Это презентация является проектом учащихся 7 класса , цель которого показать разнообразие математических игр и головоломок и научить в них играть других ребят, чтобы занять учащихся полезным делом на переменах, заменив динамичные игры, часто приводящие к травмам, играми на концентрацию и тренировку памяти.
Слайд 1
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ РАЙОН«МАРЬИНО» Авторы : учащиеся 7А: Гладкова Марина, Гончарова Анастасия, Дьячков Игорь Руководитель : Неровнова В. В. учитель математики Математические игры и головоломкиСлайд 2
Цели и задачи Цели проекта : 1) показать разнообразие математических игр и головоломок; 2) научить в них играть других ребят. Задачи: 1) заменить динамичные игры, часто приводящие к травмам, играми на концентрацию и тренировку памяти; 2) занять учащихся полезным делом на переменах, с целью развития логического мышления и возбуждения мозговой активности.
Слайд 3
Чем заняться школьникам на переменах? Главный вопрос проекта:
Слайд 4
Мы занялись этим проектом для того, чтобы найти и показать игры, в которые можно поиграть на перемене, вместо того, чтобы ничего не делать или бегать. В нашей работе мы расскажем о разнообразии игр и головоломок, о целях каждой игры. И нам хочется научить играть в них других ребят. Идея работы возникла, когда на большом столе в классе появились шашки и игра «5 в ряд». Многие стали играть в них, и мы поняли, что игр катастрофически не хватает. Тогда решили собрать коробку игр, которая помогла осуществить хранение, изучение и популяризацию игр и головоломок. Мы знаем, что у игр существуют стратегии, но это тема другого проекта, а пока мы хотим вдоволь наиграться и найти занятие всем на переменах .
Слайд 7
Быки и коровы Быки и коровы — логическая игра для двух игроков. Для игры достаточно иметь бумагу, ручку и уметь считать. Также игра может называться «Цифры». Играют двое. Каждый задумывает и записывает тайное 4-х значное число с неповторяющимися цифрами. Игрок, который начинает игру по жребию, делает попытку отгадать число. Попытка — это 4-х значное число с неповторяющимися цифрами, сообщаемое противнику. Противник сообщает в ответ, сколько цифр угадано без совпадения с их позициями в тайном числе(коровы) и сколько угадано вплоть до позиции в тайном числе(быки). Например: Задумано тайное число «3219». Попытка: «2310». Результат две «коровы» (две цифры: 2 и 3 — угаданы на неверных позициях) и один «бык» (одна цифра 1 угадана вплоть до позиции). Игроки делают попытки угадать по очереди. Побеждает тот, кто угадает первым. 2310 – 1б, 2к . 5829 – 1б, 1к. Цель: угадать число соперника. 3219
Слайд 8
Рассада В начале игры на бумаге рисуется несколько точек (их называют семенами). Каждый игрок соединяет 2 точки линией, или рисует линию-петлю, начинающуюся в какой-нибудь точке и в этой же точке заканчивающуюся («рассада прорастает»). На каждой проведённой линии рисуется одна новая точка, при этом должны соблюдаться следующие правила: линии не должны пересекаться, проводимая линия не должна проходить через ранее поставленные точки и из каждой точки не должно исходить более трёх линий. Проигрывает тот игрок, который не сможет сделать ход. Цель игры - рисовать линии, пока у противника не закончатся ходы. Изобретателями игры «Рассада» являются профессор англичане Джон Хортон Конвей и аспирант Майкл Стьюарт Патерсон, которую изобрели в 1967 году.
Слайд 9
Игра «Ход конём» Цель игры - расставить числа от 1 до 100 в клетках квадрата 10*10,сделать как можно больше ходов, проходя через все клетки один раз, и только буквой «Г», как ходит «Конь» в шахматах. Эта игра известна как задача с XVIII века. Леонард Эйлер посвятил ей большую работу «Решение одного любопытного вопроса, который, кажется, не подчиняется никакому исследованию». В нашем классе рекордное число заполненных клеток , это 98. Мы не останавливаемся на достигнутом и пытаемся дойти до 100. 1 4 6 3 5 2 7 8 9
Слайд 11
15 спичек разбиваются на 2 кучки, 7 и 8 штук. Игроки по очереди выбирают одну из кучек и вынимают из неё от 1 до 3 спичек, побеждает тот, кто берёт последнюю спичку. Количество спичек, кучек и сколько можно брать спичек определяется по договоренности. Вот почему существует много вариантов игры Ним. Цель: Взять последний предмет . Игра Ним
Слайд 12
Цель: Взять последнюю фишку. Игрок А Игрок В И г р о к А вы и г р а л Есть интересная вариация игры ним под названием «звёздный ним». Играют в эту игру на звездообразной фигуре. Поставив по одной фишке на каждую из девяти вершин звезды, игроки A и B делают ходы по очереди, снимая при каждом ходе либо одну, либо две соседние фишки. Тот, кто снимает последнюю фишку выигрывает. Звёздный Ним
Слайд 13
Игровое поле состоит из клеток, на которые участники выкладывают буквы, составляя различные слова. В начале игры каждый игрок получает 7 случайных букв . На середину игрового поля выкладывается первое слово, затем следующий игрок может добавить слово «на пересечение» из своих букв. Слова выкладываются либо слева направо, либо сверху вниз. Игра «Эрудит», скорее лингвистическая, но можно отнести и к математическим играм, так как во время подсчета очков игроки развивают навыки устного счета. Цель: Набрать как можно больше очков, выстраивая слова.
Слайд 14
Пятнашки Цель игры — расставить костяшки в коробке по номерам, сделав как можно меньше перемещений. Пятнашки — популярная головоломка, придуманная более 100 лет назад изобрел знаменитый англичанин Сэм Лойд. Игра потеряла свою привлекательность, как только был раскрыт ее секрет. Если число нарушений порядка шашек четно, то головоломку можно решить, если же оно нечетно, то можно не трудиться.
Слайд 15
Минус-кубик Цель головоломки — переставить кубики таким образом, чтобы на каждой стороне все грани малых кубиков были окрашены в один цвет. Минус-кубик — объемная головоломка, являющаяся вариантом пятнашек. Она состоит из 7 малых кубиков, каждый из которых собирается из двух П-образных половинок разного цвета.
Слайд 16
Цель : сложить фигуру, указанную на рисунке. Головоломка Пифагора" - это квадрат, разделенный на 7 частей: два квадрата (большой и маленький), четыре треугольника (два больших и два маленьких) и параллелограмм. Все детали головоломки уложены в рамку - неделимую часть, с помощью которой можно связать элементы игры. Из деталей можно составлять геометрические фигуры сложной конфигурации, силуэты, напоминающие предметы реальной действительности. Необходимо использовать все части игры и свою фантазию.
Слайд 17
Даны три стержня, на один из которых нанизаны несколько колец, лежащих меньшее на большем. Задача состоит в том, чтобы перенести пирамиду за наименьшее число ходов. За один раз разрешается переносить только одно кольцо, причём нельзя класть большее кольцо на меньшее. Эту известную игру придумал французский математик Эдуард Люка, в 1883 году её продавали как забавную игрушку. Цель: переложить все кольца на второй стержень.
Слайд 18
Цель : из предложенных деталей сложить куб. Головоломка состоит из 7 объемных геометрических фигур разных цветов. Во время решения подобных задач возникает ощущение каких-то реальных передвижек в голове. В процессе таких игр учишься пространственно мыслить, развивать внимание, сосредоточенность, терпение. Магический куб
Слайд 19
Играть в эту игру можно на обычном шахматном поле или нарисовать специальное поле. Правила игры: У игрока, играющего за волка есть одна фишка, которая стоит на белом кружке или на соответствующем поле шахматной доски. У игрока, играющего за овец 4 фишки, которые стоят на черных кружках или на соответствующих полях шахматной доски. Ходят волк и овцы по линиям сетки или по принципу шашек. При этом овцы могут ходить только вперед, а волк и вперед, и назад. Первый ход делает волк. Побеждает тот, кто достигнет своей цели. Цель волка — дойти до противоположного края поля, прорвав цепь овец. Цель овец — запереть волка, чтобы ему некуда было ходить.
Слайд 20
Пять в ряд или Гомоку Цель игры состоит в том, чтобы выстроить в ряд 5 фишек по вертикали, горизонтали или диагонали. Мы играем в эту игру на пластмассовом поле, и выставляем круги двух цветов по «5 в ряд». Существует много вариантов этой игры: крестики- нолики; рэндзю, древняя китайская логическая игра —Гомоку, в традиционном варианте ведущаяся на поле 19х19, а в спортивном варианте 15х15. .
Слайд 21
- один из самых распространенных видов головоломок. Каждая головоломка имеет свой определенный уровень сложности., оцениваемый по 5-ти или 6-ти бальной шкале. Головоломка «Ключи» Цель: разделить ключи, а затем соединить их снова. Два ключа, соединенные таким способом, что кажутся неразделяемыми. Но ключи разделяются. Это одна из известных загадок, которая очень популярна с момента ее создания в 20 веке, во время британского увлечения головоломками. Сложность: 3 2 ) Головоломка «Оленьи рога» Цель: разобрать и после собрать головоломку В конце девятнадцатого века в Англии началось повальное увлечение головоломками. «Оленьи рога» - одна из успешно воссозданных, и частично усовершенствованных головоломок того времени, под руководством Ноба Йошигахара (1936-2004). Ключевое слово разгадки-«Рога». Сложность: 4 Железные головоломки
Слайд 22
Цель – собрать интересную фигуру. Неокуб- средство для снятия стресса, развития творческих способностей, пространственного мышления и мелкой моторики. N eoCube — оригинальная головоломка, состоящая из 216-ти магнитов в форме шара диаметром от 5 до 10 мм. Автор неокуба — экономист Крис Реда. Из него можно собрать различные конфигурации, начиная от классических геометрических форм (сфера, икосаэдр, додекаэдр) до безымянных сложных несимметричных конструкций. В интернете можно найти много роликов, объясняющих как собрать эти фигуры. НЕОКУБ
Слайд 23
Мы провели социологический опрос по теме нашего проекта, в котором приняли участие 84 семиклассника и задали им 3 вопроса: Чем можно заняться на переменах? В какие тихие игры, головоломки играешь на переменах? Знаешь ли такие: Игра « Ним»; Игра «Эрудит»; Игра «Звёздный Ним»;Игра « Волк и овцы»; Игра «Ханойская башня»; Игра «Рассада» ; Игра «Пять в ряд»; «Головоломка Пифагора»; Головоломка «Минус-кубик»? А вот, что нам удалось узнать:
Слайд 24
Заключение Мы рассмотрели небольшую часть математических игр и головоломок, которые придумали математики разных времён. Их любят и дети, и взрослые. Они не просто развлечение, а развивающее пособие, потому что направлены на развитие различных мыслительных процессов, а это необходимо нам на уроках в школе. В наши игры можно играть в любое время и в любом месте, а главное на переменах. Два ученика, сражаясь в какую-нибудь интересную и увлекательную игру на перемене, получают большое творческое удовлетворение от борьбы. Ну, а победы и поражения, хитроумные замыслы и коварные ловушки соперников не мешают им оставаться друзьями в логическом решении. Поиграв на перемене, ребята отдохнут от урока и зарядятся положительной энергией для дальнейших дел. Математические игры и головоломки никогда не устареют. Игры помогают найти новых друзей! По - нашему всё это здорово! Давайте играть вместе!
Простые новогодние шары из бумаги
Снег своими руками
Мальчик и колокольчики ландышей
Рисуем домики зимой
Астрономический календарь. Октябрь, 2018