Систематические занятия физической культурой как средство укрепление и сохранения физического здоровья.
Вложение | Размер |
---|---|
npk5.docx | 34.23 КБ |
npk_-2_a_variant._-_kopiya.ppt | 2.27 МБ |
РОССИЙСКАЯ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ»
ШКОЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ
«ШАГ В БУДУЩЕЕ»
Муниципальная Бюджетная Общеобразовательная
«Средняя Общеобразовательная Школа №42»
Систематические занятия физической культурой как средство укрепление и сохранения физического здоровья.
Автор: Найда Николай 5 «В» класса
Руководитель: Набокина А.В.
учитель физической культуры
Российская федерация
Иркутская область
Город Братск
2013 год
Тема: «Систематические занятия физической культурой как средство укрепления и сохранения физического здоровья»
Введение
Цель: изучить влияние систематических занятий физической культурой на здоровье школьников.
Актуальность данной темы неоспорима, так как давно учёные и медики устанавливают связь между физическим состоянием человека и его интеллектуальными способностями.
Итак, я поставил перед собой три вопроса: Каково же состояние здоровья моих одноклассников? Как оно влияет на успеваемость? Могут ли занятия физической культурой повлиять на успеваемость учащихся?
Для того чтобы ответить на них, я провёл исследование. Для этого мне необходимо было решить следующие задачи:
В настоящее время в современных школах выдвигаются высокие требования к организации занятий физической культурой, главной задачей которых является охрана и укрепление здоровья учащихся. Работа педагогов нацелена на поддержание у учащихся бодрого, жизнерадостного настроения, профилактику негативных эмоций и нервных срывов; совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственно – волевых качеств.
Физическое воспитание в образовательном учреждении осуществляется как на физкультурных занятиях, так и в повседневной жизни учащихся, в разнообразных формах организации двигательной деятельности.
Что же такое здоровье? В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) дано определение термину здоровье - « это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Определяют здоровье и как возможность организма адаптироваться к изменениям окружающей среды ( P. M., 1979).
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности.
Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Выделяют три вида здоровья: здоровье физическое, психическое и нравственное (социальное):
Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.
Здоровый и духовно развитый человек счастлив – он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию.
Именно для укрепления здоровья учащихся в школе существуют уроки физической культуры. Но не у всех учащихся одинаковые возможности и способности для занятий физкультурой, поэтому у каждого обучающегося своя группа здоровья.
В настоящее время распределение детей по группам здоровья осуществляется на основании Инструкции по комплексной оценке состояния здоровья детей, утверждённой приказом Минздрава России от 30.12.2003 № 621. В соответствии с данным документом система комплексной оценки состояния здоровья каждого ребенка основывается на четырех базовых критериях:
В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к следующим группам:
По данным Комитета по здравоохранению г. Братска только 12% детей в возрасте от 0 до 15 лет признаны здоровыми (1-я группа здоровья), от 56 до 73% имеют функциональные отклонения (2-я группа здоровья), в среднем 26% – хронические заболевания (3-я группа здоровья). Дети 4–5-й групп составляют 1–2%. Подобная ситуация с незначительными колебаниями прослеживается на всей территории России. К сожалению, в подростковом возрасте практически каждый третий ребенок имеет хроническую патологию и соответственно 3-ю группу здоровья.
Мы проанализировали листки состояния здоровья учащихся 5«Г» и 5 «В» - кадетского класса МБОУ «СОШ №42» и выявили:
5 «Г» из 24 учащихся, 1 группа здоровья – 8 человек, 2 группа здоровья – 11 человека, 3 группа здоровья - 5 человек.
5 «В» 24 учащихся, 1 группа здоровья – 9 человека, 2 группа здоровья – 13 человек, 3 группа здоровья- 1.
Мы видим, что большая часть детей (24 человека) входят во вторую группу здоровья. Это дети, имеющие функциональные изменения, чаще всего связанные с неравномерным ростом и развитием. Например, функциональные систолические шумы в сердце, нарушение осанки, дефицит или избыток массы тела 1-й степени. Это переходный период между здоровьем и болезнью.
В первую группу здоровья входят 14 человек- это дети, у которых нет отклонений в состоянии здоровья.
Третью группу здоровья составляют дети с хроническими заболеваниями в стадии компенсации.
Для определения физической активности школьников мы провели анкетирование.
В анкетировании участвовали учащиеся 11 - 12 лет (5-е классы). Общее количество опрошенных - 48 человек (100%). Из них 33 мальчика и 15 девочек.
Результаты опроса:
1)24 человек(50%)- делают по утрам зарядку; 15 человек(31,25%)- делают зарядку иногда; 9 человек(18.75%)- не делают зарядку вообще.
2) у 20 человек(41.6%) любимый вид спорта - футбол; у 16 человек (33.3%)- волейбол, пионербол; у 8 человек(16.7%)- баскетбол; у 2 человек (4.2%)-санный спорт; у 2 человека(4.2%)- любимого вида спорта нет вообще.
3)18человек(37,5%)- посещали спортивную секцию, когда учились в начальных классах; 23 человек (48%)- посещают спортивные секции; 7человек (14.5%) – не посещают спортивные секции.
4) 9 человек (19%)- регулярно посещают бассейн; 29 человек (60%)- купаются только летом в открытых водоемах; 10 человек (21%)- не занимаются плаванием совсем.
5) 10 человек (20.8%)- учувствуют в спортивных мероприятиях и довольно часто занимают призовые места;26 человек (54.2%)- иногда участвуют в спортивных мероприятиях; 12 человек (25%)-вообще не участвуют в спортивных мероприятиях.
6) 34 человек (70.8%)- любят уроки физической культуры; 14 человек (29.2%)- не любят уроки физической культуры.
7) 20 человек (41.7%)- следят за ходом спортивных событий всего мира; 18 человек (37.5%)- следят иногда; 5 человека (10.4%)- следят в свободное время; 5 человек (10.4%)- вообще не следят.
Что же такое физическая активность? Физическая активность - это целеустремленная двигательная деятельность человека, направленная на укрепление здоровья, развитие физического потенциала и достижение физического совершенства для эффективной реализации своих задатков с учетом личностной мотивации и социальных потребностей.
Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома, а также других причин у большинства школьников отмечается нарушение в режиме дня, недостаточная двигательная активность.
Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой, учебным или компьютерным столом.
У малоподвижных учащихся очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость.
При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем в организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.
Опросный лист занятости учеников.
5 «Г» - обычный класс- 3 часа урока физкультуры в неделю, два внеурочных занятия (спортивные секции).
5 «В» - кадетский класс - 3 часа урока физкультуры в неделю, дополнительные занятия (строевая, карате, стрельба, ОФП и так далее), внеурочные занятия (спортивные секции) 10часов.
Проанализировав опросные листы, мы выявили, что занятость физическими нагрузками больше в кадетском классе. Не смотря на большую физическую нагрузку учащиеся чувствуют себя хорошо. Они активны, у них высокая работоспособность, хорошее настроение и меньше подвержены простудным заболеваниям.
Физические упражнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной системы как сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряжённая умственная деятельность невозможна без движения.
Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности.
Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают работу желез внутренней секреции: щитовидной, половой. Улучшают работу надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма.
Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения ведёт к её функциональному совершенствованию. Кроме того во время работы в кровоток включается и та кровь, которая в спокойном состоянии не циркулирует по сосудам. Вовлечение в кровообращение большой массы крови не только тренирует сердце и сосуды, но и стимулирует кроветворение.
Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде. В результате чего увеличивается “жизненная ёмкость ” лёгких, улучшается подвижность грудной клетки. Кроме того, полное расправление лёгких ликвидирует застойные явления в них, скопление слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой возможных заболеваний.
Систематические занятия физическими упражнениями также вызывают положительные эмоции. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший “вкус” физических занятий, стремится к регулярным занятиям ими.
Показатели развития физических качеств детей, занимающихся систематически физическими нагрузками в урочной и во вне урочной деятельности, с детьми занимающимися только в процессе уроков физической культурой.
5 «Г» класс
Уровень | Прыжок в длину с места (см) | Поднятие туловища | Шестиминутный бег |
Низкий | 8 человек | 7 человек | 6 человек |
Средний | 10 человек | 12 человек | 12 человек |
Высокий | 6 человек | 5 человека | 10 человек |
5 «В» класс
Уровень | Прыжок в длину с места (см) | Поднятие туловища | Шестиминутный бег |
Низкий | 3 человека | 3 человека | 2 человека |
Средний | 9 человек | 7 человек | 10 человек |
Высокий | 12 человек | 14 человек | 12 человек |
Заключение.
Результат проведенных мною исследований показывает большое значение регулярных занятий физической культурой и спортом на организм и здоровье подростков.
У обучающихся, которые регулярно занимаются физической культурой, наблюдается высокая работоспособность на уроках, большая активность, меньшая утомляемость, устойчивее иммунитет. Учащиеся с меньшей физической нагрузкой больше подвержены простудным заболеваниям, большей утомляемости, менее работоспособны.
Мои наблюдения показали, что занятия физической культурой и спортом вызывают положительные эмоции. При правильном распределении физических упражнений происходит гармоничное развитие всех отделов ЦНС. Также после занятий физическими упражнениями все дети отмечают улучшение настроения.
[1] Реконвалесценты (от лат. convalesco — прихожу в здоровое состояние) – это период клинического выздоровления, когда явные признаки заболевания окончились, но еще нет полного восстановления прежнего состояния организма.
[2] Ремиссия (от лат. remissio — спускание вниз, снижение), ослабление болезненных проявлений.
Слайд 1
Систематические занятия физической культурой как средство укрепления и сохранения физического здоровья Найда Николай 5 класс Учитель физической культуры Набокина А.В. МБОУ «СОШ №42»Слайд 2
Цель: изучить влияние систематических занятий физической культурой на здоровье школьников. Задачи исследования: Дать теоретическое обоснование понятию «Физическое здоровье» Проанализировать состояние здоровья обучающихся школьников Дать характеристику основным критериям определяющих физическое здоровье. Дать теоретическое обоснование комплексному влиянию систематических занятий на уровень сформированности физического здоровья. Проанализировать и сравнить показатели физического здоровья детей, занимающихся систематически физическими нагрузками в урочной и во вне урочной деятельности, с детьми занимающихся только в процессе уроков физической культурой
Слайд 3
Что же такое здоровье? В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье – « это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Определяют здоровье и как возможность организма адаптироваться к изменениям окружающей среды ( Баевский P. M., 1979). Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности.
Слайд 6
Анкета «Мое здоровье».
Слайд 7
Распределением детей по группам здоровья осуществляется на основании Инструкции по комплексной оценке состояния здоровья детей, утв. приказом Минздрава России от 30.12.2003 № 621.
Слайд 11
Листки состояния здоровья учащихся
Слайд 12
Успеваемость за первую четверть.
Слайд 13
Что же такое физическая активность? это целеустремленная двигательная деятельность человека, направленная на укрепление здоровья, развитие физического потенциала и достижение физического совершенства для эффективной реализации своих задатков с учетом личностной мотивации и социальных потребностей.
Слайд 14
Опросный лист занятости учеников 5 «Г» - обычный класс- 3 часа урока физкультуры в неделю, два внеурочных занятия (спортивные секции). 5 «В» - кадетский класс - 3 часа урока физкультуры в неделю, дополнительные занятия (строевая, карате, стрельба, ОФП и так далее), внеурочные занятия (спортивные секции) 10часов.
Слайд 16
Показатели развития физических качеств детей, занимающихся систематически физическими нагрузками в урочной и во вне урочной деятельности, с детьми занимающихся только в процессе уроков физической культурой. 5 «Г» Уровень Прыжок в длину с места (см) Поднятие туловища Шестиминут-ный бег Низкий 8 человек 7 человек 6 человек Средний 10 человек 12 человек 12 человек Высокий 6 человек 5 человека 10 человек 5 «В» Уровень Прыжок в длину с места (см) Поднятие туловища Шестиминутный бег Низкий 8 человек 7 человек 6 человек Средний 10 человек 12 человек 12 человек Высокий 6 человек 5 человека 10 человек
Слайд 18
Спасибо за внимание
Ветер и Солнце
Ах эта снежная зима
Цветущая сакура
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
"Разделите так, как делили работу..."