Семья – маленькая частица нашей большой Родины. Семья – это коллектив, объединяющий людей разных поколений, где накопленный жизненный опыт старшее поколение передает своим детям и внукам.
На уроках истоки мы учились составлять родословную. Мне интересна стала эта тема. Захотелось узнать и собрать материал о жизни своих предков.
Изучая родословную своей семьи, невольно начинаешь понимать, что моя родословная это история нашей Родины, печальная и великая, торжественная и радостная. В нашем возрасте мы уже должны понять и осознать: «История моих предков - это моя гордость, моя родословная - это живая иллюстрация к истории страны».
Начала свою исследовательскую работу с изучения предков по линии мамы.
Вложение | Размер |
---|---|
stranitsy_zhizni_moey_babushki.doc | 55.5 КБ |
«Страницы жизни моей бабушки»
Работу выполнила
Пивоварова Ирина
обучающаяся 9А класса
МБОУ «Верховажская средняя
общеобразовательная школа
имени Я.Я.Кремлева»
Руководитель
Шумилова
Татьяна Александровна,
учитель математики МБОУ
«Верховажская средняя
общеобразовательная школа
имени Я.Я.Кремлева»
2013 год.
Введение.
Семья – маленькая частица нашей большой Родины. Семья – это коллектив, объединяющий людей разных поколений, где накопленный жизненный опыт старшее поколение передает своим детям и внукам.
На уроках истоки мы учились составлять родословную. Мне интересна стала эта тема. Захотелось узнать и собрать материал о жизни своих предков.
Изучая родословную своей семьи, невольно начинаешь понимать, что моя родословная это история нашей Родины, печальная и великая, торжественная и радостная. В нашем возрасте мы уже должны понять и осознать: «История моих предков - это моя гордость, моя родословная - это живая иллюстрация к истории страны».
Начала свою исследовательскую работу с изучения предков по линии мамы.
Цель работы: изучение жизненного пути моей бабушки Житковой Капитолины Васильевны.
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
- собрать информацию о бабушке, используя различные источники;
- представить документы, свидетельства, фотографии, изучить их.
- обобщить и систематизировать имеющиеся сведения.
Жизненный путь бабушки.
Мою бабушку зовут Житкова Капитолина Васильевна ( приложение 1). Она родилась 23 октября 1934 года в деревне Зыков Конец Тотемского района Вологодской области в многодетной крестьянской семье, в которой было 6 детей. Бабушка была вторым ребенком.
Прежде чем рассказать о моей бабушке, хочется написать о ее родителях.
Ее отец, мой прадедушка – Завьялов Василий Ильич родился 1904 году в семье крестьянина Завьялова Ильи. В его семье было пять сыновей: Василий, Павел, Анатолий, Александр, Феодосий. Василий был самым старшим. Семья была зажиточная. Жили в большом доме: двухэтажный зимний перед и большой летний. Под ним находились два подвала. В том, который находился под летней избой, торговали. Держали в то время много скота: 5-6 коров, несколько лошадей. Так как братьев было много, они построили водяную мельницу. Вскоре Василий Ильич ушел в армию. Там он понял, что зря построили мельницу, так как это время начались раскулачивания. После армии Василий с двумя двоюродными братьями уехал работать на металлургический завод кузнецами. Когда на заводе начались проверки, братья решили, что надо уезжать. Двоюродные братья уехали в Москву там и остались ( из писем к дедушке было ясно, что они женились, у них есть дочери и сыновья, все получили высшее образование). А Василий вернулся домой. Его семью раскулачили, из дома выгнали, а его посадили на 10 лет. Он сидел в Архангельске, работал на кирпичном заводе, поддерживал на конвеере с кирпичами постоянную температуру. Прабабушка часто вспоминала про слова прадеда «Нравилась работа. Не тяжело,- вспоминал он,- часто думал, за что сижу. Ведь я никого не убил, не ограбил». Прабабушка рассказывала своей дочери (моей бабушке), что прадедушка написал письмо «своим крестьянским языком» М.И. Калинину. И ему повезло, вскоре его выпустили. Вместо 10 лет он отсидел 10 месяцев. Когда приехал домой, прабабушка Катерина Ивановна уже жила в своем доме, но не было никакого хозяйства. На втором этаже была колхозная контора, во дворе колхозная конюшня. Вот в такой обстановке и родилась моя бабушка. Её отец работал в кузнеце, которая принадлежала колхозу, её мать с восьми утра до позднего вечера была на колхозных работах, а она оставалась с бабушкой, моей прапрабабушкой. Пока были маленькими, ходили пололи яровые, когда выжнут, собирали колоски.
В 1941 году война началась, помнит, как отца провожали на фронт. Василий Ильич, мой прадедушка, прошел всю войну снайпером. Ему повезло, его ни разу не ранили. Вернулся с войны и работал кузнецом до 74 лет.
Детям во время войны приходилось много работать. После третьего класса поехала возить навоз на поля (на пары). Лошадь было не запрячь, запрягала бабушка. После 5-6 класса возили траву на силос на телегах, навоз, жали хлеб серпом, лен рвали вместе с матерями. Бабушка вспоминает: «Помню, как траву возили в июне, один год он был такой дождливый, поднимем на вилах в телегу, да вся вода на нас, для меня теперь июнь месяц кажется вечно сырой. Работали на конной молотилке. Мальчишки начальных классов подгоняли лошадей по кругу, а остальные кто-то снопы тащит и подает к барабану, кто-то солому оттаскивает к стогу, кто-то отгребает зерно, другие его сортируют. Работали целый день сутра до вечера». Питались картошкой, в магазинах ничего не было.
1947 год был неурожайным и голодным. Хлеб наполовину был испечен из травы, ходили собирали клеверные шишки, сначала их сушили, потом толкли и перемешивали с мукой и пекли черный пирог. «Весною, когда мать уходила пахать, ходили на поле собирать перемерзшую картошку. В один из дней не ходила в школу, мама пашет, а я собираю картошку, которая наверху окажется. Там остался один крахмал и червячки. Дома кожуру очистим, и в воду отпустим, в воде черви всплывут, а крахмал упадет, из его и пекли ляпаники (лепешки)»,- вспоминает бабушка. «Однажды маме на работе сказали, что хорошо запекать ещё мох белый. Мы с сестрами сбегали в лес и принесли, мама перемешала с мукой и испекла хлеб, этого пирога так наелась ,что сутки лежала, вся опухла, отравление было сильное».
В то время муку или зерно давали по трудодням, сколько заработаешь, столько и получишь, поэтому и шли с мамами их дети, хоть какая-то польза, пусть и маленькая, но трудодней больше получалось, значит и хлеба больше.
Изучая свидетельство Министерства просвещения, я узнала, что моя бабушка, Капитолина Васильевна, обучалась в Мосеевской начальной школе деревни Анкудановская, Тотемского района, Вологодской области и окончила полный курс обучения в 1947 году. Закончила начальную школу на «4» и «5» .
Семилетку бабушка училась в деревне Степановская, Тотемского района, жила на съемной квартире вместе с несколькими девочками. Мне удалось с одной из них, теперь уже бабушкой, встретиться и поговорить о моей бабушке. Это Медведникова Нина Степановна, моей бабушки она младше на один год. Она характеризует мою бабушку так: «Была обязательная, у нее все было точно, никуда не убегала, никогда не опаздывала, была очень правильная. Ее родители были уважаемыми, гостеприимными, доброжелательными людьми в деревне. Во время одного из праздников, когда в деревню Зыков Конец собирался народ из всех деревень, бабушка пригласила на обед человек 15. И ее мама, Екатерина Ивановна, на стол поставила тарелки с пирогами, каши в кринках. Все ушли сытые и веселые. Такие качества характера, как доброжелательность, гостеприимство, отзывчивость, доброта перешли и к твоей бабушке»
В 1950 году, когда бабушке было 14 лет, она поступила в Тотемский педагогический техникум . Отучилась 4 года. Студенческая жизнь была тяжелая. На первом курсе жили в спортзале, потом 2 года на квартире за счет училища, на четвертом курсе жили вшестером, платили по 7 рублей, а техникум доплачивал 25 рублей. «Один раз пошли на занятия, ни у кого не было ни денег, ни кусочка хлеба. Пока были на уроках, приехала мама, она привезла картошку, жареного молока, купила хлеба. Хозяйка напекла картошки».
В 1954 году закончила Тотемский педагогический техникум её направили работать в Сямженский детский дом воспитателем. Дети были в основном сироты после войны, родители и родственники потихоньку разыскивали и забирали детей. Была активной комсомолкой, в свободное время участвовала в агитбригадах. Когда расформировали детский дом, переехала работать учителем в Жиховскую начальную школу (Сямженского района, Вологодской области) на четыре года. Из Жихова не всегда была дорога, ездили только на лошадях. Часто ходили на совещания в Сямжу пешком 50 км, выйдут в 8 утра и к 18 часам уже в Сямже. Если повезёт, то на тракторе доезжали. Оттуда идут с учителями и несут с собой ношу наглядных пособий для уроков.
В 1960 году бабушка вышла замуж за Житкова Петра Алексеевича и бабушка переехала в лесной поселок Игнашиха, Сямженского района, Вологодской области. Там и родилась первая дочь Надежда. Работала в школе (как раз в это время липецко-шелотский лесопункт закрывался, а на Каменке открывался). С 1964 года работала в Подсосенской начальной школе, учителем начальных классов. Стаж педагогической работы – 26 лет. А с 1977 года назначена директором этой школы и проработала в этой должности три года. Её ценили, уважали учащиеся, учителя, родители и население поселка. И до сих пор пользуется заслуженным авторитетом среди населения. Бывшие ученики и в настоящее время её не забывают и приходят часто к ней в гости, всегда приглашают на встречи выпускников.
За свой труд, за успешное обучение и воспитание учащихся, бабушка была неоднократно награждена Почетными грамотами.
В газете «Путь к коммунизму» от 29 января 1979 года в статье «Четверть века на педагогической работе» про бабушку писали «…Она проявила себя за все годы работы как трудолюбивый, внимательный, чуткий педагог. Её учащиеся имеют высокую успеваемость. Много внимания педагог уделяет воспитательной работе с детьми. Она проводит работу с родителями, чтобы им оказать помощь в воспитании своих детей…».
Она была не только хорошим педагогом, но и прекрасной матерью. Вырастила и воспитала пятерых детей: четыре дочери Надежда, Галина, Валентина, Антонина и сын Александр. 17 июня 1975 года бабушка награждена Медалью материнства II степени .
Двое дочерей пошли по ее стопам и стали педагогами. Дочь Галина работает в Сямженской средней общеобразовательной школе учителем физики. И моя мама, Антонина, работает педагогом дополнительного образования в ДДТ в Верховажье. Моя мама вспоминает: « С 8 утра и до 5-6 вечера бабушка была со своими учениками, потом вместе ужинали, затем надо было накормить скотину. В 9 вечера мы ложились спать, а мама начинала проверять тетради и писать планы. Подрастая, мы чем могли помогали маме, ходили в магазин, носили дрова и воду, топили печь, варили ужин, помогали ухаживать за домашними животными. По выходным мама всегда пекла вкусные пироги. Наша мама- добрая, умная, заботливая, мудрая с юмором». По состоянию здоровья бабушка ушла раньше на пенсию в 45 лет.
В настоящее время у бабушки 11 внуков и внучек. Ей сейчас 77 лет, она проживает в Верховажском районе, п. Каменка.
Заключение.
Всю свою жизнь бабушка посвятила людям, работала для них и ради них. Я горжусь своей бабушкой. В ходе исследования поняла, какой ценой досталось нам сегодняшнее благополучие, какие усилия приложили для этого родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. На этом моя исследовательская работа не заканчивается. Мне хочется собрать информацию о всех моих родных по линии мамы и папы и составить в будущем подробную родословную.
В своей работе я использовала в большей степени материалы из воспоминаний, бесед, фотографий, документов.
Ворона
Чья проталина?
Знакомимся с плотностью жидкостей
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея