Тема моей исследовательской работы, заявленной на научно-практической конференции, звучит как «В лабиринтах твоего здоровья или как помочь ученику «безболезненно овладеть нормами русского ударения»». Народная мудрость учит, что все успехи человека, счастье в его семье зависят от здоровья. И никакие лекарства не вернут потерянного здоровья, если не подключится разум. Ухудшение здоровья подрастающего поколения сегодня достигает масштабов национальной проблемы. За период обучения в школе в два раза увеличивается количество детей с заболеваниями сердца, желудочно – кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата, органов зрения и слуха. К сожалению, именно школа, судя по научным и статистическим данным, способствует возникновению заболеваний у каждого второго ребенка, приводя к существенной утрате резерва здоровья.
МОУ "СОШ№100", г. Новокузнецк - 2009
Исследователь: Андрей Зайцев Руководитель: Котельникова Е.В.
ВВЕДЕНИЕ
«Не может быть никакого сомнения в том,
что среди неисчислимого множества существующих
в природе вещей, есть и благотворные для нашего
здоровья».
Мишель Монтень «Опыты»
Тема моей исследовательской работы, заявленной на научно-практической конференции, звучит как «В лабиринтах твоего здоровья или как помочь ученику «безболезненно овладеть нормами русского ударения»».
Народная мудрость учит, что все успехи человека, счастье в его семье зависят от здоровья. И никакие лекарства не вернут потерянного здоровья, если не подключится разум. Ухудшение здоровья подрастающего поколения сегодня достигает масштабов национальной проблемы. За период обучения в школе в два раза увеличивается количество детей с заболеваниями сердца, желудочно – кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата, органов зрения и слуха. К сожалению, именно школа, судя по научным и статистическим данным, способствует возникновению заболеваний у каждого второго ребенка, приводя к существенной утрате резерва здоровья.
2
ГЛАВА I
Объект исследования: здоровьеформирующий потенциал уроков русского языка.
Предмет исследования: влияние предмета изучения (ударение) на
психоэмоциональное состояние обучающегося.
Задачи:
- Провести краткий обзор учебников с точки зрения наличия материала по
орфоэпии.
- Классифицировать упражнения по орфоэпии.
- Выявить типичные ошибки постановки ударений и наметить пути их устранения.
- Подобрать комплекс упражнений, который поможет не только овладеть нормами постановки ударения, но и создаст благоприятный эмоциональный фон на уроке, а соответственно, и позитивную мотивацию на формирование ЗОЖ.
Гипотеза: знание норм ударения является не только необходимым признаком
культурной и грамотной речи современного человека, но и способствует сохранению здоровья через создание ситуации успеха и благоприятного психологического климата на уроке и вне.
Методика и тактика исследования:
Исследование проводилось с помощью анализа литературы, данных сети Интернет,
анкетирования. Базой исследования стали:
- 47 анкет обучающихся среднего и старшего звена.
- 5 учебников по русскому языку.
- 147 обучающихся среднего и старшего звена в 2007-2008 уч.г.
- 131 обучающийся среднего и старшего звена в 2008-2009 уч.г.
- 129 обучающихся среднего и старшего звена в 2009-2010 уч.г.
Полученные данные в ходе анкетирования обработаны методом вариационно-
статистического анализа. Бланк анкеты-опросника представлен в приложении.
3
ГЛАВА II
2.1 На современном этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека приобретают особое значение. [2] Практически здоровыми после окончания школы являются не более 14% выпускников.[4] Анализируя данные углубленных осмотров за период 2007-2009 года, мы видим, что количество обучающихся с патологическими заболеваниями резко возрастает из года в год.
ЗАБОЛЕВАНИЯ | 2007-2008 год | 200-2009 год | 2009-2010 год |
Всего патологий | 71% | 150% | 147% |
Из них: | |||
Нервные | 0,8% | 3,1% | 6,3% |
Нарушение осанки | 6% | 35% | 30% |
Сколиоз | 1,3% | 4% | 5,3% |
Офтальмологические | 3,7% | 8,3% | 10,3% |
Инфекции | 1,6% | 2,6% | 1,6% |
Грипп, ОРВИ | 30% | 36% | 45% |
Среди причинно-следственных факторов, негативно влияющих на здоровье школьников, стоит отметить следующие:
-неблагоприятная социально-экономическая ситуация,
-экологическая напряженность,
-стрессовое напряжение в семье и школе,
-низкий уровень медицинской помощи, направленной, как правило, только на оказание экстренной и др.
В мировой практике существует множество определений понятия «здоровья». В Большой медицинской энциклопедии здоровье трактуется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. [1] Согласно же определению Всемирной организации здравоохранения «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».Из приведенных определений видно, что понятие «здоровье» отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. В связи с этим построение учебного процесса на здоровьесберегающих принципах особенно актуально. Радует тот факт, что наши педагоги, при планировании того или иного урока, особое внимание уделяют месту этого урока в расписании, степени сложности учебного материала, особенностям динамики работоспособности в различные периоды урока, учитывают фазы суточной и недельной кривой работоспособности; организуют учебно-воспитательный процесс с учетом наших индивидуальных особенностей, гигиенических условий обучения, а также стараются разнообразить методы и формы обучения.
В данное время и учитель, и ученик имеют творческую свободу и сегодня в тесном содружестве вольны строить процесс обучения, ориентируясь на свои совместные возможности и достижения в области культуры и науки.
4
На мой взгляд, одним из самых важных компонентов эффективного урока является благоприятный эмоциональный фон. Его создание возможно, в частности, благодаря позиции учителя не «над», а рядом с нами – учениками, введению самоконтроля и самооценки обучающихся, согласуемых с учителем, а также созданию совместных учебных пособий для работы на уроке и вне.
В формировании и развитии нравственного и духовного здоровья обучающихся важную роль играют и уроки русского языка.
2.2 По моему мнению, русский язык один из самых интересных школьных предметов, возможности которого поистине безграничны. Он развивает исследовательские и творческие навыки, помогает нам, обучающимся, осмыслить практическую значимость изучаемого предмета, полезность приобретаемых знаний и умений, создают благоприятные условия для развития навыков общения и совместной деятельности. А это, согласитесь, и есть психологический комфорт. В качестве продукта такой совместной деятельности я могу предложить вашему вниманию созданное в альянсе с учителем небольшое пособие по русскому языку для обучающихся по орфоэпии, которое помогает овладевать нормами ударения без особых затруднений, создавая при этом ситуацию успешности и, соответственно, психологическое благополучие. А для меня и моих одноклассников, обучающихся 11 класса, сегодня это очень важно, так как мы испытываем значительные психологические нагрузки: у нас предэкзаменационная пора. Итак,
«В ЛАБИРИНТАХ РУССКОГО УДАРЕНИЯ»
«Вольтер сказал, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, нежели другим».
Н. М. Карамзин
Вместо предисловия.
Сложность и прихотливость русского ударения широко известны. Пожалуй, ни одна другая область русского языка не вызывает столько ожесточенных споров, недоумений и колебаний. Правильная постановка ударения является необходимым признаком культурной, грамотной речи. Есть немало слов, произношение которых служит как бы лакмусовой бумажкой уровня речевой культуры.
Порой достаточно услышать от незнакомого человека неправильное ударение в слове, чтобы составить мнение о его образовании и степени общей культуры. Поэтому нет необходимости доказывать важность овладения правильным ударением в школе.
К сожалению, разделу «Орфоэпия» в школьном курсе русского языка уделяется мало времени, в каждом классе буквально несколько уроков, которые отводится в начале учебного года. В учебниках предлагается не более 2-4 упражнений с заданием поставить ударение, прочитать вслух, отметить особенности произнесения некоторых звуков – вот, пожалуй, и вся работа по орфоэпии.
При анализе учебников (Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др.,Русский язык, 5 класс; М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др., Русский язык, 6 класс; М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др., Русский язык, 7 класс; С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков и др., Русский язык, 8 класс; С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков и др., Русский язык, 9 класс;
5
А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова 10-11 класс) выяснила количество упражнений, в которых речь идет конкретно об ударении: 5 класс – 2, 6 класс-1, 7 класс-0, 8 класс-0, 9 класс-2, 10-11 класс – 5 упражнений, при этом только в учебниках 5, 6, 7 классов есть словарные статьи «Произноси правильно», в которых помещены 62, 68, 55 слов соответственно.
Подводя итог краткому обзору учебников русского языка с точки зрения наличия материала по орфоэпии, можно сделать следующие выводы:
- учебники намечают и реализуют практическое направление в обучении орфоэпии;
- работа эта планируется наряду с изучением основного курса русского языка;
- объем материала произведен с учетом частотности ошибок, однако объем лексического минимума является недостаточным;
- в учебниках не прослеживается система упражнений;
- предлагаемые задания единичны и малоэффективны.
Следовательно, работа по орфоэпии нуждается в совершенствовании.
Вместе с тем Федеральный компонент Образовательного Стандарта по русскому языку ориентирует учителя на то, чтобы он научил нас, детей, владеть различными нормами литературного языка (в том числе и орфоэпическими). Необходимость овладения орфоэпическими нормами заявлена и в основных требованиях к уровню подготовки выпускников. В экзаменационных тестах ЕГЭ 2010 г. по русскому языку с орфоэпическими нормами (произношением звуков, ударением) связано всего одно задание в части «А». Но если мы не будем систематически работать над произношением, то вряд ли добьемся хороших результатов.
Именно это и сподвигло нас на более подробное рассмотрение вопроса обучения нормам ударения в средней школе и создание пособия, которое бы способствовало ознакомлению ребят с теоретической частью курса «Русский язык. Орфоэпия», т.е. включало в себя собственно лингвистический материал, дающий представление о современной орфоэпии, а также содержало материалы для практических занятий. Предлагаемое пособие предназначено для учителей и учеников 5-11 классов средней общеобразовательной школы.
Главная цель пособия – помочь обучающимся повторить школьный курс раздела «Орфоэпия», овладеть навыками грамотного произношения и подготовиться к тестовым испытаниям при поступлении в вуз.
Пособие включает в себя 3 раздела: в первом идет речь об орфоэпии, как разделе русского языка, и дается представление о минимуме важнейших норм русского литературного ударения; во втором - предлагаются учебные задания по орфоэпии - это упражнения, разнообразные по форме и содержанию, многие из которых могут быть использованы не только на уроках, но и при внеклассной работе по предмету; в приложение вошел словарь, представляющий тот минимум, который содержит слова, вызывающие у школьников трудности в плане постановки ударения. Он создан на основании слов, заявленных в тестовых заданиях ЕГЭ по русскому языку 2008-2010 г., части «А». Предложенный минимум предназначен для коллективной и индивидуальной работы в классе и дома.
Подбор дидактического материала отвечает требованиям программы. В сборнике использовались упражнения и задания, учитывающие типичные ошибки учащихся.
Орфоэпия и ее практическое значение.
Литературному языку свойственны отличительные особенности, среди которых выделяется нормативный характер произношения и ударения.
6
Эти и другие нормы носят обязательный характер для каждого носителя языка, не зависимо от его социальной принадлежности, рода занятий, места жительства и других факторов. Отношение к нормам литературного ударения свидетельствует об общем культурном уровне носителя языка. Необходимость соблюдения норм устной речи объясняется коммуникативными и эстетическими факторами. Интенсивный процесс усвоения норм языка происходит в школе. «Отсюда понятна колоссальная государственная роль постановки родного языка в школе именно как предмета нормативного…
Если для общения людей необходим язык вообще, то для культурного общения необходим язык нормируемый», - мысль известного лингвиста А.М. Пешковского не потеряла своей актуальности и сегодня.
Орфоэпия, как самостоятельный раздел лингвистики, изучает «совокупность правил устной речи, обеспечивающих единство ее звукового оформления в соответствии с нормами национального языка, исторически выработавшимися и закрепившимися в литературном языке» (Р.И. Аванесов. Русское литературное произношение. Москва, 1984). Но вместе с тем ученые по-разному относятся к объему понятия «орфоэпия». Одни (А.Н.Гвоздев, М.В. Панов и др.) включают в это понятие только нормы произношения звуков и их сочетаний; другие же (Р.И.Аванесов, А.А. Реформатский и др.) определяют орфоэпию как совокупность норм произношения и ударения. Именно эта точка зрения, на мой взгляд, является для школы более приемлемой, так как произношение и ударение есть взаимосвязанные проявления устной речи.
Чтобы точнее представить предмет нашего разговора, необходимо обратиться к некоторым теоретическим сведениям.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
ОРФОЭПИЯ (от греч. orthos "правильный" и epos "речь"), правильное произношение. Слово орфоэпия употребляется в двух значениях: 1) система единых норм произношения и ударения в литературном языке; и 2) наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения и ударения, их обоснованием и установлением.
Понятие нормы.
Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) - это правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, правописания, словоупотребления, грамматики. Норма - это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений). Орфоэпические нормы называют также литературными произносительными нормами, так как они обслуживают литературный язык, т.е. язык, на котором говорят и пишут культурные люди. Литературный язык объединяет всех говорящих по-русски, он нужен для преодоления языковых различий между ними. А это значит, что у него должны быть строгие нормы: не только лексические – нормы употребления слов, не только грамматические, но и нормы орфоэпические.
7
Различия в произношении, как и другие языковые различия, мешают людям при общении, переключая их внимание с того, о чем говорится, на то, как говорится.
Норма ударения.
Выделение в устной речи какой-либо фонетической единицы с помощью свойственных языку фонетических средств называется ударением в широком смысле. В нашей речи различают три типа ударения: словесное, логическое и эмфатическое (от греч. emphasis – выразительность). Особый интерес для нас представляет ударение словесное.
Словесное ударение – это особое выделение одного из слогов слова. Ударение является обязательным признаком знаменательных слов. Что же касается служебных слов, они, так или иначе, объединяются со знаменательными словами, образуя единое фонетическое слово с одним ударением (на пол).
С точки зрения своей фонетической природы русское словесное ударение характеризуется тремя признаками:
1) ударный слог отличается большей длительностью, т.е. русское ударение является количественным;
2) ударный слог произносится с большей силой, поэтому русское ударение называется силовым, или динамическим;
3) в ударном слоге гласные русского языка произносятся наиболее ясно, тогда как в безударном положении они редуцируются, т.е. русское ударение имеет качественную характеристику.
Каждое самостоятельное слово имеет, как правило, одно ударение, но в некоторых сложных по морфологическому составу, больших по объему словах возможно и второе, побочное ударение. Они неравноценны: главное, основное ударение слоговое; побочное – слабее главного и обычно ставится впереди основного (море, аэропорты).
Словесное ударение является обязательным признаком слова. Слово опознаётся лишь при определенной постановке ударения. Ударение в русском языке очень своеобразно. Трудности при постановке ударения в словах русского языка часто имеют объективный характер. В чем же его специфика?
Рассмотрим подробнее.
Особенности русского ударения.
Первой особенностью русского ударения является то, что оно свободное, то есть не прикреплено к определенному слогу в слове. Оно может падать и на первый слог (город), и на второй (природа), и на третий (молоко) и т.д. Такое ударение называется также разноместным. В других языках ударение зачастую прикреплено во всех словах к определенному слогу. Например, во французском и турецком языках оно всегда падает на последний слог. Сравни французские слова: одеколон, эскимо, салют, дебют. В польском языке ударение всегда падает на предпоследний слог: Варшава, Освенцим, Краков, Познань. В чешском и венгерском языках оно всегда приходится на первый слог. Возьмем чешские слова: Прага, Карловы Вары, чехи и венгерские: Венгрия, Ференц Лист.
8
Второй особенностью русского ударения является его подвижность, то есть способность менять свое место в зависимости от формы слова.
Например: понять – понял – поняла;
сестра – сёстры;
стена – нет стены.
Такая вариативность и подвижность русского ударения создает определенные трудности при произношении не только для иностранцев, но и для русских людей. Очень часто возникают сомнения, как произносить то или иное слово. В этих случаях неоценимую помощь нам оказывают словари – орфоэпические, толковые, энциклопедические.
Третьей особенностью русского ударения является его изменчивость, которая выражается в том, что с течением времени ударение меняет свое место в слове и появляется новый вариант произношения. Например, раньше говорили: кладбище, эпиграф, музыка, призрак. Сейчас такое произношение считается неправильным. Но оно сохранилось в художественных произведениях. И мы можем встретить старое произношение в стихах Пушкина, Лермонтова, Некрасова, баснях Крылова и в произведениях других поэтов и писателей.
Сравни:
Гремит музыка полковая.
(А.Пушкин)
Вертит очками так и сяк.
(И.Крылов)
Ворон не жарят, не варят.
(И.Крылов)
А как же читать эти строчки нам, современным людям? Произносить их нужно по-старому, в соответствии с нормой XIX века, так как при изменении ударения на современный лад нарушаются размер и ритм стиха, исчезают его слаженность, гармоничность.
Причины изменения и колебания ударения.
В русском литературном языке нет универсальной причины изменения ударения. В сложном неустойчивом состоянии современного ударения обнаруживаются и отголоски распавшейся древней акцентологической системы, и следы конкуренции книжной церковнославянской риторики и исконно русской народной стихии. Картина современного ударения значительно осложняется вследствие взаимовлияния территориальных и социально – профессиональных диалектов, а также воздействия иноязычной среды и многоконтактности при заимствовании. В большей мере правы те исследователи, которые видят причины колебаний ударения именно в многоконтактности при процессе заимствования слов и попеременном воздействии иноязычных акцентологических моделей.
В качестве примера может выступить слово алкоголь. Это слово было заимствовано из немецкого языка в 18 веке с ударением на первом слоге. Но под влиянием модного французского языка акцент сместился на последний слог. Вариант алкоголь перестал соответствовать общелитературной норме, но в профессиональной речи медиков существует до сих пор.
Вариант компас тоже не изобретение моряков. Именно такая форма и соответствовала языку – источнику (итальянское compacco, они же в свое время заимствовали его в позднелатинском языке). Мобильность современного общества все более расшатывает в прошлом более прочную социальную закрепленность акцентных вариантов.
9
Совсем недавно всплеск эмоций общества был вызван некоторыми нововведениями. 1 сентября вступил в силу приказ № 195 Министерства образования и науки РФ от 8 июня 2009 г., определяющий список словарей, грамматик и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка, на основании которых слова договор и йогурт получили новое звучание. Здесь необходим небольшой комментарий.
Встречалось в словарях конца прошлого века и слово договор (с пометой «допустимое»). Корней Чуковский в книге «Живой как жизнь» предсказывал, что варианты договор, договора станут в будущем нормой литературного языка. Профессионализмы договор, договора пока допустимы лишь в разговорной речи, несмотря на то, что в орфографическом словаре из списка («Орфографический словарь русского языка» Б. З. Букчиной, И. К. Сазоновой, Л. К. Чельцовой) над словом договор стоят два равноправных апострофа. «Это опечатка, которая при ближайшем переиздании будет удалена», — пояснил руководитель культурно-просветительской программы «Словари XXI века» Константин Деревянко. Если же заглянуть в глубины происхождения этого слова, то договор - это то, о чем договорились, то есть соглашение. Договор же - это то, что было до сговора, то есть стороны еще вообще не общались! Изменяя ударения в этом слове, точнее допуская оба ударения, искажается смысловая основа этой лексемы.
Со словом йогурт произошла ещё большая путаница. Теперь можно говорить йогурт, пишут в СМИ. Всё с точностью до наоборот: теперь можно говорить йогурт! Слово это пришло к нам из переводов в 1980-ые годы через французское ударение. А продукт на российских прилавках появился в период бурного заимствования американизмов, поэтому об ударении на последний слог, типичном для французского языка, благополучно «забыли».
Кстати, говорят, что Лев Толстой и Владимир Набоков вкушали именно йогурт. В орфоэпическом словаре русского языка под редакцией Р.И.Аванесова, 1987 г., это слово тоже имеет ударение на втором слоге.
Что же касается поэтических вольностей в ударении, то это чаще всего отражение старых или диалектных, а также социально – профессиональных акцентов. Современные поэты разрешают себе вольное обращение с ударением не по требованию ритма или рифмы (кстати, это самое распространенное заблуждение), а именно по названным причинам или для исторической стилизации. Помимо вышеназванных факторов существует еще и причина внутреннего характера – аналогия. (Пример: Страдательные причастия. Ударение в словах женского рода уподобляем всем остальным. Продан, продано, проданы, но продана. Говорим же порой продана).
Основные тенденции колебания ударения у существительных.
1) Существительные м.р. на –лог, называющие неодушевленные предметы, имеют ударение на последнем слоге: эпилог, каталог, некролог, но аналог, а называющие лиц по роду занятий – на средней части слов: физиолог, антрополог.
2) Приставочные существительные чаще имеют ударение на приставке: засуха, отзыв, отсвет, заговор, но: договор, приговор.
3) Сложные существительные с частью –провод имеют ударение на последнем слоге: трубопровод, нефтепровод.
4) Существительные ж.р. на –ота: А)ударение на окончании, если они образованы от прилагательного: глухота, слепота, немота; Б) ударение на основе, если образованы от глагола: ломота, дремота, зевота.
5) Заимствованные из французского языка слова сохраняют ударение на последнем слоге: шофёр, квартал, партер, жалюзи.
10
Изменение ударения у прилагательного.
1) У полных прилагательных есть тенденция к перемещению ударения на суффикс или окончание: тигровый, заводской, оптовый, но: сливовый, грушевый.
2) В прилагательных с суффиксом –ист- ударение перемещается на этот суффикс: бархатистый, каменистый, но наваристый, сосудистый.
3) В кратких прилагательных ударение падает на окончание у прилагательных ж.р., в других формах – на основу: боек, бойка, бойко, бойки. То же самое в кратких формах страдательных причастий: принят – принята и глагольных формах прошедшего времени: брал – брала – брали.
Колебание ударения у глаголов.
1) У глаголов на –еть ударение падает на суффикс: лиловеть, багроветь, , но плесневеть.
2) В неопределенных формах на –ить ударение тоже падает на суффикс: облегчить, углубить, подбодрить.
3) Глаголы на –ировать. У части глаголов остается исконное ударение: копировать, форсировать, но: костюмировать, пломбировать, газировать, гравировать.
4) У страдательных причастий прошедшего времени с суффиксом –енн ударение на суффиксе: углублённый, облегчённый, новорождённый.
5) В личных формах глаголов в процессе развития языка произошло перемещение ударения с окончания на корень: варит, дарит, грузит, но: звонит, облегчит, включит.
6) У возвратных глаголов варианты: взялся – взялся, родился – родился,
Как видим, ударение представляет собой достаточную сложность, но все же здесь установлены регулярные тенденции и достаточно отчетливые закономерности, что облегчает освоение этого трудного раздела русского языка.
Что же именно вызывает наибольшее затруднение у учеников при выборе места ударения в тех или иных словах?
Рассмотрим типичные ошибки. Наибольшую трудность, как у учеников, так и у других носителей, языка вызывает выбор места ударения в словах, в которых оно характеризуется подвижностью. Меньше ошибок выявляется в словах с фиксированным ударением. Такие выводы были сделаны после проведенного мною небольшого исследования, в котором приняли участие 47 человек, ребята 6-а, 7-б, 11-а классов. Вот о чем говорят результаты.
11
Знание типичных ошибок и их причин помогает определить задачи обучения русскому литературному произношению и ударению. Вот, пожалуй, главные из них:
- формировать и развивать способности фиксировать внимание на фонетических особенностях звучащей речи, а также анализировать ее с точки зрения соблюдения норм литературного языка;
- вести систематическую и целенаправленную работу по формированию орфоэпических умений и навыков на основе соответствующих знаний;
- развивать у школьников языковой вкус и чутье.
Результаты в обучении во многом определяются тем, какие упражнения и насколько регулярно проводит учитель. Упражнения должны проводиться планомерно, систематически, параллельно с изучаемыми разделами и темами курса русского языка. Какие же виды упражнений целесообразно проводить по орфоэпии?
Виды упражнений по орфоэпии.
1.Орфоэпический разбор слова. (Его цель в развитии речевого слуха учащихся, выработке умения слышать звучащее слово).
2.Упражнения, предполагающие знание учащимися наиболее важных норм ударения. (Цель - создать условия для осознанного усвоения норм орфоэпии).
Пример: Прочитайте, соблюдая правильное ударение в выделенных словах. В каком из них ударение переместилось со второго слога в начальной форме на третий слог?
Огня горячее и тверже стали
Отважных бойцов сердца.
А.Сурков
3. Упражнения, вырабатывающие умение воспроизводить слова правильно, с учетом орфоэпических помет. (Цель – научить школьников грамотно читать написанное).
Пример: Прочитайте, соблюдая правильное ударение. Перемещается ли оно при образовании деепричастий по сравнению с глаголами?
Начать – начав, передать – передав, понять – поняв.
4. Упражнения с предварительной орфоэпической подготовкой, осуществляемой самими учениками. (Предусматривают обозначение ударения перед чтением в словах, вызывающих затруднение).
Пример: Прочитайте вслух. Почему форма мужского рода прошедшего времени некоторых глаголов в упражнении отсутствует?
Ждать – ждала, ждало, ждали; задать – задал, задала, задало.
5. Упражнения, вырабатывающие умение по рифме и ритму стихов определять место ударения в рифмующихся словах.
12
Пример: В каких словах произношение, а в каких - ударение определяются рифмой и ритмом стиха? Прочти вслух с соблюдением норм орфоэпии.
Только сел печник в гостиной,
Только на пол свой мешок –
Вдруг шаги, и дом пустынный
Ожил весь, и на порог –
Сам, такой же, тот прохожий…
А. Твардовский
6.Упражнения, показывающие смыслоразличительную функцию русского ударения.
Пример: Найдите омонимы. Чем они различаются в значении? Сделайте вывод о роли ударения.
Скорей, сестра, на рыб взгляни.
Попались на крючок они!
В ведерко руку окуни,
Не бойся, это окуни.
Я. Козловский
7. Упражнения, вырабатывающие умение фиксировать и исправлять произносительные ошибки в чужой речи.
Пример: Укажите слово, в котором допущена произносительная ошибка. Произнесите его правильно.
Хожу – брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
Помимо упражнений обучающимся полезно предложить памятку «Говори правильно» и попросить соблюдать ее положения. (См. Приложение)
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
1. Ударение как средство смыслового различения слов. Прочти тексты, ответь на предложенные вопросы.
Единственный в городе орган.
Однажды первоклассник Петя открыл газету и прочитал: «Недавно в город Ярославль приехали немецкие специалисты, чтобы отремонтировать единственный в городе орган. Скоро он снова будет радовать жителей Ярославля своим великолепным звучанием. Особенно рада этому хозяйка органа – заслуженная артистка Российской Федерации Л.Шишханова». Петя очень удивился. «Мама, – спросил он. – Почему во всем Ярославле только один орган?
13
Ведь орган есть у каждого человека, и не один. И какой орган вылечили – сердце? почки? Какая-то странная заметка!» Мама рассмеялась и сказала: «Петя, ты перепутал два похожих, но разных по смыслу слова».
Какие же слова спутал Петя? Почему возникла эта путаница?
Странные подарки.
Первого сентября Артем проснулся рано. Но мамы уже не было, она ушла на работу. На столе лежала записка: «Артем! Возьми гвоздики и подари их твоему любимому учителю по техническому труду, а ирис – твоему классному руководителю Ольге Константиновне». Артем взял большие гвозди, конфеты ириски и пошел в школу. Гвозди он торжественно вручил учителю труда, а ириски – классному руководителю. Они недоуменно переглянулись. «В чем дело, Артем?» – спросили они.
Что перепутал Артем?
Непонятное слово.
Учительница написала Ане в дневник: «Не забудь принести на урок атлас». Аня нашла дома атласный материал и принесла его в школу. На уроке учительница Галина Александровна сказала: «А теперь откройте ваши атласы и найдите в них Африку и Америку». Аня очень удивилась: «Какая Африка? Какая Америка? У меня материал однотонный». Она оглянулась, посмотрела на других ребят – и все поняла...
Что поняла Аня?
2. Знак ударения в письменном тексте обычно не ставится. Почему же он поставлен в данных предложениях?
1. Я приехал в Москву, плачу и плачу. (П.Вяземский) 2. Что это тут, духи или духи? (Л.Н. Толстой) 3. Дела в приказе Большого дворца было много, и дела путаные. (А.Н. Толстой)
4. И чувства и мысли так и остаются не столько несказанные, сколько несказанные. (А.Эфрон)
3. Прочитайте отрывки из стихотворений русских поэтов XIX века. Как вы думаете, не является ли ошибочным ударение в выделенных словах? Неужели Пушкин, Крылов и Некрасов ошибались? Можно ли исправить текст?
И долго с бурными волнами
Боролся опытный гребец.
А.Пушкин
Воротись, дурачина, ты к рыбке:
Поклонись ей, выпроси уж избу.
А.Пушкин
14
Зубастой Щуке в мысль пришло
За кошачье приняться ремесло.
И.Крылов
Мы, старики, уж нынче не танцуем,
Музыки гром не призывает нас.
А.Пушкин
Известно, что слоны в диковинку у нас –
Так за слоном толпы зевак ходили.
И.Крылов
4. В приведенных ниже парах слов одно слово является по своему произношению устаревшим. Найдите такие устаревшие слова.
кладбище – кладбище
ножны – ножны
удалой – удалый
безудержный – безудержный
случай – случай
паспорт – паспорт
библиотека – библиотека
жаворонок – жаворонок.
5. Прочитайте слова, придерживаясь норм современного литературного произношения. Укажите допустимые варианты. Обратите внимание на омографы, определите их значение.
Августовский, агент, агентство, агрономия, адекватный, алкоголь, алфавит, аналог, анатом, аноним, апартаменты, арбуз, арест, астроном, атлас, атлет, аристократия, асбест, аффикс.
Баловать, балованный, баллотироваться, бахчевой, безудержный, без умолку, бензопровод, баржа, библиотека, библиограф, вкусные блюда, большие блага, буржуазия, бутыль, боа, бомбардировать, броня, будничный, бунгало, бюрократия.
Верба, ворота, ватерлиния, ваяние, вероисповедание, ветеринария, взашей, видение, взяла,
включит, включим, вклинить, во-первых, воры, ворожея, волки, вперегонки, втридорога, вьюга, высококвалифицированный.
Газировать, газопровод, газированный, глазировать, глазированный, главенство, гастрономия, гегемония, геодезия, госпитальный, гофрированный, губчатый.
Давящий, датировать, далеко, двоюродный, делящий, дефис, де-юре, дедовский, диалог, дискант, диспансер, договор, добыча, документ, донельзя, на доску, дотемна, дочиста, драматургия, древко, длин-
нота, дремота.
Евангелие, евровидение, епитимья, еретик.
Жаворонок, жалюзи, жизнеобеспечение.
Забелённый, забронировать, завидно, закупорить, замкнутый, заплесневелый, запломбированный, запломбировать, заржаветь, засуха, звонить, затемно, злоба, значимость, засучить, заголовок, зубчатый.
15
Изобретение, идучи, избалованный, избаловать, изредка, иконопись, иначе, индустрия, инструмент, ирис, искра, искус, искристый, испокон, исчерпать.
Камбала, каталог, катастрофа, каучук, квартал, кедровый, километр,
киоскер, кирзовый, кирка, климат, клинопись, кладовая, коклюш, колледж, колос, колосс, комкать, конура, корысть, крамола.
Ломоть, лоскут.
Магазин, маляр, мальчиковый, мастерски, медикаменты, мельком, металлургия, мизерный, минусовый, мускулистый, молодежь.
Набело, наверх, наголо, наготове, надвое, наискось, намерение, наотмашь, начать, начавший, начатый, некролог, ненависть, неподалеку, несессер, нормировать, нормированный.
Обеспечение, обетованный, облегчить, обнаружение, ободрить, поострить, оброненный, община, огулом, одолжить, озорничать, окислить, огниво, отбыв, оптовый, опериться, осведомить, откупорить, откупоренный, отщепенец, очистной.
Памятуя, папирус, паралич, партер, пасквиль, пахота, переданный, петля, плесневеть, пломбировать, пломбированный, подбодрить, подзаголовок, подростковый, поедом, полынья, постамент, понять, поняв, понявший, поняла, премировать, приговор, прибыть, прибывший, приданое, принять, принявший, принудить, прирост, принцип, приободренный, произведенный, простыня, процент, прожитый, пролитый, проясниться, псевдоним, пепелище, похороны, призывник.
Разомкнутый, раскупорить, револьвер, ретироваться, ремень, ржаветь, русло, роман.
Саван, сажень, сантиметр, сдвоить, селище, сироты, силос, случай, соболезнование, совестливый, согнутый, сосредоточенный, сосредоточить, средства, статус, статут, статуя, стенопись, столяр, судно, вскладчину.
Таможня, тандем, творог, терпящий, теплиться, тефтели, тигровый, тирания, торос, туфля, туча.
Рвать траву, тягота.
Убранство, убыть, убывший, углубить, угля, угольный, угорь, удила, украинский, умерший, упрочить, упрочение, усугубить, ушко.
Факсимиле, фарфор, феномен, фетиш, фигляр, филантропия, филолог, философ, формировать.
Ханжество, хаос, характерный, хлопок, хирургия, ходатайство, хозяева, христианин, хронометр, хлопковый.
Цемент, цементный, центнер, цыган.
Чардаш, черпать, чирей.
Шасси, шоферский.
Щавель, щеголь, щегол, щемит, щепа.
Экзальтированный, экипировать, эллину, эксперт, эпилепсия.
Юдоль, юриспруденция.
Ягодица, ярем.
6. Прочитайте незаконченные тексты. Ответьте на вопросы. Придумайте концовки текстов.
а) Эту историю рассказал известный русский ученый-лингвист Р.А. Будагов:
«Как-то я слушал по радио передачу для детей «В мире животных». Научный сотрудник Московского зоопарка интересно и увлекательно рассказывал о том, как у медведицы в неволе родились медвежата и какие они забавные. И вдруг прозвучало: «Новорожденные чувствуют себя хорошо». Я выключил радио. И все из-за того, что...»
16
Почему же выключил радио известный ученый?
б) А вот какой случай привел ученый Р.А. Будагов из собственной практики:
«Читая лекцию о культуре языка в подготовленной аудитории, я неожиданно для самого себя поставил неправильное ударение в слове принявший и сейчас же заметил насмешливые огоньки в глазах моих слушателей – «ишь, поучает, а сам...». Я почувствовал, что потеряю внимание и доверие аудитории, если не исправлю ошибку. Пришлось извиняться и повторить предложение с правильным ударением: принявший».
С каким ударением произнес слово принявший известный ученый во второй раз, то есть правильно?
Подсказка
К 1-му тексту:
А все из-за того, что ударение в первом слове было поставлено неправильно. Вспомним Максима Горького – «рождённый ползать летать не может». Ударение остается на том же слоге и в слове новорождённый.
Ко 2-му тексту:
Правильно говорить принявший.
7. Прочитайте стихотворный фельетон В.Масса и Н.Червинского. Выпишите выделенные слова, поставьте правильные ударения. Какое впечатление произвел на вас человек, изображенный в фельетоне?
Между прочим
Говорил он, между прочим,
«Красивее», «Мы так хочем»,
«Досуг, шофер, процент, заем,
Квартал, портфель, билютень»,
«Поверх плана выполняем»,
«Агент звонит целый день».
Мой дядя выяснял лет сорок
И все же выяснить не мог,
Как говорить вернее: творог,
А может, правильней – творог?!
И как-то он в молочной лавке
Его увидел на прилавке, –
Лицо, как роза, расцвело,
Решил купить он полкило.
Но тотчас, на прилавок глядя,
Опять задумался мой дядя:
«Ведь, вероятно, он недорог,
Пойдет в ватрушку и в пирог...
А как спросить: «Почем творог?
17
А может, правильнее творог?».
Задачу эту смог решить
Мой дядя, лишь дойдя до кассы,
Сказав: «Прошу вас получить
За полкило творожной массы».
Кассирша мало разбиралась
В местоименьях, падеже.
И так сказала: «Не осталось!
Она распродата уже!».
В.Громов
Ответ. В разговорно-бытовой речи допустим и тот, и другой вариант произношения слова творог. Но в соответствии со строгими литературными нормами лучше говорить творог. А кассирша должна была сказать распродана.
9. Правильно поставить ударение в слове помогают поэтические тексты, где нужное ударение подсказывает рифма. Прочитайте отрывки из стихотворений и определите ударение в выделенных словах.
В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала...
А.Пушкин
Вот у Коли, например,
Мама – милиционер.
А у Толи и у Веры
Обе мамы – инженеры.
А.Барто
Стоит девочкам начать,
Дай им только волю, –
Будут целый день качать
И баюкать Лелю.
А.Барто
И как отрадно было видеть нам,
Когда наш лен – на всем своем массиве, –
Приподнятый, выравнивался сам
И день за днем все делался
красивей.
М.Исаковский
Зарецкий наш и честный малый
Вступили в важный договор,
Враги стоят, потупя взор.
А.Пушкин
18
Погиб! К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
М.Лермонтов
Рассказ школьного портфеля
Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не «коридор», а «колидор».
«Дилектор входит в кабинет...»
«Закрыт магазин на обед...»
«Хозяйка моет стаканы...»
«Секёт свеклу...»
«Пекёт блины...»
И до меня дошел черёд:
Портфель он «портфелем» зовет.
Но мне не зря «Родную речь»
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя:
Пусть и его зовут Петя.
– Петя! – несется со двора. –
Тебе домой идти пора!
– Не трогай малыша, Петя!
Ведь ты большой, а он дитя!
«Петя» обижен на ребят:
– Скажите, в чем я виноват?
Я не ругался, не грубил
И никого не оскорбил,
За что же среди бела дня
Отняли имя у меня?
Ю.Тимянский
10. Обратите внимание на ударения в выделенных словах. Выучите наизусть это стихотворение.
Выполняя договоры,
Инженеры и шофёры,
Столяры и маляры –
Потрудились все на славу,
Чтоб за месяцы зимы
Возвести домов кварталы.
11. Вставьте вместо точек слова, расставляя ударения. А поможет вам в этом рифма.
19
Самолетом правит летчик.
Трактор водит тракторист.
Электричку – машинист.
Стены выкрасил ... .
Доску выстругал ... .
В доме свет провел ... .
В шахте трудится ... .
В жаркой кузнице ... .
Кто все знает – ... !
А.Шибаев
12. Отгадай загадки
Запоминать слова с правильно поставленным ударением помогают загадки. Например, такие:
Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный ... .
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все ... .
13. Есть в русском языке слова, в произношении которых многие делают ошибки. Выучить их вам помогут рифмующиеся слова. Прочитайте и запомните слова в парах и тройках.
договор – приговор – разговор
каталог – диалог – некролог
шофёр – монтёр
облегчить – полечить
звонит – говорит
столяр – маляр
документ – инструмент – медикамент
портфель – щавель
средства для детства
14. Распределите слова в три столбика: в первый – слова с ударением на первом слоге; во второй – слова с ударением на втором слоге; в третий – с ударением на третьем слоге.
20
километр | медикаменты |
15. Соревнование на лучшего диктора. Расставьте в словах ударения.
Алфавит, арест, диалог, документ, каталог, квартал, километр, комбайнер, магазин, медикаменты, мельком, морковь, призыв, портфель, процент, случай, столяр, свекла, цемент, шофер, щавель, молодежь, звонить, ремень.
16.Поставьте правильно ударение.
Туфля, доцент, свекла, эксперт, процент, танцовщица, бармен, мышление, менеджер, оптовый, цыган, жалюзи, каталог, огниво, роженица, корысть, приговор, благовест, сегмент, ядрица, феномен, мизантроп, еретик, знамение, заговор, агент, досуг, невролог, молох, портфель, пуловер, рефлексия, астролог, астроном, инструмент, магазин, купина, приговор, ограничение.
17.Выберите правильный вариант
Арáхис Арахис
Дόгмат Догмáт
Фόртель Фортéль
Фόрзац Форзáц
Эпиграф Эпигрáф
Кéтчуп Кетчуп
Кόлледж Коллéдж
Кόклюш Коклюш
Щáвель Щавéль
Пасквиль Пáсквиль
Генезис Генезис
Менеджер Менеджер
Фетиш Фетиш
Безудержный Безудéржный
Каталог Катáлог
Украинский Укрáинский
Отрόчество όтрочество
21
Ходáтайство Ходатáйство
Нáдолго Надόлго
18. Поставьте правильно ударение в существительных мужского рода.
Алкоголь, алфавит, безмен, досуг, дефис, доллар, квартал, инсульт, коклюш, партер, нарост, портфель, триптих.
19. Поставьте правильно ударение в существительных женского рода.
Злоба, искра, камбала, курага, дремота, зевота, ломота, немота, тошнота, свекла, щеколда, щиколотка, бюрократия, флюорография.
20. Поставьте правильно ударение в существительных среднего рода.
Возвеличение, захоронение, озвучение, квашение, обеспечение, сосредоточение, упрочение.
21. Поставьте правильно ударение в наречиях.
Донага, донельзя, завидно, мастерски, задолго, искони, издавна, исподволь, наотмашь, наискось, отчасти, щегольски, назло, мельком.
22. Проверьте, совпадает ли место ударения в каждой группе слов.
бензопровод гусляр диалог ремень документ
водопровод дояр монолог ревень инструмент
газопровод столяр каталог щавель доцент
мусоропровод маляр невролог процент
нефтепровод эпилог цемент
теплопровод
трубопровод
23. Поставьте правильно ударение в прилагательных.
Айвовый, альтовый, атомный, гладильная, грушевый, домовая, зубчатый, каталожный, кухонный, оптовый, сливовый, суповой, августовский, грошовый.
24. Поставьте правильно ударение. Объясните перемещение ударения в случае наиболее частотных ошибок.
Дояр, столяр, загиб, кремень, партер, эксперт, слепень, визирь, каучук, деспот, договор, алкоголь, квартал.
25. Определите, какие акцентологические ошибки типичны при употреблении приведенных групп слов. Поставьте ударение, произнесите правильно.
а) столяр, щавель, созыв, ревень, досуг, безмен, сабо, доцент;
б) туфля, злоба, пройма, свекла, статуя;
22
в) кедровый, сливовый, украинский, губчатый, пиковый, козырной, оптовый;
г) присовокупить, облегчить, углубить, запломбировать.
26. Разделите слова на три группы: с ударением на первом слоге, с ударением на втором слоге и с ударением на третьем слоге.
Угольщик, браковщик, чистильщик, бунтовщик, обувщик, горлица, гусеница, дьяволица, карлица, перекупщик, страховщик, кислица, танцовщица, роженица, ядрица, часовщик, баловница.
27. Определите место ударения в словах.
Аноним, аргумент, арест, бармен, благовест, блудница, бюрократия, вероисповедания, вечеря, взапуски, втридорога, газопровод, гражданство, диспансер, догмат, договор, донельзя, досыта, дотронуться, доцент, еретик, жалюзи, завидно, запломбировать, знамение, издревле, иконопись, иначе, инсульт, искони, исстари, изобретение, каталог, квартал, корысть, мельком, назло, наискось, наотмашь, начать, невролог, новорожденный, облегчить, ободрить, оптовый, понял, принудить, принять, псевдоним, процент, премировать, пуловер, созыв, столяр, танцовщица, туфля, углубить, ходатайство, христианин, щавель, эксперт.
28. Расставьте ударения в следующих словах:
Колледж, феномен, кулинария, диспансер, газопровод, баловать, договор, премировать, обеспечение, осведомить, начал, начала, начавший, звонит, углубленный
29. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
красивЕе
мусоропрОвод
апОстроф
ходАтайство
изогнУтый
премировАть
сливОвый
тотчАс
сорвАла
донИзу
углУбить
кУхонный
зАвидно
сЫта
прИнят
отогнАла
килОметр
кладОвая
отобралА
без инструктажА
обеспечЕние
дозировАть
23
30. Учитывая значения слов, расставьте ударения.
Авансировать, автократия, адюльтер, акрополь, актированный, альтовый, апостроф, асимметрия, аскет, базилик, бармен, без толку, благоволить, бойница, бряцать, бутыль, снег валит, востоковедение, вертел, упустить из виду, скрыться из вида, втридорога, генезис, гладильный, глаженье, губчатый, девичий, донага, досыта, дотемна, едучи, заиндевевший, законнорожденный, закупоривание, замковый, заморенный, запах, запорошенный, запыленный, засоленный, засоренный, заткнутый, знамение, знахарка, избаловать, индиго, индустрия, исковое заявление, искриться, исподволь, каучуковый, ластовица, ледник, лечащий, логовище, ломота, маклер, мессия, молящийся, намерение, настороже, настороженный, омоложенный, опошленный, осведомиться, оседланный, оседлый, острота, осужденный, отгул, откуп, отжим, отпрыск, отроду, жить на отшибе, панегирик, паралич, пеня, перетекший, пиала, пиковый, постриг, прадед, премировать, приближенный, приговор, призыв.
31. Образуйте краткие формы от следующих прилагательных и причастий. Прочитайте их, соблюдая орфоэпические нормы и учитывая значения многозначных слов.
Образец: бедный – беден, бедна, бедно, бедны.
Белый, бледный, бойкий, босой, важный, вдохновленный, ввезенный, великий, верный, внесенный, взятый, измененный, включить, вкусный, вольный, врученный, гибкий, глупый, глухой, голодный, гордый, горький, дешевый, длинный, заглушенный, заданный, залитый, изданный, короткий, ловкий, меткий, нанятый, добрый, неправый, точный, чистый, оздоровленный, острый, поднятый, приближенный, сложенный, целый.
32. Слово алфавит происходит от названия двух греческих букв «альфа» + «вита». Ударение всегда падает на звук И. Просклоняй слово алфавит, соблюдая правильное ударение.
33. Поставь ударения.
Карточка №1
Углубить, торты, щавель, завидно, прибывший, дозировать, кухонный, свекла, жалюзи, клала, расположился, завсегдатай, красивее, оптовый, сливовый, агент, звонит, алфавит, аэропорты, бралась, банты, бороду, верба, верна, взяла, гнала, гналась, гражданство, давнишний, диспансер, добела, еретик, ждала, жилось, загнутый, загодя, иксы, имперский, километр, клеить, лгала, лекторы, местностей, молящий, наверх, наврала, обеспечение, обзвонит, партер, перелила, плодоносить, рвала, сверлит, сироты, таможня, тотчас, убрала, цемент, центнер, цепочка, черпать, шарфы, щемит, эксперт.
Карточка № 2
Углубить, торты, щавель, завидно, прибывший, дозировать, кухонный, свекла, жалюзи, клала, расположился, завсегдатай, красивее, оптовый, сливовый, агент,
24
звонит, намерение, каталог, облегчить, приняли, положить, ходатайство, брала, клялась, отрочество, созыв, форзац, дефис, мизер, баловаться, вероисповедание, включен, включит, включим, вручит, доверху, донельзя, донизу, досуг, закупорить, каталог, квартал, мозаичный, мусоропровод.
Карточка №3
Давнишний, диспансер, добела, еретик, жалюзи, ждала, жилось, загнутый, загодя, иксы, имперский, километр, клеить, лгала, лекторы, местностей, молящий, наверх, наврала, обеспечение, обзвонит, партер, перелила, плодоносить, рвала, сверлит, сироты, таможня, тотчас, убрала, цемент, центнер, цепочка, черпать, шарфы, щемит, эксперт, отрочество, созыв, форзац, дефис, мизер, баловаться, вероисповедание, включен, включит, включим, вручит, доверху, донельзя, донизу, досуг, закупорить, каталог, квартал, мозаичный, мусоропровод, углубить, торты, щавель, завидно, прибывший, дозировать, кухонный, свекла, жалюзи, клала, расположился, завсегдатай, красивее, оптовый, сливовый, агент, звонит, алфавит, аэропорты, бралась, банты, бороду, верба, верна, взяла, гнала, гналась, гражданство.
Карточка №4
Добела, молящий, обеспечение, сироты, доверху, донельзя, закупорить, донизу, завидно, прибывший, завсегдатай, бухгалтеров, включишь, влилась, вовремя, добрала, добралась, довезенный, занял, заняла, заняло, избалованный, инстинкт, исключит, исстари, конусы, конусов, кормящий, корысть, лила, лилась, наделит, надолго, надорвалась, облегчит, облилась, обнялась, повторенный, поделенный, подняв, позвала, сняла, снята, согнутый, убыстрить, укрепит, шофер, щелкать
.
34. Ответь на предложенные вопросы.
1) Что такое словесное ударение?
2) В чем заключаются особенности русского словесного ударения?
35. Составьте словосочетания с данными парами слов, обращая внимание на различное ударение.
Временный – временной, языковой – языковый, мелочный – мелочной, окружный – окружной, видение – видение, клубы – клубы, мокрота – мокрота.
36. Прочитайте словосочетания, обращая внимание на правильную постановку ударения.
Подать ходатайство на гербовой бумаге, стала ещё красивее, огромные банты, сотрудники будут премированы, заключим договор, одолевала зевота, давнишний каталог, английская аристократия, средства воротятся, развитие логического мышления.
37. Прочитайте слова, обращая внимание на их ударение и значение. Для каждого из данных слов подберите омоним.
Мука, замок, атлас, хлопок, вертел, пропасть, орган.
25
38. Выразительно прочитайте отрывки, правильно расставляя ударения. Найдите омонимы. Чем они отличаются по значению? А по произношению? Сделайте вывод о роли ударения
Облака уже красны,
Смотрят сосны:
Лихо прыгают козлы
Через козлы.
Крикнул филин: «Я сего
Не одобрю дела.
Ну-ка, марш, козлы, в село,
Солнце село».
Я. Козловский
39. Прочти, укажи слова, имеющие варианты ударений.
И, вдруг он понял: вот с кем он прожил
Все эти годы странствий и обманов.
Вот чьи он фотографии возил
На дне пустых дорожных чемоданов.
(К.Симонов)
Он прожил жизнь, не
разъезжал по свету,
Не знал он, где кончался
Брянский лес / /
прожил-прожил
40. Орфоэпический диктант.
(Показать рисунки. По значению слова дети должны определить местоположение ударения и верно назвать этот предмет).
Козлы – козлы замок – замок
полки – полки атлас-атлас
41. Игра ”Проверь себя”.
(Показать карточку: с одной стороны – слово без ударения; с другой стороны – это же слово с поставленным знаком ударения.)
Сутолока, каталог, библиотека, цыган, средство, документ, фарфор, жаворонок, километр, ненависть, случай, столяр, магазин, процент.
42. Произведите орфоэпический разбор слов аттракцион, фильмотека, медиатека. Просклоняйте слово монтаж. Какое ударение в этом существительном: подвижное или неподвижное?
26
43.Понаблюдайте за речью окружающих вас людей. Какие орфоэпические ошибки вы заметили? Поделитесь своими наблюдениями, приводя конкретные примеры.
44. В словаре «Говори правильно» найдите слова, которые вы произносите не так, как там рекомендовано. Произнеси их правильно несколько раз. Вспомните соответствующее орфоэпическое правило, если оно есть.
45. Подбери из учебника литературы два отрывка, стихотворный и прозаический, в которых есть «трудные» с точки зрения ударения слова. Прочитайте их правильно и выразительно. Какой из них тебе легче было читать, прчему?
46. По ритму стиха определите, как произносится слово комбайнер. Может ли оно звучать иначе? Проверьте по словарю.
Комбайнер жатвою пропах.
Он раньше птиц на старте.
Могучий полевой размах
Вошел в его характер.
Е.Шевелева
Допустимо комбайнер и комбайнёр
47. Вопросы для обобщающего повторения.
27
ГЛАВА III
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Направления работы по орфоэпии многообразны, а ее объем весьма велик. Право на самостоятельность обеспечивают учителю программа и устав школы. Пособие учитывает творческую свободу учителя и его учеников, их возможность в конкретных условиях действовать по-своему. Оно будет способствовать методическому развитию учителя, росту его педагогического мастерства, повышению интереса учеников в изучении русского языка, а также способствует ситуации успеха на уроке, соответственно сохранению здоровья и благоприятного психологического климата на уроке и вне. Это подтверждают и данные, полученные при анкетировании. Из 15 старшеклассников испытывали страх и неуверенность при выполнении подобных заданий 12 человек (по итогам 2008-2009 уч. года), сегодня же в связи с наличием комплекса упражнений по орфоэпии и системы работы по данному пособию таких ребят осталось лишь 3 (по итогам 2009-2010 уч. года) .
Русский язык является одной из приоритетных школьных дисциплин в вопросах овладения знаниями о здоровье и здоровом образе жизни; формирование ценностных ориентаций на сбережение здоровья, трудоспособности в течение всей жизни; развитие социально значимых качеств личности. Здоровьесберегающие аспекты содержания образования строятся на принципах целостности и системности, доступности и наглядности, валеологизации и интеграции.
Не стоит забывать высказывание древнегреческого мудреца, Сократа, который говорил о том, что «есть только одно благо – здоровье, и только одно зло – невежество».
28
ГЛАВА IV
ПРИЛОЖЕНИЕ
4.1 Материалы по орфоэпии из части А тестов ЕГЭ 2008-2010г.
А: агЕнт, алфавИт, аэропОрты;
Б: балОванный, баловАть, балУясь, бАнты, бОроду, бралА, бралАсь, бухгАлтеров;
В: вЕрба, вернА, вероисповЕдание, взялА, взялАсь, включЁн, включЁнный, включИм, включИт, включИшь, влилАсь, вОвремя, ворвалАсь, воспринялА, воссоздалА, вручИт;
Г: гналА, гналАсь, граждАнство;
Д: давнИшний, дефИс, диспансЕр, добелА, добралА, добралАсь, довезЁнный, дОверху, договорЁнность, дождалАсь, дозвонИться, дозвонЯтся, дозИровать, докраснА, докумЕнт, донЕльзя, дОнизу, досУг, дОсуха;
Е: еретИк;
Ж: жалюзИ, ждалА, жилОсь;
З: завИдно, зАгнутый, зАгодя, закУпорив, зАнял, занялА, зАняло, занятА, зАнятый, заселЁн, запертА, зАтемно, звалА, звонИм, звонИт, звонИшь, знАчимость, знАчимый, зимОвщик, зАсветло;
И: избалОванный, Иксы, импЕрский, инстИнкт, исключИт, Исстари, исчЕрпать;
К: каталОг, квартАл, киломЕтр, клАла, клЕить, кОнусы, кОнусов, кормЯщий, корЫсть, крАлась, крАны, красИвее, красИвейший, кремЕнь, кренИться, кровоточАщий, кровоточИть, кУхонный;
Л: лгалА, лЕкторы, лЕкторов, лилА, лилАсь, ловкА, лыжнЯ;
М: мЕстностей, мозаИчный, молЯщий, мусоропровОд;
Н: навЕрх, навралА, наделИт, надОлго, надорвалАсь, нажИвший, нажитА, нажИлся, назвалАсь, накренИт, налилИ, налИвший, налитА, намЕрение, нанЯвшийся, нарвалА, нарОст, насорИт, нАчал, началА, нАчали, начАв, начАвший, начАвшись, нАчатый, начАть, нАчатые, нЕдруг, нЕдуг, некролОг, нЕнависть, ненадОлго, низведЁн, нОвости, новостЕй, нОгтя;
О: обеспЕчение, обзвонИт, облегчИт, облегчИть, облилАсь, обнялАсь, обогналА, ободралА, ободрИть, ободрЁнный, ободрЁн, ободренА, ободрИшься, обострЁнный, обострИть, одолжИт, озлОбить, оклЕить, окружИть, опломбировАть, опОшлять, определЁн, оптОвый, освЕдомиться, освЕдомишься, отбылА, отдалА, отдАв, отключЁнный, откУпорил, отозвалА, отозвалАсь, Отрочество;
П: партнЁр, перезвонИт, перелилА, плодоносИть, повторЁнный, поделЁнный, поднЯв, позвалА, позвонИт, позвонИшь, полилА, положИл, положИть, понЯв, понЯвший, пОнял, понялА, портфЕль, пОручни, послАла, прибЫв, прИбыл, прибылА, прИбыло, придАное, призЫв, прИнял, прИняли, принУдить, прИнятый, приручЁнный, прожИвший, прозорлИва, процЕнт;
Р: рвалА;
С: свЁкла, сверлИт, сверлИшь, сирОты, слИвовый, снялА, снятА, сОгнутый, создалА, созданА, сорИт, срЕдства, срЕдствами, стАтуя, столЯр, созЫв;
Т: тамОжня, тОрты, тОртов, тОтчас;
У: убралА, убыстрИть, углубИть, укрепИт;
Ф: фОрзац;
Ц: цемЕнт, цЕнтнер, цепОчка;
Ч: чЕрпать; Ш: шАрфы, шофЁр;
Щ: щавЕль, щемИт, щЁлкать;
Э: экспЕрт.
29
4.2 Памятка «Говори правильно»
- следи не только за тем, что сказать, но и как сказать;
- говоря вслух, слушай себя как бы со стороны – это позволит избавиться от некоторых произносительных ошибок;
- если сомневаешься в правильности произношения того или иного слова, посмотри в орфоэпический словарь или спроси у учителя; если такой возможности в данный момент нет, замени слово синонимом;
- чаще произноси «трудные» слова вслух;
- тактично исправляй ошибки в речи своих друзей и близких;
- учись говорить правильно у дикторов радио и телевидения, актеров;
- помни, что говорить с ошибками так же стыдно, как и писать.
4.3 Анкета
Уважаемые ребята, пожалуйста, ответьте на предложенные вопросы, тем самым вы окажете неоценимую помощь в исследовании вопроса о здоровьесберегающем потенциале уроков русского языка.
30
ЛИТЕРАТУРА:
31
ГЛОССАРИЙ:
Здоровье - состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения.
Орфоэпия(от греч. orthos "правильный" и epos "речь"), правильное произношение. Слово орфоэпия употребляется в двух значениях: 1) система единых норм произношения и ударения в литературном языке; и 2) наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения и ударения, их обоснованием и установлением.
Словесное ударение – это особое выделение одного из слогов слова.
32
Красочные картины Джастина Геффри
Упрямый зяблик
Снегири и коты
Хитрость Дидоны
Сказочные цветы за 15 минут