посредником между миром богов и миром людей, кто будет отвечать за процветание Египта, за существование порядка и соблюдение божественного закона. А пока фараона нет — в стране будет царить хаос. В этом своем качестве она очень скоро поняла, что, если бы не пол, она вполне могла бы стать законной наследницей престола. Она не выходит во второй раз замуж. Хатшепсут решает, что создавать самой ещё одного претендента на Трон ей не следует. Она не выходит во второй раз замуж. Хатшепсут решает, что создавать самой ещё одного претендента на Трон ей не следует. Она производит пышную церемонию, в результате которой приобретает титул Жены бога. Хатшепсут заручается поддержкой жречества. Делает следующий шаг - она объявляет себя дочерью бога Амона-Ра. Не желая при этом убирать с дороги своего юного подопечного, она признала его своим соправителем, позволив ставить его имя рядом со своим на документах и памятниках. И Хатшепсут становится фараоном, царем Верхнего и Нижнего Египта. Теперь власть Хатшепсут пожизненна, а родственники Тутмеса Второго не могут претендовать на её руку и статус Соправителя. Женщина-Фараон обезоруживает всех своих врагов. Тутмес Третий, между тем, остаётся единственным полноправным Наследником. После её смерти произойдёт законная смена власти, Хатшепсут заботится не только о себе, но и о стране - Тутмес Третий спокойно взойдёт на Трон, и не будет многочисленных претендентов, воюющих тайно или явно друг с другом за власть.
Отныне в скульптуре и на рельефах она изображается в мужской одежде и со всеми аттрибутами царской власти: с накладной бородой и в мужском наряде и в надписях величали не иначе как "Его Величество". Скульптурный портрет Хатшепсут не спутаешь ни с чьим другим: царская корона, накладная борода, и вдруг — женское лицо, красивое настолько, что трудно оторвать взгляд. Спустя некоторое время после ее смерти, однако, ее каменные изваяния были разбиты, а само имя начисто сбито с надписей. Кто это сделал, остается до сих пор невыясненным. Считается, что после смерти царицы ее преемник Тутмос III, которого она оттеснила от престола, многое уничтожил; стремясь придать забвению имя женщины – фараона, он разбивал ее портретные статуи, стирал надписи. Невозможно уничтожить память о великой женщине, посвятившей жизнь возрождению своей страны.(2)
3. Хатшепсут – правительница.
Но ни одна из шести Священных Правительниц Египта не добивалась абсолютной власти, которой обладали не все Фараоны, ни при одной из них Египет не возвышался и не процветал так, как при Хатшепсут. Она, бесспорно, была самой величайшей женщиной-Правительницей в истории величайшей цивилизации. Правление Хатшепсут принесло Египту 22 года мирной жизни и процветания.
Существование женщины-фараона противоречило традиционным представлениям египтян, и они хотели скрыть этот факт. Но военным успехам своих предшественников фараон Хатшепсут, мудрый политик и дипломат, противопоставила мирное правление.
Не так давно Египет освободился от ига варваров и все еще залечивал нанесенные ими раны. И все свои усилия Хатшепсут вложила в возрождение Египта, возрождение великой страны. Она восстановила разрушенную почти за три столетия усобиц и войн экономику своей страны. Хатшепсут раздаёт бесплатно крестьянам земельные наделы, давая беспроцентные и бессрочные "и вернёте, когда сможете, и совесть ваша заставит быть по сему"(5). Дает займы на приобретение на невольничьих рынках отстроенных городов Дельты у иноземных работорговцев, или аренду рабов у аристократов и зажиточных, но безродных землевладельцев, для ирригационных работ. Кредиты идут на оплату ремесленников, создающих водоподъёмные колёса и необходимое для обработки земли оборудование - развивается ремесло. Колоссальные средства были потрачены на восстановление городов Нижнего Египта.
Чтобы боги могли жить на земле и давать процветание и благополучие Египту, по всей стране восстанавливались разрушенные и пришедшие в упадок святилища, закладывались новые и новые храмы. В храмовом комплексе Амона-Ра в Карнаке, главном храме страны, каждый фараон считал своим долгом оставить свой след — осуществить какую-то постройку. Хатшепсут, повинуясь «велению своего сердца», решает установить для Амона-Ра два обелиска «высотой до неба». Каждый из тридцатиметровых обелисков (а это, для сравнения, высота современного 10-этажного дома) высекается из цельного куска гранита. Эта невероятная идея, для осуществления которой были задействованы тысячи человек, была воплощена в жизнь всего за семь месяцев. За это время египтянам надо было высечь эти гиганты из скалы, обработать их до совершенной формы, сплавить по Нилу из Асуана до Фив на двух специально изготовленных огромных барках длиной по 90 метров каждая, которые тянули 30 кораблей. Затем надо было перетащить 400-тонные обелиски по суше и, наконец, поднять и установить вертикально внутри храма. И все вручную! Каким бы невероятным это ни казалось, но это было сделано.
Заботу Хатшепсут о государстве подтверждает свидетельство зодчего Инения: «Хатшепсут осуществляла заботу о стране. Обе земли (жили) по замыслам ее, работали для нее. Египет — в усердии великом! Семя бога полезное (то есть Хатшепсут), вышедшее из него! Носовой канат Юга, причальный кол южан, кормовой канат этой превосходной земли Северной. Владычица приказаний, превосходная замыслами своими: та, согласно речи которой постоянно (пребывают) довольными Оба Берега». (1)
Но главное детище Хатшепсут — террасный храм Миллионов лет на западном берегу Нила в Фивах, ставший символом ее правления. Это безо всякого преувеличения чудо архитектуры. Гениальному Сенмуту, зодчему храма, так удалось встроить его в отроги скал, что храм не воспринимается отдельно от ландшафта и кажется нерукотворным. Эта «лестница, уходящая в небо» представляет зрелище столь величественное, что описать его трудно.
Среди своих деяний сама Хатшепсут особую роль отводила знаменитому путешествию в Пунт. В эту полулегендарную «страну бога» египтяне плавали еще за тысячу лет до царицы. Плавали главным образом за ладаном и миррой, которые нельзя было найти ни в каком другом месте и которые использовались приготовления «угодных богам» масел и курений, а также различных лекарств. Экспедиция, снаряженная Хатшепсут, была первой после 400-летнего перерыва и намного масштабнее прежних. Пяти огромным морским кораблям пришлось избороздить полные опасностями воды Красного моря (в древности называвшегося «Великой Зеленью»), но спустя три года они с триумфом вернулись на родину, привезя с собой множество диковинных вещей и животных, и что самое ценное — благовоний. Более тридцати деревьев мирры были благополучно доставлены и посажены на территории храма Хатшепсут. Успешная экспедиция возродила древнюю традицию, и не раз еще, следуя примеру Хатшепсут, египетские цари отправят свои корабли в «страну бога». Хатшепсут действует так, как поступали до нее все великие владыки Египта. Но ей этого недостаточно. Все, что она создавала, по своим масштабам и смелости замысла должно было превзойти то, что было сделано раньше.(4)
Но, прежде всего, Хатшепсут, как и все жители Древнего Египта, заботилась о своём бессмертии. Умерла Хатшепсут по всей вероятности естественной, не насильственной смертью, что в общем-то было редкостью по тем временам. Священнейший - так Хатшепсут назвала свой храм, - расположен в большом отдалении от построек других правителей, в самой глуби фиванского некрополя. Путь к нему, шириной 37 метров, с обеих сторон охранялся сфинксами, выполненными из песчаника и раскрашенными яркими красками. Замысел храма включал редкие в Египте эффекты зелени. "Священнейший" являлся райским садом бога Амона: на широких террасах и вдоль наружного фасада росли благовонные деревья, привезенные царицей из Пунта. Здесь же были вырыты два священных озера Т-образной формы. Сам храм был поистине чудом инженерной мысли. Вырубленный в известняковых скалах, он состоял из трех огромных террас, расположенных одна над другой. На каждой из них находились открытый двор, крытые помещения с колоннами - портики - и уходившие в толщу скалы святилища отдалении от построек других правителей. Имя царицы изъяли из хроник, но, несмотря на это, оно все же дошло до нашего времени. И эти поврежденные памятники стоят по наше время мрачными свидетелями великой мести царя. Но в великолепном храме Хатшепсут ее слава все еще живет. На одном из ее обелисков начертано: «Вот мечется сердце мое туда и обратно, думая, что же скажут люди, те, что увидят памятники, мной сотворенные, спустя годы и будут говорить о том, что я совершила… Не говори, что это похвальба, Но скажи: "Как похоже это на нее (ее величество Хатшепсут), как достойно отца ее (бога Амона)!"(5)
Сотворила я это с любящим сердцем для отца моего, Амона:
Посвященная в таинство его начала начал,
Знающая о мощи его благотворной,
Не забывающая о приказаниях его.
...
Скажу я людям времен грядущих,
Тем, кто памятник узрит
моему отцу посвященный,
Тем, кто будет говорить и спорить,
Тем, кто обратится к потомкам своим —
Вот, было это, когда во дворце восседала,
Размышляя о моем создателе,
Подсказало сердце мое сотворить для него
Два обелиска, что (покрыты) электрумом,
Высота которых достигает небес,
В священном колонном зале.
Из надписи царицы Хатшепсут
на базе обелиска в Карнаке. (3)
4. Тайны Хатшепсут.
Одна из тайн Вликой правительницы Египта – отношения с придворным вельможей и талантливым архитектором Сен-Мутом. Первый придворный архитектор «Фараона Мааткара» был беззаветно влюблён в царицу, а Хатшепсут, как минимум, в определённой степени, отвечала на его чувства. После смерти Хатшепсут и восхождения Тутмеса Третьего на Трон, Сен-Мут остался придворным архитектором, составившим для Тутмеса проекты двух его величайших строек - древней плотины на Асуане, останки которой скрылись под водами Асуанского водохранилища, после постройки советскими специалистами современной плотины в 20 веке, и древнего Суэцкого канала. Сен-Мут умер своей смертью, и был похоронен со всеми почестями, в своём склепе, прямо под усыпальницей своей возлюбленной.
Вызывает споры ученых еще одна загадка. Кем приходился Тутмес Третий Царице? Тутмес не совершил святотатства и не посмел разрушить великий храм Хатшепсут, но осирические***** статуи Хатшепсут были обезличены, Барельефы Храма, изображающие основные деяния "Мааткара" были сбиты. Тутмес лишил ненавистную мачеху-узурпатора не только памяти, но и достойной Фараона загробной жизни. Но! Мачеху ли? Ещё одна великая тайна Хатшепсут - тайна её родства с одним из величайших Фараонов. Тутмес Третий по одной из версий являлся родным сыном Хатшепсут. Но на эту загадку точно никто не может ответить. (5)
5. Новые находки ученых.
Председатель высшего совета по древностям Египта Захи Хавасс объявил, что найдена мумия Хатшепсут. Ранее считалось, что мумия Хатшепсут считалась утраченной навеки. Теперь открываются интригующие подробности поиска и опознания мумии.
Оказывается, найдена мумия была еще в 1903 году.Тогда команда археологов под руководством знаменитого англичанина Говарда Картера (именно он впоследствии сорвал печати с гробницы Тутанхамона) обнаружила захоронение с двумя женскими мумиями. В гробнице, получившей номер KV-60, лежала кормилица царицы Ситре-Ин, помещенная в саркофаг, и еще одна неопознанная женская мумия располагалась на полу. Эти мумии, как и тысячи других, были отправлены на задворки, и хранились в музее Каира среди второстепенных экспонатов.(6)
В 1920 году Картер нашел гробницу Хатшепсут, но та оказалась пустой. Специалисты давно выдвигали версии о возможной принадлежности неопознанной мумии царице Хатшепсут, но подтвердить эту версию возможности не было. Но работы продолжались. Сравнивали черты этих четырех мумий с чертами известных родственников Хатшепсут, применяя сложные методы компьютерного сканирования. Было проведено сравнение митохондриальной ДНК из этой мумии и из мумии бабушки Хатшепсут, которое показало полное совпадение. Кроме того, идеально подходит к челюсти мумии уже давно найденный зуб царицы. Конечно, это открытие подвергается некоторыми учеными сомнению из-за сложности анализа, ведь прошло 3,5 тысяч лет со дня смерти Великой Хатшепсут.(7)
6. Заключение.
Хатшепсут была по настоящему великой правительницей Египта. Она добилась, чтобы ее власть признали наравне с мужчинами фараонами. Своей деятельностью царица доказала, что женщины могут хорошо управлять государством. Она не уступала мужчинам фараонам в умении принимать мудрые решения. Она, в отличие от них, не вела завоевательных походов, а занималась строительством и улучшением жизни египтян. При ее правлении экономика страны возродилась. Строились дворцы, храмы. Совершались далекие экспедиции египтян.
В результате своей работы я поняла, что жизнь Женщины-Фараона была очень сложной. Наверное, она была очень сильной духом. Время скрыло много тайн ее жизни, но, не смотря на это, личность Хатшепсут вызывает уважение и может служить примером для женщин, живущих в 21 веке.
7. Источники информации.
1. Заллер В. Царь-девица. // ГЕО. –2003. -№7. с.121-128.
2. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. – СПб.: Нева, 2001.
3. Морэ А. Цари и боги Египта. – М.: Алтейя, 1998. 4. http://www.izvestia.ru/science/article3105688/ 5. http://www.bibliotekar.ru/100velTayn/66.htm 6. http://blik.net.ua/content/view/381/82/ 7. http://www.rosconcert.com/common/arc/story.php/356955
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Рисуем зимние домики
Снежный всадник
Что общего у травы и собаки?