Каждого человека интересует его родословная. Эта тема интересна и богата историческими материалами. Незная своих корней нельзя жить. Даже дерево сохнет без корней. В данной работе исследована род Басыровых. По историческим документам смогли дойти до 13 колена. Узнали традиции семьи.
Вложение | Размер |
---|---|
otkuda_rod_beret_svoe_nachalo.doc | 163.5 КБ |
«Откуда род берет свое начало…»
«Каждое дерево питается подпочвенными водами родной земли. Они невидимы, эти соки. Порою кажется, что их вовсе нет. Просто растет себе дерево и растет. Зеленеет, покачивается на ветру его широкая крона. Но попробуйте подрубить корни. Дерево зачахнет, погибнет. Так и человек. Народ в целом. Люди должны знать свое прошлое, свои корни, свои истоки», – так начала свою научную работу «Откуда род берет свое начало…» ученица пятого класса Усеньивановской школы Эльвира Булатова. С ней она выступила на научно-практической конференции «Интеллект будущего» (секция «Моя родословная»).
Как у многих народов, у башкир были древние неписаные обычаи. Один из них – знать свою родословную, свои родственные связи до 9-го колена. Людей, не знающих свою родословную, народ называл безродными, беспамятными.
В нашей республике, нашем районе широко проводятся праздники родословной. В 2008 году автор вышеназванной работы побывала на двух таких праздниках, после которых сделала вывод: «Знать о своем роде всё просто невозможно, но не знать о своей родословной стыдно» и решила создать шежере своей семьи. Для этого уже второй год трудятся всей семьей. «Так, бабушка по маминой линии Насима Хуббатовна помогла составить родословную из одиннадцати поколений. Ценные сведения получили из уст Гали-бабая, который очень бережно хранит семейную реликвию – родословную, это настоящий раритет с записями моих предков. Выполненная на коже, шежере была переписана в рукописную книгу, по традиции она передается из поколения в поколение, от деда к внуку… Мы стали подробно исследовать одну ветвь родового древа по линии мамы (Басыровых), – пишет Эльвира. – Приятной неожиданностью для нас явился факт, что мир профессий моих родственников разнообразен, но чаще всего встречается профессия учителя (а моя мечта – тоже стать учителем)».
Девочка в процессе работы над шежере сделала открытие, что у нее много двоюродных и троюродных братьев и сестер (около 40). А еще, что ее прапрапрапра-прапрапрапрадедушкой был охотник по имени Габдулла. Сам он из рода трех братьев Тырыс, Ырыс и Котлой, которые основали деревню вдоль речки Тарказинки, впадающей в реку Ик. По легенде, которая бытует в деревне, пришли они сюда после долгих странствий, чтобы увидеть новые места, познакомиться с бытом и жизнью других башкир…
«Мои дедушки в восьмом поколении – Габдельталип, в седьмом – Габдельхалик, в шестом – Габдельбатлый и прапрапрадед Габдельлатыйф были отличными охотниками, еще они занимались разведением скота». Узнала Эльвира и о происхождении фамилии Басыровы. Оказывается, ее прапрапрадед Габдельбасыр (1835-1912) был человеком высоким, светлым и оказался долгожителем, как и его предки, поэтому люди дали ему прозвище Басыр, которое позже записали в документах его фамилией.
Отдельную главу в своей работе девочка посвятила родословной прапрадедушки Галяутдина Басырова, у которого было шесть детей, и прадедушки мамы Мутагира Басырова. О том, чем они занимались, как жили, об их детях и внуках Эльвире рассказала ее бабушка Насима. Поведала она внучке и о своей маме – прабабушке Марии, украинке по национальности (умерла за 11 лет до рождения правнучки – ред.). Её судьба просто потрясла пятиклассницу.
Оказывается, ее прабабушка Мария в годы войны была медсестрой (ушла на фронт сразу после школы). С боями дошла до Белоруссии, но попала в концлагерь. Там она и познакомилась с прадедушкой Хуббатом Тухватуллиным, уроженцем села Тарказы Ермекеевского района.
Случайная встреча с другом брата прадедушки, который служил полицейским в этом концлагере, спасла им жизнь. Он устроил им побег. Трое суток они лежали, затаившись в болоте. Тогда Хуббат дал себе слово, что если останется в живых, то обязательно женится на этой девушке. Они поженились 25 мая 1945 года в родном селе Марии. Ради любимой Хуббат окрестился в церкви, там его нарекли Петром. Но все же он очень тосковал по родине, и летом 1947 года Петр (Хуббат) приехал вместе с женой и дочерью в Башкирию.
Много трудностей ожидало Марию в мусульманской деревне: незнание языка, обычаев, традиций. Но она с честью выдержала и преодолела все: освоила башкирский язык, приняла мусульманство. Ее второе имя – Марьям, а новое имя дочери Леночки было Насима (бабушка Эльвиры).
После семи лет счастливой жизни от туберкулеза умер Хуббат, затем трехмесячный сын. И Мария хотела вернуться на свою родину, но все же волею судьбы осталась в Тарказах, подняла на ноги троих детей. Вот такая история.
Составляя генеалогическое древо своего рода, семья Булатовых – Басыровых выяснила, что всего у родоначальника Габдуллы был один сын, два внука; 6 правнуков; 10 праправнуков; 28 прапраправнуков, 66 семей; 104 человека. Род Басыровых очень дружный. Мама рассказывала Эльвире, что когда была жива прабабушка Мария, все собирались по субботам и воскресеньям в ее доме. Сейчас – у бабушки Насимы.
«Я очень горжусь своими родными, – пишет автор работы. – Они отличаются доброжелательностью, стремлением помочь другим, трудолюбием и всегда приходят друг другу на помощь. Мне есть с кого брать пример и на кого равняться».
Подготовила С. Абрамова.
Астрономический календарь. Май, 2019
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Зимний лес в вашем доме
Есть в осени первоначальной...
В поисках капитана Гранта