Известна мысль: нет двух одинаковых учеников. Эта педагогическая аксиома должна быть ведущим требованием в разработке дифференцированного подхода к учащимся.
Дети школьного возраста самими условиями школьной жизни ограничены в естественной потребности – двигаться столько, сколько нужно для нормального, гармоничного физического развития и здоровья. Учитель физической культуры, тренер спортивной школы должны быть более всего озабочены повышением оздоровительной роли занятий физическими упражнениями. Повседневную двигательную активность следует рассматривать, как естественную основу накопления резервов здоровья.
Выход из двигательного кризиса видится как в использовании методов комплексного(интегрального) развития физических качеств, так и в повышении интенсивности и объема физической активности в формировании потребности здорового образа жизни современного школьника через внеклассные направления ФВ в школе.
Для урока физической культуры характерным является строгая регламентация деятельности занимающихся и педагогическая деятельность учителя. Этим частично достигается оздоровительная направленность урока .Когда учащимся дается одинаковая для всех физическая нагрузка и вид деятельности, то для одних она оказывается оптимальной, для других – недостаточной, для третьих – слишком большой.
В итоге первые работают с достаточным тренировочным и двигательным эффектом, у вторых получается только поддерживающий режим, а третьи реагируют снижением тренировочного эффекта и стойким неприятием физических упражнений.
Следовательно, в практической работе учителю необходимо умело организовать внеклассные направления ФВ в школе. Интенсификации учебного процесса по физическому воспитанию отводиться особое место в улучшении физического развития, физической подготовленности, состоянии здоровья (ЗОЖ), интеллектуальном развитии, комунникативности, способностью к активной жизненной позиции учащихся /В.И.Лях,2001 г./.
Острота действия многих факторов постоянно меняется, адекватно должна меняться структура и формы внеклассного направления ФВ школьников . Организация спортивных секций, кружков должна адекватно реагировать на новые, интересные для молодежи виды ФК и спорта (пар-кур, единоборства, танцевальные направления и т.д.).
Все это и определило цель работы исследовательской
группы 9 «А» класса: изучить влияния физической активности в формировании потребности здорового образа жизни современного школьника через внеклассные направления ФВ и спорта в школе.
А также определило задачи работы исследовательской
группы 9 «А» класса:
1. Изучить изменения уровня физической подготовленности группы учащихся ( за период наблюдения).
2. Оценить изменения успеваемости и уровня здоровья учащихся этой группы.
3. Сопоставить направленность и величину успеваемости, уровня здоровья и показателей физической подготовленности учащихся за период исследования.
4. Изучить возможность оценки формировании потребности здорового образа жизни современного школьника через внеклассные направления ФВ в школе.
5. Изучить изменения «структуры здоровья» учащихся под воздействием занятий физическими упражнениями на уроках физической культуры и внеклассных направления ФВ в школе 8х - 11х классов.
Гипотеза работы:
Влияние физической активности через внеклассные направления (группы ОФП, спортивные секции, плавание, туристическая работа, игры на местности, психологические и нравственные постулаты в детском и юношеском коллективе) в формировании потребности здорового образа жизни современного школьника – является одними из основополагающими , выявленных в этапных обследованиях в течении учебного года.
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnyy_proekt_po_fizicheskoy_kulture_9_kl.doc | 218.5 КБ |
«Учебный проект по физической культуре- 2012».
МБОУ СОШ №34
г.Ставрополь
Тема:
«Изучение влияния физической активности в формировании потребности здорового образа жизни современного школьника через внеклассные направления ФВ в школе »
Авторы: исследовательская группа уч-ся 9 «А» класса-Миргородский Иван Андреевич, Булгаков Денис, Чебоненко Евгений Александрович, Гаврилин Владислав Павлович, Берсенева Алена Сергеевна, Толикова Алина Владиславовна, Пашин Руслан Владиславович, Зимин Алексей Эдуардович, Рамазанов Марат Рамазанович, Климова Маргарита Владимировна, Касатонова Ольга Вячеславовна, Мосин Сергей Владиславович,
Емельяненко Михаил Сергеевич, Данилов Владислав Дмитриевич, Колесников Кирилл Вадимович.
Руководитель проекта:
учитель физической культуры
высшей категории МБОУ СОШ №34,
тренер высшей категории СШЕ
Первых Александр Николаевич.
http://nsportal.ru/pervyh-aleksandr-nikolaevich
http://sch34.stavedu.ru/istoriya-mou-sosh-34
Ведение
В числе понятий, существенных для характеристики средств и методов физического воспитания, одним из основных является «влияния физической активности в формировании потребности здорового образа жизни современного школьника через внеклассные направления ФВ в школе».
Дифференцированный подход к учащимся при занятиях физической культурой и спортом в практике физического воспитания осуществляется чаще всего на основании их принадлежности к основной, подготовительной и специальной медицинской группе.
Однако, в одинаковых возрастных группах наблюдаются большие индивидуальные отклонения в физическом развитии, физической подготовленности, состоянии здоровья (ЗОЖ), интеллектуальном развитии, комунникативности, способностью к активной жизненной позиции. Имеется существенное несоответствие между учащимися которые занимаются спортом и ФК, и учащимися которые «предоставлены сами себе» - асоциальное поведение( алкоголизм, курение, наркомание и т.д). /Н.И.Миклашевская, В.С.Соловьева, С.З.Годик, А.В.Волкова, 1998 г./.
Поэтому без учета этой особенности школьников нельзя рационально построить процесс воспитания и формирования современной, жизнеутверждающей личности . Нас не может удовлетворить методика рассчитанная на, так называемого, «среднего» школьника. Один из основных принципов обучения и воспитания – учет особенностей каждого ученика в целях выбора адекватных методов педагогического воздействия. Известна мысль: нет двух одинаковых учеников. Эта педагогическая аксиома должна быть ведущим требованием в разработке дифференцированного подхода к учащимся.
Дети школьного возраста самими условиями школьной жизни ограничены в естественной потребности – двигаться столько, сколько нужно для нормального, гармоничного физического развития и здоровья. Учитель физической культуры, тренер спортивной школы должны быть более всего озабочены повышением оздоровительной роли занятий физическими упражнениями. Повседневную двигательную активность следует рассматривать, как естественную основу накопления резервов здоровья.
Выход из двигательного кризиса видится как в использовании методов комплексного(интегрального) развития физических качеств, так и в повышении интенсивности и объема физической активности в формировании потребности здорового образа жизни современного школьника через внеклассные направления ФВ в школе.
Для урока физической культуры характерным является строгая регламентация деятельности занимающихся и педагогическая деятельность учителя. Этим частично достигается оздоровительная направленность урока .Когда учащимся дается одинаковая для всех физическая нагрузка и вид деятельности, то для одних она оказывается оптимальной, для других – недостаточной, для третьих – слишком большой.
В итоге первые работают с достаточным тренировочным и двигательным эффектом, у вторых получается только поддерживающий режим, а третьи реагируют снижением тренировочного эффекта и стойким неприятием физических упражнений.
Следовательно, в практической работе учителю необходимо умело организовать внеклассные направления ФВ в школе. Интенсификации учебного процесса по физическому воспитанию отводиться особое место в улучшении физического развития, физической подготовленности, состоянии здоровья (ЗОЖ), интеллектуальном развитии, комунникативности, способностью к активной жизненной позиции учащихся /В.И.Лях,2001 г./.
Острота действия многих факторов постоянно меняется, адекватно должна меняться структура и формы внеклассного направления ФВ школьников . Организация спортивных секций, кружков должна адекватно реагировать на новые, интересные для молодежи виды ФК и спорта (пар-кур, единоборства, танцевальные направления и т.д.).
Все это и определило цель работы исследовательской
группы 9 «А» класса: изучить влияния физической активности в формировании потребности здорового образа жизни современного школьника через внеклассные направления ФВ и спорта в школе.
А также определило задачи работы исследовательской
группы 9 «А» класса:
1. Изучить изменения уровня физической подготовленности группы учащихся ( за период наблюдения).
2. Оценить изменения успеваемости и уровня здоровья учащихся этой группы.
3. Сопоставить направленность и величину успеваемости, уровня здоровья и показателей физической подготовленности учащихся за период исследования.
4. Изучить возможность оценки формировании потребности здорового образа жизни современного школьника через внеклассные направления ФВ в школе.
5. Изучить изменения «структуры здоровья» учащихся под воздействием занятий физическими упражнениями на уроках физической культуры и внеклассных направления ФВ в школе 8х - 11х классов.
Гипотеза работы:
Влияние физической активности через внеклассные направления (группы ОФП, спортивные секции, плавание, туристическая работа, игры на местности, психологические и нравственные постулаты в детском и юношеском коллективе) в формировании потребности здорового образа жизни современного школьника – является одними из основополагающими , выявленных в этапных обследованиях в течении учебного года.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Новизной проведенного исследования явилось применения оценки функциональных возможностей организма школьников адаптационный потенциал системы кровообращения.
Обзор литературы и использование ИКТ.
Двигательная активность- не только особенность высокоорганизованной живой материи, но и необходимое условие самой жизни. Это подтверждено неоднократно в специальных экспериментах и наблюдениях. Ход эволюции развития человека предопределил нормальное функционирование всех его органов и систем в условиях активной двигательной деятельности. О ее значении в общебиологическом смысле , т.е. для роста и развития живого организма академик А.А.Ухтомский писал еще в начале 20 века. Тот факт, что во время мышечной работы активизируется не только нервно-мышечный аппарат, но и работа внутренних органов, нервная и гуморальная регуляция, что двигательная активность совершенствует физические особенности, повышает работоспособность и способствует увеличению продолжительности жизни, общеизвестен.
Вместе с тем, в последние годы наблюдается снижение интереса к таким популярным ранее видам, как тяжелая атлетика, спортивная гимнастика, плавание, некоторым спортивным играм, увеличение текучести занимающихся в спортивных школах и секциях.
По мнению ученых, это объясняется тем, что организаторы физкультурно-спортивной работы недостаточно учитывают человеческий фактор. Наряду с созданием объективных условий для занятий (строительство новых стадионов, спортзалов и бассейнов, обеспечение спортинвентарем и оборудованием, увеличение числа квалифицированных специалистов) не уделяется должного внимания субъективным факторам — потребностям, мотивам, целям и интересам занимающихся.
Изучением субъективных факторов занимается социальная психология физического воспитания и спорта. Она исходит из положения об обусловленности всех социально-психологических явлений системой общественных отношений, о необходимости рассмотрения различных проявлений активности человека, его отношений, сознания и деятельности во взаимосвязи с окружающей макро- и микросредой. Работы ученых имеют широкий диапазон — от изучения механизмов воздействия средств массовой коммуникации (радио, телевидение, пресса и др.) на физкультурно-спортивную активность различных общностей людей до исследования проблем формирования мотивации и особенностей воздействия на личность различных сторон физкультурно-спортивной деятельности.
Потребности. Любая активность человека возникает в результате появления у него некоторой нужды, потребности.
Потребность в общем значении — это нужда, надобность, объективная необходимость в определенных условиях существования и развития личности, это та сила, которая заставляет человека проявлять активность.
Круг потребностей человека очень широк. В основе всякого процесса удовлетворения (насыщения) потребности лежит активность человека. Возникновение определенной нужды заставляет его проявлять активность в целом ряде направлений. Например, потребность в общении может удовлетвориться в общественной, организаторской и трудовой деятельности. Вместе с тем, участие в какой-то одной деятельности приводит к удовлетворению целого ряда потребностей, на первый взгляд, даже не связанных между собой: в занятиях ОФК и МС удовлетворяется необходимость в общении, отдыхе, познании.
Процесс образования и развития потребностей очень сложен,
имеет множество путей.
Во-первых он связан с изменением положения индивида в жизни, в системе его взаимоотношений с окружающими людьми. В каждый возрастной период человек занимает разные места в жизни, это определяет и характер требований, которые предъявляются к нему обществом. Человек только тогда испытывает эмоциональное благополучие, бывает удовлетворен, когда он способен ответить предъявляемым требованиям.
Во-вторых, новые потребности возникают в связи с усвоением человеком новых форм деятельности, с овладением готовыми предметами культуры, с приобретением определенных навыков.
В-третьих, происходит развитие самой потребности от элементарных форм к более сложным, качественно своеобразным.
В-четвертых, развивается структура мотивационной сферы человека: взаимодействующие потребности и мотивы. Как правило, с возрастом изменяются ведущие, доминирующие потребности и их иерархия.
Потребности теснейшим образом связаны с эмоциями: переживаниями, ощущениями приятного или неприятного, удовольствия или неудовольствия. Удовлетворение (насыщение) потребности сопровождается возникновением положительных эмоций (радость, счастье и др.), неудовлетворение (дефицит) — отрицательных (отчаяние, печаль и т.д.).
В зависимости между развитием потребностей и эмоциями психологи выделяют два момента:
.
Мотивы. Активность всегда связана с появлением тех или иных мотивов деятельности. Мотивы возникают и формируются на основе потребностей, однако только при высшем уровне отражения человеком своих потребностей — их осознании. Мотивы всегда являются субъективным отражением потребностей. Мотивы индивидуально специфичны и изменчивы. Развитие их происходит под влиянием окружающей действительности и в процессе воспитания и обучения
Можно выделить (по содержанию) шесть основных типов мотивов (Й.Г. Келишев):
Физического самосовершенствования. Стремление определенной части молодежи ускорить темпы своего развития с тем, чтобы занять достойное место в своем окружении, добиться признания и уважения.
Дружеской солидарности. Желание быть вместе со своими сверстниками, коллегами, находиться в сфере их общения, активно сотрудничать с ними.
Долженствования. Молодым людям кем-то извне вменяются в круг обязан-ностей занятия ОФК и МС.
Долженствование имеет для молодежи различный психологический смысл. Это зависит от многих факторов: ситуации, окружения, роли и статуса обязывающих лиц — родителей, старших братьев и сестер, родных и близких, преподавателей физкультуры, тренеров и др.
Самая простая и наиболее распространенная разновидность этого мотива — обычное послушание, дисциплинированность, стремление быть хорошим.
Более высокая ступень мотива долженствования проявляется в ответственности перед школьным или студенческим коллективом. Наиболее одаренным юношам и девушкам поручается выступить на соревновании, защитить честь класса, школы, института, при этом отмечается моральная ответственность за участие или неучастие. Такое воздействие на личность не остается бесследным, молодежь стремится заниматься физкультурой и спортом.
Соперничества. Стремление выделиться, самоутвердиться в среде сверстников и товарищей, добиться авторитета и поднять свой престиж, быть первым, достичь как можно большего.
Подражания. Стремление быть похожими на людей, которые имеют определенные успехи в физкультурно-спортивной деятельности или же обладают особыми качествами и достоинствами, приобретенными в результате занятий.
Образ знаменитого спортсмена становится действенным стимулом, служит определяющим фактором выбора форм занятий или вида спорта.
Спортивных достижений. Стремление добиться каких-либо значимых результатов.
Спортивные мотивы многообразны, как и ступени достижений, и определяются уровнем притязаний. Поскольку достижения в любом виде общественно полезной деятельности, в том числе и в физкультуре и спорте, высоко оцениваются окружающими, вполне естественно, что сами по себе достижения играют важную роль.
К названным основным мотивам можно причислить и второстепенные:
Процессуальный. Привлекает преимущественно не результат, а сам процесс занятий. Люди занимаются ОФК и МС просто потому, что это им интересно.
Игровой. Развлечения и игры. Любая игра в спортзале и на спортивной площадке, на суше или в воде, с мячом или без него, в одиночестве или в команде является прекрасным средством развлечения, нервной разрядки, отдыха.
Комфортности. Желание заниматься, но только при благоприятных условиях: в близко расположенном спортзале или на стадионе, в удобное время, при обеспеченности спортинвентарем, у хорошего тренера и др.
К любым занятиям человек побуждается не одним определенным мотивом, а, как правило, несколькими. Доминирующие мотивы, в свою очередь, подкрепляются второстепенными, в целом образуется система или комплекс мотивов. Любая деятельность, в том числе и физкультурно-спортивная, является полимотивированной (И.В. Имедадзе).
Сходные потребности могут реализовываться в различных мотивах, и наоборот, за однотипными мотивами всегда могут стоять разные потребности. На базе одной потребности может формироваться целый комплекс мотивов, и напротив, один мотив способен вобрать в себя несколько потребностей (Б.Ф. Ломов). Например, на базе потребности в самоутверждении возникают мотивы физического самосовершенствования, соперничества, спортивных достижений как по отдельности, так и совместно. Однако и один мотив, к примеру игровой, может впитать в себя кроме потребности в развлечениях, играх, отдыхе, эмоциональной разрядке также и потребность в движениях, физических нагрузках, общении, в самоутверждении.
Итак, мотивам физкультурно-спортивной деятельности, непосредственным побудителям активности, следует уделять особое внимание, систематически проводить разъяснительную, агитационную и воспитательную работу.
Цели — это психические образования в сознании человека, которые «конструируют» деятельность, определяют ее характер и особенности. То, какой будет деятельность, исходящая из конкретного мотива, обусловливается именно целью.
Цель выступает в двух аспектах: как идеальное или мысленное представление результата и как уровень достижений, на который претендует человек (В.Д. Щадриков). Для физкультурной деятельности большую ценность представляет первый аспект целеполагания, а для спортивной — второй. Вместе с тем, цели будут по-настоящему выполнять направляющую функцию лишь тогда, когда в них сочетаются оба аспекта.
Спортивный. Стремление к достижению высоких спортивных результатов или повышению уже имеющихся, к совершенствованию, завоеванию чемпионских титулов и др. Конкретные целевые установки людей образуются на базе спортивных мотивов (например, процессуальных или игровых).
Физкультурно-оздоровительный. Отсутствие стремлений к спортивному росту и совершенствованию, смутное представление о перспективах в физкультурно-спортивной деятельности. В конкретных целях людей отражается желание укрепить здоровье или поддержать его на достигнутом уровне,
Полуспортивный. Умеренность спортивных притязаний, неопределенность целей. Целеполагание связывается в основном с проверкой возможностей физкультурно-спортивной деятельности. В целях таких людей не отражается даже желание достичь определенных спортивных результатов, а преобладает стремление к соперничеству.
Противоречивый. Отсутствие целей физкультурно-спортивной деятельности.
Установление типов физкультурно-спортивной направленности имеет важное практической значение, ориентирует специалистов на воспитательную работу по формированию недостающих мотивов и помощь людям в постановке конкретных и перспективных целей.
Интересы — довольно значимое звено в цепи побуждения людей к занятиям ОФК и МС. Под ними понимается избирательное отношение человека к объекту, обладающему определенной значимостью и эмоциональной привлекательностью. В каждом интересе обычно представлены оба эти момента, но соотношение между ними на разных уровнях сознания различно. Когда общий уровень сознания невысок, господствует эмоциональная привлекательность объекта. Чем выше уровень осознания, тем большую роль в интересе играет его объективная значимость.
В интересах отражаются потребности человека и средства их удовлетворения. Если потребность вызывает желание обладать предметом, то интерес — ознакомиться с ним.
В структуре интереса различают три основных компонента: эмоциональный, познавательный (когнитивный) и поведенческий (Л.М. Платонова).
Эмоциональный компонент обязателен для любого интереса, он связан с потребностью (ее удовлетворением или неудовлетворением), выражается в том, что человек всегда испытывает определенные чувства, положительные или отрицательные эмоции к объекту или деятельности.
Основные показатели эмоционального компонента: удовольствие; удовлетворенность; величина потребности; оценка личной значимости; удовлетворенность физическим «Я».
Познавательный компонент связан с осознанием свойств объекта, пониманием его пригодности для удовлетворения потребностей и, наконец, поиском и подбором средств, приемлемых для удовлетворения возникшей потребности. Этот компонент опирается на знания, убеждения, мнения и установки человека.
Основные показатели познавательного интереса: убежденность в пользе занятий физической культурой и спортом; признание (глубокое осознание) личной необходимости занятий; определенный уровень знаний; стремление к познанию и расширению знаний.
Психолого-педагогические особенности формирования физкультурно-спортивной мотивации
Для педагогической практики важно определить условия и резервы повышения активности и инициативности людей в занятиях ОФК и МС, установить уровни потребности в физическом самосовершенствовании, наметить путь ее дальнейшего формирования.
Под физическим самосовершенствованием понимается совокупность приемов и видов жизнедеятельности, определяющих и регулирующих позицию человека в отношении своего физического развития, физической подготовленности и состояния здоровья (М.Я. Виленский, А.П. Внуков).
Стремление к физическому самосовершенствованию может иметь различную степень активности — от пассивной до развитой, а направленность — от эгоистической до социально значимой. Именно поэтому важно руководство формированием этого личностно значимого качества. Следует учитывать, что процесс этот сугубо индивидуальный, так как у каждого человека складывается своя, неповторимая система общественных отношений и связанных с ними особенностей поведения, традиций и привычек.
Критерием сформированности потребности принято считать такой уровень самосознания, который активно направляет деятельность на физическое совершенство, здоровый образ жизни, обеспечивает выполнение социальных и профессиональных функций члена общества.
Приемы формирования мотивации
1. Просвещение — действия преподавателя, направленные на формирование сознания, физкультурно-спортивных понятий (занятий) у занимающихся. Просвещение, т.е. воздействие словом, должно органически сочетаться с убеждением делом, с практикой..
Формирование убежденности в необходимости занятий ОФК и МС обязано подкрепляться определенными личными качествами преподавателя и требованиями с его стороны:
2. Упражнение (приучение). Недостаточно сформировать у занимающихся определенные взгляды, нужно и воспитать у них стойкую привычку к активным занятиям. Выполнение физических упражнений, ранее требовавшее раздумий, иногда самоприказа, став привычкой, осуществляется без колебаний и волевых усилий.
В процессе воспитания преподаватель может использовать опосредованные примеры, придерживаясь следующих правил:
Кроме того, нужно помнить, что преподаватель должен воспитывать собственным примером.
3. Стимуляция (поощрение — наказание). Поощрение — это положительная оценка действий и поступков, признание физкультурно-спортивных успехов и достижений, доставляющее моральное удовлетворение. Оно вызывает положительные эмоции, прибавляет силы, формирует соответствующее отношение к деятельности, пробуждает активность и инициативу, способствует воспитанию волевых черт, стимулирует настойчивость, упорство и старательность. Преподаватель физического воспитания, тренер обязаны в совершенстве знать и применять на практике этот действенный способ формирования мотивации.
Методы изучения мотивации
Существует много методов изучения мотивации физкультурно-спортивной деятельности, но на практике целесообразны наиболее доступные — наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент и тесты.
1. Наблюдение — это целенаправленное изучение и анализ действий и поступков занимающихся в различных ситуациях физкультурно-спортивной деятельности: на уроках, тренировках, соревнованиях..
Фиксация результатов наблюдения предполагает овладение средствами и приемами регистрации фактов в протоколах, дневниках и др. Записи можно вести в следующей форме:
Дата | Ф.И.О. | Поступок (действие) | Условия, способствующие возникнове- нию поступка (действия) | Эмоции, сопровож- дающие поступок (действие) | Речевые ре акции, сопровождающие поступок (действие) | Предпола- гаемые мотивы поступка (действия) | Общий анализ поступка (действия) |
Самое существенное преимущество наблюдения перед другими методами — естественность. Однако в этом случае преподаватель находится в пассивной позиции, вынужден ждать, когда наступит интересующее его явление. Это отрицательный момент. Кроме того, причинно-следственные (мотивационные) связи неотделимы от условий, в которых они возникают, и трудно оценить существенность этих условий, а следовательно, и мотивы действий. Этот недостаток удается в той или иной мере преодолеть в исследованиях, проводимых на протяжении длительного времени.
2. Беседа. Заключается в сборе фактов о мотивации путем личного общения с занимающимся по специально составленной программе. Особенность ее: возможность, сохраняя цель проведения беседы, видоизменять вопросы в соответствии с полученными ответами.
Методом беседы можно выяснить физкультурно-спортивное прошлое занимающегося и тем самым получить данные для обеспечения мотивов тех или иных действий.
Несмотря на широкие возможности беседы для оценки мотивации, ее следует рассматривать как вспомогательный метод, используемый либо для получения дополнительных данных, либо как исходный этап исследования отношения занимающихся к физкультурно-спортивной деятельности, оценки этой деятельности в семье занимающегося, собственных его интересов, целей и идеалов.
3. Анкетирование — сбор данных о мотивации на основе письменного отчета учеников по специально составленной программе..
Сопоставление анкет с результатами реальной деятельности занимающихся дает наиболее объективную информацию о мотивах.
4. Тест — метод психологической диагностики(ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ), предназначенный для установления в сравниваемых величинах меж-индивидуальных различий спортивной психологии. Для определения мотивации широко применяются проективные тесты (термин введен американским психологом Л. Франко в 1939 г.). Они имеют ряд преимуществ перед другими методами:
1) относительная свобода выбора ответа и тактики поведения респондента;
2) отсутствие каких-либо внешних показателей оценочного отношения к испытуемому со стороны экспериментатора;
3) измерение не какой-либо отдельной характеристики мотивации, а получение общей ее картины.
5. Эксперимент. Метод сбора фактов о мотивации физкультурников и спортсменов в специально созданных условиях. В практике используется крайне редко, что связано с нехваткой психологических знаний о сущности проблемы мотивации у тренеров и преподавателей.
Час здоровья
Одним из широко используемых методов организации учебного труда является организация и проведение часа здоровья, как для отстающих ребят, так и для всех остальных, так как час здоровья способствует снятию у учащихся статистического напряжения, увеличению их двигательной активности, укреплению здоровья средствами физической культуры, активному отдыху.
Час здоровья организуют и проводят ученические общественные организации, совет коллектива физической культуры школы и его актив, физорги классов под руководством классных руководителей и учителей начальных классов.
Учащиеся занимаются в спортивной форме. Содержание часа здоровья должно быть взаимосвязано с программой по физической культуре. С этой целью во время проведения часа здоровья в игровой и соревновательной форме выполняются упражнения, изученные на уроках физической культуры при прохождении соответствующего раздела программы. Таким образом совершенствуются изученные навыки. Нужно учитывать, что наибольшим интересом у детей и подростков пользуются подвижные и спортивные игры. У младших подростков появляется увлечение определёнными видами спорта. Мальчики (юноши) больше увлекаются хоккеем, футболом, различными видами единоборств, где можно лучше показать своим сверстникам свою ловкость, силу, смелость. Девочки (девушки) предпочитают занятие упражнениями, связанными с проявлением выразительности, плавности. Нравятся девочкам (девушкам) и спортивные игры, а особенно - волейбол, настольный теннис, баскетбол.
Однако какой бы вид спорта ребята не любили, воспитателю необходимо заботиться о разностороннем развитии детей и поэтому включать в занятия для всех учащихся упражнения, направленные на общую физическую подготовку. Это бег на короткие дистанции, прыжки, упражнения с мячом, подвижные игры, подвижные игры, которые должны быть составной частью каждого занятия. Вместе с тем, ребят нужно ориентировать на то, чтобы они уделяли внимание лёгкой атлетике, лыжной подготовке, конькам, спортивной и художественной гимнастике.
Во время часа здоровья должны быть обеспечены строгое соблюдение техники безопасности и медицинский контроль.
Учителя школы, с учётом состояния здоровья, физической подготовленности и личного желания, могут заниматься вместе с учащимися или объединятся в группы для того, чтобы выполнять отдельные упражнения и совершать прогулки на открытом воздухе. При этом следует иметь в виду, что различные по сложности физические упражнения обладают разной степенью воздействия на организм человека. Поэтому при оздоровительных занятиях особенно важен индивидуальный подбор упражнений и дозирование нагрузок.
Система внеклассных занятий ФВ
Направления работы | Показатели |
Количество: Учеников школы, регулярно занимающихся ФУ Работающих спортивных секций | 100% 4-8 (В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОЛИЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ) |
Охват: а) группа ОФП б) занятия в спортивных секциях | 30-40 % 40-50 % 20 % |
Участие каждого ученика в спортивных соревнованиях | 8-10 раз в году |
Количество: Инструкторов по спорту и тренеров Спортивных судей Дней здоровья и спорта (в году) | 10-20% 5-10% 8-10% |
Адаптационный потенциал системы кровообращения
Общеизвестно, что здоровье человека представляет собой многогранное состояние, формирование которого имеет временной диапазон и зависит от многих внутренних (генетических) и внешних (социальных) факторов, к которым относится и физическая нагрузка. Исследования показывают, что человек в процессе индивидуальной адаптации создает запасы (банк) двигательной памяти, составляющие основу приобретенных простых и сложных двигательных реакций. Возникшие в результате систематической физической нагрузки на клеточном уровне синтеза нуклеиновых кислот и белков биохимические и структурные изменения в организме предопределяют формирование долговременной и устойчивой его адаптации, иначе называемой системным структурным следом, представляющим собой определенный физиологический комплекс. Динамика компонентов этого комплекса обеспечивает существенное расширение функции клетки и тем самым увеличивает физиологическую мощность доминирующей функциональной системы, ответственной за адаптацию организма человека к заданной физической нагрузке.
Необходимым условием формирования "физиологического структурного следа" является учет биологической закономерности развития детского организма. Данная закономерность характерна тем, что физическая нагрузка каждого последующего занятия физическими упражнениями должна приходиться на суперкомпенсаторную фазу, наблюдаемую в периоде восстановления. Тренирующий эффект этого занятия должен, по существу, закреплять "след" предыдущего, обеспечивая в итоге кумулятивный эффект, выраженный в виде определенных устойчивых адаптационных перестроек функциональных систем организма ребенка. После прекращения действия характерной физической нагрузки на эти системы активность генетического аппарата в клетках, ответственного за адаптацию конкретных функциональных систем, резко снижается, что ведет к стиранию формирующегося "физиологического структурного следа", составляющего основу тренировочного эффекта урока. Установлено, что "фаза суперкомпенсации" возникает, как правило, на следующий день после активной физической нагрузки (эффект кумуляции). Следовательно, достичь этого эффекта можно лишь в случае, если разрыв между занятиями не будет превышать одного-двух дней, а количество занятий в неделю будет не менее трех-четырех .
Адаптация к физическим упражнениям.
1. Срочная и долговременная адаптация.
Срочная и долговременная адаптация. Резкое изменение условий внешней среды, несущее угрозу организму, запускает его сложную адаптивную реакцию. Основной регуляторной системой последней является гипоталамо - гипофизарноадреналовая система, деятельность которой, в конечном итоге, и перестраивает активность вегетативных систем организма таким образом, что сдвиг гомеостаза устраняется или заблаговременно прекращается. В этой адаптивной перестройке активно участвует и нервная система, особенно ее гипоталамический отдел. В центральной нервной системе происходят изменения клеточного обмена, в частности, повышается метаболизм важнейших биологических макромолекул — РНК и белков. После ликвидации нарушений гомеостаза метаболизм макромолекул в нервных структурах, участвующих в процессе адаптации, все еще остается измененным. В этом и заключается механизм адаптации: если угроза повреждения гомеостаза повторится, она будет протекать уже на фоне измененного, адаптированного к стрессорному воздействию метаболизма клеточных структур.
Поскольку повторное воздействие стресс-фактора приводит к адаптации, а именно на этом основаны тренировки, то сдвиги в метаболизме РНК и белков биологически целесообразны и способствуют более эффективному развитию физиологических адаптации. В процессе формирования адаптации к природным факторам среды ведущую роль играют реакции коры надпочечников, возбуждаемые секрецией адренокортикотропного гормона гипофиза. Любое интенсивное воздействие на организм приводит к появлению в организме изменений, лучше всего определяемых по состоянию надпочечников — их весу и химическому составу или по выделению в кровь и содержанию в тканях гормонов кортикостероидов и катехоламинов. Это касается, в основном, формирования индивидуальных адаптаций, реакций организма на факторы внешней среды.
Необычные факторы окружающей среды (в данном случае – физическая нагрузка) оказывающие неблагоприятное влияние на общее состояние, самочувствие, здоровье и работоспособность человека, называются экстремальными факторами. По длительности воздействия на организм эти факторы могут быть кратковременными, воздействие которых организм компенсирует за счет имеющихся резервов, и длительные, которые требуют адаптационной перестройки деятельности функциональных систем человека, иногда даже неблагоприятной для здоровья.\
При длительных неадекватных воздействиях экстремальных факторов на организм человека функциональные перестройки определяются
Своевременным включением процессов восстановления гомеостаза их силой и продолжительностью.
Большинство адаптационных реакций человеческого организма осуществляются в два этапа: начальный этап срочной, но не всегда совершенной, адаптации, и последующий этап совершенной, долговременной адаптации.
Срочный этап адаптации возникает непосредственно после начала действия раздражителя на организм и может быть реализован лишь на основе ранее сформировавшихся физиологических механизмов. Примерами проявления срочной адаптации являются: пассивное увеличение теплопродукции в ответ на холод, увеличение теплоотдачи в ответ на тепло, рост легочной вентиляции и минутного объема кровообращения в ответ на недостаток кислорода. На этом этапе адаптации функционирование органов и систем протекает на пределе физиологических возможностей организма, при почти полной мобилизации всех резервов, но не обеспечивая наиболее оптимальный адаптивный эффект. Так, бег нетренированного человека происходит при близких к максимуму величинах минутного объема сердца и легочной вентиляции, при максимальной мобилизации резерва гликогена в печени. Биохимические процессы организма, их скорость, как бы лимитируют эту двигательную реакцию, она не может быть ни достаточно быстрой, ни достаточно длительной.
Долговременная адаптация к длительно воздействующему стрессору возникает постепенно, в результате длительного, постоянного или многократно повторяющегося действия на организм факторов среды. Основными условиями долговременной адаптации являются последовательность и непрерывность воздействия экстремального фактора. По существу, она развивается на основе многократной реализации срочной адаптации и характеризуется тем, что в результате постоянного количественного накопления изменений организм приобретает новое качество — из неадаптированного превращается в адаптированный. Такова адаптация к недостижимой ранее интенсивной физической работе (тренировка), развитие устойчивости к значительной высотной гипоксии, которая ранее была несовместима с жизнью, развитие устойчивости к холоду, теплу, большим дозам ядов.
Таков же механизм и качественно более сложной адаптации к окружающей действительности.
При действии на организм слабых, пороговых раздражений (реакция тренировки) в центральной нервной системе развивается возбуждение, быстро сменяющееся охранительным торможением, что обеспечивает снижение ее возбудимости, реактивности по отношению к слабому раздражителю. При действии раздражителей средней силы происходит развитие "реакции активации" — активации защитных систем организма, которая, однако, не носит характера патологической гиперфункции. Уровень энергетического обмена при этой реакции менее экономичен, чем при реакции тренировки, но, в отличие от стресса, не приводит к истощению. Таким образом, адаптация организма к слабым и средним по силе воздействиям происходит без элементов повреждения и истощающих организм энергетических трат. При этом отмечается в первом случае (реакция тренировки) — постепенное, а во втором (реакция активации) — быстрое повышение резистентности организм.
Методы исследования.
Сбор показателей для определения изучение влияния физической активности в формировании потребности здорового образа жизни современного школьника через внеклассные направления ФВ в школе проводился исследовательской группой уч-ся 9 «А» класса в сентябре 2013 в мае 2013 года в МБОУ СОШ №34 г.Ставрополя. В эксперименте было задействовано 70 юношей и 75 девушек 8-10х классов. Для возрастной однородности в группу были включены уч-ся, хронологический возраст которых на месяц обследования составлял 14-17 лет.
Сбор информации для определения уровня здоровья, успеваемости , социального поведения проводился по общепринятой методике.
После сбора этих показателей проводились контрольные испытания с целью определения физической подготовленности.
- Экспериментальная группа №1 – учащиеся которые заняты внеклассных направлениях ФВ(спортивные секции, кружки, модолежнные движения и д.р.).
-Экспериментальная группа №2 - учащиеся которые «предоставлены сами себе».
В подборе контрольных испытаний и условий их проведения, группа опиралась на методические рекомендации, разработанные Л.Б. Корчагиной в своей работе «Таблица оценки физической подготовленности уч-ся общеобразовательных школ г.Москвы». В связи с этим контрольные испытания №1 и №2 проводились в индинтичных условиях (время, место, содержание, форма одежды и др).
В процессе эксперимента все результаты фиксировались в протоколах.
Протоколы:
1.обследования адаптационного потенциала (АП) системы кровообращения, контрольных испытаний.
2. успеваемости .
3.социального поведения.
Определялся фактический возраст школьников. В обследовании детей это важно в связи с имеющимися погодовыми изменениями признаков физического развития и функционального состояния организма. Индекс А – соотношения систолического давления и диастолического артериального давления с учетом возраста: САД + возраст и ДАД. Определение нормальной массы (НМ) тела осуществлялся по таблице, составленной по стандартам физического развития школьников Ставропольского края в соответствии с возрастом и ростом. После этого определялся избыток или дефицит массы тела(М):
М = т-НМ.
Соотношение массы тела с частотой пульса определяли индекс Б .
Затем вычислялся адаптационный потенциал (АП):
АП =___А__+__Б__
100
При анализе экспериментальных данных и оценке групповых различий исследовательская группа уделяла серьезное внимание проблеме математико-статистической обработке данных.
Для сравнения результатов в экспериментальных группах №1 и №2 и показателей достоверности такого сравнения определились: средняя арифметическая величина всех показателей исследования, коэфициэнт корреляции, среднее квадратичное отклонение средней арифметической величины полученной на выборочной совокупности от истинной, которая была-бы получена на генеральной совокупности, достоверность коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Для боле точной оценки достоверности сравниваемых показателей использовался критерий Стьюдента.
Наиболее простым методом определения (уровня здоровья)АП является его вычисление по показателям частоты пульса (ЧП), уровня артериального давления (АД), роста (Р), массы тела (МТ) и возраста (В) по формуле:
АП = 0.004(ЧП) + 0.014(САД) + 0.008(ДАД) + 0.009(МТ) – 0,009(Р) + 0.014(В) – 0.27
САД – систолическое артериальное давление
ДАД – диастолическое артериальное давление
Полученные данные сравниваться с таблицами, приводимым в метод. рекомендациях по оценке АП системы кровообращения школьников, составленными П.А.Филеши и Н.Н.Сиваковой, Ставрополь ,1989 год.
Определение успеваемости:
В течении проведения исследований по окончанию четверти все оценки заносились в ведомость и подчитывалось средняя арифметическая сумма.(А.ср)
а+б+в - количество оценок «5», «4», «3».
с - количество учащихся экспериментальной группы
* а+б+в
А.ср = ---------
с
*Образец ведомости:
№ группы эксперимента | средняя арифметическая сумма | % соотношение | Количество учащихся по годам эксперимента |
№ 1 | |||
№2 |
Определение социального поведения:
По истечению четверти во время проведения эксперимента фиксировались все явления анти-социального поведения в ведомость.
Образец ведомости:
№ группы эксперимента | Количество анти-социалных поступков | % соотношение | Количество учащихся по годам эксперимента |
№ 1 | |||
№2 |
Подведение предварительных итогов по годам эксперимента: Образец ведомости:
Год эксперимента | Уровень здоровья | Уровень успеваемости | Уровень социального поведения |
Сентябрь 2012 уч/год | |||
Май 2013 уч/год |
Анализ и обсуждение полученных данных
Заседание «Круглого стала» исследовательской группой уч-ся 9 «А» класса:
Новизной проведенного исследования явилось применения оценки функциональных возможностей организма школьников (АП системы кровообращения) .
Вычисление адаптационного потенциала (АП):
АП =___А__+__Б__ 100
Содержанием этапных обследований явилось измерение – роста, веса, ЧСС, артериального давления. Контрольные испытания были направлены на определение некоторых показателей физической подготовленности и их изменение в течение наблюдения (челночный бег 3*10м, поднимание туловища из исходного положения лежа – количество раз за 1 мин, прыжок в длину с места). Выбор контрольных тестов обусловлен возможностью их проведения в зале. Испытание проводились по общепринятой методики. Определение Адаптационного потенциала системы кровообращения у каждого уч-ся проводилось по методике предложенной Н.Н.Сиваковой и П.А.Филеши. обследования адаптационного потенциала (АП) системы кровообращения (методика АП).
Полученные данные позволили провести сравнительную оценку изменения средних величин адаптационного потенциала системы кровообращения и проведенных контрольных испытаний., а так же провести сравнительную оценку успеваемости и социального поведения
Сравнительная характеристика изменения средних величин адаптационного потенциала системы кровообращения и некоторых показателей физической подготовленности уч-ся 14-17 лет за учебный год /сентябрь-2012/.
МБОУ СОШ №34 г.Ставрополь
Юноши и девушки 14-17 лет экспериментальной группы №1
/32 мальчиков + 38 девочек = 70 человек/
Показатели | Разновидность двигательных способностей | 09.2012 | 05.2013 | t | Р |
АП |
| 2.70 | 2.84 | 1,924 | >0,05 |
Чел.бег 3*10м (с) | Быстрота | 5.4 | 5.1 | -1.254 | >0,05 |
Поднимание туловища (раз за 30 сек) | Силовые способности | 28 | 30 | -0.054 | >0,05 |
Прыжок в длину с места(см) | Скоростно-силовые | 1.81 | 1.89 | -0.029 | >0,05 |
Потягивание Отжимание (кол-во раз) | Силовые способности | 5 | 8 |
|
|
Юноши и девушки 14-17 лет экспериментальной группы №2
/36 мальчиков + 39 девочек = 75 человек/
Показатели | Разновидность двигательных способностей | 09.2012 | 05.2013 | t | Р |
АП |
| 1.86 | 1.98 | 1,845 | >0,05 |
Чел.бег 3*10м (с) | Быстрота | 7.9 | 7.6 | -1.005 | >0,05 |
Поднимание туловища(раз за 30 сек) | Силовые способности | 18 | 21 | -0.894 | >0,05 |
Прыжок в длину с места(см) | Скоростно-силовые | 1.64 | 1.66 | -0.580 | >0,05 |
Потягивание Отжимание (кол-во раз) | Силовые способности | 2 | 3 |
|
|
-Как видно из приведенных даны, отсутствие достоверности изменения АП и показателей физ.подготовленности за период исследования в экспериментальной группе №1 указывает на то, что систематические занятия ФК и спортом( спортивных секциях и кружках на базе МБОУ СОШ №34) приводит к повышению АП системы кровообращения., улучшению и сохранению здоровья ребят.
-Увеличение величин АП системы кровообращения за период исследования в экспериментальной группе №2 в моем исследовании, рассматривается как результат накапливающегося утомления – подтверждает отсутствие формирования кумулятивного эффекта, ухудшение состояния здоровья. А выявленные незначительные улучшения средних величин показателей физической подготовленности – исследовательская группа склона рассматривать как результат естественного роста школьников.
Структура здоровья – является достаточно информационным показателем, который дает разносторонию характеристику группы.
Сравнительная характеристика динамики средних величин АП системы кровообращения и некоторых показателей физической подготовленности уч-ся 14-17 лет за учебный год /2012-2013/.
Показатели | юноши | девушки | ||
| 09.2012 | 05.2013 | 09.2012 | 05.2013 |
АП | 1.69 | 1.76 | 1.74 | 1.80 |
Подтягивание, поднимание(кол-во раз | 32 | 34 | 20 | 20 |
Чел.бег 3*10м | 9.2 | 9.03 | 9.5 | 9.4 |
Прыжок в длину с места | 160 | 161 | 149 | 149 |
Определение успеваемости:
В течении проведения исследований по окончанию четверти все оценки заносились в ведомость и подчитывалось средняя арифметическая сумма.(А.ср)
а+б+в - количество оценок «5», «4», «3».
с - количество учащихся экспериментальной группы
* а+б+в
А.ср = ---------
с
*Образец ведомости:
№ группы эксперимента | средняя арифметическая сумма | % соотношение | Количество учащихся по годам эксперимента |
№ 1 70 | 4,8765 | 84 % | 67+69+71+70/4 = 70 |
№2 75 | 3,00674 | 52 % | 73+72+77+73/4 = 75 |
Определение социального поведения:
По истечению четверти во время проведения эксперимента фиксировались все явления анти-социального поведения в ведомость.
Образец ведомости:
№ группы эксперимента | Количество анти-социалных поступков | % соотношение | Количество учащихся по годам эксперимента |
№ 1 70 | 1+0+2+0=3 | 2.1 % | 67+69+71+70/4 = 70 |
№2 75 | 6+4+12+19=41 | 30.7 % | 73+72+77+73/4 = 75 |
Подведение итогов по четвертям эксперимента:
Год эксперимента | Уровень здоровья АП системы кровообращения | Уровень успеваемости | Уровень социального поведения | |||
Экспериментальные группы | №1 | №2 | №1 | №2 | №1 | №2 |
09.2012 | 2.56 | 1.85 | 76% | 58% | 1 | 6 |
12.2012 | 2.70 | 1.86 | 78% | 56% | 0 | 4 |
03.2013 | 2.79 | 1.90 | 81% | 55% | 2 | 12 |
05.2013 | 2.84 | 1.98 | 84% | 52% | 0 | 19 |
Анализ успеваемости и социального поведения, уровня здоровья двух групп дает возможность сделать вывод:
1.Экспериментальная группа №1 по истечению эксперимента Доказала – достоверный математический вывод, что школьники занимающиеся внеклассными направлениями ФВ уровень успеваемости высок (84 %)., а экспериментальной группе №2 успеваемость низкая (52%).
2. Анализируя подведение итогов социального поведения, экспериментальная группа № 1 имеет ( 2.1% ) нарушения правил социального поведения общества, а экспериментальная группа № 2 имеет (30.7% ) с явно выраженным увеличением к концу эксперимента.
3. -Как видно из приведенных даны, отсутствие достоверности изменения АП и показателей физ.подготовленности за период исследования в экспериментальной группе №1 указывает на то, что систематические занятия ФК и спортом( спортивных секциях и кружках на базе МБОУ СОШ №34) приводит к повышению АП системы кровообращения., улучшению и сохранению здоровья ребят.
4. -Увеличение величин АП системы кровообращения за период исследования в экспериментальной группе №2 в моем исследовании, рассматривается как результат накапливающегося утомления – подтверждает отсутствие формирования кумулятивного эффекта, ухудшение состояния здоровья. А выявленные незначительные улучшения средних величин показателей физической подготовленности – исследовательская группа 9«А» класса склона рассматривать как результат естественного роста школьников.
Представленные исследовательской группой 9«А» класса данные дают основание говорить о том, что ухудшение структуры здоровья, ухудшение социального поведения и успеваемости- еще раз подтверждает – как основополагающие влияние физической активности через внеклассные направления ФВ и спорта на формирование потребности в физическом развитии, физической подготовленности, состоянии здоровья (ЗОЖ), интеллектуальном развитии, комунникативности, способностью к активной жизненной позиции современного школьника.
Изложенные данные позволяют считать, что цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
http://nsportal.ru/pervyh-aleksandr-nikolaevich
Крутильный маятник своими руками
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Снежная книга
Что есть на свете красота?