Разработка экскурсии по отделам школьной музейной комнаты (Эссе "Я в школьном музее", "Я поведу тебя в музей")
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_po_muzeynoy_komnate.doc | 75.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АСЯМОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
658816, с. Асямовка, ул. Школьная – 37, тел.: 29-3-68
2013 г
Район: Бурлинский
Название образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Асямовская основная общеобразовательная школа»
ФИО: Баженова Яна
Класс: 9
Музей - какое слово ёмкое!
От пирамид до черепков.
Хранят музеи для потомков
Свидетельства иных эпох.
Давайте же гореть не тлея,
Чтоб даже через сотни лет,
В музеях сберегли потомки
Эпохи нашей яркий след.
Наша школьная музейная комната создана 11 мая 2007 года педагогами, учащимися и жителями села. Это место, где встречаются настоящее и прошлое. Когда находишься в комнате, то чувствуешь, как дух ушедших времен наполняет тебя. Здесь можно делать заметки, часами рассматривать удивительные экспонаты, а можно просто мечтать, воображая себя то солдатом Сталинградской войны, то бойцом, водружающим знамя над рейхстагом … . Экскурсия в исторической музейной комнате начинается с пионерской атрибутики: значки октябрёнка, пионера, комсомольца; галстуки пионера и многое другое.
Проходя дальше, можно увидеть экспозицию «Люди, события, факты. Асямовская основная школа». Здесь рассказывается об истории Асямовской школы, об учителях-ветеранах и работающих учителях настоящего времени, которые в своё время работали работают в школе на территории Асямовки. Здесь же хранятся газеты, в которых говорится об успехах учащихся школы, победные кубки, грамоты, почётная книга выпускников, а так же оборудование, которое использовалось в школе.
Большой интерес представляет постоянно действующая экспозиция «Памяти павшим будем достойны». Здесь можно увидеть то, к чему, кажется, не должно было стремиться человечество: орудия, предназначенные для массового убийства. Вторая мировая была, по определению историков, индустриальной войной: в убийственный водоворот были втянуты не только народы, но и все материально-технические ресурсы стран-участниц. В экспозиции можно увидеть экспонаты, рассказывающие о победе во Второй мировой войне, которую одержали войска Советского Союза. Современные экспозиции радуют глаз. Во всем своем многообразии представлены работы фотохудожников, живописцев — всех тех, кого в полной мере можно назвать творцами истории. По крайней мере, той ее части, которая не связана с насилием и смертью.
Мне было очень интересно узнать, каким был наш край в каменном веке. На его территории росли многочисленные вечнозеленые деревья и кустарники: папоротники, плауновые, голосеменные, первые хвойные. Животный мир был представлен земноводными, насекомыми, птицами. Во время наступления ледников здесь появились мамонты, пещерные медведи, шерстистые носороги, олени, о чем свидетельствуют находки наших односельчан в гранитном карьере города Новосибирска. Так, в нашей музейной комнате представлен скелет резца мамонта.
Больше всего меня заинтересовали предметы старинного быта: железная кровать с пастельными принадлежностями, домотканые половики, настенный ковёр, вышитые занавески, прялка и многое другое. От этих предметов быта веет уютом и теплом.
Наше поколение желает продолжать начатую работу, и это очень важно, потому что их идеи и начинания будут жить в них, в их детях, сохраняя историческое и культурное наследие малой родины.
Цели::
· Изучение истории и культуры родного края
· Формирование чувства любви к Родине и её прошлому
· Воспитания чувства патриотизма, уважительного отношения к традициям своей школы, родного края, к истории своего народа.
Основные задачи:
1. хранение, изучение и публичное представление музейных предметов и коллекций
2. познакомить с историей края, с русскими национальными традициями и обычаями
3. ввести в мир русской культуры, способствовать принятию или нравственных ценностей русского народа (единство человека и природы, любовь к родной земле, трудолюбие, милосердие), познакомить учащихся с особенностями крестьянского жилища.
4. восстановить прерванную связь времён;
5. возродить духовные ценности;
6. вернуть утраченную любовь к родной земле;
Возрастная категория слушателей: от 10 лет и старше
Экспозиция музейной комнаты
«Крестьянская изба»
Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о русской культуре, обычаях и традициях, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, что ели и пили. Для этого в школьной музейной комнате создана экспозиция «Крестьянская изба», об экспонатах которой рассказывается в данной обзорной экскурсии.
«Любовь к родному краю, родной культуре, к родной речи начинается с малого- с любви к своей
семье, к своему жилищу, к своей школе.
Постепенно расширяясь эта любовь переходит в
любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре»
Д.С. Лихачев.
История Руси полна драматизма. Многочисленные воины и пожары, природные катаклизмы уничтожили многие произведения национальной культуры. Поэтому особенно важно беречь и хранить то, что досталось нам в наследство.
Культуру России можно сравнить с величавым, широко разветвленным деревом, крона которого имеет тысячи ветвей, несметную листву и мощные, уходящие в глубину корни. Памятники русской национальной культуры стали достоянием мировой культуры и мы по праву можем ими гордиться. Ещё А.С. Пушкин в письме к П.Я. Чаадаеву писал: « Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме наших предков».
Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о русской культуре, обычаях и традициях, о том, как жили
наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, что ели и пили.
Удивителен мир народного искусства! В каждом уголке России живут и развиваются родники поистине бесконечно доброго народного мастерства. Поэтому важно не только сохранить живое наследие народа, но и сделать его частью современной жизни, предметом пристального и подробного изучения. С этой целью в нашей исторической музейной комнате создана экспозиция «Крестьянская изба». В нём мы познакомимся с крестьянским бытом, прошлым нашего села, народными праздниками. Узнаем много о местных народных умельцах.
Центральное место в доме занимала печь. Достаточно вспомнить, что и само слово «изба» произошло от слова «истопить»: «истопка» – отапливаемая часть дома, отсюда и «истьба» (изба).В избе, где печь топили «по–черному», потолка не было: дым выходил в окошко под самой крышей. Такие крестьянские избы назывались курными. Печь с трубой и изба с потолком были только у богатых. Почему так? В курной избе все стены были черные, закопченные. Оказывается, такие закопченные стены дольше не гниют, изба могла служить сотню лет, да и дров печь без трубы «съедала» меньше.
Угол около устья печи так и называли – бабий кут, т. е. женский угол. Здесь хозяйка готовила пищу, здесь был шкаф для хранения кухонной посуды – посудник.
Другой угол – около двери и напротив окна – был мужским. Здесь стояла лавка, на которой хозяин работал, а иногда и спал. Под лавкой хранили крестьянское добро. А на стене висела конская сбруя, одежда и принадлежности для работы. Угол этот, как и стоявшую здесь лавку, называли коник: на лавке делали узоры в виде конской головы.
Главным углом крестьянского дома был красный угол: здесь висела особая полочка с иконами – божница, под ней стоял обеденный стол. Это почетное место в крестьянской избе всегда располагалось по диагонали от печи. Входивший в избу человек обязательно устремлял взгляд в этот угол, снимал шапку, крестился и низко кланялся иконам. И только потом здоровался.
Переходим к следующим экспонатам нашего музея. Полотенца играли большую роль в крестьянском быту. Они были не только необходимой частью домашнего обихода, но являлись неотъемлемой частью многих сельских, церковных и семейных праздников. На полотенце подносили «хлеб - соль» дорогим гостям, полотенцем опоясывались сваты, исполняя свои обязанности. Вот и полотенце, переданное внучкой Атлас Надежды , хранит чуть заметный след от каравая. Надежда рассказывала, что на этом полотенце подносили хлеб-соль знатным гостям. А полотенцем вышитым руками Никитенко Валентины Павловны, перевязывали сватов на свадьбе её племянника.
Наряду с лентами, с платками, и другими атрибутами полотенца играли важную роль в свадебных обрядах.
Полотенце дарили уезжающим сыновьям матери, а мужьям жены. Вышитыми полотенцами украшали образа («божницы» в домах). Полотенце обязательная часть приданого. Ими в дни сельскохозяйственных и церковных праздников крестьяне украшали свой дом.
Само название «полотенце» происходит от древнего русского слова « полотно» и указывает на то, что предмет этот появился очень давно. Вышитые полотенца – характерная черта быта всех восточных славян. Мотивы вышивок полотенец отличаются разнообразием, выразительностью и разной техникой исполнения (мелкий крестик, тамбурный шов, гладь и др.)
Различно и цветовое решение: красные тона, красно-черные, многоцветные. Особый интерес представляют сюжеты вышивок на полотенцах. Талантливые русские мастерицы в течение ряда столетий выработали множество приемов украшения праздничных , ритуальных и повседневных полотенец. Украшали их кружевами.
На свадьбе, масленице, при рождении человека, вышитые полотенца были священным оберегом. Особую силу оберегать людей от злых сил, болезней и стихий приписывали обыденному («об один день сделанному») полотенцу. Оно создавалось несколькими мастерицами за один день или сутки и считалось безупречно чистым.
Продолжим дальше нашу экскурсию. Правый угол от печи назывался бабий кут или середа. Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. Прялка – удивительный образец неразрывного соединения художественного творчества с женским трудом. Ни одно орудие труда не получило столь разнообразные формы и не украшалось с такой любовью, как прялка. Значение прядения было всегда так велико, что еще в глубокой древности, как и ткачество, оно стало символом женского труда и имело своих покровителей.
Сегодня мы врядли вдумываемся в знакомые пушкинские строки: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…», а не так уж давно девушки и женщины наших сел и деревень постоянно пряли. Пряли всю зиму, пряли днями и неделями. Трудно представить, какое количество пряжи надо было наготовить, чтобы одеть большую семью. Поэтому и были красивы прялки, что с ними не расставались с осени до весны. На се посиделки или «беседы» девушки ходили с прялкой. Причем уходя из дома на «беседу», девушка брала уже не простую прялку, которая служила ежедневно, а самую нарядную, резную, чаще всего подарок отца, брата или своего парня-«вечеровальника».
Собирались не только в своей деревне, но и в соседней. Старушки вспоминают: «Сегодня у одной соберемся, завтра у другой, чередовались. Собираются, прядут, песни поют. Парни с гармошками. Тальянки были, волынки – всякие. Там идет и знакомство. Парень сядет за прялкой – «сесть в серёдки» называлось, - и с той стороны копыла. И разговаривают. А она прядет. Парень облюбует девушку, и сватов может засылать…Ну, а надоест прясть, начинают играть в круги».
Эту прялку в дар музею передала Кобылкина Валентина Григорьевна.
Другой, левый угол от печи, назывался красный, то есть красивый.
Смотрите, как всё продумано в крестьянском хозяйстве, как всё отлично предусмотрено для жизни человека. Большой стол, за который могла усесться вся семья, вдоль стен широкие лавки. На них иногда и спали. В красном углу иконы, украшенные яркими полотенцами. Стол в избе – это не просто необходимая мебель. Только за столом члены семьи ощущают себя единым целым. Порядок за столом отражал не только семейные отношения, но и глубочайшее уважение трудового человека к еде, олицетворяющей весь жизненный процесс. За обеденным столом нельзя было много говорить, вставать из-за стола до окончания трапезы без крайней нужды, заниматься посторонними делами.
Деревянный стол стоит и в нашем музее. Из рассказа его хозяйки Горбанёвой Инессы Ефимовны стало известно, что стол этот сделан в двадцатые годы прошлого века.
Почти всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки. Основная причина распространения деревянных ложек в их дешевизне, доступности материала и простоте изготовления. А ещё любили наши предки очень горячую пищу. Подать на стол чуть ли не кипящие щи было делом чести хозяйки. Деревянная ложка губы не обжигала. Конечно, кипящие щи не ели, но черпали их очень горячими, и остывали они в ложке. Неумелому человеку, обжёгшему губы, говорили, что он забыл о том, что «под носом ветер есть».
К большим праздникам столы и лавки промывали с речным песком, и они имели приятный желтоватый цвет.
Жители села бывают частыми гостями нашей музейной комнаты. Из их рассказов мы узнаёт, как работали теми или иными орудиями труда, как обращаться с ними, истории их изготовления и происхождение.
Поисковая и исследовательская работа продолжается. Музей пополняется новыми экспонатами.
Почему же настолько актуально воспитание на традициях отечественной культуры? Во-первых, мы в большинстве своём – русские. Во-вторых, без знания основ народной жизни, родного фольклора, классического искусства невозможно воспитать интерес к культуре других народов: ведь Россия – многонациональное государство. В-третьих, русская культура позволяет привить нравственный иммунитет против волны аморализма, захлестнувшего страну. Высокое целомудрие, пафос добра и правды, поиски красоты вечной и непреходящей – всё это свойственно русской классической литературе, музыке, живописи, устному народному творчеству.
ЛИТЕРАТУРА
Бородино. М.Ю. Лермонтов
10 осенних мастер-классов для детей
Зимняя сказка
Ветер и Солнце
Снегири и коты