Предлагаем вашему вниманию продукт нашего творчества – орфографический тренажёр.
Как хороший, основательный учебник, он начинается с обращения к пятиклассникам, в котором говорится о его структуре и назначении.
Тренажёр имеет практическую направленность. Состоит он из пяти блоков:
Каждый блок включает правило, тест по теме, текст для контрольного списывания и текст для проверки.
С любого слайда можно вернуться к содержанию, достаточно выбрать нужную ссылку.
Слайды имеют разное цветовое оформление: все теоретические сведения (правила), а также ссылки на них оформлены жёлтым цветом, контрольное списывание – голубым.
В конце тренажёра-презентации перечислена литература, которая использовалась в работе над проектом.
Вложение | Размер |
---|---|
orfograficheskiy_trenazhyor_dlya_pyatiklassnikov.pptx | 378.95 КБ |
Слайд 1
Орфографический тренажёр для пятиклассников Железногорск 2013 г. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 5» Авторы проекта: Астахова Ольга, Алексеенко Евгений, Брюханова Анастасия, Солдаткина Анастасия, Трошкина Юлия, обучающиеся 5 «Б» класса Руководители проекта: учитель русского языка и литературы Соболева Марина Александровна, учитель информатики Зловедова Ольга НиколаевнаСлайд 2
Дорогой друг! Ты начинаешь работать с орфографическим тренажёром для 5 класса. Наши упражнения помогут тебе научиться распознавать орфограммы и применять правила. Если задания покажутся тебе трудными, ты можешь обратиться к теоретическим сведениям, выбрав ссылку «Повторить правило». После тестов по каждому разделу проверь свои знания, выполнив контрольное списывание. Желаем удачи в освоении норм русского литературного языка!
Слайд 3
Содержание I. Классификация орфограмм V. Написание букв и – ы после ц II. Правописание приставок III. Правописание гласных в корнях с чередованием о//а IV. Правописание О – Ё после шипящих в корнях слов Список литературы
Слайд 4
Вернуться к содержанию Правописание морфем Пиши морфему одинаково Правописание приставок Правописание корней Правописание суффиксов Правописание окончаний Безударные проверяемые чередующиеся Безударные непроверяемые удвоенные непроизносимые Глухие - звонкие гласные согласные существительных прилагательных глаголов существительных прилагательных глаголов Приставки пре- и при- Неизменяемые на письме приставки Приставки на з - с I. Классификация орфограмм
Слайд 5
II. Правописание приставок Сточки зрения правописания все приставки в русском языке делятся на три группы. 1. Одни приставки никогда не изменяются на письме , хотя произносятся по-разному: про ехали , с делать, за бежать . Это неизменяемые на письме приставки : в-(во-),за-,на-,над-,(надо-), по- , про- , под- (подо-) , с- (со -) и другие. 2. Приставки на з – с пишутся то с буквой з ,то с буквой с . Запомните эти приставки : без- (бес-) , вз - ( вс -) , воз-( вос - ),из-( ис -),низ-( нис -) , раз-(рас-), чрез-(через-). Перед буквами глухих согласных в этих приставках пишется с , а перед буквами звонких согласных – з . Например : бе з ж изненный – бе с ш умный. Вернуться к содержанию
Слайд 6
Значение при- Значение пре- 1) приближение, присоединение, прибавление ( при ехать , при бить); 2) расположение вблизи чего-нибудь ( при вокзальный , При морье); 3) неполнота действия ( при открыть , при встать) близкое к значению слова очень ( пре добрый , пре мудрый ); 2) близкое к значению приставки пере- ( пре рвать , пре градить) Вернуться к содержанию 3. Приставки пре - и при - пишутся по особому правилу .Его вы будете изучать в следующем учебном году . Но уже сейчас можно запомнить значение этих приставок , чтобы различать их на письме. Перейти к тесту Перейти к контрольному списыванию
Слайд 7
1. В каком ряду все слова имеют неизменяемую приставку? отползать, сделать, приблизиться бесцеремонный, подтвердить, отдалять сбить, надтреснуть, вписать Вернуться к содержанию Повторить правило Перейти к контрольному списыванию
Слайд 8
2. В каком ряду правописание приставок во всех словах зависит от лексического значения слова? присоединить, преодолеть, бесшумный привокзальный, пресмешной, приползти оттенять, приозёрный, безземельный Вернуться к содержанию Повторить правило Перейти к контрольному списыванию
Слайд 9
3 . В каком ряду правописание приставок во всех словах зависит от качества согласной, следующей за приставкой? подтаять, расцеловать, исцарапать расщелина, иссякнуть, поглощать бесшовный, возделать, вспахать Вернуться к содержанию Повторить правило Перейти к контрольному списыванию
Слайд 10
4 . В каком слове правописание приставки определяется правилом: «В приставках на - з и -с перед звонкими согласными пишется з , а перед глухими – с . схватил рассмотреть сдерживая здоров Вернуться к содержанию Повторить правило Перейти к контрольному списыванию
Слайд 11
5 . В каком слове правописание приставки не определяется правилом: «В приставках на - з и -с перед звонкими согласными пишется з , а перед глухими – с . измучивала исцеляла беспомощный сберегать Вернуться к содержанию Повторить правило Перейти к контрольному списыванию
Слайд 12
6 . В каком ряду во всех словах пишется приставка при- ? пр..озёрный, пр.. градить , пр..спокойный пр..усадебный, пр..дорожный, пр..открыть пр..неприятный, пр..клеить, пр..ползти Вернуться к содержанию Повторить правило Перейти к контрольному списыванию
Слайд 13
7 . В каком ряду во всех словах пишется приставка пре - ? пр..скакать, пр..влечь, пр..длинный пр..мчаться, пр.. йти , пр..ползти пр..одолеть, пр..смешной, пр..забавный Вернуться к содержанию Повторить правило Перейти к контрольному списыванию
Слайд 14
Время нежности и грусти Прощальными ра ..катами пр..гремели летние грозы. Ливни п..шли на убыль. Но солнце ещё щедро о..даёт своё тепло. В августе улавливаешь приметы п.. рехода лета в осень. В этих приметах нежность и грусть. Разнотравье пр.. вратилось в душистые скирды. Небо ра ..чистилось от облаков и стало звонким. Оно пр..готовилось и ждёт, когда в нём з ..звенят прощальные поклики птиц. Когда в полдень пр.. пекает солнце, з .. мечаешь особо нежное томление земли. Зелёная листва о..служила своё и начинает блекнуть. П..линяли краски летней поры. Солнце выплывает теперь в глубокой тишине и п..серевших от ночной прохлады туманах. (По А. Марину.) Контрольное списывание Спишите текст, вставляя пропущенные буквы в приставках. Проверить Вернуться к содержанию Повторить правило
Слайд 15
Время нежности и грусти Прощальными ра с катами пр о гремели летние грозы. Ливни пошли на убыль. Но солнце ещё щедро о т даёт своё тепло. В августе улавливаешь приметы п е рехода лета в осень. В этих приметах нежность и грусть. Разнотравье пр е вратилось в душистые скирды. Небо ра с чистилось от облаков и стало звонким. Оно пр и готовилось и ждёт, когда в нём з а звенят прощальные поклики птиц. Когда в полдень пр и пекает солнце, з а мечаешь особо нежное томление земли. Зелёная листва о т служила своё и начинает блекнуть. П о линяли краски летней поры. Солнце выплывает теперь в глубокой тишине и п о серевших от ночной прохлады туманах. (По А. Марину.) Вернуться к содержанию
Слайд 16
III. Правописание корней с чередованием а//о 1. В корнях -лаг-//-лож- и - кас -//-кос- буква а пишется в том случае, если за корнем стоит суффикс -а- : предл а гать, прик а саться. Если этого суффикса нет, то пишется о: предл о жение, прик о снуться. Обратите внимание на то, что в корне -лаг-//-лож- буква а пишется перед г, а буква о – перед ж : сл а гать – сл о жить. 2. В корне - раст -//- ращ -//-рос- буква а пишется перед ст и щ ; о – перед с : расти, выращенный, выросли. Исключения: росток, отрасль, ростовщик, Ростислав, Ростов. Вернуться к содержанию Перейти к тесту Перейти к контрольному списыванию
Слайд 17
1. Выбери слово, в котором пишется буква «о». к… сание предл …гать выр …с выр … щивать Вернуться к содержанию Повторить правило Перейти к контрольному списыванию
Слайд 18
2. В какой строчке во всех словах пишется буква «а»? р.. сти , нар.. щивать , р..сток прил.. гательное , предл ..гать, выр .. сти прик .. саться , отр .. сль , предл ..жить Вернуться к содержанию Повторить правило Перейти к контрольному списыванию
Слайд 19
Вернуться к содержанию 3. Укажите неправильное утверждение. Буква «о» пишется в корнях перед «г» и перед « ст ». Буква «о» пишется в корнях перед «с» и перед «ж». Буква «а» пишется в корнях пред «щ» и перед «г». Повторить правило Перейти к контрольному списыванию
Слайд 20
4. Укажите правильное утверждение: Вернуться к содержанию В корнях - кас -/-кос- « о » пишется, если после корня есть суффикс - а- В корнях перед « ст » пишется буква « о » В корнях - кас -/-кос- « а » пишется, если после корня есть суффикс - а- Повторить правило Перейти к контрольному списыванию
Слайд 21
5. Укажите слово с безударной гласной в корне, не проверяемой ударением. хотим минуты подоконник выпрямился Вернуться к содержанию Повторить правило Перейти к контрольному списыванию
Слайд 22
6. Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне. доказать предполагаемый деревянный передать Вернуться к содержанию Повторить правило Перейти к контрольному списыванию
Слайд 23
7. В каком слове пропущена безударная проверяемая гласная корня? в.. лейбол возр .. ст св..сток р.. шение Вернуться к содержанию Повторить правило Перейти к контрольному списыванию
Слайд 24
1. Длинные тени домов, заборов л.. жились красиво по светлой, пыльной д..роге. (Л. Т.) 2. Сум.. рки изб и шум дождя за окном распол .. гали ко сну. 3. Носильщики предл .. гали свои услуги п.. ссажирам . 4. На следующий день предпол .. гался подъём в гору. 5. Испокон века книга р.. стит ч.. ловека . (Посл.) 6. Возвышенность пор.. сла ст.. пными травами. ( Сол .) 7. Впереди к дороге подступала пыльная ореховая пор.. сль . (Наг.) 8. Солнечные лучи почти никогда не к.. саются х.. лодной серебристой влаги родника. (Т.) 9. Муму принялась есть с обычной св..ей вежливостью, едва прик .. саясь мордочкой до кушанья. (Т.) 10. Солнце уже к.. снулось края ст..пи. ( Сераф .) 11. К учебнику прил.. гаются контурные карты. Контрольное списывание Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Проверить Вернуться к содержанию Повторить правило
Слайд 25
Вернуться к содержанию 1. Длинные тени домов, заборов л о жились красиво по светлой, пыльной д о роге. (Л. Т.) 2. Сум е рки изб и шум дождя за окном распол а гали ко сну. 3. Носильщики предл а гали свои услуги п а ссажирам. 4. На следующий день предпол а гался подъём в гору. 5. Испокон века книга р а стит ч е ловека. (Посл.) 6. Возвышенность пор о сла ст е пными травами. ( Сол .) 7. Впереди к дороге подступала пыльная ореховая пор о сль. (Наг.) 8. Солнечные лучи почти никогда не к а саются х о лодной серебристой влаги родника. (Т.) 9. Муму принялась есть с обычной св о ей вежливостью, едва прик а саясь мордочкой до кушанья. (Т.) 10. Солнце уже к о снулось края ст е пи. ( Сераф .) 11. К учебнику прил а гаются контурные карты.
Слайд 26
IV. Буквы О – Ё после шипящих в корнях слов В подавляющем большинстве слов в корне после шипящих пишется буква ё . К этим словам можно подобрать однокоренные с буквой е: ч ё рный — ч е рнеть, ж ё лтый — ж е лтеть, деш ё вый — деш е вле, ч ё лка — от ч е ло и т.д. В корнях нескольких слов после шипящих пишется б уква о , обозначающая ударный гласный. К этим словам нельзя подобрать однокоренные с буквой е . Запомните некоторые из них: крыж о вник ш о рох ш о в ш о рты капюш о н трущ о ба ч о порный ч о каться Вернуться к содержанию Перейти к тесту Перейти к контрольному списыванию
Слайд 27
крыжовник, пчолы , шёпот, чёрный трущоба, чёкаться , шов, шорты капюшон, чопорный, шорох, жёлтый Вернуться к содержанию 1. Найдите строчку, где все слова написаны правильно: Повторить правило Перейти к контрольному списыванию
Слайд 28
Вернуться к содержанию 2 . Найдите имя существительное, в котором пишется буква «о» ш ..пот прош ..л обожж .. нный ш ..лк печ .. шь ч.. лка сбереж ..т ш .. мпол Повторить правило Перейти к контрольному списыванию
Слайд 29
3. В какой строчке во всех словах пишется буква «о»? капюш .. н , ш ..рты, ш ..в. ч.. рный , ш .. рох , ч.. каться . щ .. лка , ж.. лтый , ч.. порный . Вернуться к содержанию Повторить правило Перейти к контрольному списыванию
Слайд 30
4. В какой строчке все слова пишутся с буквой «ё» ? Вернуться к содержанию ш .. рох , ч.. лка , прич .. ска ж.. лудь , ж.. рнов , кош.. лка крыж..вник, трущ ..ба, ш ..пот ж.. лтый , пч .. лы , ш .. рник Повторить правило Перейти к контрольному списыванию
Слайд 31
5 . Выберите слово, в котором пишется буква «ё» Вернуться к содержанию трущ ..ба щ .. лка ч.. каться ч.. порный Повторить правило Перейти к контрольному списыванию
Слайд 32
1. Окна стали ч.. рными , ш .. рохи за шторами. (А. Барто .) 2. В тишине лесной глуши ш ..пот к ш .. роху спешит. (В. Суслов) 3. Волки, лисы, ястребы, совы, даже маленькие хищные горностаи и ласки издали замечают белую ш .. рстку и белые перья на ч.. рных проталинах. (В. Бианки) 4. Ваня отош ..л в сторону. Он сел на старый мельничный ж.. рнов , положил подбородок на кулаки и стал терпеливо ждать. (Кат.) 5. Я выглянул в щ .. лку палатки. Всё небо было затянуто, ш ..л мелкий холодный дождь. (Пришв.) 6. По берегу озера бегает, ноги мочит, в ч.. рной косыночке и в ч.. рном переднике, белощ .. кая трясогузка. (Пришв.) 7. Ветер, резкий и ж.. сткий , несёт вдоль тротуаров холодную пыль. ( Прилеж .) 8. Озорница пч .. лка села мне на ч.. лку . На макушку – скок. Думала: цветок! (Корч.) 9. Солнце глянуло сквозь щ .. лку , свесив огненную ч.. лку . Вышел ёж с сапожной щ .. ткой , занялся работой ч.. ткой . (Я. Козловский.) Контрольное списывание Выпишите слова с Ё после шипящих в одну колонку, с О – в другую. Проверить Вернуться к содержанию Повторить правило
Слайд 33
Вернуться к содержанию Ё Чёрными, шёпот, шёрстку, чёрных, отошёл, жёрнов, щёлку, шёл, чёрной, чёрном, белощёкая, жёсткий пчёлка, чёлку, щёлку, чёлку, щёткой, чёткой. О Шорохи, шороху
Слайд 34
Буквенное сочетание ЦИ пишется: в корнях слов ци рк ци фра в словах на - ци ци демонстра ци ак ци Буквенное сочетание ЦЫ пишется: в окончаниях табли цы ку цы й в словах с суфиксом - ын цы н кури цы н куни цын Вернуться к содержанию я я я я ы ы й Перейти к тесту V. Написание букв и – ы после ц Перейти к контрольному списыванию
Слайд 35
1. В каком слове пропущена буква и после ц ? ц..ганский синиц.. ц ..плёнок традиц ..я Вернуться к содержанию Повторить правило Перейти к контрольному списыванию
Слайд 36
2. В каком слове пропущена буква ы после ц ? ц .. рюльник конституц ..я рукавиц.. мотоц .. кл Вернуться к содержанию Повторить правило Перейти к контрольному списыванию
Слайд 37
3. Написание какого слова не определяется правилом о правописании букв И- Ы после Ц ? ц .. трусовый эмоц ..я ц.. гейка ц .. лебный Вернуться к содержанию Повторить правило Перейти к контрольному списыванию
Слайд 38
4 . В каком предложении есть слово, являющееся исключением из правила ? К нам приехал ц .. рк . У нас в деревне живут маленькие ц .. плята . В нашем организме постоянно ц .. ркулирует кровь. Мама купила новый ц .. ркуль . Вернуться к содержанию Повторить правило Перейти к контрольному списыванию
Слайд 39
5 . Найдите строчку, в которой все слова пишутся с буквой Ы . птиц.. н , ц ..куль, спиц.., спец.. алист волчиц.., Куниц.. н , борц .., молодц .. конц .., ц .. ничность , рукавиц.., лекц ..я Вернуться к содержанию Повторить правило Перейти к контрольному списыванию
Слайд 40
6 . Найдите строчку в которой все слова пишутся с буквой И . дикц ..я, эволюц ..я, коллекц ..я милиц ..онер, куриц.. н , полиц ..я ц .. ркуляция , отц .., купц .. Вернуться к содержанию Повторить правило Перейти к контрольному списыванию
Слайд 41
7 . В каком слове допущена ошибка ? энциклопедия рацыя (кусочек) пиццы Вернуться к содержанию Повторить правило Перейти к контрольному списыванию
Слайд 42
1. Язык – это история народа. Язык - это путь ц .. вилизации и культуры… Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. ( Купр .) 2. Великий М.В. Ломоносов впервые в мире научно обосновал принц.. п полёта аппарата тяжелее воздуха, построил и испытал такой аппарат в виде модели вертолёта. 3. Коллекц .. онирование иллюстрированных почтовых карточек спец.. алисты называют филокартией. 4. Сухой ц .. корий рос по сторонам тропинок. 5. Высокие лиственниц.. стояли впереди с приземистыми елями. 6. Горная куропатка славится добротой. Если куропатку-соседку ястреб скогтит или лисица сцапает, она непременно заберёт к себе осиротевших ц .. плят . Контрольное списывание Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Проверить Вернуться к содержанию Повторить правило
Слайд 43
1. Язык – это история народа. Язык - это путь ц и вилизации и культуры… Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. ( Купр .) 2. Великий М.В. Ломоносов впервые в мире научно обосновал принц и п полёта аппарата тяжелее воздуха, построил и испытал такой аппарат в виде модели вертолёта. 3. Коллекц и онирование иллюстрированных почтовых карточек спец и алисты называют филокартией. 4. Сухой ц и корий рос по сторонам тропинок. 5. Высокие лиственниц ы стояли впереди с приземистыми елями. 6. Горная куропатка славится добротой. Если куропатку-соседку ястреб скогтит или лисица сцапает, она непременно заберёт к себе осиротевших ц ы плят. Вернуться к содержанию
Слайд 44
Список литературы , использованной для работы над проектом Блинова Г. И., Антохина В. А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2001. Львова С. И. Русский язык 5 класс (учебник в 3 частях). – М.: Мнемозина, 2012. Малюшкин А. Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку 5 класс. – М., 2006. Цыбулько И.П. ЕГЭ-2013. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов. М.: Национальное образование, 2012. Вернуться к содержанию
Фокус-покус! Раз, два,три!
Рисуем ананас акварелью
Снежная сказка
Несчастный Андрей
Швейня