Нам удалось восстановить некоторые события из жизни двух священников двух разных эпох. Их жизнь закончилась по-разному: один умер в почёте и упокоился на церковном кладбище, другой – в безвестности на тюремных нарах. Но остаётся несомненным одно: в течение нескольких столетий все священники Леонтьевской церкви усердно исполняли пастырские обязанности, несли труды по обустройству и деятельности храма. Последним звеном в этой цепи было суждено стать отцу Анфинадору, пострадавшему в годы политических репрессий.
Вложение | Размер |
---|---|
dve_sudby.doc | 51.5 КБ |
Тема исследовательской работы:
Две судьбы: священники Леонтьевской церкви
Тарбаева Юлия, обучающаяся 9 класса МБОУ «Шейбухтовская ООШ» Междуреченский район Вологодская область
Руководитель : Коробова Н.В., учитель истории и обществознания
Сейчас многие говорят о духовном возрождении России. Строятся новые храмы и восстанавливаются разрушенные. Города и сёла привыкают к колокольному звону, который наполняет душу тихой радостью, напоминает о высоком предназначении человека – быть Человеком высоко духовным и душевным.
Сверкали когда-то купола Леонтьевской и Дмитриевской Шейбухтовской церквей, стоящих прямо посередине сёл Иванищева и Шейбухты.
Первая церковь в селе Иванищево (ранее – деревня Кочково) была выстроена из дерева в середине XVI века и названа в честь Леонтия Ростовского, который распространял христианскую веру в северном крае ещё в XII веке. В 1820 году была выстроена пятиглавая двухэтажная каменная церковь.
Смотря на старые фотографии мы можем увидеть, как над самой природой возвышается белый храм с большой звонницей. Звон колоколов был слышен за много вёрст, призывая мирян на церковную службу, на помощь или сход для принятия какого-либо важного решения. О храме Леонтия Ростовского нами собран подробный материал, основанный на архивных данных и воспоминаниях старожилов. Он хранится в школьном музее «Истоки».
Вологодская земля - часть северной Фиваиды - издавна была прославлена молитвенным подвигом преподобных отцов, устраивавших свои пустынные кельи на живописных берегах рек и озер.
Антон Павлович Чехов говорил: «Подвижники нужны как солнце. Составляя самый жизнерадостный и жизнеутверждающий элемент общества, они утешают, облагораживают. Их личности – это живые документы, указывающие обществу, что… есть люди подвига, веры и ясно осознанной цели».
К плеяде людей духовного подвига можно отнести имена священнослужителей Леонтьевской церкви Евгения Николаевича Введенского и Юшкова Анфинадора Константиновича. Воспоминания старожилов, клировые ведомости указывают на то, что духовное воздействие этих людей благоприятно сказывалось на формировании православных, нравственных и культурных традиций прихода.
До 2006 года в деревне Иванищево стоял одноэтажный дом с мезонином , принадлежащий священнику Евгению Николаевичу Введенскому. Он служил в штате при церкви Леонтия Ростовского с 1850 по 1889 год. Евгений Николаевич принимал участие в деятельности различных организаций, им была открыта первая церковно-приходская школа, в которой обучались его дети и дети крестьян.
За успехи в обучении детей в 1869 году ему было объявлено Архипастырское благословение. Четверо его сыновей в дальнейшем добились больших высот: Николай стал профессором в Петербургском императорском Университете, Вячеслав – инспектором народных училищ Санкт-Петербургской губернии, Александр – инспектором народных училищ Никольского уезда Вологодской области, Константин – кандидат права – Председателем мирового съезда в гродненской губернии. Среди учеников Евгения Николаевича был и Ветюков Иван Алексеевич, который в дальнейшем стал соратником физиолога Николая Евгеньевича Введенского в Петербургском Университете [2].
За усердную службу и отличное поведение Вологодская Епархия награждала Евгения Николаевича бронзовым крестом, набедренником, бархатной скуфьей и камилавкою.
Жизнь церкви размеренно текла вплоть до Октябрьской революции 1917 года.
Во все времена для русского человека свобода слова означала, прежде всего, возможность говорить правду. В 1918 году был составлен список лиц по Шуйской волости Вологодского уезда, которые были лишены избирательных прав. Среди них был и священник Леонтьевской церкви Юшков Анфинадор Константинович, 1883 года рождения. Так наказывали неугодных новой власти людей, которые не боялись вслух критиковать действия большевиков.
Справка:
Юшков Анфинадор Константинович, уроженец Солигаличского района Вологодской губернии. Окончил духовную семинарию. До революции имел дом, две коровы и две лошади, мелкий скот, земли 36 гектаров, пасеку. Чтобы вести хозяйство, применял наём рабочей силы. Вместе с женой воспитали троих детей. Был судим три раза: в 1921 году за самовольный созыв духовенства в селе Шуйское Вологодской губернии, в 1924 году за то, что скрыл растрату, совершённую продавцом Иванищевского общества потребителей, но впоследствии был оправдан, и в 1934 году за контрреволюционную деятельность. Арестован в 1937 году. На момент ареста ему было 54 года [4, л.д. 16)].
Как же развивались события, которые привели к аресту священника?
В декабре 1918 года последовал приказ большевиков о немедленной описи церковного имущества. Но церковные службы в Леонтьевской церкви не прекращались.
В 20-30 е годы прошла волна гонения на священнослужителей , много храмов по всей России было разрушено, произошло отделение церкви от государства.
Проведение в жизнь марксизма-ленинизма, как государственной идеологии, привела к усилению контроля за всеми сферами жизни в государстве. Но происходящие в стране события не оставляли людей равнодушными и всё чаще звучали слова недоверия к Советской власти, высказывались мнения о неправильной политике в деревне, проявлялось отрицательное отношение к закрытию церквей.
В январе 1936 года был поставлен вопрос о том, чтобы закрыть Леонтьевскую церковь и устроить там школу. 1936 год славен ещё и тем, что именно в этом году была принята сталинская конституция. Для своего времени она представляла самую свободную и демократическую конституцию в мире. В статье 125 указывалось, что гражданам СССР гарантированы права на свободу слова, печати, собраний, им обеспечивается неприкосновенность личности, а неприкосновенность жилища и тайна переписки охраняются законом. Но на деле всё было иначе. В уголовном деле Юшкова Афинадора Константиновича есть фраза, которую ему предъявили в качестве обвинения – это мысль о Конституции 1936 года: «Сталин выработал Конституцию, в которой улучшает положение трудящихся , но всё одно этим не привлечь народные массы. И так 18 лет слушали обещания партии, но ничего нет лучшего, а всё становится хуже.» [4, л.д. 45]. Высказывал эту мысль Юшков или нет, сказать сложно, так как не осталось среди старожилов тех, кто мог бы подтвердить или опровергнуть его слова. Но одно остаётся несомненным – люди не оставались безразличными к судьбе своей страны.
«Враг народа» - это слово стало зловещим не только для тех людей, кто попадал в эту категорию, но и для их семей, родственников, друзей. Коснулись репрессии и многих наших земляков – крестьян Шейбухова, отца и сына Недопахиных, Маслова, Толова, Фокина; служителей церкви – Беляева и Юшкова, учителя Кресака Фомы Ермолаевича. Десятки людей были арестованы, а после проведения ускоренного следствия расстреляны, отправлены в концлагеря и только небольшое количество - оправданы. Известно, что многие судебные дела были подделаны, а, значит, люди были незаконно осуждены [3, с.310].
Во время ареста священнику Юшкову было предъявлено обвинение в регулярном созыве контрреволюционных сборищ [4, л.д. 45]
В 30-е годы прошла кампания «торжественного» сбрасывания колоколов с храмов, церкви закрывали и создавали в церковных помещениях склад или сельский клуб. Вот как вспоминает об этом старожил Тебнева Антонина Васильевна, которая приехала в 1938 году работать учителем в Мотовиловскую начальную школу: «Жители деревень каким-то образом узнали о том, что с Леонтьевской церкви будут снимать колокола. Ко мне пришли старушки: «Антонина Васильевна, колокола с колокольни собираются снять. Напишите заявление, чтобы церковь не трогали, а мы подпишемся». Я извинилась перед ними и отказалась. Ведь меня могли арестовать так же, как священника Юшкова и учителя Кресака».
Несомненно, церковь оставалась оплотом нравственности, голосом правды. Священник Юшков на допросе по поводу закрытия церквей заявил: «Церкви нужно было закрывать раньше, а не сейчас. Сейчас влияние церкви в массах увеличилось в сравнении с предыдущими годами и массы поняли лживость коммунистов» [4, л.д. 45].
Напряжённой и тревожной в 30-х годах была международная обстановка. Фашистские организации развёртывали свою деятельность в Европе, Гитлер строил планы о переделе мира. В середине 30-х годов вопрос войны активно обсуждался населением Междуреченского района. В декабре 1936 года на квартире у священника Юшкова собрались служители церкви и верующие. На собрании была прочитана заметка из газеты о международной обстановке. После прочтения один из верующих спросил Юшкова: «Что будет, если Япония и Германия нападут на СССР?». На что Юшков ответил: «Советскому Союзу в этом случае будет очень трудно» [4, л.д. 40]. Несмотря на то, что данные о репрессированных военнослужащих и техническом состоянии армии официально умалчивались, советский народ понимал, что государство к войне не готово. Власть же подобные разговоры расценивало, как распространение клеветы и разжигание паники, и всеми методами старалась их предотвратить. В обвинительном заключении по делу Юшкова было сказано, что он говорил «о победе фашистов над Россией и всё после этого будет по-старому» [4, л.д.45].
В 1937 году Юшков был осуждён за принадлежность к антисоветской религиозной группе, был приговорён к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. Анфинадор Константинович умер через два месяца после осуждения в Каргопольском исправительно-трудовом лагере. Постановление о его реабилитации было подписано лишь в 1969 году [1].
Послесловие.
Нам удалось восстановить некоторые события из жизни двух священников двух разных эпох. Их жизнь закончилась по-разному: один умер в почёте и упокоился на церковном кладбище, другой – в безвестности на тюремных нарах. Но остаётся несомненным одно: в течение нескольких столетий все священники Леонтьевской церкви усердно исполняли пастырские обязанности, несли труды по храма. Последним звеном в этой цепи было суждено стать отцу Анфинадору, пострадавшему в годы политических репрессий. Мы считаем своим долгом восстанавливать память о тех, кто жил до нас, чтобы передать эстафету памяти идущим вслед.
Литература:
Респонденты:
Тебнева Антонина Васильевна, 1920 г.р., проживает по адресу Междуреченский район, д. Турыбанино.
Словарь терминов
Камила́вка (греч. кαμιλαύκα, καμηλαύκιον, καλυμμαύχιον, καλιμαυι) — головной убор в Православной церкви красного, фиолетового или чёрного цвета в виде расширяющегося кверху цилиндра, является также наградой для священников.
Набедренник - принадлежность богослужебного облачения священника Русской православной церкви. Имеет вид матерчатого продолговатого прямоугольника (плата), в центре которого изображён крест. Набедренник священникам дается в награду за усердную продолжительную службу.
Скуфья- небольшая круглая, мягко складывающаяся черная шапочка.
Реабилитация (позднелат. rehabilitatio — восстановление, от rehabilito — восстанавливаю) - восстановление в правах.
Мать-и-мачеха
Сказка на ночь про Снеговика
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Загадочная система из шести экзопланет
Голубая лягушка