образ Самсона в живописи, музыки и кинематографе
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_samsona_.doc | 66 КБ |
Исторический образ
Самсона в живописи, музыке, кинематографе.
Готовила:
ученица 8 «А» класса
МБОУ СОШ № 32
Каблукова Юлия
Руководитель:
Учитель МХК
Дерюгина Галина Викторовна
Содержание
Введение...................................................................................................................................2
Образ Самсона в живописи .................................................................................................3
Образ Самсона в музыке.......................................................................................................6
Образ Самсона в кинематографе.........................................................................................7
Заключение..............................................................................................................................8
Список литературы...............................................................................................................9
Введение
Библия - это важнейший элемент мировой культуры, впитавший в себя опыт сотен поколений людей и десятков цивилизаций. Она вобрала в себя целый ряд древних литературных памятников, являющихся культурным общечеловеческим наследием. Одними из самых притягательных в библейских сказаниях - являются героические образы Ветхого завета. Рассказы о них обладают всеми особенностями народных сказаний.
Среди многообразия героев возвышается судья Самсон, имя которого стало нарицательным. Оно вошло в историю как синоним доверчивого гиганта, преданного женщиной. Имя Самсона – «солнечный», «солнечный свет», толкуется как свидетельство его близости к Богу. Атрибутами героя принято считать: солнце, солнечные лучи и сломанную колонну.
Как и во всех сказаниях, подвиги и героические поступки его были преувеличены и обличены в форму мифа. Величественная простота этих мифов, их лаконизм, и покоряющий сердца религиозный пыл, сделали их источниками вдохновения для многих поэтов, художников, композиторов и режиссёров.
Озвучивая библейские сказания, каждая эпоха дала свою интерпретацию образа Самсона. Среди мифов о герое широкое распространение в различных видах искусства нашли следующие сюжеты из ветхозаветных преданий:
Самые ранние изображения Самсона явили его недалеким, наделенным невиданной силой героем. Сюжет, распространенный в искусстве был соответствующий - «Самсон, раздирающий пасть льва».
Образ Самсона в живописи
Уже в эпоху Возрождения образ Самсона, претерпевал постоянные изменения. Это было обусловлено периодическим смещением психологического акцента в трактовке популярного сюжета того времени «Самсон и Далила».
Герой отображался то справедливо наказанным распутником, то вероломно преданным любовником.
Ближе к – XVI веку его представляли справедливым защитником своего народа. Наиболее востребованными были сюжеты: «Самсон, убивающий филистимлян» и «Самсон, раздирающий пасть льва».
Самым прекрасным воплощением образа Самсона стали произведения эпохи «сочетаний самых крайних противоречий» - эпохи Барокко. Герой потрясающе олицетворял эпоху, так как его образ лучше всего отвечал экзальтированному искусству того времени. Набожность и стремление к мирским радостям, возвышенные чувства и предательство, присутствуют в библейских сказаниях о герое и идеально подходят для характеристики самой патетичной из всех эпох.
В произведениях художников, музыкантов, писателей эпохи Барокко образ героя пережил большую внутреннюю трансформацию, преобразовавшую его внешний облик.
Из простого силача с непомерно развитой мускулатурой, демонстрирующей его необыкновенную силу, Самсон превратился в страдающего, преданного героя – освободителя израильских племен. В произведениях искусства авторы отразили самые прекрасные и возвышенные чувства, выделив из библейских сказаний только самые драматические и впечатляющие моменты.
Самое полное воплощение библейские сказания о Самсоне нашли в творчестве двух великих мастеров - Питера Пауля Рубенса и Рембрандта Ван Рейна, каждый из которых создал свой цикл работ, посвященных ветхозаветным преданиям о Самсоне. .
Питер Пауль Рубенс писал свои работы в живой и чувствительной манере, присущей к стилю барокко. Его стиль и персонажи на картинах, как бы соединяются друг с другом, создавая целостное кипучее единство.
Самой необычной, выделяющейся из общего ряда произведений художника и заставляющая нас по-новому взглянуть на творчество прославленного мастера барокко является картина «Самсон и Далила». Рубенс написал картину около 1610 года, вскоре после возвращения из Италии, предположительно, для антверпенского бургомистра Николоса Рококса. Полотно густо насыщено эротикой и итальянскими реминисценциями. Великолепная мускулатура спины и руки Самсона явственно показывает, сколь многому научился Рубенс у древних и Микеланджело.
На коленях Далилы спит полуобнаженный Самсон. Над ним осторожно склонился цирюльник с ножницами, а из-за плеча Далилы выглядывает старуха-сводня со свечой в руке. В дверях замерли вооруженные филистимляне, готовые по первому знаку наброситься на героя. В более ранних трактовках сюжета старухи не было, но здесь ее появление вполне оправданно. Она – сводня, а Книга Судей пространно намекает на то, что Далила была блудницей. Рубенс, как всегда, внимательно прочел текст.
По мнению исследователей творчества художника, в этой картине автор ярко демонстрирует свою художественную самобытность: монументальная композиция, проникновенная характеристика Далилы, чье лицо и жест левой руки выражают одновременно торжество и жалость, яркий колорит (особенно в главных фигурах), выбор остро динамического момента преданья, откровенный эротизм – все это и в дальнейшем останется характерным для творчества Рубенса. Напряженность атмосферы усугублена непроглядной темнотой комнаты, а едва освещенная статуэтка Венеры и Амура еще более подчеркивает глубину падения Самсона.
Полотно наделено живым и мощным ощущением натуры, и неистощимой фантазией, богато сюжетными мотивами, драматизацией действия, разнообразием композиционных решений, обилием фигур и аксессуаров, интенсивностью чувств и патетикой жестов. Рубенс показывает своего Самсона далекими от классических идеалов, в повышенном физическом напряжении. В живописи у Рубенса примиряются, казалось бы, непримиримые противоположности: природное и сверхъестественное, действительность и фантазия, ученость и духовность.
Иное прочтение образа мы видим у Рембрандта.
В картине «Самсон и Далила после пробуждения» (1628г.) изображен сам момент предательства Далилы, момент, когда она открывает тайну силы Самсона его врагам. Рембрандт представил эту сцену на толстых половицах своей мастерской. Чеканные предметы мастер скрыл в тени. Картина проста и не загружена деталями. Композиция полотна очень выразительна: Самсон спит, освещенный лучами утренней зари, доверчиво склонив голову на колени сидящей Далилы. Занавесь вздулась от чьего-то необъяснимого, тревожного присутствия. Из-за самой занавеси угрожающе виднеется голова в шлеме и кончик меча. Все это производит большое впечатление. Далила жестом показывает на волосы Самсона. Прямолинейность раскрытия темы, резкая контрастность светотени характерны для этого произведения Рембрандта. Художник передал силу драматизма, рождающейся из сдержанности движений и мастерства владения светом и тенью: рука солдата, кончик меча, разрез платья женщины и золотой силуэт – огромное тело Самсона, уснувшего у нее на коленях. В этом все: сон, предательство и приближение смерти. Мастеру нравилось писать Самсона, уснувшего на коленях у Далилы – образ доверчивой силы, погубленной изменой. А светотень в данной картине для автора – способ добавить драматического напряжения перспективе.
В самой большой картине из самсониевского цикла «Ослепление Самсона» (1638г.) в роли возлюбленной героя – Далилы мы вновь узнаем Саскию. Она снова предает Самсона: спящий Самсон был острижен. Далила изображена здесь в самый кульминационный момент, когда она стремительно уходит, держа в одной руке прядь волос Самсона, в другой большие ножницы. Художник выбрал самый тяжелый эпизод сказания: филистимлянские воины одолели Самсона и выжигают ему глаза раскаленным железом. На этот фрагмент большого, с фигурами в натуральную величину полотна невозможно смотреть без содрогания. Больше всего в этой работе поражает невероятная для Рембрандта жестокость изображаемого. Нигде больше не встречаются у него сцены насилия, тем более написанные столь подробно.
В этой картине, созданной Рембрандтом на вершине славы, живописец словно отдает дань вкусам своего времени, выступает как мастер стиля барокко. Внешняя эффектность частично заменила здесь внутреннюю многозначность, подчеркнутый драматизм ситуации не оставил места душевным драмам.
В своем цикле произведений о Самсоне художник создает театральную жестикуляцию, которой еще не видывали в живописи. Он доводит героя до того уровня, на котором не скрываются физические слабости, страх, брызжущая кровь. Рембрандт не следует умиротворяющим академическим правилам. Он трактует сюжеты по велению сердца, без всяких ограничений. Добавляет свое личное отношение к этой истории ужас который был несколько сглажен силой метафоры. Никто до него не был так жесток с ослепленным Самсоном. Отсюда размах жестов и объем, контрасты крупных пластов света и тени, диалог почти ослепительной тьмы с почти прозрачным светом.
Произведения двух таких разных мастеров эпохи барокко объединяет то, что они смогли, создать уникальные миры образов, в которых черты условности и экзальтации отступают перед мощным напором живой реальности. Для обоих художников герой был больше чем символ веры, побежденный женской хитростью. Он стал воплощением Бога.
Образ Самсона в музыке
Героизация этого образа была продолжена и в последующие века. Преображенный образ Самсона золотой нитью соединил трагедию Вондела, эпос Мильтона и ораторию Генделя. Укрощенный классической мерой непредсказуемый герой обрел в творчестве этих мастеров национальный облик. В литературных строках у Вондела он – мстительный возлюбленный; у Мильтона – трагический герой; у Генделя - патриот своей Родины.
В оратории Генделя наиболее выразительна третья часть оратории – драматическая развязка. По требованию своих врагов Самсон должен присутствовать в храме на торжестве в честь языческого бога филистимлян. Решив отомстить врагам ценой своей жизни, Самсон прощается с окружающим миром, но это прощание не несет в себе ничего трагического: герой воспевает поэтические картины своей родины.
Такие приемы, как движение параллельными терциями эхообразное чередование голоса и инструментов (тенора и скрипок), короткие легкие трели, сближают арию с пасторальными идиллиями, без которых не обходилась почти ни одна опера XVIII века. Cветлая лирика, отличают эту мажорную арию. Сначала под кистью художника, под пером литератора, а позже и за нотной строкой композитора сами собой исчезли все противоречия в характере героя, преобразив недалекого силача - сумасброда в патриота своей Родины.
Известным музыкальным произведением о Самсоне стала опера Сен-Санса «Самсон и Далила». Здесь автор основное внимание уделил передаче эмоциональных состояний героев драмы. Героические черты Самсона, его боль, от предательства любимой, слышится в арии Самсона третьей части оперы . Ослепленный и измученный Самсон начинает горячо молиться и его мольбы, возвратить ему хоть на миг утраченную силу достигают цели – герой становится могучим и, раскачав колонны, гигант разрушает храм.
Торжественность музыки окончания оперы как бы указывает на величественную победу справедливости.
Образ Самсона в кинематографе
Самсон и Далила (Samson and Delilah) историческая драма режисера Сесил Блаунт Де Милль, снятый в 1949 первая икронизация подвига Самсона. Виктор Мэтьюр в роли героя был весьма убедителен и все время пока идет фильм зритель не может оставаться равнодушным к его подвигам. Сопережевая внутренним страданиям о предательстве любимой. Сюжет фильма повторяет библейские сказания — израильский богатырь, прославившийся в войнах с филистимлянами. Однажды на него напал лев, и Самсон растерзал его голыми руками. Много раз враги израильтян, филистимляне, покушались убить его, но всегда безуспешно. Любовь к филистимлянке Далиле погубила Самсона. Узнав, что сила героя заключается в его длинных волосах, она во время сна остригла ему волосы и передала Самсона в руки филистимлян. Язычники, выколов Самсону глаза, посадили его в темницу. Согласно Ветхому Завету однажды мучители вывели Самсона на всенародное поругание в свой языческий храм. Самсон попросил отрока, водившего его за руку, подвести его к двум колоннам, на которых держалось все здание, чтобы прислониться к ним. Волосы Самсона к тому времени вновь отрасли, к нему вернулась его прежняя сила. Помолившись Богу, он уперся в столбы руками и сдвинул их с места. Здание обрушилось. Под развалинами здания погибли все филистимляне, бывшие там, а с ними и сам Самсон.
Из простого силача с непомерно развитой мускулатурой, демонстрирующей его необыкновенную силу, Самсон превратился в страдающего, преданного героя – освободителя израильских племен. Сценаристы отразили в фильме самые прекрасные и возвышенные чувства, выделив из библейских сказаний только самые драматические и впечатляющие моменты.
Заключение
Как и во всех сказаниях, подвиги и героические поступки его были преувеличены и обличены в форму мифа. Религиозная лирика этих сказаний отличается красотой и богатством настроений, отражает целую гамму чувств: от уныния, смирения и отчаяния, до надежды, веры, радостного подъема, возвышенного и глубоко волнующего финала. Величественная простота этих мифов, их лаконизм, строгость стиля и покоряющий сердца религиозный пыл, сделали их источниками вдохновения для многих поэтов, художников и композиторов.
Во времена исторических коллизий в произведениях искусства всегда находится герой, способный вдохновить на подвиги, преодолеть любую вражескую силу и погибнуть во имя спасения своих соратников. В библейских рассказах Самсон не был именно таким героем, но благодаря талантливым художникам, музыкантам и писателям его образ преобразился и возвысился над личными недостатками. Герой стал именно таким, каким и подобает быть вождю – судье: благородным и несокрушимым гигантом, защитником своего народа с единственным недостатком - доверчивостью.
Список литературы
Два Мороза
Каргопольская игрушка
Заповеди детства и юности
Северное сияние
Девчата